Руководства, Инструкции, Бланки

протокол по 5.35 образец на 2016 алименты ссп img-1

протокол по 5.35 образец на 2016 алименты ссп

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Письмо Федеральной службы судебных приставов от 5 июля 2016 г

Письмо Федеральной службы судебных приставов от 5 июля 2016 г. № 00043/16/60663-СВС "О порядке применения положений федеральных законов"

6 сентября 2016

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" 15.07.2016 вступает в силу ряд федеральных законов о внесении изменений в уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательство, в том числе регламентирующих ответственность за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" статья 157 УК РФ изложена в новой редакции.

"Статья 157. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

1. Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, -

наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, -

наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.".

Согласно примечаниям к статье 157 УК РФ неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, признается неуплата без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Таким образом, указанным Федеральным законом из диспозиции статьи 157 УК РФ исключен квалифицирующий признак "злостность" и введена административная преюдиция. В этой связи привлечение должника к уголовной ответственности в случае уклонения от уплаты алиментов возможно только при условии, что он ранее подвергался административному наказанию за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, постановление суда о назначении наказания по делу об административном правонарушении вступило в законную силу и не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления).

Одновременно Федеральным законом от 03.07.2016 № 326-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 5.35.1 "Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей", в соответствии с которой к административной ответственности привлекаются родители или трудоспособные дети, являющиеся должниками по исполнительным производствам, возбужденным на основании судебных актов либо нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов, не уплачивающие без уважительных причин средства на содержание несовершеннолетних детей (нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста) либо нетрудоспособных родителей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Законодателем расширены основания привлечения к административной и уголовной ответственности за неуплату алиментов. Согласно диспозиций статьи 5.35.1 КоАП РФ и статьи 157 УК РФ административная или уголовная ответственность наступает не только за уклонение от исполнения судебного решения о взыскании алиментов, но и за уклонение от исполнения нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.

В соответствии с положениями главы 16 "Соглашение об уплате алиментов" Семейного кодекса Российской Федерации соглашение об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплат алиментов) заключается в письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению и имеет силу исполнительного листа. Согласно статье 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии являются исполнительными документами.

Кроме того, одним из условий наступления административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты алиментов законодатель определил отсутствие уважительных причин их неуплаты.

Так, статьей 114 СК РФ предусмотрена возможность освобождения лица, обязанного уплачивать алименты, от уплаты задолженности по алиментам, если будет установлено, что неуплата алиментов имела место в связи с болезнью должника. В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.1996 № 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов" под уважительными следует понимать обстоятельстве, при которых задолженность по алиментам образовалась у лица по вине других лиц, в частности, в связи с несвоевременной выплатой заработной платы работодателем, задержкой или неправильным перечислением банком алиментных сумм. В соответствии с положением части 2 статьи 112 "Исполнительский сбор" Федерального закона № 229-ФЗ основанием, освобождающим должника от денежного взыскания, налагаемого в случае неисполнения в установленный срок требований исполнительного документа, является наличие доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях).

При этом необходимо учитывать, что приведенный перечень обстоятельств не является исчерпывающим и причины неуплаты алиментов должны устанавливаться в каждом конкретном случае отдельно.

В качестве обязательного условия наступления уголовной ответственности за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей введена неоднократность совершения указанного деяния.

Под неоднократностью в статье 157 УК РФ следует понимать совершение лицом аналогичного деяния, за которое оно ранее подвергалось административному наказанию в соответствии с частями 1, 2 статьи 5.35.1 КоАП РФ в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. В свою очередь, аналогичными следует считать деяния, совпадающие по своим объективным и субъективным признакам.

В соответствии с положениями статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в, законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

С учетом изложенного до наработки следственно-судебной практики реализации новой редакции статьи 157 УК РФ, формирования позиции Верховного Суда Российской Федерации и подготовки ФССП России совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации согласованных методических материалов по порядку применения указанной нормы уголовного закона алгоритм работы по применению мер уголовно-правового воздействия к должникам, уклоняющимся от уплаты алиментов, должен быть следующим:

1. Судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства согласно статье 36 Федерального закона № 229-ФЗ в двухмесячный срок применяется весь комплекс мер принудительного исполнения, направленный на реализацию содержащихся в исполнительных документах требований об уплате алиментов.

2. В случае неуплаты должником без уважительных причин в течение двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства либо по исполнительным производствам, находящимся на исполнении свыше двух месяцев, установленных судом или нотариально удостоверенным соглашением алиментов на содержание несовершеннолетних детей (нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста) либо нетрудоспособных родителей судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.35.1 КоАП РФ, который в соответствии с требованиями статьи 28.8 КоАП РФ направляет судье для рассмотрения по существу.

3. Начальник отдела - старший судебный пристав осуществляет контроль за полнотой проведения исполнительных действий, обоснованным и законным применением полномочий административной юрисдикции, обеспечивает прибытие должника и судебного пристава-исполнителя в суд для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении, контролирует своевременное получение из суда копии постановления по делу об административном правонарушении и сведений об отбытии виновным лицом назначенного судом наказания.

4. Если должник в течение двух месяцев со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания без уважительных причин не выплачивает установленных судом или нотариально удостоверенным соглашением средств на содержание несовершеннолетних детей (нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста) либо нетрудоспособных родителей, судебный пристав-исполнитель составляет рапорт об обнаружении признаков преступления, предусмотренного статьей 157 УК РФ, К рапорту прилагаются копии исполнительного документа, постановления о возбуждении исполнительного производства, постановления по делу об административном правонарушении с отметками о вступлении в законную силу, сведения об отбытии наказания, постановления о расчете задолженности, объяснения взыскателя, должника об обстоятельствах и причинах неуплаты алиментов.

Обращаю внимание, что после вступления в силу указанных федеральных законов уголовные дела, возбужденные до 15.07.2016 по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 157 УК РФ, находящиеся в производстве органов дознания ФССП России, подлежат незамедлительному прекращению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24 УПК РФ. При наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.35.1 КоАП РФ, необходимо выделить материалы дел об административных правонарушениях, составить соответствующий протокол и направить судье для рассмотрения по существу.

Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2016 № 325-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" статья 170.2 УК РФ дополнена примечанием, в соответствии с которым в статье 177 УК РФ задолженностью в крупном размере признается задолженность в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей.

Таким образом, уголовные дела, возбужденные до 15.07.2016 по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 177 УК РФ, в связи с уклонением руководителей организаций или граждан от погашения кредиторской задолженности в сумме менее двух миллионов двухсот пятидесяти тысяч рублей, находящиеся в производстве органов дознания ФССП России, также подлежат незамедлительному прекращению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24 УПК РФ.

На основании изложенного необходимо:

организовать изучение работниками аппарата управления и структурных подразделений территориального органа ФССП России, реализующими функции исполнительного производства и дознания, положений федеральных законов;

обеспечить формирование в отделах организации дознания территориальных органов ФССП России реестров уголовных дел по статьям 157 УК РФ и 177 УК РФ, подлежащих прекращению по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 24 УПК РФ, с учетом изменения закона, в соответствии с приложениями № 1. 2. которые в срок до 15.07.2016 представить в электронном виде в Управление организации дознания;

обеспечить прекращение в срок до 20.07.2016 по основаниям пункта 2 части 1 статьи 24 УПК РФ уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 157 УК РФ, возбужденных до 15.07.2016 и находящихся в производстве, с одновременным выделением дознавателями материалов дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.35.1 КоАП РФ, составлением протокола в порядке статьи 28.2 КоАП РФи направлением материалов дел об административных правонарушениях судье для рассмотрения по существу;

обеспечить прекращение в срок до 20.07.2016 по основаниям пункта 2 части 1 статьи 24 УПК РФ уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 177 УК РФ (при отсутствии крупного размера задолженности), возбужденных до 15.07.2016 и находящихся в производстве. Принять меры к переквалификации обвинения по уголовным делам, возбужденным по статье 177 УК РФ до 15.07.2016 в отношении представителей власти, государственных, муниципальных служащих, а также служащих государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, уклоняющихся от погашения по решению суда кредиторской задолженности на сумму менее 2,25 млн. руб. при наличии в их деянии признаков преступлений, предусмотренных статьей 315 УК РФ;

обеспечить возобновление производства дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 157 УК РФ и статьей 177 УК РФ (при отсутствии крупного размера задолженности), приостановленным по основаниям части 1 статьи 208 УПК РФ, принятие их к производству и прекращение по пункту 2 части 1 статьи 24 УПК РФ в срок до 30.07.2016;

организовать изучение всех находящихся на исполнении свыше двух месяцев исполнительных производств о взыскании алиментных платежей на предмет наличия составов административных правонарушений, предусмотренных статьей 5.35.1 КоАП РФ, и последующего привлечения должников к административной ответственности;

обеспечить контроль применения мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных статьей 157 УК РФ, к должникам, подвергнутым административному наказанию за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, уделив особое внимание привлечению к уголовной ответственности лиц, подвергнутых административному наказанию в соответствии со статьей 5.35.1 КоАП РФ по материалам, выделенным из прекращенных уголовных дел;

организовать проведение с надзирающими прокурорами и представителями судейского сообщества рабочих совещаний по вопросам определения единых критериев привлечения виновных лиц к административной и уголовной ответственности за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей;

обеспечить своевременное направление копий судебных актов по результатам рассмотрения судами уголовных дел по статье 157 УК РФ для размещения в соответствующем разделе электронной "Библиотеки приговоров";

обеспечить своевременное направление в Управление организации дознания донесений по фактам отмены надзирающими прокурорами постановлений о возбуждении уголовного дела, возбуждения уголовного дела по инициативе прокуроров, возвращения надзирающими прокурорами уголовных дел для производства дополнительного расследования либо для пересоставления обвинительного акта, возвращения судами уголовных дел в порядке статьи 237 УПК РФ, вынесения судами оправдательных приговоров либо прекращения судами дел по реабилитирующим основаниям;

при наличии проблемных вопросов правоприменения статьи 157 УК РФ незамедлительно уведомлять Управление организации дознания с приложением в обязательном порядке копий документов, подтверждающих меры, предпринятые для их разрешения на уровне надзорных органов и судов субъекта Российской Федерации.

О результатах проделанной работы с приложением копий протоколов совместных совещаний и зачетных ведомостей сообщить в Управление организации дознания. Информацию разместить в соответствующем разделе АИС ФССП России в срок до 10.08.2016.

И. о. директора Федеральной службы
судебных приставов - главного судебного
пристава Российской Федерации

Обзор документа

С 15 июля 2016 г. действуют изменения, внесенные в уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательство, в т. ч. регламентирующие ответственность за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Так, из диспозиции соответствующей статьи УК РФ (статьи 157) исключен квалифицирующий признак "злостность" и введена административная преюдиция. Привлечение к уголовной ответственности возможно, если лицо ранее подвергалось административному наказанию за неуплату алиментов; постановление суда о назначении наказания по делу об административном правонарушении вступило в законную силу и не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Согласно поправкам к КоАП РФ к административной ответственности привлекаются родители или трудоспособные дети, являющиеся должниками по исполнительным производствам, возбужденным на основании судебных актов либо нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов, не уплачивающие без уважительных причин средства на содержание несовершеннолетних детей (нетрудоспособных детей, достигших 18 лет) либо нетрудоспособных родителей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Отмечено, что административная или уголовная ответственность наступает за уклонение от исполнения не только судебного решения о взыскании алиментов, но и удостоверенного соглашения об уплате алиментов.

В качестве обязательного условия наступления уголовной ответственности введена неоднократность совершения указанного деяния.

После вступления в силу изменений уголовные дела, возбужденные до 15 июля 2016 г. по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 157 УК РФ, находящиеся в производстве органов дознания ФССП России, подлежат незамедлительному прекращению. При наличии состава административного правонарушения необходимо выделить материалы дел, составить соответствующий протокол и направить судье для рассмотрения по существу.

Также разъяснено, что задолженностью в крупном размере признается сумма, превышающая 2 250 тыс. руб. Уголовные дела, возбужденные до указанной даты, по уклонению руководителей организаций или граждан от погашения кредиторской задолженности в меньшей сумме, находящиеся в производстве органов дознания ФССП России, также подлежат незамедлительному прекращению.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2016. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 107076, г. Москва, ул. Стромынка, д. 19, к. 2, internet@garant.ru .

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3153), adv@garant.ru. Реклама на портале.Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Другие статьи

Новости - Федеральная служба судебных приставов

В Ивановской области должница по алиментам первой получила в наказание 100 часов обязательных работ по ст. 5.35.1. КоАП РФ

19 июля 2016 15:38

В Фурмановском районном отделе судебных приставов на исполнении находится исполнительное производство о взыскании с гражданки К. алиментных платежей в виде ¼ часть всех видов дохода на содержание 15-летнего сына.

Женщина оказалась неплательщицей. В рамках указанного исполнительного производства судебный пристав предпринял ряд мер, направленных на удовлетворение требований взыскателя. Неоднократно вызывал должницу на прием, разъяснял о необходимости уплаты алиментов, предупреждал об уголовной ответственности за уклонение от их уплаты. Гражданка К. будучи трудоспособной, официально не трудоустраивалась, в результате накопила задолженность в размере превышающим 65,5 тыс. рублей.

В связи со вступившими в силу изменениями в законодательстве, судебный пристав-исполнитель составил в отношении должницы протокол по ч. 1 ст. 5.35.1. КоАП РФ (неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) и направил его на рассмотрение в мировой судебный участок № 2 Фурмановского района Ивановской области.

Мировой судья в судебном заседании признал гражданку К. виновной в совершении административного правонарушения и назначил ей административное наказание в виде 100 часов обязательных работ.

Для справки. Теперь за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей в течение двух месяцев установлена административная ответственность, предусмотренная ст. 5.35.1. КоАП РФ, привлечение к которой является обязательным условием применения уголовной ответственности. Если после назначения административного наказания за данное правонарушение должник продолжает уклоняться от уплаты алиментов, он будет привлечен к уголовной ответственности

Пресс-служба УФССП России по Ивановской области

Оценить материал:

Алименты на ребенка размер порядок уплаты ответственность

Алименты на ребенка: понятие, размер, порядок уплаты, ответственность Что такое алименты

Из статьи 38 Конституции РФ, статей 80, 89, 93 - 97 Семейного кодекса РФ следует, что алименты (от лат. alimentum — питание) - это денежные средства на содержание несовершеннолетних детей, супруга, родителей и других совершеннолетних нетрудоспособных членов семьи .

Далее мы будем рассматривать только вопросы, связанные с содержанием несовершеннолетних детей.

Статьей 60 Семейного кодекса РФ (далее - СК) предусмотрено право ребенка получать содержание от своих родителей (других членов семьи) в порядке и размерах, установленных статьями 80 - 120 СК. Данному праву соответствует обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей. Она возникает с рождением ребенка и прекращается по достижении им 18 лет. Из этого правила есть два исключения - родители перестают выплачивать алименты, если их дети:

вступили в брак раньше 18 лет;

Родители могут содержать своих детей по взаимной договоренности, самостоятельно определяя, в какой форме и в каких размерах каждый из них (или они сообща) будет предоставлять средства. Так в основном и происходит, когда родители живут вместе. Если они живут раздельно, то устной договоренности часто бывает недостаточно. Учитывая эти и другие обстоятельства, закон предусмотрел:

выплату алиментов по соглашению родителей;

судебный порядок взыскания алиментов.

Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и должно быть удостоверено нотариально. Только в этом случае оно является действительным и имеет силу исполнительного листа. При этом размер алиментов, устанавливаемый по соглашению родителей, не может быть ниже размера алиментов, которые можно было получить при взыскании алиментов в судебном порядке.

Иск о взыскании алиментов одним из родителей предъявляется, когда:

между родителями не достигнуто соглашение об уплате алиментов;

другой родитель не содержит своих детей, делает это нерегулярно либо в недостаточном размере.

Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке

По общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 81 СК, с заработка и (или) иного дохода родителей (одного из них) в судебном порядке взыскиваются алименты в размере:

1/4 - на одного ребенка;

1/2 - на трех и более детей.

Родители не могут быть полностью освобождены от уплаты алиментов, даже если они нуждаются, нетрудоспособны и т.п. В то же время пункт 2 статьи 81 СК допускает возможность уменьшить (увеличить) размер указанных долей, учитывая материальное или семейное положение сторон, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Наиболее распространенное из них - наличие у плательщика алиментов детей от другого брака.

Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 № 9 предусмотрены следующие обстоятельства, которые также могут быть приняты во внимание судом:

нетрудоспособность членов семьи, которым по закону сторона обязана доставлять содержание;

наступление инвалидности либо наличие заболевания, препятствующего продолжению прежней работы;

поступление ребенка на работу либо занятие им предпринимательской деятельностью ).

По общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 81 СК, алименты на несовершеннолетних детей удерживаются с родителей в долевом отношении к их заработку (иному доходу). В то же время суд согласно п. 1 статьи 83 СК вправе определить размер алиментов в твердой сумме (либо одновременно и в долях, и в твердой сумме), если родитель:

имеет нерегулярный, меняющийся доход ;

получает доход (полностью или частично) в натуре либо в иностранной валюте;

не имеет заработка (иного дохода). В этом случае присужденная сумма алиментов обращается на его имущество;

получает доходы таким образом, что взыскивать алиментную долю практически невозможно либо это существенно нарушает интересы одной из сторон (например, когда у суда есть достаточно оснований полагать, что ответчик скрывает свои реальные доходы).

Алименты могут присуждаться одновременно и в твердой сумме, и в долях к заработку (иному доходу).

Определяя твердую денежную сумму, суд исходит:

из необходимости сохранить, насколько это возможно, тот уровень содержания, который был у ребенка до разъезда родителей;

материального и семейного положения сторон;

других заслуживающих внимания обстоятельств (например, ребенок хронически болен и требуются постоянные дополнительные расходы на лечение; ответчик, оставив квартиру бывшей жене и ребенку, вынужден взять кредит, чтобы приобрести жилье для своей новой семьи).

Взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме является правом, а не обязанностью суда. Заявлять об этом должен истец, суд по своей инициативе не может установить такой порядок уплаты алиментов.

Индексация алиментов

Индексация - это установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен .

В соответствии с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2006 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006) в случае взыскания алиментов в долевом отношении к заработку лица, обязанного платить алименты, при повышении минимального размера оплаты труда повышается заработная плата этого лица и, следовательно, сумма выплачиваемых алиментов.

В соответствии с п. 1 ст. 102 Закона "Об исполнительном производстве" и п. 1 ст. 117 Семейного кодекса в случае если по решению суда алименты взысканы в твердой денежной сумме, судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, производящие удержание алиментов из зарплаты (иного дохода) должника, производят индексацию алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте РФ по месту жительства лица, получающего алименты. При отсутствии в соответствующем субъекте РФ указанной величины производят эту индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 117 СК размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, в целях их индексации устанавливается судом кратным величине прожиточного минимума, определенной в соответствии с правилами п. 1 указанной статьи, в том числе размер алиментов может быть установлен в виде доли величины прожиточного минимума.

В случае индексации алиментов судебным приставом-исполнителем он выносит соответствующее постановление.

Виды заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей

Перечень видов заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 (далее - Перечень).

Согласно п. 1 Перечня алименты удерживаются со всех видов заработка (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе:

  • с заработной платы, начисленной по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время, за выполненную работу по сдельным расценкам, в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), выданной в неденежной форме, или с комиссионного вознаграждения, с заработной платы, начисленной преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки;
  • с денежного содержания (вознаграждения) и иных выплат, начисленных за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе;
  • с денежного содержания и иных выплат, начисленных муниципальным служащим за отработанное время;
  • с гонораров, начисленных в редакциях средств массовой информации и организациях искусства работникам, состоящим в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплаты труда, осуществляемой по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;
  • с надбавок и доплат к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и других;
  • с выплат, связанных с условиями труда, в том числе выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенной оплатой труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также с выплат за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, с оплаты сверхурочной работы;
  • с сумм вознаграждения педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя;
  • с денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи, а также врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей);
  • с премий и вознаграждений, предусмотренных системой оплаты труда;
  • с суммы среднего заработка, сохраняемого за работником во всех случаях, предусмотренных законодательством о труде, в том числе во время отпуска ;
  • с суммы дополнительного вознаграждения работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе;
  • с других видов выплат к заработной плате, установленных законодательством субъекта Российской Федерации или применяемых у соответствующего работодателя.

Пунктом 2 Перечня предусмотрены иные (помимо заработка) доходы, с которых должны удерживаться алименты, а именно:

  • со всех видов пенсий с учетом ежемесячных увеличений, надбавок, повышений и доплат к ним, установленных отдельным категориям пенсионеров, за исключением пенсий по случаю потери кормильца, выплачиваемых за счет средств федерального бюджета, и выплат к ним за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • со стипендий. выплачиваемых обучающимся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений;
  • с пособий по временной нетрудоспособности, по безработице только по решению суда и судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов;
  • с сумм, выплачиваемых на период трудоустройства уволенным в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата;
  • с доходов физических лиц, осуществляющих старательскую деятельность;
  • с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица ;
  • с доходов от передачи в аренду имущества;
  • с доходов по акциям и других доходов от участия в управлении собственностью организации (дивиденды, выплаты по долевым паям и т.д.);
  • с сумм материальной помощи, кроме единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, в связи с террористическим актом, в связи со смертью члена семьи, а также в виде гуманитарной помощи и за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;
  • с сумм, выплачиваемых в возмещение вреда. причиненного здоровью;
  • с компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • с сумм доходов, полученных по договорам. заключенным в соответствии с гражданским законодательством, а также от реализации авторских и смежных прав, доходов, полученных за выполнение работ и оказание услуг. предусмотренных законодательством Российской Федерации (нотариальная, адвокатская деятельность и т.д.);
  • с суммы, равной стоимости выдаваемого (оплачиваемого) питания, за исключением лечебно-профилактического питания, а также иных выплат, осуществляемых работодателем в соответствии с законодательством о труде, за исключением денежных сумм, выплачиваемых в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака, а также компенсационных выплат в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику.

Примечание. с других доходов (единовременных премий, выходных пособий, компенсационных выплат, сумм материальной помощи и т.п.) алименты не берутся.

Согласно пункту 4 Перечня алименты взыскиваются с суммы заработка, оставшейся после удержания налогов в соответствии с налоговым законодательством. Никакие другие вычеты в расчет не берутся.

Федеральным законом от 28.11.2015 № 338-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов" Россия ратифицировала Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов, подписанное 3 марта 2015 года в Москве, далее - Соглашение.

Соглашением предусмотрено, что:

судебные постановления по делам о взыскании алиментов, вынесенные на территории одной стороны, не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются на территории другой стороны в том же порядке, что и судебные постановления, вынесенные на территории другой стороны, на основании исполнительных документов компетентных судов стороны, на территории которой были вынесены судебные постановления;

в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения судебный исполнитель стороны, на территории которой подлежит исполнению исполнительный документ, обращается с заявлением в суд стороны, который выдал данный исполнительный документ. Заявление оформляется в виде запроса о правовой помощи в порядке, предусмотренном Соглашением.

Ответственность за неуплату алиментов

Ответственность за неуплату алиментов можно разделить на следующие виды: