Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и мвпс img-1

инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и мвпс

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и мвпс

Вопрос: Кто является ответственным за организацию тушения пожара и эвакуацию пассажиров в пассажирском поезде?

Ответ: начальник поезда

Комменарий: Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе № ЦТ-ЦУО-175 от 27 апреля 1993 г. п.4.4.1 "Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, эвакуацию пассажиров, спасение подвижного состава и грузов до прибытия подразделений пожарной охраны возлагается на машиниста при возникновении пожара:в грузовом поезде в пути следования;в дизель-поездах, электропоездах и автомотрисах не зависимо от места возникновения пожара.В грузовых поездах при многократной тяге ответственность несет машинист ведущего локомотива.При пожаре в пассажирском поезде машинист локомотива действует по указанию начальника поезда, который является ответственным за организацию и руководство тушением пожара.На станциях машинист локомотива грузового поезда действует по указанию начальника станции или его заместителей, а в их отсутствие - дежурного по станции"

Категория: Приказы, распоряжения и инструкции "РЖД"

Видео

Другие статьи

Министерство путей сообщения

Министерство путей сообщения

Заместитель министра путей сообщения

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НА ЛОКОМОТИВАХ И МОТОРВАГОННОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ

(В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N Е-1672у)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция устанавливает основные положения и требования пожарной безопасности находящихся в эксплуатации локомотивов и моторвагонного подвижного состава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Инструкция является обязательной для всех работников железнодорожного транспорта, связанных с эксплуатацией и ремонтом локомотивов и моторвагонного подвижного состава.

Вся вновь издаваемая эксплуатационная и ремонтная документация в части пожарной профилактики и использования существующих видов пожарной техники на локомотивах и моторвагонном подвижном составе должна строго соответствовать настоящей Инструкции. При разработке и внедрении новых видов пожарной техники ее применение осуществляется по технической документации разработчиков до внесения в настоящую Инструкцию.

1.2. Ответственность за пожарную безопасность эксплуатируемых локомотивов и моторвагонного подвижного состава несут:

машинисты - за принятые ими локомотивы и моторвагонный подвижной состав;

начальники депо - за локомотивы и моторвагонный подвижной состав, приписанные к депо;

начальники дорог и начальники отделений дорог - за состояние локомотивов и моторвагонного подвижного состава соответственно дороги и отделения дороги;

главные инженеры ремонтных заводов - за локомотивы и моторвагонный подвижной состав, находящийся в ремонте.

1.3. На основе настоящей инструкции, с учетом конструктивных особенностей эксплуатируемых в депо локомотивов, моторвагонного подвижного состава и применяемых на них средств пожаротушения, разрабатываются конкретные инструкции для каждого типа (серии) локомотива, моторвагонного подвижного состава, которые согласовываются со службой ведомственной охраны дороги, утверждаются начальником службы локомотивного хозяйства и вывешиваются в депо в установленных для этого видных местах. Ответственность за их выполнение несут начальники депо и их заместители. (В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N Е-1672у)

1.4. Требования настоящей инструкции должны учитываться при разработке правил технического обслуживания, текущего и капитальных ремонтов для каждого конкретного типа (серии) локомотива и моторвагонного подвижного состава.

1.5. Начальники депо и директора ремонтных заводов на основе анализа предыдущей работы и имевших место пожаров ежегодно разрабатывают и осуществляют мероприятия по снижению пожарной опасности локомотивов и моторвагонного подвижного состава, а также назначают приказами ответственных за проведение пожарно-профилактических мероприятий, предусмотренных настоящей инструкцией, при технических обслуживаниях и ремонтах локомотивов и моторвагонного подвижного состава.

1.6. Начальники депо разрабатывают и согласовывают со службой ведомственной охраны дороги программы обучения машинистов и помощников машинистов, которые должны охватывать:

основные пожароопасные узлы и причины возникновения пожаров на локомотивах и моторвагонном подвижном составе;

правила пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе;

обязанности локомотивной бригады при приемке, эксплуатации и сдаче локомотивов или моторвагонного подвижного состава в части пожарной безопасности;

меры и технические средства по предотвращению и своевременному обнаружению пожара;

действия при возникновении пожара, методы и приемы его тушения;

устройство средств пожаротушения и пожарной сигнализации.

1.7. Начальники депо и директора ремонтных заводов разрабатывают и согласовывают со службой ведомственной охраны дороги программы обучения рабочих и служащих, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом локомотивов и моторвагонного подвижного состава, которые должны содержать;

основные пожароопасные узлы и причины возникновения пожаров на локомотивах и моторвагонном подвижном составе;

требования правил пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе при производстве технического обслуживания и ремонта;

устройство средств пожаротушения и пожарной сигнализации, методы их ремонта и меры безопасности при их обслуживании и ремонте;

действия при возникновении пожара, методы и приемы его тушения.

1.8. Программы обучения должны быть разработаны на основе конкретных материалов, относящихся к фактически эксплуатируемым или ремонтируемым локомотивам и моторвагонному подвижному составу в данном депо или заводе.

Для раскрытия тем, предусмотренных программой обучения, следует использовать натурные образцы, учебные модели и макеты, схемы, плакаты, планшеты с рисунками, фотографии, а также технические средства обучения (эпидиаскопы, диапроекторы и др.).

1.9. Начальники депо и директора ремонтных заводов по согласованию со службой ведомственной охраны дороги своими приказами должны установить:

а) порядок и сроки занятий по программе пожарно-технического минимума;

б) порядок направления вновь принимаемых на работу для прохождения учебы по утвержденной программе;

в) перечень работников, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом локомотивов и моторвагонного подвижного состава, которые должны проходить обучение. Машинисты и помощники машинистов проходят обучение все без исключения. Машинисты и помощники машинистов моторвагонного подвижного состава, ранее в отопительный сезон не работавшие, должны пройти обучение до его начала;

г) место обучения по программе пожарно-технического минимума;

д) перечень должностных лиц, на которых возлагается проведение занятий. (В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N Е-1672у)

1.10. По окончании изучения пожарной безопасности локомотивов и моторвагонного подвижного состава у машинистов и помощников машинистов, а также у работников, связанных с ремонтом локомотивов и моторвагонного подвижного состава, должны быть приняты зачеты.

Результаты зачетов оформляют протоколом (актом). Не сдавшие зачетов, к работе не допускаются.

1.11. Контроль за своевременностью и качеством проведения занятий по пожарной безопасности локомотивов и моторвагонного подвижного состава возлагается на руководящий состав службы ведомственной охраны дороги, а учет охваченных учебой - на лиц, назначаемых начальниками депо и директорами ремонтных заводов.

В ред. Указания МПС России от 04.10.2001 N Е-1672у

1.12. Периодичность проведения занятий с последующим принятием зачетов в локомотивных депо с локомотивными и ремонтными бригадами, а также с другими работниками, связанными с ремонтом и обслуживанием локомотивов и моторвагонного подвижного состава, по вопросам пожарной защиты и действиям при возникновении пожара - не реже двух раз в год.

Меры безопасности при ликвидации аварийных ситуаций - Студопедия

Меры безопасности при ликвидации аварийных ситуаций

7.1. При возникновении в пути следования аварийной ситуации, угрожающей безопасности движения поездов или безопасности людей, работающих на путях и подвижном составе, машинист должен принять меры к экстренной остановке поезда, сообщить о случившемся по радиосвязи дежурному по железнодорожной станции и определить с ним порядок дальнейших действий.

7.2. При обнаружении пожара на локомотиве или в составе поезда машинист обязан принять меры к остановке поезда. В дальнейшем локомотивная бригада должна действовать в соответствии с требованиями Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.

7.3. В случае обрыва и падения контактного провода, провода воздушной линии электропередачи на локомотив, МВПС или рядом с ним локомотивная бригада должна сообщить о случившемся поездному диспетчеру и оставаться в кабине управления (будке машиниста).

В случае возгорания локомотива (при падении провода на локомотив) и невозможности дальнейшего пребывания на нем локомотивная бригада должна сойти с локомотива. При сходе с локомотива следует спуститься до нижней ступени лестницы и, отпустив руками поручни лестницы локомотива, спрыгнуть на земляное полотно. Во время приземления и после не касаться руками земли, рельса или локомотива.

7.4. В случае неминуемого столкновения локомотива с внезапно возникшим на пути препятствием (выезд трактора, большегрузного автомобиля на путь на переезде и т.п.) машинист должен применить экстренное торможение, а помощник машиниста уйти в машинное (дизельное) отделение, оставив двери открытыми для ухода машиниста из кабины управления.

7.5. В случае отказа в пути следования блокирующих устройств на одной из секций локомотива локомотивной бригаде следует перевести ее в положение «Отключено». На односекционных или двухсекционных локомотивах, имеющих единую систему блокирующих устройств, допускается при технической возможности следовать с выключенными или блокированными защитными устройствами до ближайшей железнодорожной станции, имеющей пункт технического обслуживания локомотивов, локомотивное депо или пункт оборота локомотивов. При этом локомотивная бригада должна находиться только в кабине управления.

7.6. В случае неисправности локомотива машинист после остановки и приведения в действие вспомогательного тормоза локомотива при приведенных в действие автотормозах поезда должен объявить по радиосвязи об остановке поезда машинистам поездов, следующих по перегону, и дежурным по станциям, ограничивающим перегон, вызвать на локомотив начальника пассажирского поезда (при обслуживании локомотива одним машинистом), руководителя работ в хозяйственном поезде и согласовать с ними дальнейшие действия. При неисправности поездной радиосвязи сообщение должно быть передано по другим видам связи в порядке, предусмотренном пунктом 16.43 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

Если движение поезда не может быть возобновлено в течение 20 и более минут и нет возможности удержать поезд на месте на автотормозах, машинист должен привести в действие ручной тормоз локомотива и подать сигнал для приведения в действие имеющихся в составе ручных тормозов (проводниками пассажирских вагонов, кондукторами, руководителем работ в хозяйственном поезде). В поездах, где упомянутых работников нет, помощник машиниста должен уложить под колеса вагонов имеющиеся на локомотиве тормозные башмаки, а при недостаточном их количестве, кроме того, привести в действие ручные тормоза вагонов в количестве и в порядке, установленных начальником железной дороги.

При устранении неисправности разрешается пользоваться только аварийными схемами, предусмотренными заводом-изготовителем локомотива или утвержденными службой локомотивного хозяйства железной дороги по согласованию с Департаментом локомотивного хозяйства.

Если необходимо зайти в высоковольтную камеру локомотива, машинист должен в журнале технического состояния локомотива произвести запись «Вхожу в высоковольтную камеру для производства работы (указывает вид работы)», поставить подпись, указать дату, время и после этого:

- затормозить локомотив (поезд) и подложить под колесные пары тормозные башмаки;

- вынуть реверсивную рукоятку и ключи выключателей;

- открыть шторы высоковольтной камеры;

- войти в высоковольтную камеру, оставив дверь, шторы, ограждения открытыми. При этом помощник машиниста должен находиться вне высоковольтной камеры и контролировать действия машиниста, находящегося в высоковольтной камере.

При обнаружении запаха газа локомотивная бригада должна надеть противогазы.

7.7. При грении буксы колесной пары локомотива машинист после плавного торможения и остановки поезда сам должен осмотреть колесную пару локомотива.

В грузовом поезде проверку грения буксы колесной пары вагона, волочения деталей вагона, состояния состава и сцепных приборов у разъединившихся вагонов при саморасцепе в поезде по указанию машиниста локомотива должен произвести его помощник. Перед сходом с локомотива помощник машиниста должен надеть сигнальный жилет со световозвращающими накладками. Следуя по междупутью вдоль состава поезда, помощник машиниста должен быть внимательным к движению встречных поездов по смежному пути. На время проследования встречного поезда помощник машиниста должен укрыться на переходной площадке вагона стоящего поезда или отойти на обочину смежного пути.

7.8. Запрещается соединять части поезда на перегоне:

- во время тумана, метели и при других неблагоприятных условиях, когда сигналы трудно различимы;

- если отцепившаяся часть находится на уклоне круче 0,0025 и от толчка при соединении может уйти в сторону, обратную направлению движения поезда.

Если соединить поезд невозможно, машинист должен затребовать вспомогательный локомотив или восстановительный поезд.

Локомотивы и Вагоны

>> Регламент действия работников, связанных с движением поездов, в аварийных и нестандартных ситуациях (60 кб)

>> Типовая инструкция по охране труда для локомотивных бригад ТОИР-32-ЦТ-555-98 (30 Кб)

>> Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе № ЦТ-ЦУО-175 (80 Кб)

>> Комплект flash роликов по технике безопасности для локомотивных бригад. Часть 1. (7,8 Мб)

>> Комплект flash роликов по технике безопасности для локомотивных бригад. Часть 2. (4,8 Мб)

>> Схема формирования электропоезда переменного тока (0,4 Мб)

>> Расположение подвагонного оборудования головного, моторного и прицепного вагона электропоезда ЭД9М (1,4 Мб)

>> Схема пневматическая принципиальная электропоезда ЭД9М (3,4 Мб)

>> Принципиальная электрическая схема моторного вагона электропоезда ЭД9М (3,9 Мб)

>> Принципиальная электрическая схема головного вагона электропоезда ЭД9М (2,7 Мб)

>> Принципиальная электрическая схема прицепного вагона электропоезда ЭД9М (0,9 Мб)

Распоряжение ОАО РЖД от N 568р

Распоряжение ОАО РЖД от 31.03.2006 N 568р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ И ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ ОАО "РЖД"

Несмотря на принимаемые меры по обеспечению пожарной безопасности на объектах и подвижном составе ОАО "РЖД", обстановка с пожарами продолжает оставаться сложной.
За период с 2003 г. по 2005 г. допущено более 700 пожаров, на которых погибли 68 человек, прямой ущерб составил свыше 87 млн. рублей без учета потерь, связанных со сбоями организованного движения поездов. Среднегодовой прирост ущерба от пожаров составил 49,6%.
Огнем уничтожено или в значительной степени повреждено 57 секций тепловозов и 84 секции электровозов, а также 35 пассажирских вагонов и 37 вагонов электропоездов. Большинство пожаров в подвижном составе произошли по техническим причинам, в основном из-за низкого качества ремонта. Во многих случаях развитию пожаров способствовало отсутствие или неудовлетворительное содержание имеющихся систем автоматической противопожарной защиты.
Противопожарное состояние большинства стационарных объектов продолжает оставаться неудовлетворительным. В течение длительного времени не выполняются более 50% противопожарных мероприятий, предложенных к исполнению по результатам проверок государственного пожарного надзора и ведомственной охраны железнодорожного транспорта. Крайне медленно ведется работа по внедрению на стационарных объектах автоматических установок обнаружения и тушения пожаров. Значительная часть объектов работает в круглосуточном режиме, что создает дополнительную нагрузку на инженерные коммуникации, осложняет решение вопросов их ремонта и профилактического обслуживания. Сегодня в ОАО "РЖД" эксплуатируется большое количество зданий и сооружений построенных до 1950 г. Значительное количество имеющихся на объектах ОАО решеток, кодовых замков, помещений с металлическими или другими дверями с мощными запорами существенно влияют на процесс эвакуации из них в случае возникновения пожаров и требуют разработки дополнительных мер безопасности.
Не отвечает предъявляемым требованиям техническое состояние подвижного состава пожарных поездов. С превышением нормативных сроков эксплуатируется более 60% вагонов-насосных станций и 58% цистерн-водохранилищ. При этом, капитальный и деповской ремонты подвижного состава пожарных поездов зачастую не проводятся.
Служебными проверками по фактам отдельных пожаров установлены случаи нарушения требований законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности со стороны должностных лиц, в том числе и руководителей железных дорог - филиалов ОАО "РЖД", которыми из-за организационных и управленческих просчетов не проводилась разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности.
В целях совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности на объектах и подвижном составе ОАО "РЖД":
1. Утвердить:
1.1. Мероприятия направленные на повышение пожарной безопасности на объектах и подвижном составе ОАО "РЖД" (приложение N1).
1.2. Перечень нормативных документов в области пожарной безопасности, подлежащих переработке (приложение N2).
1.3. План выделения подвижного состава по проекту "Переоборудование железнодорожного подвижного состава пожарных поездов" в рамках среднесрочной инвестиционной программы ОАО "РЖД" на 2006 - 2008 годы (приложение N3).
1.4. Тематику научно-технических работ по вопросам пожарной безопасности (приложение N 4).
1.5. Рекомендации по созданию подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных (приложение N 6).
2. И.о. начальника управления охраны труда и промышленной безопасности А.В. Шульге, начальникам департаментов (управлений) ОАО "РЖД", и.о.генерального директора ФГП ВО ЖДТ России В.Н.Ветрову (по согласованию) в установленном порядке разработать и представить на утверждение целевую программу ОАО "РЖД" "Пожарная безопасность". Финансирование указанной программы осуществлять в рамках существующих бюджетов филиалов.
3. Начальникам департаментов (управлений) ОАО "РЖД", начальникам железных дорог - филиалов ОАО "РЖД", директорам филиалов ОАО "РЖД":
3.1. Возложить ответственность за обеспечение пожарной безопасности на одного из своих заместителей, внести соответствующие изменения (дополнения) в их должностные инструкции.
3.2. Обеспечить безусловное выполнение мероприятий направленных на повышение пожарной безопасности объектов (зданий и сооружений) и подвижном составе ОАО "РЖД". Проводить работы по оборудованию установками автоматической пожарной защиты железнодорожного подвижного состава в соответствии с Перечнем конструкторской документации на оборудование локомотивов и МВПС автоматическими системами пожарной сигнализации и пожаротушения (приложение N 5).
3.3. Установить порядок проведения не менее 2 раз в год (весна, осень) проверок противопожарного состояния объектов и подвижного состава ОАО "РЖД" с учетом договоров, заключенных с ФГП ВО ЖДТ России.
По итогам проверок принимать незамедлительные меры по устранению выявленных нарушений норм и правил пожарной безопасности.
4. И.о. начальника управления охраны труда и промышленной безопасности А.В. Шульге, и.о. генерального директора ФГП ВО ЖДТ России В.Н.Ветрову (по согласованию) разработать и в июне 2006 г. утвердить в установленном порядке регламентные документы, определяющие порядок проведения работниками ФГП ВО ЖДТ России мероприятий по контролю за противопожарным состоянием объектов и подвижного состава ОАО "РЖД".
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на и.о. начальника управления охраны труда и промышленной безопасности А.В. Шульгу, и.о. генерального директора ФГП ВО ЖДТ России В.Н.Ветрова (по согласованию).

Вице-президент ОАО "РЖД"
В.А. Попов

Приложение N 1
к распоряжению ОАО "РЖД"
от 31.03.2006 г. N 568р

МЕРОПРИЯТИЯ
направленные на повышение пожарной безопасности
на объектах и подвижном составе ОАО "РЖД"

Критически рассмотреть сложившееся положение
с обеспечением пожарной безопасности на же-
лезных дорогах (отделениях железных дорог)
функциональных филиалах и структурных под-
разделениях ОАО "РЖД" разработать и опреде-
лить на период до 2008 года комплекс мер по
повышению уровня пожарной безопасности про-
изводственных объектов и подвижного состава.

Функциональные
филиалы, Н, НОД,
структурные
подразделения
ОАО "РЖД"

Организовать обучение инженерно-техничес-
кого персонала, служащих и рабочих ОАО
"РЖД", их филиалов и структурных подразделе-
ний мерам пожарной безопасности с учетом За-
конодательства о пожарной безопасности в ре-
дакции федерального закона от 22.08. 2004 г.
N 122.

Функциональные
филиалы, Н, НОД,
структурные
подразделения
ОАО "РЖД"

Оборудовать (обновить) для проведения про-
тивопожарного инструктажа и занятий по по-
жарно-техническому минимуму на предприятиях
наглядными пособиями и первичными средствами
пожаротушения специальные помещения или ка-
бинеты по охране труда и промышленной безо-
пасности, а также вагоны тренажеры, специ-
ально оборудованные для этих целей.

Функциональные
филиалы, Н, НОД,
структурные
подразделения
ОАО "РЖД"

Пересмотреть, (уточнить) состав пожар-
но-технических комиссий. При необходимости
объединить их с комиссиями по предотвращению
ЧС. Не реже одного раза в квартал рассматри-
вать на заседаниях этих комиссий ход реали-
зации этого распоряжения и планов противопо-
жарной защиты объектов и подвижного состава.

Н, НОД, функцио-
нальные филиалы,
структурные
подразделения
ОАО "РЖД"

Предусмотреть обязательное участие работ-
ников ведомственной охраны в проводимых сог-
ласно требованиям ПТЭ весенних и осенних ко-
миссионных осмотров локомотивов и моторва-
гонного подвижного состава. Локомотивы и мо-
торвагонный подвижной состав, предъявленный
к комиссионному осмотру с неисправностями,
создающими угрозу возникновения пожара, с
неисправными или отсутствующими первичными
средствами пожаротушения, с неисправной или
отсутствующей АПЗ, предусмотренной техничес-
кой документацией на конкретный подвижной
состав, отставлять на повторную подготовку к
комиссионному осмотру до полного устранения
нарушений.

Н, НОД, функцио-
нальные филиалы,
структурные
подразделения
ОАО "РЖД"
ФГП ВО ЖДТ России
(по согласованию)

Обеспечить в установленном порядке с учас-
тием ведомственной охраны проверку противо-
пожарного состояния вагонов и другого желез-
нодорожного подвижного состава других форм
собственности и арендаторов при постановке
их на пути общего пользования и включении в
поезда.

Н, НОД,
ФГП ВО ЖДТ России
(по согласованию)

Создать при отделениях железных дорог, а
при их отсутствии при управлениях железных
дорог, постоянно действующие комиссии, на
которые возложить функции формирования и
корректировки перечня объектов (зданий, соо-
ружений и подвижного состава) для включения
в ежегодные планы внедрения на объектах тех-
нических средств охраны и пожарной автомати-
ки, с последующим их утверждением руководс-
твом отделения (управления) железной дороги.

Н, НОД,
ФГП ВО ЖДТ России
(по согласованию)

Включать в состав рабочих и Государствен-
ных приемочных комиссий по приемке в эксплу-
атацию законченных строительством (реконс-
трукцией, модернизацией) объектов, подвижно-
го состава железнодорожного транспорта ра-
ботников ведомственной охраны.

Департаменты и
Управления ОАО
"РЖД", функцио-
нальные филиалы
ОАО "РЖД", Н,
НОД, ФГП ВО ЖДТ
России
(по согласованию)

Создать в функциональных филиалах ОАО
"РЖД" и на предприятиях, входящих в структу-
ру железных дорог -филиалов ОАО "РЖД" под-
разделения добровольной пожарной охраны
(ДПД). Организовать их работу в соответствии
с рекомендациями согласно приложению N 7 к
распоряжению.

Н, НОД, функцио-
нальные филиалы
ОАО "РЖД",
ФГП ВО ЖДТ России
(по согласованию)

С января
2007
года
постоянно

Запретить сдачу в аренду территорий зда-
ний, помещений и подвижного состава ОАО
"РЖД" без отражения в соответствующих дого-
ворах вопросов ответственности за обеспече-
ние и не выполнение Правил пожарной безопас-
ности на железнодорожном транспорте.

ЦРИ, функциональ-
ные филиалы, Н,
НОД структурные
подразделения ОАО
"РЖД"

Постоянно
при
заключении
договоров

Обеспечить реализацию требований Федераль-
ного закона " О железнодорожном транспорте в
Российской Федерации" в части контроля (над-
зора) за соответствием требованиям пожарной
безопасности при обязательной и добровольной
сертификации тягового, моторвагонного под-
вижного состава, пассажирских и других ваго-
нов.

Департаменты и
Управления ОАО
"РЖД", функцио-
нальные филиалы
ОАО "РЖД" Н,
ССФЖТ
(по согласованию)
ФГП ВО ЖДТ России
(по согласованию)

Принять меры по обеспечению объектов нор-
мативным расходом воды на цели пожаротушения
или предусмотреть хранение неприкосновенного
пожарного запаса воды в резервуарах или во-
доемах и возможность ее отбора использовани-
ем пожарных поездов и автомобилей в соот-
ветствии с требованиями СНиП 2.05.07-91*
"Промышленный транспорт" и СНиП 2.04.02-84*
"Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
Провести ревизию и ремонт сетей противопо-
жарного водоснабжения в парках станций и на
объектах, связанных с обеспечением безопас-
ности движения, а также с массовым пребыва-
нием людей.

До 1 июня
2006 года,
ежегодно до
1 сентября

Обеспечить подъезды к источникам противо-
пожарного водоснабжения в соответствии с
требованиями СНиП 2.04.02-84* "Водоснабже-
ние. Наружные сети и сооружения" и СНиП
П-89-80* "Генеральные планы промышленных
предприятий". Установить указатели местона-
хождения источников противопожарного водос-
набжения по ГОСТ 12.4.009-83 ССБТ "Пожарная
техника для защиты объектов. Основные виды.
Размещение и обслуживание"

До 1 июня
2006 года

Приложение N 6
к распоряжению ОАО "РЖД"
от 31.03.2006 г. N 568р

РЕКОМЕНДАЦИИ
по созданию подразделений добровольной пожарной
охраны и регистрации добровольных пожарных

1. Настоящие рекомендации разработаны на основании порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных, утвержденного главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору 24 марта 2001 года и введенного в действие приказом МВД России от 2 апреля 2001 года N 390 "О введении в действие Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных"(1).

------------------------------
(1) Зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 28 апреля 2001 г. Регистрационный N 2688

2. Подразделения добровольной пожарной охраны входят в систему обеспечения пожарной безопасности железнодорожного транспорта, создаются в организациях железнодорожного транспорта (далее - организациях) в виде дружин и команд.
Дружина осуществляет деятельность без использования пожарной техники (пожарных машин, мотопомп).
Команда осуществляет деятельность с использованием пожарной техники (пожарных машин, мотопомп).
3. Команды могут подразделяться на разряды:
первого - с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурного караула (боевого расчета) в специальном здании (помещении);
второго - с круглосуточным дежурством только водителей пожарных машин (мотористов мотопомп) и нахождением остальных добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы или месту жительства;
третьего - с нахождением всех добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы или месту жительства.
4. Подразделения добровольной пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются на основании приказа руководителя организации.
5. О создании, реорганизации и ликвидации подразделения добровольной пожарной охраны организация в течение 10 дней информирует структурное подразделение Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП ВО ЖДТ России) и территориальное подразделение Государственной противопожарной службы МЧС России (далее - подразделение ГПС), в районе выезда которого она находится.
6. Количество подразделений добровольной пожарной охраны и их структура устанавливается руководителем организации по согласованию с руководителем структурного подразделения ФГП ВО ЖДТ России и руководителем подразделения ГПС.
7. Начальник подразделения добровольной пожарной охраны назначается руководителем организации по согласованию с руководителем структурного подразделения ФГП ВО ЖДТ России и руководителем подразделения ГПС.
8. На подразделения добровольной пожарной охраны возлагаются следующие основные задачи:
участие в предупреждении пожаров;
участие в тушении пожаров.
9. В соответствии с возложенными задачами подразделения добровольной пожарной охраны осуществляют следующие основные функции:
контролируют соблюдение требований пожарной безопасности в организациях;
принимают участие в обучении работников организаций мерам пожарной безопасности, а также в осуществлении их подготовки к действиям при возникновении пожара;
проводят противопожарную пропаганду;
принимают участие в несении пожарной службы в пожарных командах (поездах);
участвуют в тушении пожаров.
10. Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств организаций, пожертвований граждан, а также других источников финансирования.
11. Подразделения добровольной пожарной охраны комплектуются добровольными пожарными.
12. В добровольные пожарные принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане, способные по своим деловым и моральным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с предупреждением и (или) тушением пожаров.
13. Отбор граждан в добровольные пожарные осуществляется организациями.
14. Для участия в отборе граждане подают письменное заявление на имя руководителя организации.
15. По результатам отбора в течение 30 дней со дня подачи заявления организация принимает решение о принятии гражданина в добровольные пожарные или об отказе гражданину в приеме в добровольные пожарные. Граждане, принятые в добровольные пожарные, регистрируются в Реестре добровольных пожарных подразделения добровольной пожарной охраны (приложение N 1).
16. Порядок ведения и хранения Реестра, а также передачи содержащихся в нем сведений в структурное подразделение ФГП ВО ЖДТ России и подразделение ГПС устанавливает организация по согласованию с руководителем структурного подразделения ФГП ВО ЖДТ России и руководителем подразделения ГПС.
17. Организации организуют первоначальную подготовку добровольных пожарных.
Первоначальная подготовка добровольных пожарных осуществляется на безвозмездной основе, как правило, на базе пожарной команды (поезда) ФГП ВО ЖДТ России. Допускается проводить первоначальную подготовку добровольных пожарных на базе подразделения ГПС.
18. Основанием для исключения гражданина из числа добровольных пожарных является:
личное заявление;
несоответствие квалификационным требованиям, установленным для добровольных пожарных;
состояние здоровья, не позволяющее работать в пожарной охране;
систематическое невыполнение установленных требований, а также самоустранение от участия в деятельности подразделения пожарной охраны;
совершение действий, несовместимых с пребыванием в добровольной пожарной охране.
19. Добровольным пожарным предоставляется право:
участвовать в деятельности по обеспечению пожарной безопасности организации;
проверять противопожарное состояние объектов или их отдельных участков в организации;
нести службу (дежурство) пожарных командах (поездах);
проникать в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений.
20. На добровольных пожарных возлагаются обязанности:
обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном программой первоначальной подготовки добровольных пожарных;
соблюдать меры пожарной безопасности;
выполнять требования, предъявляемые к добровольным пожарным;
участвовать в деятельности пожарной охраны;
осуществлять дежурство в пожарных командах (поездах) в соответствии с графиком, утвержденным соответствующим руководителем организации по согласованию с руководителем структурного подразделения ФГП ВО ЖДТ России;
соблюдать установленный порядок несения службы в пожарных командах (поездах), дисциплину и правила охраны труда;
бережно относиться к имуществу пожарной охраны, содержать в исправном состоянии пожарно-техническое вооружение и оборудование.
21. Организациями по согласованию с руководителями структурного подразделения ФПГ ВО ЖДТ России организуется и осуществляется последующая подготовка добровольных пожарных с привлечением на договорной основе специалистов пожарных команд (поездов).
Последующая подготовка добровольных пожарных осуществляется в подразделении добровольной пожарной охраны, а также может проводиться на договорной основе на ежегодных учебных сборах на базе учебных пунктов филиалов ФГП ВО ЖДТ России.
22. Программа последующей подготовки добровольных пожарных разрабатывается начальником подразделения добровольной пожарной охраны и утверждается руководителем подразделения ГПС и согласовывается с руководителем структурного подразделения ФГП ВО ЖДТ России.
23. Для организации дежурства команды делятся по числу рабочих смен в организациях.
24. Дежурные караулы команд возглавляются начальниками из числа наиболее подготовленных добровольных пожарных.
25. Порядок несения службы в дружинах определяется ее начальником по согласованию с руководителем структурного подразделения ФГП ВО ЖДТ России, исходя из обеспечения реализации в полном объеме поставленных задач.
26. Для своевременного реагирования на пожары начальником подразделения добровольной пожарной охраны по согласованию с руководителем структурного подразделения ФГП ВО ЖДТ России определяется порядок сбора добровольных пожарных и способ их доставки к месту пожара.
27. Подразделения добровольной пожарной охраны в обязательном порядке привлекаются к проведению пожарно-тактических учений (занятий).
28. Учет фактического времени несения службы (дежурства) добровольными пожарными в пожарных командах (поездах), а также проведения мероприятий по предупреждению пожаров осуществляется начальником подразделения добровольной пожарной охраны.
29. В соответствии с законодательством Российской Федерации подразделению добровольной пожарной охраны могут предоставляться в безвозмездное пользование здания (помещения), необходимые для осуществления их деятельности.
30. Добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, как правило, обеспечиваются специальной одеждой и снаряжением за счет средств организаций.
31. Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
32. Организация может устанавливать форму одежды для добровольных пожарных.
33. Добровольным пожарным могут предоставляться социальные гарантии, устанавливаемые организацией.

Ф.И.О.
добровольного
пожарного

Основной документ,
удостоверяющий
личность гражданина
Российской Федерации