Руководства, Инструкции, Бланки

характеристика на обвиняемого по уголовному делу образец img-1

характеристика на обвиняемого по уголовному делу образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Протокол ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела (образец заполнения)

ПРОТОКОЛ ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела

27 июня 201* года

Старший следователь следственного отделения Советского РОВД г. Энска старший лейтенант юстиции Головко М.М. в каб. N 105 Советского РОВД г. Энска на основании ходатайства обвиняемого Пожарова Константина Николаевича и его защитника Полосухина Олега Ивановича об ознакомлении с материалами уголовного дела совместно, руководствуясь ст. 217 УПК РФ, предъявил обвиняемому Пожарову К.Н. и его защитнику Полосухину О.И. материалы уголовного дела N 123489.

Обвиняемый Пожаров К.Н. и его защитник Полосухин О.И. были ознакомлены с материалами уголовного дела, содержащимися в 1 томе на 53 листах в подшитом и пронумерованном виде, с вещественным доказательством - выкидным ножом, иными материалами - аудиозаписью допроса свидетеля Василькова П.Н. путем личного ознакомления с внешним видом ножа.

По ходатайству обвиняемого Пожарова К.Н. была воспроизведена аудиозапись допроса свидетеля Василькова П.Н.

Ознакомление с материалами уголовного дела начато 27 июня 201* года в 10 час. 00 мин, окончено 27 июня 201* года в 15 час. 40 мин.

После ознакомления с материалами уголовного дела от обвиняемого Пожарова К.Н. и (или) от его защитника Полосухина О.И. ходатайства и (или) иные заявления не поступили.

По ознакомлении с материалами уголовного дела мне разъяснены права, предусмотренные ч. 5 ст. 217 УПК РФ:

1) ходатайствовать о рассмотрении моего уголовного дела судом с участием присяжных заседателей - в случаях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ;

2) ходатайствовать о применении особого порядка судебного разбирательства - в случаях, предусмотренных ст. 314 УПК РФ;

3) ходатайствовать о проведении предварительных слушаний - в случаях, предусмотренных ст. 229 УПК РФ.

Правами, предусмотренными п. 1 - 3 ч. 5 ст. 217 УПК РФ, воспользоваться не желаю.

Протокол прочитан обвиняемым и его защитником лично. Замечания к протоколу отсутствуют.

Настоящий протокол составлен в соответствии со ст. 166 и 218 УПК РФ.

Другие статьи

Слушается дело

Деловая игра на тему

«Разбирательство уголовного дела в суде». Старшие классы

1. Место и значение деловой игры в учебном процессе.

2. Требования к деловой игре и методичес кие указания по проведению игры по предмету «Уголовный процесс».

3. План урока и приложения.

Деловая игра - это форма учебной работы, которая дает возможность студентам и ученикам старших классов наиболее полно освоить в ходе учебного процесса профессио нальные навыки и функции специалиста.

С ее помощью вырабатываются деловые и профессиональные качества, она позволяет использовать знания и умения в решении практических ситуаций, развивает организаторс кие способности, самостоятельность, инициативу. Здесь более чем в какой-либо другой форме урока воспитательный процесс максимально приближен к жизни.

Во время подготовки к игре выбирается тема, разрабатывается сценарий и определяются состав участников и роли.

Хорошо, когда есть возможность пригласить работника правоохранительных органов.

В обязанность учителя входит разработка методического обеспечения; оказание консультативной помощи и контроль за ходом деловой игры.

Деловая игра включает в себя следующие этапы: инструктивное занятие; самостоятель ная работа; проведение игры и подведение итогов.

Учащиеся или студенты изучают нормативные акты и образцы документов, их оформление.

Цели деловой игры

Составить уголовно-процессуальные документы.

Провести разбирательство уголовного дела от начала судебного заседания до вынесения приговора.

Собрать и оценить все необходимые доказательства по делу.

Составить протокол судебного заседания.

Вынести приговор по делу.

Деловая игра «Разбирательство уголовного дела» проводится на заключительном уроке по теме «Судебное разбирательство» с целью закрепления полученных знаний, контроля и коррекции полученных знаний и навыков, оценки результатов обучения по изученным темам курса «Уголовный процесс».

Деловая игра проводится в четыре этапа.

Действуют три команды по 5-7 человек в каждой: команда дознавателей, команда следователей, команда судей.

Подготовительный этап состоит в изучении стадий уголовного процесса, справочных и нормативных материалов, образцов уголовно-процессуальных документов с целью формирования уголовного дела по конкретному обвинительному заключению.

Участники команд по мере изучения курса «Уголовного процесса» составляют соответствующие их полномочиям документы, исходя из предложенного преподавателем обвинительного заключения: постановление о возбуждении уголовного дела, протокол личного досмотра, протоколы допросов, постановле ние о привлечении в качестве обвиняемого, постановления о назначении экспертиз, заключения экспертов, характеристику на обвиняемого и другие процессуальные документы.

Эту работу учащиеся или студенты проводят как на уроках в рамках практических занятий по предмету «Уголовный процесс», так и во внеурочное время в ходе работы кружка «Клуб криминалистов», где первоначально заслушиваются подготовленные ими доклады на тему «Методика расследования преступлений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами» с приглашением практического работника - следователя РОВД.

Из оформленных уголовно-процессуальных документов под руководством преподавателя формируется уголовное дело. Затем определяются участники игры и распределяются между ними роли. Команда судей, изучив материалы дела, выносит постановление о назначении уголовного дела к слушанию и составляет проект приговора.

Второй этап - проведение экскурсии. Подростки присутствуют на разбирательстве уголовного дела в суде. Они внимательно прослеживают все части судебного заседания, затем отвечают на поставленные преподава телем вопросы:

1. Имеется ли в действиях подсудимого (их) состав преступления и какой?

2. Какие доказательства были представле ны участниками процесса?

3. Какова роль обвинителя и защитника в уголовном процессе?

4. Достаточно ли собрано доказательств по делу или необходимо провести дополнительное расследование?

5. Какой должен быть вынесен приговор по данному делу?

Экскурсия в суд помогает ребятам наглядно представить ход судебного разбиратель ства по уголовному делу. После закрепления теоретических знаний и отчета по экскурсии с приложением самостоятельно составленной резолютивной части можно проводить само занятие - деловую игру.

Желательно из суда получить копию приговора по прослушанному разбирательству уголовного дела и провести разбор представлен ных отчетов и итоговых частей приговора, составленных студентами, выявив допущенные ошибки.

Деловая играя по предмету «Уголовный процесс» начинается с краткой инструкции преподавателя. Он рассказывает о целях деловой игры, обращает внимание на допущенные ошибки и отклонения от нормального хода процесса. Затем приглашаются участники уголовного процесса. Все занимают заранее подготовленные места: судьи, подсудимого, защитника, секретаря судебного заседания (возможно участие заседателей, обвинителя, общественного обвинителя и общественного защитника, эксперта в зависимости от категории уголовного дела).

Председательствующий открывает судебное заседание и оглашает, какое дело подлежит рассмотрению. Секретарь докладывает явку вызванных лиц. Свидетели временно удаляются из зала. Оглашается состав суда. Выясняется, нет ли отводов составу суда. Подсудимому разъясняются его права. Председательствующим выясняется вопрос о наличии ходатайств у подсудимого, его защитника. Заявленные ходатайства разрешаются.

Затем суд переходит к судебному следствию, которое проводится по всем правилам УПК РФ. Для экономии времени оглашается только итоговая часть обвинительного заключения, т.е. в чем суть обвинения. Самая главная роль принадлежит председательствующе му. Ему необходимо правильно и последова тельно провести судебный процесс, исследовать все необходимые доказательства по делу, устранить из процесса все ненужное. Исследовав все доказательства по делу, выслушав прения, суд удаляется на совещание для вынесения приговора. Проект приговора должен быть подготовлен заранее, и поэтому через две-три минуты, необходимые для уточнения проекта, оглашается приговор.

Роль преподавателя заключается в наблюдении за деятельностью каждого участника. В отдельных случаях можно ненавязчиво подсказать нужные действия, исправить ошибку, чтобы избежать неправильного направления игры. Чем меньше преподаватель вмешивает ся в ход игры, тем больше проявляются инициатива и самостоятельность участников игры, их организаторские способности, способность взаиморегулирования в коллективе, творческая атмосфера.

Заключительный этап - подведение итогов. Преподаватель выслушивает оценку своей деятельности участниками игры, а также мнение по делу, замечания, поправки, предложения. В случае допущения учащимися, студентами ошибок педагог обращает на них внимание, внося свои замечания и исправления. Оценки могут быть выставлены на этом занятии или на следующем после проверки протоколов судебного заседания, составленных по ходу игры другими ребятами.

Урок деловой игры ориентирует на самый высокий уровень овладения знаниями, способствует формированию профессиональных умений и навыков. Разработанная игра может использоваться в последующие учебные годы, исходя из других составов преступления. Необходимое условие - использование фактического практического материала, взятого из судебной практики местных судов. Для проведения деловой игры можно использовать готовое уголовное дело, сформированное студентами при прохождении производственной практики в органах предварительного следствия.

Тема «Разбирательство уголовного дела в суде»

Цель урока - закрепить у учащихся теоретические знания и практические навыки в организации и проведении судебного заседания по уголовному делу, научить пользоваться нормативными материалами, выработать умение выступать в суде, навыки в оформлении документов, в сборе и оценке доказательств по делу. Воспитать чувство уважения к закону. Повысить общий уровень правовой культуры.

Участники игры должны показать знания законов и других нормативных актов, регулирующих уголовные и уголовно-процессуаль ные правоотношения. Усвоить порядок назначения уголовного дела к судебному разбирательству, последовательность и правильность проведения судебного заседания, правила оформления протокола судебного заседания, порядок вынесения, оформления и оглашения приговора. Они должны уметь использовать теоретические знания в процессе самостоятельного решения практических вопросов, применять в комплексе знания по различным предметам, пользоваться нормативным материалом, оформлять уголовно-процессуальные документы, выступать в суде.

Теория государства и права - тема «Правонарушение и юридическая ответственность».

Уголовное право - темы «Состав преступления», «Преступления против общественной безопасности».

Делопроизводство - тема «Правила оформления документов».

Правоохранительные органы - темы «Судебная система РФ», «Министерство внутренних дел РФ».

Темы «Доказательства и меры пресечения в уголовном процессе», «Возбуждение уголовного дела», «Производство предварительного рассмотрения», «Судебное разбирательство».

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Таблица «Крупные и особо крупные размеры количества наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном хранении или обороте».

Материалы по делу.

Образцы уголовно-процессуальных документов.

Проверка подготовленности учащихся к практическому занятию путем фронтального опроса - 12-14 мин.

Вопросы для фронтального опроса:

1. В чем состоит особенность стадии разбирательства по уголовному делу?

2. Каковы общие начала судебного разбирательства?

3. На какие части подразделяется судебное заседание?

4. Каковы пределы судебного разбиратель ства?

5. Каков порядок вынесения приговора?

6. Какие вопросы должны быть разрешены судом при вынесении приговора?

7. Какие составные части входят в приговор?

8. Для чего ведется протокол судебного заседания?

9. Как оформляется протокол судебного заседания?

10. В каких случаях уголовное дело рассматривается судьей единолично?

11. По каким уголовным делам участие прокурора в судебном заседании необязательно?

Практическое занятие - деловая игра в виде судебного заседания - 63-66 мин.

Проведение судебного заседания.

Участники занимают места согласно своим ролям в игре. Председательствующий (судья) открывает и ведет судебное заседание согласно УПК РФ. Ребята, не являющиеся участниками игры, ведут протокол судебного заседания.

Ход судебного заседания

Судебное заседание объявляется открытым. Слушается дело по обвинению Карасева Вадима Владимировича в совершении преступления, предусмотренного ст. 228 ч.1 УК РФ. Секретарь судебного заседания докладывает о явке в суд подсудимого, защитника, свидетелей. Решается вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся свидетелей.

Явившиеся свидетели до начала допроса удаляются из зала судебного заседания. Устанавливается личность подсудимого и своевременность вручения ему копии обвинительного заключения. Объявляется состав суда и разъясняются права подсудимому, разъясняется ст. 51 Конституции РФ. Председательствующий опрашивает подсудимого, его защитника о наличии ходатайств. Заявленные ходатайства разрешаются. Судебное следствие объявляет ся открытым. Оглашается обвинительное заключение.

Председательствующий спрашивает подсудимого, признает ли он себя виновным. Устанавливается порядок исследования доказательств по делу: допрос подсудимого, свидетелей и исследование письменных материалов дела. Производится допрос подсудимого (он дает показания).

Свидетели по одному приглашаются в зал судебного заседания, предупреждаются об уголовной ответственности за дачу ложных показаний или отказ от дачи показаний, делают подписку об этом у секретаря судебного заседания, дают показания, отвечают на вопросы суда, подсудимого, защитника. Затем суд исследует письменные материалы дела.

Оглашаются характеристика на подсудимого, протокол личного досмотра, заключение химической экспертизы, заключение судебно-наркологической экспертизы, выписка из таблицы о крупных и особо крупных размерах наркотических средств и психотропных веществ и т.д.

После рассмотрения всех доказательств председательствующий опрашивает подсудимого, защитника, желают ли они дополнить судебное следствие и чем именно. В случае заявления ходатайств о дополнении судебного следствия суд разрешает их.

Судебное следствие объявляется законченным. Объявляются судебные прения. Слово предоставляется защитнику (выслушивается его речь). Подсудимому предоставляется последнее слово. Суд удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора. Оглашается приговор. Судебное заседание объявляет ся законченным.

по уголовному делу 19432 по обвинению Карасева Вадима Владимировича в совершении преступления, предусмотренного ст. 228 ч.1 УК РФ.

Настоящее уголовное дело 19432 возбуждено по факту обнаружения и изъятия у Карасева В.В. наркотического средства опий.

Проведенным по настоящему делу предварительным следствием установлено следующее:

13 марта около 9 часов (точное время в ходе предварительного следствия не установлено) на трамвайной остановке «ул.Инзенс кая», расположенной в Железнодорожном районе г.Ульяновска, Карасев В.В. обнаружил наркотическое средство опий в количестве 0,28г. помещенное на одном отрезке целлофана, которое положил на хранение во внутренний карман своего пиджака, таким образом незаконно приобрел данное наркотическое средство без цели сбыта в крупном размере. Данное наркотическое средство Карасав В.В. незаконно хранил при себе до 10 часов 15 минут того же дня. В указанное время возле дома 13 по ул. Инзенская г. Ульяновска он был задержан сотрудниками милиции и доставлен в Железнодорожный РОВД г. Ульяновска, где в ходе личного досмотра в установленном законом порядке у него было обнаружено и изъято вязкое вещество коричневого цвета, помещенное на одном отрезке целлофана, которое согласно заключению химической экспертизы 1000 от 01.04.99 года является наркотическим веществом опий, вес которого после высушивания до постоянной массы составил 0,28 г. в соответствии со Списком наркотических веществ Постоянного комитета по контролю наркотиков РФ по состоянию на 01.08.95 года, перечень 1, пункт 131.

Допрошенный в качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 228 ч. 1 УК РФ, Карасев В.В. свою вину признал полностью и показал, что 13 марта 1999 г. около 9 часов он находился на трамвайной остановке «ул.Инзенская», ожидал трамвай. Подойдя к частным домам, расположенным напротив остановки, он нагнулся и увидел в кустах полиэтиленовый пакетик из-под сигарет, в котором что-то было завернуто. Подняв его, он обнаружил в нем отрезок целлофана с веществом коричневого цвета с характерным запахом мака. Он понял, что данное вещество является наркотическим средством опий, и решил взять его себе для личного потребления. Данное вещество он положил во внутренний карман пиджака, и в это время к нему подошли сотрудники милиции, которые его задержали и в Железнодорожном РОВД досмотрели. В ходе личного досмотра у него было изъято данное наркотическое средство.

Вина Карасева В.В. в совершении преступления, предусмотренного ст. 228 ч.1 УК РФ, кроме полного признания своей вины, в ходе предварительного следствия полностью доказана и подтверждается показаниями свидетелей и другими материалами уголовного дела, а именно: показаниями свидетеля Савельева Я.В. о том, что 13 марта 1999 года его пригласили в Железнодорожный РОВД присутство вать при досмотре гражданина, представив шегося Карасевым Вадимом Владимировичем. В ходе личного досмотра данного мужчины милиционеры обнаружили и изъяли у него из левого внутреннего кармана пиджака один целлофановый отрезок с вязким веществом коричневого цвета. Карасев В.В. пояснил, что данное вещество является наркотиком - «ханкой» и принадлежит оно ему для личного потребления.

Карасев В.В. ранее судим: в 1984 году по ст. 144 ч.2, ст. 208 ч.3, 40 УК РФ к 2 годам лишения свободы, судимость погашена. Согласно выписке из сводной таблицы заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков РФ об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств от 04.06.97 года к крупным размерам наркотического средства опий, необходимого для привлечения лица к уголовной ответственности, относится от 0,1 до 10 г опия.

Согласно ст.ст. 61,63 УК РФ, обстоятельств, смягчающих либо отягчающих наказание обвиняемого Карасева В.В. не имеется.

На основании изложенного Карасев Вадим Владимирович совершил преступление, предусмотренное ст.228 ч.1 УК РФ, то есть незаконные приобретение, хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере.

Железнодорожный районный суд г.Ульяновска, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по обвинению Карасева Вадима Владимировича, ПРИГОВОРИЛ: признать виновным в совершении преступления, предусмот ренного ч.1 ст. 228 УК РФ, и назначить наказание в виде лишения свободы сроком на один год. На основании ст. 73 УК РФ наказание считать условным с испытательным сроком на один год шесть месяцев. Меру пресечения оставить - подписку о невыезде.

Галина ДАНИЛИНА,

преподаватель Ульяновского техникума экономики и права

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА - Уголовно-процессуальные документы, образцы протоколов, образцы постановлений, бланки докумен

Уголовно-процессуальное доказывание представляет собой познание события прошлого.
Это познание осуществляется не непосредственно, потому что познаваемая реальность (событие
преступления) к данному моменту уже не существует, а опосредованно, т.е. по отображениям,
которое оно оставило на материальных объектах, в явлениях, процессах и в сознании людей.
Такие отображения составляют суть доказательств в уголовном процессе. Философской основой
их происхождения является материалистическая теория отражения.
Согласно ст. 74 УПК РФ доказательствами по уголовному делу являются любые сведения,
на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК РФ,
устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при
производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного
дела.
В качестве доказательств допускаются:
- показания подозреваемого, обвиняемого;
- показания потерпевшего, свидетеля;
- заключение и показания эксперта;
- заключение и показания специалиста;
- вещественные доказательства;
- протоколы следственных и судебных действий;
- иные документы.
В теории доказательств принято выделять следующие признаки анализируемого понятия:
- сведения (фактические данные):
- полученные из законного источника;
- полученные в законном порядке;
- имеющие значение для уголовного дела.
Под сведениями (первый признак понятия) в данном случае понимается конкретная
информация о конкретных обстоятельствах (в УПК РСФСР 1960 г. этот признак характеризовался
более точным понятием "фактические данные"). Не являются сведениями в нашем смысле и
поэтому не могут выступать в качестве доказательств по уголовному делу мнения, догадки,
предположения, умозрения, озарения, "вычисления", словом, "соображения ума". Они не
сбрасываются со счетов, однако служат всеголишь "информацией к размышлению" о том, где
искать и как получить судебные доказательства.
Сведения о фактах порождают доказательственный факт, который тоже является
доказательством по уголовному делу. Иначе говоря, доказательственный факт -это уже
проверенные сведения, достоверность которых сомнения не вызывает, и поэтому его можно
использовать какготовый элемент в логических конструкциях для получения итоговых знаний об
обстоятельствах, входящих в предмет доказывания. Например, содержащиеся в акте
инвентаризации и требующие проверки данные о недостаче товарно-материальных ценностей -
это доказательство в виде сведений. Данные о недостаче, полученные из актаназначенной для
этой проверки бухгалтерской ревизии и из заключения судебно-бухгалтерской экспертизы, - это
тоже сведения. Но их совокупность образует доказательственный факт недостачи, который имеет
непосредственное отношение к доказыванию факта хищения чужого, например государственного,
имущества и вместе со сведениями о нем тоже рассматривается в качестве доказательства.
Показания свидетеля о том, что он видел подозреваемоговблизи места убийства, нуждаются в
проверке и, таким образом, представляют собой доказательства в виде сведений о факте. Такие
же сведения несут и отдельно взятые слепки обнаруженных на месте происшествия следов обуви,
экспертным путем идентифицированные с изъятой при обыске обувью подозреваемого. Но в
совокупностис показаниями свидетеля они образуют доказательственный факт: подозреваемый
находился на месте убийства. Это тоже доказательство, которое используется в обоснование
виновности данного подозреваемого в инкриминируемом преступлении. Деление доказательств на
сведения и доказательственные факты прослеживается и в практике высшегосудебного органа
страны - Верховного Суда РФ.
Сведения являются доказательствами по уголовному делу, если они получены из
источников, перечисленных в ч. 2 ст. 74 УПК РФ: показания подозреваемого, показания
обвиняемого, показания потерпевшего, показания свидетеля, заключения и показания эксперта,
вещественные доказательства, протоколы следственных и судебных действий, иные документы
(второй признак понятия). Если сведения получены из других, не предусмотренных законом
источников они не могут применяться в обоснование выводов и решений по уголовному делу. В
частности, этого признака лишены и поэтому доказательствами по уголовному делу не могут быть
признаны сведения, содержащиеся в газетных и книжных публикациях, теле- и радиопередачах, а
также информация, полученная в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий
негласного характера, без проверки их следственным путем.
Третий признак понятия доказательства означает, что фактические данные по уголовному
делу должны добываться в определенном законом порядке, т.е. путем производства
предусмотренных УПК РФ процессуальных действий, процедура которых также детально
регламентирована уголовно-процессуальными нормами. Эта регламентация призвана обеспечить
достоверность фактическихданных, на основании которых разрешается уголовное дело. Если
фактические данные добываются хотя и из законного источника, но с отступлением от
установленной законом процедуры, достоверность доказательственного материала оказывается
под сомнением. В силу этих соображений доказательства, полученные с нарушением требований
УПК РФ, являются недопустимыми <1>; они не имеют юридического значения и не могут быть
положены в основу обвинения, а также использованы для доказывания любого из обстоятельств
дела (ч. 1 ст. 75 УПК РФ). Данная норма опирается на содержание ч. 2 ст. 50 Конституции РФ,
согласно которой "при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств,
полученных с нарушением федерального закона".
--------------------------------
<1> Лучше сказать так: сведения, полученные с нарушением закона, являются
недопустимыми в уголовно-процессуальном доказывании и не являются доказательствами.

Согласно прямому указанию закона (ч. 2ст. 75 УПК РФ) к недопустимым доказательствам
относятся:
- показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по
уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не
подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде;
- показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а
также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности.
В практике недопустимыми признаются и в качестведоказательств по уголовному делу не
допускаются сведения, полученные в следующих ситуациях:
- когда следственное действие по собиранию доказательств произведено лицом, не
управомоченным на это. Так, если сотрудник милиции допросил свидетеля, не имея на то
поручения следователя, в производстве которого находится уголовное дело, полученные
показания не могут быть признаны доказательствами;
- когда следственное действие, в производстве которого согласно закону обязательно
участие понятых, например обыск, произведено без их участия;
- когда показания получены с применением обмана, угроз и иных незаконных мер;
- когда предмет или документ имеет неизвестное происхождение и данное обстоятельство
порождает неразрешимые сомнения при оценке его достоверности;
- когда доказательство получено в результате следственного действия, участникам которого
не были разъяснены их права, обязанность и ответственность;
- когда нарушена процедура следственного действия и это нарушение ставит под сомнение
достоверность полученных результатов (например, лицо предъявлено для опознания в группе
внешне резко отличающихся лиц).
Предъявляемое к доказательствам требование допустимости служит важной гарантией их
достоверности и в конечном счете гарантией истинности полученных на основе этих доказательств
выводов о существенных обстоятельствах дела.
Суть четвертого признака доказательства в уголовном процессе заключается в требовании,
чтобы между содержанием фактических данных и обстоятельствами, входящими в предмет
доказывания, существовала определенная связь. Иначе говоря, эти фактические данные должны
относиться к предмету доказывания. Поэтому этот признак получил наименование относимости
доказательства. Относимость доказательства также имеет важное практическое значение. Если
следователь, дознаватель или суд ошиблись, признав фактические данные неотносимыми, и
поэтому не приобщили доказательства к уголовному делу, не исследовали и не проверили, это
отрицательно повлияет на всесторонность, полноту и объективность исследования обстоятельств
дела. Если же, наоборот, в деле фигурируют фактические данные, не имеющие отношения к
предмету доказывания, значит, усилия и время на это затрачены напрасно, а уголовное дело
оказывается перегруженным посторонними материалами, затрудняющими его изучение и
принятие решений ("информационный шум").
Некоторые процессуалисты считают, что обязательным признаком (свойством) понятия
доказательства, наряду с допустимостью и относимостью, является достоверность (сведений,
полученных из законного источника и в законном порядке) <1>. Эта точка зрения представляется
не основанной на законе и практически не безвредной, и поэтому оставить ее без внимания в
пособии для практиков было бы неправильно.
--------------------------------
<1> Уголовный процесс / Под ред. И.Л. Петрухина. М. Проспект, 2001. С. 153.

Достоверность (от достоверный - не вызывающий сомнения, надежный) <1> - это не признак
(свойство) понятия доказательства, а результат его, доказательства, оценки (достоверное
доказательство, недостоверное доказательство). Иная трактовка ведет к абсурду. Получается, что
доказательством по уголовному делу является лишь то (сведения, факты), что удостоверено
вступившим в законную силу приговором суда, а все, что на законном основании и законным путем
добывали следователь и дознаватель, с чем они повседневно работали, проверяли и оценивали, в
чем сомневались и не сомневались, на чем основывали версии и свои решения, в том числе о
привлечении в качестве обвиняемого, - это не доказательства. Между тем каждое из четырех
четырежды допрошенного изолгавшегося обвиняемого доказательств -это доказательство,
достоверность которого предстоит проверять, сегодня склоняясь к мысли, что достоверно первое,
завтра -второе, а в конечном счете - ни одно из полученных показаний. Суд же отверг и то, что
следователю казалось незыблемым, и констатировал доказанным то, что было им отвергнуто,
потому что весь уголовный процесс -и в досудебных, и в судебных стадиях -есть непрерывное
собирание, проверка и оценка имеющихся доказательств.
--------------------------------
<1> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1981. С. 158.

Уголовно-процессуальные доказательства поддаются классификации, в основе которой
лежат их объективные различия: происхождение, структура и функции полученных сведений о
фактах (фактических данных). Классификация имеет важное теоретическое и практическое
значение: она помогаетглубже понять сущность классифицируемых явлений (в данном случае -
соответствующих доказательств), систематизировать их и тем самым более грамотно оперировать
ими в процессе доказывания по уголовному делу. Доказательства делятся на личные и
вещественные, обвинительные и оправдательные, первоначальные и производные, прямые и
косвенные.
На личные и вещественные доказательства делятся в зависимости от того, где - в сознании
людей или на материальных объектах - получили отражение следы события, которое исследуется
по уголовному делу (событие преступления). Если такие следы представляют собой информацию,
полученную при помощи органов зрения, слуха, обоняния, осязания, ее уголовно-процессуальным
источником служат показания обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего, а
полученные доказательства носят название личных. К личным доказательствам относятсятакже
заключение эксперта и фактические данные, содержащиеся в протоколах следственных и
судебных действий. Если же следы преступления отражаются непосредственно на материальных
объектах, фактические данные имеют вещественный характер. Это -вещественные источники
доказательств, вещественные доказательства.
В зависимости от отношения к предмету обвинения, иначе говоря, к версии обвинения и
противостоящим ей версиям, доказательства делятся на обвинительные и оправдательные.
Обвинительные доказательства -это доказательства, которые уличают обвиняемого,
подозреваемого в совершении преступления (улики), или усиливают его ответственность. К
типичным обвинительным доказательствам, например, относятся изобличающие обвиняемого
показания очевидца преступления или его соучастника; следы пребывания обвиняемого на месте
преступления; факты недостачи товарно-материальных ценностей (по делу о хищении
государственного имущества); обнаруженные при обыске у обвиняемого орудия преступления;
заключение эксперта о поддельности документа и т.д.

- это доказательства, которые опровергают

инкриминируемое обвинение, устанавливают невиновность обвиняемого или меньшую
виновность, а также доказательства, смягчающие ответственность лица, привлекаемого к
уголовной ответственности. К числу типичных оправдательных доказательств относятся показания
обвиняемого, отрицающего свою виновность, в частности его заявление об алиби, т.е. о том, что в
момент совершения преступления он находился в другом месте. Обвинение может считаться
доказанным лишь при условии, что все имеющиеся в деле оправдательные доказательства
полностью опровергаются обвинительными. Деление доказательств на обвинительные и
оправдательные условно. Во-первых, одно и то же доказательство может быть обвинительным по
отношению к другому. Например, показание обвиняемого Н. по групповому делу о своей
второстепенной роли в преступлении будет оправдательным по отношению к нему самому и
обвинительным по отношению к М. обвиняемому в организации преступления.
Во-вторых, одни и те же фактическиеданные на различных этапах процесса доказывания
могут получать разное освещение и поэтому в совокупности с другими доказательствами могут
расцениваться то как обвинительные, то как оправдательные. Так, показания обвиняемого о своем
алиби являются доказательством оправдательным. Однако, если в результате проверки этих
показаний будет установлено, что показания об алиби являются ложными, факт дачи этих
показаний оборачивается косвенным обвинительным доказательством против самого же
обвиняемого. Поэтому существует правило: по любому уголовному делу на обвинительные и
оправдательные доказательства в процессе расследования делятся предварительно, а
окончательно - лишь на завершающих этапах этого процесса, при оценке всей совокупности
собранных фактических данных в судебном приговоре. Деление доказательств на обвинительные
и оправдательные играет важную роль при выдвижении версий и разработке плана
расследования, составлении итоговых процессуальных документов (обвинительногозаключения,
постановления о прекращении уголовного дела, приговора), когда оба вида доказательства - "за" и
"против" - тщательно анализируются дознавателем, следователем, прокурором и судьями.
В основу деления доказательств на первоначальные и производные положено наличие или
отсутствие промежуточного носителя доказательственной информации. Первоначальными
называются доказательства, полученные от первоисточника (например, сведения, полученные от
свидетеля-очевидца, из подлинника документа, заключения эксперта и т.п.). Производными
называются доказательства, полученные из источника, по отношению к первоисточнику
являющегося вторичным, производным (например, сведения, содержащиеся в показаниях
свидетеля, который сам события преступления не наблюдал, но слышал о нем от другого лица,
которое он может назвать; сведения, содержащиеся в копии документа). Типичными
производными доказательствами являются фактические данные, содержащиеся в акте
документальной бухгалтерской ревизии, который аккумулирует в себе бухгалтерские данные,
содержащиеся в первоисточниках - подлинниках документов, отражающих движение товарно-
материальных ценностей и денежных средств. Деление доказательств на первоначальные и
производные также имеет важное практическое значение. Разумеется, производные, полученные
из вторых, а то и из третьих рук сведения о фактах легче поддаются искажению, нежели
первоначальные. Иначе говоря, гарантии достоверности доказательств ослабевают по мере
удаления от первоисточника. Поэтому всегда, когда такая возможность имеется, производное
доказательство следует проверять путем обращения к первоисточнику. Вместе с тем было бы
неправильно априори, без проверки, считать, что любое первоначальное доказательство всегда
лучше производного. Такой общей закономерности не существует; "гнилым" может оказаться как
то, так и другое.
На прямые и косвенные доказательства делятся в зависимости от того, устанавливает ли
доказательство одно из обстоятельств, входящих в предмет доказывания непосредственно или
через промежуточный факт. Прямым доказательством, в частности, является показание
свидетеля-очевидца, подозреваемого, обвиняемого, сообщающее фактические данные об
обстоятельствах события преступления. По уголовному делу о должностном подлоге прямым
доказательством будет заключение эксперта о поддельности подписи на исследуемом документе.
Прямым доказательством виновности по делу о дорожно-транспортном преступлении будет
экспертное заключение о том, что обвиняемый в уголовно наказуемом нарушении правил
безопасности дорожного движения в момент наезда находился в нетрезвом состоянии. Прямым
доказательством наличия обстоятельств, способствовавших хищению, является вывод
бухгалтерской ревизии о запущенности учета и отчетности в данной организации и о причинной
связи этой запущенности с фактами причинения материального ущерба.
В отличие от прямого косвенное доказательство не указывает прямо на существование
обстоятельств, входящих в предмет доказывания, а устанавливает другой факт, который, в свою
очередь, служит доказательством обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК РФ. Например, по
делу об убийстве косвенными доказательствами будут установленные расследованием сведения
о факте или фактугрозы убийством со стороны обвиняемого по адресу потерпевшего; по делу о
хищении чужого имущества -сведения о факте или факт недостачи товарно-материальных
ценностей и фактжизни обвиняемого не по средствам; по делу о краже -сведения о фактеили
факт нахождения обвиняемого на месте преступления в тот момент, когда оно было совершено, а
также сведения о том, что обвиняемый интересовался расположением помещений, где была
совершена кража.
Прямое доказательство непосредственно связывает обвиняемого с событием преступления.
Косвенное же связывает обвиняемого не с самим фактом преступления, а с другим фактом, из
которогоможно сделать вывод о совершении данного преступления обвиняемым. В силу этого
различия прямые доказательства иначе называют одноступенчатыми, а косвенные -
многоступенчатыми. Однако это отнюдь не означает, что прямые доказательства лучше, надежнее
косвенных. Деление доказательств на лучшие и худшие вообще неприемлемо. Достоверность,
надежность доказательства зависитне от того, одноступенчатое оно или многоступенчатое, а от
того, насколько тщательно соблюдены законные условия его получения, закрепления,
исследования и проверки. Методы пользования прямыми и косвенными доказательствами
различны. При использовании прямых доказательств основная проблема заключается в оценке
достоверности их источников и сведений, содержащихся в этих источниках. Если прямое
доказательство само по себе оценено правильно, то правильно, достоверно и устанавливаемое
им обстоятельство. При использовании косвенного доказательства одной лишь оценки его
достоверности еще недостаточно; не менее важно установить, имеет ли оно связь с
доказываемым обстоятельством, т.е. обладает ли признаком относимости. Так, мало убедиться в
том, что сами по себе сведения о крупной недостаче достоверны и что обвиняемый в хищении
государственного имущества или во взяточничестве живет не по средствам, необходимо
установить причинно-следственную связь этого фактас уголовно наказуемым деянием. Словом,
оценка косвенных доказательствосуществляется в два этапа, и поэтому логические операции с
ними отличаются повышенной сложностью.
Специфической разновидностью косвенных доказательств являются так называемые
негативные обстоятельства, которые представляют собой установленные по уголовному делу
"факты отсутствия". Например: установленный при осмотре места происшествия факт отсутствия
следов пребывания там данного лица; установленный при обыске факт отсутствия похищенных
вещей в квартире обвиняемого (подозреваемого) в краже; установленный путем инвентаризации,
бухгалтерской ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы факт отсутствия недостачи
материальных ценностей по подотчету обвиняемого (подозреваемого) в хищении
государственного имущества и т.д. Подобные факты, как правило, являются оправдательными.
Ибо, не согласуясь с версией обвинения, но не опровергая ее полностью, они ставят ее под
сомнение и тем самым косвенно доказывают противоположную версию.

Похожие новости Комментарии (0)