Руководства, Инструкции, Бланки

должностные инструкции сотрудников ппс img-1

должностные инструкции сотрудников ппс

Категория: Инструкции

Описание

Приказ от N 80 Вопросы организации деятельности

Приказ от 29.01.2008 N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции"

3. Подразделения ППСП в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции". другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами МВД России, а также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, ст. 3881; N 30, ст. 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7018, ст. 7020; N 49, ст. 7067; N 50, ст. 7352. Далее - "Федеральный закон "О полиции".

4. Деятельность подразделений ППСП строится в соответствии с принципами соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

5. В своей деятельности подразделения ППСП взаимодействуют с подразделениями дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. вневедомственной охраны территориальных органов МВД России. а также с другими подразделениями полиции, воинскими частями внутренних войск МВД России.

Другие статьи

Зарплата ППС

Зарплата сотрудников патруально-постовой службы

Сотрудник патрульно-постовой службы – это полицейский, находящийся на переднем крае борьбы с преступностью. Именно от его действий зависит как пресечение, так и профилактика преступлений на улицах города. Естественно, такая сложная работа должна достойно оплачиваться. Однако соответствует ли размер зарплаты работника ППС требованиям, которые к нему предъявляются? Об этом и поговорим ниже.

Понятие патрульно-постовой службы и обязанности сотрудников

Патрульно-постовая служба является структурным подразделением полиции общественной безопасности. Основная функция ППС — охрана общественного порядка на улицах. Но, помимо этого, на работников возложены следующие задачи:

  • обеспечение охраны порядка во время культурно-массовых мероприятий;
  • проверка документов у подозрительных лиц;
  • охрана транспортных средств;
  • удаление из общественных мест людей в состоянии алкогольного опьянения;
  • оказание помощи пострадавшим гражданам и так далее.
Размер заработной платы работников ППС

Сегодня размер зарплаты сотрудника ППС составляет от 6 до 50 тыс. рублей.

Несмотря на кажущуюся прозрачность системы начисления зарплаты сотрудникам ППС, уровень фактических доходов полицейских в различных регионах страны существенно отличается. И роль здесь играют не только официальные коэффициенты увеличения зарплаты, но и внутренние нормативные документы подразделений полиции.

Например, наибольший размер оплаты труда, согласно имеющимся статистическим данным, установлен в Ненецком автономном округе и Республике Коми, а в остальных регионах РФ размер оклада находится на одном уровне. Однако в крупных городах страны – Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других – величина зарплаты существенно отличается от доходов полицейских в других населенных пунктах.

Кроме того, фактическая заработная плата сотрудников полиции зависит от других факторов. В частности, оклад может быть практически одинаковым, но различные надбавки иногда превышают его едва ли не на порядок.

Согласно действующим нормативным документам, доплата может производиться:

  • за стаж работы в органах;
  • за специфические условия труда;
  • за особые достижения;
  • за степень секретности работы и так далее.
Повышение зарплаты патрульным полицейским

С целью увеличения престижности профессии патрульных полицейских и улучшения качества их работы необходимо повысить зарплату сотрудникам подразделений ППС. Высокие требования к работникам службы не позволяют принимать даже на рядовую должность человека с отсутствием определенной подготовки и соответствующего образования. Эти условия ограничивают поток специалистов и, следовательно, вызывают нехватку квалифицированных кадров.

На заседании профильного комитета Госдумы неоднократно поднимался вопрос о преобразовании системы денежного довольствия сотрудников полиции, так как она давно устарела и нуждается в реформировании.

Новая схема расчета денежных выплат позволяет начислять заработную плату исходя из занимаемой должности и в соответствии со специальным званием. Предлагается рассчитывать индивидуальный оклад для сотрудников каждого сектора полиции отдельно с учетом дополнительных факторов:

  • степени сложности работы;
  • возможного риска для жизни;
  • особых условий работы.

По заявлению руководства Министерства внутренних дел, в ближайшее время каждый сотрудник ППС в звании сержанта, имеющий стаж работы не менее 3 лет, будет получать оклад в 36 тыс. рублей, а работник в звании капитана со стажем службы не менее 8 лет — до 60 тыс. рублей.

Проблемы финансирования ППС

Повышение оклада неоднократно закладывалось в федеральный и местные бюджеты, но каждый год депутатам приходится пересматривать нормы из-за слишком высокой инфляции. Несмотря на то что действующим законодательством два раза в год – в феврале и октябре – предусматривается индексация зарплаты сотрудников ППС, в прошлом году никаких действий предпринято не было в связи с отсутствием необходимых средств в бюджете.

Недостаток денег влечет за собой не только отсутствие пересчета оплаты труда в соответствии с уровнем инфляции, но и значительные изменения в самой системе ППС и полиции. Чтобы восполнить финансовые пробелы, руководители органов идут на снятие всевозможных надбавок и сокращение сотрудников. В некоторых регионах РФ уже произошли массовые увольнения служащих, что значительно сократило расходы на содержание описываемой структуры, однако не решило проблему в целом.

В текущем году, в связи с непростым положением РФ и кризисом экономики, увеличение зарплаты сотрудникам полиции не предусматривается вовсе. Правительство взяло курс на экономию бюджета, а индексация играет в этом процессе не последнюю роль.

Помимо недостаточного финансирования, в службе ППС существует множество дополнительных проблем. В частности, отсутствие служебного жилья. Это также значительно влияет на текучесть кадров и подрывает авторитет правоохранительных органов.

Дополнительные способы мотивации

Для увеличения привлекательности работы в ППС правительство разработало схему мотивации сотрудников. Речь идет о выплатах, которые не входят в постоянный фонд оплаты труда:

  • денежные поощрения за достижения в работе;
  • помощь в раскрытии преступлений;
  • предотвращение грубых правонарушений и т. д.

Такая компенсация мотивирует сотрудников на саморазвитие и ответственное отношение к исполнению служебных обязанностей.

После 10 лет службы сотрудник имеет право на субсидию для приобретения жилья. Такое поощрение привлекает в ряды служащих много молодых специалистов. Немаловажным положительным моментом является возможность получения путевки в санаторий или в дом отдыха для всей семьи на льготных условиях.

Правительство всеми возможными методами повышает престиж профессии сотрудника ППС. Это проявляется как в виде материального вознаграждения, так и в виде всевозможных наград и дополнительных льгот.

Обязанности и права личного состава ППСП

Административная деятельность полиции
  • Введение в дисциплину «Административная деятельность полиции»
  • Государственное управление в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью
    • Государственное управление в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью: понятие, содержание и особенности
    • Безопасность личности, общественный порядок и общественная безопасность: понятия и основные элементы, соотношение с другими социально-правовыми категориями
    • Содержание обеспечения личной безопасности граждан, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
    • Методологическая основа курса «Административная деятельность полиции». Взаимосвязь с другими специальными дисциплинами
  • Административная деятельность полиции
  • Полиция: понятие и основные направления деятельности
    • Назначение полиции России
    • Правовая основа деятельности полиции
    • Основные направления деятельности полиции
  • Организация полиции
    • Правовое положение и организационная структура МВД России
    • Полиция в структуре ОВД
  • Обязанности и права полиции
    • Обязанности полиции
    • Права полиции
  • Административная деятельность полиции: понятие, содержание, принципы
    • Административная деятельность полиции: признаки и особенности
    • Принципы административной деятельности ОВД
  • Формы и методы административной деятельности полиции
    • Формы административной деятельности полиции: понятие, виды и характеристика
    • Методы административной деятельности полиции
    • Меры административного предупреждения и административного пресечения, применяемые сотрудниками полиции. Методы административного предупреждения
    • Меры административно-процессуального обеспечения и меры административной ответственности, применяемые сотрудниками полиции
  • Административный надзор полиции
    • Административный надзор полиции: понятие, принципы, особенности
    • Осуществление полицией общего административного надзора за неопределенным кругом лиц
    • Порядок осуществления полицией административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
    • Взаимодействие полиции с судами и органами системы ФСИН по осуществлению надзора за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также лицами, условно осужденными к лишению свободы, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания
  • Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия: правовые основы, условия и пределы
    • Основания применения сотрудниками полиции физической силы
    • Основания применения сотрудниками полиции специальных средств. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
    • Основания применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия и запреты, связанные с его применением
  • Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
    • Задержание как отдельная мера государственного принуждения
    • Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории как отдельная мера государственного принуждения
    • Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов как отдельная мера государственного принуждения
    • Формирование и ведение полицией банков данных о гражданах как отдельная мера государственного принуждения
  • Административно-юрисдикционная деятельность ОВД (полиции)
  • Рассмотрение полицией обращений граждан
    • Содержание и особенности административно-юрисдикционной деятельности полиции
    • Обращения граждан в ОВД
  • Возбуждение полицией дел об административных правонарушениях
    • Полномочия должностных лиц полиции по возбуждению дел об административных правонарушениях
    • Основания и порядок действий сотрудников полиции при возбуждении дел об административных правонарушениях
    • Процессуальные документы, применяемые сотрудниками полиции для возбуждения дел об административных правонарушениях
  • Реализация полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
    • Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика и классификация
    • Меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении, применяемые ОВД
    • Меры, направленные на пресечение административного правонарушения
    • Применяемые ОВД меры, направленные на получение доказательств
  • Рассмотрение полицией дел об административных правонарушениях
    • Полномочия должностных лиц полиции по рассмотрению дел об административных правонарушениях
    • Стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях
  • Исполнение ОВД (полицией) постановлений по делам об административных правонарушениях
    • Правовые основы исполнения полицией постановлений о назначении административных наказаний
    • Административно-правовой статус полиции в исполнительном производстве по делам об административных правонарушениях
    • Организация исполнения ОВД административных наказаний
  • Обеспечение законности в административной деятельности полиции
    • Способы обеспечения законности в административной деятельности полиции
    • Контроль и надзор за законностью деятельности полиции
    • Основные направления укрепления законности в административной деятельности полиции
  • Организация административной деятельности полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
  • Основы правоохранительной службы
    • Задачи и основные функции подразделений охраны общественного порядка
    • Организационная структура подразделений полиции, осуществляющих охрану общественного порядка
    • Силы и средства, обеспечивающие охрану общественного порядка
    • Охрана общественного порядка по плану комплексного использования сил и средств (единой дислокации)
  • Правовое положение и организация деятельности дежурных частей ОВД
    • Деятельность дежурных частей территориальных органов МВД России: правовые основы, задачи и принципы
    • Организация работы дежурных частей территориальных органов МВД России
    • Основные функции дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции
    • Патрульно-постовая служба полиции: правовое положение, задачи, функции, силы и средства
    • Элементы организации ППСП
    • Обязанности и права личного состава ППСП
  • Правовое положение участковых уполномоченных полиции
    • Правовая основа деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Особенности оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Взаимодействия в работе участкового уполномоченного полиции: направления, формы и группы лиц
  • Организация деятельности участковых уполномоченных полиции
    • Организационные основы деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Деятельность участкового уполномоченного полиции на закрепленном участке
    • Отчет участковых уполномоченных полиции о результатах работы
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
    • Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
    • Система, задачи и функции подразделений по делам несовершеннолетних
    • Обязанности и права сотрудников ПДН
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
    • Правовая и организационная основа деятельности изоляторов ОВД для временного содержания подозреваемых и обвиняемых
    • Деятельность подразделений по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
  • Лицензионно-разрешительная деятельность и контроль полиции за оборотом оружия
    • Правовые основы деятельности ОВД по осуществлению лицензионно-разрешительной работы
    • Лицензирование частной охранной и сыскной деятельности
    • Лицензирование деятельности, связанной с оборотом оружия
    • Административно-правовые средства контроля полиции за оборотом служебного и гражданского оружия
  • Контроль полиции за частной детективной и охранной деятельностью
    • Задачи и компетенции полиции по осуществлению контроля за частной детективной и охранной деятельностью
    • Основные обязанности сотрудников полиции в ходе осуществления контроля в сфере частной детективной и охранной деятельности
  • Основные направления деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения
    • Задачи, обязанности и права Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Госавтоинспекции) МВД России
    • Организационная структура Государственной инспекции безопасности дорожного движения
    • Регистрация и учет автотранспортных средств
    • Новая система подготовки водительского состава. Пропаганда правил дорожного движения
    • Взаимодействие ГИБДД с государственными органами, негосударственными организациями в обеспечении безопасности дорожного движения
  • Дорожно-патрульная служба ГИБДД
    • Задачи, функции дорожно-патрульной службы
    • Подразделения ДПС: виды, структура и функции
    • Контроль сотрудниками ДПС ГИБДД МВД России соблюдения участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: методы и формы
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений вневедомственной охраны полиции
    • Правовое положение и организационная структура подразделений вневедомственной охраны полиции
    • Государственная услуга по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества на договорной основе подразделениями вневедомственной охраны полиции
  • Контроль полиции за соблюдением паспортно-регистрационных и миграционных правил
    • Контроль полиции за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда и выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России
    • Контроль полиции за соблюдением порядка пребывания и проживания на территории РФ
  • Обеспечение полицией общественного порядка и общественной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
    • Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы транспортной безопасности
    • Нормативно-правовое регулирование деятельности ОВД на транспорте
    • Организационно-правовые основы деятельности ОВД на железнодорожном транспорте
  • Обеспечение полицией общественного порядка и общественной безопасности на объектах воздушного и водного транспорта
    • ОВД на воздушном транспорте: задачи, функции, деятельность по обеспечению авиационной безопасности
    • Особенности организации общественного порядка на объектах водного транспорта
  • Правовое регулирование и организация участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
    • Организационно-правовые формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
    • Особенности правового статуса некоммерческих объединений граждан, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
    • Правовой статус и организация работы внештатных сотрудников полиции
    • Взаимодействие полиции с общественными объединениями и гражданами, участвующими в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности
  • Пресечение административных правонарушений, посягающих на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности
    • Административные правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности: краткая характеристика
    • Деятельность полиции по пресечению административных правонарушений, посягающих на права граждан
    • Деятельность полиции по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно- эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
    • Деятельность полиции при получении информации о совершенном правонарушении в области охраны собственности и при непосредственном его обнаружении
  • Пресечение административных правонарушений в области дорожного движения
    • Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения. Административная ответственность в области дорожного движения
    • Полномочия должностных лиц ГИБДД по применению мер административного принуждения
    • Полномочия подразделений Госавтоинспекции по исполнению административного законодательства и должностные регламенты их сотрудников
  • Пресечение административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
    • Меры административного пресечения, применяемые полицией к лицам, совершившим административные правонарушения против порядка управления, а также посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
    • Полномочия полиции по применению мер пресечения административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
  • Особенности административной деятельности полиции при проведении массовых мероприятий
    • Деятельность сотрудников полиции при получении информации о проведении на обслуживаемой территории публичных и массовых мероприятий
    • Деятельность сотрудников полиции по обеспечению совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка
    • Деятельность сотрудников полиции по оказанию содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий
    • Деятельность сотрудников полиции по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в период проведения публичных и массовых мероприятий
  • Особенности осуществления административной деятельности полиции при введении особых режимов
    • Правовые и административно-правовые режимы: понятие и признаки
    • Классификация административно-правовых режимов
    • Деятельность полиции при введении особых режимов

Обязанности и права личного состава ППСП

Обязанности личного состава ППСП. Сотрудники подразделений ППСП в соответствии с поставленными задачами и в пределах своей компетенции исполняют обязанности и реализуют права в соответствии со ст. 12 и 13 ФЗ «О полиции». Патрульные и постовые наряды также обязаны:

  1. знать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты соответствующих субъектов Российской Федерации, правовые акты местного самоуправления по вопросам охраны общественного порядка, требовать от граждан их неукоснительного исполнения;
  2. оказывать содействие сотрудникам других подразделений органов внутренних дел, а также представителям иных правоохранительных органов при выполнении ими служебных обязанностей;
  3. обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;
  4. соблюдать законность, тщательно и внимательно разбираться с нарушителями общественного порядка; при применении предусмотренных законом мер воздействия к правонарушителям разъяснять им, в соответствии с каким нормативным актом и за какое нарушение они применяются;
  5. докладывать оперативному дежурному по территориальному органу МВД России на районном уровне обо всех случаях возникновения угрозы общественной безопасности и необходимости привлечения технической помощи и аварийных служб, не допускать граждан в опасную зону;
  6. принимать от граждан находки (документы, ценности и другое имущество) и передавать их дежурному по территориальному органу МВД России на районном уровне с указанием в рапорте описи предметов и данных о лице, передавшем находку.

Обязанности патрульно-постовых нарядов (ППН) по предупреждению и пресечению преступлений:

  1. знать и обеспечивать в границах поста или маршрута наблюдение за местами наиболее вероятного совершения преступлений, возможного появления и укрытия преступников;
  2. своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий, разъяснять им недопустимость антиобщественного поведения;
  3. при получении информации о готовящемся преступлении немедленно докладывать начальнику или оперативному дежурному территориального органа МВД России на районном уровне и принимать меры кет предотвращению;
  4. при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем и против кого оно совершено или готовится, и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления, немедленно доложить об этом дежурному, начальнику территориального органа МВД России на районном уровне, принять меры к выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств;
  5. по прибытии на место происшествия следственно-оперативной группы действовать в соответствии с указанием ее руководителя, о чем доложить оперативному дежурному;
  6. выявлять по приметам путем личного сыска в районе маршрута патрулирования (поста) находящихся в розыске преступников, без вести пропавших и других разыскиваемых лиц, уделяя особое внимание местам массового скопления граждан;
  7. оказывать содействие сотрудникам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность в выявлении лиц, занимающихся взяточничеством, незаконной торговлей, противоправными операциями с валютными ценностям хищениями, незаконным изготовлением, приобретением, хранением и сбытом оружия, взрывчатых материалов, наркотических средств и психотропных веществ, совершивших другие преступления;
  8. взаимодействовать со следователями, дознавателями, сотрудниками оперативных подразделений и других подразделений органов внутренних дел по вопросам предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в районе несения службы.

Обязанности личного состава ППСП по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних.

  1. предупреждать и пресекать преступления и иные правонарушения со стороны несовершеннолетних на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах;
  2. выявлять заблудившихся детей, подростков, находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, доставлять таких несовершеннолетних в дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне;
  3. принимать меры к выявлению антиобщественных групп несовершеннолетних, установлению мест их концентрации, докладывать о них оперативному дежурному, а также информировать участкового уполномоченного полиции и инспектора по делам несовершеннолетних, обслуживающих данный участок;
  4. выявлять взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, совершение правонарушений либо иных антиобщественных действий, и докладывать о них оперативному дежурному, работнику уголовного розыска, участковому уполномоченного полиции и инспектору по делам несовершеннолетних.

Обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения:

  1. знать основные положения правил дорожного движения Российской Федерации, требования российского законодательства об ответственности за их нарушения и порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения;
  2. предотвращать факты управления транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения, или лицами, не достигшими возраста, дающего право управления транспортным средством (когда возраст очевиден или известен сотруднику), и в установленном порядке пресекать эти и другие правонарушения, влекущие очевидную угрозу жизни и здоровью граждан, а также в пределах компетенции нарушения правил дорожного движения пешеходами;
  3. при дорожно-транспортном происшествии немедленно докладывать о случившемся оперативному дежурному или несущим службу нарядам ДПС ГИБДД;
  4. во взаимодействии с действующими нарядами ДПС ГИБДД устранять помехи для дорожного движения;
  5. до прибытия следственно-оперативной группы или наряда дорожно-патрульной службы принимать меры по оказанию первой помощи пострадавшим, сохранению обстановки и следов транспортных средств, организации безопасного объезда места происшествия, установлению личности водителей, пассажиров и иных свидетелей, марки, цвета, государственного регистрационного знака и иных идентифицирующих признаков транспортных средств, скрывшихся с места происшествия.

Обязанности нарядов полиции на метрополитене, железнодорожном, водном и воздушном транспорте:

  1. патрульно-постовые наряды, несущие службу на объектах транспортной инфраструктуры, должны знать расположение участка железной дороги, вокзала, аэропорта, акватории, порта, метрополитена, дислокацию ближайших нарядов и схему связи с ними, правила перевозки пассажиров и виды проездных документов, основные должностные обязанности работников транспорта, а также особенности совершения правонарушений на объектах транспорта, приемы маскировки преступников;
  2. лично и с помощью работников транспорта принимать меры к поддержанию общественного порядка, предупреждению, пресечению преступлений и административных правонарушений;
  3. устанавливать и задерживать лиц, находящихся в розыске, условно осужденных и условно освобожденных, самовольно оставивших места исполнения наказаний, а также пытающихся войти в доверие к пассажирам в целях совершения кражи вещей и иных материальных ценностей;
  4. не допускать посадки и высадки пассажиров на ходу поезда, судна или с противоположной стороны от перрона, самовольного проезда в грузовых поездах, а также хождения граждан по железнодорожным путям в неустановленных местах;
  5. предупреждать и пресекать подкладывание посторонних предметов на рельсы, повреждение сигнализации и связи;
  6. при посадке в поезда местного и пригородного сообщения, особенно в ночное время, периодически проходить вдоль вагонов и обеспечивать безопасность пассажиров;
  7. не допускать хождения посторонних лиц по охраняемым территориям грузовых станций, контейнерных площадок, товарных парков, портов; оказывать необходимую помощь работникам транспорта и охраны в предотвращении хищений грузов.

При сопровождении поездов, судов наряды полиции обязаны:

  1. перед отправлением поезда, судна устанавливать связь с начальником (бригадиром, машинистом) поезда, капитаном (старшим помощником капитана) судна и обеспечивать общественный порядок при посадке пассажиров и отправлении поезда, судна;
  2. поддерживать в пути следования постоянную связь с проводниками вагонов, с членами судовой команды и оказывать им содействие при исполнении ими служебных обязанностей в случаях, когда граждане отказываются подчиняться их законным требованиям;
  3. выявлять лиц, подозреваемых в совершении преступлений, доставлять их и других задержанных правонарушителей в ближайший ОВД или передавать со своим рапортом сотрудникам полиции на ближайшей станции, пристани;
  4. предупреждать и пресекать порчу вагонного (судового) оборудования;
  5. выявлять факты злоупотреблений со стороны работников транспорта (провоз безбилетных пассажиров, запрещенного к перевозке груза и т.п.), информировать об этом начальника поезда, капитана судна и докладывать рапортом начальнику органа внутренних дел на транспорте;
  6. при крушениях, авариях, стихийных бедствиях и пожарах немедленно докладывать об этом в ближайший орган внутренних дел, принимать меры к спасению людей, оказанию помощи пострадавшим, обеспечению охраны места происшествия и имущества;
  7. по прибытии поезда, судна на конечную станцию, пристань, порт после высадки пассажиров и выгрузки багажа и груза совместно с работниками транспорта осматривать вагоны поезда, судовые помещения и принимать меры к сохранности забытых вещей, докладывать о прибытии в дежурную часть с конечного пункта;
  8. обнаруженные при осмотре забытые или утерянные вещи оформляются должностными лицами поезда, судна, станции, вокзала в соответствии с правилами перевозок, действующими на железнодорожном и водном транспорте, а ценности и документы сдаются по акту в дежурную часть органа внутренних дел.

Особые обязанности нарядов по сопровождению воздушных судов изложены в специальной инструкции.

Обязанности по взаимодействию с общественными формированиями правоохранительной направленности, частными охранными предприятиями по охране правопорядка:

взаимодействовать с общественными формированиями правоохранительной направленности, задействованными в обеспечении правопорядка, в пределах своей компетенции оказывать содействие в осуществлении возложенных на них задач по обеспечению обществе иного порядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах;

знать объекты, охраняемые персоналом частных охранных организаций (ЧОО) в районе поста (маршрута), и контролировать их деятельность при несении патрульно-постовой службы, проведении мероприятий по охране общественного порядка;

обеспечивать взаимодействие с ЧОО в случае принятия решения на их привлечение к охране общественного порядка;

информировать руководителей органа внутренних дел о выявленных нарушениях в деятельности представителей общественных формирований правоохранительной направленности, работников ЧОО письменно.

Обращение патрульно-постовых нарядов (ППН) с гражданами. Сотрудник полиции в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятой форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих их честь достоинство. В случае обращения граждан патрульный (постовой) обязан внимательно выслушать и принять меры по их заявлениям, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса. По требованию должностных лиц и граждан патрульный (постовой) обязан назвать свою фамилию, место работы и предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук. В разговоре с гражданами сотрудники полиции обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях руководствоваться неприязненными личными чувствами.

Если нарушитель на сделанные ему замечания реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться и предоставить возможность дать объяснение по поводу его неправомерных действий, после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на соответствующие законы или иные правовые акты. Только после этого может быть принято решение о составлении протокола, доставлении нарушителя в полицию или возможности ограничиться замечанием. Замечания нарушителям, имеющим при себе детей, следует по возможности делать так, чтобы дети этого не слышали.

С подростками ППН должны обращаться так же вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их возраста и уровня развития.

С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок. Если в документ вложены деньги и другие ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их. Лица, предъявившие документы с явными признаками подделки или неправомерно владеющие ими, доставляются в полицию.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, при совершении правонарушений подлежат ответственности на общих основаниях, если они не пользуются дипломатическим иммунитетом (К лицам, пользующимся дипломатическим иммунитетом, относятся иностранные граждане, имеющие дипломатические паспорта, а также дипломатические, консульские, служебные карточки и удостоверения.). Неприкосновенность лица, пользующегося дипломатическим иммунитетом, не исключает законной самообороны от его противоправных действий и применения, соответствующих мер для пресечения совершаемых им преступлений, нарушений общественного порядка.

В случае совершения правонарушения иностранными гражданами, пользующимися дипломатическим иммунитетом, патрульный (постовой) обязан пресечь на месте противоправные действия иностранного гражданина и зафиксировать их в установленном порядке, записать фамилию правонарушителя, номер документа, подтверждающего его личную неприкосновенность, затем отпустить правонарушителя и о случившимся доложить рапортом начальнику соответствующего территориального органа МВД России.

При проверке документов у иностранных граждан и лиц без гражданства патрульный (постовой) обращает внимание на место и сроки действия регистрации заграничного паспорта, вида на жительство, наличие в документах (визе, свидетельстве о приглашении, виде на жительство) соответствующих отметок, подтверждающих законность их пребывания в данном населенном пункте. При выявлении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих при себе документов, проживающих без регистрации, а также по просроченным документам, патрульный (постовой) сообщает об этом дежурному и действует по его указанию.

Права ППН. Патрульно-постовым нарядам для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право:

  1. требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий полиции, законной деятельности народных депутатов, кандидатов в народные депутаты, представителей государственных органов, учреждений и общественных объединений:
  2. проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении них дела об административном правонарушении;
  3. доставлять правонарушителей в полицию для составления протокола об административном правонарушении;
  4. доставлять в полицию военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;
  5. входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках, о чем докладывать рапортом начальнику органа полиции;
  6. производить по решению начальника территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий и эпизоотий, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств;
  7. временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, а также для проведения следственных и разыскных действий;
  8. останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;
  9. осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов;
  10. производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;
  11. отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством;
  12. изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения;
  13. использовать транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений или граждан (кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, а также транспортных средств специального назначения) для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в полицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава полиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами;
  14. пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам;
  15. доставлять в полицию лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при наличии одного из следующих оснований:
  1. когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  2. когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
  3. когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть доставлено в полицию лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

В современных условиях идет поиск новых форм и методов эффективной борьбы с преступностью, внедряется в практику положительный опыт организации патрульно-постовой службы по системе патрульных участков, когда охрана общественного порядка осуществляется в максимальном охвате наблюдением полиции определенной территории города или района за счет наиболее рациональной расстановки сил и средств.

Ведущим принципом в организации патрульно-постовой службы является комплексное использование сил и средств полиции общественной безопасности органов внутренних дел, сущность которого состоит в том, что патрульно-постовые наряды, несущие службу на улицах и выполняющие в районе патрульного участка, поста или маршрута стоящие перед ними индивидуальные (непосредственные) задачи, одновременно решают и общие задачи патрульно-постовой службы полиции. В результате обеспечивается оптимальное использование всех имеющихся сил и средств в интересах охраны общественного порядка, максимальное закрытие патрульно-постовыми нарядами территории городов и иных населенных пунктов, а также появляется возможность создавать их наибольшую плотность на тех участках территории, где осложняется оперативная обстановка.