Руководства, Инструкции, Бланки

образец отраслевое соглашение img-1

образец отраслевое соглашение

Категория: Бланки/Образцы

Описание

ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ: ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ

ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ: ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ

ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ: ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ

Отношения между работником и работодателем регулируются нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В данной статье обратим особое внимание на соглашения - правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения и устанавливающие общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемые между представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. В частности, рассмотрим порядок заключения отраслевых соглашений, присоединения к ним работодателей, проанализируем спорные вопросы, возникающие на практике.

Правовые основы заключения отраслевого соглашения

Согласно ст. 45 ТК РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Такие соглашения могут заключаться на следующих уровнях социального партнерства <1>: федеральном, межрегиональном (на уровне двух и более субъектов РФ), региональном, территориальном (на уровне соответствующего муниципального образования). В соглашении представители сторон могут определить условия оплаты труда, охраны труда, режимы труда и отдыха, развитие социального партнерства, а также иные вопросы. Как правило, в текст соглашений включают нормы, усиливающие социальную защищенность работников. Из действующих соглашений в качестве примера можно назвать:

- Федеральное отраслевое соглашение по организациям Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации на 2009 - 2011 годы, утверждено Минспорттуризмом, Профсоюзом работников физической культуры, спорта и туризма 08.10.2009. В п. 4.19 данного Соглашения указано, что при наличии финансовых средств работникам организаций отрасли производятся следующие выплаты, не связанные с исполнением трудовых обязанностей: к юбилейным датам за многолетний и добросовестный труд (в связи с 50-летием, 60-летием, 70-летием, 75-летием и 80-летием и т.д.) - не менее 15 тыс. руб.; в связи с выходом на пенсию - не менее 50 тыс. руб.; при рождении ребенка - не менее 50 тыс. руб.;

- Отраслевое соглашение по организациям, учреждениям, подразделениям и органам внутренних дел Российской Федерации на 2009 - 2011 годы, утверждено Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания, МВД 24.07.2009. В соответствии с его п. 4.1.5 при сокращении должностей гражданской службы, численности или штата работников организации системы МВД преимущественное право оставления на замещение должности гражданской службы или на работе имеют категории гражданских служащих и работников, указанные в ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации“ и ст. 179 ТК РФ. Кроме того, преимущественное право на оставление на службе (работе) при равной производительности труда и квалификации предусматривается для: лиц предпенсионного возраста (за два года до пенсии); лиц, проработавших в организации системы МВД свыше десяти лет; одиноких родителей, имеющих на иждивении детей до 16-летнего возраста; несовершеннолетних работников.

--------------------------------
<1> Социальное партнерство в сфере труда (социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Порядок разработки и действия соглашений указан в ст. ст. 47, 48 ТК РФ. Оформлению соглашения предшествует составление его проекта. Разрабатывается проект в ходе коллективных переговоров, в которых участвуют представители работников и работодателей. От имени работников право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашения на уровне РФ, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). Если на соответствующем уровне имеется несколько профсоюзов (объединений профсоюзов), каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых им членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Со стороны работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения участвуют соответствующие объединения работодателей - некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 33 ТК РФ). Например, при заключении соглашения для отрасли машиностроения от имени работодателей действует объединение работодателей машиностроения.

Представителями работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений и разрешении других связанных с этим вопросов являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти <2>, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

--------------------------------
<2> Постановление Правительства РФ от 10.08.2005 N 500 “О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне“.

Порядок заключения соглашения и присоединения к нему

В соответствии с ч. 5 ст. 47 ТК РФ порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Она имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Соглашение подписывается представителями сторон и вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны вправе один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Продление действия отраслевого соглашения также оформляется соглашением, которое регистрируется в Федеральной службе по труду и занятости. Например, Российским профсоюзом работников текстильной и легкой промышленности, ОР “Объединение работодателей текстильной промышленности России“ 19.10.2009, ОООР “Российское объединение работодателей легкой промышленности“ 20.10.2009 было утверждено Соглашение о продлении срока действия на 2010 год Отраслевого соглашения по организациям текстильной, легкой и фарфоро-фаянсовой промышленности Российской Федерации на 2009 год, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. Регистрационный номер 135/10-10 от 27.10.2009 (Письмо Роструда от 27.10.2009 N 5584-ТЗ).

Соглашение действует в отношении:

1. Работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

2. Работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения.

3. Органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

4. Работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, если соглашение было заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления, согласно ст. 34 ТК РФ.

Примечание. Действие соглашения распространяется на всех работников, состоящих в трудовых отношениями с работодателями, указанными выше. Если в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятных для работников (ч. 5, 6 ст. 48 ТК РФ).

Отраслевое соглашение, принятое на федеральном уровне, подлежит опубликованию в Порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2007 N 260 <3>. В частности, указано, что в течение трех дней со дня регистрации соглашения (или изменений и дополнений к нему) Роструд направляет текст соглашения и сведения о его регистрации для опубликования в журнал “Труд и Страхование“, а также в Минздравсоцразвития для размещения на сайте Министерства - www.minzdravsoc.ru. После опубликования соглашения в журнале “Труд и Страхование“ стороны вправе предложить Министру здравоохранения и социального развития обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему. Данное предложение направляется Минздравсоцразвития для официального опубликования в “Российскую газету“. Форма предложения установлена в Приложении к Порядку.

--------------------------------
<3> “Об утверждении Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению“ (ред. от 05.08.2008).

Порядок опубликования иных соглашений (принятых не на федеральном уровне) определяется их сторонами.

Работодатели, не желающие присоединяться к соглашению, должны в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда <4>, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему. К отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющим работников данного работодателя. Если работодатель этого не сделал, принятое соглашение будет распространяться на него (ст. 48 ТК РФ).

--------------------------------
<4> Согласно п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321, данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Интересно для рассмотрения Постановление ФАС МО от 10.09.2009 N КА-А40/8396-09 по делу N А40-1554/09-119-3 по заявлению ОАО “Научно-производственное объединение “Сатурн“ о признании незаконным Решения Минздравсоцразвития, изложенного в Письме от 23.09.2008 N 7220-АС, в части пропуска заявителем срока представления отказа от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению по авиационной промышленности.

ОАО “Сатурн“ направило по почте Письмо от 21.07.2008 N 201/002-309 с отказом от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению, который поступил к ответчику 31.07.2008.

Письмом N 7220-АС, поступившим ОАО “Сатурн“ вместе с Письмом от 14.10.2008 N 18-1280 Минпромторга, сообщено, что отказ от присоединения к Соглашению поступил по истечении установленного законом срока.

Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя и указал, что отказ в присоединении к Соглашению направлен 21.07.2008, что свидетельствует о соблюдении истцом установленного ч. 8 ст. 48 ТК РФ срока. Однако впоследствии апелляционным судом данный вывод суда первой инстанции признан ошибочным, связанным с неверным толкованием указанной нормы права.

Из ч. 8 ст. 48 ТК РФ следует, что если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению, не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. Из текста нормы ясно, что мотивированный письменный отказ от присоединения должен быть не  направлен в 30-дневный срок, а  представлен в федеральный орган исполнительной власти. Таким образом, данной нормой законодатель возложил на работодателей обязанность обеспечения не только направления мотивированного отказа в указанный срок, но и фактическое его получение компетентным органом. Суд кассационной инстанции такое толкование закона посчитал правильным. Впоследствии Определением ВАС РФ от 11.01.2010 N 17156/09 отказано для передачи в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора Постановлений Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009 и ФАС МО от 10.09.2009.

Примечание. В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях (ч. 9 ст. 48 ТК РФ).

Исполнение норм отраслевого соглашения

Обязательность выполнения соглашений, а также ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине соглашений предусмотрена ст. 24 ТК РФ. Непосредственно ответственность за нарушение или невыполнение соглашений указана в ст. 5.31 КоАП РФ, в частности, на работодателя или лицо, его представляющее, может быть наложен административный штраф в размере от 3000 до 5000 руб.

Отметим, что согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, соглашения. Поэтому работодатели должны воздержаться от принятия локальных нормативных актов, которые снижают гарантии работникам, установленные отраслевыми соглашениями.

При приеме работников на работу рекомендуем указывать в трудовом договоре не только сумму оклада и премий, но также дополнительные выплаты, предусмотренные отраслевыми соглашениями. Это необходимо с целью включения произведенных выплат в состав расходов на оплату труда. Такой вывод следует из п. 21 ст. 270 НК РФ, согласно которому в составе расходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли, отражаются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов). Об этом же сказано в Письме Минфина России от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/99. А если отраслевое соглашение было заключено в период работы уже имеющихся сотрудников, необходимо заключить соответствующие дополнительные соглашения к трудовым договорам.

М.В.Блинова
Эксперт журнала “Отдел кадров бюджетного учреждения“
“Отдел кадров бюджетного учреждения“, 2010, N 3

ВНИМАНИЕ! Сообщения на сайте не проходят предварительную модерацию.
Если вы являетесь автором какого-либо материала - пишите на ящик ruman988@yandex.ru для восстановления законности!

Другие статьи

Образец отраслевое соглашение - добавлено решение

Работодателю об отраслевых соглашениях

Отраслевое тарифное соглашение в штатской авиации рф. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности либо штата работников организации статья 181. Расходы в размере не наименее 0,2 процента суммы издержек на создание (работ, услуг), связанные с проведением мероприятий, направленных на улучшение критерий и охраны труда.

каждогодний основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18-ти лет статья 268. Правовые особенности дизайна отраслевого соглашения пример и форма, а такжеотраслевое соглашение эталон бланк. Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников статья 229. Трудовое законодательство и другие акты, содержащие нормы трудового права статья 6.

Статья 45 соглашение виды соглашений

главные направления готрибуналарственной политики в области охраны труда статья 212. непременное роль выборного органа первичной профсоюзной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового контракта по инициативе работодателя статья 83.

Обжалование решения комиссии по трудовым спорам и перенесение рассмотрения личного трудового спора в трибунал статья 392. Отраслевое соглашение по организациям трибуналостроительной индустрии, морской техники и трибуналоремонта русской федерации на 2016 - 2018 годы.Работодателю об отраслевых соглашениях. эталон отраслевого тарифного соглашения.

Отраслевое соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые дела и.русской федерации на 2009 - 2011 годы 1. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и других сумм, причитающихся работнику статья 144. Беспрепятственно предоставлять информацию работникам о начислении страховых взносов в пенсионный фонд русской федерации, (ст. В тех случаях, когда в отношении работников действует сразу несколько соглашений, используются условия соглашений, более подходящие для работников. Отраслевое тарифное соглашение эталон бланк.

Виды соглашений - Социальное партнерство - Учебные материалы для студентов

Виды соглашений

Перечень возможных видов соглашений определен ст. 45 ТК. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений в Российской Федерации могут заключаться следующие виды соглашений: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Любое из указанных соглашений, за небольшим исключением, может быть как двусторонним, так и трехсторонним.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. Данное соглашение всегда является трехсторонним.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ. В основном такие соглашения заключаются на уровне федеральных округов.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ. На практике соглашения данного вида также являются трехсторонними.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Данные соглашения бывают как двусторонними, так и трехсторонними.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы на территории муниципального образования. Такие соглашения, как правило, носят трехсторонний характер.

Таким образом, федеральное законодательство признает возможность заключения соглашений на всех уровнях социального партнерства между работниками и работодателями, объединяемыми на основании и отраслевого (межотраслевого), и территориального принципов. При этом стороны социального партнерства могут заключать соглашения и иных видов, прямо не предусмотренные законом.

Определенной спецификой обладают генеральное и региональные соглашения. Данные соглашения регулируют социально-трудовые отношения либо на уровне всей Российской Федерации, либо на уровне субъекта РФ. Одним из их участников является соответствующий орган исполнительной власти (Правительство РФ, соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ). Данные соглашения регулируют весь комплекс социально-трудовых отношений на соответствующей территории и являются основой для всех остальных соглашений, заключаемых на данной территории.

Интересным представляется законодательство Московской области, которое предусматривает обязательность установления Московским областным трехсторонним (региональным) соглашением минимальных социально-трудовых нормативов, т.е. единых на всей территории Московской области минимальных показателей оплаты труда, безопасных условий труда, охраны труда работников и иных условий социально-трудовой сферы (ст. 1, 12.1 Закона Московской области от 31 марта 1999 г. № 15/99-03 "О социальном партнерстве в Московской области").

Поскольку государство все еще сохраняет за собой главенствующую роль в регулировании социально-трудовых отношений, значительный комплекс обязанностей но трехсторонним соглашениям на практике возлагается именно на государственные органы. При этом в большинстве своем предметом таких соглашений являются не столько трудовые отношения, сколько отношения социальные (в сфере жилищной политики, социального обслуживания и т.п.). Соответствующие соглашения оказывают определенное влияние на законодательный процесс, предусматривая обязанности сторон по подготовке и внесению в законодательный орган (принятию) конкретных законов, нормативных правовых актов. Так, стороны Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014–2016 гг. договорились провести консультации по подготовке предложений о возможной ратификации Российской Федерацией 14 конвенций МОТ.

В целом можно отметить, что генеральное и региональные соглашения как наиболее распространенные акты трипартизма выступают в настоящий момент основой для дальнейшего развития отношений социального партнерства на трехсторонней основе.

В отличие от генерального, межрегиональных и региональных соглашений отраслевые (межотраслевые) соглашения вне зависимости от того, на каком уровне они заключаются, направлены на регулирование именно трудовых отношений в рамках отрасли (группы отраслей). Заключение отраслевых (межотраслевых) соглашений распространено в основном на федеральном уровне и получает в настоящий момент развитие на уровне субъектов РФ. Примером чисто отраслевых соглашений могут служить соглашения, распространяющие свое действие на работников народного образования или здравоохранения. К межотраслевым соглашениям может быть отнесено соглашение между профсоюзами и работодателями оборонных отраслей промышленности, охватывающее несколько производственных отраслей.

Зачастую данные соглашения называют тарифными, что не совсем верно, поскольку тарифными соглашениями традиционно называют те коллективные договоры, которые ограничиваются установлением тарифа заработной платы и не заключают в себе так называемых правовых норм [1]. Любое отраслевое соглашение в его современном наполнении содержит в себе значительное количество и правовых норм и обязательств сторон, не ограничиваясь решением тарифных вопросов, хотя они и должны не только присутствовать, но и составлять основу отраслевых соглашений. Справедливости ради надо сказать, что далеко не всякое отраслевое соглашение содержит тарифные положения.

По состоянию на 1 марта 2014 г. на федеральном уровне социального партнерства действовало 63 отраслевых соглашения.

Территориальное соглашение регулирует социально-трудовые отношения на территории муниципального образования. К данным соглашениям можно с полным основанием отнести все характеристики, которые мы использовали, описывая генеральное и региональное соглашения, естественно, с поправкой на особую территориальную сферу его действия.

Иные соглашения могут заключаться по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Такие соглашения могут заключаться на любом уровне между любыми субъектами правоотношений социального партнерства. Предметом таких соглашений является, как правило, какой-либо один вопрос регулирования социально-трудовых отношений. В качестве примера можно привести соглашения о координации действий субъектов правоотношений социального партнерства при осуществлении приватизации государственных и муниципальных предприятий, при реструктуризации промышленных предприятий и т.п.

К иным соглашениям относятся предусмотренные ст. 133.1 ТК региональные соглашения о минимальной заработной плате. Этими соглашениями устанавливается размер минимальной заработной платы для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Традиционно данные соглашения, которые являются трехсторонними, содержат нормы не только о размере минимальной заработной платы, но и об ее составных частях, а также обязательства сторон по реализации соглашения.

Например, региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2014 г. устанавливает с 1 января 2014 г. в Санкт-Петербурге минимальную заработную плату в размере 8868 руб. в состав которой не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Омской области от 10 декабря 2013 г. дифференцирует размер минимальной заработной платы в зависимости от вида работодателя и специфики осуществляемой им экономической деятельности: для работников внебюджетной сферы (кроме организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного вид экономической деятельности "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство") минимальная заработная плата составляет 6387 руб. а для работников организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного вид экономической деятельности "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство", и организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов Омской области, – 5554 руб.

  • [1] Войтинский И. С. Трудовое право СССР. М.; Л. 1925. С. 196.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter