Руководства, Инструкции, Бланки

арк-уд руководство img-1

арк-уд руководство

Категория: Руководства

Описание

История компании

История компании

АО "Московское конструкторское бюро "Компас" старейшее российское предприятие по разработке и производству радионавигационной аппаратуры.

Еще в 1918 году в Москве на базе радиозавода МРЗ "Темп" было создано специальное конструкторское бюро для разработки авиационных бортовых радионавигационных приборов (автоматические радиополукомпасы), без которых в дальнейшем не обходился ни один советский гражданский или военный самолёт.

В 48-м году конструкторское бюро выделено из состава Московского Радиозавода "Темп" с получением статуса Московского конструкторского бюро"Компас". Новое предприятие возглавил талантливый радиоспециалист Владимир Борисович Пестряков, получивший в дальнейшем за свой труд звание профессора и Заслуженного деятеля науки. Он сумел создать коллектив высококвалифицированных специалистов-инженеров, выполнивший не один десяток научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Так в послевоенный период созданы и серийно изготавливались несколько поколений радиокомпасов: АРК-9, АРК-10, АРК-10М, АРК-11, АРК-15М, АРК-19, АРК-22, которые за высокие технические качества и надежность летчики называли "золотой стрелкой". Радионавигационными системами (РНС) длинно- и средневолнового диапазонов РСВТ-1 "Луга", РЛ-10 "МАРС-75". БРАС-3, РС-10 "Кальмар" разработки МКБ "Компас" было оборудовано все побережье бывшего СССР.

В 1970-1980-х годах на все летательных аппаратах были установлены унифицированный ряд приемоиндикаторов РНС дальнего действия А-723 (в ВВС) и РЩ (в ВМФ) и автоматический радиокомпас второго поколения АРК-25, разработанные МКБ "Компас". Их особенностью была возможность определения места по сигналам как отечественных, так и зарубежных РНС, что позволило авиации намного эффективнее решать боевые задачи на значительно больших удалениях от аэродромов и в районах, слабо оборудованных средствами пространственного ориентирования. В гражданской авиации РНС А-723 успешно работала с системой "Омега" (США) и на внутреннем рынке вытеснила дорогостоящую импортную аппаратуру, в частности фирм "Дайнел" (США) и "КрузоСерсел" (Франция). Поворотным для КБ событием стало создание многоканальных приемоиндикаторов спутниковых РНС ГЛОНАСС и GPS.

До сих пор МКБ "Компас" остаётся единственным в России разработчиком авиационных радиокомпасов. Сегодня предприятие поставляет для отечественных самолетов и вертолетов радиокомпасы АРК-35-1, АРК-32, АРК-М и АРК-УД. По основным характеристикам они не уступают, а по показателям стойкости к воздействию внешних факторов (температура, давление, вибрация, акустический шум, перегрузки и пр.) превосходят зарубежные аналоги.

Огромный опыт по внедрению разработанных изделий в производство и размещение на самолётах военной и гражданской авиации и высокий профессиональный уровень инженеров и специалистов "Компаса" позволял им всегда быть на первой линии научно-технического прогресса. Так, МКБ первым в стране и одним из первых в мире применило в своих изделиях транзисторы вместо радиоламп и монтаж схем на печатных платах, еще в начале 60-х годов одним из первых перешло на цифровую обработку сигнала параллельно с применением первых интегральных схем, а также стало пионером в применении микрокомпьютеров в радионавигационной аппаратуре.

Научно-техническая революция второй половины 80-х годов, появление спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС (Россия) и GPS (США), в частности, появление сверхбольших интегральных схем и т.п. не застали МКБ врасплох. Специалисты "Компаса" первыми создали унифицированный ряд приёмоиндикаторов, работавших по сигналам радионавигационных систем с наземным базированием и спутниковых систем первого поколения и успешно стали создавать бортовую аппаратуру этих систем для высокодинамичных объектов - самолётов и ракет самого разного назначения.

Другие статьи

Принцип работы АРК и порядок его настройки - Студопедия

Принцип работы АРК и порядок его настройки

Принцип работы радиокомпаса основан на направленном приеме радиоволн. АРК включает в себя следующие основные составные части:

– поворотную рамочную антенну;

– ненаправленную (шлейфовую) антенну;

– указатель курсовых углов.

Разумеется, в состав АРК входят и другие вспомогательные, но необходимые элементы: блок питания, антенный усилитель, коммутационная коробка и т.п.

Плоскость рамочной антенны расположена вертикально и может вращаться вокруг вертикальной оси электродвигателем или вручную (рис. 3.5).

Электромагнитные волны представляют собой синусоидальные колебания, способные наводить в проводниках электродвижущую силу (ЭДС), также меняющуюся по синусоидальному закону. Если радиоволна распространяется перпендикулярно плоскости рамки, то она достигнет обеих вертикальных сторон рамочной антенны одновременно и вызовет в них одинаковые по амплитуде и фазе ЭДС, изменяющиеся по синусоидальному закону. Но в любой момент они будут направлены в противоположные стороны, если смотреть вдоль контура рамки, поэтому электрического тока в этом контуре не возникнет (см. рис. 3.5, а).

Если же радиостанция располагается в направлении, составляющем некоторый острый угол, к плоскости рамки, то радиоволна сначала достигнет одной из вертикальных сторон, и только затем другой (см. рис. 3.5, б).

Говоря точнее, фаза радиоволны будет различной в вертикальных сторонах рамки. Возникнет разность потенциалов, которая вызовет протекание тока в рамочной антенне. В любой момент времени разность фаз и амплитуда наводимых ЭДС будет зависеть от направления прихода радиоволн (косинуса угла между плоскостью рамки и направлением на радиостанцию).

Следовательно, вращая рамку вокруг вертикальной оси, можно подобрать такое ее положение, чтобы результирующая ЭДС была равна нулю, и тем самым определить направление на радиостанцию. Оно будет совпадать с направлением перпендикуляра к плоскости рамки. Но в какую именно сторону? Ведь перпендикуляр можно провести в двух противоположных направлениях.

Рис. 3.5. Рамочная антенна

Если нарисовать график зависимости ЭДС от угла в полярных координатах, то он будет иметь вид восьмерки. Из него видно, что максимальная по амплитуде ЭДС имеет место, когда направление на РНТ лежит в плоскости рамки – в ту или другую стороны. Но в зависимости от того, в какую именно (вправо или влево на рис. 3.6) фаза ЭДС будет различаться на 180º, в зависимости от того, какой из двух ветвей рамки радиоволна достигла первой. Это условно помечено знаком плюс и минус.

Рис. 3.6. Диаграмма направленности рамочной антенны

Для устранения неопределенности используется ненаправленная антенна. то есть обычная антенна, в которой фаза индуцируемой ЭДС не зависит от направления прихода радиоволн (обозначено плюсом). Таким образом, сопоставляя фазы в рамочной и ненаправленной антеннах (совпадают они или различаются на 180º), можно однозначно определить направление на радиостанцию и устранить неопределенность.

В упрощенном виде работа АРК выглядит следующим образом (рис. 3.7). Радиоволны принимаются ненаправленной и рамочной антеннами и поступают в приемник. В приемнике (ПРМ) путем сравнения фаз и определения амплитуды ЭДС вырабатывается переменное напряжение, фаза которого зависит от того, с какой стороны находится радиостанция относительно направления нулевого приема. Это напряжение через усилитель подается на электродвигатель (Дв), который поворачивает рамку в нужную сторону до тех пор, пока она не окажется направленной на радиостанцию. Одновременно этот угол поворота передается на указатель, стрелка которого вращается синхронно с рамочной антенной. Таким образом, как бы ни поворачивался самолет, стрелка показывает на шкале направление на радиостанцию. Поэтому радиокомпас и называется автоматическим. А в первых типах радиокомпасов штурману (пилоту) приходилось вручную поворачивать рамку с помощью специальной кремальеры, подбирая направление на радиостанцию по величине тока на специальном индикаторе (амперметре).

Рис. 3.7. Упрощенная схема АРК

Режимы работы радиокомпаса. Рассмотрим режимы работы радиокомпаса (в скобках даны английские названия).

Режим «Компас» («ADF») является основным, в этом режиме работают как рамочная, так и ненаправленная антенны. Происходит определение направления на радиостанцию, которое отображается на указателе.

Режим «Антенна» («Antenna») предназначен для настройки АРК на частоту радиостанции. В этом режиме работает только ненаправленная антенна, следовательно, направление на радиостанцию не определяется. АРК работает как обычный приемник.

Режим «Рамка» («Loop») может быть использован для определения направления на радиостанцию «вручную». Работает только рамочная антенна, которую пилот может вращать с помощью переключателя «Рамка Л-П» (влево, вправо). Необходимо подобрать такое ее положение, которое соответствует минимуму слышимости сигнала.

В некоторых типах радиокомпасов (например, АРК-11) имеется режим «Компас-II» (в этом случае обычный режим «Компас» обозначен «Компас- I»). Этот режим используется в условиях электростатических помех. Вместо ненаправленной антенны используется дополнительная рамочная антенна, плоскость которой перпендикулярна основной рамке. В этом режиме АРК работает как и в режиме «Компас», но следует помнить, что возможна ошибка в определении курсового угла ровно в 180º.

Порядок настройки радиокомпаса. Порядок настройки АРК заключается в следующем.

1. Определить по карте или Сборнику аэронавигационной информации частоту и позывной радиостанции, на которую необходимо настроиться.

2. Переключить управление АРК на «свой» пульт нажатием кнопки управления.

3. Переключатель каналов (при его наличии) установить в положение 1 или 2 в зависимости от того, какой из двух АРК будет настраиваться.

4. Установить режим «Антенна»

5. Установить частоту радиостанции.

6. Прослушать позывные и убедиться в их правильности.,

7. При наличии ручки плавной настройки подобрать положение наилучшей слышимости. Если имеется индикатор, то следует руководствоваться не слышимостью, а подобрать такое положение, при котором стрелка индикатора (миллиамперметра) больше всего отклоняется вправо.

8. Установить режим «Компас». При этом стрелка указателя курсовых углов покажет направление на радиостанцию относительно продольной оси ВС. Необходимо убедиться, что стрелка показывает примерно в ту сторону, в которой находится радиостанция. Ведь пилот обычно знает, где находится настраиваемая радиостанция (впереди, сзади, слева или справа).

9. Переключателем «Рамка Л-П» отвести стрелку радиокомпаса влево или вправо примерно на 90º и, отпустив, переключатель. убедиться, что стрелка возвращается в прежнее положение. Действительно, ведь могло оказаться, что радиостанция вовсе и не настроена, а стрелка направлена в произвольном направлении, которое случайно совпало с направлением на радиостанцию. Возврат стрелки к прежнему положению подтверждает факт ее настройки.

Несоблюдение правил настройки АРК может привести к тому, что по ошибке окажется настроенной не та радиостанция, которая нужно, или не настроена вовсе. Это может привести к уклонению от маршрута и потере ориентировки.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Вертолет Ми-8АМТ

Вертолет Ми-8АМТ. Руководство по технической эксплуатации 8АМТ-0007-00 РЭ. Книга 5. Радиоэлектронное оборудование

Ростов-на-Дону: Авиа-Медиа, 2003-2007. — 285 с.

Введение
Связное оборудование
Введение
Общая часть
Схема размещения радиоаппаратуры связи на вертолете
Радиостанция "Ядро-1Г1"
Описание и работа
Общая часть
Описание
Работа
Антенна радиостанции "Ядро-1Г1"
Отыскание и устранение неисправностей
Технология обслуживания
Проверка состояния антенны радиостанции "Ядро-1Г1"
Проверка блоков радиостанции (внешний осмотр), осмотр кабелей и шин металлизации, осмотр амортизации блоков, проверка затяжки и контровки накидных гаек разъемов
Проверка на герметичность блока Б5А-Яр1
Проверка работоспособности радиостанции "Ядро-1Г1" встроенной системой контроля и проведение пробной радиосвязи
Демонтаж блоков радиостанции "Ядро-1Г1" с вертолета
Монтаж блоков радиостанции "Ядро-1Г1" на вертолет

Аппаратура речевых оповещений
Описание и работа
Общая часть
Назначение
Тактико-технические данные аппаратуры "Алмаз-УП"
Состав аппаратуры речевых оповещений "Алмаз-УП" на вертолете
Размещение аппаратуры "Алмаз-УП" на вертолете
Описание
Номера каналов и тексты речевых сообщений
Работа
Блоки аппаратуры речевых оповещений "Алмаз-УП"
Блок "Алмаз-УП48"
Блок РИ-65-20
Блок РИ-65-30
Отыскание и устранение неисправностей
Технология обслуживания
Внешний осмотр оболочек кабелей, перемычек металлизации и проверка крепления блоков аппаратуры "Алмаз-УП"
Демонтаж аппаратуры "Алмаз-УП"
Монтаж аппаратуры "Алмаз-УП"
Проверка работоспособности аппаратуры "Алмаз-УП"

Радиостанция "Баклан-20"
Описание и работа
Общая часть
Назначение
Состав радиостанции
Размещение основной и резервной радиостанций на вертолете
Описание
Работа
Перечень оборудования и приборов для проверки параметров радиостанции "Баклан-20"
Электрическая функциональная схема цепей "пуска" радиостанции "Баклан-20"
Отыскание и устранение неисправностей
Технология обслуживания
Проверка затяжки и контровки накидных гаек разъемов
Проверка состояния и крепления антенны АШВ-50
Проверка состояния (внешний осмотр) блоков и органов управления основной и резервной радиостанций
Демонтаж радиостанции "Баклан-20" с вертолета
Проверка состояния штырьков и гнезд разъемов, кабелей, фидеров радиостанции
Монтаж радиостанции на вертолете
Проверка работоспособности радиостанции "Баклан-20"

Система "Тревога"
Описание и работа
Общая часть
Назначение
Состав системы "Тревога"
Размещение системы "Тревога" на вертолете
Основные технические данные
Описание
Работа
Перечень оборудования и приборов для проверки параметров системы "Тревога"
Отыскание и устранение неисправностей
Технология обслуживания
Демонтаж системы "Тревога" с вертолета
Монтаж системы "Тревога" на вертолет
Проверка работоспособности системы "Тревога"

Переговорное устройство
Описание и работа
Общая часть
Описание
Работа
Перечень оборудования и приборов для проверки параметров переговорного устройства
Отыскание и устранение неисправностей
Технология обслуживания
Проверка затяжки и контровки накидных гаек разъемов кабелей, крепления абонентских аппаратов и усилителя, состояния перемычек металлизации
Проверка монтажа и деталей в усилителе СПУ-7
Осмотр РК СПУ и элементов, смонтированных в РК
Демонтаж переговорного устройства с вертолета
Монтаж переговорного устройства на вертолет
Проверка работоспособности переговорного устройства СПУ-7
Проверка выходного напряжения усилителя и работы регулятора усиления
Проверка напряжения питания авиагарнитуры
Проверка дополнительной переговорной точки борттехника

Авиагарнитура
Описание и работа
Общая часть
Описание
Работа
Перечень оборудования и приборов для проверки параметров авиагарнитуры
Перечень оборудования и приборов для проверки параметров переходного жгута
Схема подключения масхи ДКМ-1М и авиагарннтуры к СПУ-7 через переходной электрический жгут
Жгут переходной. Схема электрическая соединений
Отыскание и устранение неисправностей
Технология обслуживания
Проверка состояния авиагарнитуры и величины разговорного напряжения, развиваемого авиагарнитурой
Проверка сопротивления обмоток телефонов постоянному току и отсутствия дребезжания мембран
Проверка состояния проводки, вводов, чистоты контактных поверхностей, усилия разъединения разъемных холодок

Радиоаппаратура записи
Описание и работа
Общая часть
Назначение
Состав магнитофона П-503Б
Размещение магнитофона на вертолете
Описание
Работа
Перечень оборудования и приборов для проверки параметров магнитофона П-503Б
Пульт управления магнитофона П-503Б. Внешний вид
Установка устройства записи магнитофона П-503Б
Отыскание и устранение неисправностей
Технология обслуживания
Демонтаж магнитофона П-503Б с вертолета
Монтаж магнитофона П-503Б на вертолет
Проверка количества звуконосителя магнитофона П-503Б

Радиоаппаратура вертолетовождения
Введение
Общая часть
Схема размещения радиоаппаратуры вертолетовождения на вертолете
Автоматический радиокомпас АРК-15М
Описание и работа
Общая часть
Назначение
Комплект радиокомпаса
Размещение радиокомпаса на вертолете
Описание
Работа
Перечень оборудования и приборов для проверки параметров радиокомпаса АРК-15М
Установка радиооборудования в кабине экипажа в районе шпангоута № 5Н
Установка антенн на вертолете
Антенна АН
Отыскание и устранение неисправностей
Технология обслуживания
Проверка состояния и крепления антенн, целости вводов. Проверка перемычек металлизация блоков, крепления кабелей и блоков
Демонтаж радиокомпаса АРК-15М с вертолета
Монтаж блоков радиокомпаса АРК-15М на вертолет
Проверка работоспособности радиокомпаса АРК-15М
Проверка на вертолете параметров АРК-15М с помощью ИРК (Е-016)

Автоматический радиокомпас АРК-УД
Описание и работа
Общая часть
Описание
Работа
Перечень оборудования и приборов для проверки параметров радиокомпаса АРК-УД
Установка антенны АШС-УД
Электрическая функциональная схема блокировок радиокомпаса АРК-УД
Отыскание и устранение неисправностей
Технология обслуживания
Проверка крепления и состояния антенны обнаружения АШС-УД, антенного блока и его обтекателя, проверка состояния ВЧ разъемов, соединительных кабелей и блоков
Проверка крепления блоков радиокомпаса, состояния стрелочных и световых приборов
Демонтаж радиокомпаса АРК-УД
Монтаж радиокомпаса АРК-УД
Проверка исправности цепи блокировки радиокомпаса АРК-УД при работе радиостанций "Ядро-1Г1" и "Баклан-20"
Проверка работоспособности радиокомпаса АРК-УД с помощью системы встроенного контроля

Аппаратура ДИСС-32-90А
Описание и работа
Общая часть
Назначение
Состав аппаратуры ДИСС-32-90А
Размещение аппаратуры ДИСС-32-90А на вертолете
Описание
Работа
Питание аппаратуры ДИСС-32-90А
Перечень оборудования и приборов для проверки параметров аппаратуры ДИСС-32-90А
Установка радиооборудования в заднем отсеке фюзеляжа между шпангоутами № 14 и № 22
Отыскание и устранение неисправностей
Технология обслуживания
Осмотр состояния антенн, блоков, монтажа кабельной сети, крепления и амортизации блоков, состояния разъемов кабелей
Проверка изделия прибором БПК
Стыковка изделия с авиагоризонтом АГБ-96Д
Схема распайки жгута для проверки стыковки АГБ-96Д с изделием ДИСС-32-90А
Схема распайки жгута для проверки стыковки АГБ-96К-В с изделием ДИСС-32-90А

Радиовысотомер А-037
Описание и работа
Общая часть
Назначение
Состав радиовысотомера
Размещение блоков радиовысотомера на вертолете
Описание
Работа
Питание радиовысотомера
Перечень оборудования и приборов для проверки параметров радиовысотомера А-037
Отыскание и устранение неисправностей
Технология обслуживания
Демонтаж с вертолета блоков радиовысотомера А-037
Монтаж блоков радиовысотомера А-037 на вертолет
Внешний осмотр блоков А-037-1ВБ А-03404022, антенн А-037-2 радиовысотомера
Проверка состояния низкочастотных и высокочастотных кабелей и разъемов
Проверка работоспособности радиовысотомера на вертолете

Радиодальномер KN 63
Описание и работа
Общая часть
Назначение
Состав
Размещение
Описание
Работа
Отыскание и устранение неисправностей
Технология обслуживания
Проверка внешнего состояния блока KN 63
Демонтаж и монтаж блока KN 63
Проверка внешнего состояния индикатора KDI 572
Демонтаж и монтаж индикатора KDI 572
Проверка внешнего состояния антенны КА-60
Демонтаж и монтаж антенны КА-60

Ответчик УВД КТ 76С
Описание и работа
Общая часть
Назначение
Состав
Размещение КТ-76С
Описание
Технические характеристики ответчика КТ 76С
Работа
Выбор кода
Передача сигнала идентификации
Отыскание и устранение неисправностей
Технология обслуживания
Внешний осмотр блока КТ-76С
Демонтаж и монтаж блока КТ-76С
Проверка работоспособности ответчика УВД КТ-76С

Радиолокатор 8А813к
Описание и работа
Общая часть
Назначение
Состав радиолокатора
Размещение радиолокатора на вертолете
Описание
Работа
Питание радиолокатора
Перечень оборудования и приборов для проверки параметров радиолокатора 8А813к
Установка блоков радиолокатора 8А813к на вертолет
Установка индикатора 0405к в кабине экипажа вертолета
Отыскание и устранение неисправностей
Технология обслуживания
Осмотр радиопрозрачного обтекателя антенны радиолокатора 8А813к
Осмотр блоков радиолокатора: приемопередатчика 5701 и индикатора 0405к
Подготовка блоков радиолокатора 8А813к к техническому обслуживанию
Проверка состояния и отбортовки кабельного разветвителя, состояния перемычек металлизации
Проверка радиолокатора 8А813к в режиме "Контроль"
Демонтаж блоков радиолокатора 8А813к с вертолета

Радиоаппаратура опознавания, оповещения и активного ответа
Введение
Изделие 6201
Описание и работа
Общая часть
Описание
Работа
Перечень оборудования и приборов для проверки параметров изделия 6201
Схема размещения блоков изделия 6201 на вертолете
Отыскание и устранение неисправностей
Технология обслуживания
Проверка внешнего состояния блоков 414, 2101 и 2102
Проверка внешнего состояния крепления, амортизации блоков и шин металлизации
Проверка состояния кабелей и их прибортовки (в доступных местах)
Проверка работоспособности схемы индикации ВКЛЮЧИ ЗАПАСНОЙ
Проверка работоспособности изделия по встроенному контролю
Проверка срабатывания и фиксации переключателей органов управления изделия 6201
Проверка состояния и крепления ламп сигнализации, светопроводов, светофильтров, ламп подсвета
Проверка импульсной мощности на выходе блока 451 на вертолете
Проверка детекторных диодов в блоках 2101 и 2102
Проверка антенно-фндерной системы изделия 6201
Ввод информации в блок 55С на вертолете
Проверка работы изделия 6201 при ручном переключении переключателя АВТ-КД-±15-КП, расположенного на левой боковой панели электропульта
Проверка работы изделия 6201 при автоматическом переключении ключей
Проверка исправности системы ВКО изделия 6201
Проверка исправности цепи "Сброс" изделия 6201, задействованной через микровыключатели аварийного сброса
Демонтаж блоков изделия 6201
Монтаж блоков изделия 6201
Стирание информации в блоке 55С на вертолете

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Арк-уд руководство

Радиокомпас

Указатель — стрелочный индикатор радиокомпаса.

Автомати?ческий радиоко?мпас (АРК) — бортовой радиопеленгатор, предназначенный для навигации летательных аппаратов по сигналам наземных радиостанций, путем непрерывного измерения курсового угла радиостанции (КУР — угол, заключенный между продольной осью воздушного судна и направлением на радиостанцию, он отсчитывается по часовой стрелке).

Автоматическим он называется потому, что непрерывно дает отсчет КУР пеленгуемой радиостанции, после настройки радиокомпаса на её рабочую несущую частоту. Обеспечивает визуальную индикацию КУР на стрелочных (цифровых) индикаторах.

Совместно с курсовыми приборами радиокомпас позволяет экипажу в любых метеоусловиях, в любое время суток решать следующие навигационные задачи:

  • выполнять полет с заданным КУР с непрерывной визуальной индикацией курсового угла;
  • определять пеленг радиостанции по указателю курса с использованием курсовой системы;
  • работать в качестве резервного связного приемника.
Принцип работы

Диаграмма направленности рамочной антенны. Максимумы диаграммы наблюдаются при ориентации плоскости рамочной антенны на радиостанцию. Цифры указывают коэффициенты усиления антенны в децибелах .

Кардиоида — диаграмма направленности комбинации ненаправленной и рамочной антенн. Максимум и ноль диаграммы наблюдаются при ориентации плоскости рамочной антенны на радиостанцию.

Действие самолётных радиопеленгаторов основано на одновременном приёме сигналов радиостанции на две антенны — рамочную антенну и ненаправленную. Ненаправленная антенна представляет собой вертикальный штырь или провод, диаграмма направленности которой представляет собой окружность. Коэффициент усиления ненаправленной антенны не зависит от направления приходящего радиосигнала.

Диаграмма направленности рамочной антенны в горизонтальной плоскости представляет собой фигуру в виде восьмёрки. Если плоскость рамки совпадает с направлением на радиостанцию, то уровень (амплитуда ) принимаемого сигнала максимален. Если плоскость рамки перпендикулярна направлению на радиостанцию, то уровень принимаемого сигнала равен нулю. Фаза сигнала в этих двух лепестках направленности антенны взаимно находятся в противофазе, то есть сдвинуты относительно друг друга на 180°.

На входе радиоприёмника радиокомпаса сигналы ненаправленной и направленной антенн суммируются с нужными коэффициентами, подбором соотношения этих коэффициентов результирующую диаграмму направленности можно превращатить в кардиоиду. причём максимум или минимум кардиоиды (в зависимости от того, как суммируется сигналы антенн — в фазе или противофазе) находятся в направлении на станцию.

Рамочная антенна выполняется вращающейся вокруг вертикальной оси. Вращение производится электромеханическим следящим приводом, управляемым от приёмника радиокомпаса. Так как в направлении максимума кардиоиды направленности при изменении направления на радиостанцию сигнал изменяется слабо, что существенно снижает точность определения азимута станции, определение точного направления на станцию производят по минимуму диаграммы направленности. Так как в минимуме диаграммы суммарный сигнал антенн исчезает, применяют периодическое, с частотой несколько десятков герц переключение (инвертирование. сдвиг на 180°) фазы сигнала рамочной антенны с помощью управляемого фазоинветрора. Следящая электромеханическая система поворачивает рамочную антенну до тех пор, пока направление на радиостанцию не попадёт в минимум диаграммы направленности при некотором состоянии фазоинвертора. Синхронно с поворотом рамки антенны поворачивается стрелка курса на индикаторе радиокомпаса.

Влияние условий распространения радиоволн на точность определения курсового угла радиостанции [1]

Точность определения курсового угла радиостанции автоматическим радиокомпасом зависит от условий распространения радиоволн, на которые влияют рельеф местности, наземные сооружения (различные строения, мачты), элементы конструкции летательного аппарата, отражения радиоволн от земной поверхности и ионосферы.

Все эти факторы искажают электромагнитное поле за счет рефракции в радиопрозрачных препятствиях и дифракции при отражении радиоволн, что приводит к тому, что минимум кардиоиды несколько отклоняется от направления на радиостанцию, внося таким образом ошибку в определение КУР. Определить ошибки пеленгования, вызванные неизменными препятствиями (рельеф, сооружения) и учесть их можно только по результатам практических измерений на местности. Некоторые ошибки носят сезонный характер и зависят от изменений электрических параметров почвы и местных предметов и вызываются изменением погодных условий.

Также при определении КУР следует учитывать явления, характерные для распространения радиоволн средневолнового диапазона: береговой эффект, горный эффект и ночной эффект.

Береговой эффект

Ошибки, обусловленные береговым эффектом, связаны с рефракцией поверхностных волн при их распространении через границу раздела двух сред: суши и моря. В результате чего появляется ошибка ? между истинным КУР и текущим отсчетом радиокомпаса (ОРК). Рефракция будет тем больше, чем меньше угол между береговой линией и направлением прихода радиоволн к береговой линии. Так, например, при острых углах встречи поверхностной волны с береговой линией ошибка радиопеленгования может достигать 6 — 8°. Наиболее ощутимое влияние берегового эффекта будет наблюдаться в непосредственной близости от береговой черты. По мере удаления от неё фронт волны постепенно выравнивается и ошибка в определении пеленга становится незначительной.

Горный эффект

Сущность горного эффекта состоит в том, что электромагнитные волны, отражаясь от неровностей земной поверхности (гор, холмов), дифрагируют с основным полем радиостанции и искажают его.

Величина ошибок АРК, вызванная горным эффектом, зависит от высоты гор и расстояния до них, длины волны пеленгуемой радиостанции, истинной высоты полета летательного аппарата.

При высоте гор 300—1500 м ошибка сказывается на расстоянии 8—10 км от горы, при высоте гор 1500 — 4000 м сказывается на расстояниях 20—40 км. Например, при полете над горной долиной ниже высоты окружающих хребтов ошибка пеленгования не превышает 5° при пеленговании радиостанции, расположенной в той же долине, на расстоянии не менее 10 км от гор. В других условиях, особенно при высоте полета менее 300 м, ошибки определения КУР могут достигать величины 90°. Наибольшие ошибки наблюдаются в том случае, если летательный аппарат находится между радиостанцией и наивысшей рельефа.

За перевалом ошибки пеленгования уменьшаются, а на расстоянии 30—40 км от гор ошибка практически отсутствует. При полете в гористой местности скорость колебания стрелки указателя АРК при высоте полета 900—1200 м над горами примерно 10—20 град/с. При полете на высотах менее 300 м наблюдаются более быстрые колебания и развороты стрелки указателя на ± 90°, поэтому при пилотировании существует опасность столкновения с отдельными горными вершинами.

Для повышения точности измерения КУР в горной местности используются радиоволны с более короткой длиной волны, а при полетах на высотах менее 500 м при навигации следует брать среднее показание по индикатору КУР.

Ночной эффект

На антенную систему радиокомпаса днём обычно воздействует только поверхностная волна с вертикальной поляризацией. С наступлением ночи усиливается отражение волн средневолнового диапазона от ионосферы. В сумерках, в течение двух часов до и после восхода (захода) солнца, стабильность ионосферы нарушается. Ночью и в сумерках, в зависимости от удаления летательного аппарата от радиостанции, на антенную систему воздействует либо сумма поверхностной и пространственной волны, либо только поверхностная волна. Все это вызывает появление поляризационных ошибок (вектор поляризации не вертикален).

При влиянии ночного эффекта точность пеленгования зависит от мощности и длины волны радиостанции. Чем больше мощность и длина волны, тем выше точность определения пеленга.

Наиболее интенсивно ночной эффект проявляется за 1—2 часа до восхода солнца. В эти часы ошибки в определении КУР могут достигать 30°. Ночью ошибки пеленгования составляют 10—15°. На удалении 100 км от радиостанции ночной эффект почти не сказывается на точности определения КУР радиокомпасом.

Классификация

По назначению и диапазону частот АРК делятся на две группы — средневолновые (навигационные) и аварийные (поисковые), работающие в УКВ (метровые волны) диапазонеШаблон:Нет АИ.

  • Средневолновые АРК предназначены для обеспечения полетов по приводным (ПРС) и широковещательным (ШРС) радиостанциям, путем непрерывного измерения КУР. Диапазоны рабочих частот средневолновых АРК от 150 кГц до 1299,5 кГц или до 1749,5 кГц, или до 1799,5 кГц.
  • Аварийные АРК применяются для вывода на аварийную УКВ радиостанцию или аварийный радиомаяк при поисково-спасательных работах. Диапазон частот поискового АРК находится в пределах 100—150 МГц.
  • 27 июля 1920 года — первое в мире применение радиокомпаса для авиационной навигации.
  • Весной 1935 года в НИИ ВВС проходил испытание радиокомпас, созданный инженером Николаем Александровичем Карбанским, в серийный выпуск этот радиокомпас не пошёл.
  • Первые советские радиокомпасы АРК-5 начали выпускаться во время Великой Отечественной войны на базе американской разработки (радиокомпас бомбардировщика B-29 )
Некоторые типы радиокомпасов России и СССР Литература и документация Литература
  • Чесноков Е. В. Андреев Н. Н. и др. Автоматические радиокомпасы вертолетов. Порядок списания и устранения радиодевиационной ошибки. Учебно-методическое

пособие. — Воронеж, 2013.

  • Белавин О. В. Зерова М. В. Современные средства радионавигации — М. 1965.
  • Белавин О. В. Основы радионавигации — М.:Сов. радио, 1977.
  • Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолёта Ан-24 — М. Транспорт, 1975.
Нормативно-техническая документация
  • ГОСТ Р 50860-96 самолёты и вертолёты. Устройства антенно-фидерные связи, навигации, посадки и УВД. Общие технические требования, параметры, методы измерений.
Примечания