Руководства, Инструкции, Бланки

методика руководства режиссерскими играми дошкольников

Категория: Руководства

Описание

Учебно-методический материал (старшая группа) на тему: «Развитие режиссерской игры у старших дошкольников»

Учебно-методический материал (старшая группа) на тему:
«Развитие режиссерской игры у старших дошкольников»

Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения социального опыта, или, по словам Л.С. Выготского, "врастания в культуру". Известно, что наиболее эффективно социальное взросление дошкольника происходит в игре, ведущей деятельности этого возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Л.С. Славина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).

В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра не является пустой забавой, это содержание жизни ребенка, ее творческая деятельность, нужная для его развития. В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем. В игровой ситуации ребенок осуществляет свои желания, свои ростовые потребности, нейтрализует свои эмоциональные конфликты.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

Проблемы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста исследовались в работах Е. А. Аркина, А.В.Запорожца, Д. В. Менжерицкой, А. П. Усовой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и других авторов.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

Одним из видов сюжетно-ролевых игр является режиссерская игра.

Исследователи режиссерской игры – Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, Кириллов. О.В. Солнцева и др.

В современной практике воспитания дошкольников наметился крен в сторону более раннего обучения, в результате чего происходит вытеснение самодеятельной игры из жизни ребенка, что ставит под угрозу полноценное развитие его личности.

Актуальность проблемы состоит в том, что специалистам, работающим в детских садах, приходиться сталкиваться с "вымиранием" режиссерской игры как выражением способности ребенка к адекватным действиям в воображаемой ситуации, созданной его собственной фантазией и отраженной в его словах и поступках.

Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения социального опыта, или, по словам Л.С. Выготского, "врастания в культуру". Известно, что наиболее эффективно социальное взросление дошкольника происходит в игре, ведущей деятельности этого возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Л.С. Славина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).

В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра не является пустой забавой, это содержание жизни ребенка, ее творческая деятельность, нужная для его развития. В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем. В игровой ситуации ребенок осуществляет свои желания, свои ростовые потребности, нейтрализует свои эмоциональные конфликты.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

Проблемы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста исследовались в работах Е. А. Аркина, А.В.Запорожца, Д. В. Менжерицкой, А. П. Усовой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и других авторов.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

Одним из видов сюжетно-ролевых игр является режиссерская игра.

Исследователи режиссерской игры – Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, Кириллов. О.В. Солнцева и др.

В современной практике воспитания дошкольников наметился крен в сторону более раннего обучения, в результате чего происходит вытеснение самодеятельной игры из жизни ребенка, что ставит под угрозу полноценное развитие его личности.

Актуальность проблемы состоит в том, что специалистам, работающим в детских садах, приходиться сталкиваться с "вымиранием" режиссерской игры как выражением способности ребенка к адекватным действиям в воображаемой ситуации, созданной его собственной фантазией и отраженной в его словах и поступках.

Требующая высокого уровня развития воображения режиссерская игра (по собственному замыслу ребенка) в повседневной жизни детей, посещающих сад, практически отсутствует.

Целью нашей работы является изучение темы «Развитие режиссерской игры у старших дошкольников».

Для достижения поставленной цели нами был поставлен ряд задач:

1. Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Рассмотреть режиссерскую игру, как один из видов сюжетных игр дошкольников.

3. Апробировать в своей работе методику развития режиссерской игры Солнцевой О.В.

I. Режиссерская игра, как вид детской игры.

I.1. Особенности режиссерской игры, как вида детской деятельности.

Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и озвучивая их. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии» (Е.Е. Кравцова).

Д.Б.Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка. В силу своего своеобразия они представляют особый интерес для психологии детской игры, так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка.

" Режиссерская игра представляется тем сплавом, в котором социальное и индивидуальное предстают в диалектическом переплетении и доступны наблюдению и контролю". У режиссерской игры исключительные возможности в плане применения ее для диагностики с целью последующей коррекции личностного развития детей. ( Гаспарова Е.М.1989).

Режиссерская игра свидетельствует о том, что ребенок активно присваивает культуру, отображая то, что представляет для него первостепенную ценность. Создавая и озвучивая предметный мир, ребенок воплощает собственные замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в тоже время одно из немногих средств, которые позволяют взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.

Ребенок, подобно режиссеру представляет, как будут взаимодействовать разные персонажи, что в результате этого произойдет. Он смотрит на воображаемые события и оценивает их с разных позиций. Научившись действовать с разных точек зрения в режиссерской игре, ребенок легче овладевает общением со сверстниками как самоценной деятельностью.

Предметный мир режиссерской игры чрезвычайно многообразен: это и игрушки, и разнообразные предметы, на которые ребенок переносит функции тех игрушек, которых не хватает для реализации сюжета. Это свидетельствует о том, что в режиссерской игре ребенок овладевает способностью переноса функций с одного предмета на другой, появляется механизм замещения, благодаря которому идет становление подлинной игры – символической деятельности.

Режиссерская игра – это вид детских игр, который изучен менее всего. Объясняется это тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Режиссерская игра, до определенного возраста, в основном, индивидуальна и для этих целей не могла быть использована.

Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности.

Был иным социальный заказ общества и только теперь, когда наука повернулась к личностно-ориентированной модели воспитания, ученые обратились к режиссерской игре.

Режиссерская игра дошкольника имеет сходство с деятельностью режиссера фильма или спектакля.

Во-первых, ребенок в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры. Конечно, эти сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребенку – его воле, его желанию, его замыслу.

Второе, что делает ребенок в этой игре, и что роднит его с настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что будет. Ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети шестого-седьмого года жизни могут использовать в играх предметы - заместители. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре старшего дошкольника кубики могут быть и машинками, и человечками, и кирпичиками и просто кубиками. Большая игрушечная собака может быть медведем, а маленькая - зайчиком; кусок серой ткани – волком и т. д.

Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мезансцены, то есть представляет в пространстве кто, где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что- то в результате этого произойдет на “сцене”.

Четвертый момент, это то, что ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру “дикторским” текстом.

Известно, что одним из критериев любой игры является мнимая ситуация. Однако практика показывает, что если двух-трехлетнему малышу ничего не стоит представить кубик машинкой (начало режиссерской игры), а трех-четырехлетнему - себя паровозом (образно-ролевая игра), то к тому моменту, когда ребенок уже способен понимать различные точки зрения и проговаривать их, развитие детской игры завершается имитирующей действия и слова других сюжетно-ролевой игрой.

Рассмотрим наиболее показательный критерий хорошего развития способности к режиссерской игре - исполнение ролей в детских спектаклях, устраиваемых в садах для родителей. Один ребенок соглашается играть только определенные роли и категорически отказывается от игры в других персонажей спектакля. Например, девочка хочет играть только Принцессу, Снежную Королеву, Дюймовочку, и то лишь потому, что в конце спектакля Дюймовочка выходит в очень красивом платье с прозрачными крылышками, и восхищенно аплодирующие родители завидуют маме девочки, у которой растет будущая актриса.

Но если посмотреть игру этой девочки в разных спектаклях, то становится ясно, что она играет не роль, а саму себя. Сцена для нее - это способ самовыражения, игра - реальная жизнь, а остальные участники - инструменты, используемые для того, чтобы выразить себя как можно полнее. В ходе игры она не взаимодействует с другими персонажами, а, проговаривая заученные слова, стремится только к достижению своей цели - как можно ярче продемонстрировать себя зрителям. Эта девочка может стать известной актрисой, но ей трудно будет стать режиссером. Толпы поклонников будут ходить на нее, а не на "Макбета" или "Ромео и Джульетту".

А мама другой девочки, великолепно сыгравшей Жабу, идет к психологу и, тихонько плача, сокрушается, почему же ее ребенок такой бесталанный, что только на роль Жабы и годится. Но ведь этой девочке и дали роль Жабы именно потому, что она может сыграть все: и Снежную Королеву, и розу в цветочном горшке, и даже сам цветочный горшок, и даже подоконник, на котором этот цветочный горшок стоит. Она умеет творить волшебство, одушевлять неодушевленное, видеть прекрасное в безобразном. В каждой роли она неузнаваемо отличается и от себя самой, и от предыдущих ролей. Она прекрасно взаимодействует с другими персонажами игры, так как хорошо представляет себе их цели и потребности и может сыграть любого из них.

Иначе говоря, этот ребенок благополучно прошел все стадии развития детской игры и находится на самой высокой ступеньке - режиссерской игре.

На третьем-четвертом году жизни, когда у ребенка уже достаточно жизненного опыта и развитие его воображения достигло такого уровня, что он может переносить функции одного предмета на другой (например, машина - кубик), начинается становление режиссерской игры как способности объединять различные предметы-заменители единым сюжетом и руководить созданной воображением ребенка ситуацией, развитие которой подчинено его собственному замыслу.

На первом этапе становления режиссерской игры все действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того реального предмета, с которого "списан портрет", использующийся ребенком в его мироустроительной работе. Ребенок чувствует себя всемогущим творцом своего собственного мира, в котором для него нет ничего невозможного. Чем больше у ребенка под рукой предметов и игрушек, которые можно использовать в соответствии с его собственным замыслом (кубики, катушки, флакончики, камешки и т.п.), тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображение.

Понятно, что прежде чем начинать использовать предметы "не по назначению", ребенку необходимо ознакомиться с их собственными свойствами. Поэтому так важно обеспечить малышу с самого раннего возраста доступ к как можно более широкому кругу различных по своим свойствам игрушек и вещей. Ребенок может перенести функции машинки на кубик, только хорошо представляя себе, что такое кубик, и что такое машинка. Он сможет представить себе тазик моторной лодкой, только хорошо ознакомившись и со свойствами тазика, и со свойствами моторной лодки.

Следующий этап развития игры характеризуется тем, что ребенок начинает примерять на себя "одежды" различных персонажей жизненного театра - "режиссер" в ребенке на время уступает место "актеру". Неодушевленные предметы одушевляются, животные думают и чувствуют, как человек. Так как малыш уже может отделять себя от действий других людей, появляется способность воспринимать играемый персонаж как существо, не зависимое от воли других, имеющее собственные цели и собственное мнение о себе самом и окружающем мире: ребенок-машина никем не управляется, а едет сама по себе, ребенок-птенчик летает там, где ему нравится, ребенок- Маугли живет один в лесу и никого не боится. Наступает период образно- ролевой игры. Многих родителей беспокоит столь бурное развитие фантазии ребенка, хотя именно эта способность и говорит о нормальном психическом развитии малыша.

Позже ребенок начинает понимать, что без взаимодействия с другими его персонажу не обойтись: ребенку-машине нужен бензин, чтобы ездить, ребенку-птенчику - мама и папа, ребенку-Маугли - друзья.

Третий этап развития детской игры - сюжетно-ролевая игра, - если он основан на высоком уровне развития первых двух, характеризуется способностью играть в окружающую жизнь, не просто имитируя ее, а выстраивая поступки и слова персонажей в соответствии с требованиями сюжета, создаваемого совместно с остальными "актерами". Режиссером этой игры выступает сама окружающая ребенка жизнь, а качество игры зависит от способности детей идентифицироваться с играемым персонажем, умения договариваться друг с другом, подчиняясь принятым в жизни-игре правилам и совершая реальные поступки.

Дети, не имеющие в младшем дошкольном возрасте возможности попрактиковаться в индивидуальной режиссерской игре, а также в образно-ролевой игре, в старшем дошкольном возрасте с трудом подчиняются воображаемым правилам игры, не понимают целей и потребностей остальных участников, не способны идентифицироваться с играемым персонажем до такой степени, чтобы не просто имитировать действия, срисованные с реального прототипа, а быть им в течение игры, понимая при этом, что все происходит "понарошку". Иначе говоря, у таких детей плохо развито воображение.

Когда один ребенок может исполнять все роли в задуманном уже им самим спектакле, наступает расцвет режиссерской игры. Ребенок прекрасно играет один, выступая от лица самого себя, мамы, папы, стула, телевизора, что, опять же, начинает беспокоить родителей. Определить, нужно ли проконсультировать ребенка у психолога, или это закономерный этап в развитии детской фантазии, не сложно. Если ребенок прекрасно справляется с различными ролями в детских спектаклях, если он легко принимает правила игры, если ему без труда дается общение и взаимодействие с другими детьми в сюжетно-ролевых играх, и при этом он любит побыть наедине с самим собой, чтобы в индивидуальной режиссерской игре осмыслить все, что происходит с ним и вокруг него, попробовать себя в различных ролях, ребенок не только здоров, но и психологически готов к школе.

Режиссерская игра, возникающая в старшем дошкольном возрасте, мало похожа на ту свою первую форму, которую мы наблюдали у малышей. Но суть ее остается той же. Она по-прежнему предполагает придумывание сюжета, объединяющего разные предметы, она так же предметно представлена, в ней также ребенок исполняет все роли. Правда сюжеты становятся сложнее, предметная представленность иной раз только служит пусковым механизмом, часто уступая место собственному литературному творчеству детей, а роли иногда трудно выделить, так как ребенок все время сопровождает свои действия речью, а порой и заменяет ею все действия. Режиссерская игра старших дошкольников может проходить и без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Диалог ребенка с игрушкой строится на основе собственного опыта общения с людьми.

Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте приобретает коллективный характер. Правда, участников в ней не много – не более двух – четырех. И они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множество ролей. Но для того, чтобы такого рода игры состоялись, необходимо тонко чувствовать друг друга, уметь понимать друг друга с полуслова, иметь общие интересы и наклонности. Если дети из одной семьи имеют нормальные отношения (что, к сожалению, сейчас встречается довольно редко), то у них можно наблюдать такую игру. Они вместе придумывают и ставят домашние спектакли и “капустники” (иссл. Е. М. Гаспаровой, Е. Е. Кравцовой).

Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.

Итак, режиссерская игра – одно из средств воспитания гуманного отношения к сверстнику как части социального становления ребенка-дошкольника – как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальной жизни.

I.2. Значение режиссерских игр в развитии ребенка-дошкольника.

Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Режиссерская игра - естественное средство, обеспечивающее познание и оценку окружающей действительности, децентрацию личности дошкольника, становление самостоятельности.

В этом виде игр дети переходят к развернутому планированию игровых событий, в речь включаются описательные и повествовательные высказывания, оценка игровых образов и событий, что связано с развитием сюжетосложения. Оно основано на развертывании последовательности целостных игровых ситуаций. Важно, что создание целостных воображаемых ситуаций в режиссерской игре открывает путь для перехода старших дошкольников к игре с правилами – ведущему на данном этапе виду игровой деятельности.

По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.

Значимость режиссерской игры свидетельствует о необходимости использования в детском саду педагогических технологий, направленных на развитие режиссерской игры.

II. Разные подходы педагогического руководства режиссерской игрой.

Существует несколько подходов руководства режиссерской игрой. Рассмотрим каждый из них.

II.1. Методика руководства режиссерскими играми Солнцевой О.В.

В своих работах автор выделяет две технологии организации игр.

а. Педагогическая технология организации режиссерских игр на основе готового содержания (для детей с недостаточным уровнем освоения сюжетной игры).

Этапы педагогической технологии.

1 этап. Обогащение опыта режиссерских игр детей за счет использования готовых игровых сюжетов.

2 этап. Частичное преобразование готового игрового сюжета в новый игровой сюжет, его включение в режиссерскую игру.

3 этап. Создание новых игровых сюжетов и их использование в режиссерских играх.

Алгоритм педагогического взаимодействия воспитателя и детей.

Цель: развитие умений сюжетосложения в совместных режиссерских играх на основе готового сюжета и на основе преобразования готового сюжета.

Задачи педагогического взаимодействия

методика руководства режиссерскими играми дошкольников:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Контрольная работа - Дошкольная педагогика

    Контрольная работа - Дошкольная педагогика.Режиссёрские и сюжетно-ролевые игры дошкольников - файл 1.doc

    Общее и различное в режиссёрских и сюжетно-ролевых играх дошкольников. Педагогическое руководство играми.

    Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

    Игра, по определению А. И. Леонтьева, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, то есть такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

    По Д. Б. Эльконину, сначала появляется предметная игра, когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми

    Различают два основных типа игр: со скрытыми и с открытыми (фиксированными) правилами. К первому типу игр относят сюжетно-ролевые игры.

    ^ Сюжетно-ролевая игра – основная форма игры детей дошкольного возраста. возникающая на границе раннего и дошкольного детства и достигающая своего расцвета в середине дошкольного возраста. Ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения. Особенностью игровой ситуации является игровое применение предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой предмет, и он используется в связи с приданным ему новым значением.

    Сюжетно-ролевые (или сюжетные) игры подразделяют на ролевые, игры-драматизации, режиссёрские.

    ^ Режиссерская игра – вид индивидуальной игры, когда ребенок разыгрывает некоторый сюжет с помощью игрушек. В режиссерской игре ребенок выполняет функцию и режиссера (удержание замысла игры), и актеров (выполнение определенных ролевых действий по реализации игрового замысла).

    Д.Б.Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка. В силу своего своеобразия они представляют особый интерес для психологии детской игры, так как именно в режиссерской игре проявляются личностные особенности ребенка.

    С началом обучения в школе роль игры в психическом развитии ребенка уменьшается. В этом возрасте значительное место занимают различные игры с правилами – интеллектуальные и подвижные. Роль сюжетных моментов становится меньше, но не исчезает совсем.

    Каждая из игр – сюжетно-ролевая, режиссерская и т.д. – имеет свою, специфическую роль в развитии детей. По содержанию (как деятельность) игра проходит путь от предметно-практической к сюжетно-отобразительной и, наконец, к сюжетно-ролевой, разновидностью которой является. Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т.е. другими словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры.

    Проанализировав режиссёрскую и сюжетно-ролевые игры можно найти как общее, так и различное. Это видно из составленной нами таблицы.


    Обе являются видами игр.

    Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Такие особенности, как наличие воображаемой ситуации, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных отношений в игровой форме, использование различных предметов-заместителей и дают возможность отнести игру к сюжетно-ролевому виду. В дальнейшем режиссерская игра и совместная сюжетно-ролевая развиваются параллельно, обогащая и, дополняя друг друга. Малыш, владеющий режиссерской игрой, сумеет без особых проблем подыграть реальному партнеру в сюжетно-ролевой игре.

    Режиссёрские игры могут быть и групповыми, как сюжетно-ролевые игры. Ребёнок участвует в общем сюжете или выступает как режиссёр - импровизатор концерта, спектакля.

    И в том и другом виде игр есть сюжет.

    Игры часто возникают по инициативе самих детей, желающих в своей игре отразить окружающую их действительность, взаимоотношения между людьми.

    Ребенок наблюдает действия и отношения окружающих в обыденной жизни (в семье, в детском саду, в магазине, в транспорте и т. д.), а также получает информацию из прочитанных ему книг, просмотренных мультфильмов, прослушанных радиопередач и т. д.,— этот опыт проявляется в играх уже в конце раннего возраста и, постепенно расширяясь, ложится в основу сюжетов. Как правило он реализуется в играх с различными, иногда довольно значительными отступлениями от оригинала — сказки, рассказа, мультфильма.

    Подражание взрослым в играх связано с работой воображения (ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом), мышления, речи и других психических функций.

    Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации.

    Ребёнок усваивает способы действий с предметами, отрабатывает последовательность игровых действий.

    В этих играх необходима помощь взрослого, выражающаяся в создании игровой среды (предоставление ребенку материала).


    В младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

    в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

    в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до нескольких дней).


    Начало и развитие


    Действия ребенка чрезвычайно похожи на действия режиссера. Во-первых, сам ребенок уже сочиняет сюжет. Сначала это простой, примитивный сценарий, но в будущем он обрастает множеством усложняющих деталей. По мере расширения опыта ребенка, растет уровень его игровых навыков и умений — усложняется и сюжет игры. Малыш уже способен отражать в игре не только действия с предметами, но и отношения между двумя или несколькими персонажами. У него появляется представление о роли и определяемых этой ролью действиях, подчиненных единому игровому сюжету. Закрепляются игровые действия, связанные с конкретными ролями. Детям раннего и младшего дошкольного возраста свойственно по нескольку раз проигрывать знакомые сюжеты. При этом игровые действия совершенствуются, сокращаются и обобщаются. Сначала они заменяются жестами, позже — словом.

    Индивидуальная игра с игрушками является особой формой игровой деятельности ребенка, которая дает ему возможность применить социальный опыт в игре с куклой: кукла, в отличие от партнера-ребенка, не требует высокого уровня развития общения, т. е. здесь не надо одновременно учитывать четыре позиции: собственную, своего персонажа, партнера по игре, позицию его роли. Социальный опыт ребенка определяет развитие сюжета, но не навязывает неизменной последовательности событий.


    Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т.е. другими словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра начинается с распределения ролей, но для этого дети должны договориться с партнером, во что и как они будут играть, затем удерживать свою роль, действовать и говорить согласно той роли, которую ребенок на себя принимает, и одновременно следить за всеми действиями партнера.

    В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности.

    Сюжетно-ролевая игра претерпевает изменения в зависимости от возраста детей: сначала это предметная деятельность, затем отношения между людьми и, в конце концов, это выполнение правил, регулирующих отношения людей.


    -инициативность, придумывать ход событий самому;

    - играть в одну и ту же игру по-разному, придумывая все новые события и повороты в сюжете, осмыслять и переосмыслять различные ситуации, встречающиеся в его жизни;

    -отличать мир представлений, воображения и фантазии от окружающей реальности;

    -развиваются общие способы познавательной действительности:

    - необходимое качество для дальнейшего развития игры - он научается "видеть целое раньше частей".


    -овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были;

    — очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций;

    -важное значение для самостоятельной психологической реабилитации.

    - позволяет ребенку отвлечься, переключиться от проблем, например, в общении со сверстниками;

    - -формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).

    -складываются психические процессы, развиваются -качества, необходимые для дальнейшего обучения в школе.


    Непосредственное руководство играми детей.

    Роль взрослого в сюжетно-ролевой игре заключается в том, чтобы помочь выбрать сюжет, а в случае «пробуксовывания» игры — подкинуть новую идею.

    Чаще всего режиссерская игра ребенка возникает в домашних условиях, где ребенок может уединиться, более спокойно себя чувствовать, полностью войти в воображаемую ситуацию. Тем более, что большая часть современных семей имеет одного-двух детей. А это значит, что многие дошкольники просто не имеют возможности реализовать свою потребность в игре в условиях семьи в другом виде творческой игры. Поэтому нами предложены методические рекомендациями по организации и руководству режиссерскими играми детей в условиях семьи.

    Для успешного развития этого вида игр необходимо создать ряд условий:

    Первое из них – наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Сделать это помогут разные ширмы, как готовые, так и сделанные руками родителей, они могут быть в виде занавеса, в виде книжки-раскладушки, гибкие, при необходимости, принимающие разные формы. Но самым любимым местом для индивидуальной игры детей оказываются картонные коробки.

    Второе необходимое условие – наличие у ребенка мелкого игрового материала. Сейчас в продаже имеются наборы мелких игрушек, объединенных одной темой («Зоопарк», «Домашние животные», «Армия» и др.). Если нет возможности приобрести эти наборы, то игрушки для режиссерской игры можно изготовить самим, при помощи бумаги, клея и красок. К игрушкам, изготовленным вместе с родителями, дети будут относиться с большей любовью, будут их беречь.

    И, наконец, третье, самое важное условие организации режиссерской игры- умелое руководство развитием этой игры. Взрослые помогают детям найти интересные занятие. Задания, которые дают взрослые, могут служить толчком к режиссерской игре, они развивают и обогащают, создаваемый детьми сюжет. Часто взрослые могут быть в роли зрителя, но не пассивного, а такого, который интересуется присходящим, просит пояснить те или иные действия, эмоционально откликается на присходящие в игре события. Выполнение всех условий обеспечит успешное развитие режиссерской игры в условиях семьи.

    Для того чтобы режиссерские игры были более разнообразные, читайте своим детям больше хороших книг, из которых они могут узнать, что такое добро и зло, зависть и доброта, честь и совесть. После чтения побеседуйте с ним о прочитанном, что ему понравилось, а что нет, как бы он поступил, если оказался на месте героя, что ему больше всего запомнилось.

    Кроме этого больше посещайте с ребенком театры, выставки, кинозалы. Темы для игр можно найти в магазинах, и в аптеке, и в больнице, и во многих других местах. Беседуйте с ребенком об увиденном, делитесь с ним своими впечатлениями. Через некоторое время вы увидете, что игры стали более разнообразными и интересными.

    Некоторые родители не знают как лучше начать игру. Здесь многое зависит от творчества и такта взрослого. Предлагаем лишь несколько вариантов. Можно начать игру с чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций или с рассказа о том, как вы сами играли в детстве. Придумайте рассказ про героя, который будет интересен ребенку, или дайте задание, например: «Придумай мультфильм», «Покажи, что было на прогулке» и др. Взрослый может придумать начало сказки или рассказа, а ребенок «показывает» окончание. Как один из вариантов можно рассмотреть следующий прием – присоединение к уже начатой игре. Взрослый спрашивает: «Ты кто в игре? Капитан? Я буду матросом! Приказывай,капитан,что я должен делать?» И игра началась. Но взрослые не должны навязывать игру ребенку, если он уже чем-то занят, лучше немного подождать. В противном случае игра не принесет радости.

    В ходе режиссерской игры создавайте ситуации, в которых ребенок может пожалеть, попереживать, порадоваться за персонажа. В игре он должен наглядно увидеть, как надо поступать, и что получается, если поступить плохо по отношению к другим людям. Ребенок должен «увидеть» и понять, что когда поступаешь плохо с другими, в конечном итоге плохо будет и тебе самому. Беседуйте с малышом об играх, в которые вы с ним играли (Можно ли было в игре поступить по другому? или Поступил ли он так как герой игры? и др.). После таких бесед ребенок задумывается о себе и своих поступках.

    Для ребенка игра не должна заканчиваться. Нельзя режиссерскую игру, да и любую другую обрывать фразой «Уже поздно, хватит играть, убирай игрушки!» или «Обед уже на столе, пошли обедать, никто тебя ждать не будет». Эти фразы можно сказать по-другому: «Уже поздно, твои игрушки уже спят, давай, убери их по местам, пусть они отдохнут, да и тебе пора спать» или «Твои игрушки проголодались, пока они едят, может, и ты пойдешь с нами обедать?» и игра не заканчивается, она лишь останавливается на время.

    Постоянно расширяйте и пополняйте свои знания в области семейного воспитания, детской психологии и педагогике. Чем больше вы будете знать, тем легче вам будет организовывать жизнь ребенка в домашних условиях семьи,тем больше вы сможете помочь развитию вашего ребенка, в частности через режиссерскую игру. Читайте педагогическую литературу, книги, выходящие специально для родителей.

    Руководство сюжетно-ролевой игрой.

    Руководство этим видом игр требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

    Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представление о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей и тем самым конкретизирует содержание той или иной игровой роли. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на все более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают её содержание, на обогащение их духовного мира.

    Однако в расширении знаний и представлений у дошкольников необходимо соблюдать меру. Переизбыток впечатлений может привести к поверхностному отражению в играх несущественного, случайного, к их неустойчивости, недостаточной организованности.

    Воспитатель не должен спешить, пробуждая детей к быстрому воспроизведению в игре того, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов и т.д. Отражение окружающей жизни в игре не представляет собой прямого воспроизведения усвоенного содержания: оно некоторое время как бы отстаивается в сознание и чувствах детей.

    Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности: оно способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношением детей и вне игры. Руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации.

    Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребенка, выполняющего роль заведующего в игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет завёртывать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин за покупками.

    Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей.

    По окончании игры воспитатель отмечает дружные действия детей, старших привлекают к обсуждению игры, подчеркивает положительные отношения её участников. Всё это способствует развитию интереса у детей к последующим играм.

    Педагог должен проанализировать проведённую игру, оценить её воспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего руководства сюжетно-ролевыми играми детей своей группы, воспитания у них коллективных начал.

    Изучение режиссёрских и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы.

    Индивидуальная игра является важным видом деятельности, необходимым для становления и развития игровых навыков. Она способствует также развитию воображения, мышления, речи и других психических функций.

    В раннем и младшем дошкольном возрасте индивидуальная форма игры является основной. По содержанию (как деятельность) игра проходит путь от предметно-практической к сюжетно-отобразительной и, наконец, к сюжетно-ролевой, разновидностью которой является режиссерская игра. Что для нее характерно? Отсутствие партнеров, выполнение ребенком организующей, руководящей функции (он не берет на себя никакой конкретной роли).

    Режиссерская игра появляется раньше совместной сюжетно-ролевой, ибо для ее осуществления не требуется высокого уровня развития игрового общения. Однако такие ее особенности, как наличие воображаемой ситуации, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных отношений в игровой форме, и дают возможность отнести игру к сюжетно-ролевому виду. В дальнейшем режиссерская игра и совместная сюжетно-ролевая развиваются параллельно, обогащая и дополняя друг друга.

    Режиссерская игра имеет ярко выраженный творческий характер. Она не требует от ребенка координации игровых действий с партнерами. В индивидуальной игре дети меньше подвергаются влиянию сложившихся в коллективе игровых стереотипов, что позволяет им по своему устремлению развивать сюжет, использовать любые игрушки и предметы-заместители. В таких играх отчетливо проявляются индивидуальные особенности ребенка, его личные качества.

    Анализ режиссерской игры позволяет судить не только о ее зрелости и сформированности, но и об особенностях представлений ребенка о мире, его отношений к людям, о его собственной жизненной позиции.
    ЛИТЕРАТУРА

    1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. – 1996. – №6. – С.75.

    2. Доронова Т.Н. Карабанова О.А. Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. – М. Издательский дом “Воспитание дошкольника”, 2002. – С.20.

    3. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. //Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4.
    4.Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М. Педагогика, 1975. – 112 с.

    5. Усова А.П. Педагогика игры и ее насущные проблемы. В кн. Роль игры в воспитании детей. – М. Просвещение, 1976. – С.15.

    6.Экки Л. Театрально-игровая деятельность. //Дошкольное воспитание. – 1991, - № 7.
    7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М. Педагогика, 1978.