Руководства, Инструкции, Бланки

Как Правильно Написать Записку О Упокоении В Церкви Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как правильно подавать записки об упокоении

Главная » Публикации » Как правильно подавать записки об упокоении

Как правильно подавать записки об упокоении

Записи о живших на земле предках, которые оставляют на память потомству, называют помянниками. Церковная записка, по сути, является разовым помянником. Во многих российских семьях, где верят в Бога и чтят христианские традиции, обязательно имеется небольшая книжка, в которую вносятся имена живых и умерших родственников. Такие книжки-помянники продаются в магазинах православной книги и храмах.

Что должно быть в записке об упокоении?

Записка «Об упокоении» подается по определенным правилам. На ней должен быть изображен восьмиконечный крест, а также разборчиво, аккуратно написано имя усопшего. В записках, которые подаются для поминовения, можно писать только имена людей, крещенных Православной Церковью. При этом количество имен может быть любым, но для удобства чтения лучше написать не более 10-15. Помянники обычно подают в «свечной ящик», откуда их несут в алтарь.

В заупокойных записках имена усопших необходимо писать полностью, в родительном падеже. При этом данные должны быть написаны именно православные (те, что были даны при Святом Крещении). Если с момента смерти не прошло 40 дней, тогда перед именем нужно добавить слово «новопреставленный(-ная)». Почивших детей до 6 лет включительно именуют младенцами, от 7 до 16 - отроками или отроковицами. Подавать записки необходимо до начала службы или заблаговременно - на определенный срок (40 дней, полгода или год). Во время подачи записки об упокоении желательно поддержать неимущих или сделать приношение в церковь.

Когда подавать записки об упокоении?

Как известно, церкви существуют на добровольные пожертвования прихожан. Поэтому записки об упокоении, как правило, платные. Записки можно подавать:

  • на проскомидию – это часть обряда, которая совершается перед литургией. За каждое имя служитель церкви из просфор вынимает частицы, затем опускает их в Чашу с Кровью Христовой и молится о прощении грехов.
  • на литургию – помянники зачитываются перед Святым Престолом.
  • на ектению – имена усопших поминаются во всеуслышание.
  • на молебен. Молебны бывают заказные (их совершают по просьбе молящихся) и общие (проводятся по окончании литургии).

Также можно подать помянник отдельно на панихиду. Если не имеется церковных препятствий, то независимо от даты смерти можно заказать отпевание для усопшего или церковное поминовение сроком на полгода или год. В монастырях просьба поминовения может быть принята на более длительные сроки.

Церковь ежедневно, за исключением особых праздников, творит молитвы за усопших. Люди, которые хотят пообщаться с умершими и почувствовать единство с ними, могут это сделать во время молитвы. Придя в храм, любой желающий может подать записку об упокоении с именами усопших родственников, близких или знакомых людей. Во время службы священнослужитель будет вынимать просфоры, затем погружать их в Кровь Господню и произносить слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». После литургии просфоры зачастую раздаются тем, кто подавал записку (одна просфора на одну записку). В память об усопшем просфору нужно будет съесть прямо в церкви или дома натощак.

Церковная молитва об упокоении имеет более благодатную силу, чем домашняя, потому что в храме собирается множество верующих, которые своими молитвами помогают усопшим.

как правильно написать записку о упокоении в церкви образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Как правильно подавать записки о здравии, о упокоении

    Как правильно подавать записки о здравии, о упокоении

    Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

    Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест.

    Затем указывается вид поминовения:
    «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

    Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

    В поминаниях о упокоении нельзя писать имена сознательно покончивших с собой.

    Кроме имен поминаемых, в записках допускаются следующие уточнения: перед именами священнослужителей пишется сан (причем вместо слова «священник» пишется «иерей» или «протоиерей»); дети до 7 лет — «младенец», от 7 до 15 лет — «отрок» или «отроковица»; усопшие — до наступления сорокового дня со времени кончины — «новопреставленный».

    Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

    Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущении следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектений. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заздравной и заупокойной ектений можно достать свой помянник и помолиться о близких.
    Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, — это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются.
    Многие, правда, указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).

    Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не стоит писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный».

    Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.

    Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина.

    Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеймону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она — наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.

    В конце молебна обычно священник совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву.

    Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

    Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.

    Во многих монастырях существует особая треба — поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай).

    В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.
    Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

    Как правильно подавать записки

    Как правильно подавать записки.

    Что такое помянник и церковная записка

    Церковная записка, подаваемая «О здравии » или «О упокоении »,— это сравнительно недавнее явление.
    В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.

    Помянник — это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.

    Церковная записка. в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

    Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.

    Между тем, помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом.

    КАК ПРАВИЛЬНО ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ.

    Церковная записка. подаваемая "О здравии " или "О упокоении ", наравне со свечой является наиболее массовым церковным обращением людей к Господу, Богородице, святым угодникам.

    Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения. Между тем записки могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают крест, их вносят в алтарь, читают во время Божественной литургии перед Святым Престолом.

    В записках, подаваемых для поминовения, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. Вверху изображают восьмиконечный крест.

    Записки с именами подают в "свечной ящик", оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами. Священник читает записки и вынимает "поминальные частицы" из просфор. В конце Литургии просфоры возвращают в "ящик", где их можно получить после службы.

    ЗАПИСКА "О ЗДРАВИИ".

    Понятие "здравие " включает не только здоровье, физическое состояние человека, его материальное благополучие, но прежде всего его духовное состояние. В эту записку следует вписать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного". Если хотите помянуть духовное лицо, то его имя пишется первым.

    Если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения по заповеди Господа: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас". Молитва за врагов - великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за своих врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии - и вражда прекращалась.

    ЗАПИСКА "О УПОКОЕНИИ".

    В ней мы пишем имена наших усопших родных, знакомых, всех, кто нам дорог. Мы называем наших покойных усопшими (уснувшими), а не умершими, потому что в конце времен они встанут из гроба, воскреснут из мертвых.

    Самое важное поминовение о живых и усопших - это проскомидия. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих". Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор. Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

    ПАМЯТКА ДЛЯ ЖЕЛАЮЩЕГО ПОДАТЬ ЗАПИСКУ О ЖИВЫХ ИЛИ УСОПШИХ.

    1. Записки надо подавать до начала Литургии или еще лучше вечером накануне.

    2. Вписывая имена живых и усопших, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете.

    3. Записка должна содержать не более пяти - десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - подайте не сколько записок.

    4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос "кого?" - например - Алексея, Варвару).

    5. При написании имен священников и архиереев указывается их сан - например, о здравии (или о упокоении) епископа Тихона, ие рея (священника) Ярослава.

    6. Все имена должны быть даны в церковном написании (напри мер, Георгия, а не Юрия, Иоанна, а не Ивана) и полностью (Алек сандра, Николая, но не Саши, Коли).

    7. В записках не указывают фамилии, отчества, степени родства.

    8. Ребенок до семи лет в записке упоминается как младенец - младенца Петра.

    9. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть "болящего", "воина", "путешествующего", "заключенного".

    10. В записках о упокоении усопший в течение сорока дней после кончины именуется "новопреставленный". Допускается в записках о упокоении написание перед именем слов "убиенный", "воин", "приснопамятный" (в день смерти или день именин усопшего).

    11. Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания Литургии, подаются отдельно.

    ЧТО ТАКОЕ ЗАКАЗНАЯ ЗАПИСКА .

    В некоторых храмах кроме обычных записок о здравии и упокоении принимают заказные записки.

    Заказная записка отличается от обычного поминовения тем, что в дополнение к изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон гласно читает имена поминающихся, а затем эти имена повторяет священник перед престолом.

    После окончания Литургии по заказной записке о здравии возносится молитва на молебне.

    По заказной записке о упокоении по окончании Литургии служится панихида.

    Это поминовение, которое совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры за поминающегося.

    Как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина, часто даже в самый день отпевания. Это церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства (суд) после отшествия из тела.

    "Сорокоусты. - писал святой Симеон Солунский, -- совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу. - Ред.) Судии, был восхищен на облащех, и так был всегда с Господом".

    Сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно тяжелобольных.

    Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, полугодие, на год. В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.

    Кроме литургического поминовения, есть другие церковные виды молитвы за близких.

    1. Молитвы за живых или молебен, к которому по просьбе веру ющего могут быть добавлены водоосвящение или чтение акафиста. Желающие отслужить молебен обращаются до Литургии в "свечной ящик".

    2. Молитва об умерших или панихида служится перед крестом, стоящим на панихидном столике (кануне). Издревле существовал обычай устраивать в память усопших трапезу. На нее приглашались люди, которых просили молиться за умерших. Этот обычай особо соблюдается в "родительские" (поминальные) дни.

    3. Молитвы, которые поют и читают перед погребением умершего, называют отпеванием.

    Молебен - это особое богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются, как правило, после Литургии, а также после утрени и вечерни. Молебен - это усиленное моление о живых людях. Молебны бывают общественные и частные.

    Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учебного года, при стихийных бедствиях, при эпидемиях, в засуху и т.д.

    Другие молебны относятся к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам верующих. В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе и водосвятные.

    На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвой берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают.

    Записка на молебен о здравии начинается начертанием восьмиконечного креста с указанием, какому святому возносится молебен. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

    Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен или же обычный, без водосвятия.

    Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога.

    К частному богослужению относится и панихида - заупокойная служба, богослужение по усопшим. Обычно она совершается после молебнов. Панихиды совершаются по заказным запискам об упокоении. Панихиды совершают над еще не погребенными усопшими. Принято их совершать на третий, девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопшего, дни именин, смерти и в другие дни.

    Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.

    "Упокой" - поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полного покоя для усопшего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение.

    Если вы заказали молебен или панихиду, вам необходимо самим присутствовать во время их служения и усердно молиться вместе со священником, особенно в тот момент, когда священник читает вашу записку с именами тех, о ком вы молитесь.

    Разделяя с верующими все печальные и радостные события земной жизни, Святая Церковь проникновенно и торжественно провожает своих чад в загробную жизнь

    Обычно усопшего обмывают дома, одевают во все чистое и, полагая во гроб, складывают руки на груди крестообразно, в свидетельство веры в распятого Господа нашего Иисуса Христа. Усопшего покрывают специальным покрывалом в знак того, что он находится под благодатным покровом Церкви. На лоб покойному возлагают венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи - в образ того венца спасения, который мы чаем получить в вечной жизни, а в руки дают иконку Спасителя или Божией Матери.

    По древнему благочестивому обычаю гроб везут в храм, ставят лицом к алтарю, возжигают свечи, которые напоминают о переходе усопшего из темного жития земного к Свету истинному. По желанию родственников или они сами, или чтецы всю ночь читают над усопшим Псалтирь, чтобы отогнать бесовские силы.

    Утром, после заупокойной Литургии, совершается отпевание. Служба состоит из песнопений, в которых изображается судьба человека: за преступление заповеди он возвращается на землю, из которой вышел, однако не переставая быть образом славы Божией. Поэтому после чтения Апостола и Евангелия, где говорится о будущем воскресении мертвых, священник читает разрешительную молитву, в которой Церковь молит Господа простить усопшему грехи и удостоить Царства Небесного. Текст молитвы влагают в руку покойного. Так любящая Мать-Церковь прощается со своим чадом - прощая ему сама и с молитвой предавая в руки милосердного Господа.

    К сожалению, сегодня часто отпевают усопших заочно. Конечно, так проще. Однако, ни по пользе для души усопшего, ни по силе воздействия на живых такое отпевание не может сравниться с очным.

    Дни, в которые особенно необходимо поминать усопших, - третий, девятый, когда, по учению Церкви, душа предстает небесному Престолу, сороковой, когда Господь выносит временный приговор, где будет находиться душа до Страшного Суда, годовой. Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин.

    ПОЧЕМУ НАДО МОЛИТЬСЯ ОБ УСОПШИХ.

    Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную.

    Как мы молимся за живых, так должны молиться и за умерших. Усопшие, хотя и отошли от нас, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими. Так, сам Господь говорит в Святом Евангелии: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы",

    Единство и общение наше с усопшими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

    Вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

    "Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага", писал святитель Иоанн Златоуст.

    Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

    Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданно или насильственной смертью. Усопшие уже не могут покаяться. Только молитвы Церкви, принесение за них Бескровной Жертвы, милостыня и благие дела за них могут облегчить их загробную участь.

    Как правильно подавать записки - Свято-Ильинский храм

    Первые шаги Как правильно подавать записки

    Как правильно подавать записки

    Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20). Соборная молитва Церкви имеет большую силу. Именно поэтому, приходя в храм для совместной молитвы Богу, мы молимся также за наших живых и усопших сродников.

    В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех. кто крещен в Православной Церкви.

    Первая записка, подаваемая нами, — «О здравии». Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, душевное и материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии. Напротив, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь. В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора. Сейчас существует добрая традиция первым написать имя нашего Патриарха, а за ним — Архипастыря, Преосвященного Архиерея. Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа, по слову апостола Павла «Поминайте наставников ваших» (Евр. 13,7). Затем имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5,8). За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу. «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13,7-8). Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). Молитва за врагов — великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих молился за личного недруга — и вражда прекращалась, а бывший враг становился доброжелателем. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете — это уже молитва. Записки «о здравии» подаются только за крещенных в Православной Церкви христиан. Некрещённый — для Бога не рождённый! За них мы молимся в домашней молитве.

    Вторая записка, подаваемая нами, — «О упокоении». В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил. Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках. Мы, живущие на земле, составляем с отошедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее одну Главу — Господа Иисуса Христа. «Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» (Рим. 14, 8-9). Именно поэтому записки «О упокоении» подаются только за крещёных православных христиан, в праведном духе скончавшихся, т.е. умерших естественной или случайной смертью, но не оставивших жизнь по своему желанию (самоубийц).

    Кроме имени, можно указать священный сан (если есть).

    Младенцем именуется ребёнок до семилетнего возраста, отроком (отроковицей) – в возрасте от 7 до 14 лет.

    Усопший в течение 40 дней по кончине именуется как «новопреставленный».

    Допускается в записках также написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (в день смерти или в день именин усопшего).

    Все имена нужно писать разборчиво в родительном падеже (о здравии или упокоении — кого?).

    Для постоянного поминовения хорошо использовать «помянник» — особую книжечку, в которую записывают имена живых и умерших. Их можно приобрести в храмах или в магазинах православной книги.

    Как часто следует подавать записки для поминания?

    Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас. Мы всегда, при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам. Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или о наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин — как собственных, так и членов своей семьи. Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь — в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.