Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Хронометраж Рабочего Дня

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец хронометраж рабочего дня

/ Шпоры_1 / нумерация / 69. Хронометраж и фотография рабочего времени

69 Хронометраж и фотография рабочего времени

Изучение рабочего времени производится при помощи хронометража или фотографии рабочего дня. При помощи хронометража изучают затраты основного и вспомогательного времени на повторяющиеся элементы операции. На основании этих данных разрабатывают нормативы рабочего времени, при этом ориентируются на среднего рабочего.

При фотографии рабочего дня изучаются средние затраты времени tт.о. tо.о. tпер.

Технической нормой времени называется время, необходимое для выполнения данной операции или штучное время.

Для неавтоматизированного производства штучное время складывается из основного, вспомогательного, времени технологического обслуживания, организации и времени перерывов, где

tшт = tо + tв + tт.о + tо.о + tпер

tо = Lр.х?i/Sмин. i–число проходов

tв включает время на установку, закрепления, снятия обрабатываемой детали. На управление оборудованием, измерение детали и другие действия основное и вспомогательное время дают оперативное время tоп = tо + tв, которое грубо определяет время обработки.

tт.о затрачивается на смену инструмента, подналадку оборудования, заточку и регулировку инструмента; берется в % от основного времени 1…3,5% tо .

tо.о учитывает время на подготовку рабочего места, содержание его в течение смены, уборку стружки, чистку и смазку станка, берется в % от оперативного времени до 3 %.

tпер отводится на отдых и естественные надобности рабочего, берется в % от оперативного времени (1,5…2%).

При обработке заготовок партиями определяется подготовительно-заключительное время tп.з, которое устанавливается на всю партию деталей и не входит в норму tшт, а включается в штучно-калькуляционное время tшк = tшт + (tп.з/nд).

tпартии = tшк?n + tп.з.

tп.з расходуется на знакомство с чертежом детали и технологии, на взятие инструмента, приспособлений из инструментальной кладовой и последующую их сдачу, наладку оборудования для обработки партии деталей.

В крупносерийном и массовом производствах tп.з нет.

образец хронометраж рабочего дня:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Хронометраж и фотография рабочего дня

    Хронометраж и «фотография» рабочего дня

    В процессе наблюдения психолог получает всю необходимую информацию о проявлениях трудового поведения в различных ситуациях, о коммуникативных процессах, об условиях труда и т. д. Для более четкой, объективной и ясной картины широко применяются такие методы психологии труда, как «фотография» рабочего дня и хронометраж.

    Хронометраж, как правило, служит для определения и анализа нормативов по труду и определения их длительности. Хронометрировать целесообразно вспомогательно-технические и логические операции – как ручные, так и машинно-ручные, относящиеся к оперативному или подготовительно-заключительному периоду.

    Хронометраж применяют для того:
    1. чтобы определить, а иногда и установить нормативы времени, которые необходимы для выполнения трудовых операций. В основном временные нормативы, установленные для выполнения определенного рода операций, зависят от степени сложности отдельных элементов;
    2. чтобы провести проверку уже существующих документально нормативов времени и степени их выполнения в трудовой деятельности;
    3. чтобы выявить, по какой причине происходит невыполнение установленных норм;
    4. чтобы определить трудовые затраты, когда операции слишком кратковременны и иными методами зафиксировать их не удается.

    Для проведения хронометража используют обычную или графическую форму хронокарты. Перед проведением хронометража психологу необходимо проинформировать работника и рассказать о задачах и целях предстоящего хронометража, постараться снять напряжение с работника.

    «Фотография» рабочего дня представляет собой временную регистрацию всех совершенных работником трудовых действий в течение одного трудового дня: режим труда, время отдыха, вынужденная остановка работы и т. д. Для более полного и максимально точного наблюдения выполнять его следует поэтапно:
    1. подготовка к наблюдению;
    2. проведение наблюдения;
    3. обработка данных наблюдения;
    4. анализ результатов и подготовка мероприятий по совершенствованию организации труда или установлению норм и нормативов.
    При подготовке к наблюдению изучаются следующие параметры:
    1. технологический процесс, который выполняется администратором при выполнении им трудовых функций;
    2. организация труда на рабочем месте;
    3. порядок обслуживания;
    4. технические характеристики, режимы работы.

    Все полученные данные фиксируются в специальном бланке, по которому в дальнейшем строится график, отражающий чередование работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношение функций и времени, требуемого на выполнение этих функций.

    Хронометраж студента

    Хронометраж студента

    Для примера возьмем абстрактного студента живущего в общежитии и обучающегося точным наукам. Этот студент обязан посещать лекции и практику иначе его отчислят за не посещение, также должен следить за домашними заданиями иначе отчислят за неуспеваемость, также имеет обязательства по дежурству в общаге.

    • Получить образование ( не быть отчисленным за непосещение и неуспеваемость, сдавать экзамены )
    • Найти работу

    Типовые действия про группам (в скобках указан предлагаемый вес, для каждого вес отличается в силу индивидуальной важности дел, проще говоря каждому свое)
    Группа развлечения

    • Игры на компьютере (0)
    • Просмотр фильмов (0)
    • Телевизор (-1)
    • Распитие спиртных напитков (0)
    • Дискотеки и клубы (0)
    • Спортивные игры (1)
    • Переписывание конспектов (2)
    • Посещение лекций (2)
    • Написание шпаргалок (4)
    • Решение домашних заданий (4)
    • Списывание домашних заданий (4)
    • Посещение практики (4)
    • Уборка в комнате (2)
    • Стирка одежды (3)
    • Дежурство (4)
    • Разговор по телефону (0)
    • ICQ & Skype & SMS (-1)
    • Социальные сети (-2)
    • Личные встречи (1)
    • Поиск работы в газетах (1)
    • Поиск работы в интернете (2)
    • Рассылка резюме, обзвон (3)
    • Подготовка к собеседованию (4)

    В скобках у дел указаны веса исходя из личного опыта. Например, общаясь по ICQ либо в соц.сетях человек тратит много времени но не узнает то что действительно нужно и важно либо делает это очень медленно. Со временем Вы сможете выделить для себя приоритетные дела, и расставить приоритеты для всех своих дел.
    Например, студенту надо узнать смысл лекции, которую он пропустил. Он потратит:

    • 5 минут разговора с приятелем при личной встрече и приятель бегло показывая по конспекту объясняет что было на лекции. При этом приятель акцентирует внимание либо словами, либо жестами, либо интонацией на потенциально важных вещах и это поможет запомнить важное быстрее.
    • 10 минут разговора по телефону с приятелем. Приятель бегло показывая объясняет что было на лекции, но студент лишен возможности визуально наблюдать за объяснениями, мимикой либо конспектом. При этом приятель акцентирует внимание либо словами, либо жестами, либо интонацией на потенциально важных вещах и это поможет запомнить важное быстрее.
    • 30 минут. чтоб получить более менее внятное представление о том же материале. причем 30 минут если отвлекаться студент при этом не будет, и ни что не будет его отвлекать.
    • 60 минут. чтоб получить более менее внятное представление о том же материале. при этом даже не желая того студент будет отвлекаться на рекламу, всплывающие подсказки сообщения и т.п.

    Уже даже на этом примере видно что ICQ и соц.сети можно отнести к хронофагам (пожирателям времени). Это не значит что они не нужны и их надо бояться, это означает что к ним надо относиться с большой осторожностью.
    Теперь давайте посмотрим на его хронометраж и что происходило в процессе его ведения.

    Первый день ведения хронометража

    Список дел, собственно сам хронометраж

    Что происходило по порядку:

    • Утром студент встал, прибрался в комнате собрал вещи подготовился к учебе (разбивать это действие не стал поскольку действие одного типа и нет смысла делить на несколько, смысл в том что благоустроил себя и окружение по быстрому)
    • Далее поскольку было еще время, студент открыл "одноклассники" смотрел фотки, отвечал друзьям. в общем общался.
    • Далее пошел на учебу и просидел на 2-х парах лекций и на паре практики, в перерывах о чем-то говорили с друзьями
    • Далее с друзьями пошел играть в футбол и играли примерно час
    • Потом пришел домой и решил отдохнуть, и пообщаться с друзьями в "однокласниках"
    • Ближе к вечеру студент понял, что надо подготовиться к завтрашней практике и прорешать домашнее задание, бегло пробежался по заданиям и что-то сделал, а что-то не вышло. забил.
    • Далее в ICQ поспрашивал что и как у друзей. списал только ответ, разбираться не стал.
    • Потом он немного прибрался по дому, постирал носки погладил рубашку и т.п.
    • Далее по телевизору начался сериал.
    • Потом еще что-то посмотрел по телевизору, просто переключая каналы
    • Далее посмотрел фильм который давно хотел
    • Все день закончился, надо ложиться спать поскольку рано вставать придется.
    Что в итоге получилось в течении дня Графическое представление действий студента в течении дня Если смотреть по типам действий то графики были еще более интересными


    Графики наглядно показали что основным своим целям студент уделяет не достаточно много внимания. Первой цели "Образование" уделяется менее третей части от всего времени, второй цели "Работа" вообще не было уделено внимания в этот день.
    Примерно неделю картина была прежней и график за неделю практически не отличался от графика за этот день, пару тройку раз только студент мельком глянул объявления по работе. Через неделю студент решил подумать почему у него появляются задолжности по учебе и работу которую он хотел никак не найдет. Осознав, что если так будет дальше продолжаться, с учебы будет отчислен и работы он так и не найдет, студент начал искать варианты и возможности исправления ситуации.
    Проанализировав графики, студент принял волевое решение, ограничить общение и развлечения в пользу подготовки к грядущим экзаменам и поиск работы.
    Студент решил увеличить обязательное время изучению дисциплин необходимых для сдачи экзамена с 30 минут до 2х часов, а поиск работы до 30 минут ежедневно. При этом в выделенные промежутки времени он ни чем другим не занимался, только выбранным делом.

    В итоге примерный график и распорядок дня получился у студента таким В результате итог за день График по типу действий


    Вот так проанализировав график и построив немного иначе студент поправил свои дела. Через неделю нашел работу, а через две недели сдал успешно коллоквиум (промежуточный экзамен).

    Пример приведен из реальной жизни, но слегка упрощен. На оценку ситуации у студента ушло примерно 2 недели, на перестройку и подстройку под новое расписание ушла неделя, видимый рост начался через 2 недели.

    Очень важно! Важно чтоб Вы понимали, что важен рост не суточного графика, а интервального! Вы можете в какой-то отдельный день (дни) не смочь делать то что нужно, но, например в течении недели компенсировать простой.

    Графики наглядно показали что основным своим целям студент уделяет не достаточно много внимания. Первой цели

    Порядок пересмотра действующих норм

    Порядок пересмотра действующих норм. Методика проведения хронометража, фотографии рабочего времени и фотохронометража

    1. Фотография рабочего дня.

    Фотография рабочего времени изучает все без исключения затраты рабочего времени в течение определённого периода (чаще всего смены) с целью выявления потерь рабочего времени и устранения их.

    При фотографии рабочего времени выявляются все потери рабочего времени, а также загрузка отдельных рабочих в бригаде и потери, связанные с обслуживанием оборудования.

    1. Индивидуальная – производится фиксирование времени работы одного рабочего по обслуживанию оборудования в течение смены.

    2. Групповая – в отличие от индивидуальной наблюдение ведётся за всей группой.

    3. Самофотография – рабочий сам на специальном бланке в течение рабочего дня отмечает свои простои; указывает их причины и конкретных виновников. Достоинство самофотографии в том, что её можно провести массово.

    Порядок проведения фотографии:

    1. Выбор наблюдателя.

    2. Выбор места наблюдения.

    3. Подготовка к наблюдению.

    4. Проведение наблюдения за выбранным объектом.

    5. Обработка и анализ данных.

    6. Разработка мероприятий по устранению потерь рабочего времени и проектирование нормировочного баланса отчётного дня.

    После проведения наблюдения, вычисляется продолжительность зафиксированных промежутков времени условными знаками, т. е. индексами затрат :

    ПЗ – подготовительно-заключительная работа;

    ОР – оперативная работа;

    ОМ – обслуживание рабочего места;

    ОТ – перерыв на отдых;

    ПН – потери на непроизводительную работу;

    ПО – простои по организационно-техническим причинам;

    ПР – потери, зависящие от рабочего.

    Затем составляется сводка одноименных затрат, суммированием затрат целого рабочего дня.

    На основании сводки составляется баланс рабочего времени в минутах и в %-тах.

    Балансом рабочего времени называется соотношение в минутах и в %-тах отдельных категорий рабочего времени, составляющих общую продолжительность рабочего дня.

    После баланса устанавливается возможность уплотнения рабочего дня и соответствующее возможное повышение производительности труда:

    1. Коэффициент удельного веса оперативного времени:

    2. Коэффициент удельного веса потерь, зависящих от рабочего:

    3. Коэффициент удельного веса потерь, не зависящих от рабочего:

    4. Возможность повышения производительности труда за счёт устранения потерь, зависящих от рабочего:

    5. Возможность повышения производительности труда за счёт устранения потерь, независящих от рабочего:

    Возможное уплотнение времени:

    Повышение производительности труда:

    Хронометраж – проведение наблюдения и замеров затрат рабочего времени на выполнение основных и вспомогательных приёмов и движений, многократно повторяющихся при выполнении операций.

    1. Определения норм основного и вспомогательного времени в условиях массового производства.

    2. Для уточнения и проверки технических норм, установленных аналитических методом с целью выявления совмещений и перекрытий не учтённых при расчёте в условиях серийного производства.

    3. Для изучения методов работы новаторов производства и для передачи опыта другим рабочим.

    1. Установочный – разбить операцию на элементы и замерить каждый из них, составить хроноряд, найти среднее значение, получить норму на операцию.

    2. Сплошной – устанавливается норма в целом на все операции.

    Наблюдение провидится с помощью точных мерителей времени: киносъёмки, секундомеров и т. д.

    Для проведения хронометража необходимо:

    1. Предварительно ознакомиться с операцией, подлежащей хронометрированию.

    2. Внести возможные изменения в операцию для более удобного её выполнения.

    3. Обеспечить всем необходимым рабочее место и рационально расположить.

    4. Выбор исполнительской работы.

    5. Разбивка операции на составляющие элементы. В массовом и крупносерийном производстве операцию разбивают на целые комплексы приёмов. При этом выделенные элементы операции должны быть типовыми для данного вида работ, а по объёму содержания должны соответствовать нормативным материалам, которые применяются для расчёта норм.

    6. Необходимо установить фиксажные точки, чтобы отделить один элемент операции от другого. Данные точки являются границами между элементами.

    7. Определить факторы, влияющие на производительность каждого элемента.

    8. Провести инструктаж рабочего о порядке выполнения операции.

    9. Заполнить некоторые разделы хронометражных карт.

    При замерах продолжительность операции фиксируют по текущему времени или по отсчётам времени для каждого элемента.

    Продолжительность элементов вычисляется вычитанием из текущего времени значения предыдущего замера.

    Число замеров выбирается в зависимости от типа производства и продолжительности отдельных элементов операции по справочной таблице.

    В результате хронометражных наблюдений по каждому элементу операции создаются многократные замеры их продолжительности (хронометражные ряды).

    Каждый хроноряд при обработке проверяется на устойчивость:

    Допустимая величина коэффициента устойчивости зависит от характера выполняемой работы и типа производства.

    Если расчётное значение коэффициента устойчивости превышает допустимое значение, то из хроноряда нужно исключить неправильные случайные замеры и провести повторную проверку ряда на устойчивость.

    По каждому устойчивому хроноряду определяют сумму времени и среднее значение каждого элемента операции по времени.

    19. Сущность и принципы организации оплаты труда. Минимальная заработная плата.

    Эффективность функционирования и социальное развитие тех или иных субъектов хозяйствования (трудовых коллективов) обеспечивается прежде всего формированием надлежащих индивидуальных и коллективных материальных стимулов ведущей формой реализации которых является оплата труда различных категорий персонала.

    Оплата труда — это любой заработок, исчисленный, как правило, в денежном выражении, который по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за произведенную продукцию (выполненную работу, оказанные услуги)

    Она состоит из основнойзаработной платы идополнительнойоплаты труда. Размеры оплаты наемного работника зависит от результатов его труда с учетом результатов общей хозяйственной деятельности предприятия.

    Основная заработная плата работника определяется конкретными тарифными ставками, сдельными расценками, должностными окладами, а также надбавками и доплатами в размерах не превышающих установленные действующим в стране законодательством. Уровень дополнительной оплаты труда в большинстве случаев зависит от конечных результатов деятельности предприятия. Обычно к дополнительной оплате труда относят премии, другие поощрительные и компенсационные выплаты.

    Основные функции оплаты труда — воспроизводственная, стимулирующая, регулирующая и социальная. Причем отдельные структурные слагаемые каждой функции оплаты труда отражают конкретные аспекты проблемы: целевую направленность, принципы, направления и критерии реализации (рис. 15.7).

    Реализация воспроизводственной функции заработной платы предусматривает установление норм оплаты труда на таком уровне, который обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы соответствующей квалификации и одновременно позволяет применять обоснованные нормы труда, которые гарантируют собственнику получение необходимо го результата хозяйственной деятельности. Функция стимулирования сводится к тому, что возможный уровень оплаты труда должен побуждать каждого работника к наиболее эффективным действиям на своем рабочем месте. Регулирующая функция оплаты труда реализует общеупотребляемый принцип дифференциации уровня заработка в соответствии со специальностью и квалификацией персонала, важностью и сложностью трудовых задач. Социальная функция заработной платы направлена на обеспечение одинаковой оплаты за одинаковую работу; она должна сочетать государственное и договорное ее регулирование, а также реализовать принцип социальной справедливости по отношению к получению собственного дохода.

    Государственная политика оплаты труда практически реализуется как часть общего механизма реализации социально-экономической политики государства (рис. 15.8).

    Использование конкретных рычагов механизма государственного регулирования оплаты труда зависит от разнообразных факторов.

    В частности, минимизация заработной платы регулируется с учетом уровня экономического развития страны, производительности труда, средней заработной платы, а также стоимости величины минимального потребительского бюджета (“корзины”).

    Конкретная реализация политики заработной платы осуществляется на основании договоренности о регулирований оплаты труда наемных работников предприятия, т. е. на основе заключения тарифных соглашений на трех уровнях:

    • межотраслевом (генеральное тарифное соглашение);
    • отраслевом или коммунальном (соответственно отраслевые или региональные тарифные соглашения);
    • производственном (тарифное соглашение как составная часть коллективного договора).

    Тарифное соглашение — это договор между представителями сторон по вопросам оплаты труда и социальных гарантий. Она на каждом уровне имеет специфическую содержательную характеристику. В частности, предметом тарифного соглашения на производственном уровне (как составной части коллективного договора) являются структурные элементы, на рис. 15.9.

    В случае найма работника по контракту собственник или уполномоченный им орган могут устанавливать (с согласия работника) как предусмотренные коллективным договором, так и индивидуальные условия оплаты труда.

    В течение действия (сроки определяются сторонами переговоров) тарифных соглашений никто из представителей сторон, находящихся в сфере действия этих соглашений, односторонне не может требовать увеличения (уменьшения) размера оплаты труда и льгот сверх того, что предусмотрено тарифным соглашением.

    Хронометраж рабочего времени

    Хронометраж рабочего времени

    В целях оптимизации трудового процесса и установления норм труда работодатели проводят хронометраж рабочего времени. Эта процедура необходима для фиксации времени, которое затрачивает работник на выполнение той или иной трудовой операции.

    Определив временные параметры выполнения обязанностей, работодатель получает возможность планирования рабочего времени, а также установления системы оплаты труда. Особенно актуален замер рабочего времени для организаций, получающих финансирование из бюджетов, поскольку в такой ситуации организация может обосновать нормирование труда, а также расходы на оплату труда.

    Как провести хронометраж рабочего времени пример

    Проведение хронометража рабочего времени может осуществлять специальный работник, который имеет навыки замера хронометража. Кроме того, проведение замеров можно доверить сотруднику кадровой службы или кадровому работнику, предварительно их обучив. Фактическая работа будет заключаться в том, что определенный сотрудник будет фиксировать конкретное время, затрачиваемое тем или иным работникоv на выполнение определенной трудовой функции. Определить хронометраж рабочего времени, как пример, можно с помощью хронометра.

    Но не всегда потребуется специальный сотрудник для данной процедуры. Организация-работодатель может использовать специальные автоматические компьютерные программы. Так, хронометраж рабочего времени бухгалтера, как пример, можно определить с помощью установленной на компьютер программы. Так можно узнать, сколько времени, в частности, уходит у бухгалтера на заполнение определенных документов или отчетности.

    Отметим, что впоследствии результаты замера хронометража рабочего времени организация сможет использовать также при определении стоимости оказываемых услуг, установлении периода для выполнения определенных работ и т.п. Также данные, полученные при определении хронометража рабочего времени потребуются для разработки показателей нагрузки работников и эффективного использования их рабочего времени.

    Карта хронометража рабочего времени позволит не только рационально распределять нагрузку работников, но определить периоды использования оборудования и техники организации. Итак, хронометраж рабочего времени позволяет:

    • целесообразно распределять трудовую нагрузку;
    • эффективно использовать оборудование;
    • избегать простоев;
    • определить время и стоимость выполняемых работ и оказываемых услуг.
    Образец заполнения хронометража рабочего времени

    Порядок осуществления исследования хронометража рабочего времени трудовым законодательством не регламентируется. Работодатель самостоятельно определяет, каким образом он будет замерять хронометраж рабочего времени. Образец оформления процедуры может быть следующий. Работодатель устанавливает:

    • вид трудовых действий, которые выполняет сотрудник в процессе работы. Например: участие в переговорах, оформление документов; проведение встреч с клиентами и т.д.;
    • сколько времени (часов и минут) в течение дня работник тратит на выполнение этих функций;
    • каков процент рабочего времени требуется для выполнения данных действий.

    Такой хронометраж рабочего времени (бланк) следует оформить в отношении каждого работника, рабочее время которого подлежит исследованию. Подписать документ следует специалисту, который производил замеры рабочего времени.

    Отметим, что хронометраж рабочего времени сотрудник может производить самостоятельно. Он может замерять и записывать свое рабочее время и вносить данные в специальную форму. Кроме того, если используются компьютерные программы для данной процедуры, они могут автоматически фиксировать время, потраченное работником на выполнение той или иной рабочей операции.

    Как оформить хронометраж рабочего времени

    Для оформления результатов процедуры следует использовать акт хронометража рабочего времени. Специальных правил составления такого акта нет. При подготовке документа следует руководствоваться следующими принципами:

    • акт может быть составлен в отношении каждого работника с указанием его данных (имени, фамилии и отчества) и занимаемой должности;
    • наименование организации-работодателя;
    • порядок замера рабочего времени (автоматически или вручную);
    • данные специалиста, который проводит замер рабочего времени. Если исследования работник проводит самостоятельно, об этом также следует указать в акте;
    • перечень трудовых операций;
    • временные показатели осуществления операций;
    • дату проведения исследования.

    Данные, содержащиеся в акте хронометража рабочего времени работодатель впоследствии применяет для определенных кадровых решений. Но прежде всего, полученную информацию надо систематизировать и проанализировать. Только после этого можно сделать вывод о рациональном использовании сотрудником рабочего времени, а также о необходимости внесения корректив в рабочий процесс.

    Приведем пример хронометража рабочего времени (образец заполнения) медсестры. Так, при проведении работы замера использования рабочего времени следует определить периоды выполнения процедур:

    • выполнение инъекций пациентам. При этом инъекции могут быть подкожными, внутримышечными, внутривенными;
    • подготовка и передача (раздача) пациентам медикаментов и лекарств;
    • забор анализов (крови, мазков);
    • подготовка и постановка компрессов;
    • изменение давления и температуры тела;
    • гигиенические процедуры;
    • иные действия.

    Данные процедуры медсестра выполняет в процессе медицинской деятельности. Вместе с тем в обязанности медсестры входит и осуществление хозяйственных и санитарных процедур:

    • смена постельного белья, заправка постели;
    • контроль за выполнением пациентом процедур, назначенных врачом;
    • помощь в организации питания.
    • кварцевание кабинетов и палат.

    Кроме того медсестра осуществляет работу с документами, заполняет необходимые формы, отчеты, истории болезней, выписки направления на анализы. Также в ее обязанности входит сопровождение пациентов на процедуры. Медсестра также отвечает на телефонные звонки и производит вызов лечащего врача.

    Все эти и другие мероприятия, выполняемые медсестрой в течение рабочего дня, подлежат замеру и хронометражу. При проведении анализа рационального использования рабочего времени работодателю следует помнить о том, что работнику надо предоставить личное время: для отдыха, для приема пищи, для гигиенических процедур.

    По результатам проведенных замеров следует составить персональную и сводную таблицу использования рабочего времени. В сводной таблице можно вычислить средние показатели по каждому виду трудовых действий. Средний показатель можно сравнить с персональными временными затратами каждого сотрудника. Это поможет определить рациональность использования рабочего времени конкретным работником.

    Итак, хронометраж рабочего времени довольно простая процедура, которую может провести каждый работодатель. Время и средства, потраченные на замеры, окупятся путем введения более обдуманного подхода к нормированию труда и эффективности использования рабочего времени каждым сотрудником.