Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Проекта Контракта С Учетом Требований 44-фз img-1

Образец Проекта Контракта С Учетом Требований 44-фз

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец проекта контракта с учетом требований 44-фз


В любой конкурентной закупке есть четыре ключевые точки воздействия на ее результат: требования к участнику (кто будет допущен до состязания), требования к объекту закупки (что именно можно предложить заказчику для удовлетворения его потребности), порядок определения победителя (как именно определит заказчик лучшее предложение) и, наконец, условия и порядок исполнения контракта.
Контрактная система, регулируемая законом 44-ФЗ. ограничивает право заказчика на установление требований к участнику и достаточно жестко определяет порядок определения победителя (хотя некоторые возможности в этой части для конкурсов и запросов предложений все еще остаются). Поэтому основные усилия заказчика обеспечить эффективную закупку концентрируются на условиях и исполнении контракта и описании объекта закупки.
Идеологи нынешней редакции контрактной системы стремятся максимально ее зарегулировать и детерминировать, поэтому пространство для маневра заказчика постоянно сужается. Так, в середине этого года вступили в силу новые требования к описанию объекта закупки, во многом меняющие привычные подходы к составлению технического задания.
С 1 июля 2016 заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся
• технических характеристик,
• функциональных характеристик (потребительских свойств) товаров, работ и услуг,
• качественных характеристик объекта закупки
которые предусмотрены
• техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании,
• документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации.

Он так же может использовать иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги своим потребностям. Если заказчиком не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании и стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, то в документации о закупке придется обосновать причину подобного решения.
На практическом уровне это касается в первую очередь вопроса применения ГОСТ ов.
По логике 44-ФЗ, заказчик должен формировать свое техническое задание как своего рода «паззл», исходя из стоящих перед ним целей (отчасти это следует и из обязательного обоснования закупки). Так, формальной целью заказчика чаще всего является не приобретение автомобиля, а обеспечения транспортировки в определенном режиме заданных объемов пассажиров и грузов. И достижение этой цели возможно совершенно разными способами, от приобретения или аренды автотранспорта до использования альтернативных средств передвижения и перемещения. Однако на деле подобные подходы редки, заказчик самостоятельно выбирает конкретное решение (легковой автомобиль с такими-то характеристиками) и описывает требования к нему.
Именно набор таких требований сужает круг возможных решений до одного, приемлемого для заказчика, тем самым напрямую влияя на итоговую эффективность закупки. В любом случае, исходя из требований закона, когда перед сотрудником контрактной службы (или контрактным управляющим) стоит задача описать объект закупки, он должен в первую очередь определить, существуют ли для этого случая государственные стандарты (ГОСТ).
Рассмотрим некоторые сложности, возникающие при их наличии.


Степень подробности раскрытия стандарта в документации заказчика
По мнению МЭР РФ. указание в документации об электронном аукционе на конкретный ГОСТ без подробного раскрытия в составе такой документации его содержания не противоречит положениям Закона N 44-ФЗ, так как национальный стандарт утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.
В некоторых случаях заказчик вообще может ограничиться лишь требованиям о соответствии ГОСТ, например, если речь идет об используемых для выполнения работ материалах. Так, арбитражный суд г. Москвы отметил. что если предметом аукциона не являются материалы, участники самостоятельно их не производят, а осуществляют работы, закупая необходимые товары у других лиц, то заказчику при составлении документации нет необходимости переписывать содержание регламентированных стандартных требований в документацию. По мнению суда достаточно лишь указания на то, что предложения, выдвигаемые участниками должны соответствовать ГОСТ, международным стандартам и иным техническим регламентам в зависимости от товара.
Такая позиция созвучна с положениями Гражданского кодекса РФ. согласно которым если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика: из его материалов, его силами и средствами. При этом подрядчик несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования.
Однако учитывая отсутствие возможности в большинстве случаев работать с квалифицированным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), заказчик старается максимально контролировать исполнение контракта, детально прописывая требования к необходимой ему продукции (товарам, работам (включая используемы материалы) и услугам).
Ограничение требований только указанием ГОСТов, за счет достаточно широких рамок последних, далеко не всегда может привести к эффективному удовлетворению потребности заказчика.
Чаще всего ему необходимо конкретизировать свои требования.


Расширение и сужение рамок ГОСТ
Как отмечается в многочисленных решениях контролирующих органов, заказчик вправе закупать продукцию, для которой установлен ГОСТ, с требованиями, выходящими за его рамки или им не предусмотренными. Однако это допустимо только при наличии соответствующего обоснования.
Например, как следует из решения Липецкого УФАС. заказчик допустил нарушение закона, по ряду позиций технического задания установив избыточные требования, превышающие ГОСТ, хотя в случае, если он не придерживается требований ГОСТ, документация должна была содержать обоснование таких повышенных требований. Краснодарское УФАС же, в свою очередь, согласилось с тем, что при наличии обоснования, заказчик правомерно выходит за рамки, определенные ГОСТ.
Если рассмотренные выше случаи достаточно прозрачны и очевидны, то ситуация, когда заказчик устанавливает требования, сужающие рамки ГОСТ, вызывает вопросы. С одной стороны, нельзя сказать, что при определении стандартом, например, допустимого диапазона значения некоторого параметра «от 10 до 30», заказчик выходит за его рамки, требуя «от 15 до 25» или «23». С другой – очевидно, что такое требование значительно сужает круг потенциальных поставщиков: один производит изделие со значением 12, другой 19, третий 29 – и все они соответствуют ГОСТ. Следовательно, вполне логичным выглядит требование об обосновании такого ограничения.
Однако как быть с формальной стороной вопроса? Весьма примечательно определение Верховного суда РФ. который отметил, что общие требования ГОСТ не исключают право потребителя продукции приобретать ее в пределах параметров ГОСТ, и в указанных пределах самостоятельно определять конкретные характеристики для предлагаемого к поставке товара с учетом конкретных потребностей потребителя.
Однако антимонопольные органы придерживаются несколько иной позиции. Они полагают, что действия заказчика, установившего в документации требования об использовании показателей, требований, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, отличающихся от установленных в соответствии со стандартами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и не обосновавшего необходимость использования таких показателей, требований, нарушают п.2 ч.1 ст. 33, п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 44-ФЗ. А значит - содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


ГОСТ… а какой ГОСТ?
Разумеется, заказчик, решивший искусственно ограничить круг участников закупки, пытается запутать их, в том числе играя с ГОСТами. Не случайно во многих решениях контролирующих органов мы встречаем фразы вроде «требование заказчика вводит участников закупки в заблуждение» .
Ярким примером является реакция ФАС на то, что заказчик приводит отдельными списками перечень требований к товарам и соответствующих ГОСТов.
В одном случае ФАС считает, что если заказчиком не установлено какой именно ГОСТ соответствует товару, участникам закупки не представляется возможным сопоставлять ГОСТ к товару при заполнении заявки, что не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие, а следовательно действия заказчика нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 44-ФЗ, за что ответственность предусмотрена все той же ч. 4.2 ст. 7.30 КОАП.
В другом же, по мнению контролера, заказчик, поступив подобным образом, ничего не нарушил. так как установить соответствие товаров указанным им ГОСТам не составляет труда: достаточно лишь открыть указанные ГОСТЫ, которые находятся в свободном доступе.
Словом, как было сказано одним из заказчиков в ответе на запрос о разъяснении положений документации “. Заказчик никого не пытается ввести в заблуждение и считает, что участники закупки, будучи образованными, не допустят себя в заблуждение ввести, ведь в индивидуальном плане заблуждение означает несоответствие субъективных представлений человека объективному положению вещей, при этом, такое несоответствие может возникнуть в результате ошибок как в процессе рационального мышления, так и иррациональной деятельности…”
Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний день обсуждаемое нововведение пока не оказало ожидавшегося его авторами положительного влияния на контрактную систему.
Работа заказчиков по описанию объекта закупок усложнилась, но заметного расширения круга участников закупок пока не наблюдается. Заказчик, как и прежде, может закупать необходимую ему продукцию, вне зависимости от требований ГОСТов.

Следующий шаг в этом направлении – новые ограничения в описании объекта закупки, теперь уже за счет нормирования и каталогизации (каталог продукции регулятор обещал запустить до конца этого года).
Насколько положительным окажется влияние такой новеллы на эффективность закупок пока сложно судить, однако есть серьезные основания предположить что подход, при котором заказчику устанавливаются все большие ограничения и формальные рамки в описании потребности, едва ли приведет к положительному результату.
Будем надеяться, что рано или поздно к кормчим контрактной системы придет понимание тупиковости пути тотальной зарегулированности процесса снабжения.
Перспективнее представляется ситуация, когда заказчик получает максимум свободы в проведении закупки при жестком контроле и ответственности за ее результат и эффективность (далеко выходящую за рамки «экономии средств»).

____________
Доклад на XI Всероссийской практической конференции-семинаре «Государственные и муниципальные закупки - 2016».
В приложении - презентация к докладу.

GOST-44fz.pdf Доклад К.В. Кузнецова на конференции по госзакупкам (1.21 MiB) Скачиваний: 66

Центр эффективных закупок "Тендеры.Ру"

Другие статьи

Оформление контракта по 44-ФЗ

Оформление контракта по 44-ФЗ

Порядок заключения договоров в России регламентируется нормами гражданского законодательства. При оформлении соглашения по результатам закупочной процедуры необходимо учитывать также требования 44-ФЗ от 5.04.13 года. Отдельные процедурные моменты описаны в актах органов исполнительной власти.

Профессиональные юристы проанализировали весь комплекс документов и подготовили краткую характеристику контракта.

В какой форме можно заключать договор?

Общие требования к сделкам установлены статьями 158 и 161 ГК РФ. Помимо традиционной письменной, указанные нормы предусматривают устную и специальную формы. Заказчики используют только первый вариант. Однако некоторые случаи предполагают отступление от сложившейся практики.

О возможности заключения устного договора прямо говорится в совместном письме Минфина и Минэкономразвития РФ № 02-02-04/39043. Представители ведомств разрешили осуществлять закупки с использованием наличных расчетов. В качестве допустимых способов были названы:

  • выдача денег подотчетным лицам;
  • расчет с организациями в пределах лимита, утвержденного ЦБ РФ.

«Мягкие» требования к форме соглашения установлены также статьей 93 закона 44-ФЗ. Отказаться от использования типовых контрактов заказчик вправе при наличии следующих обстоятельств:

  • сотрудничество с естественной монополией;
  • стоимость закупки в пределах лимита в 100 и 400 тысяч рублей;
  • работа с коммунальными службами;
  • приобретение билетов зрелищных, развлекательных и культурных организаций;
  • обеспечение нужд государственной охраны;
  • обслуживание глав и официальных представителей других стран;
  • направление сотрудников в командировки;
  • удовлетворение потребностей разведывательных служб;
  • закупки для организации текущей деятельности образовательных учреждений;
  • материальное обеспечение контрразведывательной и антитеррористической деятельности;
  • ремонт и содержание нежилых помещений, владение которых осуществляется на безвозмездной основе.

По этим направлениям заказчики могут использовать уже готовые проекты контрагентов. С предложенными условиями соглашаются, но в редких случаях составляют протоколы разногласий.

Какие требования предъявляют к содержанию?

На практике сложилось правило, согласно которому заказчики используют типовые формы договоров. Однако юристы напоминают о необходимости индивидуальной проработки разделов. К существенным условиям относят:

  • наименование и детальную характеристику закупаемых ценностей;
  • количество, объем;
  • место фактического выполнения договорных обязательств;
  • сроки, графики;
  • порядок проведения расчетов с указанием дат, формы платежа;
  • условие перечисления сумм в течение 30 суток (предусматривается в контрактах с субъектами малого предпринимательства);
  • правила привлечения к ответственности обеих сторон;
  • требования к раскрытию информации о субподрядчиках;
  • принципы приемки в формате пошагового описания;
  • правила о банковском сопровождении сделки;
  • порядок возврата обеспечения;
  • условие о сокращении налоговых и иных платежей согласно ч. 13 ст. 34.

При цене договора свыше 100 миллионов рублей или сроке, превышающем 3 года, обязательным становится график исполнения. Его составляют в виде неотъемлемого приложения.

В завершение обратим внимание на специфические условия. Положениями закона 44-ФЗ подписать договор с победителем конкурсной гонки заказчик вправе лишь после публикации протокола в ЕИС. Нарушение простой последовательности влечет недействительность сделки. Формальная сторона вопроса играет решающую роль.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Общие требования к государственному (муниципальному) контракту

Государственный (муниципальный) контракт (общие требования)

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», государственный (муниципальный) контракт представляет собой гражданско-правовой договор, к которому применяются нормы ГК РФ.

Государственный контракт представляет собой гражданско-правовой договор. заключаемый от имени РФ, субъекта РФ для обеспечения государственных нужд.

Муниципальный контракт заключается от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд.

При заключении контракта сторонам необходимо учитывать требования:

  • к форме контракта;
  • составлению и изменению проекта контракта;
  • согласованию условий;
  • порядку изменения и прекращения контракта;
  • содержанию отдельных видов контрактов.

Форма контракта произвольная.

Основанием для заключения контракта являются:

  • результат электронного аукциона (в форме электронного документа);
  • результат остальных закупок (в письменной форме).

Обязательно указываются следующие условия:

  1. что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Из вышеназванного правила существует единственное исключение: в ряде случаев в контракте могут быть определены ориентировочное значение цены или формула цены и максимальное значение цены контракта, предусмотренные в документации о закупке;
  2. условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту;
  3. условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги;
  4. условие о порядке и сроках приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов). Контракт должен содержать порядок определения заказчиком соответствия поставляемого товара (выполненной работы, оказанной услуги) условиям контракта по количеству (объему), комплектности и иным показателям, предусмотренным условиями контракта;
  5. условие о предоставлении обеспечения исполнения контракта (способ, сумма, срок обеспечения, реквизиты документов, подтверждающих его внесение) (ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). При закупке у единственного поставщика на сумму не более 100 тыс. руб. и в ряде других перечисленных в ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ случаев заказчик вправе не требовать предоставления обеспечения.

О порядке заключения контракта по итогам несостоявшегося аукциона в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ с учетом т

О порядке заключения контракта по итогам несостоявшегося аукциона в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ с учетом требований статьи 70 Федерального закона № 44-ФЗ

Министерством экономического развития России рассмотрен вопрос о порядке заключения контракта по итогам несостоявшегося аукциона в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ с учетом требований статьи 70 Федерального закона № 44-ФЗ (п.8 письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28и-1616).

В случае если электронный аукцион признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66 (по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка), частью 8 статьи 67 (аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку, его участником), частью 20 статьи 68 (в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта), частью 13 статьи 69 Закона N 44-ФЗ (аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки), контракт с участником такого аукциона, подавшим указанную заявку, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в порядке, установленном статьей 70 Закона N 44-ФЗ (статья 71 Закона N 44-ФЗ).

При этом согласно пункту 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ такой контракт может быть заключен только при наличии положительного согласования уполномоченного контрольного органа в сфере закупок. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования.

Согласно части 2 статьи 70 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) указанного в части 8 статьи 69 Закона N 44-ФЗ протокола заказчик размещает в ЕИС без своей подписи проект контракта. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в ЕИС проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

Положения норм статьи 70 и пункта 25 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в системном единстве норм позволяют сделать вывод, что заказчик должен вначале выполнить требования пункта 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, получив положительное согласование контрольного органа в сфере закупок, и только при наличии такого согласования начинать процедуру заключения контракта, предусмотренную статьей 70 Закона N 44-ФЗ. В противном случае заказчик, разместив при отсутствии положительного согласования проект контракта в ЕИС для подписания участнику аукциона, будет фактически предлагать данному лицу подписывать проект контракта, не согласованный уполномоченным контрольным органом в сфере закупок, что не соответствует смыслу Закона N 44-ФЗ и нарушает права участников закупки, вводя их в заблуждение и обязывая преждевременно нести финансовые расходы на получение обеспечения исполнения контракта.

© 2010 — Правительство Тюменской области

«Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-24817 от 30 июня 2006 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия»

Администратор ГКУ ТО "ЦИТТО" Портал реализован на платформе "SiTex"

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В прошлой своей статье я подробно разобрал вопрос связанный с обеспечением заявки при участии в торгах, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ. Сегодня же речь пойдет об обеспечении исполнения контракта. Этот инструмент также служит защитой от недобросовестных поставщиков и является для заказчика гарантией качественного и своевременного исполнения победителем своих обязательств по контракту. Как правило, обеспечение исполнения контракта возвращается победителю только после выполнения им всех обязательств по контракту. Обо всех нюансах использования данного инструмента мы подробно и поговорим далее в этой статье.

Содержание: 1. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Обеспечение исполнения контракта — денежные средства или банковская гарантия, которые предоставляются заказчику победителем торгов при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств.

Вопросы обеспечения исполнения контракта в рамках 44-ФЗ регулируются статьей 96.

Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом ДОЛЖНО БЫТЬ установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 44-ФЗ – запрос котировок. запрос предложений и закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (для этих закупок заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта).

Наряду с предусмотренными ч. 2 ст. 96 44-ФЗ случаями, при которых заказчик ВПРАВЕ установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство РФ ВПРАВЕ определить случаи и условия, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать данное требование. Таким документом является Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 г. № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта». Такими случаями, например, являются: проведение конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства (СМП). социально ориентированные некоммерческие организации (СОНО).

Контракт с победителем заключается только после предоставления заказчику обеспечения исполнения контракта (ОИК) таким победителем в соответствии с требованиями 44-ФЗ. В том случае, если победитель не предоставил заказчику в установленный срок ОИК, такой победитель будет считаться уклонившимся от заключения контракта. Что в свою очередь чревато внесением информации о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) .

Формы обеспечения исполнения контракта

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии . выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Важно: Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, САМОСТОЯТЕЛЬНО .

Если в качестве ОИК победитель выбирает внесение денежных средств на счет заказчика, то документом подтверждающим предоставление обеспечения исполнения контракта будет оригинал платежного поручения. При этом стоит учитывать, что никаких счетов заказчик победителю не выставляет, перевод средств осуществляется по указанным заказчиком в документации реквизитам. Сами же денежные средства должны поступить на счет заказчика до дня подписания контракта.

Если в качестве ОИК победитель предоставляет заказчику банковскую гарантию (БГ), то подтверждающим документом будет оригинал БГ. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. О том, как самостоятельно получить банковскую гарантию подробно написано здесь .

У каждой формы обеспечения исполнения контракта есть как свои плюсы, так и свои минусы. Например, внесение денежных средств на счет заказчика происходит значительно быстрее и проще, однако изъятие из оборота свободных средств для большинства компаний является непозволительной роскошью. Банковская же гарантия в этом случае является более предпочтительной, т.к. не требует вывода из оборота значительных для организации сумм. Однако не всегда удается получить БГ в отведенный для подписания контракта срок, плюс участнику необходимо собрать достаточно большой пакет документов для её получения, а также в некоторых случаях можно столкнуться с отказом банка в выдаче БГ.

Замена обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) ВПРАВЕ предоставить заказчику ОИК, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного ОИК. При этом МОЖЕТ БЫТЬ изменен способ обеспечения исполнения контракта (ч. 7 ст. 96 44-ФЗ).

Например, если победителю в установленный для подписания контракта срок не удалось подготовить БГ, то можно сначала внести на счет заказчика денежные средства, а затем заменить данное обеспечение исполнения контракта на банковскую гарантию.

Многие поставщики задаются вопросом о возможности предоставления заказчику комбинированного обеспечения исполнения контракта. Т.е. это ситуация когда часть обеспечения предоставляется в форме денежных средств, а часть в форме банковской гарантии, либо обеспечение предоставляется в форме нескольких гарантий от разных банков. Ответ на этот вопрос однозначный — предоставление комбинированного обеспечения исполнения контракта не допускается. Кроме того, положениями 44-ФЗ не закреплена возможность третьего лица предоставлять ОИК вместо победителя. С более развернутым ответом на этот вопрос можно ознакомиться здесь — http://www.garant.ru/consult/gpurchase/561772/ .

Размеры обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер ОИК должен составлять от 5% до 30% НМЦК. указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей. заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК. но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает 30% НМЦК. размер ОИК устанавливается в размере аванса .

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет ОИК в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса (аукциона) или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника с учетом положений ст. 37 44-ФЗ (антидемпинговые меры). Более подробно про антидемпинговые меры написано здесь .

Иногда на практике встречаются случаи, когда сумма заключенного контракта по итогам проведенных торгов меньше размера требуемого ОИК.

Пример: Заказчиком проводится электронный аукцион на выполнение проектных работ на строительство детского сада. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) составляет 17 млн. рублей. Обеспечение исполнения контракта, установленное в аукционной документации — 30% от НМЦК (5 100 000,00 рублей). В ходе аукциона цена контракта была снижена участниками на 67%. Победил участник с ценой 5 610 000,00 рублей. Согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ победитель должен предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5 раз больше установленного в документации (1,5 х 5 100 000,00 = 7 650 000,00 рублей). Т.е. как вы видите, размер ОИК превышает сумму выигранного контракта более чем на 2 млн. рублей. Поэтому обязательно учитывайте этот момент.

Случаи не применения положений 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта

Согласно ч. 8 ст. 96 положения 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:

1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;

2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;

3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

Расчет размера обеспечения исполнения контракта

Для автоматического расчета размера обеспечения исполнения контракта есть удобный online калькулятор от Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ). Воспользоваться этим калькулятором вы можете здесь .

Ниже по тексту размещен скриншот страницы с сайта НАИЗ, на которой находится данный калькулятор.

Настоящий калькулятор позволяет производить расчет размера обеспечения исполнения контракта, а также размера обеспечения заявки для участия в аукционах и конкурсах, и сформировать по итогам расчета служебную записку для встраивания в документацию о проводимой закупке. Данный инструмент в большей степени предназначен для заказчиков, однако будет полезен и участникам закупок.

Сроки возврата обеспечения исполнения контракта 44-ФЗ

Сроки возврата обеспечения исполнения контракта регламентируются ч. 27 ст. 34 44-ФЗ и предусматривает необходимость включения в контракт обязательного условия о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве ОИК (если такая форма обеспечения исполнения контракта выбрана поставщиком).

Таким образом, срок возврата устанавливается заказчиком самостоятельно, и при подаче своей заявки вы соглашаетесь с этим сроком. Если срок заказчиком не был установлен, то вам необходимо подготовить жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на положения документации о закупке.

В том случае, если контракт уже был заключен и основные обязательства по договору вами уже исполнены, необходимо направить заказчику требование о возврате обеспечения. В случае отказа обращайтесь в суд. В соответствии со ст. 107 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ

В случае, предусмотренном ч. 9 ст. 54 44-ФЗ, если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта, действуют более чем 30 дней. конкурс признается несостоявшимся и денежные средства, внесенные в качестве ОИК, возвращаются победителю конкурса в течение 5 рабочих дней с даты признания конкурса несостоявшимся.

Образец письма на возврат обеспечения исполнения контракта

Как мы с вами уже разобрались, сроки возврата ОИК должны быть установлены заказчиком непосредственно в самом контракте. Однако нередки случаи, когда заказчик эти сроки нарушает. В таком случае вам нужно направить в адрес заказчика соответствующее письмо о возврате средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. Образец такого письма вы можете скачать здесь .

Удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Если поставщик не исполняет свои обязательства по контракту, то заказчик может инициировать расторжение контракта, как в одностороннем, так и в судебном порядке. В таком случае обеспечение исполнения контракта поставщику не возвращается. Деньги перечисляются в соответствующий бюджет. Если же в качестве ОИК была предоставлена банковская гарантия, то банк выплачивает заказчику установленную сумму, а уже затем взыскивает эту сумму с поставщика. Помимо этого сведения об участнике, с которым контракт расторгается в одностороннем порядке или по решению суда, вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 44-ФЗ).

Есть еще несколько вопросов, которые волнуют, как заказчиков, так и поставщиков. Вот эти вопросы:

  • Обязан ли заказчик возвращать поставщику его денежные средства, находящиеся в залоге для обеспечения исполнения контракта, в случае нарушения поставщиком сроков поставки?
  • Может ли заказчик удержать сумму переданных ему в залог денежных средств в счет суммы пени (штрафа, неустойки)?

На эти вопросы дан подробный развернутый ответ на информационно-правовом портале ГАРАНТ.РУ — http://www.garant.ru/consult/gpurchase/541317/ .

Резюмируя этот ответ, можно сказать следующее. Удержание заказчиком предусмотренных контрактом штрафных санкций из находящихся в залоге денежных средств возможно только при наличии соглашения об этом между заказчиком и поставщиком, включенного в контракт или отдельного. Такое соглашение может быть заключено в любое время (п. 3 ст. 349 ГК РФ).

Информация для заказчиков: правила отражения в бухгалтерском учете сумм, предоставляемых участниками закупки в качестве обеспечения исполнения контракта подробно описаны здесь — http://www.klerk.ru/buh/articles/419998/ .

2. Обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ

Давайте теперь попробуем разобраться со следующим вопросом: существуют ли требования к обеспечению исполнения контракта при участии в закупках по 223-ФЗ? В тексте самого 223 Федерального закона эти требования не прописаны, поэтому каждый заказчик их устанавливает самостоятельно в своем Положении о закупке. Одни заказчики дублируют требования к обеспечению исполнения контракта, установленные 44-ФЗ, а другие прописывают свои требования. Но как бы там ни было, информация о форме обеспечения исполнения контракта, его размере и других условиях содержится непосредственно в извещении о проводимой закупке, а также в самой документации (информационной карте). Чаще всего в качестве обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ устанавливается денежный залог, перечисляемый на счет заказчика.

На этом моя статья подошла к концу. До встречи в новых выпусках!

P.S.: Если статья была для вас полезной, то ставьте “лайки”, делитесь ссылками на эту статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях. А также задавайте свои вопросы ниже в комментариях.

Поделиться с друзьями в соц. сетях: