Руководства, Инструкции, Бланки

образцы анализов воспитательных мероприятий img-1

образцы анализов воспитательных мероприятий

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образцы анализов воспитательных мероприятий

И.3.3. Протокол наблюдения и анализ воспитательного мероприятия (классного часа). Психолого-педагогический анализ воспитательного мероприятия

Для углубленного психолого-педагогического анализа можно выделить следующие аспекты воспитательной работы:

1. Формирование мотивов и привычных форм поведения.

1. Какие мотивы формировались? Докажите, что речь идет именно о данных мотивах.

2. Как учитывались специфические условия формирования соответствующих мотивов (интересов, намерений, идеалов и др.)? Какие методы и приёмы используются с этой целью?

3. Как учитывались общие условия формирования мотивов поведения?

4. Какую деятельность осуществляли учащиеся при подготовке и проведении воспитательного мероприятия?

5. Какие условия формирования привычек имели место при организации деятельности учащихся? Какие методы и приёмы используются с этой целью?

2. Учет возрастных особенностей школьников. В частности, анализируя занятие для школьников, следует установить:

Способствовало ли оно развитию познавательных интересов учащихся?

Носило ли характер общественной направленности?

Способствовало ли развитию произвольности поведения?

Какие положительные привычки воспитаны у учащихся? Формирование каких привычек имело место на данном занятии? Какова стадия их сформированности? Какие методы и приёмы используются с этой целью?

На каких основах строится воспитательная работа; носит ли она авторитарный характер или проводится с учетом инициативы и самостоятельности школьников? Какие методы и приёмы используются с этой целью?

Эффективно ли использовались игровые формы?

Другие статьи

Примерная схема психологического обоснования воспитательного мероприятия и анализа его проведения обоснование содержания, формы и целей воспитательног

Примерная схема психологического обоснования воспитательного мероприятия и анализа его проведения

Обоснование содержания, формы и целей воспитательного мероприятия:

Тема воспитательного мероприятия. Ее актуальность и ценность в связи с общими целями воспитания школьников.

Форма воспитательного мероприятия (классный сбор, групповое собрание, диспут, беседа, читательская конференция, встреча с выдающимися людьми и т.д.). Соответствие содержания форме мероприятия.

Соответствие данного мероприятия возрастным особенностям школьников (их интересам, познавательным возможностям, степени их активности и самостоятельности).

Чем мотивируется выбор данного мероприятия для конкретного детского коллектива (указать особенности взаимоотношений между детьми, уровень воспитанности учащихся данного класса, их специфические интересы, отношение к тем или иным явлениям, особенности поведения; отметить, высказывали ли ребята желание и инициативу в отношении организации данного мероприятия)?

Каких конкретных воспитательных целей можно достичь в результате проведения данного мероприятия (наладить дружеские отношения, изменить отношения к учению, вызвать интерес к чтению, научить уважать людей труду и т.д.)?

Психологическое обоснование путей организации и подготовки мероприятия:

На какой период времени планируется данное мероприятие и почему (как связано с учебным процессом, загруженностью учеников, общешкольным планом и т.д.)?

Как конкретно будет проходить мероприятие, какой его общий «сценарий»?

Какие виды подготовительной работы следует провести и в какой последовательности?

Какие качества личности, умений и навыков потребуют от учащихся отдельные виды подготовительной работы и само проведение мероприятия, какую степень самостоятельности надо проявить (имеются в виду организаторские способности, музыкальные, эрудиция, умение рисовать, воля, выдержка, самообладание, инициатива и т.д.)?

Кого из членов детского коллектива желательно привлечь к выполнению конкретных заданий и какую роль в подготовке и проведении мероприятия они должны играть?

Какими индивидуальными психологическими способностями учащихся обусловлено предполагаемое распределение ролей, и какие конкретные воспитательные цели оно имеет (одному — привить чувство ответственности, другому — дать возможность утвердить себя в глазах сверстников, проявить свои возможности и преодолеть робость и неуверенность, третьему — научиться не только командовать, но и подчиняться и т.д.)?

Какова роль воспитателя в подготовке мероприятия? Что он должен сделать сам, в чем помочь учащимся, а что поручить им, чем это обусловлено? Каковы формы помощи и контроля за ходом подготовки (заслушивание информации, присутствие на репетициях, консультации и др.)?

Психолого-педагогический анализ хода мероприятия:

Насколько организованным было начало, вовремя ли, какой была дисциплина?

Как убранство помещения и внешний вид учащихся содействовали цели проведения мероприятия?

В какой мере школьники, ведущие мероприятие, справились со своими ролями (подготовлены, уверены, спокойны, воодушевлены или растеряны, вялы и т.д.)?

Вся ли масса участников мероприятия была увлечена его ходом? В чем проявлялась эмоциональная реакция школьников, и в какие моменты?

Какие морально-политические, интеллектуальные и эстетические чувства пробудились у учащихся в ходе мероприятия?

Какие массовые явления наблюдались (подражание, вдохновение, смена коллективного настроения, дух соревнования и др.)?

Общая оценка мероприятия:

Насколько достигнута цель мероприятия? Какова его реальная идейная, воспитательная и познавательная ценность? Что при подготовке и проведении его снизило или усилило воспитательный эффект по сравнению с ожидаемым?

Как проявили себя непосредственные организаторы и участники мероприятия? Как они справились с заданиями по подготовке в проведению его? Какие качества личности выявили? Оправдали ли ожидания воспитателя в этом отношении?

В чем проявилось влияние мероприятия на отдельных учащихся и коллектив в целом? По каким показателям можно судить об этом? Сказалось ли на поведении, дисциплине, общественном мнении, отношении к учению, повлияло ли на межличностные отношения в коллективе и т.д. (Дать анализ нескольких примеров.)

Какие «корректировки» внесла жизнь в подготовку и проведение мероприятия по сравнению с задуманным планом? Чем это было обусловлено: объективными или субъективными причинами (неожиданно заняли помещение, где планировали мероприятие, кто-то заболел или не проявил активности, испугался трудностей, не справился с поручением)? Что не учтено было в обосновании мероприятия при планировании?

Каковы пожелания на будущее относительно содержания и форм организации подобных воспитательных мероприятий?

Анализ внеклассного мероприятия.

1. Тема воспитательного мероприятия, кто проводит. Цель занятия. Возраст учащихся: класс, группа. Место проведения.

2. Какие особенности данного коллектива можно отметить? Чем вызвана постановка целей данного мероприятия?

3. Конкретная обстановка проведения данного мероприятия; обстановка помещения; наличие наглядных пособий на стенах и стендах: место расположения участников. Какие технические средства привлечены для усиления воспитательного воздействия?

4. В какой степени и при помощи каких средств информированы школьники о данном мероприятии? В чем выразилась их общая и индивидуальная подготовка к данному мероприятию? Как был учтен возраст детей?

5. Как было организовано начало воспитательного мероприятия? На какой психологический эффект была ориентирована методика его начала?

6. Как и какими средствами выдерживалась основная цель на протяжении всего внеклассного мероприятия? Внутренняя логическая связь всех частей материала.

7. Какими приемами осуществлялось воздействие на познавательную сферу школьников? какие новые данные были усвоены, их нравственное значение?

8. Как и какими приемами осуществлялось воздействие на чувства? Какие чувства были активизированы, в чем нашла выражение эмоциональная активность? Как можно охарактеризовать общую эмоциональную обстановку во время внеклассного мероприятия?

9. Какие оценочные отношения были выработаны у школьников на данном внеклассном мероприятии?

10. Как была организована концовка мероприятия? В чем психологическое значение данной организации? Как вы считаете, была ли достигнута поставленная цель?

11. Ваша общая оценка внеклассного мероприятия. Ваши предложения.

Анализ внеклассного мероприятия

(схема Ю. Самсонова, Т. Тучковой)

1.Участники данного мероприятия. Класс, контингент, возраст, количество, добровольность (или обязательность) их участия.

2.Тема и цель мероприятия. Обоснование целесообразности проведения данного мероприятия (интерес, актуальность для данного возраста, предварительная работа с целью заинтересовать учащихся). От кого исходит инициатива проведения мероприятия?

3.Программа мероприятия. Средства для мотивационной подпитки его участников. Структура мероприятия (начало, кульминация, завершение).

4.Прогнозируемый результат. Воспитание культуры выражения эмоций: радости, доброжелательности и желания помочь другим. Эмоциональное состояние на мероприятии, до и после. Возникновение у учащихся познавательных потребностей, сопереживания и желания самосовершенствоваться и самовыражаться. Развитие творческих способностей учащихся, квалифицированная помощь в этом педагогических работников, проводящих мероприятие.

5.Своеобразие данного мероприятия (традиции, обрядовая сторона, репродуцирование национальной культуры, праздничность, торжественность и т.д.).

6.Оснащенность, разнообразие и адекватность средств воздействия.

Анализ воспитательного мероприятия эстетической направленности

(схема Ю. Самсонова)

1.Конкретность задач (целей) мероприятия. Их соответствие возрастным и культурным особенностям воспитанников. Адекватное восприятие этих задач воспитанниками (и «артистами», и зрителями).

2.Оптимальный подбор фактов и явлений культуры (разных жанров и видов), предназначенных для воспитанников при:

—наблюдении за танцорами и т.д.

3.Количественное соотношение произведений-образцов с особенностями восприятия данного возраста. Соответствие произведений-образцов эстетическому культурному уровню воспитанников.

4.Характер условий для самореализации воспитанников в различных видах и жанрах эстетической деятельности.

5.Характер обсуждения проблем, связанных с произведениями-образцами. Их актуальность, значимость и соответствие возрасту воспитанников. Возможность выражения своих мыслей и чувств воспитанниками.

6.Развитие воспитанников в различных аспектах:

7.Соотнесение количества «артистов» с количеством «зрителей».

8.Дальнейшее использование эстетической продукции как условия (средства) для совершенствования (саморазвития) художественного вкуса воспитанников.

При подборе схем для анализа использовалось пособие: Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. - М. Центр.-Педагогический Поиск, 2000

Летняя педагогическая практика в дошкольном образовательном учреждении.

Введение студентов в педагогическую профессию, теоретическое раскрытие специфики, структуры педагогической деятельности, осознание потребности в дальнейшем самосовершенствовании и саморазвитии, овладении педагогической техникой, а затем технологией, стимулирующей личностный рост педагога, его индивидуальный стиль, освоение многофункциональной деятельности воспитателя детей дошкольного возраста

Формирование у студентов системы профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых для работы в группах дошкольного возраста;

Ознакомление студентов с особенностями воспитательно-образовательного комплекса и изучение специфики труда вос­питателя в группах дошкольного возраста;

Формирование у студентов прочных представлений о значении дошкольного возраста для последующего развития ребенка;

Углубление знаний об особенностях дошкольного возраста и специфике педагогической работы с дошкольниками;

Создание установки на личностно-ориентированное об­щение с детьми;

Овладение основными методическими подходами в ра­боте с детьми дошкольного возраста;

Формирование интереса к новому, желания внедрять ре­зультаты психолого-педагогических исследований и передо­вой опыт в свою работу;

Овладение средствами элементарной диагностики дея­тельности воспитателя, индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста и особенностей группы;

Совершенствование культуры педагогической деятель­ности.

Содержание практики1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Организация и проведение режимных процессов (утренний прием, умывание, прием пищи, сбор на прогулку и возвращение с прогулки, подготовка к дневному сну), осуществление воспитательно-образовательной работы. Планирование работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей: последовательное осуществление намеченного плана.

Проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, физкультминуток в процессе занятий, закаливающих процедур в сочетании с физическими упражнениями (в соответствии с указаниями врача), подвижных игр, прогулок за пределы участка детского сада. Участие в физкультурных праздниках. Организация вечеров досуга. Организация спортивных игр с детьми (городки, настольный теннис, бадминтон). Проведение с детьми элементов спортивных игр: волейбол, хоккей, футбол. Обучение детей спортивным видам физических упражнений: ходьбе на лыжах, катанию на коньках, санках, велосипедах, самокатах.

2. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Проведение бесед с небольшими группами детей с целью выявления, уточнения и систематизации знаний. Организация наблюдений за изменениями в окружающей жизни, проведение целевых прогулок для расширения кругозора детей и уточнения знаний. Рассматривание с детьми иллюстраций, книг, предметов окружающей обстановки с целью уточнения знаний детей, формирования правильных представлений об окружающем. Планирование работы по формированию навыков учебной деятельности у некоторых детей; последовательное осуществление намеченного плана. Проведение с детьми небольших групп игр и упражнений по сенсорному воспитанию.

3. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Планирование системы работы по воспитанию культуры поведение детей; последовательное осуществление намеченного плана. Чтение книг, рассказывание, рассматривание иллюстраций, отражающих общественные явления и события (с небольшими группами детей). Проведение целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом, памятными местами. Проведение этических бесед с небольшими группами детей о нормах поведения в общественных местах, взаимоотношениях с товарищами, соблюдении правил уличного движения.

Планирование индивидуальной работы по воспитанию положительных моральных качеств у одного-двух детей (доброты, скромности, смелости, отзывчивости, справедливости и др.) и последовательное осуществление намеченного плана.

4. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Организация коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка, ремонту и подклейке книг, коробок для игр, уходу за посевами и посадками на огороде и цветнике и т. д. Организация труда с небольшими группами детей: уборка помещения, игровых уголков, стирка и глажение кукольного белья, ремонт игрушек и книг, изготовление игрового оборудования, поделок из природного материала; работа с тканью в старшей и подготовительной к школе группах; работа с деревом; организация посевов и посадок, уход за ними; работа в огороде и цветнике; уход за животными и др. Организация трудовых поручений и работы с дежурными: обучение их выполнению обязанностей, оказание помощи и оценка результата.

Планирование работы с небольшим количеством детей по формированию трудовых навыков и умений. Последовательное осуществление намеченного плана путем трудовых поручений, привлечения к дежурствам и коллективному труду.

5. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Рассматривание произведений искусства и народного творчества, беседы о них с небольшими группами детей. Рассматривание оформления групповой комнаты, музыкального зала; беседы с детьми. Наблюдения за окружающей природой для привлечения внимания детей к ее красоте. Организация самостоятельной художественной деятельности детей.

6. Игровая деятельность детей дошкольного возраста. Руководство сюжетно-ролевыми, строительными, дидактическими, музыкально-дидактическими, театрализованными играми. Изготовление совместно с детьми игрушек для сюжетно-ролевых игр. Запись трех-четырех сюжетно-ролевых игр и их письменный анализ; планирование на его основе дальнейшего развития конкретных сюжетно-ролевых игр; практическое осуществление намеченного плана.

7. Праздники и развлечения в детском саду. Участие в подготовке и проведении праздника в детском саду. Самостоятельное проведение вечеров досуга, аттракционов, показ кукольного, теневого, настольного театров; слушание грампластинок и другие виды развлечений.

8.Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Планирование работы на день практики. Написание конспектов занятий и планов работы.

9. Работа дошкольных учреждений с родителями. Проведение консультации для родителей. Участие в проведении собрания.

10. Методика развития речи детей дошкольного возраста.

Словарная работа. Проведение занятий по родному языку и ознакомление детей с окружающим. Проведение дидактических игр по обогащению словаря с небольшими группами детей; внесение новых предметов и иллюстраций для рассматривания; наблюдения за трудом взрослых, за транспортом. Словарная работа с детьми в процессе организации бытовой деятельности: рассматривание предметов быта, окружающей обстановки; знакомство с новыми пословицами и поговорками, загадывание загадок.

Формирование грамматически правильной речи. Проведение упражнений и дидактических игр с целью формирования грамматически правильной речи.

Звуковая культура речи. Проведение дидактических, музыкально-дидактических игр и упражнений с целью воспитания звуковой культуры речи. Систематическая работа с детьми, имеющими недостатки речи (постановка звуков, закрепление их произношения).

Методика обучения связной речи. Проведение занятий по обучению детей разговорной речи и рассказыванию – беседы, составление рассказов, пересказы.

Коллективные и индивидуальные разговоры с детьми о быте, труде, общественных явлениях и событиях. Словесные дидактические игры на описание по памяти. Рассматривание картин и беседы по ним, составление рассказов. Пересказы знакомых сказок и рассказов небольшим группам детей, пересказы с показом театра плоскостных фигур.

Ознакомление с художественной литературой. Чтение наизусть стихотворений, коротких рассказов, рассказывание сказок небольшим группам детей; чтение книг, повторение с детьми знакомых стихотворений; заучивание песенок и потешек.

Методика экологического образования. Проведение экологических занятий, экскурсий, труда в уголке природы, на участке детского сада. Посев семян, посадка луковиц, размножение комнатных растений. Проведение наблюдений за окружающей природой на прогулках. Организация дидактических игр с природным материалом. Проведение опытно-экспериментальной работы с детьми. Ведение дневника наблюдений, календаря природы.

11. Методика математического развития детей дошкольного возраста. Изготовление наглядных пособий и дидактических материалов для развития математических представлений детей. Проведение занятий по формированию элементарных математических представлений; проведение дидактических игр и игровых упражнений для развития представлений и закрепления знаний о величине и форме, о времени и пространстве. Работа по формированию элементарных математических представлений в процессе бытовой и игровой деятельности.

12. Методика изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование. Проведение занятий по рисованию и лепке, аппликации и конструированию. Организация изобразительной деятельности детей в процессе подготовки оборудования к играм, праздничного оформления группы, подарков родителям и младшим детям, дидактических материалов к занятиям. Рассматривание с группами детей произведений изобразительного искусства, предметов народного творчества, детских работ.

13. Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Проведение музыкального занятия в одной из возрастных групп детского сада. Организация музыкальной деятельности детей: пения, игр с музыкальными игрушками, дидактических музыкальных игр и др. Организация развлечения с музыкальным сопровождением в одной из возрастных групп. Проведение утренней гимнастики под музыку.

Подготовить конспекты занятий.

Подготовить видеозапись занятия и его анализ

Подготовить фотоальбом по теме:

Подготовить методическую разработку по теме: «Формы планирования в дошкольном образовательном учреждении». Представить базовый, годовой, базисный, тематический, календарный план и др.

Подготовить перечни дидактических игр, с представлением системы дидактических игр по одному из направлений работы

Подготовить творческий отчет по одной из предложенных тем (на выбор):

Подготовить методическую разработку: «Нетрадиционные формы работы с родителями» с описанием этих форм и примерами.

Подготовить «Паспорт дошкольного образовательного учреждения».

Подготовить творческий отчет по теме: «Работаем по программе …..(Радуга, Детство, Развитие и др.) с применением фотоматериалов, конспектов, описанием опыта работы, результатов деятельности детей.

Подготовить методическую разработку с предоставлением разных форм консультаций для родителей, эскизов оформления уголков для родителей, тематических стендов.

Подготовить творческий отчет по теме: «Психолого-педагогический портрет современного дошкольника» с описанием наблюдений за ребенком, исследованием интересов детей, приложением результатов деятельности детей.

Подготовить методическую разработку: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» с приложением игр, пособий методических материалов

Подготовить творческий отчет: «Опыт работы воспитателя детей дошкольного возраста» (направление на выбор) с приложением конспектов, фотоматериалов, отзывов о работе,

Подготовить рекомендации для воспитателей ДОУ: «Развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе)»с использованием фотоматериалов с описанием.

Подготовить методические рекомендации: «Эстетика оформления дошкольного образовательного учреждения (группы)» с применением фотоматериалов, видео материалов, с описанием, коментарием.

Подготовить методическую разработку «Преемственность в работе детского сада и школы» с использованием фотоматериалов, предоставлением перспективного плана работы, форм работы со школой.

(Предложенная примерная тематика может изменяться или дополняться по согласованию с руководителем практики, в зависимости от актуальности темы для детского учреждения или района.)

Алексеева М.М. Яшина В И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. 2000

Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников.-М. Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003

Богина Т.А. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. методическое пособие. – М. Мозаика – Синтез, 2006

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М. 2000

Зебзеева В.А. Теории и технологии дошкольного образования: экологическое образование детей. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2008

Зебзеева В.А. Практика в подготовке специалистов дошкольного образования: Учебное пособие. [Текст] / В.А.Зебзеева. М: ТЦ СФЕРА, 2008.- 192 с.

Зебзеева В.А.Организация и планирование режимных процессов в дошкольных образовательных учреждениях./ В.А.Зебзеева.-Оренбург: Издательство ОГПУ, 2003.- 44 с

Зебзеева В.А.Организация режимных процессов в ДОУ.-Москва: Сфера.-2010.-80 с

Зебзеева В.А.Практика в дошкольных образовательных учреждениях в группах раннего возраста. - Оренбург: ОГПУ, 2004.- 60 с.

Зебзеева В.А.Производственная педагогическая практика в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие / В.А.Зебзеева.-Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.- 2004.- 56 с.

Зебзеева, В.А. О комплексном использовании игры в экологическом образовании дошкольников // Педагогический журнал. Оренбург.- 2003.- №2

Зебзеева, В.А. Программы экологического развития детей дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением.- Москва: – 2007. – №3.

Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие / Л.Г. Нисканен, О.А Шаграева, Е.В. Родина и др. / Под ред. Н.Г. Нисканен. – М. 2002

Казакова Т.Г. Теория и методика развития изобразительного творчества. – М. 2006

Михайлова Н.В. Оздоровительные технологии в работе с дошкольниками и младшими школьниками. Оренбург, 2006.

Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте /Н.А. Рыжова.- М. -2006

Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб.пособие для студентов академий, университетов, институтов физической культуры и факультета физической культуры педагогических ВУЗов / Под ред. С.О. Филипповой, Г.П. Пономарева. – СПб, 2008

Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. 2004.

Щербакова Е.И Методика обучения математике в детском саду.-Академия .-2000