Руководства, Инструкции, Бланки

вап-2 инструкция img-1

вап-2 инструкция

Категория: Инструкции

Описание

Суспензия ВАП

Суспензия ВАП

Антифрикционная суспензия ВАП наносятся на поверхности деталей и в узлы, которые работают с трением или подвержены коррозии. Нанесенные на поверхность образуют пленку, содержащую смолы и различные вещества – молибденит, графит и т д.

Суспензия ВАП-2, ВАП-3, ВАП-4 и ВАП-5 облегчают работу деталей, предупреждают схватывание в неподвижных местах сочленений, обеспечивая долговечность авиационных деталей и более надежны, чем какие либо пластичные смазки. За счет наличия графита в составе ВАП могут предотвращать схватывание, когда поверхность полностью износятся. Работают они при -60 до +300 градусов и сохраняют свои свойства в кислородной среде и в вакууме, при высокой радиации. Предотвращают попадание в соединения песка и других мелких частиц.

    • Суспензия ВАП-2: это пленка из эпоксидки ЭП-074 с высокоочищенным молибденом. Повышает антифрикционные свойства деталей, работающие с минеральными маслами, на керосиновом топливе при рабочей температуре этого масла от -60 до 300 градусов. Рекомендуется использовать в резьбовых соединениях, шлицевых, втулка-вал, на замказ лопаток.

  • Суспензия ВАП-3: это твердая пленка из эпоксидки ЭП-074 с высокоочищенным молибденом и порошком из свинца. Обладает большей износостойкостью, чем ВАП-2, работает при тех же температурах что и используемые масла и смазки. Применяется в сильно нагруженных узлах, соединениях и шарнирах.

По вопросам приобретения суспензии ВАП и получения подробной консультации по свойствам продукции, условиям поставки и заключению договора просим вас обратиться к менеджерам:

(495)-790- 14-52;
8-915-218-57-47;
8-926-941-80-03.

© "Компания Кондор" 2009 - 2016 г. Продажа: масла, смазки, грунтовок, лаков. Аммиак, цианиды - доставка спецтранспорт. Лакокрасочные и химические материалы для авиационной техники ALEXIT. Aerodur, Bostik.

Другие статьи

Услуги: WAP 2

Услуги: WAP 2.0 для абонентов «МегаФон-Москва» Услуги. WAP 2.0 для абонентов «МегаФон-Москва»

Теперь владельцы современных моделей телефонов с поддержкой протокола WAP 2.0 (например Nokia 7610, Nokia 6600 и т.д.) могут воспользоваться в сети «МегаФон-Москва» самыми передовыми услугами на базе данного протокола.

Появление протокола WAP (1997–1999 гг) положило начало новой эре доступа к ресурсам Интернет с мобильных телефонов. WAP (Wireless Application Protocol) – это специальный «язык» для создания сайтов, предназначенных для просмотра на экранах мобильных телефонов. C этой технологией работают практически все телефоны, а выходить в «он-лайн» можно как через обычный канал передачи данных, так и через GPRS. Для многих известных Web-сайтов созданы их WAP-двойники, которые предоставляют владельцам мобильных телефонов ту же информацию и набор услуг. Например, wap.rbc.ru, wap.mail.ru, wap.rambler.ru.

В то время когда появился WAP, телефоны обладали черно-белыми дисплеями и не поддерживали загрузку качественного изображения из-за невысокой скорости передачи данных. Поэтому WAP-сайты практически не содержат графики и анимации. Для отображения информации на экране сотового телефона используются, как правило, несколько строк — данные разбиваются на небольшие блоки размером в два-три экрана телефона.

C появлением все большего числа телефонов с большими цветными дисплеями, полифоническими мелодиями и фотокамерами, возникла необходимость увеличить возможности WAP. Так появилась новая версия протокола – WAP 2.0 В его основе в отличие от протоколов WAP 1.2 и WAP 1.2.1 использовались протоколы семейства TCP. WAP 2.0 позволяет отображать цвета и анимацию на экране мобильного телефона. Так специализированные сайты для мобильных телефонов стали все больше напоминать обычные Web-сайты для «больших» компьютеров.

Будущее становится ближе – теперь владельцы современных мобильных терминалов могут просматривать WAP-сайты с хорошей графикой и удобной навигацией, а также – загружать мультимедийные файлы: анимацию и звуки.

Протокол WAP 2.0 используется для доступа к WAP-ресурсам в таких телефонах, как Nokia 7610 или Nokia 6600. Особенность настроек данных терминалов заключается в настройках Proxy сервера, отличающихся от тех, которые используются в большинстве терминалов. Стандартные настройки WAP 2.0 для телефонов, поддерживающих данных протокол:

Точка доступа GPRS/GPRS APN: mms.msk
Имя пользователя/Username: mms
Пароль/Password: mms
Авторизация/Authentication: обычная/normal
Адрес Proxy сервера/Proxy Server IP address: 10.77.77.10
Порт Proxy сервера 8080
Домашняя страница/Homepage: http://mmsc:8002
Безопасное соединение/connection security: нет/off
Настройки WAP (CSD)
Домашняя страница: http://wap.megawap.ru
Доступ через: GSM Data
Адрес Proxy сервера: 10.77.77.10
Порт Proxy сервера: 8080
Авторизация: обычная
Имя: wap
Пароль: wap
Запрашивать пароль: нет
Номер: +79262909200
Безопасное соединение: нет
Максимальная скорость: 9600
Тип вызова: ISDN v.110

Настройки WAP (GPRS)

Домашняя страница: http://wap.megawap.ru
Доступ через: GPRS
Точка доступа: wap.msk
Адрес Proxy сервера: 10.77.77.10
Порт Proxy сервера: 8080
Авторизация: обычная
Имя: wap
Пароль: wap
Запрашивать пароль: нет
Безопасное соединение: нет

23.12. [Новинки ] Анонсы: Tele2 обновила свой Tele2 Midi - теперь он Tele2 Midi LTE / MForum.ru

23.12. [Новинки ] Это интересно: Google подтвердила анонс двух флагманских смарт-часов с Android Wear в начале 2017 года / MForum.ru

22.12. [Новинки ] Анонсы: Oukitel C5 Pro оценен в $75 / MForum.ru

22.12. [Новинки ] Анонсы: LG представила Stylo 3 (Stylus 3), а также K10, K8, K4 и K3 следующего поколения / MForum.ru

21.12. [Новинки ] Слухи: 12 января HTC представит что-то «for U» / MForum.ru

20.12. [Новинки ] Анонсы: Экран ZUK Edge занимает 86,4% площади передней панели / MForum.ru

20.12. [Новинки ] Слухи: Nokia Z2 Plus с 4 Гб ОЗУ замечена в Geekbench / MForum.ru

20.12. [Новинки ] Слухи: Появились «официальные» рендеры Nokia C1 / MForum.ru

20.12. [Новинки ] Анонсы: 8848 Phones представила смартфон за $2880 / MForum.ru

19.12. [Новинки ] Анонсы: LG G Pad III 10.1 представлен официально / MForum.ru

16.12. [Новинки ] Анонсы: Xiaomi Power Bank 2 внешний аккумулятор емкостью 20 000 мАч оценен $22 / MForum.ru

16.12. [Новинки ] Анонсы: «Волшебный» Honor Magic представлен официально / MForum.ru

16.12. [Новинки ] Анонсы: Highscreen Easy L/Pro – смартфоны с LTE и емким аккумулятором / MForum.ru

15.12. [Новинки ] Анонсы: UMi Z – первый смартфон на базе MediaTek Helio X27 / MForum.ru

14.12. [Новинки ] Слухи: Ha CES 2017 компания LG представит 6 новых смартфонов среднего уровня, а X power 2 – на MWC / MForum.ru

14.12. [Новинки ] Анонсы: Nokia 150 и Nokia 150 DS – первые телефоны Nokia от HMD Global / MForum.ru

13.12. [Новинки ] Анонсы: Самый быстрый Android-смартфон Le Pro3 со Snapdragon 821 будет продаваться в России за 25 тысяч рублей / MForum.ru

13.12. [Новинки ] Мобильные платежи. Samsung Pay Mini не будет доступен на iOS, по крайней мере, на старте / MForum.ru

13.12. [Новинки ] Слухи: Asus работает над ZenFone 3 Zoom с двойной тыловой камерой / MForum.ru

Способ получения антифрикционного покрытия

Способ получения антифрикционного покрытия

от,ОП ИСАНИЕИЗОБРЕТЕН ИЯ Союз Советских Социалистичесюа Республик(22) Заявлено 30.06.76 (21) 2386013/23-05 05 Р 1/26 явкис присоединение (23) Приоритет осударственнвй комитет СССР оо делам изобретений и открытий(72) Авторы изобретения 1) Заявитель Изобретение относится к области покрытий металлов, в частности к улучшению антифрикционных свойств поверхности металлов и сплавов путем нанесения антифрикционных покрытий.Известны способы нанесения антифрикционных покрытий путем натирания поверхности и распылением покрывного материала на обрабатываемую поверхность 11, 2,Однако, при натирании и распылении слой покрытия распределяется неравномерно по длине заготовки, возможны оголения и непокрытия, что значительно снижает качество покрытия.Известен способ получения антифрикционного покрытия нанесением на изделие дисульфида молибдена (ВАП - 2) и термообработкой 3,Недостатком известного способа является то, что в случае погружения заготовки в состав, вследствие вязкости ВАП - 2, образуются наплавы, которые приводят к неравномерности распределения покрытия по поверхности заготовки. Впоследствии, когда будет происходить естественная и принудительная сушка, наплывы растрескиваются и выкраРУел повышение прочрытия.тигается тем, что ой скоростью 13,5 либдена наносятколичестве, преового покрытия вы шающем то в 25 - 30 раз. Способ нанес в рытия ВАП - 2 н кую поверхност кой обработкой Перед нанес изготовленных лавов, стали ость, подверга ительно подготспнР рядке.Например, деталилей оксидируют, изпассивируют, деталиобдувают электрокоруанодируют, из медруют. из углеродистых ста. нержавеющих сталей из титановых сплавов ндом, из алюминиевых ных сплавов декапи.Ц ь изобретения ности и равномерности поПоставленная цель дос изделие вращают с окружн 14,5 м/мин и дисульфид м на вращающееся изделиелщину го ения антифрикционного пока внутреннюю цилиндричесь с последующей механичесзаключается в следующем. ением покрытия на деталях, из бронзы, алюминиевых и других сплавов, поверхющуюся покрытию, предваавливают в следующем по6853524фПокрытие, полученное данным способом,обладает прочным сцеплением с поверхностью, хорошо уплотнено и равномерно распределено по всей наносимой поверхности за счет центробежных сил, образующихся при вращении заготовки, отсутствуют оголения и непокрытия, вследствие чего значительно повышается прочность поверхности. Формула изобретения 3Затем предварительно подготовленные по верхности тщательно обезжиривают и сушат на воздухе.После этого наносят ВАП - 2 на внутреннюю цилиндрическую поверхность методом центробежной заливки.При этом заготовку вращают со скорос тью на поверхности нанесения 13,5 - 14,5 м/мин и в момент вращения подают состав покрытия в несколько приемов равными порциями.В сумме объем подаваемого покрытия не менее, чем в 25 - 30 раз превышает объем окончательного покрытия.Такая порция состава покрытия расчитана с учетом того, что в состав покрытия входят растворители - легколетучие испаряющиеся вещества, кроме того во время термообработки дает усадку эпоксидная смола, входящая в состав ВАП - 2, небольшой процент разбрызгивается при вращении, а также нужен припуск на дальнейшую механическую обработку.26По окончании нанесения покрытия заготовку подвергают сушке на воздухе с последующей термообработкой и охлаждением заготовки.Полученную заготовку затем обрабатывают механическим путем до получения нужного размера толщины покрытия. Способ получения антифрикционного покрытия нанесением на вращающееся изделие дисульфида молибдена и термообработкой, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности и равномерности покрытия, изделие вращают с окружной скоростью 13,5 - 14,5 м/мин и дисульфид молибдена наносят в количестве, превышающем толщину готового покрытия 3 25 - 30 раз,Источники информации, принятые во внимание при экспертизе1. Авторское свидетельство СССР Мо 326258, кл. С 23 С 17/00, 1967.2. Авторское свидетельство СССР Мо 124959, кл. С 23 С 7/00, 1958.3. Материалы для деталей трения. Изд-во ВИАМ, 1971, с. 95 (прототип).Составитель Р. Вакар Редактор Н. Потапова Техред О. Луговая Корректор М. Пожо Заказ 535211 Тираж 822 Подписное ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж - 35, Раушская набд. 4/5 филиал ППП к Патентэ, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

ПРЕДПРИЯТИЕ ПЯ А-3251

КОРОТКОВ ФЕДОР АМОСОВИЧ, БОРИСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ, ШВЕДСКИЙ ВЯЧЕСЛАВ ВЕНИАМИНОВИЧ, КОЗЬМИНСКАЯ ДИНА НИКОЛАЕВНА, НИКОЛЬСКИЙ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

МПК / Метки Код ссылки

Cуспензия ВАП 2

Cуспензия ВАП 2

ВАП-2 представляет собой твердую пленку, состоящую из эпоксидного лака ЭП-074, наполненного молибденитом высокой частоты. Покрытие предназначается для повышения антифрикционных свойств деталей трения, работающих в среде минеральных масел, керосиновых топлив и смазок на минеральной основе при рабочих температурах этих сред, а также деталей, работающих в воздушной среде при температурах от —60 до 300 град. С. Для увеличения ресурса и надежности работы узлов покрытие рекомендуется для применения в следующих нагруженных соединениях: шлицевых и резьбовых, в системах болт-проушина, втулка-вал, на замках лопаток первых ступеней компрессора и др.

Защитное ингибированное покрытие ВАП (ТУ 6-05-1425-76). Покрытие ВАП представляет собой термопластическую массу, состоящую из ацетобутирата целлюлозы, пластификаторов, стабилизаторов, антикоррозионных присадок и минерального масла. Выпускается в виде блоков от светло- до темно-коричневого цвета, прозрачных в тонком слое. Разработано три марки композиции: ВАП-1, ВАП-2 и ВАП-3.

Предназначено для защиты от коррозии и механических повреждений во время транспортирования и кратковременного хранения запасных деталей и инструмента из черных металлов, а также из латуни Л62 и алюминиевого сплава А10В.

Добавить комментарий Отменить ответ

Уникальный «воздушный пожарный»

Уникальный «воздушный пожарный»

20 лет Ил-76 с системой ВАП-2 на страже пожарной безопасностиРоссии и зарубежных стран

28 января 1993 года на базе Ташкентского авиационного производственного объединения имени В.П.Чкалова состоялся первый полет модифицированного пожарного самолета Ил-76МД RA-76623 - серийный № 4307 - с 4-мя турбореактивными двигателями Д-30КП. На борту самолета был установлен уникальный комплект оборудования емкостью 42 тонны - выливной авиационный прибор - ВАП-2, предназначенный для борьбы с площадными и лесными пожарами.

«Создание ВАП имеет свою историю, - рассказывает один из разработчиков противопожарного оборудования самолета, ныне - заместитель Генерального директора - Генерального конструктора ОАО «Ил» Николай Дмитриевич Таликов, - решение пришло в середине 1980-х годов, когда мы много работали на севере, сбрасывали грузы для северных полярных станций на модернизированных парашютных платформах ПГС-500А.

А в те годы в США были сильные лесные пожары. Тогда, под впечатлением этих пожаров, и под впечатлением пожаров в Подмосковье, которые были в 1972 г. мы начали разработку противопожарных приборов. Причем, реализовывали это решение самостоятельно, без какого-либо заказа. Рассматривали несколько вариантов оборудования, начиная с установки емкостей на платформах ПГС-500А и сброса их беспарашютным способом. Но в конце концов остановились на варианте размещения огнегасящего состава в цилиндрических емкостях, открывающихся в полете по команде экипажа. Первый комплект этого оборудования объемом 32 тонны огнегасящего состава делали быстро, из комплекта труб, которые применяются в магистральных газопроводах».

В конце 1988 года был спроектирован, а в начале 1989 года изготовлен экспериментальный образец выливного авиационного прибора (ВАП). И 22 сентября 1989 г. состоялся первый полет Ил-76МД СССР-76623 с экспериментальным комплектом оборудования внутри фюзеляжа емкостью 32 тонны – ВАП-1, состоящего из двух цилиндрических емкостей, вмещающих по 16000 л жидкости каждая. Для ускорения создания оборудования решили использовать стальные трубы, которые применялись в магистральных газопроводах. Их наружный диаметр - 1220 мм, а толщина стенки 14 мм. Слив огнегасящей жидкости осуществляется через сливную систему, выполненную в виде лотков при открытом грузовом люке самолета. Слив производится с высоты 50-100 м и занимает от 6 до 8 секунд. Заправка ВАП осуществляется на аэродроме через рукава, заведенные в грузовую кабину от гидрантов или пожарных систем. Время заправки составляет 10-20 мин.

В разработке ВАП-1 принимали активное участие В. Белый, А. Егутко, А. Медведев.

Первые полеты Ил-76 с ВАП-1 на борту в г. Жуковском, а затем в Красноярском крае провел экипаж под руководством летчика – испытателя Игоря Рауфовича Закирова. В летной оценке применения самолета Ил-76 для тушения лесных пожаров при различном рельефе местности он отметил, что испытания, проведенные в Красноярском крае - это реальное пожаротушение в тайге: на равнине, холмистой местности (высота рельефа до 600м) и в горах (высота рельефа до 2500м). Характер пожаров различный, от небольших (2-5 гектаров горящего леса) до крупных (50 га).

При проведении испытаний оценивалось поведение самолета при нахождении в зоне действия восходящих потоков при большой площади горящего леса, а также отдельных очагов верхового пожара. Определена возможность работы в горных условиях со сбросом воды с большой высоты (800-900м над очагом пожара) и при полете в горных ущельях с огибанием рельефа местности со сбросом воды с высоты 150-200 м над пожаром. В результате летных испытаний И.Р.Закировым было сделано заключение о том, что отработанная методика пилотирования самолета при сбросе воды на заданную цель полностью оправдала себя при тушении лесных пожаров. Проведенные летные испытания по определению устойчивости и управляемости самолета при сливе воды в различных сочетаниях (раздельно, залпом, с разным по времени открыванием емкостей на скоростях полета от 260 до 400 км/ч) подтвердили правильность выбранной концепции. Площадь поверхности орошения при последовательном сливе из двух баков составила 600x80 м при скорости полета 280 км/ч и высоте слива 80 м. При сливе воды одновременно залпом из двух баков площадь составила 400x100 м. Концентрация жидкости на земле превышала 5 л на кв. метр в центре зоны сброса с постепенным уменьшением к периферии. Время сброса воды составило около 8 секунд.

После прохождения испытательных полетов стало ясно, что проект состоялся и система отлично работает, но, по словам Н.Д. Таликова, к сожалению, ВАПы остались не востребованы и в 1989 году эти работы были практически прекращены.

Ситуация изменилась весной 1992 года, когда произошло два пожара на воинских складах, где хранилось большое количество боеприпасов.

Первый инцидент случился ночью 9 апреля под Ереваном. Начался пожар на одном из складов боеприпасов, за ним последовали серии взрывов. Поскольку склады располагались вблизи от городка Балаовит, то осколки снарядов и ракет посыпались на жилые дома. Население пришлось срочно эвакуировать.

Министр по чрезвычайным ситуациям С.К. Шойгу, зная о проведенных ильюшинцами работах, еще до начала рабочего дня обратился к Генеральному конструктору Г.В. Новожилову с просьбой выполнить работу по тушению пожара. Генеральный конструктор дал указание Н.Д. Таликову срочно организовать работу и в как можно быстрее вылететь в Ереван. Но для этого необходимо было собрать экипаж, подготовить самолет к полету, загрузить в самолет ВАП и залить в резервуары воду, чтобы сэкономить время в районе пожара.

Около полудня самолет под командованием заслуженного летчика-испытателя СССР Игоря Закирова вылетел в Ереван с базы Авиационного комплекса имени Ильюшина в Жуковском. После посадки в аэропорту Звартноц (Ереван) пришлось уточнить обстановку в районе пожара и взять на борт штурмана, хорошо знавшего местность. Первый полет длился около часа - разведка территории, определение интенсивности пожара, направления захода и слив. Заходы на сброс воды затруднялись не только гористой местностью, но и молниеотводными мачтами на территории склада. После посадки - заправка самолета водой за 10-12 минут и снова вылет. Во время второго вылета начались взрывы боеприпасов - пришлось повторить заход на сброс. Третий полет выполнялся уже в сумерках. Поздно вечером местные власти объявили населению, что пожар на складах потушен, и можно возвращаться в свои жилища.

На следующий день рано утром экипаж Ил-76 на вертолете Ми-8 выполнил контрольный облет складов. На территорию уже вошли воинские подразделения и начались работы по ликвидации последствий пожара. Этим же утром было выполнено еще два полета со сбросом воды для уничтожения оставшихся небольших очагов огня в различных местах складов.

Немногим позже Указом Президента РФ от 14 марта 1994 года № 480 "за мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новых образцов авиационной техники", лётчику-испытателю Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина Закирову Игорю Рауфовичу было присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда" (№ 0070).

Прошло чуть больше месяца, и вновь - взрывы на воинском складе боеприпасов, но уже во Владивостоке. И вновь ильюшинскому экипажу, но уже под командованием шеф-пилота ОКБ, заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Станислава Близнюка дано задание срочно вылететь во Владивосток и принять участие в ликвидации пожара. По прибытии самолета на место, ранним утром следующего дня с целью рекогносцировки объекта пожара был выполнен облет складов на вертолете Ми-17, определена схема работы самолета.

Задачу предстояло выполнить очень сложную. Склады находились среди складок гор высотой 300-400 метров, расположенных в виде подковы. Заход на источник пожара только с одной стороны, но и здесь он осложнялся наличием на заходе заводской трубы высотой около 70 метров. В этот день с раннего утра до полудня выполнено семь полетов со сбросом огнегасящего состава. Пришлось делать и повторные заходы из-за взрывов на складах боеприпасов. Это была очень сложная и с точки зрения техники, и с точки зрения эмоционального напряжения работа. Ведь экипаж приступил к работе практически сразу после перелета из Москвы и облета зоны пожара на вертолете, выполнил семь полетов в очень сложных условиях. Несмотря на все сложности, задача была выполнена.

«Я много работал с экипажами при испытаниях самолета Ил-76 по программам десантирования личного состава, техники и грузов. Попадали в различные ситуации, в том числе и довольно сложные. Но такого напряжения экипажа я не видел никогда. Работа шла при большом сосредоточении, без лишних разговоров. Звучали только необходимые команды.

Профиль местности был такой, что мы как-бы залетали в мешок, а затем карабкались по склону горы. Солдаты, которые стояли по боковым склонам в боевом охранении, но, в основном, глазели на наш самолет, все время были как-бы выше нас.

В конце полетов рубашка командира была мокрой – хоть выжимай. Я никогда не видел Станислава таким бледным и уставшим. Как он говорил, что, допусти он хотя бы одно неверное движение штурвалом, и самолет вместе с нами мог остаться в этом холмистом мешке.

После выполнения седьмого полета нам сообщили, что результаты нашей работы позволили наземным службам войти на территорию склада и приступить к ликвидации пожара собственными силами. После окончания полетов нас разместили в какой-то казарме, где мы повалились на кровати от усталости и как следует выспались, поскольку со времени вылета из Раменского экипаж не отдыхал.

После отдыха нам устроили небольшую экскурсию по Владивостоку. И это тоже знаменательная точка на планете. Мы видели последние метры Транссибирской железнодорожной магистрали», - вспоминает Н. Таликов.

По результатам двух работ МЧС выдало Авиационному комплексу заказ на производство пяти экземпляров системы.

В июне 1992 г. был подписан Указ Президента РФ о награждении участников уникальных работ по тушению пожаров на воинском складе под Ереваном орденами «За личное мужество». Ими были награждены командир экипажа И. Закиров, штурман И. Бабкин, а также принимавшие участие в этих полетах заместитель министра МЧС Ю. Воробьев и руководитель экспедиции, заместитель Главного конструктора Н. Таликов. Немного позднее вышел еще один Указ Президента РФ о награждении С.Г. Близнюка за работу под Владивостоком также орденом «За личное мужество».

К началу 1993 года в ОКБ спроектировали усовершенствованный ВАП-2 с объемом резервуаров 42 000 литров. Общая масса ВАП-2 с огнегасящим составом составила около 45 тонн. Принципиально конструкция системы не изменилась. Два цилиндрических резервуара, объемом по 21000 литров каждый, изготовлены из листов алюминиевого сплава с толщиной стенки 5 мм. В передней части резервуаров, сверху, размещены заливные горловины с двумя заливными узлами под стандартные пожарные шланги. Там же находятся и шланги перелива, которые выводятся за борт самолета через передние двери и предотвращают перелив жидкости в кабину при заправке. В задней части резервуаров на петлях подвешены крышки слива, закрепляющиеся специальным прижимным замком. Открытие каждой крышки выполняет оператор, открывая вручную замки крышек через систему тяг и качалок. Рукоятки размещены вблизи от сливной части системы, а операторы слива получают команду на открытие крышек от штурмана по внутрисамолетному переговорному устройству. Жидкость при сливе попадает из резервуаров в желоба, установленные на рампе, по ним стекает к обрезу рампы и выливается наружу. При этом, в отличии от полетов с ВАП-1, при установке ВАП-2 в полете при сливе огнегасящего состава открывается только рампа. Остальные створки грузового люка остаются в закрытом положении, предотвращая тем самым попадания жидкости на оборудование, установленное в хвостовой части самолета. Вся конструкция ВАП-2 крепится к полу грузовой кабины штатными швартовочными цепями. Для перемещения ВАП-2 по земле предусмотрен съемный колесный ход и водило. Четыре человека, используя грузовые тельферы на потолочной части самолета, загружают и швартуют в самолете ВАП-2 за 1,5 - 2 часа.

28 января 1993г. начались испытания самолета Ил-76ТД с усовершенствованным выливным прибором ВАП-2. В состав системы пожаротушения, устанавливаемой на самолете, вошли также контейнеры с метеопатронами типа «циклон-осадки».

Все находящиеся в эксплуатации самолеты типа Ил-76 без каких-либо доработок конструкции могут быть переоборудованы в противопожарный вариант. После демонтажа системы пожаротушения самолеты вновь можно использовать для выполнения основных их задач.

Основные данные базовых вариантов самолета Ил-76

Самолеты на реальных пожарах стали применяться более широко (например, летом 1993 года в Крыму и осенью того же года в районе Кисловодска - Железноводска).

Состоялся также дебют этого уникального самолета на западном рынке. Начало было положено в Париже на Авиасалоне 1993 года, затем в сентябре того же года Ил-76 с ВАП работал на учениях, проводимых ООН в Австрии. В 1994 году - выставка «Средства Спасения-94» в Москве с летной демонстрацией в Ногинске, а в сентябре 1994-го был произведен показательный слив на полигоне базы ВВС Великобритании Боскомб Даун во время Авиасалона в Фарнборо. В демонстрации принимали участие представители Службы леса США, проводившие оценку возможностей самолета.

В апреле 1995-го самолет принял участие в Австралийском Аэрошоу в Мельбурне.

В ноябре 1995-го Ил-76 в пожарном варианте демонстрировался в Бельгии на 44-м Всемирном Салоне изобретений, научных исследований и инноваций «Брюссель-Эврика-95», где самолет и пожарное оборудование завоевали Золотую медаль и диплом Международного жюри.

Результаты такой работы не заставили себя ждать. Многие страны проявили интерес к этой машине, особенно учитывая то, что предлагается не приобретение самолета, а покупка услуги по пожаротушению, которая будет выполняться российскими летчиками на российском самолете. С другой стороны, проявились и сложности. Ведь тушение лесных пожаров - это государственный заказ в большинстве стран, и чтобы его получить, надо преодолеть не только сопротивление местных «авиапожарных» компаний, опасающихся потерять немалые деньги, но и государственной бюрократии. Тем не менее, некоторые успешные шаги уже сделаны - Австралийский Совет пожарных ведомств рассматривал использование пожарного Ил-76 в Австралии и, в соответствии с требованием австралийцев, в октябре 1995 года в Жуковском успешно были проведены испытания Ил-76 с ВАП-2 по сливу специальной огнегасящей пены, которая используется наряду с водой и ретардантом при тушении лесных пожаров.

Самолеты Ил-76ТД авиации МЧС на протяжении последующих лет многократно принимали участие в тушении пожаров различного происхождения (природного характера и техногенного происхождения) как в нашей стране, так и за рубежом. При этом в труднейших условиях выполнения заданий экипажи проявляли мужество и героизм. И недаром их работы высоко отмечены государством.

Летом 2010 года Ил-76ТД с ВАП-2 на борту совместно с самолетами Бе-200, вертолетами Ка-26, Ми-8, Ми-26 тушили пожары на огромной территории России, охватившей не менее 8 миллионов гектаров.

После аномального лета 2010 г. поручением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 г. за № 3912 п-П4 было предписано оснастить самолеты военно-транспортной авиации, авиации МВД РФ и МЧС выливными авиационными приборами ВАП-2, разработанными специалистами Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина. Заказ на изготовление пятнадцати комплектов ВАП-2 поступил в ЗАО «ИЛ СЕРВИС», а техническое сопровождение их изготовления выполнялось конструкторами ОАО «Ил».

Уже в апреле 2011 г. экипажи военно-транспортной авиации в рамках поручения правительства от 2010 года приступили к переподготовке для участия в тушении лесных пожаров на самолетах Ил-76МД. На территории авиабазы Сеща (Брянская область) инструкторские экипажи Псковской, Таганрогской, Тверской и Оренбургской авиабаз ВТА в рамках сборовых мероприятий отработали теоретические и практические навыки по тушению лесных пожаров. Сброс огнегасящих составов с самолетов Ил-76МД был освоен довольно быстро, поскольку экипажи имеют большой опыт десантирования грузов.

Всего к сборам было привлечено более шестидесяти военнослужащих ВВС в составе девяти летных экипажей военно-транспортных самолетов Ил-76МД. Оборудование ВАП-2 для проведения сборов было предоставлено авиацией МЧС. Позднее инструкторские экипажи провели обучение строевых летчиков своих авиабаз.

В 2011 г. после получения финансирования работ и заказа материалов было изготовлено три комплекта ВАП-2, из которых два были переданы в авиацию МВД РФ и еще один в МЧС России.

В 2012 г. еще двенадцать комплектов оборудования были изготовлены и переданы в военно-транспортную авиацию нашей страны. Контракт 2012 г. на производство ВАП-2 выполнен досрочно.

Лето 2012 г. также как и лето 2010 г. было довольно сложным в пожарном отношении. Авиация МЧС и ВТА, получив новые средства пожаротушения, встретили угрозу во всеоружии. Были выполнены десятки полетов, сброшены тысячи тонн огнегасящего состава на очаги пожаров в Центральной России, Красноярском крае, Сибири и на Дальнем Востоке. Авиация МЧС была также задействована в тушении сложных пожаров.

1) Н.Д. Таликов «Три четверти века «ильюшинского неба…» - М. ООО «Вестник воздушного флота», 2008г.

2) Ю.А. Егоров «Самолеты ОКБ С.В.Ильюшина». М. Русавиа, 2003г.

3) Н.В. Якубович «Самолеты Ильюшина. Лучшие из лучших». М: ЭКСМО, 2009г.

ОАО «Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина»