Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Лицензия На Осуществление Страхования

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец лицензия на осуществление страхования

Нотариально заверенные копии

Документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица

Нотариально заверенные копии

Протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии

Сведения о составе акционеров (участников)

Документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере

Нотариально заверенные копии

Документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит

Нотариально заверенные копии

Закон "Об аудиторской деятельности" №119-ФЗ ст. 7 (обязательный аудит)

Сведения: - о единоличном исполнительном органе,
- руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа,
- главном бухгалтере,
- руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии

Сведения о страховом актуарии

Правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом, с приложением образцов используемых документов

Расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных

Структура тарифных ставок

Положение о формировании страховых резервов

Экономическое обоснование осуществления видов страхования:
- бизнес-плана по страхованию и перестрахованию на год
- бухгалтерский баланс, отчета о прибылях и убытках, расчет соотношения между фактическим и нормативным размерами маржи платежеспособности, составленные на последнюю отчетную дату

Субъекты страхового дела уплачивают государственную пошлину за действия, связанные с лицензированием, в следующих размерах (письмо ФССН №843/02-01 от 03.02.2010):
- предоставление лицензии - 2 600 рублей;
- переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии - 200 рублей;
- выдача дубликата, подтверждающего наличие лицензии - 200 рублей;
- продление срока действия лицензии - 200 рублей.


Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и(или) обязательного страхования представляются (п.3 ст.32 Закона):
  • заявление о предоставлении лицензии;
  • правила страхования с приложением образцов используемых документов;
  • расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных;
  • структура тарифных ставок;
  • положение о формировании страховых резервов;
  • экономическое обоснование осуществления видов страхования.
Соискатели лицензий, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов, в дополнение к документам, указанным в п. 2 статье 32 Закона, представляют в порядке, предусмотренном законодательством страны места пребывания иностранных инвесторов, согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места пребывания на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации, или уведомляют орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране места пребывания иностранных инвесторов (п.7 32 Закона).

образец лицензия на осуществление страхования:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Образец лицензия на осуществление страхования

    23. Лицензирование страховой деятельности

    Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» (ст. 4) гласит, что на территории РФ осуществляется страхование (за исключением перестрахования) интересов юридических лиц, а также физических лиц – резидентов РФ, что оно может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном порядке.

    Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

    Лицензирование – это мероприятия, связанные с представлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

    Федеральная служба страхового надзора выдает лицензии на такие виды страховой деятельности, как осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности в соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ». А лицензирование деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, Федеральная служба страхового надзора производит в соответствии с Правилами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 г. № 251. (Правила лицензирования деятельности страховых медицинских организаций подробно рассмотрены в лекции «Обязательное медицинское страхование».)

    Порядок лицензирования деятельности субъектов страхового дела согласно ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ» состоит в следующем. Лицензия может быть выдана без ограничения срока ее действия или на определенный срок (временная лицензия).

    Временная лицензия может выдаваться на срок:

    1) указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на 3 года;

    2) от 1 года до 3 лет при отсутствии информации, позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, представляемыми при лицензировании, а также в случаях, установленных страховым законодательством.

    Срок действия временной лицензии может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если иное не предусмотрено страховым законодательством. В продлении срока действия временной лицензии может быть отказано, если за время ее действия установлены нарушения соискателем лицензии страхового законодательства, которые не устранены в установленный срок.

    Выдача лицензий осуществляется Федеральной службой страхового надзора на основании заявления и документов, поданных соискателем лицензии в Федеральную службу страхового надзора. Документы, представляемые субъектами страхового дела в орган страхового надзора, должны быть составлены на русском языке. Соискатель лицензии несет ответственность за достоверность информации, указанной в этих документах. Федеральная служба страхового надзора имеет право проверить полученную информацию, направив в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах их компетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством РФ. Перечень документов, необходимых для получения лицензий, является исчерпывающим и представлен в ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ». При представлении в надлежащей форме всех документов, указанных в данной статье, орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Затем в срок, не превышающий 60 дней с даты получения всех необходимых документов, Федеральная служба страхового надзора обязана принять решение либо о выдаче лицензии, либо об отказе в выдаче лицензии. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.

    Соискатели лицензии, испрашивающие лицензию впервые, представляют в Федеральную службу страхового надзора документы, указанные в п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»:

    1) заявление о представлении лицензии (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);

    2) учредительные документы соискателя лицензии (представляются в виде нотариально заверенных копий);

    3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (представляются в виде нотариально заверенных копий);

    4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;

    5) сведения о составе акционеров (участников) (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);

    6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере (представляются в виде нотариально заверенных копий);

    7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит (представляются в виде нотариально заверенных копий);

    8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);

    9) сведения о страховом актуарии (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);

    10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным настоящим Законом, с приложением образцов используемых документов. Федеральная служба страхового надзора рекомендует соискателям лицензии в заявлении указывать вид страхования согласно классификации видов страхования и наименование правил страхования, относящихся к указанным видам страхования;

    11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

    12) положение о формировании страховых резервов;

    13) экономическое обоснование осуществления видов страхования (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора).

    Получив лицензию, соискатель лицензии становится страховщиком. Если страховщику необходимо получить лицензии на дополнительные виды добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования, то в этом случае он представляет в орган страхового надзора не весь перечень вышеуказанных документов, а только документы, предусмотренные подп. 1, 10–13. На соискателей лицензий на осуществление перестрахования не распространяется действие подп. 9 и 10 (в части представления правил страхования по видам страхования), а также подп. 11 (за исключением образцов документов, используемых при перестраховании).

    Особенностью получения лицензии в Федеральной службе страхового надзора соискателями лицензий, являющимися дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 %, состоит в том, что кроме документов, указанных в подп. 1—13, они обязаны представить еще один документ. Этот документ – согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны пребывания иностранных инвесторов на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ. Или же такой соискатель уведомляет Федеральную службу страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого разрешения в стране пребывания иностранных инвесторов.

    Для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора (Федеральную службу страхового надзора):

    1) заявление о представлении лицензии;

    2) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (представляются в виде нотариально заверенных копий);

    3) учредительные документы соискателя лицензии – юридического лица (представляются в виде нотариально заверенных копий);

    4) образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности (требования к документу установлены Федеральной службой страхового надзора);

    5) документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера – индивидуального предпринимателя.

    Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» предъявляет квалификационные и иные требования к должностным лицам, работающим у страховщиков (ст. 32.1). Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) субъекта страхового дела – юридического лица или являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в РФ, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее 2 лет.

    Главный бухгалтер страховщика или страхового брокера должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в РФ, а также стаж работы по специальности не менее 2 лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории РФ.

    Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в РФ, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов. Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) и главный бухгалтер субъекта страхового дела – юридического лица должны постоянно проживать на территории РФ.

    В случае принятого Федеральной службой страхового надзора решения о выдаче лицензии со страховщика взимается плата в федеральный бюджет в размере 4 тыс. рублей (ст. 32.2 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»). За выдачу дубликата лицензии, замену лицензии взимается плата в размере одной тысячи рублей. Плата вносится страховщиком после принятия решения о выдаче лицензии, и только затем выдается лицензия по установленной форме. При получении лицензии один экземпляр правил страхования и структуры тарифов с отметкой Федеральной службы страхового надзора возвращаются страховщику. Иные документы или копии с них не выдаются. В случае отказа в выдаче лицензии Федеральная служба страхового надзора сообщает страховщику в письменной форме с указанием причин отказа, документы при этом не возвращаются. Основания для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии перечислены в ст. 32.3 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»:

    1) использование соискателем лицензии – юридическим лицом, обратившимся в орган страхового надзора за лицензией, полного или краткого наименования (фирменного наименования), повторяющего частично или полностью наименование субъекта страхового дела, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр субъектов страхового дела. Данное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъектов страхового дела – юридических лиц;

    2) наличие у соискателя лицензии на дату подачи заявления об осуществлении дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования неустраненного нарушения страхового законодательства;

    3) несоответствие документов, представленных соискателем лицензии для получения лицензии, требованиям настоящего Закона и нормативным правовым актам органа страхового надзора;

    4) несоответствие учредительных документов требованиям законодательства РФ;

    5) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной информации;

    6) наличие у руководителей (в том числе единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости;

    7) необеспечение страховщиками своей финансовой устойчивости и платежеспособности в соответствии с нормативными правовыми актами органа страхового надзора;

    8) наличие неисполненного предписания органа страхового надзора;

    9) несостоятельность (банкротство) (в том числе преднамеренное или фиктивное банкротство) субъекта страхового дела – юридического лица по вине учредителя соискателя лицензии.

    Решение Федеральной службы страхового надзора об отказе в выдаче лицензии направляется в письменной форме соискателю лицензии в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием причин отказа. Решение об отказе в выдаче лицензии должно содержать основания для отказа с обязательной ссылкой на допущенные нарушения и должно быть принято не позднее срока, установленного Законом. Решение об отказе в выдаче лицензии направляется соискателю лицензии с уведомлением о вручении такого решения.

    Страховщик имеет право обжаловать действия Федеральной службы страхового надзора в порядке, установленном законодательством РФ. Федеральная служба страхового надзора ежемесячно публикует данные о страховщиках, которым выданы лицензии на проведение страховой деятельности с указанием наименования страховщика, юридического адреса, даты выдачи лицензии, номера лицензии, видов страховой деятельности, разрешенных лицензией. В соответствии с п. 4.6 Условий лицензирования при внесении изменений в документы, на основании которых было принято решение о выдаче лицензии, страховщики обязаны в месячный срок сообщить об этом в Федеральную службу страхового надзора, представив подтверждающие документы.

    Лицензия выдается по установленной форме и содержит следующие реквизиты:

    1) наименование страховщика, владеющего лицензией, его юридический адрес;

    2) наименование отрасли, формы проведения и вида (видов) страховой деятельности с указанием в приложении вида (видов) страхования, на проведение которого имеет право страховщик;

    3) территория, на которой он имеет право проведения этого вида (видов) страховой деятельности;

    4) номер лицензии и дата ее выдачи;

    5) подпись руководителя (или заместителя руководителя) и гербовая печать Федеральной службы страхового надзора;

    6) регистрационный номер по Государственному реестру страховщиков.

    Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничения по сроку действия, если это специально не предусмотрено при выдаче.

    Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного:

    1) личного страхования;

    2) имущественного страхования;

    3) страхования ответственности;

    4) перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности.

    Лицензия выдается на каждый вид страховых рисков, включенных в объекты страховой деятельности. Так, если страховщик намерен заниматься объектом страхования «личное страхование», а именно страхованием жизни, то он заявляет об этом в Федеральную службу страхового надзора и получает лицензию на право осуществления страхования жизни.

    Если впоследствии страховщик решает заниматься страхованием от несчастных случаев и болезней, которое включено в тот же объект страхования «личное страхование», то он вновь обязан заниматься процедурой получения лицензии, которую выдадут на страхование от несчастных случаев и болезней. И так каждый раз: надумал заниматься страхованием средств наземного транспорта, то получай лицензию на страхование средств наземного транспорта, и т. д. На практике страховщики редко занимаются только одним видом страхования, поэтому они, обращаясь в Федеральную службу страхового надзора за лицензией, сразу заявляют о нескольких объектах страхования и видах страховых рисков. В таком случае на одном бланке лицензии может быть обозначено сразу несколько объектов страхования.

    При появлении новых видов страхования страховщик вновь и вновь обращается за получением лицензий. В современных страховых компаниях можно увидеть стопку лицензий, в каждой из которых могут фигурировать как одно, так и несколько наименований объектов страхования. Если рассматривать добровольное и обязательное страхование, то на один и тот же объект страхования, являющийся объектом, например, добровольного страхования, на который у страховщика уже есть лицензия, необходимо получать отдельную лицензию в том случае, если этот же объект становится объектом обязательного страхования.

    Так было массово в 2003 г. когда многие страховые компании, имеющие лицензии на добровольное страхование гражданской ответственности автовладельцев, устремились в Росгосстрах с заявлениями на получение права осуществлять обязательную «автогражданку».

    Страховщики, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, представляют все вышеуказанные документы, кроме документов об экономическом обосновании, правил по видам страхования, расчета страховых тарифов.

    Страховщики, уже получившие лицензии в Федеральной службе страхового надзора в установленном порядке, но обратившиеся за получением лицензий на новые виды страховой деятельности, не обязаны представлять:

    1) учредительные документы;

    2) документы, подтверждающие оплату уставного капитала (справку банка, акты приема-передачи имущества, другие документы);

    3) положение о порядке формирования и использования страховых резервов (в экономическом обосновании страховой деятельности);

    4) сведения о руководителе и его заместителях.

    Новые правила лицензирования

    Новые правила лицензирования

    В соответствии со ст. ст. 4, 4.1 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 4015-1) на территории РФ страхование (за исключением перестрахования и иных предусмотренных федеральными законами случаев) интересов юридических лиц, а также физических лиц - резидентов РФ может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном порядке. Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исключением деятельности страховых актуариев, которая подлежит аттестации. Таким образом, все субъекты страхового дела обязаны иметь действующую лицензию.
    Порядок получения лицензии регулируется нормами ст. ст. 32, 32.1 - 32.9 Закона РФ N 4015-1. В ст. ст. 32.1 - 32.9 этого Закона внесены изменения, а ст. 32 "Лицензирование деятельности субъектов страхового дела" дана полностью в новой редакции. Новшества вступают в силу с 21 января 2014 г.

    Обратите внимание! Страховщики, созданные до дня вступления в силу Федерального закона N 234-ФЗ, в течение трех месяцев со дня начала его действия должны представить в орган страхового надзора документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным ст. ст. 28.1, 28.2, 32, 32.1 Закона РФ N 4015-1 (в ред. Федерального закона N 234-ФЗ) (п. 12 ст. 3 Федерального закона N 234-ФЗ).
    Бланки лицензий на осуществление страхования (перестрахования), выданные органом страхового надзора до дня вступления в силу Федерального закона N 234-ФЗ, подлежат замене в порядке и в сроки, которые установлены органом страхового надзора, но не позднее двух лет после дня вступления в силу настоящего Закона по заявлению субъекта страхового дела в целях приведения в соответствие с требованиями ст. 32 Закона РФ N 4015-1 (в ред. Федерального закона N 234-ФЗ).

    Таким образом, изменения, внесенные в порядок лицензирования субъектов страхового дела, касаются всех страховых организаций: они обязаны будут подтвердить соответствие новым правилам до 21 апреля 2014 г. а также обменять действующую лицензию на новую до 21 января 2016 г.
    Рассмотрим новый порядок лицензирования и новые требования к субъектам страхового дела.

    Что такое лицензия?

    Теперь ответ на этот вопрос можно найти в Законе РФ N 4015-1: лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера (далее - лицензия) - специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.
    Кроме определения понятия "лицензия" законодатель указал сведения, которые она должна содержать: в ст. 32 Закона N 4015-1 введен новый п. 14. В итоге устранен пробел в законодательстве - ведь на сегодняшний день нет нормативного документа, регулирующего форму лицензии или перечень обязательных сведений.
    Лицензия должна будет содержать следующие сведения:

    • наименование органа страхового надзора, выдавшего ее;
    • наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела - юридического лица;
    • фамилию, имя, отчество субъекта страхового дела - индивидуального предпринимателя;
    • место нахождения и почтовый адрес субъекта страхового дела - юридического лица или место жительства и почтовый адрес субъекта страхового дела - индивидуального предпринимателя;
    • основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя;
    • идентификационный номер налогоплательщика;
    • сведения о деятельности в сфере страхового дела (страхование, перестрахование, взаимное страхование, посредническая деятельность в качестве страхового брокера);
    • вид деятельности, осуществляемый страховой организацией (добровольное страхование жизни, добровольное личное страхование, за исключением добровольного страхования жизни, добровольное имущественное страхование или наименование вида обязательного страхования в соответствии с федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования);
    • формы и виды страхования, осуществляемые обществом взаимного страхования на основании устава;
    • номер и дату принятия органом страхового надзора решения о выдаче, переоформлении лицензии, а также о замене ее бланка;
    • регистрационный номер записи в едином государственном реестре субъектов страхового дела;
    • номер лицензии и дату ее выдачи.

    При этом форму бланка лицензии будет утверждать орган страхового надзора. Лицензия на осуществление страховой деятельности должна быть подписана руководителем органа страхового надзора или уполномоченным им лицом и заверена гербовой печатью органа страхового надзора.
    В случае изменения сведений, касающихся субъекта страхового дела, лицензия на осуществление страховой деятельности подлежит переоформлению в течение 30 рабочих дней со дня представления в орган страхового надзора заявления о ее переоформлении и документов, подтверждающих внесение этих изменений.
    Теперь в Законе РФ N 4015-1 прописан порядок получения дубликата лицензии:

    • в случае утраты или порчи лицензии субъект страхового дела имеет право на получение дубликата лицензии в течение 10 рабочих дней с даты обращения в письменной форме в орган страхового надзора с указанием причин утраты или порчи;
    • на дубликате лицензии делается пометка "Дубликат". Дубликат лицензии оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается субъекту страхового дела, а второй хранится в органе страхового надзора.
    Кому выдается лицензия?

    В ст. 32 Закона N 4015-1 появился новый п. 2, согласно которому лицензия выдается:
    1) страховой организации на осуществление:

    • добровольного страхования жизни;
    • добровольного личного страхования, за исключением добровольного страхования жизни;
    • добровольного имущественного страхования;
    • вида обязательного страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования;
    • перестрахования в случае принятия по договору перестрахования обязательств по страховой выплате;

    2) перестраховочной организации на осуществление перестрахования;
    3) обществу взаимного страхования на осуществление взаимного страхования в форме добровольного страхования, а в случаях, если в соответствии с федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования общество имеет право осуществлять обязательное страхование, - в форме обязательного страхования;
    4) страховому брокеру на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера.

    Каков порядок получения лицензии?

    В действующей сегодня редакции Закона РФ N 4015-1 порядок получения лицензии прописан отдельно:

    • для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования;
    • для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования;
    • для соискателей лицензий на осуществление перестрахования;
    • для получения лицензии на осуществление взаимного страхования;
    • для получения лицензии на осуществление страховой брокерской деятельности;
    • для соискателей лицензий, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющих долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%.

    Согласно внесенным изменениям установлены различия в порядке получения лицензии для следующих субъектов страхового дела:

    • для получения лицензии на осуществление страхования и перестрахования;
    • для получения лицензии на осуществление взаимного страхования;
    • для получения лицензии на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера;
    • для соискателей лицензий, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющих долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%.

    Сравним новый перечень документов для получения лицензии с действующим сегодня.
    Для получения лицензии соискатель лицензии на осуществление страхования, перестрахования представляет в орган страхового надзора (п. 3 ст. 32 Закона N 4015-1):
    1) заявление о предоставлении лицензии;
    2) учредительные документы соискателя лицензии;
    3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
    4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального исполнительного органа соискателя лицензии;
    5) сведения о составе акционеров (участников);
    6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
    7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
    8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе коллегиального исполнительного органа, руководителе филиала, главном бухгалтере с приложением документов, подтверждающих соответствие указанных лиц квалификационным и иным требованиям, установленным Законом РФ N 4015-1, сведения о руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
    9) сведения об актуарии;
    10) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами органа страхового надзора), подтверждающие источники происхождения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии - физическими лицами в уставный капитал;
    11) сведения о внутреннем аудиторе, руководителе службы внутреннего аудита соискателя лицензии с приложением документов, подтверждающих их соответствие квалификационным и иным требованиям, установленным Законом РФ N 4015-1;
    12) положение о внутреннем аудите;
    13) документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным законодательством РФ о государственной тайне (если данное требование установлено законом);
    14) иные документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (если федеральные законы содержат дополнительные требования к страховщикам).
    Мы выделили положения, которых нет в действующем Законе РФ N 4015-1.
    В качестве примера "иных документов" можно привести требование, установленное п. 3 ст. 21 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств": необходимым требованием к страховой организации, которая обращается за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является наличие у этой организации не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев.

    Обратите внимание! Соискатели лицензий, зарегистрированные в едином государственном реестре субъектов страхового дела, не должны представлять в орган страхового надзора документы, которые указаны в пп. 2 - 9 п. 3 ст. 32 Закона РФ N 4015-1 и имеются у органа страхового надзора, если в них не вносились изменения.

    Отметим, что в новом перечне документов для получения лицензии отсутствуют пп. 10 - 13 п. 2 ст. 32 Закона РФ N 4015-1 (в действующей сегодня редакции):
    10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом РФ N 4015-1, с приложением образцов используемых документов;
    11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
    12) положение о формировании страховых резервов;
    13) экономическое обоснование осуществления видов страхования.
    Но это не означает, что теперь перечисленные документы не надо представлять вообще. Согласно новшествам, внесенным в п. 2 ст. 32.9 Закона РФ N 4015-1, страховщик независимо от вида страхования обязан представлять в орган страхового надзора принятые им в рамках видов страхования:

    • правила страхования;
    • расчеты страховых тарифов вместе с используемой методикой актуарных расчетов, структурой тарифных ставок;
    • положения о формировании страховых резервов в порядке и в сроки, которые установлены органом страхового надзора.

    Только это нужно будет делать не при получении лицензии.
    Кроме того, страховая организация обязана уведомлять в письменной форме орган страхового надзора о видах страхования, которые она намерена осуществлять в рамках соответствующего вида деятельности (добровольное страхование жизни, добровольное личное страхование, за исключением добровольного страхования жизни, добровольное имущественное страхование), в порядке и в сроки, которые установлены органом страхового надзора.
    Об изменениях, внесенных в указанные документы, страховщик обязан сообщать в письменной форме в орган страхового надзора и одновременно представлять документы, подтверждающие эти изменения, в порядке и в сроки, определенные органом страхового надзора.
    Отметим, что теперь при получении лицензии не нужно представлять экономическое обоснование осуществления видов страхования.

    Обратите внимание! Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в орган страхового надзора в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 10 ст. 32 Закона N 4015-1).

    Для получения лицензии на осуществление взаимного страхования соискатель лицензии (некоммерческая организация) представляет в орган страхового надзора:

    1. заявление о предоставлении лицензии;
    2. устав общества взаимного страхования;
    3. документ о государственной регистрации общества взаимного страхования в качестве юридического лица;
    4. сведения о председателе правления, директоре, главном бухгалтере с приложением документов, подтверждающих соответствие указанных лиц квалификационным и иным требованиям, установленным Законом РФ N 4015-1, сведения о председателе ревизионной комиссии (ревизоре), внутреннем аудиторе общества взаимного страхования;
    5. сведения о юридических лицах - членах общества взаимного страхования с указанием имущественных интересов, в целях защиты которых создано общество взаимного страхования;
    6. положение о внутреннем аудите;
    7. сведения об актуарии.

    В данном случае мы также выделили новые документы для получения лицензии.
    Для получения лицензии на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

    1. заявление о предоставлении лицензии;
    2. документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
    3. учредительные документы соискателя лицензии - юридического лица;
    4. сведения о руководителе и главном бухгалтере страхового брокера - юридического лица или сведения о страховом брокере - индивидуальном предпринимателе с приложением документов, подтверждающих соответствие указанных лиц квалификационным и иным требованиям, установленным Законом РФ N 4015-1;
    5. банковскую гарантию или документы, подтверждающие наличие собственных средств и гарантирующие исполнение обязательств страховым брокером в соответствии с абз. 6 п. 6 ст. 8 Закона РФ N 4015-1.

    Таким образом, теперь страховому брокеру не надо будет представлять образцы договоров, необходимых для осуществления страховой брокерской деятельности, а также документы, подтверждающие квалификацию его работников.

    Обратите внимание! По-прежнему документы, указанные в п. 7 ст. 32 Закона РФ N 4015-1, представляются в виде засвидетельствованных в нотариальном порядке копий.

    Соискатели лицензий, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, в дополнение к документам, указанным в п. 3 ст. 32 Закона РФ N 4015-1, представляют в порядке, установленном законодательством страны места учреждения иностранных инвесторов, согласие в письменной форме соответствующего органа по надзору за страховой деятельностью страны места учреждения на участие иностранных инвесторов в уставных капиталах страховых организаций, созданных на территории РФ, или уведомляют орган страхового надзора об отсутствии требования к наличию такого согласия в стране места учреждения иностранных инвесторов. Данные требования не изменились.

    Сроки получения лицензии

    Напомним, что в действующем Законе РФ N 4015-1 на принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче органу страхового надзора дается 120 дней и 60 дней - для принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии на осуществление дополнительного вида добровольного и (или) обязательного страхования, предусмотренного классификацией видов страхования, а также на перестрахование. Орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии о принятии такого решения в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
    С 2014 г. сроки изменятся - значительно уменьшатся.
    В случае несоответствия заявления о предоставлении лицензии и иных документов установленным требованиям и (или) в случае представления соискателем лицензии документов не в полном объеме орган страхового надзора в течение 3 рабочих дней со дня их поступления направляет соискателю лицензии уведомление в письменной форме о необходимости устранения в 30-дневный срок выявленных нарушений и (или) представления соискателем лицензии документов в полном объеме.
    В случае непредставления соискателем лицензии в 30-дневный срок оформленного в надлежащей форме заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы возвращаются соискателю лицензии.
    При представлении в надлежащей форме всех указанных документов орган страхового надзора в течение 3 рабочих дней со дня их представления принимает решение об их рассмотрении или в случае их несоответствия - о возврате документов с мотивированным обоснованием причин возврата.
    Срок принятия органом страхового надзора решения о выдаче (об отказе в выдаче) лицензии исчисляется со дня поступления в полном объеме в орган страхового надзора документов, соответствующих требованиям ст. 32 Закона РФ N 4015-1 и оформленных в надлежащей форме.
    Об изменениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для получения лицензии, страховщики и страховые брокеры обязаны сообщать в письменной форме в орган страхового надзора и одновременно представлять документы, подтверждающие эти изменения, в течение 30 дней со дня внесения изменений.
    Решение о выдаче (об отказе в выдаче) лицензии принимается органом страхового надзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения данным органом всех предусмотренных документов.
    Орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии о принятии указанного решения в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.

    Основания для отказа соискателю лицензии в ее выдаче

    Не обошли законодатели стороной и ст. 32.3 "Основания для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии" Закона РФ N 4015-1. Принципиально основания для отказа соискателю в выдаче лицензии не изменились, новшества затронули конкретные формулировки пп. 2, 6 и 8 п. 1 ст. 32.3 Закона РФ N 4015-1. После вступления в силу Федерального закона N 234-ФЗ основаниями для отказа соискателю лицензии в выдаче лицензии в том числе являются:
    2) наличие у соискателя лицензии на вид деятельности, указанный в абз. 2 - 6 пп. 1 п. 2 ст. 32 Закона РФ N 4015-1 (кроме перестрахования), на дату принятия органом страхового надзора решения о выдаче соответствующей лицензии решения этого органа о приостановлении действия ранее выданной лицензии;
    6) несоответствие руководителей (в том числе лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, руководителя коллегиального исполнительного органа), главного бухгалтера, внутреннего аудитора, руководителя службы внутреннего аудита субъекта страхового дела, актуария квалификационным и иным требованиям, установленным Законом РФ N 4015-1, Федеральным законом об актуарной деятельности в РФ;
    8) наличие неисполненного предписания органа страхового надзора о несоблюдении требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности, а также о непредставлении отчетности, предусмотренной ст. 28 Закона РФ N 4015-1, у соискателя лицензии на виды деятельности, указанные в абз. 2 - 6 пп. 1 п. 2 ст. 32 Закона РФ N 4015-1 (кроме перестрахования).

    Действие лицензии

    Согласно внесенным в ст. 32.5 Закона РФ N 4015-1 изменениям лицензии будут бессрочными. Никаких временных лицензий не предусмотрено. При этом срок действия лицензии может быть ограничен в случаях, установленных федеральными законами.
    Отметим, что в силу ст. 13 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.
    Также в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензии на отдельные виды деятельности действуют бессрочно.
    Таким образом, законодательство о страховом деле идет в общем тренде с другими отраслями.
    Остается вопрос о действующих временных лицензиях: что будет с ними? В Федеральном законе N 234-ФЗ не предусмотрено отдельных переходных положений для таких субъектов страхового дела. По всей видимости, по окончании срока действия временной лицензии они должны будут получить новую лицензию в общем порядке. Возможно, появятся разъяснения со стороны органа страхового надзора.

    Ограничение или приостановление действия лицензии

    Уточняется, что предписание дается в случае осуществления субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством Российской Федерации, а также нарушения субъектом страхового дела требований, установленных страховым законодательством.
    Кроме того, к получению предписания приведет и несоблюдение страховщиком установленных требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств, иных установленных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности, в том числе несоблюдение головной страховой организацией страховой группы указанных требований на консолидированной основе.
    Понятие "головная страховая организация" введено Федеральным законом N 234-ФЗ в ст. 6 Закона РФ N 4015-1. В целях Закона РФ N 4015-1 страховой группой признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одно юридическое лицо или несколько юридических лиц (далее - участники страховой группы) находятся под контролем либо значительным влиянием одной страховой организации (далее - головная страховая организация страховой группы).
    Контроль и значительное влияние для определения участников страховой группы и головной страховой организации страховой группы обусловливаются международными стандартами финансовой отчетности, признанными на территории РФ.

    Прекращение страховой деятельности субъекта страхового дела или его ликвидация в связи с отзывом лицензии

    В Законе РФ N 4015-1 появилось новое основание для отзыва лицензии органом страхового надзора при осуществлении такого надзора: в случае неоднократного в течение года непредставления или неоднократного в течение года нарушения более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетности, предусмотренных настоящим Законом, другими федеральными законами, нормативными актами органа страхового надзора.
    Кроме того, орган страхового надзора будет иметь право принимать решение об отзыве лицензии страховой организации без соответствующего предписания, если этой организацией не выполнено требование об увеличении своего уставного капитала в случае увеличения минимального размера уставного капитала страховщика в соответствии с абз. 8 п. 3 ст. 25 Закона РФ N 4015-1.
    Также больше не будет устанавливаться трехмесячный срок со дня отзыва лицензии для передачи другому страховщику обязательств по договорам страхования, по которым отношения сторон не урегулированы.