Руководства, Инструкции, Бланки

удостоверение чернобыльца образец img-1

удостоверение чернобыльца образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Выдача удостоверений

Выдача удостоверений

Организация учета и выдачи удостоверений единого образца

В соответствии с федеральным законодательством на МЧС России возложены функции обеспечения выдачи 5 видов удостоверений гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате аварий на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также контроль и координация в данной сфере работ федеральных органов власти субъектов Российской Федерации. Исполнение указанных функций затрагивает права и жизненные интересы свыше 2 млн. граждан страны.

Обеспечение выдачи удостоверений, контроль и координация работ в этом направлении возложено на Управление организации программно-целевого планирования МЧС России.

На ФКУ «Брянское управление по вопросам защиты населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий, МЧС России», наряду с другими функциями, возложен учет, хранение, обеспечение выдачи и выдача бланков:

- удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- удостоверений единого образца граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС;

- удостоверений участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

- удостоверений единого образца граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

- удостоверений единого образца граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Порядок и механизм выдачи льготных удостоверений предусматривает большие объемы юридико-технических, архивных и других работ по проверке поступающей из регионов документации на их соответствие требованиям федерального законодательства.

В целях повышения эффективности работ в рамках реализации федеральной целевой программы в 2010 году разработан и внедрен информационный комплекс «Учет удостоверений граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и инцидентов», который предназначен для автоматизации процессов оформления и учета удостоверений, выданных гражданам, пострадавшим в результате аварий на ЧАЭС, ПО «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Данный информационный комплекс отвечает всем требованиям и положениям Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и обеспечивает выполнение следующих функций:

- регистрацию заявок на выдачу бланков удостоверений;

- групповую отправку заявок на выдачу бланков удостоверений;

- ввод сведений, полученных из уполномоченных органов, в реестр;

- автоматическое формирование отчетов о гражданах, которым выданы удостоверения.

Правовыми основаниями для оформления и выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварий на ЧАЭС и ПО «Маяк» являются:

  1. Федеральный закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
  2. Приказ МЧС России № 727, Минздравсоцразвития России № 831, Минфина России № 165н от 08.12.2006г. (ред. от 27.06.2012 г.) «Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».
  3. Приказ МЧС РФ № 228, Минздравсоцразвития РФ № 271, Минфина РФ № 63н от 11 апреля 2006 г. (ред. от 24.06.2009 г.) «Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
  4. Федеральный закон РФ 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».
  5. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1999 г. № 1281 «О мерах по реализации Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».
  6. Приказ МЧС РФ от 24.04.2000 г. № 229 «Об утверждении положения о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

Основаниями для оформления и выдачи удостоверений единого образца для граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне являются следующие нормативные документы:

  1. Федеральный закон РФ от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. № 162-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.02.2002 № 156-р) об утверждении перечня населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 г. № 356-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.02.2002 № 156-р) об утверждении перечня населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
  4. Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. № 634 «О правилах отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
  5. Приказ МЧС РФ от 18 сентября 2009 г. № 540 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Видео

Другие статьи

Вам, чернобыльцы

Сведениями не располагает

Я выполнял служебные обязанности по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС с 14 августа по 31 августа 1986 г. однако в обмене чернобыльского документа мне отказано ввиду того, что в справке указана зона «0».
Прошу объяснить, входила ли зона «0» в 30-километровую зону отчуждения.

Николай Петрушкин. Сергач Нижегородской обл.

Зона опасности устанавливалась решениями Правительственной комиссии «Об оплате труда работников, занятых ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды».
В соответствии с этими решениями в документах 912-й Оперативной группы Минобороны СССР, осуществлявшей общее руководство войсками, направленными на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеются ссылки на «Особую зону», зоны опасности 3, 2, 1 и зону «Особого контроля».
Сведениями о зоне «0» Министерство обороны РФ не располагает.


Независимо от дислокации

С 14 мая по 2 октября 1989 г. я выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в в/ч, дислоцированной в н.п. Малиновка Могилевской обл. Получил удостоверение чернобыльца союзного образца.
При обмене удостоверения на новое мои документы были отправлены в штаб Приволжско-Уральского военного округа, но вернулись с отказом с мотивацией, что часть находилась не в 30-километровой зоне отчуждения.
Однако, насколько я знаю, на основании совместного приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства финансов РФ от 29 февраля 2000 г.
№ 114/66/23п удостоверение чернобыльца нового образца должно выдаваться «военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ в 1988-1990 гг. связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполняемых работ».
Прошу разъяснить, положено ли мне все-таки удостоверение нового образца?

Подполковник Александр ЗДОРИН. Тоцкое-2 Оренбургской обл.

Действительно, в статье 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», записано, что гражданам, подвергшимся радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие указанного закона, относятся «военнослужащие и военнообязанные. привлеченные. для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения. независимо от места дислокации и выполнявшихся работ», то есть если читать текст абзаца полностью, то право на льготы получает гражданин, выполнявший любые работы в зоне отчуждения, независимо от того, откуда он в эту зону был доставлен.

Судебные решения

Именем Российской Федерации

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Кичиной Т.В. при секретаре судебного заседания Муратовой А.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Черенко Екатерины Яковлевны к Министерству Социальной защиты населения Московской области о признании права и замены удостоверения потерпевшего от катастрофы Чернобыльской АЭС,

У С Т А Н О`В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику и просит: 1) признать за ней право замены удостоверения потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданного в Р. <адрес> на <адрес> удостоверение потерпевшего от катастрофы, дающее право на получение мер социальной поддержки, как потерпевшей от катастрофы на Чернобыльской АЭС; 2) заменить белорусское удостоверение потерпевшего от аварии на Чернобыльской АЭС на Российское удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки, как пострадавшей от катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Исковые требования заявлены по тем основаниям, что ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ. переехала из Р. <адрес> в Московскую область. В Р. <адрес> истец проживала в г. <адрес>. жители которого имеют удостоверения потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС), имела удостоверение потерпевшего от катастрофы на ЧАЭС и пользовалась социальными льготами. Территория г. <адрес> находится по настоящее время под радиационным контролем, загрязнение от № до № К/кв.км. Органы социальной защиты отказывают в замене удостоверения потерпевшего от катастрофы на ЧАЭС, выданного в Р. <адрес> на <адрес> удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки, как пострадавшей от катастрофы на ЧАЭС, в связи с чем ущемляются права истца.

Дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО1. извещенной о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайствующей о рассмотрении дела без её участия, свои исковые требования поддержала в полном объеме, на них настаивала.

Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании возражала против исковых требований, представив письменные возражения.

Представитель 3-го лица <данные изъяты> по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) ФИО5 в судебном заседании отсутствовала, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрения дела без её участия. Суду представлены возражения относительно заявленных требований.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования ФИО1 необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Категории граждан, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», определены ст.13 Закона.

Перечень категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом №1244-1 определен в ч.1 ст.13 указанного закона, предусматривающей также выдачу документов, подтверждающих право граждан на получение мер социальной поддержки в отношении отдельных категорий граждан.

Согласно пунктов 7,8,9,10,11 ч.1 ст.13 Закона специальные удостоверения выдаются гражданам, постоянно проживающим (работающим, проходившим военную службу) на территории зоны отчуждения, зоны отселения, зоны проживания с правом на отселение или зоны с льготно-экономическим статусом, подтверждающие право на получение мер социальной поддержки в период их постоянного проживания (работы, прохождения военной службы) в соответствующей зоне.

Судом достоверно установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживала на территории г. <адрес> <адрес> области Р. <адрес>. который с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время относится к зоне поражения с периодическим радиационным контролем ( <данные изъяты> .), что подтверждается Справкой № № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> районного Исполнительного Комитета Р. <адрес>. (л.д.6).

Постановлением Совета Министров Р. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения» г. <адрес> отнесен к населенным пунктам с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км. что соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, установленной ст.11 Закона №1244-1.

Таким образом, меры социальной поддержки предоставляются гражданам, постоянно проживающим на указанной территории. При переселении на новое место жительства («чистую территорию») меры социальной поддержки этим гражданам не предоставляются, за исключением льготного пенсионного обеспечения.

Категории граждан, которым выдаются специальные удостоверения единого образца, определены ст.24 Закона, а также поименованы в Порядке и условиях оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном приказом МЧС России, Минздравсоцрозвития России и Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ № н.

В силу ст.13, 24 Закона такой категории граждан как «переселившиеся с территории зоны проживания с льготным социально экономическим статусом» не предусмотрено, равно как и не предусмотрено выдачи удостоверения этим гражданам.

Таким образом, при выезде граждан из зоны проживания с льготным социально экономическим статусом и при условии невозможности отнесения их к иным категориям граждан, установленным ч.1 ст.13 Закона №. эти граждане утрачивают право на получение мер социальной поддержки и следовательно, не имеют право на получение удостоверения специального образца.

Кроме того, нормативно-правовыми актами и международными договорами не предусмотрено автоматической замены удостоверений, выданных на территории Р.Беларусь на удостоверения российского образца.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что достоверных доказательств в обоснование своих доводов истцом суду не представлено.

Руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству Социальной защиты населения Московской области о признании права и замены удостоверения потерпевшего от катастрофы Чернобыльской АЭС, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Решение № М-437

Решение № М-437/2014 2-479/2014 2-479/2014

Именем Российской Федерации

Дело № 2- 479/2014

г.Славянск-на-Кубани. 6 мая 2014г.

Славянский городской суд Краснодарского края в составе судьи Мурашева Н.И.,

с участием истицы Моховцовой Е.И. ее представителя Боровикова В.В. представителя Управления социальной защиты населения Акатова Д.В.,

при секретаре Павловой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моховцовой Е.И. к Управлению социальной защиты населения в Славянском районе и Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края об оспаривании отказа в выдаче удостоверения вдовы умершего инвалида - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,

Моховцова Е.И. обратилась в суд с указанным иском, из содержания которого следует, что ее муж МБП являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ему было выдано специальное удостоверение Гомельским облисполкомом. В 1986 году они переехали на постоянное место жительства в Славянский район. В 1994 году ее мужу установили вторую группу инвалидности. Управление социальной защиты населения в Славянском районе ему выдало удостоверение как инвалиду ВОВ. В то время такие удостоверения выдавались всем инвалидам чернобыльцам. Позже их заменяли на специальные удостоверения инвалида ЧАЭС. Ее супругу удостоверение заменить не успели, так как в 1994 году он умер. В 2013 году она обратилась в УСЗН с просьбой признать ее вдовой инвалида ЧАЭС, но ей отказали, поскольку она должна была доказать, что МБП участвовал в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Считает отказ неправомерным, поскольку если бы был жив ее супруг, ему бы заменили это удостоверение без всяких доказательств. Просит суд признать незаконным отказ УСЗН в установлении ей статуса «вдова инвалида ЧАЭС» и обязать УСЗН в Славянском районе оформить документы на получение соответствующего удостоверения.

В судебном заседании истица Моховцова Е.И. и ее представитель Боровиков В.В. исковые требования изменили. Просили привлечь в качестве соответчика Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края с теми же требованиями.

Боровиков В.В. пояснил, что муж Моховцовой имел удостоверение уча ситника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, был инвалидом 2 группы, именно на основании справки ВТЭК ему было выдано удостоверение «инвалида - чернобыльца» того образца, который действовал в то время. Когда стали менять удостоверения на новые, МБП уже нее было в живых. При жизни ему бы поменяли удостоверение как меняли всем без дополнительных подтверждений его участия в ликцидации последствий на ЧАЭС. Он при жизни получал все компенсации как «инвалид-чернобылец», в соответствии с действующим законодательством не требуется повторно подтверждать статус инвалида ЧАЭС, как это требуют ответчики. Есть судебная практика, где указано, что УСЗН не вправе требовать подтверждение повторно статуса инвалида ЧАЭС. Просит удовлетворить заявленные Моховцовой требования в полном объеме и обязать ответчиков оформить документы на получение соответствующего удостоверения.

Представитель Управления социальной защиты населения в Славянском районе Акатов Д.В. исковые требования не признал, просил привлечь в качестве соответчика Министерство социальной защиты и семейной политики Краснодарского края. Поскольку УСЗН принимает документы и оформляет их, но после направляют в Министерство, они лишь доводят принятое комиссией решение до заявителя.

Так же Акатов Д.В. предоставил суду письменный отзыв, из содержания которого следует, что предоставленные Моховцовой Е.И. документы были рассмотрены на комиссии, которой было принято решение отказать Моховцовой Е.И. во включении документов в заявку на выдачу бланков удостоверений гражданам, получивших и перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом, поскольку документы не соответствуют требованиям пункта 5 Порядка. Представленное истицей удостоверение, выданное 21 апреля 1994 года на имя МБП не свидетельствует, что МБП является инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы. Представленное истицей удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, выданное Гомельским облисполкомом 21 апреля 1992 года МБП в соответствии с законодательством Республики Беларусь, не принято, поскольку международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не существует и нет законных оснований для применения норм иностранного государства на территории Российской Федерации. Повторно Моховцова Е.И. обратилась в УСЗН Краснодарского края в Славянском районе, предоставив справку от 18 октября 1994 года (..) о нахождении МБП в д. Пучин и работе в совхозе Слободской Брагинского района Гомельской области с апреля 1986 года по июнь 1986 года. Представленные документы были рассмотрены на комиссии и 26 февраля 2014 года комиссией было принято решение отказать Моховцовой Е.И. поскольку документы не соответствуют требованиям пункта 6 Порядка.

Представитель привлеченного в качестве соответчика Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края, уведомленный о дне и времени слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил в суд возражение на иск, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Из содержания возражений следует, что МБП удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием; ставшего инвалидом, не оформлялось и не выдавалось. В соответствии с пунктом 8 Порядка решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения принимается уполномоченным органом в месячный срок со дня принятия от гражданина заявления (при соблюдении заявителем условий, указанных в пунктах 4 или 5 настоящего Порядка). Решение об отказе в выдаче удостоверения не может быть принято, если заявителем соблюдены условия, указанные в пунктах 4 или 5 настоящего Порядка. Таким образом, в связи с тем, что Моховцовой Е.И. не представлены докумнты. указанные в пункте 5 Порядка, а именно, удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием: ставшего инвалидом умершего МБП, истице отказано в оформлении и выдаче удостоверения. Просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Свидетель Павлов А.А. показал, что он является участником ликвидации ЧАЭС, ему определили инвалидность и было выдано первичное удостоверение точно такое же, как и у умершего МБП По данному удостоверению он получал компенсации. Ранее специальных удостоверений не было, в которых было указано, что они имеют право на льготы как граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поэтому выдавались удостоверения в которых было указано, что они имеют право на льготы и преимущества, установленные законодательством ССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны. В 2003 году ему было выдано удостоверение нового образца, никаких подтверждающих документов от него не требовали, только справку ВТЭК и удостоверение старого образца.

Суд, выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что МБП, умерший 15 августа 1994 года, являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году. В 1994 году МБП, мужу истицы, была установлена вторая группа инвалидности, причиной которой явилось увечье, полученное при ликвидации последствий в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Ему была назначена пенсия по второй группе инвалидности и было выдано удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЖС - удостоверение инвалида ВОВ и он пользовался льготами, предоставленными инвалидам ВОВ. Причина смерти связана с заболеваниями, полученными в связи с работами по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, данное обстоятельство подтверждается имеющимся в материалах гражданского дела экспертным заключением от 29 ноября 1995 года. Согласно справке главы администрации Коржевского сельского округа от 13 августа 2013 года № (..), Моховцова Е.И. на день смерти МБП проживала совместно с ним и находилась на его иждивении.

Дважды Моховцова Е.И. подавала документы в УСЗН Краснодарского края в Славянском районе для установления статуса «вдова инвалида ЧАЭС».

4.10.2013 года в адрес Моховцовой Е.М. было направлено уведомление руководителя УСЗН Краснодарского края в Славянском районе Саломатиной М.И. об отказе в выдаче удостоверения инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы. Отказ был мотивирован тем, что Моховцовой Е.М. необходимо представить документы, послужившие основанием для выдачи МБП удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году и подтверждающие факт его участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

20 марта 2014 года в адрес Моховцовой Е.М. вновь было направлено уведомление руководителя УСЗН Краснодарского края в Славянском районе Саломатиной М.И. об отказе в выдаче удостоверения инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы. Указано, что (. ) в Министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края состоялось заседание комиссии по рассмотрению вопросов, связанных оформлением и выдачей удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Руководствуясь Порядком и условиями оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 года №(..), комиссией принято решение отказать истице в ходатайстве перед МЧС России о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку представленные документы не соответствуют требованиям пункта 6 Порядка и не позволяют отнести МБП, к категории граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Справка управления сельского хозяйства Брагинского района Республики Беларусь от 18 октября 1994 года (..) выдана не архивным учреждением, датирована позже 1990 года, не содержит сведений об участии в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В разделе «сведения о работе» нет записи об участии МБП в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Истице было предложено предоставить документы в соответствии с требованиями пункта 6 Порядка, подтверждающие участие умершего супруга в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Анализируя нормы действующего законодательства по вопросам, затронутым в иске, суд приходит к выводу, что отказ ответчиков в удовлетворении требований истицы следует признать незаконным.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки.

Согласно п. 2 Приказа МЧС РФ N 727, Минздравсоцразвития РФ N 831, Минфина РФ N 91н от 27.06.2012 "Об утверждении Порядка и Условий оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" удостоверение выдается, в том числе, членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам умерших участников ликвидации последствий катастрофы на чернобыльской АЭС, указанным в ч. 2 ст. 15 Закона.

В силу пункта 3 названного Порядка оформление и выдача удостоверения производится органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации - членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При этом, членам семьи выдается удостоверение, которое оформляется на имя умершего (погибшего) гражданина, из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона. Для оформления и получения такого удостоверения члены семьи, потерявшие кормильца, обращаются с заявлением, к которому прилагаются следующие документы: удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с настоящим Порядком, свидетельство о смерти; свидетельство о браке; паспорт гражданина Российской Федерации, документы, подтверждающие факт совместного проживания (при необходимости) (п. 5 Порядка).

В соответствии со ст. Раздел I > Глава 2. Права и свободы человека и гражданина > Статья 39' target='_blank'>39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст.15 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части первой статьи 14 настоящего Закона и пунктом 1 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно п.2 Порядка удостоверение выдается, в том числе и вдовам ( вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанным в части второй ст.15 Закона.

Как установлено судом, и видно из материалов гражданского дела, МБП и Моховцова Е.И. состояли в зарегистрированном браке, что подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством о заключении брака серии (..). 15 августа 1994 года МБП умер

Как указано выше, МБП являлся инвалидом 2 группы вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. МБП при жизни было выдано удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС - удостоверение инвалида ВОВ и он пользовался льготами, предоставленными инвалидам ВОВ, поскольку ранее законодательством не было предусмотрено выдача удостоверений с указанием, что данная категория граждан имеет право на льготы как граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Данное обстоятельство в судебном заседании подтвердил свидетель Павлов А.А. который так же пояснил, что у него и МБП были ранее одинаковые удостоверения, но в 2003 году он его заменил на удостоверение нового образца. МБП не успел заменить удостоверение инвалида ВОВ на удостоверение инвалида ЧАЭС, поскольку в 1994 году умер.

Удостоверение соответствует требованиям действующего на момент выдачи законодательству, а именно: разъяснениям Госкомтруда СССР от 04 июля 1990 года № 2125-ФК «О мерах по улучшению медицинского обслуживания и социального обеспечения лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС», согласно которому оформление и выдача удостоверений также производилась военными комиссариатами, удостоверение являлось документом, подтверждающим право на льготы. Записи в удостоверение вносились на основании документов, подтверждающих участие работника в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Таким образом, МБП при жизни был установлен статус участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и подтвержден факт работы в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС в соответствии с действующим на тот момент законодательством.

Отказ ответчиков нарушает гарантированное законом право на получение льгот и компенсаций для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС для граждан, а так же для членов семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, поскольку закон не предусматривает необходимости повторного подтверждения статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльной АЭС гражданами, имеющими такие удостоверения, выданные в период действия Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 в порядке, установленном на момент их выдачи.

Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не содержит норм, обязывающих граждан повторно подтверждать ранее установленный им в соответствии с законом статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а так же право на компенсации и льготы, обусловленные этим статусом.

В соответствии с. 4 ст. 15 названного выше Закона гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на компенсации и льготы, предусмотренные Законом, с момента их предъявления.

Содержание распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 октября 1999 года № 1773-р, во исполнение которого принято Положение о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не дает оснований для вывода о том, что при выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нового образца, граждане, имеющие удостоверения старого образца, обязаны вновь подтвердить свой правовой статус. Распоряжением МЧС России, Минтруду России и Минфину России поручено лишь разработать и утвердить положение о порядке оформления и выдачи удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, но не условия выдачи удостоверений нового образца гражданам, имеющим удостоверения старого образца.

Согласно п. 18 Положения документы, послужившие основанием для выдачи удостоверений, хранятся в органах, оформляющих и выдающих удостоверения, постоянно.

Таким образом, соответствующие органы располагают надлежащими документами, подтверждающими участие этих граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Повторное возложение на граждан обязанности по предоставлению указанных документов, не признанных не соответствующими действительности, нельзя признать неправомерным.

Аналогичные выводы были изложены в решении Верховного Суда РФ от 19.02.2004 года № ГКПИ 03-1519.

Из приведенных выше положений нормативно-правового акта не следует, что вдова умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС для оформления и получения удостоверения нового образца в соответствии с указанным Порядком, обязана вновь подтверждать правовой статус умершего мужа.

Оценив представленные доказательства в совокупности, учитывая то обстоятельство, что МБП предоставила в отдел соцзащиты для получения соответствующего удостоверения все необходимые документы, суд приходит к выводу о том, что отказ в удовлетворений законных требований истицы в досудебном порядке не соответствует требованиям Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также нормам вышеуказанного Порядка, и нарушает права заявителя на получение мер социальной поддержки.

При таких обстоятельствах исковые требования Моховцовой Е.И. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Признать незаконным отказ Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в ходатайстве перед Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о выдаче Моховцовой Е.И. удостоверения вдовы умершего инвалида - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МБП.

Обязать Управление социальной защиты населения Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Славянском районе оформить заявку на выдачу Моховцовой Е.И. удостоверения вдовы умершего инвалида - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Обязать Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края оформить ходатайство перед Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о выдаче Моховцовой Е.И. удостоверения вдовы умершего инвалида - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Славянский городской суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 7 мая 2014 года.

Копия верна: Судья Н.И.Мурашев

Славянский городской суд (Краснодарский край) (подробнее)