Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по охране труда водителя лесовоза

Категория: Инструкции

Описание

ТОИ Р-07-019-98 Типовая инструкция по охране труда

1. Общие требования безопасности 2. Требования безопасности перед началом работы 3. Требования безопасности во время работы

Во время движения по льду в кабине должен быть только водитель, обе дверцы должны быть открыты.

3.11. По льду нужно двигаться без резких поворотов, торможений, переключения передач и даже кратковременной остановки.

3.12. При вынужденном переезде реки вброд нужно обследовать русло, определить глубину и твердость грунта. Проверив брод, следует установить вешки для ориентировки направления движения.

3.13. Допустимая глубина преодолеваемого брода в зависимости от типа транспорта должна быть не более следующих величин (в метрах) - для ГАЗ-51А - 0,65; ГАЗ-63, ГАЗ-66, ЗИЛ130 - 0,80; ЗИЛ-133 - 0,85; МАЗ-5434, КрАЗ-255Л. КрАЗ-6437, МАЗ-509А - 1,0.

3.14. Водителю лесовозного автопоезда запрещается:

управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических средств;

выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;

отдыхать при работающем двигателе; передавать управление автомобилем лицам, за которыми не закреплена данная машина, или посторонним лицам;

допускать проезд людей в лесовозном автопоезде, кроме лиц, имеющих на это право;

въезжать в опасную зону валки леса;

производить техническое обслуживание автопоезда во время погрузки или разгрузки леса;

подогревать двигатель открытым пламенем (паяльными лампами и др.);

пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов;

курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков;

проезжать под поднятой пачкой леса;

отталкивать с проезжей части дороги бревна, лежни, хлысты и другие предметы колесами автомобиля; использовать автомобиль в личных целях без разрешения администрации.

3.15. Водитель лесовозного автопоезда обязан:

заметив нарушение правил дорожного движения или инструкции другим водителем, создающее опасность для окружающих, предупредить нарушителя и принять необходимые меры к обеспечению безопасности;

оказать техническую и другую помощь водителям в случае необходимости или возникновения опасности для движения;

остановиться по требованию работников Государственной инспекции БДД, милиции, общественных инспекторов и предоставить им возможность проверки документов, автомашины и груза;

разрешить проезд в автомобиле: медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также независимо от направления движении врачам и среднему медицинскому персоналу для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение;

для выполнения неотложных служебных заданий государственным инспекторам БДД, работникам милиции, дружинникам, общественным автоинспекторам и сотрудникам прокуратуры; работникам государственной лесной охраны для проезда в попутном направлении к местам лесных пожаров или для возвращения из этих мест, в других экстренных случаях;

включить внешние световые приборы с наступлением темноты и при плохой видимости днем, дальний свет используется на неосвещенных дорогах, он переключается на ближний не менее чем за 150 м до встречного транспорта и в случае возможного ослепления водителем встречного транспорта.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При показании приборов, оповещающих о нарушении работы приборов освещения, о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, при стуках в двигателе необходимо немедленно остановить автомобиль и выключить двигатель. Далее принять меры к устранению выявленных неисправностей, включив аварийную сигнализацию и выставив на дороге аварийный знак. Автолесовоз останавливается также при ослеплении водителя.

После охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты; открыть крышку радиатора без резкого ее откручивания, остерегаясь сильного выхода горячих паров (руки должны быть защищены рукавицами), и залить охлаждающую жидкость. Не продолжать движения до устранения неисправности.

При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания водитель обязан выключить двигатель автомобиля, остановить и затормозить автомашину.

4.2. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

без промедления остановиться и не трогать с места лесовозный автопоезд, а также предметы, имеющие отношение к происшествию;

если перекрыто движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение лесовозного автопоезда и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов на схеме;

при необходимости оказать доврачебную помощь и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

4.3. Сообщить о случившемся в Государственную инспекцию БДД и на предприятие, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия комиссии по расследованию дорожно-транспортного происшествия.

4.4. При возникновении пожара на автолесовозе для его тушения необходимо использовать огнетушитель, находящийся в автомашине.

4.5. При возгорании леса принять меры к его тушению собственными силами, при возможности дать информацию в лесхоз, лесничество либо иную организацию, предприятие, населению. При невозможности затушить пожар - принять меры личной безопасности и покинуть место возгорания.

Аналогичным образом поступить при любой иной опасности (экологической, стихийном бедствии, радиационной, химической опасности), угрожающей жизни людей.

4.6. При экстремальной остановке лесовоза с необходимостью покинуть кабину и разместиться во время грозы в лесу: занять безопасное место на поляне, участке лиственного молодняка, между деревьями, растущими на расстоянии 20 м друг от друга, в горах и холмистой местности ближе к середине склона, по возможности расположиться на изолирующем материале (сухой валежник, мох, береста), удалить от себя металлические предметы и механизмы.

Запрещается во время грозы прятаться под деревьями, прислоняться к их стволам, находиться возле и под ЛЭП, подходить ближе 10 м к отдельно стоящим деревьям, столбам, вышкам, молниеотводам, высоким камням и т.п. находиться на вершине возвышенности, а также находиться ближе 10 м от машин и механизмов.

4.7. При необходимости оставить в случае аварии или поломки лесовоз на дороге на продолжительное время, поставить его на обочине дороги или разъезде, заглушить двигатель, поставить на ручной тормоз (при уклоне дороги - дополнительно под колеса подложить башмаки), слить воду (в зимний период), включить аварийную сигнализацию и поставить на дороге переносные аварийные знаки. Об аварии и оставленной машине сообщить администрации.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После возращения с последнего рейса совместно с механиком проверить лесовозный автопоезд. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению. При подготовке автопоезда, направляемого на техническое обслуживание или ремонт, вымыть его и очистить от грязи и льда.

5.2. Если автопоезд технически исправен, провести ежедневное техническое обслуживание и подготовленный к следующей смене автопоезд поставить на место стоянки.

5.3. При безгаражном хранении и без подогрева в зимнее время, проявляя осторожность, слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночной тормозной системы.

5.4. О всех неисправностях сообщить механику. Снять спецодежду, обувь, очистить их от пыли и грязи и поместить на хранение.

5.5. Выполнить гигиенические процедуры, убедиться в отсутствии клещей, при наличии - удалить.

5.6. Замечания по работе занести в журнал административно-общественного контроля по охране труда.

инструкция по охране труда водителя лесовоза:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Типовая инструкция по охране труда (вывозка древесины автолесовозами) - образец 2016 года

    Типовая инструкция по охране труда (вывозка древесины автолесовозами)

    1. Общие требования безопасности

    Раздел излагается самостоятельно на основании Типовой инструкции "Общие требования безопасности для профессий и видов работ, выполняемых в полевых условиях" ТОИ Р-07-001-98 с учетом специфики конкретного лесхоза.

    2. Требования безопасности перед началом работы

    2.1. Водитель лесовозного автопоезда должен пройти предрейсовый медицинский осмотр, производимый медицинским персоналом, после чего в путевом листе ставится штамп "Допущен к рейсу".

    Штамп не ставится:

    при выявлении признаков временной нетрудоспособности;

    при положительной пробе на алкоголь.

    2.2. Водитель обязан иметь при себе удостоверение на право управления, технический паспорт, путевой (маршрутный) лист, оформленный в установленном порядке.

    2.3. Перед выездом из гаража (при приеме автопоезда от сменщика на линии) водитель обязан проверить исправность лесовозного автомобиля, прицепного оборудования, а также следить за их техническим состоянием в пути. Проверке в первую очередь подлежат: тормоза, рулевое управление, колеса и шины (протектор, давление, крепление), двигатель и трансмиссия, внешние световые приборы, звуковой сигнал, ограждение кабины и дополнительное оборудование, зеркало заднего вида, стеклоочиститель. С перечисленными неисправностями выезд автолесовоза запрещен.

    2.4. Лесовоз должен быть укомплектован дополнительно: указателем габарита хлыстов (щиток с красно - белыми полосами - в светлое время, выносная фара - в темное время); увязочным комплектом, тормозными башмаками, аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки.

    До выезда из гаража все обнаруженные неисправности должны быть устранены силами водителя и ремонтных рабочих, проверено наличие и исправность инструмента и инвентаря.

    2.5. Перед выездом на линию водитель должен получить подтверждение механика о технической исправности лесовозного автопоезда записью в путевом листе, без чего выезд не разрешается.

    2.6. Заправку автомобиля топливом следует производить при неработающем двигателе и заторможенном автомобиле.

    2.7. Перед пуском автомобиля необходимо рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение.

    2.8. При запуске двигателя пусковой рукояткой необходимо: накладывать ладонь на ручку пусковой рукоятки, не отдаляя большой палец от других пальцев (не в обхват); движение пусковой рукоятки производить только снизу вверх рывками; заводку производить при исправных храповике коленчатого вала и пусковой рукоятке.

    2.9. При трогании с места еще раз проверить работу тормоза, сигнального поворота, осветительных приборов, звукового сигнала, рулевого управления.

    3. Требования безопасности во время работы

    3.1. Водитель должен осуществлять движение автопоезда по лесовозным дорогам, веткам и усам, выполняя Правила дорожного движения и Правила технической эксплуатации автомобильных лесовозных дорог.

    3.2. Перед началом движения водитель должен убедиться в безопасности окружающих, затем подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления, при необходимости подать звуковой сигнал. Начинать движение следует плавно, без рывков, на низкой передаче.

    3.3. При выезде из гаража или с другой территории на дорогу водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней, и пропустить пешеходов. Не превышать допустимую скорость при движении по территории гаража, лесхоза.

    3.4. Перед началом движения от места стоянки или остановки перед перестроением и всяким изменением направления движения (поворотом, разворотом) водитель обязан подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления и убедиться в том, что своим маневром он не создает помех для движения.

    3.5. При выезде нагруженного лесовоза с лесосеки проверить: качество укладки леса (сучья допустимой высоты за габариты по ширине и длине, допустимая высота погрузки); обвязку леса по коникам и посредине воза дополнительным тросом; обозначение габаритов выносными знаками.

    3.6. Скорость движения на лесовозных дорогах водитель должен выбирать с учетом дорожных условий, т.е. в зависимости от типа лесовозной дороги, ширины и состояния проезжей части, видимости в направлении движения, атмосферных условий, рельефа местности. Скорость движения зависит также от перевозимого груза (хлысты, деревья, сортименты). При работе в стесненных условиях (зимняя вывозка леса) при встречном движении использовать разъезды дорог.

    3.7. Особую осторожность водитель должен соблюдать при движении с места задним ходом. При плохой обзорности или видимости следует воспользоваться помощью дополнительного сигнальщика. Движение задним ходом не разрешается на перекрестках и ближе 20 м от них, а также на пешеходных переходах.

    3.8. Скорость движения по лесовозной дороге устанавливается приказом директора лесхоза по согласованию с ГИБДД. Во всех случаях скорость движения не должна быть выше скорости, определенной технической характеристикой для конкретного индекса автопоезда. Режим и характер движения должны соответствовать дорожным знакам.

    3.9. Обгон допустим при условии соблюдения Правил ДД, при хорошей видимости и свободном пути, отсутствии помех для других водителей, обгон - с левой стороны с подачей сигнала. Запрещен обгон: в гололедицу, при снегопаде, густом тумане, ливне (видимость менее 20 м); на железнодорожных переездах и ближе 100 м от них, на перекрестках и пеших переходах, по информации дорожных знаков; автомашины, подавшей сигнал об обгоне (повороте). Нельзя препятствовать обгону, увеличивая скорость.

    3.10. Проезд по льду разрешается, если соблюдаются следующие соответствия между массой лесовозного автопоезда и толщиной льда:

    Во время движения по льду в кабине должен быть только водитель, обе дверцы должны быть открыты.

    3.11. По льду нужно двигаться без резких поворотов, торможений, переключения передач и даже кратковременной остановки.

    3.12. При вынужденном переезде реки вброд нужно обследовать русло, определить глубину и твердость грунта. Проверив брод, следует установить вешки для ориентировки направления движения.

    3.13. Допустимая глубина преодолеваемого брода в зависимости от типа транспорта должна быть не более следующих величин (в метрах) - для ГАЗ-51А - 0,65; ГАЗ-63, ГАЗ-66, ЗИЛ-130 - 0,80; ЗИЛ-133 - 0,85; МАЗ-5434, КрАЗ-255Л, КрАЗ-6437, МАЗ-509А - 1,0.

    3.14. Водителю лесовозного автопоезда запрещается:

    управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических средств;

    выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;

    отдыхать при работающем двигателе; передавать управление автомобилем лицам, за которыми не закреплена данная машина, или посторонним лицам;

    допускать проезд людей в лесовозном автопоезде, кроме лиц, имеющих на это право;

    въезжать в опасную зону валки леса;

    производить техническое обслуживание автопоезда во время погрузки или разгрузки леса;

    подогревать двигатель открытым пламенем (паяльными лампами и др.);

    пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов;

    курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков;

    проезжать под поднятой пачкой леса;

    отталкивать с проезжей части дороги бревна, лежни, хлысты и другие предметы колесами автомобиля; использовать автомобиль в личных целях без разрешения администрации.

    3.15. Водитель лесовозного автопоезда обязан:

    заметив нарушение правил дорожного движения или инструкции другим водителем, создающее опасность для окружающих, предупредить нарушителя и принять необходимые меры к обеспечению безопасности;

    оказать техническую и другую помощь водителям в случае необходимости или возникновения опасности для движения;

    остановиться по требованию работников Государственной инспекции БДД, милиции, общественных инспекторов и предоставить им возможность проверки документов, автомашины и груза;

    разрешить проезд в автомобиле: медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также независимо от направления движении врачам и среднему медицинскому персоналу для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебно - профилактическое учреждение;

    для выполнения неотложных служебных заданий государственным инспекторам БДД, работникам милиции, дружинникам, общественным автоинспекторам и сотрудникам прокуратуры; работникам государственной лесной охраны для проезда в попутном направлении к местам лесных пожаров или для возвращения из этих мест, в других экстренных случаях;

    включить внешние световые приборы с наступлением темноты и при плохой видимости днем, дальний свет используется на неосвещенных дорогах, он переключается на ближний не менее чем за 150 м до встречного транспорта и в случае возможного ослепления водителем встречного транспорта.

    4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

    4.1. При показании приборов, оповещающих о нарушении работы приборов освещения, о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, при стуках в двигателе необходимо немедленно остановить автомобиль и выключить двигатель. Далее принять меры к устранению выявленных неисправностей, включив аварийную сигнализацию и выставив на дороге аварийный знак. Автолесовоз останавливается также при ослеплении водителя.

    После охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты; открыть крышку радиатора без резкого ее откручивания, остерегаясь сильного выхода горячих паров (руки должны быть защищены рукавицами), и залить охлаждающую жидкость. Не продолжать движения до устранения неисправности.

    При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания водитель обязан выключить двигатель автомобиля, остановить и затормозить автомашину.

    4.2. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

    без промедления остановиться и не трогать с места лесовозный автопоезд, а также предметы, имеющие отношение к происшествию;

    если перекрыто движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение лесовозного автопоезда и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов на схеме;

    при необходимости оказать доврачебную помощь и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

    4.3. Сообщить о случившемся в Государственную инспекцию БДД и на предприятие, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия комиссии по расследованию дорожно-транспортного происшествия.

    4.4. При возникновении пожара на автолесовозе для его тушения необходимо использовать огнетушитель, находящийся в автомашине.

    4.3. При возгорании леса принять меры к его тушению собственными силами, при возможности дать информацию в лесхоз, лесничество либо иную организацию, предприятие, населению. При невозможности затушить пожар - принять меры личной безопасности и покинуть место возгорания.

    Аналогичным образом поступить при любой иной опасности (экологической, стихийном бедствии, радиационной, химической опасности), угрожающей жизни людей.

    4.6. При экстремальной остановке лесовоза с необходимостью покинуть кабину и разместиться во время грозы в лесу: занять безопасное место на поляне, участке лиственного молодняка, между деревьями, растущими на расстоянии 20 м друг от друга, в горах и холмистой местности ближе к середине склона, по возможности расположиться на изолирующем материале (сухой валежник, мох, береста), удалить от себя металлические предметы и механизмы.

    Запрещается во время грозы прятаться под деревьями, прислоняться к их стволам, находиться возле и под ЛЭП, подходить ближе 10 м к отдельно стоящим деревьям, столбам, вышкам, молниеотводам, высоким камням и т.п. находиться на вершине возвышенности, а также находиться ближе 10 м от машин и механизмов.

    4.7. При необходимости оставить в случае аварии или поломки лесовоз на дороге на продолжительное время, поставить его на обочине дороги или разъезде, заглушить двигатель, поставить на ручной тормоз (при уклоне дороги - дополнительно под колеса подложить башмаки), слить воду (в зимний период), включить аварийную сигнализацию и поставить на дороге переносные аварийные знаки. Об аварии и оставленной машине сообщить администрации.

    5. Требования безопасности по окончании работы

    5.1. После возвращения с последнего рейса совместно с механиком проверить лесовозный автопоезд. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению. При подготовке автопоезда, направляемого на техническое обслуживание или ремонт, вымыть его и очистить от грязи и льда.

    5.2. Если автопоезд технически исправен, провести ежедневное техническое обслуживание и подготовленный к следующей смене автопоезд поставить на место стоянки.

    5.3. При безгаражном хранении и без подогрева в зимнее время, проявляя осторожность, слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночной тормозной системы.

    5.4. О всех неисправностях сообщить механику. Снять спецодежду, обувь, очистить их от пыли и грязи и поместить на хранение.

    5.5. Выполнить гигиенические процедуры, убедиться в отсутствии клещей, при наличии - удалить.

    5.6. Замечания по работе занести в журнал административно-общественного контроля по охране труда.

    Документы по охране труда - Типовые инструкции по охране труда ТОИ - ТОИ Р-15-028-97

    ТОИ Р-15-028-97. Типовая инструкция по охране труда для водителя лесовозного автопоезда

    Согласовано
    ЦК профсоюза работников лесных отраслей Российской Федерации
    17 декабря 1997 г. Утверждено
    Департаментом лесного комплекса Министерства экономики
    Российской Федерации
    15 декабря 1997 г.


    Типовая инструкция по охране труда
    для водителя лесовозного автопоезда

    Инструкция вводится в действие с 01.01.1998 г.


    1. Общие требования безопасности

    1.1. На работу водителем лесовозного автопоезда могут быть допущены мужчины не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и признанные годными для данного вида работы, прошедшие инструктаж, обучение и проверку знаний по охране труда пожарной безопасности, оказанию первой доврачебной помощи и имеющие об этом специальное удостоверение.
    1.2. К управлению и обслуживанию лесовозного автопоезда допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и получившие в установленном порядке удостоверение на право управления транспортным средством данной категории.
    1.3. Закрепление машины за определенными лицами должно оформляться приказом (распоряжением) по цеху или предприятию.
    1.4. Водитель должен знать правила внутреннего трудового распорядка предприятия и выполнять их.
    1.5. После зачисления на работу водитель обязан принять автомобиль по акту и выполнять только ту работу, для которой машина предназначена и которая разрешена. Не разрешается производить работу, не входящую в обязанности водителя, без указания руководителя и дополнительного инструктажа по охране труда.
    1.6. Водители должны быть обучены безопасным приемам и пройти инструктаж по охране труда по ремонту и техническому обслуживанию.
    1.7. Водитель должен в период работы пользоваться средствами индивидуальной защиты (спецодежда, спецобувь, рукавицы и др.), выдаваемыми на предприятии.
    1.8. При работе с этилированным бензином водитель должен выполнять "Инструкцию по мерам безопасности при хранении, перевозке и применении этилированного бензина".
    1.9. На территории автотранспортного цеха (во дворе, в здании, на подъездных путях) необходимо соблюдать следующие правила:
    быть внимательным к сигналам водителей движущегося транспорта;
    ходить по тротуарам, дорожкам, мостам для пешеходов, придерживаясь правой стороны;
    переходить через транспортеры только по переходным мостикам;
    не заходить без разрешения за ограждения.
    Не разрешается:
    прикасаться к электрооборудованию, клеммам и электропроводам, арматуре общего освещения и открывать дверь электрошкафов;
    включать и останавливать (кроме аварийных случаев) машины, станки и механизмы, работа на которых не поручена;
    работать при ремонте автомобиля неисправным инструментом или на неисправном оборудовании.
    1.10. Инструмент и приспособления использовать только по назначению.
    1.11. Водители, пользующиеся для проезда на работу и с работы транспортом, предоставляемым предприятием, обязаны знать и строго выполнять правила перевозки пассажиров Проезд к месту работы и обратно на не оборудованном для этих целей транспорте запрещается.

    2. Требования безопасности до начала работы

    2.1. Водитель лесовозного автопоезда должен пройти предрейсовый медицинский осмотр, проводимый медицинским персоналом здравпунктов. После осмотра в путевых листах ставится штамп "допущен к рейсу".
    Штамп не ставится при:
    выявлении признаков временной нетрудоспособности;
    положительной пробе на алкоголь в выдыхаемом воздухе.
    2.2. Водитель лесовозного автопоезда обязан иметь при себе удостоверение на право управления, талон технического паспорта, путевой (маршрутный) лист.
    2.3. Перед выездом из гаража (при приеме автопоезда от сменщика на линии) водитель обязан проверить исправность лесовозного автомобиля, роспуска, прицепа, полуприцепа, а также следить за их техническим состоянием в пути.
    2.4. Перед выездом проверке подлежат тормоза, рулевое управление, колеса и шины, двигатель и трансмиссия, внешние световые приборы, кабина, ее ограждение и дополнительное оборудование.
    Не разрешается эксплуатация лесовозного автопоезда, если имеется хотя бы одно условие из общей их совокупности, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств согласно "Правилам дорожного движения", утвержденным МВД РФ.
    До выезда из гаража все обнаруженные неисправности должны быть устранены силами водителя и ремонтных рабочих.
    2.5. Перед выездом на линию водитель должен получить подтверждение механика о технической исправности лесовозного автопоезда, о чем делается запись в путевой лист. Без этого водителю не разрешается выезжать в рейс.
    2.6. Заправку автомобиля топливом следует производить при неработающем двигателе.
    2.7. Перед пуском двигателя необходимо рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение.
    2.8. При заводке двигателя пусковой рукояткой необходимо выполнять следующие требования:
    накладывать ладонь на ручку пусковой рукоятки, не отделяя большой палец от других пальцев (не в обхват);
    движение пусковой рукоятки выполнять только снизу вверх рывками;
    заводку осуществлять при исправном храповике коленчатого вала и пусковой рукоятке.

    3. Требования безопасности во время работы

    3.1. Водители должны осуществлять движение лесовозных автопоездов по лесовозным дорогам, веткам и усам в соответствии с требованиями Правил дорожного движения и Правил технической эксплуатации автомобильных лесовозных дорог.
    3.2. Перед началом движения водитель автопоезда должен убедиться в безопасности окружающих, затем подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления, подать звуковой сигнал. Начинать движение следует плавно, без рывков, на низшей передаче.
    3.3. При выезде из гаража или с другой территории на дорогу водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по ней, и пропустить пешеходов.
    3.4. Перед началом движения от места стоянки или остановки перед перестроением и всяким изменением направления движения (поворот, разворот) водитель обязан подать сигнал световым указателем поворота соответствующего направления и убедиться в том, что своим маневром он не создаст помех для движения.
    3.5. Скорость движения на лесовозных дорогах водитель должен выбирать с учетом дорожных условий, т.е. в зависимости от типа лесовозной дороги, ширины и состояния проезжей части, видимости в направлении движения, атмосферных условий, рельефа местности. Скорость движения зависит также от перевозимого груза (хлысты, деревья, сортименты).
    3.6. Особую осторожность водитель должен соблюдать при движении с места задним ходом. При плохой обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица. Движение задним ходом не разрешается на перекрестках и ближе 20 м от них, а также на пешеходных переходах.
    3.7. Водитель обязан принять меры к снижению скорости или к полной остановке перед любым препятствием, которое он мог предвидеть.
    3.8. Максимальная скорость движения по лесовозной дороге устанавливается приказом начальника дороги: на отдельных ее участках знаками "Ограничение скорости". Во всех случаях скорость движения не должна быть выше скорости, определенной технической характеристикой для конкретного индекса автопоезда.
    3.9. В населенных пунктах движение лесовозных автопоездов разрешается со скоростью не более 60 км/ч. Водителю запрещается превышать скорость, указанную на дорожных знаках, а также на специальном знаке, устанавливаемом на автомобиле по предписанию Госавтоинспекции.
    3.10. Во время движения лесовозного автопоезда водителю не разрешается резко тормозить, если это не требуется для обеспечения безопасности движения.
    3.11. В зависимости от скорости движения, водитель должен выбрать такую дистанцию, чтобы избежать столкновения в случае торможения движущегося впереди транспортного средства.
    3.12. При движении лесовозного автопоезда по организованным в соответствии с правилами техники безопасности ледяным переправам водители должны соблюдать дистанцию между двумя движущимися автопоездами не менее 50 м для порожних и не менее 100 м для груженых автопоездов.
    3.13. Водитель должен вести лесовозный автопоезд по возможности ближе к правому краю проезжей части дороги. Выезжать влево за пределы крайней правой полосы движения разрешается только для обгона, объезда, перестроения, для поворота налево или разворота.
    3.14. На участках дороги, обозначенных дорожными знаками "Крутой спуск", где встречный разъезд затруднен, водитель лесовозного автопоезда, движущегося под уклон, должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся на подъем.
    Короткие крутые подъемы и спуски следует преодолевать после того, как впереди идущий автомобиль закончит движение на них.
    3.15. Короткие подъемы различной крутизны зимой необходимо преодолевать сходу на одной из высших передач с максимально допустимой скоростью движения (водитель должен определить, на какой передаче он может преодолеть подъем).
    Крутой затяжной подъем нужно преодолевать на одной из низших передач, обеспечивающих движение без переключения передачи и остановки автомобиля.
    3.16. При крутых затяжных спусках зимой необходимо соблюдать следующие требования:
    во избежание переохлаждения двигателя закрывать жалюзи или клапан утеплителя,
    для устранения движения юзом вести автомобиль на низших передачах с включенным передним мостом поддерживая средние обороты двигателя тормозить плавно не включая сцепления;
    тормоза лесовозного автопоезда должны быть отрегулированы так, чтобы роспуск тормозил раньше автомобиля.
    3.17. Во избежание буксирования и сползания автомобиля в гололедицу или по заснеженной дороге водитель обязан применять цепи противоскольжения Если на скользком спуске начинается занос, то водителю необходимо немедленно освободить педаль тормоза и, поворачивая колеса в сторону заноса, выровнять автомобиль.
    3.18. Двигаться на спусках с выключенным сцеплением и передачей запрещается.
    3.19. Во избежание заноса, а также потери управления на крутых спусках необходимо применять одновременное торможение двигателя и тормоза.
    3.20. Приближаясь к закрытому повороту или перевалу, водитель должен снизить скорость, занять крайнее правое положение и подать звуковой сигнал.
    3.21. Проезд по льду разрешается, если соблюдается следующее соответствие между массой лесовозного автопоезда и толщиной льда:

    масса автопоезда, т 5 10 15 20 25 30 35 40
    наименьшая толщина плотного слоя льда, см 35 40 50 65 70 75 85 90

    3.22. Во время движения по льду в кабине должен быть только водитель, и обе дверцы открыты.
    3.23. По льду следует двигаться без резких поворотов, торможений, переключения передач и даже кратковременной остановки.
    3.24. При вынужденном переезде реки вброд нужно обследовать русло, определить глубину и твердость грунта. Проверив брод, следует установить вешки для ориентации направления движения.
    3.25. Допустимая глубина преодолеваемого брода в зависимости от типа транспорта должна быть не более следующих величин ГАЗ-51 А -0,65 м; ГАЗ-63, ГАЗ-66, ЗИЛ-130 -0,8 м; ЗИЛ-133 -0,85 м; МАЗ-5434, КрАЗ-255Л, КрАЗ-6437, МАЗ-509А -1 м.
    3.26. Водные рубежи следует преодолевать поочередно, дожидаясь пока впереди идущий автомобиль проедет препятствие.
    3.27. Преодолевать брод нужно наискось по течению реки на первой передаче при больших оборотах двигателя, не останавливаясь и не снижая оборотов.
    3.28. После преодоления водной преграды водитель обязан просушить тормозные колодки и проверить надежность действия тормозов.
    3.29. Не разрешается перевозить людей вне кабины. В кабине лесовозного автомобиля допускается перевозить лиц, указанных в путевом листе или имеющих на это разрешение.
    3.30. Прибыв на место погрузки, водитель обязан проверить правильность установки машины по отношению к штабелю хлыстов, исправность крепления дышла, крестовой сцепки, замков стоек, коников прицепа и машины и дать сигнал машинисту-крановщику.
    3.31. Во время погрузки лесовозного автопоезда водитель должен следить за правильностью распределения груза и не допускать перегруза автопоезда.
    Запрещается находиться во время погрузки:
    на кабине автомобиля;
    на погружаемом подвижном составе;
    на штабеле хлыстов;
    в зоне работающего погрузчика;
    около машины со стороны противоположной погрузке на расстоянии менее 10 м.
    3.32. Запрещается перевозка хлыстов, деревьев, лесоматериалов, погруженных выше стоек.
    3.33. По окончании погрузки автопоезда водитель должен проверить исправность сцепных устройств, соблюдение габаритов автопоезда, видимость световых сигналов и опознавательных знаков, после чего увязать погруженные хлысты (деревья) между передним и задним кониками одним или двумя специальными увязочными приспособлениями. Лесоматериалы (сортименты) увязываются по стойкам с освобождением их от увязочного приспособления с поверхности дороги. Допускается увязывать лесоматериалы (сортименты) увязочным приспособлением между стойками, если транспортирование их осуществляется на территории нижнего склада.
    Увязку воза следует выполнять со стороны, противоположной выгрузке, осуществляемой с помощью разгрузочно-растаскивающих устройств и со стороны рабочего места водителя при выгрузке с помощью кранов.
    3.34. На лесовозных дорогах максимальная ширина лесовозного автопоезда измеряется по конику, а максимальная высота - по величине заводских стоек коника автомобиля.
    3.35. Водитель должен обозначить хлысты и деревья, выступающие за габариты автопоезда, сигнальными щитками или флажками размером 400х400 мм (с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм).
    3.36. При движении с грузом водитель должен наблюдать за его состоянием через зеркала заднего вида и при обнаружении неисправностей остановиться и принять меры к их устранению.
    3.37. При движении автопоезда по скользкой дороге необходимо плавно изменять режимы движения, не допуская больших ускорений. При этом повороты рулевого колеса, разгон автомобиля и торможение его следует производить плавно.
    3.38. На участках пути с ограниченной видимостью необходимо снижать скорость до минимальной, подавать предупредительные сигналы и двигаться с осторожностью.
    3.39. Во избежание столкновения при движении во время тумана следует подавать звуковые сигналы и отвечать на сигналы других водителей.
    3.40. При подъезде к повороту водитель должен быть особенно внимательным, так как при переходе с прямой на кривую роспуск отклоняется от траектории движения автомобиля во внешнюю сторону, в результате чего при правом повороте концы хлыстов (задний свес) заходят на левую сторону и могут перекрыть проезжую часть дороги. Поэтому водитель при выходе на кривую должен убедиться, что свисающие концы хлыстов не заденут за какие-либо препятствия или встречную автомашину. При невозможности проезда встречного транспорта водитель должен занять до поворота крайнее правое положение, остановиться и пропустить груженый автопоезд. Перед такими местами должны быть установлены соответствующие предупредительные знаки и надписи.
    3.41. Перед изменением направления движения или перед остановкой лесовозного автопоезда водитель обязан подать предупредительный сигнал, а останавливаться только на обочине лесовозной дороги.
    3.42. Выходя из кабины автомобиля на проезжую часть дороги, водитель должен предварительно убедиться в отсутствии движения в попутном и встречном направлениях.
    3.43. Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность движения во время отсутствия водителя.
    3.44. При остановке и стоянке в темное время суток или при тумане, дожде, снегопаде на автомобиле должны быть включены габаритные или стояночные огни.
    3.45. Водителю лесовозного автопоезда запрещается:
    управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
    выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
    при стоянке автомобиля спать и отдыхать в кабине при работающем двигателе;
    передавать управление автомобилем лицам, за которыми не закреплена данная машина, или посторонним лицам;
    ездить ближе чем 60 м от места валки леса;
    производить техническое обслуживание и ремонт автопоезда во время погрузки или разгрузки леса;
    подогревать двигатель открытым пламенем (паяльными лампами др.);
    пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов;
    курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков, а также при протирке двигателя ветошью, смоченной бензином;
    проезжать под поднятой пачкой леса;
    отталкивать с проезжей части дороги бревна, лежни, хлысты и другие предметы посредством колес автомобиля;
    использовать автомобиль в личных целях без разрешения.
    3.46. Во время выгрузки древесины с лесовозного автопоезда открывание замков стоек коников осуществлять в последовательности передний коник - задний коник. При использовании двух и более комплектных автопоездов водитель должен передвигаться от кабины к последнему роспуску, а не наоборот.
    3.47. Водитель лесовозного автопоезда обязан:
    заметив нарушение Правил дорожного движения или инструкции другим водителем, создающим опасность для окружающих, предупредить нарушителя и принять необходимые меры к обеспечению безопасности;
    оказать техническую и другую помощь водителям в случае необходимости или возникновения опасности дм движения;
    немедленно остановиться по сигналу работников милиции, общественных инспекторов Госавтоинспекции и предоставить им для проверки водительское удостоверение, путевой лист, регистрационные документы на автомобиль и документы на перевозимый лесоматериал;
    остановиться и предоставить автомобиль: медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также независимо от направления движения врачам и среднему медицинскому персоналу для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение; работникам милиции для выполнения неотложных служебных заданий; работникам милиции, общественным автоинспекторам и внештатным сотрудникам Госавтоинспекции для доставки в ближайшее лечебное учреждение лиц, нуждающихся в безотлагательной медицинской помощи; работникам государственной лесной охраны для проезда в попутном направления к местам лесных пожаров или для возвращения из этих мест.

    4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

    4.1. При показаниях приборов, оповещающих о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, необходимо немедленно остановить машину и выключить двигатель. Далее принять меры к устранению выявленных неисправностей;
    после охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты;
    открыть крышку радиатора без резкого ее откручивания, остерегаясь сильного выхода горячих паров (руки должны быть защищены рукавицами) и залить охлаждающую жидкость.
    При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания водитель обязан выключить двигатель машины.
    4.2. При вынужденной остановке лесовозного автопоезда на дороге (по причине неисправности) водитель обязан выставить сзади автопоезда знак аварийной остановки и принять меры к устранению неисправности, а в необходимых случаях прибегнуть к помощи других водителей, и, если неисправность устранить не удалось, следовать в гараж с соблюдением мер предосторожности. В случаях, когда не работают тормоза, повреждены детали рулевого управления, подтекает топливо из системы питания, поврежден карданный вал, неисправно тягово-сцепное устройство, а также в случае съезда автопоезда с колейного покрытия или в кювет и невозможности самостоятельно выехать, водитель должен довести это до сведения механика или руководителя работ.
    4.3. Водитель обязан выполнять принятое решение механика (руководителя работ) относительно разгрузки автопоезда, дальнейшей его буксировки или его буксировки в груженом состоянии на небольшое расстояние до момента выхода автопоезда на лесовозную дорогу.
    Запрещается использовать в качестве буксира груженый лесовозный автопоезд, а также буксировать неисправный груженый автопоезд.
    4.4. Не разрешается производить сцепку и находиться между сцепляемыми транспортными средствами до полной их остановки.
    4.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
    без промедления остановиться и не трогать с места лесовозный автопоезд, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию если невозможно движение других транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение лесовозного автопоезда и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов;
    при необходимости оказать доврачебную помощь.
    4.6. Водитель должен уметь оказывать доврачебную помощь Такая помощь оказывается немедленно, непосредственно на месте происшествия и в следующей последовательности сначала нужно устранить энергоисточник травмирования (выключить двигатель, остановить механизм, извлечь пострадавшего из-под хлыста, машины и др.). Оказание помощи надо начинать с самого существенного, что угрожает здоровью или жизни человека (при сильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану, при подозрении закрытого перелома наложить шину; при открытых переломах сначала следует перевязать рану, а затем наложить шину; при ожогах наложить сухую повязку, при обморожении пораженный участок осторожно растереть, используя мягкие или пушистые ткани).
    После оказания доврачебной помощи пострадавший должен быть направлен в ближайшее лечебное учреждение.
    При подозрении повреждения позвоночника транспортировать пострадавшего только в положении лежа на жестком основании.
    4.7. Сообщить о случившемся в милицию и на предприятие, записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия комиссии по расследованию дорожно-транспортных происшествий, работников Госавтоинспекции и следственных органов.

    5. Требования безопасности по окончании работы

    5.1. После возвращения с линии проверить лесовозный автопоезд. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению. При подготовке автопоезда, направляемого на техническое обслуживание или ремонт, вымыть его и очистить от грязи и льда.
    5.2. Если автопоезд технически исправен, провести ежедневное техническое обслуживание и подготовленный автопоезд поставить на место стоянки.
    5.3. При безгаражном хранении без пароподогрева в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя, затянуть рычаг стояночной тормозной системы.

    . Полная версия документа с таблицами, изображениями и приложениями в прикрепленном файле.