Руководства, Инструкции, Бланки

отчет по надомному обучению образец img-1

отчет по надомному обучению образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Положение о надомной форме получения образования

ЮГО - ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

109507, Москва, Ферганский проезд д.10, к.5 E-mail: info@

тел.; факс: (495) 376-41-17 http:

о надомной форме получения образования.

1. Общие положения.

1.1. Настоящее положение регулирует образовательную деятельность школы при обучении детей на надомной форме.

1.2. Учащиеся, находящиеся на надомной форме обучения, являются составной частью системы образования школы, им предоставляется возможность обучатся на дому в случаях, когда в силу состояния ребёнка он не может обучаться по классно-урочной системе. При обучении детей на дому реализуются программы обучения, действующие в школе.

1.3. При обучении детей на дому, реализуется цели и задачи школы, обеспечивающие обучение, воспитание, социальную адаптацию в обществе с нарушениями в развитии и другими заболеваниями, которые не могут находится на обучении по классно-урочной системе в силу состояния здоровья.

2. Организация надомного обучении в школе.

2.1. Учащиеся школы переводятся на надомную форму обучения приказом директора школы, по заключению врачей с представлением справки установленного образца из поликлиники по месту жительства и заявление родителей с просьбой о переводе на надомную форму обучения

2.2. Дети, находящиеся на надомном обучении числятся за своим классом, могут посещать общешкольные мероприятия, отдельные занятия. Таким образом, занятия организуются, как в условиях помещениях школы, так и на дому ребёнка в зависимости от индивидуальных возможностей детей и возможностей родителей привозить их в школу.

2.3. Объем учебной нагрузки учащихся находящихся на надомной форме обучения определяется их состояние здоровья, при этом не может быть меньше в 1- 4 классах – 8 часов в неделю, в 5-6 классах – 10 часов, в 7-10 классах – 11 часов, в 11 классе – 12 часов. Продолжительность учебных занятий на дому соответствует продолжительности уроков в школе, согласно действующим положениям и Уставу школы

При наличии медицинских рекомендаций количество часов может быть увеличено, но не должно превосходить предельно допустимую нагрузку базового компонента учебного плана.

2.4. С обучающимися на надомной форме обучения проводятся индивидуальные коррекционные занятия в помещении школы с психологом, логопедом и дефектологом.

3. Образовательный процесс.

3.1. Содержание образования учащихся на надомной форме обучения определяется образовательными программами, принимаемые и реализуемые школой самостоятельно на основании примерных образовательных программ.

3.2. Учебный год начинается с 1 сентября, при этом годовой календарь график каникул совпадает с годовым календарным графиком школы. По окончанию обучения выдается документ государственного образца об уровне образования.

4. Участники образовательного процесса.

4.1. Участниками образовательного процесса, при обучении на надомной форме обучения, является обучающиеся на надомной форме обучения, педагогические работники, специалисты психолого-логопедической службы, родителей, лица их заменяющие.

4.2. Обучение детей обучающихся осуществляется педагогами, имеющими специальную подготовку. Психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляет педагог-психолог школы. Индивидуальную коррекционную работу по коррекции нарушенных функций осуществляет штатный специалист школы (в условиях учреждения).

4.3. Перевод с надомной формы обучения на классно - урочную систему производится по истечению срока, определённого органами здравоохранения.

4.4. Взаимодействия между школой и родителями (лицами их заменяющими) оговорены в родительском договоре, который подписывается после перевода ребёнка на надомную форму обучения.

Настоящее Положение составлено в соответствии с положением об общеобразовательном школе для больных детей и детей-инвалидов, утверждённого Правительством Москвы 25.0L1995г. №726-РП

Другие статьи

Статья на тему: Анализ работы надомного обучения

Статья на тему:
Анализ работы надомного обучения

С целью удовлетворения потребности в получении бесплатного и качественного образования всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, основываясь на законодательство РФ, регламентирующее предоставление возможности обучаться индивидуально на дому детям, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательное учреждение, в МБОУ «СОШ №1 города Анадыря» организовано индивидуальное обучение на дому.

МБОУ «СОШ №1 города Анадыря»

в рамках индивидуального обучения на дому

в 1 четверти 2014 – 2015 учебного года

Дата: « 15», ноября 2014 года

Объект проверки: журналы надомного обучения, заключения ПМПк, медицинские справки, заявления родителей (законных представителей), заявления учащихся и т.д.

Цель проверки: соблюдение законодательства в области образования и доступности образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.

С целью удовлетворения потребности в получении бесплатного и качественного образования всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, основываясь на законодательство РФ, регламентирующее предоставление возможности обучаться индивидуально на дому детям, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательное учреждение, в МБОУ «СОШ №1 города Анадыря»

организовано индивидуальное обучение на дому.

Деятельность в рамках надомного обучения в МБОУ «СОШ №1 города Анадыря»

условно можно разделить

на два основных блока:

1) образовательная деятельность

2) ПМП сопровождение ребенка «надомника» и его семьи;

1. Образовательная деятельность

Образовательное пространство надомного обучения в МБОУ «СОШ №1 города Анадыря»

охватывает детей с ОВЗ с семилетнего возраста до 18 лет, также совершеннолетних учащихся, не освоивших основные образовательные программы основного общего образования.

В 1 четверти 2014-2015 учебного года в МБОУ «СОШ №1 города Анадыря»

на надомном обучении по медицинским показателям находится 17 учащихся. Из них: 8 учащихся – начальная школа, 6 человек – учащиеся 5-8 классов, 3 человека – выпускники 9-х классов.

Статистика количественного состава детей,

обучающихся индивидуально на дому, за 3 года

Из диаграммы видно, что количество детей, обучающихся индивидуально на дому, из года в год остается неизменным.

Содержание образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которым по состоянию здоровья ВКК было рекомендовано индивидуальное обучение на дому, в МБОУ «СОШ №1 города Анадыря» определяется индивидуально-ориентированными образовательными программами, разрабатываемыми педагогами надомного обучения на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII (VIII) вида, общеобразовательных программ, методических рекомендаций и индивидуальных образовательных программ для детей с глубокой степенью умственной отсталости и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и возможностей ребенка, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.

Все программы содержат пояснительную записку, в которой указываются индивидуальные особенности ребёнка и раскрываются основные принципы построения программного материала с учётом этих особенностей. В содержательной части предусмотрен определённый минимум знаний и практических умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения, а также разработаны индивидуальные для каждого ребенка критерии оценивания уровня освоения образовательных программ, результативности их учебной деятельности.

В 2014 – 2015 учебном году в зависимости от направлений образовательных

маршрутов, рекомендованных городской ПМПК Администрации ГО Анадырь и конкретных возможностей детей, обучающихся индивидуально на дому в МБОУ «СОШ №1 города Анадыря»

виды образовательных программ:

- программы специального (коррекционного) образования VII вида;

- программы специального (коррекционного) образования VIII вида;

- программы специального (коррекционного) образования VIII вида для детей с

глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта;

- программы специального (коррекционного) образования VIII вида для детей с

глубокой умственной отсталостью (социально-педагогической направленности).

В целом, по уровню содержания академического компонента все индивидуально-ориентированные программы условно можно разделить на 3 группы:

1. Содержание академического компонента сопоставимо по уровню с образованием здоровых сверстников, но с более пролонгированными календарными сроками для освоения материала.

2. Академический компонент редуцирован за счёт расширения области развития жизненной компетенции. Программный материал в этом случае соответствует содержанию образовательных программ С(К)ОУ VIII вида, но предполагает исключение отдельных тем вообще в силу индивидуальных возможностей ребёнка.

3. Максимальное углубление в область развития жизненной компетенции при значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования. Данный вариант предусматривает выработку строго индивидуальных требований к уровню образования и индивидуально дозированное и планомерное расширение жизненного опыта ребёнка и его повседневных контактов в доступных для него пределах.

Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Статистика количественного состава детей,

обучающихся c использованием дистанционных образовательных технологий, за 3 года

Дистанционное обучение позволяет приобрести как дополнительные знания

по предмету, так и повысить их уровень. Оно облегчает процесс обучения с бытовой

точки зрения и является комфортной в психологическом плане.

Необходимыми условиями осуществления дистанционного обучения являются наличие выхода в Интернет и электронной почты у учителя и учащегося, владение основными пользовательскими навыками при работе с компьютером, а также разработанный комплекс программ, в соответствии с которым и будет, осуществляется дистанционное обучение.

Основной формой данного процесса является общение учителя и учащихся

посредством электронной почты или в режиме он-лайн.

В 1 четверти 2014-2015 учебного года не в полном объеме было реализовано дистанционное обучение ученика 9-го класса Губанова Никиты, в связи с переездом ученика в ГБУ «АОПНИ» (08.10.2014г.). Возникла проблема адаптации в новых условиях проживания и режима медицинского учреждения. В связи с чем, дистанционное обучение было приостановлено. В период каникул заместителем директора по УВР Ушановой И.Н. психологом ГУ «ЧОКЦСОН» был проведен мониторинг готовности обучения на базе ГБУ «АОПНИ». Таким образом, во 2 четверти для Губанова Никиты будет возобновлено дистанционное обучение.

2. ПМП сопровождение «надомника» и его семьи

Дети, обучающиеся индивидуально на дому, - это группа детей, которая требует особо пристального внимания со стороны службы сопровождения.

Как уже отмечалось выше, в МБОУ «СОШ №1 города Анадыря» процент детей,

обучающихся на дому растет (на сегодняшний день он составляет 1% от общего количества обучающихся). Но на ряду, с увеличением количества детей, которые по медицинским показаниям не могут обучаться по традиционной классно-урочной системе, растет доля детей, которые не могут овладеть даже самым минимумом материала общеобразовательных предметов, который предлагается для освоения программами С(К)ОУ VIII вида В.В. Воронковой, И.М. Бгажноковой, Т.В. Алышевой поэтому педагоги, работающие с такими детьми

постоянно находятся в поиске ответа на вопрос «как и чему обучать детей со

Не смотря на то, что в МБОУ «СОШ №1 города Анадыря» организация индивидуального обучения на дому предоставляет возможность детям заниматься с учителем в учебных классах школы, продолжает оставаться актуальной и очень острой проблема, которая заключается в

нарушении связи ребенка с ограниченными возможностями здоровья с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей.

Значительное увеличение количества детей с тяжёлыми и множественными

нарушениями, в силу своих психологических и физиологических особенностей оказавшихся неспособными усваивать ни одну из предлагаемых специальных (коррекционных) образовательных программ, вынужденная социальная депривация рассматриваемой категории детей поставило перед образовательным учреждением первоочередную задачу выбора индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения таких детей.

Обозначенные проблемы делают очевидной необходимость организации

комплексной помощи таким детям и их семьям, а так же сами собой вырисовываются и цели комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей, обучающихся индивидуально на дому:

  • обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического
  • сопровождения детей с учетом их индивидуальных, возрастных особенностей,
  • состояния соматического, нервно-психического здоровья
  • создание комплексной системы психолого-педагогических условий,
  • способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в
  • помощь семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья, находящимся

на домашнем обучении.

Для реализации поставленных целей все специалисты ПМПк совместно работают
над решением следующих задач:

  • Выявление резервных возможностей развития ребенка и на этой базе определение

перспективных направлений коррекционно-развивающей работы

  • Определение характера, продолжительности и эффективности специальной

(коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в школе возможностей

  • Разработка и реализация индивидуально-ориентированных образовательных

маршрутов с их обязательным психологическим обеспечением (виды программ)

  • Оказание психолого-логопедической помощи и поддержки ребенку и родителям.
  • Систематическое отслеживание результативности сопроводительной работы

(психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития

  • в процессе школьного обучения) и своевременная корректировка перспективных
  • Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка,

динамику его состояния, уровень школьной успешности.

  • Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры)

учащихся, родителей, педагогов.

С обучающимися на надомной форме обучения в рамках сопровождения проводятся индивидуальные коррекционные занятия с психологом, учителем-логопедом и социальным педагогом. Так же проходят индивидуальные консультации с родителями, даются соответствующие рекомендации. Так в серьезной помощи на сегодняшний день нуждаются 2 учащихся надомного обучения: Холоденин Павел, Черер Ангелина. Для них организованы не только коррекционные занятия, но и осуществляется наблюдение и лечение на базе ГБУЗ «Чукотская окружная больница» ОПНДИ. Но, несмотря на рекомендации медицинских работников и руководителя надомного обучения только Черер Ангелина проходит лечение на базе лечебного учреждения. Родители Холоденина Павла так и не обратились за помощью в медицинскую организацию. У ученика явно выражено агрессивное поведение, нарушение восприятия правильности отношений в обществе.

На протяжении всего периода работы с ребенком осуществляется промежуточный и итоговый мониторинг результативности выбранного маршрута сопровождения, а также своевременная корректировка перспективных планов. Так, например, с 1 сентября 2014 -2015 учебного года, а также в 2013-2014 учебном году таким учащимся как, Снытко Денис, Черникова Сабрина, Долганов Макар неоднократно изменяли образовательный маршрут (корректировка учебного плана) на основании медицинских показаний или в целях дифференциации и социализации.

Работа по сопровождению ребенка, обучающегося индивидуально на дому

ведется до достижения стабильной положительной динамики (часто, все 9 лет до

конца обучения в школе).

Таким образом, можно сформулировать следующие задачи, которые планируется

решать в 2014 – 2015учебном году в рамках индивидуального обучения на дому:

1. Формирование особой качественно отличающейся образовательной среды индивидуального надомного обучения, в которой будут обеспечены благоприятные условия эффективного полисубъектного взаимодействия, способствующего сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности учащихся с ОВЗ.

2. Дальнейшее развитие и совершенствование комплекса методов психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса индивидуального обучения на дому.

3. Разработка и внедрение авторских развивающих и психокоррекционных программ, а также инновационных учебных программ и календарно-тематического планирования по всем дисциплинам индивидуальных учебных планов.

4. Создание условий эффективной адаптации и социализации учащихся с нарушениями здоровья не только в рамках образовательной среды, но и за ее пределами.

5. Активное включение родителей в образовательный процесс

6. Формирование системы методической поддержки, повышения квалификации и переподготовки педагогов в области новых информационных технологий.

Официальный сайт школы № 615 - Надомное обучение

Надомное обучение

В связи с изменениями в законодательстве с 1 сентября 2012 года изменяются правила оформления надомного обучения в общеобразовательных школах.
Предлагаем Вам ознакомиться с изменениями, если Вы считаете, что Ваш ребенок нуждается в обучении на дому.
С нормативными документами Вы можете ознакомиться здесь:

  • надомное обучение КО Распоряжение 1425 р от 17.05.2012 г.
  • инд обучение КО Распоряжение 584 р от 29.02.2012 г.
  1. В перечне заболеваний, дающих право отдельным категориям, найдите диагноз своего ребенка (перечень прилагается).
  2. Обратитесь в поликлинику, где наблюдается Ваш ребенок к лечащему врачу.
  3. В поликлинике Вам выдадут два медицинских документа: справка врачебной комиссии, выписка из истории развития ребенка (ф. 112).
  4. С этими двумя медицинскими документами, своим паспортом, свидетельством о рождении ребенка (или паспортом ребенка) обращайтесь в отдел образования администрации Адмиралтейского района.
  5. В отделе образования Вы напишите заявление о предоставлении меры социальной поддержки по воспитанию и обучению на дому Вашему ребенку (по определенной форме).

Все представленные Вами документы будут рассмотрены на заседании медицинской комиссии администрации Адмиралтейского района, которая даст заключение, подтверждающее наличие заболеваний, дающих право отдельным категориям детей на получение меры социальной поддержки по воспитанию и обучению на дому.

  1. На основании выданного заключения и распоряжения администрации Адмиралтейского района Вашему ребенку в школе будет предоставлено надомное обучение, а с Вами заключен договор об обучении на дому ребенка льготной категории.
  2. Если в перечне заболеваний не оказалось Вашего диагноза, обращайтесь в поликлинику для дообследования.

ПЕРЕЧЕНЬ заболеваний, дающих право отдельным категориям детей на получение меры социальной поддержки по воспитанию и обучению на дому Вы можете скачать здесь перечень заболеваний.

Нормативные документы по предоставлению меры социальной поддержки по воспитанию и обучению на дому.

  1. Закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  2. Закон Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
  3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2011 № 1649 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «Об общем образовании в Санкт-Петербурге».
  4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2012 № 222 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2011 № 1649».
  5. Распоряжение Комитета по образованию от 29.02.2012 № 584-р «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2011 № 1649».

Порядок предоставления меры социальной поддержки

в форме обеспечения воспитания и обучения детей льготных категорий на дому по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
в 2012 – 2013 учебном году в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга

Для получения меры социальной поддержки в форме обеспечения воспитания и обучения детей льготных категорий на дому по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее – обучение на дому):

Родители (законные представители) представляют в отдел образования администрации Адмиралтейского района следующий комплект документов:

  • заявление о предоставлении меры социальной поддержки по воспитанию и обучению детей льготных категорий на дому,
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал и ксерокопия),
  • свидетельство о рождении ребенка (паспорт для детей достигших возраста 14 лет) (оригинал и ксерокопия),
  • документ, удостоверяющий полномочия заявителя (для опекунов и попечителей) (оригинал и ксерокопия),
  • справка врачебной комиссии детской городской поликлиники, или городской поликлиники, или СПбГКУЗ «Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» им. Мнухина», (по месту наблюдения ребенка),
  • выписка из истории развития ребенка (ф. № 112),
  • выписка из приказа ГБОУ о зачислении ребенка в контингент образовательного учреждения.

Медицинская комиссия администрации Адмиралтейского района на основании представленных заявителями документов выдает заключение, подтверждающее наличие заболеваний, дающих право отдельным категориям детей на получение меры социальной поддержки по воспитанию и обучению на дому.
Администрация Адмиралтейского района на основании заключений медицинской комиссии издает распоряжение о предоставлении меры социальной поддержки по воспитанию и обучению на дому отдельным категориям детей.

Общеобразовательное учреждение на основании распоряжения администрации издает приказ о переводе учащегося на обучение на дому.

Обучение на дому начинается с даты выхода распоряжения администрации

о предоставлении меры социальной поддержки по воспитанию и обучению на дому отдельных категорий детей (Скачать)

Надомное обучение второсортное?

В педагогической среде априори считается, что ждать от надомного обучения хороших результатов по меньшей мере наивно

Почти в каждой общеобразовательной школе школе есть так называемые "надомники" - дети, обучающиеся на дому по медицинским показаниям. Понятие «надомное обучение» не следует понимать буквально. Обучение таких детей может проводиться как дома, так и в школе — главная его особенность в занятиях тет-а-тет с учителем, то есть в индивидуальном подходе.


Четких норм и правил организации надомного обучения нет. Строго должны соблюдаться лишь требования общего числа академических часов: в начальной школе — 8 часов внеделю, с 5 по 8 класс — 10 часов, 9-классникам предписаны 11 часов и старшеклассникам — 12. В рамках этих нормативов школа и вынуждена крутиться.

Львиная доля учебного времени, разумеется, отдается основным предметам, но поскольку "музо" и "изо" и прочие хорошие и нужные для жизни предметы из программы не удалены, им тоже приходится уделять внимание — хотя бы 11 с половиной минут в неделю (чаще, конечно, учитель соединяет четвертинки и проводит 23-минутный урок музыки, ОРКСЭ или рисования один раз в две недели).

Словом, положенные часы как дробят, исходя из особенностей предмета и заболевания ребенка, так и объединяют — как правило, это делается для удобства учителя, особенно если живет семья «надомника» в отдалении от школы. Энергозатраты педагога следует экономить, - это общее мнение руководства школ, - особенно в свете того, что оплачивается учителю не ходьба, а преподавание. Поэтому походы «надомника» в школу, естественно по согласованию с родителями, приветствуются. Особенно хорошо, когда ребенок приходит в «окна». И даже бывают случаи, что оформленный как «надомник» ученик сидит на уроках в классе. «А что тут такого, если ему хочется побыть в коллективе?» - против такого аргумента учителям возразить нечего. Но тут есть свои риски, о них речь пойдет ниже.

В общем-то, как видно из приведенных выше данных, в сравнении с обычными школьниками, загруженными чуть не по 8-10 часов в день, «надомники» учатся мало. Но если учесть, что работа с ними ведется индивидуальная (сравнимая по сути с репетиторством, но оплаченным школой), то часы, проведенные с учителем, по эффективности и продуктивности смело можно удвоить. Но даже если мы удвоим (в случае если преподаватель относится к своим обязанностям добросовестно) количество часов, их все равно недостаточно для освоения программы в полном объеме.

Неслучайно в образовательных учреждениях повышенного уровня — лицеях и гимназиях с профильным преподаванием тех или иных дисциплин - надомники встречаются нечасто. Обычно, если у ученика физ-мат лицея или языковой гимназии появляются серьезные (долговременные) проблемы со здоровьем, сопряженные с необходимостью учить его на дому, администрация довольно твердо дает понять родителям, что ребенка нужно переводить в школу по месту жительства - «для его же блага», потому что «ребенок не справится с серьезной нагрузкой, будет отставать и испытывать моральный дискомфорт».

О чем свидетельствует этот широко известный факт? О том, что надомное обучение в педагогической среде априори считается второсортным - ждать от него хороших результатов по меньшей мере наивно.

Я сразу оговорюсь, что надомное обучение не нужно путать с экстернатом (очно-заочной), дистанционным (заочной) формами обучения и тем более с семейным образованием, хотя по сути, все названные формы являются домашними. За надомное обучение целиком ответственна школа, в которой числится ребенок. Она отвечает за выполнение программы, контролирует педагогов и из своего бюджета оплачивает их труд. Нетрудно догадаться, что если надомников в школе много и тем более, если надомники появляются в середине финансового года, после утверждения бюджета, стоимость одного урока резко падает — потому что школьный бюджет подобен тришкину кафтану.

Но поскольку основанием для перевода на надомное обучение является документ о временном или долговременном нездоровье ученика и заключение комиссии лечебно-профилактического учреждения, то школе приходится мириться с данностью и решать проблему, рассчитывая только на свои силы. Она и решает. Как может.

Часто родители надомников бывают недовольны организацией обучения. Многие из них жалуются, что уроки нередко пропускаются, переносятся, комкаются, проводятся без должного внимания. Они не понимают, что корень проблемы кроется в финансовой плоскости. Учителя в большинстве своем люди ответственные и добросовестные, склонные радеть о результате и выполнять обязанности. Но сегодня они настолько перегружены ими, что им не позавидуешь. Многие функции, возложенные на учителя, вовсе не оплачиваются, что-то оплачивается символически. Мотивации по сути нет, расчет лишь на энтузиазм. Учитель, занимаясь с надомником, чаще всего даже понятия не имеет, сколько стоит его час - об этом знает лишь бухгалтерия, но делиться своим знанием не торопится, потому что суммы «плавают». И чаще всего «плывут» они в сторону уменьшения в связи с сокращением бюджета. О серьезном урезании бюджета и необходимости жесткой экономии бюджетных средств директора говорят уже второй год. Станешь ли стимулировать и мотивировать, если денег не хватает даже на зарплату? Удивительно ли, что тарификация учителей, обучающих «надомников», проведенная в начале года, далеко не всегда совпадает с последующими реальными выплатами.

Но это только часть трудностей. Вторая часть чисто организационная. Составить удобное для всех педагогов «надомное» расписание, особенно если «надомников» в школе много, не представляется возможным. Индивидуальные графики то и дело корректируются в связи с общешкольными и внеклассными мероприятиями, которые хоть и планируются заранее, но проводятся когда придется (и тут все понятно, ибо школа — живой организм и нельзя требовать от нее протокольного выполнения планов). Поэтому далеко не всегда учителя виноваты в том, что индивидуальный урок срывается или переносится, или — того хуже - проводится в спешке.

Есть еще один важный момент. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации. Замечу, дает право, но не обязывает. Поэтому если родители хотят, чтобы их ребенок посещал школу наравне со всеми, администрация школы не может этому препятствовать. В крайнем случае — может аргументированно убеждать. Причем очень важно, если убедить родителей учить на дому не удается, заручиться документом, снимающим со школы ответственность — в этом случае нужно взять с родителей заявление и расписку в том, что они отдают себе отчет о возможных рисках.

Риски, конечно же, есть. Дети с ДЦП испытывают трудности с передвижением и, попав в толпу несущихся по лестницам школьников, могут потерять равновесие, упасть и сильно удариться. У астматиков и эпилептиков школа может спровоцировать приступ, а помощь далеко не всегда поспевает вовремя. Так, несколько лет назад в одной из нижегородских школ произошел трагический случай. Девочка, больная астмой, скончалась от приступа в школе, не дождавшись приезда скорой. По документом она числилась на надомном обучении, но родители хотели, чтобы она ходила на уроки. Девочка была способной, и ей хотелось быть в коллективе. Но так как просьба родителей была устной и заявления с них не требовали, вся ответственность за трагедию легла на руководство школы.

Поэтому как сделать для ребенка лучше, гуманнее, разумнее, должны все-таки решать родители. На школу надейся, а сам не плошай, как говорится. Конечно, у всех детей должны быть равные шансы на образование. В идеале. Но наша страна пока бедна и не может, даже по финансовым причинам, обеспечить всем детям равные условия. Это нужно признать, чтобы не требовать невозможного от директоров и педагогов.

Каким может быть решение проблемы? На мой взгляд, самым разумным представляется создание при муниципалитетах единого центра, занимающегося детьми, нуждающимися в особом, индивидуальном обучении. При центре должна работать одна или несколько (в зависимости от численности школьников) мобильных педагогических бригад, хорошо оснащенных и отдельно финансируемых. Все специалисты этого центра должны в идеале получать особую квалификацию «педагог, работающий по программе индивидуального обучения». Только тогда можно будет требовать стопроцентного качества преподавания. Причем зарплата такого педагога должна рассчитываться особым образом, с повышающим за сложность и удаленность коэффициентом. В свете того, о чем уже давно говорят дошкольные психологи и дефектологи, уменьшения количества «надомников» в будущем ожидать не приходится. При том, что речь здесь лишь о детях с сохранным интеллектом. О надомниках коррекционных школ разговор особый.

Возможны, конечно, и другие варианты организации обучения. Но принцип решения проблем один — необходимо в первую очередь создать работникам условия, при которых можно требовать высокого качества. А если работа хронически выполняется плохо, значит условия из рук вон плохи.

От редакции сайта «Учительской газеты»

Этой публикацией на сайте «Учительской газеты» мы открываем серию материалов, с помощью которых планируем показать и проанализировать ситуацию с надомным обучением в России.

Тему для этой серии публикаций подсказала нам победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015» Ольга Рычкова, учитель математики средней школы поселка Кобра Нагорского района Кировской области. Именно она задала Владимиру Путину вопрос о проблемах тарификации часов для детей-надомников во время встречи в городе Сочи Президента России с пятнадцатью лауреатами конкурса «Учитель года России-2015». Тогда Владимир Путин поручил присутствующему на встрече министру образования и науки Дмитрию Ливанову разобраться в сути вопроса, ответ на который в Сочи так и не прозвучал.

Как на самом деле обстоит ситуация с обучением детей-надомников? Реально ли для них получение качественного образования на том же уровне, что и для детей, посещающих школы?

Следите за материалами нашего сайта.

Ольга Кико, учитель истории и обществознания школы №5 города Гая Оренбургской области:

В надомном обучении, как и в обычном, все неодинаково. Разные ситуации и, соответственно, разное качество. Если ученик на надомном обучении временно и с травмой, не влияющей на интеллект, то у него уроки ведут, как правило, те же педагоги, что и в его классе. Потери в качестве для ребенка в этом случае невелики, просто часов меньше. Но если ученик ответственно готовится, да еще знает, что его обязательно спросят (ведь на уроке только он), то все можно изучить и за короткое время. Я сама занималась с такими детьми, иногда по несколько месяцев, иногда и по скайпу (в период инфекций).

Хуже тем детям, которые на надомном обучении годами и у которых существенные психологические и интеллектуальные проблемы. С ними тяжело и малорезультативно. Специалистов для работы с такими детьми обычно в школе нет, а педагогу невыгодно из-за одного-двух часов готовить абсолютно другую программу. Да и времени на посещение обычно уходит много. Скажем так, затраты не окупаются. Поэтому часто с такими детьми занимаются учителя недогруженные, которым деваться некуда: часы нужны. Но есть и тут хорошие примеры. В нашей школе училась девочка с ДЦП, причем довольно тяжелым. Правда, ее мама - сама педагог, и это, видимо, сыграло положительную роль. Девочка закончила школу, техникум по дистанционной программе и в этом году поступила в МГУ. Из Москвы приехала, воспрянувшая духом, говорит, что там их очень хорошо приняли.
То есть все-таки в обучении, как обычном, так и надомном, очень многое зависит от самих детей и их родителей. Результат определяют именно их совместные усилия.

Алексей Овчинников, учитель биологии средней общеобразовательной школы села Баловнево Липецкой области, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011»:

Надомное обучение - лишь один из вариантов получения образования учеником, по тем или иным причинам не имеющего возможности посещать образовательное учреждение. Например, в рамках ПНП «Образование» в 2009-2012 годах действовала программа «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», согласно которой в каждом регионе должно было быть организовано не менее одного центра дистанционного образования для детей-инвалидов.

Во многих регионах эти центры работают, например, в Липецкой области. Я сам работал в таком центре четыре года. Создание дистанционных центров было федеральной программой, деньги на которую выделяли на условиях софинансирования. Но большая часть средств была федеральной.

Важно, что подобные центры дистанционного обучения, как правило, регионального уровня, т.е. финансируются нормально и у детей там полноценная учебная нагрузка, как в обычной школе.

Другой вариант – это интернаты различного вида. Для некоторых детей - это возможность и учиться, и лечиться, т.к. там обычно есть штат узких специалистов и специальные условия для детей-инвалидов. Причем, в Липецке, например, дети, живущие в областном центре, могут жить дома, а учиться в интернате, а иногородние там же и живут. Более того, процесс дальнейшего трудоустройства выпускников не остается без решения, а существует система сопровождения ребят, в результате чего они имеют возможность реализоваться во взрослой жизни.

Сейчас, на фоне перехода к инклюзии, многие спецучреждения закрывают («Учительская газета» периодически об этом пишет), хотя зачастую это не целесообразно по многим причинам.

Хочу обратить внимание и на то (мой опыт работы это подтверждает), что дети с заболеваниями, но посещающие школу, развиваются, обучаются, социализируются успешнее, чем их ровесники, находящиеся дома или в спецучреждении.

Вариант собственно надомного обучения – самый плохой, т.к. очень затратный для школы, а надомников «прикрепляют» именно к школам. Если школа маленькая, а учредитель (муниципалитет) бедный, то и стараются дать этим детям поменьше часов, потому что полную нагрузку бюджет не потянет.

В идеале у ребенка должно быть несколько вариантов получения образования, чтобы можно было выбрать лучший именно в конкретном случае. Для кого-то на самом деле и 8 часов может быть достаточно. Я бы не стал данный вопрос решать по принципу «взять и вместо 8 часов дать всем по 20». Хотя в каком-то конкретном случае нужно сделать именно так. Возможно, нужно лучше изучать имеющиеся возможности и персонально работать с каждым ребенком, выбирая для него оптимальные формы, методы и траектории получения образования.

Готовим к публикации!

Продолжением темы «домашнего» воспитания станут материалы об организации экстерната и семейного образования. Следите за материалами нашего сайта!

Фото Ольги Максимович

Надомное обучение