Руководства, Инструкции, Бланки

гуру таттва руководство по изучению img-1

гуру таттва руководство по изучению

Категория: Руководства

Описание

Александр Хакимов

Гуру-таттва

Что мы обычно подразумеваем под словом «гуру»? Важность более широкого понимания концепции гуру. Четыре столпа вайшнавской культуры. Кого считать старшим? Гуру – это вайшнав, вайшнав – это гуру. Основная обязанность вайшнавов – передавать знание. Ади-гуру. О важности принятия духовного учителя. «Все мои ученики должны стать духовными учителями». Гуру – значит «тяжелый». Что значит «принять гуру»? Три вида гуру. Первая и вторая дикша. Можно ли вернуться в Духовный мир без дикши? Смысл обряда дикши. Роль Гаятри мантры. Почему ученик отвергает духовного учителя? Оскорбления и степень ответственности. Является ли чистым преданным тот, кто достиг освобождения? Об отношениях гуру и ученика. Уровни осознания. Сложности понимания гуру-таттвы. Чем преданный отличается от обычного человека? Может ли ади-гуру менять шастры? Человек, который передает наставления Кришны, не отличен от Кришны.

Александр Хакимов – Алматы – 01 января 1999 ( прослушан 921 раз | скачан 687 раз ) текст на проверке

«Я просто делаю то, что хотел Бхактисиддханта Сарасвати». Бог-слуга. Может ли гуру пасть? Почему ученики разных гуру – разные? Выбор учителя. Быть учеником значит принимать шикшу. Вани и вапу. Хотите выбрать самого совершенного гуру? Гуру никогда не становится Богом. Как отличить ади-гуру от обычного гуру. Нужно ли вмешиваться в конфликт? Шикша может придти отовсюду. Азы этикета. Сойти с ментальной платформы. Уровни продвижения гуру. Когда ученик обгоняет учителя. «Почему ты такой грустный?» Что делать, если нет любви к Богу? Истории о Вамшидасе Бабаджи.

Александр Хакимов – Алматы – 01 января 1999 ( прослушан 241 раз | скачан 613 раз ) текст на проверке

Чем определяется преданность? Освобожденная душа может уйти сознательно. Абсолютные и относительные наставления. Как карма учеников влияет на учителя? Духовный прогресс учеников вдохновляет духовного учителя. Когда ученики должны быть строги к учителю. Сколько учеников может принять гуру. Чего нам не хватает, чтобы получить любовь к Богу? О спекуляциях в сфере религии. «Кришна устраивает так, чтобы мы были окружены многими духовными учителями» Как принимать наставления шикша-гуру. Объективные и субъективные наставления. Об уважении к учителям. Зависть к учителю. Сколько шикши нужно для получения дикши. Разногласия между учителями. Что значит «гуру представляет всех полубогов»? Духовный и материальный разум. По ученикам судят о гуру. Как принять материальные обязанности? Всегда ли ученики беспрекословно выполняют наставления гуру? Эффект «испорченного телефона». О вайшнавском этикете. Как развивается вера в учителя. Ответственность за неисполнение наставлений. Где сейчас Прабхупада?

Александр Хакимов – Алматы – 01 января 1999 ( прослушан 173 раз | скачан 563 раз ) текст на проверке

Может ли гуру утратить свое положение? Связь между духовным учителем и учеником. Усталость от преданного служения. Суть вайшнавской культуры. «Они посвятят тебя, передадут знание». Мы должны видеть друг друга как гуру. Дикша открывает доступ к духовному знанию. Увидеть гуру как представителя Кришны. Освобожденные и неосвобожденные гуру. Дикша и карма. Какие проблемы ученика видит гуру? Может ли гуру отказаться от ученика? Чему учит духовный учитель. Личная позиция гуру. Положение основателя-ачарьи. Шакти-авеша аватары. Об исполнении обетов и карме. Может ли брахмачари жениться? Четыре сампрадаи и их основатели-ачарьи. О Гаудия Матхе, ИСККОН и GBC. Верность ученика своему дикша-гуру.

Александр Хакимов – Алматы – 01 января 1999 ( прослушан 169 раз | скачан 556 раз ) текст на проверке

Как принимать наставления других учителей, не совершая оскорблений. Взаимодействие дикша и шикша-гуру. В Кали-югу беспокойства испытывают даже уттама-адхикари. Почему для проповеди нужна организация. Когда возможна реинициация? Что значит действовать как гуру. Истинная инициация происходит в сердце ученика. От послушания к привязанности. О трех исключениях из правила. Что делать в случае разногласий в наставлениях? Когда шикша-гуру может стать главным учителем для ученика. Оказывать почтение в соответствии с уровнем вайшнавов. Следуйте примеру старших и равных, но учитесь у всех. «Последний гуру». Разум и выбор учителя. Спящий разум. Как определить духовный уровень вайшнавов? О привязанности к преданному, который не может дать дикшу. Трудности в выборе духовного учителя.

Александр Хакимов – Алматы – 01 января 1999 ( прослушан 100 раз | скачан 522 раз ) текст на проверке

Видео

Другие статьи

Гуру Таттва - Студопедия

Гуру Таттва

Гуру-Таттва – это наука о духовном учителе, ученике и их правильных взаимоотношениях.

Гуру – носитель чистого сознания; посредник между мной и Богом.

Необходимость духовного учителя

Гуру необходим (степень необходимости):

1) Как помощник, ускоряющий, облегчающий процесс обучения, но не обязательно;

2) Необходим до определенного уровня;

3) Абсолютно необходим – вечный принцип для всех и навсегда (распространяется и на духовную сферу)

Аргументы третьего пункта:

1) «Тад видхи пранипатена…» Шастры говорят, что нужен Гуру.

2) Как через Шримати Радхарани необходима для достижения любви (премы) к Кришне, т.к. она расширяет блаженство (олицетворение всех самых лучших качеств)

3) Без гуру есть вероятность возгордиться, а с ним будет смирение.

Духовный мир – вечно расширяющийся, совершенство с усовершенствованием. В духовном мире есть разнообразие. Блаженство возникает из-за разнообразия ролей. Разнообразие подразумевает иерархию (неравенство). Вечное неравенство. Места полномочных, полноправных заняты. Мула-виграха – две формы, уполномоченные распоряжаться блаженством Кришны (Баларама и Шримати Радхарани). Баларама – тот, кто доставляет наслаждение и он же черпает из этого наслаждение. Его наслаждение в счастье Кришны. Он имеет «генеральную доверенность» от Кришны. Шримати Радхарани – энергия блаженства (внутренняя энергия Кришны). Все остальные - (слуги) последователи Балорамы и Радхарани.

Вечный гуру – тот, кто знает, как лично мне удовлетворить Кришну (передается по парампаре).

Вечное знание – как лично мне удовлетворить Кришну сейчас (Как служить Кришне). Преданное служение.

Побочный эффект знания – как выйти из невежества в материальном мире. Выбраться из невежества – преданное служение. Это знание всегда приходит по парампаре и в духовном мире тоже.

Апаратха – против Радхарани. Занимать должности Радхи, Баларамы и их ближайшего окружения невозможно, они давно и вечно заняты.

Мужчина – механизм, женщина – ток.

Эволюционировать (прогрессировать) без общества преданных невозможно.

Те кто отреклись от материального мира, - им открылось духовное измерение общества вайшнавов.

Преданные хотят доставлять Кришне все больше и больше наслаждения, поэтому духовный мир все больше расширяется. Принцип Гуру стоит на защите взаимоотношений в духовном мире. Чтобы прийти к Кришне, нельзя кого-то обойти, перепрыгнуть.

Мадхавендра Пури (являлся гуру Ишвара Пури, который в свою очередь был гуру Господа Шри Чайтаньи Махарабху) – в духовном мире Калпа Врикша (дерево).

Обитатели духовного мира могут экспансировать себя как и Кришна. У всех свои роли. Все экспансируют себя согласно Его настроению.

Равенство в духовном мире – в каком положении мы бы не были там, мы будем наполнены счастьем и блаженством доверху. Все основано на любви.

Через любовь (даря ее кому-то) мы можем испытывать счастье и блаженство еще больше, чем те, кому мы ее направляем (пример: мать и ребенок)

Каждый видит свое счастье в возможности удовлетворить Кришну. А Он создает условия, чтобы мы могли служить Ему постоянно.

Каждая экспансия – это индивидуальное живое существо со свободой выбора.

Мы на нашем уровне не можем это понять. Что значит духовный мир состоит из сознания? Как понять, что дживы не появляются (не рождаются) новые, они вечны всегда. И т.д. и т.п.

В духовном мире в любом случае лучше, чем в материальном.

Гуру дает нам опыт духовных отношений.

Парампара в духовном мире – идеальный менеджмент.

Вечный учитель – тот, кто постоянно учит тому, как удовлетворить Кришну мне и сейчас. Он состоит в парампаре, идущей от Шримати Радхарани и Баларамы. Гуру передает высший вкус.

Вечный гуру – одна и таже душа (джива) жизнь за жизнью ВЕЧНО. Вечными отношениями будут отношения, которые занимают ваше сердце. Открыл глаза мне вечный гуру. С ним вечные отношения.

Когда разовьется квалификация вечных отношений, то вечный гуру появится.

Дикша гуру – это тот, кто уполномочен вечным гуру строить отношения в нашем материальном мире. Все истинные гуру представляют наставления вечного гуру.

Всему свое время. Вопросы о духовном мире постепенно откроются по мере нашего совершенствования. Все произойдет естественным образом. Все, что нам надо из прошлого и будущего, уже реализовано в настоящем. Только часто мы к видению этого еще не готовы.

С Кришной мы можем быть связаны только через посредников. Это надо ПРИНЯТЬ. И никак ИНАЧЕ!

Я – слуга слуги, слуги, слуги,….

Принцип гуру действует везде и во всем.

Надо научиться различать грех от грешника.

В материальном мире очищаемся, удовлетворяя Кришну.

Парамантма – Бог, который играет с нами в прядки. В духовном мире ее нет, там Гуру является представителем парамантмы.

Кришна желает наслаждаться, отсюда возникает разнообразие, а из этого следует иерархия, разные уровни связей между существами.

В материальном мире качество Шанти Дхира – умиротворенность, независимость – это качества относящиеся к Шанти расе (отрешенный человек, невозмутимый человек). Шанта – нейтральная раса. Сюда же можно отнести Дасья расу и Сакхья расу (в них тоже присутствуют эти качества).

Ватсалья раса – родительские взаимоотношения. Мадхурья раса – супружеские взаимоотношения.

Любовь по Ведам – переношу свое тождество на другого.

Иисус Христос говорит: он – сын Бога (богочеловек). Это как принцип гуру. Но наше «черно-белое» мышление не может осознать, то что гуру – представитель Бога. Сакматхари – также, как Бог.

Материальная любовь – вожделение. Сострадание – подобие духовной любви. Духовная любовь – нет другого объекта моей любви и быть не может (степень бескорыстия и уровень эмоций очень высоки). Цитата из 8 стиха Шикшаштаки: «Даже, если Ты будешь очень грубо себя вести по отношению ко мне или будешь игнорировать меня – то я буду Тебя любить; если мое несчастье принесет Тебе радость – то так тому и быть, я тебя все равно люблю» (стандарт Шримати Радхарани).

Шанта раса – лилы Кришны целиком для нас проявлены, но мы выступаем только в роли наблюдателей, не можем влиять на ситуацию. В Дасья расе – мы можем уже участвовать, и от нас начинает что-то зависеть, появляется забота, переживания, волнение, ответственность.

В Сакхья расе – мы думаем, что наша способность влиять, такая же, как и у Кришны.

Каждая раса более эмоционально насыщена, переживания еще более острые, еще больше беспокойств. В Мадхурье расе очень большие беспокойства.

Ватсалья - без меня Кришна никак, он – маленький ребенок.

Господь Чайтанья говорил, что, то что я остаюсь в этом теле говорит о том, что у меня нет этой любви к Кришне; иначе я бы уже покинул это тело.

В духовном мире болезнь – это разлука с Кришной. Это прототип мирской болезни.

Маленькие дети живут настоящим (нет будущего), у них нет надежды; мать для них – это ВСЕ; и если они с ней расстаются, то внутри ощущают нестерпимую боль, равносильно смерти. В духовном мире, если Кришна уезжает из Вриндавана, то не остается надежды. Все в духовном мире живут настоящим, и оно вечно.

В духовном мире сварупа не меняется, а количество и качество взаимоотношений растет. Есть эволюция в дхамах:

· На райских планетах;

Эволюция в своей сварупе, динамика.

Более высокая раса – больше беспокойств. Но все беспокойства вокруг Кришны.

Духовное равенство – основа взаимоотношений между различными уровнями – это любовь. Между членами парампары связь – према (любовь).

Реальный эксперимент: Крыса в космосе, на ней датчики, а крысята на атомной подводной лодке, созданы все возможные условия, но – когда их убивают, она это чувствует.

Есть разные парампары. Пример: слуги Шримати Радхарани – они страдают, когда она страдает, а она страдает – когда расстается с Кришной. Манджари (маленькие девочки) испытывают любовь чувствами Шримати Радхарани.

Тад-эка-атма – слияние двух душ, способность так переживать, как объект моей любви.

Даже деревья являются гуру для птиц в духовном мире.

Пока мы не поймем природу расширения духовного мира, мы многие моменты не осознаем.

Любовная связь сглаживает все неравенство в духовном мире.

В материальном мире присутствует настроение дефицита, оно возникает в результате нашего желания занимать положение Бога.

А в духовном мире – настроение слуги – оно бесконечно. Нет дефицита, настроение изобилия. Там гонка служения.

«Расширение» Шримат Бхагаватам в результате передачи по парампаре (Ш.Б.2.9…):

Началось с четырех стихов поведанных Господом Брахме, а он передал Нараде с наставлениями подробнее разъяснить, и так далее по парампаре, до нас доходят 18000 стихов + комментарии. В духовном мире тоже самое – чем дальше в очереди, тем больше «нектара». По парампаре передается наставление «как служить Кришне» и «нектар» служения.

В материальном мире появляется ущербное восприятие понятия «слуга», если мы себя ставим на место господина. Пример: Уддава – лучший обитатель Двараки стал травинкой на окраинах Вриндавана в духовном мире, и был невероятно счастлив, что так прогрессировал. Каждая пылинка в духовном мире ценнее всех богатств в материальном мире. Чем дальше в цепи (парампаре), тем нектара только больше.

В варнашраме на этом же держатся сословия: чем ниже по сословию, тем меньше ответственность. Кшатрий готов отдать жизнь за вайшйу. Каждый на своем месте выполняет свои обязанности. Кшатрий никогда не завидовал брахману. Акцент на ответственность, квалификации.

В духовном мире нет зависти.

«Нектар наставлений» Рупы Госвами, 4 стих.

Есть 6 видов проявления любви, которые преданные испытывают друг к другу:

- поверять свои мысли;

- спрашивать о сокровенном;

5-й стих. Есть 3 категории преданных:

- преданному, который повторяет святое имя Господа Кришны, следует оказывать почтение мысленно;

- перед преданным, который получил духовное посвящение (дикшу) и поклоняется Божеству, нужно смиренно склоняться;

- с чистым преданным, который достиг высот в неуклонном преданном служении и в чьем сердце не осталось и следа желания критиковать других, необходимо общаться и стараться служить ему с верой и преданностью.

Принцип гуру для нас – это принцип старшенства.

В духовном мире есть зародыш смерти – это разлука с Кришной. В духовном мире нет зависти, есть прототип ее. Т.к. материальный мир – это кривое отражение духовного мира.

Принцип гуру абсолютно необходим, т.к. он обеспечивает гармоничные взаимоотношения в духовном мире. Вечный принцип посредничества. Он стоит на защите этих взаимоотношений. Если мы игнорируем этот принцип, то мы не сможем находиться в духовном мире.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Шиварама Свами

Шиварама Свами. Гуру-таттва

«Руководство по гуру-таттве» представляет собой первое пособие для преданных, которые хотят получить знания о том, кто такой духовный учитель, какова необходимая квалификация истинного духовного учителя, кто такой ученик и какими качествами он должен обладать, а также как строятся взаимоотношения гуру-ученик.
Руководство включает в себя девять глав и несколько приложений. Руководство также включает в себя список дополнительной литературы по данной теме.

Курс «Гуру-таттва» призван помочь вам выбрать духовного учителя и установить с ним правильные взаимоотношения. Руководство предназначено для всех преданных, изучающих эту тему, в особенности для тех, кто готовится получить первое посвящение, а также для преподавателей, духовных наставников и лидеров нама-хатт.

До недавнего времени в ИСККОН было принято понимать под положением гуру положение дикша-гуру — и это нельзя считать ошибкой, однако, такое определение не исчерпывает в полной мере понятие гуру. Обычно в ответ на вопрос «кто ваш гуру!» многие преданные, не задумываясь, называют своего дикша-гуру.

Когда Шрила Прабхупада физически присутствовал на этой планете, он являлся единственным гуру для всех преданных ИСККОН: он давал шикшу, и также был дикша-гуру. Он настолько выделялся, что затмевал всех остальных. Но в то же время Прабхупада призывал видеть гуру гораздо шире, чем просто дикша-гуру.

В связи с этим, возникают следующие вопросы: какое положение занимают те люди, которые приводят нас в Сознание Кришны и изо дня в день учат, воспитывают нас? Чем мы им обязаны, и какие отношения должны нас связывать? Об этих людях мы говорим очень мало. Если мы не признаем тех, кто заботится о нас, или полностью не принимаем их, то пренебрегаем определенной категорией наших гуру. Иначе кто они тогда, если не гуру!

Цель данного методического пособия — вдохновить и научить преданных уделять должное внимание всем гуру и оценивать по заслугам то, что сделали эти люди по отношению к нам. Когда мы пренебрегаем нашими гуру, то это является оскорблением против святого имени, называемое гурор-авагъя. Если мы признаем одного гуру, игнорируя при этом других, то мы виновны в совершении оскорбления, которое не позволяет нам получить милость Кришны.

При работе над данным пособием использовались книги Его Божественной Милости Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанты.
Скачать пособие

Шри Гуру-таттва

Обновлено 20.04.2011 12:59 06.04.2011 10:29

Предлагаем вашему вниманию следующий отрывок из книги Шрипада Бхактиведанты Шуддхадвайти Махараджа «Шри Гуру-таттва», составленной под руководством его шикша-гурунитья-лила правишта Шри Шримад Гоур Говинды Госвами Махараджа. Цель этой книги – развенчать многочисленные заблуждения в вопросах гуру-таттвы и донести до читателя эту важнейшую истину без искажений в том виде, как она передается ачарьями нашей гуру-варги.
Этот отрывок завершает первую главу книги, в которой говорится о признаках подлинного духовного учителя. Истинный гуру способен полностью сжечь карму предавшегося ученика, даровать ему шуддха-наму, уничтожить все его сомнения и, в конце концов, привести его к лотосным стопам Кришны. До сих пор в книге говорилось исключительно о квалификации гуру. А теперь речь пойдет о том, каким должен быть искренний ученик, достойный обрести сад-гуру.

Шрипад Бхактиведанта Шуддхадвайти Махарадж

Что следует делать ученику или тому, кто надеется им стать?

А. Ему следует выучить гуру-таттву. включая шикша-гуру-таттву. а также понять, что такое чистая преданность.

Образование. Чтобы развеять все неверные представления о гуру-таттве. необходимо систематическое изучение этого предмета. Ученику будет непросто научиться применять эту философию на практике, но, по крайней мере, он начнет практиковать, уже имея хорошую базу начальных знаний.

Ученика, который досконально изучил книги Шрилы Прабхупады, сложнее ввести в заблуждение. Поэтому так важно тщательно изучать писания (шастры ) и стараться осмыслить философию Сознания Кришны. Кроме того, необходимо осмыслить, каковы признаки истинного гуру, и выбрать гуру, обладающего необходимыми качествами. «Прежде, чем принять гуру, нужно убедиться в его квалификации ». («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 24.330). Не следует принимать духовное руководство из чистой сентиментальности или слепого фанатизма.

Сентиментальность и слепой фанатизм нельзя принимать за преданность. Шри гуру-чаране рати эй се уттама гати. Привязанность к гуру не дается дешево. Ее нужно развивать. Разумеется, ее развитие зависит не только от уровня предания ученика, но и от квалификации гуру. Истинная вера ученика обретает возможность развития, только если гуру действительно достоин представлять Господа и цепь ученической преемственности. Ученик должен выбрать учителя, в которого он имеет сильную веру. Ученик должен верить, что его гуру способен привести его к Кришне (при помощи наставлений, личного примера и реализаций). Притворной веры надолго не хватит. Такую веру легко потерять, поскольку ее основа ложна.

Всякому ли гуру нужно поклоняться молитвами из «Гурваштаки»? Вера и поклонение не должны быть просто ритуалами, они должны соответствовать уровню того, кому мы поклоняемся. Некоторые могут выдвигать множество прагматичных аргументов, но нам не следует подгонять под них философию. Не должно быть ничего важнее чистых наставлений Ачарий. То же самое о квалификации истинного гуру говорится во всех книгах Прабхупады. Если ученик хорошо освоил философские истины (сиддханту) и уже принял посвящение, а потом заметил в гуру что-то недопустимое, нет смысла паниковать. Никто не заставляет ученика «ради собственного блага» считать Абсолютом того, кто им не является. Шрила Прабхупада всегда высказывался против слепой веры. Разве не говорим мы, что религия без философии сентиментальна и фанатична? Итак, если кто-то видит в гуру то, чего, предположительно, в нем не должно быть, он обязан подойти к учителю с великим смирением и раскрыть свое сердце, выразить сомнения и даже, если необходимо, попросить разрешения пойти к кому-то более возвышенному за шикшей. Обычно никто не отрекается от гуру из-за недостатка у того знаний или духовного опыта. Согласно вайшнавской традиции в таком случае следует принять шикша-гуру. Отвергнуть гуру можно только в том случае, если он пал или начал завидовать старшим Вайшнавам. Если ученик познал принципы гуру-таттвы. тогда, в случае, к примеру, падения его так называемого гуру, травма будет минимальной. Сведущий ученик скажет себе: «Следует признать, что когда я принял его как гуру, я был молод, глуп и не понимал, что к чему. Я знаю, что не существует духовной несправедливости. Так или иначе, моя карма или недостаток искренности, серьезности или духовных заслуг (сукрити). привели меня к тому, что случилось; сейчас нужно искренне молиться Господу, чтобы Он ниспослал мне Своего истинного представителя».

Задача не в том, чтобы указать преданным на достойных гуру, а в том, чтобы ознакомить их с учением писаний (шастр ) и наставлениями Шрилы Прабхупады. Хорошо осведомлённые преданные сами смогут совершить мудрый выбор и будут менее подвержены риску совершить ошибку. Истинный гуру встречается нечасто. Сколько их было во времена Шрилы Прабхупады? Достойный, квалифицированный гуру – это тот, кто свободен от нежелательных качеств (анартх ), является осознавшей себя душой и способен привести своих учеников обратно к Богу. Нужно правильно понимать термин «bona fide guru» (подлинный гуру). В соответствии с шастрами. духовный учитель должен быть осознавшей себя душой.

Строго говоря, до тех пор, пока преданный не утвердится хотя бы на уровне ништхи. он не является гуру. Его нельзя рассматривать как сакшад-хари. А если принять во внимание, что ништха наступает после прохождения стадии анартха-ниврити. и если изучить эти анартхи во всей глубине, становится понятным, что ништха. которую многие ошибочно считают достоянием рядового проповедника, не является чем-то дешевым и легко доступным. Только по милости Господа можно обрести истинного гуру. Гуру – это абсолютная необходимость. Он должен быть чистым, освобожденным преданным. Если преданный искренен и действительно стремится обрести что-то настоящее, Кришна в должный срок устроит для него встречу с чистым преданным. Поэтому тот, кто хочет стать учеником, должен стать искренним, целеустремленным и должен молиться Господу.

Многие рассуждают о гуру, не понимая всей гуру-таттвы и не зная, что духовные учителя бывают разных категорий. То, что применимо к осознавшему себя маха-бхагавате. не обязательно можно применить к любому дикша-гуру. С другой стороны, если гуру действительно достоин нашей веры, мы должны развивать ее, а не подавлять. Пусть некоторые станут завидовать сверх меры, это можно и потерпеть. Мат гуру, сеи джагат гуру – известный комплекс ученика. Каждый ученик думает, что его гуру – лучший, и естественно склонен прославлять его. Гуру сам должен поправлять своих учеников, если под видом прославления своего гуру они оскорбляют других.

Духовное посвящение – это серьезный шаг. Не нужно торопиться. Настоящее посвящение происходит в сердце, это не просто формальный ритаул жертвоприношения (ягья). В Гаудия Матхе к первому посвящению не относятся с такой серьезностью, как ко второму. Первое посвящение (посвящение в харинам ) считается своего рода поощрением, как будто вас принимают в школу. Настоящим посвящением считается – дикша – получение гаятри-мантр. Шрила Прабхупада ждал этого посвящения одиннадцать лет. «Хари-бхакти-виласа» рекомендует духовному учителю и потенциальному ученику (шишье ) сначала присмотреться друг к другу. Шрила Джива Госвами не советует принимать гуру, руководствуясь привычкой или обычаем. Нужно достичь стопроцентной убежденности, полной веры в то, что гуру – это чистый представитель Бога, который может предоставить все необходимое для трансцендентной практики. Если у Вас нет такой веры, не принимайте посвящение. Подождите, осмотритесь. Как советует пятый стих «Нектара наставлений», не соглашайтесь ни на что, кроме лучшего. Не следуйте за толпой из стадного чувства. Зная шастры. человек может получить представление о том, кто достоин звания гуру, но новичок, еще не разобравшийся в этих вопросах, должен подождать, пока не приобретет достаточно знаний и опыта. Не стоит действовать из слепой веры, сентиментальности или желания получить духовное имя и стать «как все».

Прежде, чем принять кого-то своим духовным учителем, следует с огромным вниманием и предосторожностью исследовать все признаки истинного гуру. Существует множество искренних, целеустремленных проповедников, но эти качества еще не делают их сакшад-хари. Преждевременно принимая обеты, мы рискуем потерять веру или совершить оскорбления. Прежде чем произносить обеты, которым столь многие не смогли следовать, имеет смысл подождать и созреть.

О чистом преданном служении.Аньябхилашита шунья. служение, оказываемое только ради удовлетворения Кришны и не преследующее никаких иных целей – это чистое служение. Гуру должен быть чистым преданным, это сказано во всех шастрах. Способность преданного практиковать бхакти определяет уровень его квалификации (адхикары ). Насколько строго преданный способен следовать практике? Можно ли считать абсолютно очистившимся того преданного, голова которого все еще полна материальных желаний? Говорится, что чистое служение, не смешанное с кармой (деятельностью ради плодов) или гьяной (умозрительным знанием, преследующим целью имперсональное освобождение), в действительности начинается только со стадии ништхи. «Чтобы достичь платформы чистого преданного служения необходимо духовно очиститься и достичь брахма-бхуты » («Ч.-ч.», Мадхья, 24.111). «Тот, кто свободен от телесного представления о жизни, является достойным кандидатом на чистое преданное служение ». («Нектар преданности»). «Чистые преданные бывают двух типов. Личные спутники (паришады) – подлинные преданные, и неофиты (садхаки) – те, кто могут стать преданными в перспективе. Совершенные слуги Господа считаются Его личными спутниками, в то время как преданные, пытающиеся достичь совершенства – неофитами ». («Ч.-ч.», Ади, 1.64). Не стоит фанатично считать чистым преданным всякого, кто совершает много служения. Способность совершать чистое бхакти зависит только от веры. Тот, чья вера крепка, обладает более высокой квалификацией, нежели тот, чья вера все еще неустойчива (комала ).

Вера здесь не означает верование. Вера определяется как твердая убежденность в том, что в результате совершения Кришна-бхакти автоматически выполняются все обязательства, удовлетворяются все потребности и желания. У каништха-адхикари такая убежденность еще не полностью развита, и ему не рекомендуется занимать положение дикша-гуру. поскольку благодаря наличию последователей для него многократно возрастает опасность поддаться соблазнам майи. сулящей материальное счастье.

Твердая вера, или парамартхика шраддха. появляется только после того, как уйдут все анартхи. то есть на стадии ништхи. До достижения ништхи. преданный является каништхой. Под влиянием трех гун природы человек отождествляет себя с телом и хочет наслаждаться тем, что в действительности принадлежит Кришне. До тех пор, пока садхака не освободится от трех гун. он обречен испытывать зависть, хотя бы в небольшой степени. Следовательно, тому, кто еще не достиг освобождения, не рекомендуется принимать положение гуру, потому что под влиянием зависти такой лже-гуру бессознательного начнет отождествлять себя с положением духовного наставника и в нем неизбежно проснется желание наслаждаться положением гуру. В результате он пристрастится к почету и славе (пратиштхе) и захочет наслаждаться популярностью, принадлежащей Кришне и Его истинным представителям. Привязанный к имени и славе, он будет считать такими же и других (атмаван мани ате джагат ). Он начнет соперничать с другими проповедниками, рискуя тем самым нанести оскорбление гораздо более возвышенным Вайшнавам.

Б. Ученик должен молиться, чтобы Кришна послал ему осознавшего себя гуру.

Единственный выход – искренне плакать и просить Кришну милостиво проявиться в образе истинного осознавшего себя духовного учителя. Серьезному ученику Господь открывает Себя в облике такого учителя, который может спасти его. В «Науке самоосознания» мистер О’Грэди говорит Шриле Прабхупаде: «Проблема в том, чтобы найти такого [истинного] духовного учителя», – на что Шрила Прабхупада отвечает: «Это не проблема. Проблема в том, искренни ли Вы. У Вас есть проблемы, но Бог находится у Вас в сердце. Если Вы искренни, Он посылает Вам духовного учителя». Итак, необходимо изучать гуру-таттву. стараться стать очень искренним и, самое главное, плакать, молясь Господу, признавая свою слепоту, полную зависимость от Кришны, и просить Его вдохновить вас из глубины сердца и помочь распознать настоящего гуру. Если ищущий ученик думает, что может распознать гуру, он будет обманут. «Вы должны выбирать гуру не глазами, а ушами, слушая». (Из лекции Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады от 12 августа 1966). Однажды, увидев Вайшнава, Вы почувствуете спонтанное влечение в сердце. Из глубины вашего существа Кришна пошлет подтверждение: «Это твой гуру». Одним из признаков истинного духовного учителя является то, что он может развеять все ваши сомнения. Необходимо изучать истину о гуру, и одновременно молиться Кришне, чтобы Он послал вам Своего представителя. Кришна может не сразу послать его, проверяя вашу решимость. Он может также проверить глубину вашего желания, послав вам посредственного гуру. Если вы, не разобравшись, примете первого же посланного вам гуру и на этом успокоитесь, Кришна может оставить все, как есть. Но если вы будете плакать: «Нет, Кришна, я хочу настоящего духовного учителя, а не просто хорошего устоявшегося преданного. Я хочу океан милости, калпа-врикшу, того, о ком говорится в писаниях!». тогда Кришна пошлет вам маха-бхагавату – гуру высшего уровня, свободного от зависти и пратиштхи. способного дать вам все, что необходимо для духовной практики. Преданный, не имеющий посвящения, должен ждать, пока его вера не достигнет 100%. Желающие получить харинаму или дикшу не должны торопиться и принимать за сад-гуру каждого встречного, сначала их вера должна окрепнуть.

Посвящение – это не какая-то мелочь, с этим не нужно спешить, пытаясь измерить гуру на глаз. «Поток мирских мыслей не может затронуть Шри Гуру – он слишком тяжел для них. Его могущества достаточно, чтобы держать эту скверну на расстоянии бесчисленных миллионов километров. Он – гуру, что дословно переводится как «самый тяжелый», потому что его положение непоколебимо». (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур).

Говорится, что духовному учителю придется страдать, если он примет недостойных учеников. Однако и ученик будет страдать, если примет недостойного гуру. Падение духовного учителя становится для ученика огромной трагедией. Чтобы избежать такого несчастья, нужно быть очень осторожным.

Духовным учителем следует принимать лишь того, кто способен привести предавшегося ему ученика к Кришне.

«Вы должны найти такую возвышенную личность, которой вы сможете добровольно предаться». (Из лекции Шрилы Свами Бхактиведанты Прабхупады от 22 августа 1973). «Сначала следует проверить, настоящий он гуру или нет. Это допустимо. Гуру и шишье рекомендуется встречаться и присматриваться друг к другу в течение года. Шишья должен слушать и изучать, достойна ли эта личность стать его гуру. (и наоборот). Вначале изучите гуру, определите, можете ли вы ему предаться? Не принимайте гуру с фанатичной поспешностью. Гуру нужно принимать после тщательного исследования… Необходимо выбрать такого гуру, чье руководство убережет вас от совершения ошибок. Если вы принимаете в качестве гуру недостойную личность, и он дает вам ложные указания, вся ваша жизнь будет испорчена. Поэтому нужно принять такого гуру, чье руководство приведет вашу жизнь к совершенству. Ученик должен быть уверен, что гуру даст ему все, что необходимо для духовного развития». («Ч.-ч.», Мадхья, 24.330).

«Прежде чем принять гуру, ученик должен присматриваться к нему в течение года. Без такого исследования, отношения учителя и ученика будут сплошным беспокойством. Серьезно настроенный ученик должен убедиться, что его гуру принял прибежище у Вед и Бога и обладает верой в них, а затем ученик должен предаться ему: тасмад гурум прападьета». («Панча Самскара», Шрила Бхактивинода Тхакур). Дикшу нельзя принимать до тех пор, пока у человека нет полной веры в то, что духовный учитель обладает качествами сад-гуру и способен привести его к Кришне. Пока ученик не обретет веру, он должен принимать шикшу. изучать книги Прабхупады и гуру-таттву. Не следует сентиментально думать, что все написанное о гуру автоматически применимо к любому, кто называет себя духовным учителем. В то же время, как уже говорилось выше, необходимо полностью зависеть от Кришны, не считая себя способным самостоятельно распознать Шри Гуру.

В. Он должен стараться стать истинным учеником.

Так много было сказано о качествах гуру, а как насчет ученика? Ученик должен заботиться не только о том, является ли его гуру самым возвышенным из ныне доступных, но и о том, является ли он сам достойным учеником. Раз уж он нашел личность, достойную его веры и преданности, он должен предаться полностью, а не наигранно, обусловленно или частично. В «Бхагавад-гите» сказано, что необходимо очень смиренно обратиться к гуру (пранипат). В отношениях с гуру важна целеустремленность. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур подчеркивает: «Не приходите к гуру, пряча в кармане обратный билет в материальную жизнь». Когда ученик во время дикша-посвящения полностью предается подлинному духовному учителю, он получает милость этого садху. и Кришна принимает его Своим слугой.

По милости истинного Вайшнава человек достигает совершенства. Но необходимо воспользоваться этой милостью, принять ее, не прикрываясь зонтом мирских привязанностей. Вайшнавы – патита-павана. спасители падших, но не капатья-павана. спасители лицемерных. Любовь к Богу проявится, если вы будете совершать садхану. прилагая усилия ради достижения цели, если вы позволите гуру взрыхлить ваше сердце и сделать его плодородным.

Уполномоченный Вайшнав бросает вам сверху веревку, чтобы вытянуть из сетей Майи, или тюрьмы Дурги. Вам нужно крепко держаться за веревку, не ослабляя хватку, и тогда вы получите милость. Не старайтесь быть независимыми. Независимые люди не хотят предаваться, они хотят давать указания духовному учителю; в ответ на любые свои предложения, они хотят слышать от гуру «да». Они не могут поймать веревку, их невозможно спасти. Они хотят служения, которое доставит удовольствие им самим, а не гуру и Гауранге. Они раздумывают: «Это служение не по мне. Так служить я не хочу». Человек должен с плачем молить о служении. Служение даруется, не берется. Если мы берем, это не служение, это манодхарма .

Нужно просить гуру о таком служении, которое порадует Кришну. Служение предназначено для удовольствия господина, а не слуги. Разумеется, если господин доволен, слуга тоже будет доволен. Должна быть крепкая вера в то, что господин представляет высшие интересы слуги. Все наши интересы должны быть воплощены в нашем господине. Слуга, желающий только своего счастья, не плачет по служению. Он желает быть обманутым. Недостаточно иметь настоящего гуру. Необходимо быть настоящим учеником: сад-гуру, сад-шишья. Ученику нужно быть готовым преодолеть все беды, пройти все испытания, чтобы доказать, что он излечился от болезни эгоистичного наслаждения. Кришна услышит молитвы такого ученика и дарует ему милость.

Итак, гуру анугати бхаджан. Нельзя оказывать служение согласно своим прихотям, оно должно проходить под руководством гуру. Следует развить сильную привязанность к духовному учителю. Кришна говорит, что Он более всего доволен тем, кто всегда занят, стараясь служить своему гуру с любовью и привязанностью. Настоящий ученик думает, что Кришна милостиво передал его в руки Своего дорогого слуги, который знает, что для него лучше, и заботится о его истинном благе даже больше, чем он сам. Он видит все в мире как параферналии для служения гуру и Кришне: «Все принадлежит моему гуру и Кришне. Это предназначено для сужения им, не мне; мне не следует развивать вожделение и жадность к чему бы то ни было». Он должен думать, что нет в этом мире друга лучшего, чем гуру. «Я его слуга, он – мой господин. Он – мой самый дорогой друг, родитель, родственник. Он – мой отец, он – моя мать. Он дорогой друг Кришны, я должен служить ему жизнь за жизнью». Такой ученик может понять все таттвы. вся милость придет к нему, и, постепенно прогрессируя, он достигнет высшего совершенства любви к Богу. Так нужно служить лотосным стопам настоящего сад-гуру. истинного представителя Кришны. Пыль со стоп сад-гуру настолько могущественна, что может поднять нас до духовного мира. Поэтому мы молимся, чтобы стать пылинкой на лотосных стопах чистого Вайшнава. До тех пор, пока вы не разовьете качества, описанные в стихе «тринад апи суничена », вас не примут в школу хари-бхаджана. преданного служения Кришне. Махапрабху дал нам эту формулу. Без этих качеств вы не сможете трансформировать дикшу в реальный бхаджан .

Перевод на русский: Cнигдха даси
Над текстом работали: Туласика даси, Таруни даси, Ананта дас