Руководства, Инструкции, Бланки

заявление в территориальную избирательную комиссию образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец решения УИК

О признании недействительными избирательных бюллетеней, извлеченных из переносного ящика для голосования № _____,
в соответствии с частью 14 статьи 85 Федерального закона № 20-ФЗ

В связи с обнаружением в переносном ящике для голосования №_______
на ____ штук больше избирательных бюллетеней установленной формы для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по _________________ избирательному округу, чем заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня для голосования вне помещения для голосования, участковая избирательная комиссия избирательного участка № ______

Избирательные бюллетени для голосования по___________________________ избирательному округу в количестве

штук, находившиеся в переносном ящике для голосования №___, признать недействительными в соответствии с частью 14 статьи 85 Федерального закона от 22.02.2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», о чем составить акт и приобщить его к протоколу об итогах голосования.

Председатель участковой избирательной комиссии

Секретарь участковой избирательной комиссии

Раздел №1. Подготовка к работе УИК на выборах

Раздел №2. Работа УИК в ходе избирательной кампании с момента начала осуществления избирательных действий до дня, предшествующего дню голосования

Раздел №3. Работа УИК в день, предшествующий дню голосования

Раздел №4. Работа УИК в день голосования

Раздел №5. Подсчет голосов избирателей, составление протоколов № 1 и № 2 УИК об итогах голосования, итоговое заседание УИК, выдача копий протоколов УИК об итогах голосования, представление протоколов № 1 и № 2 УИК об итогах голосования и иной избирательной документации в ТИК

заявление в территориальную избирательную комиссию образец:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Заявление в территориальную избирательную комиссию образец

    / metodichka_1

    В участковую избирательную комиссию №1234 от Чапаева Василия Ивановича, члена УИК с правом совещательного голоса

    от избирательного объединения КПРФ;

    Здесь подробно излагается суть нарушения. См. раздел «Типовые нарушения», где приведены фрагменты заявления на каждый случай. Эти

    фрагменты необходимо вписывать СЮДА.

    В соответствии с п.4 ст.20 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прошу комиссию рассмотреть данное заявление немедленно, в моём присутствии и принять мотивированное решение по существу вопроса. Прошу приложить решение к первому экземпляру протокола участковой комиссии, а также выдать мне заверенную копию решения.

    14 марта 2010 года, 16 ч 20 мин

    Один экземпляр передайте председателю или секретарю комиссии, на другом получите его расписку о получении и оставьте себе. По закону участковая комиссия обязана рассмотреть Ваше заявление, приложить его к первому экземпляру

    протокола и передать вместе с ним в вышестоящую комиссию (п.30 ст.68 ФЗГ).

    По закону Ваше заявление должно быть рассмотрено немедленно, даже если комиссия в данный момент чем-то занята. В «Рабочем блокноте члена участковой

    избирательной комиссии», выпущенном Центризбиркомом в 2007 году, отдельно

    подчёркивается, что « члены УИК должны приостановить свою работу в день

    голосования, если требуется принять безотлагательное решение УИК, в том числе и по поступившей жалобе либо заявлению. При этом председатель УИК обязан обратиться к присутствующим в помещении для голосования с

    соответствующим объявлением о необходимости проведения голосования членов УИК с правом решающего голоса, после чего доводит до сведения членов УИК суть

    вопроса, требующего решения, и проект решения, затем проводит голосование. Секретарь УИК соответствующим образом фиксирует рассмотрение данного вопроса

    и результаты голосования в протоколе заседания УИК, при необходимости

    осуществляет подготовку проекта принятого решения для подписания председателем

    и секретарём УИК и последующей выдачи заявителю» (п.44 стр.37).

    Если председатель комиссии отказывается принимать ваше заявление, Вы

    пишете заявление в ТИК. Подробнее об этом – в следующем разделе (типовое

    Образец «шапки» заявления в ТИК:

    Отдел по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ

    В территориальную избирательную комиссию Урюпинского района Энской области от Чапаева Василия Ивановича,

    члена УИК №1234 с правом совещательного голоса от избирательного объединения КПРФ

    Данный раздел содержит перечень наиболее распространённых нарушений, имевших место во многих регионах Российской Федерации на выборах разного

    уровня, от муниципальных до президентских. После каждого нарушения приведена краткая инструкция, какие шаги стоит предпринимать, а также образец заявления о

    подобном нарушении выборного законодательства. Необходимо подчеркнуть, что

    нижеизложенные рекомендации не носят абсолютный характер. В каждой ситуации существует множество нюансов, без учёта которых принятое решение будет неадекватным. Соответственно, окончательный выбор линии поведения в конкретной ситуации принадлежит самому наблюдателю или члену комиссии от КПРФ.

    В данную подборку включены, в том числе, образцы заявлений о нарушениях,

    подготовленные зав. сектором ЦК КПРФ П.М.Тарасовым.

    Перед началом голосования

    1. Вас не пускают на участок.

    • Предъявите Ваше направление и паспорт, скажите, что Вы пришли наблюдать, и в соответствии с избирательным законодательством Вас обязаны пустить утром на участок с момента появления в данном помещении членов комиссии.

    • Зачитайте соответствующие ситуации цитаты из пунктов 3, 7 и 8 статьи 30 ФЗГ

    (из Приложения к данной методичке, либо из официальной публикации текста

    • Пригрозите, что в случае, если Вас не пустят на участок, Вы напишете

    заявление о нарушении и передадите его в территориальную комиссию, а те, кто препятствовал Вам в осуществлении Ваших полномочий, будут привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

    • Звоните представителю КПРФ в территориальной комиссии с просьбой

    • Член УИК с правом решающего голоса от КПРФ или Вы пишете заявление в территориальную избирательную комиссию.

    • Не уходите с участка: Вы имеете право здесь находиться. Ждите приезда

    Вашего представителя в ТИКе.

    Образец текста заявления в ТИК.

    На момент 7 ч 50 мин 14 марта 2010 года в нарушение п.3 ст.64 Федерального Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» стационарные ящики для голосования были опечатаны в отсутствие лиц, которым право на присутствие при данной процедуре предоставлено законом. В ответ на моё требование предъявить ящики для голосования к осмотру они были вскрыты. Внутри одного из ящиков были обнаружены бюллетени с проставленными галочками за избирательное объединение «Едрёна вошь».

    Данный факт является нарушением законодательства РФ. Прошу рассмотреть данное заявление и привлечь виновных лиц к ответственности за нарушение избирательного законодательства РФ.

    3. Места, отведённые для наблюдателей, не позволяют видеть одновременно урны и столы, за которыми выдаются бюллетени.

    • Попросите председателя или секретаря комиссии передвинуть мебель так, чтобы наблюдатели видели одновременно и урны, и столы, причём наблюдатели находились бы на расстоянии, с которого видно, сколько

    бюллетеней опускается в урну. Предложите при этом свой вариант расстановки мебели, предложите свою помощь в осуществлении перестановки. Постарайтесь согласовать этот вопрос, не прибегая к конфликту.

    • Зачитайте пункт 11 статьи 61 ФЗГ. Пригрозите, что будете жаловаться в ТИК.

    • Пишите заявление в УИК и требуйте, чтобы по нему было принято решение.

    • Если решение не принимается, либо принимается отрицательное, пишите в

    • Не оставайтесь сидеть на неудобных местах. Вставайте и ходите по участку, чтобы всё видеть.

    Образец текста заявления в УИК.

    Места, отведённые для наблюдателей, расположены так, что места выдачи бюллетеней и стационарные ящики для голосования не находятся одновременно в поле зрения наблюдателей. Что нарушает п.11 ст.61 Федерального Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». На мое замечание о противозаконности подобной организации пространства в помещении для голосования должной реакции не последовало. Данное нарушение существенно ограничивает права членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей и препятствует осуществлению моих полномочий.

    Прошу незамедлительно устранить указанное нарушение.

    4. Отказ в просмотре списка избирателей.

    • Зачитайте пункт 23«г» статьи 29 ФЗГ.

    • Пригрозите, что напишете заявление о нарушении.

    • Пишите заявление в УИК.

    Образец текста заявления в УИК.

    • Поясните председателю комиссии, что в таком случае Вы напишете

    заявление в территориальную комиссию.

    • Позвоните представителю КПРФ в ТИКе и попросите его вмешаться.

    • На Вашем заявлении в УИК напишите слова «Председатель УИК принять заявление отказался».

    • Пишите заявление в ТИК, в котором изложите суть нарушения, а затем укажите, что УИК отказывается рассмотреть Вашу жалобу.

    • Дождитесь приезда вашего представителя в ТИКе, либо отправьте с

    заявлением в ТИК вашего наблюдателя.

    Образец текста заявления в ТИК.

    Сначала излагается суть нарушения, заявление о котором не принял председатель УИК. Затем пишется следующее:

    На момент 15 ч 10 мин 14 марта 2010 года в нарушение п.6 ст.27 Федерального Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковой избирательной комиссией №1234 в лице председателя Корнилова Лавра Георгиевича был заявлен отказ принять мою жалобу, поданную в соответствии с п.10 ст.75 Федерального Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Такие действия существенно нарушают избирательные права граждан и законодательство о выборах.

    Прошу в соответствие с п.9«з» ст.26 Федерального Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» рассмотреть это заявление и принять мотивированное решение по существу вопроса и предусмотренные законом меры для устранения указанных нарушений.

    Во время голосования

    12. Вас удаляют с участка.

    • Не уходите с участка до того, как комиссия проголосует и выдаст Вам письменное мотивированное решение о Вашем удалении с участка.

    • Если Вас выводят насильно с милицией, постарайтесь заснять этот процесс на видео или хотя бы сфотографировать, а затем передайте видеозапись в штаб.

    • Напишите заявление в ТИК.

    Образец текста заявления в ТИК.

    Отдел по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ

    На момент 15 ч 10 мин 14 марта 2010 года в нарушение ч.12 ст.64 Федерального Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с территории избирательного участка №1234 по указанию секретаря комиссии Деникина Антона Ивановича был удален член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса Чапаев Василий Иванович. Решение об этом участковой избирательной комиссией не принималось, указанный член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса о таком заседании не извещался.

    Данное нарушение существенно ограничивает права членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей и препятствует осуществлению их полномочий.

    Прошу принять все необходимые меры для незамедлительного восстановления законности избирательных действий на избирательном участке. Прошу также привлечь виновных членов участковой комиссии к ответственности в соответствии с ч.12 ст.64 Федерального Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав

    и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    13. С участка удаляют кого-то из ваших союзников.

    • Определите, правомерно ли удаление. Нарушал ли этот союзник закон о выборах.

    • Если удаление законно, не вмешивайтесь в ситуацию, постарайтесь сохранить нейтралитет. Чтобы Вас не втянули в разбирательство насильно, постарайтесь на это время заняться каким-нибудь неотложным делом.

    • Если удаление незаконно, защищайте союзника. Попробуйте убедить комиссию

    в его невиновности.

    • Потребуйте проведения голосования и оформления письменного мотивированного решения комиссии.

    • Пишите заявление в УИК.

    • Защищая союзника, старайтесь не вступать в острый конфликт с комиссией, чтобы Вас не вывели с участка вместе с ним.

    Образец текста заявления в УИК.

    На момент 15 ч 10 мин 14 марта 2010 года в нарушение ч.12 ст.64 Федерального Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с территории избирательного участка №1234 по указанию секретаря комиссии Деникина Антона Ивановича был удален член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса Махно Нестор Иванович. Решение об этом участковой избирательной комиссией не принималось, указанный член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса о таком заседании не извещался.

    Данное нарушение существенно ограничивает права членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей.

    Прошу принять все необходимые меры для незамедлительного восстановления законности избирательных действий на избирательном участке.

    14. Вас пытаются выдворить с участка для прослушивания противопожарного инструктажа (участия в учебной антитеррористической тревоге и т.п.)

    О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ (ЗАЯВЛЕНИЙ) УЧАСТНИКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОСТУПИВШИХ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ ПРИ ПРО

    О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ (ЗАЯВЛЕНИЙ) УЧАСТНИКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОСТУПИВШИХ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

    О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ (ЗАЯВЛЕНИЙ) УЧАСТНИКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОСТУПИВШИХ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

    Постановление Избирательной комиссии Чукотского автономного округа

    Избирательная комиссия Чукотского автономного округа

    О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ (ЗАЯВЛЕНИЙ) УЧАСТНИКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОСТУПИВШИХ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА


    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

    от 21 апреля 2016 года N 152/790

    О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ (ЗАЯВЛЕНИЙ) УЧАСТНИКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОСТУПИВШИХ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

    1. Утвердить Методические рекомендации о порядке рассмотрения жалоб (заявлений) участников избирательного процесса, поступивших в избирательные комиссии при проведении выборов на территории Чукотского автономного округа (далее - Методические рекомендации) (прилагаются).

    2. Рекомендовать избирательным комиссиям при рассмотрении жалоб (заявлений) участников избирательного процесса, поступивших в избирательные комиссии при проведении выборов на территории Чукотского автономного округа, руководствоваться Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Законом Чукотского автономного округа "О порядке проведения выборов Губернатора Чукотского автономного округа", Законом Чукотского автономного округа "О порядке проведения выборов депутатов Думы Чукотского автономного округа", Законом Чукотского автономного округа "О порядке проведения выборов в органы местного самоуправления в Чукотском автономном округе", настоящими Методическими рекомендациями.

    3. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Избирательной комиссии Чукотского автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на информационном стенде в помещении Избирательной комиссии Чукотского автономного округа.

    Председатель
    Избирательной комиссии
    Чукотского автономного округа
    О.В.ТАЛЫЗИНА


    Секретарь
    Избирательной комиссии
    Чукотского автономного округа
    Е.Н.ГОРБУНОВА

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ (ЗАЯВЛЕНИЙ) УЧАСТНИКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОСТУПИВШИХ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА


    Утверждены
    постановлением Избирательной комиссии
    Чукотского автономного округа
    от 21 апреля 2016 года N 152/790

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Настоящие методические рекомендации в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях), иными федеральными законами, законами Чукотского автономного округа определяют порядок рассмотрения жалоб (заявлений) участников избирательного процесса, поступивших в избирательные комиссии при проведении выборов, референдумов на территории Чукотского автономного округа.

    1.2. В соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Чукотского автономного округа избирательные комиссии рассматривают жалобы (заявления) избирателей, кандидатов, избирательных объединений, их уполномоченных представителей, иных общественных объединений, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, наблюдателей, а также иных участников избирательного процесса. Избирательные комиссии рассматривают жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и их должностных лиц, а также обращения о нарушении Федерального закона об основных гарантиях, Закона Чукотского автономного округа от 09.06.2012 N 58-ОЗ "О порядке проведения выборов Губернатора Чукотского автономного округа" (далее - Закон Чукотского автономного округа о выборах Губернатора), Закона Чукотского автономного округа от 17.12.2015 N 122-ОЗ "О порядке проведения выборов депутатов Думы Чукотского автономного округа" (далее - Закон Чукотского автономного округа о выборах депутатов Думы), Закона Чукотского автономного округа от 17.12.2015 N 123-ОЗ "О порядке проведения выборов в органы местного самоуправления в Чукотском автономном округе" (далее - Закон Чукотского автономного округа о выборах в органы местного самоуправления) при проведении выборов на территории Чукотского автономного округа.

    1.3. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (п. 7 ст. 75 Федерального закона об основных гарантиях).

    1.4. Избирательная комиссия Чукотского автономного округа рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (пп. "к" п. 10 ст. 23 Федерального закона об основных гарантиях).

    1.5. Избирательная комиссия муниципального образования рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (пп. "и" п. 10 ст. 24 Федерального закона об основных гарантиях).

    1.6. Окружная избирательная комиссия рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (пп. "и" п. 8 ст. 25 Федерального закона об основных гарантиях).

    1.7. Территориальная избирательная комиссия рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (пп. "з" п. 9 ст. 26 Федерального закона об основных гарантиях).

    1.8. Участковая избирательная комиссия рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона об основных гарантиях, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения (пп. "к" п. 6 ст. 27 Федерального закона об основных гарантиях).

    1.9. Участковые избирательные комиссии, рассматривающие жалобы, обязаны принять одно из следующих решений:

    а) оставить заявление (жалобу) без удовлетворения;

    б) удовлетворить заявление (жалобу) и совершить определенные действия по устранению причин и последствий нарушения.

    2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ (ЗАЯВЛЕНИЙ) В ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ, ОКРУЖНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ, ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА, МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

    2.1. Территориальная избирательная комиссия (окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования) в соответствии с установленными Федеральным законом об основных гарантиях, Законом Чукотского автономного округа о выборах Губернатора, Законом Чукотского автономного округа о выборах депутатов Думы, Законом Чукотского автономного округа выборах в органы местного самоуправления при проведении выборов на территории Чукотского автономного округа координирует работу участковых избирательных комиссий на соответствующей территории, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действие (бездействие) участковых избирательных комиссий (либо иных нижестоящих комиссий) и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения.

    2.2. Обращение (жалоба, заявление) может быть подано как самим гражданином, так и его уполномоченным представителем, в том числе представителем политической партии, общественной организации. Полномочия представителя должны быть оформлены соответствующим образом.

    2.3. Обращение (жалоба, заявление) может быть устным и письменным.

    2.4. В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона об основных гарантиях комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

    2.5. Жалоба на решение участковой избирательной комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей может быть подана гражданином в вышестоящую комиссию и должна быть рассмотрена вышестоящей комиссией в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования - немедленно (п. 16 ст. 17 Федерального закона об основных гарантиях).

    2.6. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, эти кандидат, избирательное объединение или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения (п. 4 ст. 20 Федерального закона об основных гарантиях).

    2.7. Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями о нарушениях избирательного законодательства, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок (п. 5 ст. 20 Федерального закона об основных гарантиях).

    2.8. Все поступающие в территориальную избирательную комиссию (окружную избирательную комиссию, избирательную комиссию муниципального образования) обращения (жалобы, заявления) незамедлительно регистрируются в журнале регистрации обращений в соответствии с Инструкцией по делопроизводству (Примерная инструкция по делопроизводству в территориальной (районной, городской и другой) комиссии и избирательной комиссии муниципального образования - приложение к выписке из протокола заседания ЦИК РФ от 28.04.2011 N 8-3-6 ).

    2.9. Письменные обращения граждан (далее - обращения), поступившие в территориальную комиссию (окружную избирательную комиссию, избирательную комиссию муниципального образования), регистрируются с использованием регистрационных форм отдельно от других видов документов не позднее трех дней с момента поступления. Обращения, касающиеся нарушений избирательных прав граждан в период подготовки и проведения выборов и референдумов, регистрируются в день поступления в территориальную комиссию (Приложение 1 к Методическим рекомендациям).

    2.10. Зарегистрированные обращения рассматриваются председателем территориальной комиссии (окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования). Председатель комиссии передает зарегистрированное обращение (жалобу, заявление) в Рабочую группу по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решение, действие (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан Российской Федерации.

    2.11. Обращения, содержащие вопросы, решение которых не относится к компетенции территориальной комиссии (окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования), по указанию председателя направляются с сопроводительным письмом за его подписью в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, к компетенции которых относится решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением граждан, направивших обращения, о переадресации обращений. В сопроводительном письме оговаривается порядок направления ответа автору обращения.

    Если решение поставленных в обращениях вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов или должностных лиц, копия обращения в течение семи календарных дней со дня регистрации направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам.

    Запрещается направлять обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, за исключением случаев, указанных в пункте 6 статьи 75 Федерального закона об основных гарантиях.

    Если невозможно направить обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, обращение возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие в установленном порядке в суде.

    2.12. Ответ на обращение, в котором не указаны фамилия гражданина и его почтовый адрес или адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ, не дается. Такое обращение списывается в дело председателем территориальной комиссии.

    2.13. В случае, если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

    2.14. Если текст обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем сообщается гражданину, направившему обращение (если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению).

    2.15. Обращения, поступившие на официальный электронный адрес территориальной комиссии (окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования) в сети "Интернет", регистрируются с использованием регистрационных форм и рассматриваются в установленном порядке. Ответы на такие обращения направляются по почтовым или электронным адресам, указанным в обращениях.

    2.16. Устные обращения поступают в комиссию во время личного приема посетителей.

    Личный прием граждан ведется председателем (заместителем председателя, секретарем, членами) территориальной комиссии (окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования) по предварительной записи по графику, утвержденному председателем указанной избирательной комиссии.

    Информация о порядке приема граждан размещается на информационном стенде избирательной комиссии.

    При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

    Ведение личного приема граждан может сопровождаться аудио- и видеозаписью, о чем граждане уведомляются до начала приема.

    Во время приема граждан ведется журнал учета, в который вносятся данные о гражданине, краткое содержание обращения, результат его рассмотрения, а также должность и фамилия лица, проводящего прием.

    Если изложенные в устном обращении факты не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в журнале учета. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

    Устные обращения должны содержать следующие сведения:

    - изложение существа обращения;

    - фамилию, имя, отчество заявителя, почтовый адрес, по которому может быть направлен ответ по итогам рассмотрения обращения.

    Устное обращение, не отвечающее перечисленным требованиям, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

    В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

    Переданные на приеме обращения регистрируются с использованием регистрационных форм и рассматриваются в порядке, установленном настоящими Методическими рекомендациями.

    2.17. Избирательные комиссии, рассматривающие жалобы на решения нижестоящих избирательных комиссий, обязаны принять одно из следующих решений:

    1) оставить жалобу без удовлетворения;

    2) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;

    3) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие) (п. 6 ст. 75 Федерального закона об основных гарантиях).

    2.18. Решение по обращению (жалобе, заявлению) принимается коллегиально на заседании территориальной избирательной комиссии по предложению Рабочей группы по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решение, действие (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан Российской Федерации.

    Рабочая группа незамедлительно готовит проект постановления избирательной комиссии по обращению или ответ заявителю.

    При рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действие (бездействие) которых обжалуется или является предметом рассмотрения.

    Постановление комиссии, принятое по обращению (жалобе, заявлению) направляется заявителю, иным заинтересованным лицам.

    В случае необходимости проведения проверки или направления представления в правоохранительные органы или иные контролирующие органы избирательная комиссия направляет заявителю промежуточный ответ.

    2.19. Результат рассмотрения обращения и принимаемые меры по устранению нарушений, если таковые установлены, отражается в журнале регистрации обращений.

    3. ПОРЯДОК ПРИЕМА И РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ, ЗАЯВЛЕНИЙ, ЖАЛОБ О НАРУШЕНИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЯХ

    3.1. Участковые избирательные комиссии обязаны рассматривать в пределах своей компетенции поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума все обращения, заявления и жалобы о нарушении закона (далее - обращения), проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

    3.2. Обращение может быть подано в форме жалобы, заявления или в другой форме любым лицом или группой лиц.

    3.3. Обращения в участковую избирательную комиссию регистрируются в реестре учета жалоб (заявлений) на нарушения избирательного законодательства (Приложение 1 к настоящим Методическим рекомендациям). При приеме обращения заполняются графы N 1 - 6 указанного реестра.

    Обращения, как правило, принимаются в письменном виде. В порядке исключения могут приниматься обращения в устной форме, при этом принимающий обращение член комиссии обязан предложить лицу, подающему обращение, сформулировать это обращение в письменном виде, а при необходимости - оказать содействие в этом.

    3.4. Обращения принимаются председателем комиссии, либо его заместителем, либо секретарем комиссии (далее - руководители комиссии).

    3.5. Если лицо, подающее обращение, требует заверения копии поданного обращения, руководитель комиссии, принимающий обращение, сверяет копию с оригиналом и проставляет на копии надпись "Получено", дату и время получения, а также свою подпись и должность в комиссии.

    3.6. Обращения о нарушении избирательного законодательства, поданные в участковую избирательную комиссию в день голосования и при подсчете голосов, рассматриваются немедленно. В случае, если немедленное рассмотрение обращения невозможно из-за того, что это мешает голосованию избирателей, рассмотрение обращения откладывается до момента убытия избирателей из помещения для голосования.

    3.7. С целью рассмотрения обращения председатель участковой комиссии объявляет членам комиссии о поступлении обращения, оглашает его содержание и предлагает членам комиссии, а также лицу, подавшему обращение, высказать свое мнение относительно мотивированного решения комиссии по данному обращению. После этого председатель участковой избирательной комиссии формулирует поступившие предложения по проекту мотивированного решения, которое необходимо принять по результатам рассмотрения поступившего обращения, и проводит голосование по проекту данного решения. Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины установленного численного состава членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решение по рассмотрению обращения считается принятым, если за него проголосовало более половины членов участковой комиссии с правом решающего голоса, принимавших участие в голосовании.

    3.8. Комиссия вправе, в том числе в связи с обращениями о нарушениях избирательного законодательства, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Представление оформляется решением участковой избирательной комиссии (Приложение 3 к Методическим организациям).

    3.9. Решение по итогам рассмотрения обращения оформляется в письменном виде в двух экземплярах.

    3.10. По структуре решение участковой избирательной комиссии о результатах рассмотрения соответствующего обращения должно состоять из вводной, описательной и резолютивной частей (Приложение 2 к Методическим рекомендациям).

    В таком решении должны быть указаны:

    - дата и время подачи обращения;

    - фамилия, имя, отчество и статус лица, подавшего обращение;

    - изложение краткого содержания обращения;

    - обоснование правовой позиции, которой руководствуется участковая избирательная комиссия при принятии решения, с указанием соответствующей нормы закона, иного нормативного правового акта;

    - в резолютивной части - полная формулировка принимаемого решения участковой избирательной комиссии (в строгом соответствии с установленными пунктом 6 статьи 75 Федерального закона об основных гарантиях требованиями к решениям комиссии по итогам рассмотрения обращений);

    - номер, дата и время принятия решения;

    - подписи председателя и секретаря участковой избирательной комиссии;

    - печать участковой избирательной комиссии.

    3.11. В случае, если обращение поступило в день голосования и до момента подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, один экземпляр решения участковой комиссии вместе с текстом соответствующего обращения прилагается к первому экземпляру протокола об итогах голосования.

    3.12. Другой экземпляр решения вручается лицу, подавшему обращение (по его требованию). При этом на предварительно изготовленной участковой избирательной комиссией копии решения о результатах рассмотрения соответствующего обращения заявитель собственноручно проставляет дату, время и подпись с отметкой о получении данного решения.

    3.13. Соответствующие реквизиты решения вносятся в графы 7 и 8 реестра учета жалоб (заявлений) на нарушения избирательного законодательства (Приложение 1 к Методическим рекомендациям).

    3.14. Лицо, подавшее обращение, имеет право присутствовать при его рассмотрении. Если рассмотрение отложено, комиссия обязана уведомить это лицо о том, когда будет происходить рассмотрение обращения, и обеспечить возможность присутствия указанного лица при рассмотрении его обращения.

    3.15. При проведении итогового заседания участковой избирательной комиссии председатель комиссии оглашает общее количество обращений о нарушении избирательного законодательства, поступивших в комиссию в день голосования и при подсчете голосов, и общее количество принятых по этим обращениям (жалобам, заявлениям) решений. Если какие-либо обращения о нарушении избирательного законодательства не были рассмотрены, комиссия рассматривает их на итоговом заседании в порядке, предусмотренном пунктами настоящих Методических рекомендаций.

    Приложение 1. ЖУРНАЛ УЧЕТА ПОСТУПИВШИХ В ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ (ОКРУЖНУЮ, ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ КОМИССИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ), УЧАСТКОВУЮ ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ КОМИССИЮ ЖАЛОБ (ЗАЯВЛЕНИЙ) НА НАРУШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И.

    Выборы ___________________________________________ ___________________________ избирательная комиссия

    ЖУРНАЛ УЧЕТА ПОСТУПИВШИХ В ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ (ОКРУЖНУЮ, ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ КОМИССИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ), УЧАСТКОВУЮ ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ КОМИССИЮ ЖАЛОБ (ЗАЯВЛЕНИЙ) НА НАРУШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". ИНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ЗАКОНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ПОДГОТОВКУ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ, РЕФЕРЕНДУМОВ

    О рассмотрении обращения ___________________ (инициалы и фамилия обратившегося лица) о нарушении закона

    В участковую избирательную комиссию избирательного участка N _______ ___________ 201___ года поступило заявление (жалоба) _______________ <2>, в котором(ой) заявитель указывает ______________ <3>.

    Заслушав члена избирательной участковой комиссии с правом решающего голоса __________________________, выслушав пояснения заявителя, изучив письменные материалы, комиссия установила ________________________________ <4>.

    1. Заявление (жалобу) _______________________ <2> удовлетворить _________________________ (и указывается, какие действия необходимо произвести) (либо оставить без удовлетворения).

    2. Настоящее решение направить заявителю ___________________ (указываются инициалы и фамилия обратившегося лица).

    <1> Подпунктом "к" пункта 6 статьи 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлено, что участковая комиссия рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение Федерального закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.

    В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, эти кандидат, избирательное объединение или его уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

    <2> Указывается статус лица, обратившегося в избирательную комиссию (кандидат, доверенное лицо, наблюдатель, избиратель и т.п.), его инициалы и фамилия.

    <3> Кратко излагается суть обращения (жалобы), какие нормы закона, по мнению обратившегося лица, нарушены, просьба обратившегося лица.

    <4> Указываются факты, установленные комиссией при рассмотрении жалобы, обстоятельства, требующие разрешения.

    <5> Решение по рассмотрению обращения участковая комиссия принимает самостоятельно, не направляя указанное обращение в вышестоящую избирательную комиссию.

    Рассматривая обращение, участковая комиссия выносит одно из следующих решений:

    а) оставить заявление (жалобу) без удовлетворения;

    б) удовлетворить заявление (жалобу) и совершить определенные действия по устранению причин и последствий нарушения.

    Приложение 3. РЕШЕНИЕ <1>

    УЧАСТКОВАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО УЧАСТКА N ____

    Об обращении с представлением о проведении проверки и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы (либо в органы исполнительной власти) <2>

    В участковую избирательную комиссию избирательного участка N _______ ___________ 201___ года поступило заявление (жалоба) _______________________________ <3>, в котором(ой) заявитель указывает __________________________________ <4>.

    Заслушав члена избирательной участковой комиссии с правом решающего голоса __________________________, выслушав пояснения заявителя, изучив письменные материалы, комиссия установила ______________________ <5>.

    Руководствуясь подпунктом "к" пункта 6 статьи 27, пунктом 4 статьи 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". частью 10 статьи 16, участковая избирательная комиссия избирательного участка N ______

    1 <6>. Заявление (жалобу) ______________ <3> удовлетворить.

    2 <7>. Обратиться в ____________________ <2> с представлениями о проведении проверки по обращению _________________ <3> и пресечении нарушений закона.

    3. Настоящее решение направить заявителю __________________ (указываются инициалы, фамилия обратившегося лица).

    <1> Подпунктом "к" пункта 6 статьи 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) установлено, что участковая комиссия рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение Федерального закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения. При этом законом не предусмотрено рассмотрение обращения заявителя и принятие по нему решения только должностным лицом участковой комиссии.

    В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, эти кандидат, избирательное объединение или его уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

    <2> Указывается, куда именно будет направлено представление - в правоохранительные органы или в органы исполнительной власти.

    <3> Указываются статус лица, обратившегося в избирательную комиссию (кандидат, доверенное лицо, наблюдатель, избиратель и т.п.), его инициалы и фамилия.

    <4> Кратко излагается суть обращения (жалобы), какие нормы закона, по мнению обратившегося лица, нарушены, просьба обратившегося лица.

    <5> Указываются факты, установленные комиссией при рассмотрении жалобы, обстоятельства, требующие разрешения.

    <6> Решение по рассмотрению обращения участковая комиссия принимает самостоятельно, не направляя указанное обращение в вышестоящую избирательную комиссию.

    Рассматривая обращение, участковая комиссия выносит одно из следующих решений:

    а) оставить заявление (жалобу) без удовлетворения;

    б) удовлетворить заявление (жалобу) и совершить определенные действия по устранению причин и последствий нарушения.

    <7> В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона комиссии вправе обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию.

    Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

    О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ (ЗАЯВЛЕНИЙ) УЧАСТНИКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОСТУПИВШИХ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

    О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ (ЗАЯВЛЕНИЙ) УЧАСТНИКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОСТУПИВШИХ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА