Руководства, Инструкции, Бланки

письмо в налоговую об уплате налога образец img-1

письмо в налоговую об уплате налога образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Уведомление на уплату налога транспортного земельного имущественного не пришло

Если уведомление на уплату налога (транспортного, земельного, имущественного) не пришло Какие налоги включены в единое налоговое уведомление

Налоговым кодексом РФ до 01.01.2015 (до момента вступления в силу Закона № 52-ФЗ от 02.04.2014 ) предусмотрен уведомительный порядок уплаты имущественных налогов для физических лиц. Если до 2012 года на каждый вид имущества приходило отдельное уведомление. то с марта 2012 года ФНС решило сэкономить на бумаге и теперь направляет физическим лицам - собственникам зарегистрированного на них имущества единое налоговое уведомление по уплате:

Новое единое уведомление с содержит единый срок уплаты налога на имущество, транспортного, земельного налога - до 1 октября (ранее - до 1 ноября, а с 01.01.2016 - срок уплаты еще раз изменен - сдвинут до 1 декабря (Закон от 23.11.2015 № 320-ФЗ, действующий с 01.01.2016) следующего года. Это значит, что:

Налоговая инспекция обязана в 2016 году направить такое уведомление об уплате налогов за 2015 год не позднее 30 ноября 2015 года (форма объединенного уведомления утверждена еще Приказом ФНС России от 25.12.2014 N ММВ-7-11/673@);

Требование об уплате налога на имущество, транспортного, земельного налога за 2015 год должно быть направлено налогоплательщику не позднее 1 апреля 2017 года.

Требование, которое отправлено позже считается незаконным и также лишает ФНС взыскания налога через суд .

Перед тем как направить уведомление налоговые органы обязаны расчитать каждый налог и (как предписывает пункт 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ) не позднее 30 дней до наступления срока оплаты направить налогоплательщику уведомление об уплате имущественных налогов.

В уведомлении должны быть указаны: размер налога, расчет налоговой базы, срок уплаты налога. В этот же конверт для удобства налогоплательщика вкладывают уже заполненную квитанцию.

Налоговый кодекс РФ предусматривает 3 способа вручения налогового уведомления:

передать лично под расписку налогоплательщику или его доверенному лицу (кстати, сейчас всех работников налоговых органов обязали вручать такие уведомления всем соседям. Как это будет работать – посмотрим);

направить по почте заказным письмом;

передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

На бумаге все выглядит гладко и хорошо, как говорится – не проскочишь. Но – это на бумаге, а в жизни (как обычно) – все по-другому: многих беспокоят вопросы о том что делать и почему налогоплательщик годами не получает "писем счастья", что делать, если потом "вдруг" выяснится, что налогоплательщик должен Родине уплатить налоги и пени сразу за несколько лет.

До 2015 года пока не пришло единое уведомление об уплате налогаобязанности уплатить налог на имущество, транспортный и земельный налог не возникало. С 2015 года (если уведомление не пришло) налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту жительства (для транспортного налога) и по месту нахождения (для недвижимого имущества) о наличии у него таких объектов в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом .

Все это происходит из-за того, что наши налоговые органы не отличатся пунктуальностью, зато они отличаются тем, что могут прислать уведомление на уплату налога умершему человеку или на автомобиль, который уже давно продан, или требования об уплате налогов за последние 10 лет.

Перерасчет налога за прошлые годы

С 2010 года среди налоговых органов многих регионов стало "модным" делать перерасчет уже уплаченных налогов по новым ставкам (т.е. ставкам налогов, утвержденных в последующие годы) и незаконно требовать доплаты налогов за прежние годы. Это, что называется, очевидные случаи, когда налог уплачивать не надо, но есть и более сложные (и, к сожалению, также незаконные) случаи, когда налоговики (пользуясь доверием граждан и тем, что Налоговый кодекс РФ написан русскими буквами, но понять его содержание, порой, бывает крайне сложно даже специалистам) пытаются любыми способами наполнить бюджеты различных уровней.

Здесь необходимо отметить, что (к примеру) Законом "О налоге на имущество физических лиц" была предусмотрена возможность перерасчета налога, но только если:

из БТИ или ГАИ в налоговую инспекцию поступили ошибочные сведения;

сведения о стоимости имущества поступили из БТИ или ГАИ в налоговую инспекцию с опозданием (сведения должны поступать к налоговикам ежегодно до 1 марта того года, за который впоследствии будет начислен налог);

при расчете налога была допущена арифметическая (техническая) ошибка.

Как разъяснила ФНС России в своем письме от 25 ноября 2015 г. № БС-4-11/20564@ "О земельном налоге", налоговая инспекция имеет право осуществить перерасчет налога только за три года, предшествующих году, в котором налоговый орган направил уведомление об уплате налога, и только в трех ситуациях:

когда органы, осуществляющие кадастровый учет недвижимого имущества, произвели корректировку налоговой базы в налоговом периоде, за который инспекция уже рассчитала сумму налога и составила уведомление. Причинами такой корректировки могут быть либо техническая ошибка самого органа кадастрового учета, либо судебное решение;

когда налоговые органамы несвоевременно получлили сведения, необходимые для исчисления налога (к таким сведениям может относиться информация о прекращении (возникновении) права собственности, о кадастровой стоимости, а также об изменении адреса места жительства физического лица);

когда налогоплательщиком направлено заявление на льготу по налогу применительно к налоговым периодам, за которые направлены налоговые уведомления.

Надо иметь в виду, что:

во всех трех случаях перерасчета налогоплательщику будет направлено уточненное налоговое уведомление. Если в результате перерасчета выяснится, что собственник должен доплатить налог, то в этом уведомлении будут указаны его сумма и последний день уплаты;

в случае излишне уплаченного налога переплату можно будет либо зачесть в счет предстоящих платежей, либо вернуть (ст. 78-79 НК РФ). Зачет (возврат) производится в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления ;

зачесть или вернуть деньги можно только если со дня уплаты оспариваемого налога прошло не более трех лет (пункт 7 статьи 78 НК);

пени на перерасчитанные суммы налога за прошедшие периоды не начисляются. Доплатить налог нужно в течение месяца со дня получения налогового уведомления, если только в нем не указан более продолжительный срок для уплаты налога.

Т.е. налогоплательщику надо еще доказать, что он не "верблюд". Это грустно.

Поэтому я решил помочь налогоплательщикам – физическим лицам и познакомить их со своими правами и тем самым сэкономить их личные и семейные бюджеты, с которых и так уже "сняли налоговую стружку".

Вернемся к формальной стороне вопроса: согласно Приказу ФНС РФ от 09.09.2015 N ММВ-7-11/386@ самые законопослушные и щепетильные налогоплательщики – физические лица теперь могут самостоятельно получать уведомления на уплату налогов в электронном виде на сайте ФНС России в "Личном кабинете налогоплательщика ".

Более морально устойчивым налоговый орган должен направить в привычной форме – направленным по почте уведомлением об уплате налога. если такие лица до 1 сентября уведомление и платежные документы налогоплательщик в электронном виде не получили.

Всех интересует – надо ли переживать, тратить время на выяснение, стояние в очередях в налоговой инспекции для выяснения причин, по которым уведомление на уплату налога не пришло?

Как уже было сказано выше - пока уведомление об уплате налога не пришло, повода для беспокойства нет, т.к. обязанность уплатить налог на имущество, транспортный и земельный налог не наступила - это черным по белому написано в статье 57 Налогового кодекса РФ.

Но если внимательно изучить Налоговый кодекс РФ, то можно узнать еще больше нюансов:

  • Если налоговым органом пропущен срок направления уведомления об уплате налога

    Оказывается уведомление об уплате налога должно быть направлено до определенного законом срока . Если налоговики направят уведомление позже этого срока, то автоматически пропускают срок на выставление требования об уплате налога. Следовательно, теряют право на его взыскание.

    Основная цель налогового уведомления - заблаговременно уведомить налогоплательщика о его обязанности уплатить налог в определенном налоговым органом размере.

    Пример 1 . статьей 363 НК установлено, что срок уплаты транспортного налога физическими лицами не может быть установлен региональными законами ранее 1 октября следующего за истекшим года. Это значит, что налоговое уведомление налоговый орган обязан направить не позднее 1 сентября 2015 года. Если же налоговики направят уведомление позднее 1 сентября 2015 года, то взыскать транспортный налог в судебном порядке они не вправе (хотя регулярно об этом "забывают", направляя налоговые уведомления "абы как", а затем не гнушаются попытками взыскать налоги в судебном порядке).

    При этом надо иметь в виду, что налоговики пытаются запутать людей в формулировках. Дело в том, что в 363 статье Налогового кодекса РФ сказано ". направление уведомлений допускается не более чем за три налоговых периода. ". К сожалению, слуги народа с Охотного ряда забыли указать, что в этом случае речь идет о доплатах по ранее выставленным уведомлениям, т.е. только тогда, когда сами налоговики обнаружат, что ранее ими при расчете налога были сделаны ошибки.

    Это подтверждает и судебная практика (например, Определения Санкт-Петербургского городского суда от 09.06.2011 № 33-8753/2011, от 03.03.2011 № 33-3051).

    Не следует забывать о том, что надо сохранить конверт с почтовым штемпелем, с помощью которого Вы сможете доказать свою точку зрения.

    Если уведомление об уплате налога направлено налоговой позже 31 августа*, то имущественные налоги можно не платить (но для этого обязательно сохраните конверт со штемпелем, в котором пришло уведомление об уплате налога).

    Если вами получены налоговые уведомления об уплате налогов больше, чем за 3 календарных года - все уведомления "старше" 3 лет незаконны - можете не платить и вам за это ничего не будет.

  • Пропущен срок направления требования об уплате налога

    Итак, если уведомление об уплате налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налога было направлено вовремя (т.е. в период с 31 июля по 31 августа*), но не смотря на это налогоплательщик – физическое лицо не уплатило к установленному сроку налог, налоговики не могут сразу обратиться в суд, а должны сначала потребовать уплатить налог, т.е. направить требование об уплате налога. Такое требование направляется не позднее 3 месяцев с момента обнаружения налоговым органом факта неуплаты налога (статья 70 НК). Если этот срок пропущен налоговым органом, то требование, направленное позже считается незаконным и суды отказывают в удовлетворении исков налоговых органов (например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 01.09.2011 № 33-13395, в котором указано ". нарушение налоговым органом срока направления требования не может повлечь изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога. ").

    Практическое значение процедуры направления налогоплательщику требования об уплате налога состоит в том, чтобы своевременно уведомить налогоплательщика об установленном сроке для уплаты налога. Ведь с момента его окончания начинает исчисляться срок для принудительного взыскания сумм налога или для обращения налоговых органов в суд для взыскания налога в судебном порядке.

    Пример 2 . если исходить из данных предыдущего примера и предположить, что налоговый орган 15 октября обнаружил, что налогоплательщик не уплатил транспортный налог и составил об этом документ, то направить требование об уплате налога налоговики всеравно обязаны не позднее 1 февраля следующего года. Если до 1 февраля следующего года налогоплательщиком – физическим лицом такое требование не получено, то он вправе не платить налог. Об этом же свидетельствует и судебная практика.

    Не следует забывать о том, что надо сохранить конверт с почтовым штемпелем, в котором пришло требование об уплате налога, ведь именно с помощью которого Вы успешно сможете доказать свою точку зрения.

    Очень часто мне задают вопрос: "Считается ли требование незаконным (недействительным), если направлено с нарушением установленного ст. 70 НК РФ срока? "

    Ответ: законами это не запрещено, а учитывая, что основной функцией налоговых органов является напонение бюджета любыми способами (который на 3/4 наполняется за счет обычных граждан, малого и среднего бизнеса, а тратится на выборы, видеокамеры и прочие распилы).

    Позиция судов (по понятным причинам) более обтекаема: ". несоблюдение инспекцией срока выставления требования не лишает ее права на взыскание налога и пеней в пределах общих сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, но и не влечет изменения порядка их исчисления исходя из совокупности сроков, установленных ст. ст. 70 и 46 НК РФ. ".

    Если требование об уплате налога направлено налоговой позже 1 февраля*, то имущественные налоги можно не платить (но для этого обязательно сохраните конверт со штемпелем, в котором пришло требование об уплате налога).

    Направлять требование об уплате налогов с нарушением сроков отправки не запрещено (как чиновники могут это запретить, если они из этих денег получают зарплату?).

  • Налоговым органом пропущен срок обращения в суд

    Налоговики (при условии своевременного направления налогового уведомления и требования об уплате налога) могут обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ). Если же они "прошляпят" и этот срок, то опять же - останутся с "носом". Но и здесь есть свои нюансы.

    С 2011 года порядок взыскания и сроки обращения в суд зависят от того, превышает ли общая сумма задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам 1500 рублей (c 2013 года - 3 000 рублей ) или нет:

    Если общая сумма задолженности превышает 3 000 рублей. то инспекция обязана в течение 6 месяцев со дня, в который истек срок исполнения требования, обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании недоимки. Судом может быть восстанавлен только срок, который пропущен по уважительной причине.

    Если общая сумма задолженности не превышает 3 000 рублей. то инспекция должна дождаться, когда задолженность превысит указанную пороговую величину. При этом учитываться будут все требования, по которым истек срок исполнения. Со дня, когда задолженность превысит 3 000 рублей, начнет исчисляться шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
    Если же в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования о погашении задолженности ее размер так и не превысит 3 000 рублей, инспекция может обратиться в суд за взысканием имеющейся суммы задолженности. Соответствующее заявление необходимо подать в течение 6 месяцев со дня окончания трехлетнего срока.

    Также надо иметь в виду, что, в основном, недоимка по налогам, сборам и другим обязательным платежам взыскивается с граждан в порядке приказного производства (т.е. в тех случаях, когда общая сумма задолженности не превышает 50 000 рублей).

    Если же размер задолженности превысил 50 000 рублей, то взыскание с налогоплательщиков - граждан происходит в порядке искового производства .

    Из таких нюансов почти на ровном месте многие люди имели кучу неприятностей. Избежать неприятности Вы можете обратившись к нам за профессиональной помощью .

    Практика показывает, что чем раньше человек обращется к профессионалам, тем меньше надо приложить усилий для решения его проблем, и проблемы решать легче.

    Статья подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 17 октября 2011 года.

    Статья написана и размещена 17 октября 2011 года. Дополнена - 11.03.2012, 17.10.2012, 05.03.2013, 04.04.2014, 21.11.2015, 22.07.2016, 26.08.2016.

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 - 2016 Полезные ссылки по теме "Что делать, если единое налоговое уведомление на уплату транспортного, земельного, имущественного налога не пришло"
  • Другие статьи

    Письмо в налоговую об уплате налога образец

    Об уплате налогов ИП, совмещавшим ПСН и УСН, если он утратил право на применение ПСН

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

    от 25.11.2016 г. N 03-11-12/70014

    Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения упрощенной системы налогообложения при утрате права применения патентной системы налогообложения и сообщает следующее.

    Согласно подпункту 3 пункта 6 статьи 346.45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае, если налогоплательщиком не был уплачен налог в сроки, установленные пунктом 2 статьи 346.51 Кодекса.

    Пунктом 7 статьи 346.45 Кодекса предусмотрено, что суммы налогов, подлежащие уплате в соответствии с общим режимом налогообложения за период, в котором индивидуальный предприниматель утратил право на применение патентной системы налогообложения по основаниям, указанным в пункте 6 статьи 346.45 Кодекса, исчисляются и уплачиваются индивидуальным предпринимателем в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. При этом указанные индивидуальные предприниматели не уплачивают пени в случае несвоевременной уплаты авансовых платежей по налогам, подлежащим уплате в соответствии с общим режимом налогообложения в течение того периода, на который был выдан патент.

    В случае если индивидуальный предприниматель совмещает применение патентной системы налогообложения с упрощенной системой налогообложения и утратил право на применение патентной системы налогообложения, то он обязан за период ее применения уплатить налоги в рамках общего режима налогообложения, от которых был освобожден в соответствии с пунктами 10 и 11 статьи 346.43 Кодекса.

    В то же время с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика патентной системы налогообложения, произведенного в порядке, установленном пунктом 8 статьи 346.45 и пунктом 3 статьи 346.46 Кодекса, указанный индивидуальный предприниматель вправе по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применялась ранее патентная система налогообложения, применять упрощенную систему налогообложения при соблюдении ограничений, установленных главой 26.2 Кодекса.

    При этом, учитывая ограничение, установленное пунктом 3 статьи 346.13 Кодекса, налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

    Также обращаем внимание, что одновременное применение общего режима налогообложения и упрощенной системы налогообложения Кодексом не предусмотрено.

    Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

    Заместитель директора Департамента

    Как отвечать на новые требования налоговой об уплате налогов с процентов? Бухгалтерский учет - это просто!

    Как вам известно, я являюсь руководителем бухгалтерской компании в г. Челябинске. И, как вы догадываетесь, каждый день у нас происходит много всего интересного, поскольку наши клиенты зарегистрированы во всех районах города. Как следствие, мы имеем тесные взаимоотношения со всеми нашими налоговыми, и уже не только нашими, но и межрайонными.

    В этом квартале хитом требований от налоговиков стало требование начислять проценты на дебиторскую задолженность. Выглядят эти требования примерно следующим образом (суть при этом не меняется):

    Когда мы впервые получили такое требование, сначала не поняли, что происходит. Но, потом вспомнили, что в прошлом году, а именно с 01.06.2015г. наши «гении» законотворчества придумали изменения в Гражданский Кодекс РФ.

    Дело в том, что в соответствии со ст. 317.1 ГК РФ «Проценты по денежному обязательству», если между коммерческими организациями существуют денежные обязательства, то кредитор имеет право (но не обязан!) на получение соответствующих процентов. Если договором не предусмотрен специальный порядок определения этих процентов, их величина исчисляется, исходя из ставки рефинансирования.

    Т.е. налоговики хотят видеть нашу дебиторку, что, собственно, и требуют в своих письмах. Ведь юристы Минфина, что проценты начисляются по умолчанию, при этом квалифицировать их надо, как проценты, а это значит, что проценты являются доходом и на него надо начислять налоги и отражать его в составе внереализационных доходов. Вот так!

    Всё это рассчитано на налогоплательщиков, невладеющих ситуацией, к коим мы с вами не относимся. И мы прекрасно понимаем, что в ст. 317.1 ГК РФ речь идет о том, что кредиторы имеют право на получение процентов, исходя из тех или иных ставок, если иное не предусмотрено договором. Но налоговики настаивают на применении ст. 317.1 ГК РФ. Чтобы избежать ненужных расходов в виде налогов и конфликтов с налоговиками, настоятельно советую вам перепроверить все действующие обязательства и проверить, чтобы в договорах было четко оговорено беспроцентное пользование вашими денежными средствами. В этом случае никакая ст. 317.1 ГК РФ Вам не страшна!

    А я вам напоминаю, что совсем скоро выйдет свежий выпуск журнала Налоговая защита. который раскроет вам новые налоговые тайны и секреты экономии на налогах.

    Удачи вам, мои дорогие! До новых встреч!

    P.S. Сохраните пост себе на стену, нажав на кнопочку любимой соцсети:

    Добрый день,Татьяна, благодарю за вопрос! Договоры у Вас не просят, соответственно и представлять их не надо. Налоговики просто отрабатывают приказ «сверху», поэтому им, по большому счету, глубоко безразлично, что Вы им предоставите. Но ответить, тем не менее, необходимо.

    Можете использовать следующий текст: «В ответ на Ваше требование о представлении пояснений *** от *** сообщаем, что дебиторская задолженность, отраженная в Бухгалтерской отчетности, представленной нами за 2015 год, полностью состоит из текущей задолженности покупателей и заказчиков по договорам, связанным с товарными отношениями.
    Также сообщаем, что дебиторская задолженность не содержит выданных займов и процентов по ним. Проценты в соответствии со ст. 317.1 ГК РФ, в силу условий договоров, не начислялись и не подлежат включению в состав внереализационных доходов по строке 100 Приложения 1 к Листу 2 декларации по налогу на прибыль.»

    Этого вполне достаточно. Удачи Вам!

    А если дебиторская задолженность в бух отчетности содержит и. например, договоры займа? Согласно Письму Минфина РФ от 09.12.2015 № 03-03-РЗ/67486:»в случае если в договоре, на основании которого возникло денежное обязательство, отсутствует порядок начисления процентов, по такому обязательству у кредитора по умолчанию возникает право требования к должнику в размере законных процентов. Данные суммы отражаются в составе доходов (расходов) у кредитора и должника соответственно. В случае указания в договоре на неприменение статьи 317.1 ГК РФ ни данные требования, ни доходы (расходы) не возникают.»Поэтому, мне кажется есть смысл озаботиться наличием в договоре фразы типа:» Требования статьи 317.1 ГК при исполнении данного договора не применяются.» Ну и, соответственно, на нее и ссылаться в ответе на запрос.

    Юлия, считаю, что Вы абсолютно правы. В этом случае у налоговиков не остается никаких лазеек для принуждения к начислению процентов.

    Письмо в налоговую об уплате налога образец

    22.4.1. УПЛАЧИВАЕМ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ЧЕРЕЗ ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

    Если вы решили уплачивать налог через ответственное подразделение, то вам необходимо:

    1. До начала налогового периода уведомить о принятом решении налоговые инспекции, в которых на налоговом учете состоят ответственное обособленное подразделение и обособленные подразделения, через которые уплата налога на прибыль производиться не будет (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ).
    2. Исчислять и уплачивать авансовые платежи (налог) в бюджет субъекта РФ, в котором находятся подразделения, в порядке, установленном абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ.
    3. Представлять налоговые декларации по налогу на прибыль по месту нахождения самой организации и месту нахождения ответственного подразделения, через которое будет производиться уплата авансовых платежей (налога).

    Порядок уведомления налоговых органов, порядок исчисления и уплаты авансовых платежей (налога), а также порядок представления декларации зависит от того, в разных или в одном субъекте РФ вместе с обособленными подразделениями находится ваша организация (головной офис).

    Если головная организация и обособленные подразделения находятся в одном субъекте РФ, то вы вправе принять решение об уплате налога на прибыль за эти обособленные подразделения через головной офис. О таком решении необходимо уведомить налоговые органы (см. дополнительно Письма Минфина России от 09.07.2012 N 03-03-06/1/333, от 12.03.2009 N 03-03-06/1/130, УФНС России по г. Москве от 23.12.2009 N 16-15/136064, от 18.04.2008 N 20-12/037682.2).

    В то же время уплачивать налог за головную организацию через ответственное подразделение нельзя. Та часть налога, которая приходится на головной офис, уплачивается в бюджет субъекта РФ отдельно (Письмо Минфина России от 12.03.2009 N 03-03-06/1/130).

    Если вы решили платить авансовые платежи (налог) в бюджет субъекта РФ через ответственное обособленное подразделение, то этот порядок вам следует закрепить в учетной политике на соответствующий налоговый период.

    Рассмотрим каждое из указанных выше действий подробнее.

    22.4.1.1. УВЕДОМЛЯЕМ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГА (АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ) ЧЕРЕЗ ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

    Порядок уведомления налоговых органов о решении уплачивать налог через одно из обособленных подразделений (головной офис) ст. 288 НК РФ не установлен.

    Вместе с тем, как это сделать, разъяснено в Письме ФНС России от 30.12.2008 N ШС-6-3/986. Письмо носит рекомендательный характер. Однако налоговики на местах, скорее всего, будут руководствоваться им в своей практической работе (см. например, Письмо УФНС России по г. Москве от 17.02.2010 N 16-15/016328). Поэтому рассмотрим порядок, изложенный в названном Письме ФНС России.

    В частности, для уведомления налоговых органов вам необходимо:

    1. Направить в налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения уведомление. Поскольку его форма не установлена, уведомлять можно в произвольном порядке. На наш взгляд, в этом случае можно воспользоваться формой, рекомендованной в Письме ФНС России от 30.12.2008 N ШС-6-3/986.

    В уведомлении необходимо указать:

    — полное наименование организации в соответствии с учредительными документами;

    — ИНН/КПП по месту нахождения организации;

    — полное наименование обособленных подразделений;

    — адреса мест нахождения обособленных подразделений;

    — КПП, присвоенные налогоплательщику налоговыми органами по месту нахождения обособленных подразделений;

    — наименование и код субъекта РФ, на территории которого находятся обособленные подразделения.

    Также нужно отметить причину, по которой уведомление представляется в налоговый орган.

    Кроме того, в этом уведомлении надо указать сумму ежемесячных авансовых платежей в бюджет субъекта РФ, которую должно перечислить ответственное подразделение в I квартале. Эта сумма определяется как величина ежемесячных авансовых платежей всех обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ, включая ответственное подразделение, подлежащая уплате ими в IV квартале налогового периода, предшествующего налоговому периоду, с которого ваша организация переходит на уплату налога через ответственное подразделение.

    Уведомление подписывается руководителем организации либо представителем, полномочия которого подтверждены в установленном порядке (п. 3 ст. 29 НК РФ).

    1. Копию уведомления необходимо представить в налоговую инспекцию, в которой состоит на учете головной офис.

    Если головной офис и обособленные подразделения расположены в одном субъекте РФ и принято решение уплачивать налог на прибыль через головной офис, то уведомление представляется только по месту нахождения головного офиса.

    1. Уведомить налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений о том, что через указанные подразделения налог уплачиваться не будет. В свою очередь указанные налоговые органы должны закрыть соответствующие карточки «РСБ» и передать их в налоговый орган по месту нахождения ответственного подразделения (Письмо ФНС России от 28.12.2005 N ММ-6-02/2005).

    Указанные уведомления необходимо направить в налоговые органы до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, с начала которого налог будет уплачиваться через ответственное подразделение (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ).

    Напомним, что ранее данный срок законодательно закреплен не был. Поэтому Минфин России разъяснял, что уведомить налоговые органы нужно до начала налогового периода (Письма от 02.12.2005 N 03-03-04/2/127, от 21.04.2006 N 03-03-02/88). Однако при возникновении споров судебные инстанции указывали, что налогоплательщик каким-либо сроком не ограничен, поскольку Налоговый кодекс РФ подобных требований не содержит (см. например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.01.2007 N Ф04-9099/2006(30278-А70-15)).

    Отметим, что вы вправе изменить ответственное обособленное подразделение, через которое уплачиваете налог. Но сделать это можно лишь с начала нового налогового периода, за исключением случаев ликвидации такого подразделения. Этот вывод следует из Письма Минфина России от 04.02.2008 N 03-03-05/7, где чиновники рассматривали срок направления уведомлений при выборе организацией ответственного подразделения.

    Если вы уже применяете порядок уплаты налога через ответственное подразделение и ранее уведомляли об этом налоговые органы, повторно сообщать об этом вы не обязаны (Письма Минфина России от 25.01.2010 N 03-03-06/1/22, от 04.02.2008 N 03-03-05/7).

    Кроме того, вы обязаны уведомлять налоговые органы обо всех изменениях, которые влияют на порядок уплаты налога по обособленным подразделениям (п. 2 ст. 288 НК РФ, ст. 7 Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ (далее — Закон N 158-ФЗ)).

    Например, это касается случаев, когда вы ликвидировали одно из обособленных подразделений или создали таковое на территории данного региона. В случае создания подразделения вам нужно сообщить в налоговый орган о том, через какое обособленное подразделение вы будете уплачивать налог по новому подразделению. Сделать это нужно в 10-дневный срок после окончания отчетного периода, в котором вы создали обособленное подразделение. Аналогичные действия вам нужно совершить, если вы ликвидировали ответственное подразделение (абз. 2, 7 п. 2 ст. 288 НК РФ, ст. 7 Закона N 158-ФЗ).

    Отметим, что, по мнению Минфина России, в таких случаях уплачивать налог в региональный бюджет через выбранное ответственное подразделение можно уже по итогам отчетного (налогового) периода, в котором оно было создано (Письмо от 25.01.2010 N 03-03-06/1/22).

    уведомления налоговых органов об уплате налога в бюджет субъекта РФ через ответственное подразделение

    Организация «Альфа» зарегистрирована в г. Москве, состоит на налоговом учете в ИФНС России N 28 по г. Москве и имеет ИНН 7728916548, КПП 772801001. Организация «Альфа» имеет два обособленных подразделения в Московской области:

    — «Бета» в г. Фрязино, состоит на налоговом учете в МРИ ФНС России N 16 по Московской области и имеет КПП 505002001;

    — «Омега» в г. Королеве, состоит на налоговом учете в МРИ ФНС России N 2 по Московской области и имеет КПП 501803001.

    С 2014 г. организация «Альфа» решила платить налог на прибыль в бюджет Московской области через обособленное подразделение «Омега» в г. Королеве.

    Сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в I квартале 2014 г. в бюджет Московской области, составила 123 000 руб. в том числе по подразделению «Бета» — 93 000 руб. по подразделению «Омега» — 30 000 руб.

    Уведомление N 1 организация «Альфа» заполнит в одном экземпляре и представит его:

    — в МРИ ФНС России N 2 по Московской области (оригинал);

    — в ИФНС России N 28 по г. Москве (копию).

    См. образец заполнения уведомления N 1.

    В свою очередь, уведомление N 2 организация заполнит по обособленному подразделению «Бета», через которое налог в бюджет Московской области уплачиваться не будет. Данное уведомление организация «Альфа» представит в МРИ ФНС России N 16 по Московской области.

    См. образец заполнения уведомления N 2.

    Приложение 1 к разделу 22.4.1.1

    Образец заполнения уведомления N 1

    В Перечне первым указывается ответственное обособленное подразделение, через которое будет производиться уплата налога на прибыль организаций, за исключением нижеследующего.

    При принятии решения об уплате налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации самой организацией:

    <*> указывается налоговый орган по месту нахождения организации;

    <**> указывается наименование организации;

    <***> в Перечне первым указывается организация.

    Приложение 2 к разделу 22.4.1.1

    Образец заполнения уведомления N 2

    <*> Если в налоговом органе на учете стоит организация по месту нахождения ее нескольких обособленных подразделений, то указываются все подразделения.

    <**> При принятии решения об уплате налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации организацией указывается ее наименование.

    22.4.1.2. ИСЧИСЛЯЕМ АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ (НАЛОГ) ЧЕРЕЗ ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

    Сумму авансовых платежей (налога), которую необходимо уплачивать в бюджет субъекта РФ, вы должны определять исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории этого субъекта РФ (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ). Прибыль, исчисленная в целом по организации, распределяется между головным офисом и группой обособленных подразделений, расположенных на территории одного субъекта РФ. При этом доля прибыли группы подразделений определяется исходя из суммарных показателей по этим обособленным подразделениям.

    Если же головной офис и все обособленные подразделения вашей организации расположены на территории одного субъекта РФ и вы приняли решение уплачивать налог за все подразделения через головной офис, то сумма авансовых платежей (налога) в бюджет этого субъекта РФ определяется исходя из прибыли в целом по организации. То есть в данном случае распределение прибыли между головным офисом и обособленными подразделениями не производится.

    расчета авансовых платежей (налога) в бюджет субъекта РФ через ответственное подразделение

    Организация «Альфа», зарегистрированная в г. Москве, состоит на налоговом учете в ИФНС России N 28 по г. Москве и имеет ИНН 7728916548, КПП 772801001. ООО «Альфа» имеет два обособленных подразделения в Московской области:

    — «Бета» в г. Фрязино, состоит на налоговом учете в МРИ ФНС России N 16 по Московской области и имеет КПП 505002001;

    — «Омега» в г. Королеве, состоит на налоговом учете в МРИ ФНС России N 2 по Московской области и имеет КПП 501803001.

    Кроме того, организация «Альфа» имеет обособленное подразделение в Калужской области — «Гамма».

    С начала года организация «Альфа» приняла решение платить налог на прибыль в бюджет Московской области через обособленное подразделение «Омега» в г. Королеве и уведомила о принятом решении налоговые инспекции (см. пример в разд. 22.4.1.1).

    Сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в IV квартале предыдущего налогового периода и, соответственно, в течение I квартала текущего года, составила:

    — в федеральный бюджет — 69 000 руб.;

    — в бюджет г. Москвы — 36 000 руб.;

    — в бюджет Московской области — 93 000 руб.;

    — в бюджет Калужской области — 30 000 руб.

    Предположим, что по итогам I квартала налоговая база по налогу на прибыль в целом по организации составила 1 500 000 руб.

    В качестве показателя для расчета доли прибыли обособленных подразделений в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения ООО «Альфа» использует расходы на оплату труда.

    Расходы на оплату труда и остаточная стоимость основных средств по данным налогового учета представлены в таблице.

    Рассчитаем авансовые платежи, которые организация «Альфа» должна будет уплатить в бюджет каждого из субъектов РФ по итогам I квартала.

    Для расчета сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет каждого из субъектов РФ, в которых расположены обособленные подразделения и головной офис, организация, используя приведенные в разд. 22.2 «Общий порядок уплаты налога при наличии обособленных подразделений» формулы, рассчитает соответствующие показатели:

    — в целом по организации;

    — в целом по обособленным подразделениям, находящимся в Московской области;

    — по обособленному подразделению в Калужской области;

    — по головному офису.

    Эти показатели и последовательность их расчета представлены в таблице.

    В целом по организации

    Московская область («Омега» + «Бета»)

    Калужская область («Гамма»)

    Расходы на оплату труда, руб.

    Удельный вес расходов на оплату труда за I квартал, %

    (150 000 / 710 000 x 100%)

    (470 000 / 710 000 x 100%)

    (90 000 / 710 000 x 100%)

    Средняя остаточная стоимость ОС за I квартал, руб.

    ((200 000 + 220 000 + 210 000 + 200 000) / (3 + 1))

    ((480 000 + 540 000 + 520 000 + 500 000) / (3 + 1))

    ((220 000 + 230 000 + 220 000 + 210 000) / (3 + 1))

    ((900 000 + 990 000 + 950 000 + 910 000) / (3 + 1))

    Исчисленные суммы авансовых платежей (к доплате за I квартал и ежемесячные на II квартал) организация «Альфа» перечислит в соответствующий бюджет.

    При этом сумма авансовых платежей в бюджет Московской области будет перечислена в налоговую инспекцию г. Королева, т.е. по месту нахождения ответственного подразделения (в платежном поручении будет указан КПП обособленного подразделения «Омега» и ОКТМО г. Королева).

    22.4.1.3. ПРЕДСТАВЛЯЕМ НАЛОГОВУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ

    Декларацию по налогу на прибыль вам необходимо представлять в налоговые инспекции по месту учета организации (головного офиса) и по месту учета ответственного подразделения, через которое вы уплачиваете авансовые платежи (налог) в бюджет субъекта РФ.

    Иной порядок действует для крупнейших налогоплательщиков. Они все декларации, в том числе и по обособленным подразделениям, подают в межрайонную (межрегиональную) налоговую инспекцию, в которой состоят на учете в качестве крупнейших налогоплательщиков (абз. 7 п. 3 ст. 80, абз. 3 п. 1 ст. 289 НК РФ).

    При этом в декларации, представляемой в налоговую инспекцию по месту учета ответственного подразделения, вы должны отразить консолидированные данные по всем обособленным подразделениям, находящимся на территории одного субъекта РФ (Письмо Минфина России от 12.10.2005 N 03-03-04/2/78).

    То есть при уплате налога в бюджет субъекта РФ через ответственное подразделение порядок представления декларации, равно как и порядок ее заполнения, аналогичен общему порядку, изложенному в разд. 22.3 «Налоговая декларация».

    Исключением является лишь то, что Приложение N 5 к листу 02 декларации в данном случае вы заполняете в целом по всем обособленным подразделениям, находящимся в одном субъекте РФ, и представляете в составе декларации в налоговые инспекции по месту учета ответственного подразделения и по месту учета головного офиса.

    В налоговые инспекции по месту учета обособленных подразделений, через которые налог в бюджет субъекта РФ уплачиваться не будет, декларация не представляется (Письмо Минфина России от 02.12.2005 N 03-03-04/2/127).

    Стоит отметить, что и после перехода на уплату налога и авансовых платежей по месту нахождения каждого обособленного подразделения уточненные декларации за предыдущие периоды подаются по месту нахождения ответственного обособленного подразделения организации (см. например, Письмо ФНС России от 30.05.2007 N ММ-20-02/420@).

    Если же головной офис и все обособленные подразделения вашей организации расположены в одном субъекте РФ, вы можете принять решение уплачивать налог за все подразделения через головной офис. Тогда декларация представляется только в налоговую инспекцию по месту учета головного офиса (Письмо Минфина России от 25.11.2011 N 03-03-06/1/781). При этом Приложение N 5 к листу 02 заполняется с кодом 4 по организации и обособленным подразделениям, находящимся с ней в одном субъекте РФ (п. 1.4, п. 10.11 Порядка заполнения декларации, утвержденного Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@).

    Подраздел 1.2 разд. 1 не включается в состав налоговой декларации за налоговый период (п. 1.1 Порядка заполнения декларации, утвержденного Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@).

    Если же вместе с обособленными подразделениями в одном субъекте РФ вы имеете обособленное подразделение в ином субъекте РФ, то Приложения N 5 заполняются по этому подразделению и в целом по организации и представляются в составе декларации в налоговые инспекции по месту учета этого подразделения и по месту учета головного офиса.

    представления декларации при уплате налога через ответственное подразделение

    Организация «Альфа» зарегистрирована в г. Москве, состоит на налоговом учете в ИФНС России N 28 по г. Москве и имеет ИНН 7728916548, КПП 772801001. Организация «Альфа» имеет два обособленных подразделения в Московской области:

    — «Бета» в г. Фрязино, состоит на налоговом учете в МРИ ФНС России N 16 по Московской области и имеет КПП 505002001;

    — «Омега» в г. Королеве, состоит на налоговом учете в МРИ ФНС России N 2 по Московской области и имеет КПП 501803001.

    Кроме того, организация «Альфа» имеет обособленное подразделение в Калужской области — «Гамма».

    С начала года организация «Альфа» приняла решение платить налог на прибыль в бюджет Московской области через обособленное подразделение «Омега» в г. Королеве и уведомила о принятом решении налоговые инспекции (см. пример в разд. 22.4.1.1).

    Рассмотрим, как представит налоговую декларацию по налогу на прибыль организация «Альфа» по итогам I квартала.

    Декларацию по налогу на прибыль организация «Альфа» заполнит в общем порядке, аналогичном изложенному в разд. 22.3 «Налоговая декларация».

    При этом Приложение N 5 к листу 02 организация заполнит отдельно:

    — по организации без входящих в нее обособленных подразделений;

    — по обособленному подразделению «Гамма» (Калужская область);

    — по группе обособленных подразделений «Омега» и «Бета» (Московская область).

    В ИФНС России N 28 по г. Москве (по месту учета организации) ООО «Альфа» представит за I квартал декларацию, включающую в себя соответствующие листы и приложения к ним, являющиеся общими для всех налогоплательщиков, а также Приложение N 5.

    В налоговую инспекцию по месту учета обособленного подразделения «Гамма» (Калужская область) организация «Альфа» представит декларацию, включающую в себя:

    — титульный лист;

    — подраздел 1.1 разд. 1;

    — подраздел 1.2 разд. 1 (поскольку ООО «Альфа» уплачивает ежемесячные авансовые платежи в течение квартала);

    — Приложение N 5 к листу 02 по «Гамме».

    В МРИ ФНС России N 2 по Московской области (г. Королев) организация «Альфа» представит:

    — титульный лист;

    — подраздел 1.1 разд. 1;

    — подраздел 1.2 разд. 1 (поскольку ООО «Альфа» уплачивает ежемесячные авансовые платежи в течение квартала);

    — Приложение N 5 к листу 02 по группе обособленных подразделений «Омега» и «Бета» (Московская область).

    22.5. ЕСЛИ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ НАХОДЯТСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ

    При наличии обособленного подразделения за пределами РФ организация может уплачивать налог с доходов этого обособленного подразделения в бюджет иностранного государства.

    В связи с этим расчет доли прибыли такого обособленного подразделения, предусмотренный п. 2 ст. 288 НК РФ, при исчислении налога на прибыль в России не производится. Сумма налога в части, приходящейся на это обособленное подразделение, зачисляется в бюджет РФ по месту нахождения головной организации (Письма Минфина России от 03.10.2011 N 03-03-06/1/617, от 24.11.2004 N 03-03-01-04/4/23 (п. 2)).

    Таким образом, доходы и расходы обособленного подразделения вам необходимо включать в налоговую базу по налогу на прибыль в России (п. п. 1, 2 ст. 311 НК РФ, Письма УФНС России по г. Москве от 07.02.2007 N 20-12/012409, от 17.11.2006 N 20-12/101928). При таком варианте может получиться, что доходы облагаются налогом дважды (первый раз — за рубежом, а второй раз — уже в России). Чтобы этого не случилось, государства заключают международные соглашения об избежании двойного налогообложения.

    Перечень международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения, действующих на 1 января 2013 г. приведен в Информационном письме Минфина России.

    С перечнем действующих международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения вы также можете ознакомиться в разделе «Действующие двусторонние международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения» Справочной информации.

    Кроме того, ст. 311 НК РФ предусматривает положения, позволяющие устранить двойное налогообложение таких доходов. В частности, согласно п. 3 ст. 311 НК РФ сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в России, вы вправе уменьшить на сумму налога, уплаченную в соответствии с законодательством иностранного государства. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащую уплате этой организацией в России (абз. 1 п. 3 ст. 311 НК РФ). Зачет производится при обязательном подтверждении уплаты налогов за пределами РФ (абз. 2 п. 3 ст. 311 НК РФ).

    Следует иметь в виду, что не всякая уплаченная за рубежом сумма налога может быть зачтена. Здесь важно, чтобы полученные обособленным подразделением доходы облагались налогом и в РФ, и в другом государстве.

    Так, если в соответствии с международным соглашением доходы обособленного подразделения освобождаются от налогообложения в иностранном государстве, но тем не менее налог был удержан, зачесть уплаченную сумму в РФ вы не сможете. В этом случае нужно обратиться в уполномоченные финансовые (налоговые) органы иностранного государства для возврата налога из его бюджета (см. например, Письма Минфина России от 06.08.2013 N 03-03-06/1/31571, УФНС России по г. Москве от 05.03.2010 N 16-15/023294@, от 05.03.2010 N 16-15/023299@).

    Итак, чтобы зачесть сумму налога, уплаченную в бюджет иностранного государства, вам необходимо:

    1. Доходы, полученные обособленным подразделением за пределами РФ, и соответствующие им расходы учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
    2. Собрать документы, подтверждающие уплату (удержание) налога за пределами РФ, и заверить их в соответствии с требованиями абз. 2 п. 3 ст. 311 НК РФ.
    3. Заполнить специальную декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами РФ.
    4. Определить предельную сумму налога, которую можно зачесть.
    5. Заполнить декларацию по налогу на прибыль, в которой необходимо распределить предельную сумму зачета по бюджетам и представить ее вместе со специальной декларацией и подтверждающими документами в налоговую инспекцию.

    Рассмотрим каждое из перечисленных действий подробнее.

    22.5.1. «ЗАРУБЕЖНЫЕ» ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

    При определении налоговой базы по налогу на прибыль в РФ вы обязаны учесть доходы, полученные вашим обособленным подразделением, находящимся за пределами РФ (п. 1 ст. 311 НК РФ). Каких-либо особых правил учета доходов, полученных обособленным подразделением, находящимся за пределами РФ, гл. 25 НК РФ не содержит. Поэтому при определении налоговой базы указанные доходы учитываются аналогично доходам, полученным в РФ.

    Следует иметь в виду, что если доходы, полученные за пределами РФ, относятся к доходам, в отношении которых при исчислении налога на прибыль в РФ налоговая база определяется отдельно или применяется ставка налога, отличная от общей, то по таким доходам вы также должны определить налоговую базу отдельно.

    Например, к таким доходам относятся дивиденды, полученные от иностранной организации (п. 2 ст. 275 НК РФ).

    В свою очередь, расходы, связанные с получением доходов через обособленное подразделение за границей, вы также должны учитывать при определении налоговой базы по правилам и в размерах, установленных гл. 25 НК РФ (п. п. 1, 2 ст. 311 НК РФ).

    Например, командировочные и представительские расходы при исчислении налога на прибыль учитываются в составе расходов, связанных с производством и реализацией, но только в пределах установленных НК РФ ограничений (пп. 12, 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ).

    Следует учитывать, что расходы, поименованные в ст. 270 НК РФ и понесенные обособленным подразделением за границей, вы не вправе учесть при налогообложении прибыли в РФ. Однако суммы налогов (сборов), которые вы уплатили в соответствии с законодательством иностранного государства, все же можно учесть в расходах. На это указывают контролирующие органы (Письма Минфина России от 11.12.2013 N 03-08-05/54294, от 04.10.2013 N 03-03-06/2/41278, от 12.08.2013 N 03-03-10/32521, ФНС России от 03.09.2013 N ЕД-4-3/15969@, от 01.09.2011 N ЕД-20-3/1087).

    Чиновники отмечают, что в ст. 270 НК РФ содержится закрытый перечень расходов, которые не могут быть учтены при исчислении налоговой базы (Письма Минфина России от 07.04.2014 N 03-03-06/1/15337, от 04.10.2013 N 03-03-06/2/41278, от 12.08.2013 N 03-03-10/32521, ФНС России от 03.09.2013 N ЕД-4-3/15969@). Суммы налогов (сборов), уплаченных на территории иностранного государства, в нем не указаны. Следовательно, такие расходы можно принять на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Вместе с тем нельзя учесть в расходах иностранные налоги, по которым Налоговый кодекс РФ прямо предусматривает порядок устранения двойного налогообложения путем зачета (Письма Минфина России от 04.10.2013 N 03-03-06/2/41278, от 12.08.2013 N 03-03-10/32521, ФНС России от 03.09.2013 N ЕД-4-3/15969@, от 01.09.2011 N ЕД-20-3/1087).

    Отметим, что ранее Минфин России и УФНС России по г. Москве придерживались иного мнения по этому вопросу. Они считали возможным учитывать в расходах лишь те налоги (сборы), которые были начислены на основании российского законодательства (Письма Минфина России от 05.04.2012 N 03-03-06/1/182, от 08.04.2011 N 03-03-06/1/226, от 28.02.2011 N 03-03-06/1/112, от 12.11.2010 N 03-03-06/1/708, от 11.06.2010 N 03-03-06/1/407, от 28.04.2010 N 03-03-06/1/297, от 19.03.2010 N 03-03-06/1/154, от 16.12.2009 N 03-03-06/1/813, от 27.10.2009 N 03-03-06/1/697, от 06.10.2009 N 03-03-06/1/644, УФНС России по г. Москве от 21.12.2010 N 16-15/133887@, от 20.10.2010 N 16-15/110065@, от 28.06.2010 N 16-15/067462@, от 17.03.2010 N 16-12/027370@, от 09.06.2009 N 16-15/058826).

    Стоит отметить, что суды и ранее допускали включение иностранных налогов в прочие расходы на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (см. например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2009 N А56-4991/2009, ФАС Московского округа от 29.05.2012 N А40-112211/11-90-466, от 22.07.2009 N КА-А40/6679-09).

    Правоприменительную практику по вопросу о том, учитываются ли в расходах суммы налогов, сборов, пошлин, уплаченные на территории иностранного государства в соответствии с его законодательством, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

    Кроме того, следует помнить, что доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения вы должны пересчитывать в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату их признания (п. 3 ст. 248, п. 5 ст. 252 НК РФ).

    22.5.2. ПОДТВЕРЖДАЕМ УПЛАТУ НАЛОГА ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ

    Если налог за границей был уплачен самостоятельно, то подтверждение о его уплате должно быть заверено налоговым органом иностранного государства, в котором организация состоит (состояла) на учете (абз. 2 п. 3 ст. 311 НК РФ). В таком случае вам необходимо обратиться в иностранный налоговый орган по месту учета с запросом о предоставлении такого подтверждения.

    В Письме от 17.12.2009 N 03-08-05 Минфин России привел перечень возможных документов, которые могут запросить налоговые органы в целях зачета уплаченного за рубежом налога. К таким документам чиновники относят:

    — копии договора, на основании которого российской организации выплачивался доход, а также акты сдачи-приемки работ (услуг);

    — копии платежных документов, подтверждающих уплату налога вне территории РФ;

    — документальное подтверждение от налогового органа иностранного государства о фактическом поступлении налога, удержанного с доходов российской организации, в бюджет соответствующего иностранного государства.

    Налоговый кодекс РФ не устанавливает требований к форме документа, который подтверждает факт удержания налога налоговым агентом. Таким образом, можно представить любой документ, из которого следует, что соответствующая сумма налога удержана на территории иностранного государства (Письма Минфина России от 21.09.2011 N 03-08-05, ФНС России от 30.04.2013 N ЕД-4-3/8071).

    Например, таким документом может быть письмо от организации — иностранного налогового агента, подписанное уполномоченным должностным лицом и заверенное печатью, с приложением платежного поручения налогового агента банку о перечислении соответствующей суммы в качестве налога, удержанного у источника (с отметкой «Исполнено») (см. Письма Минфина России от 07.10.2009 N 03-08-05, от 26.01.2005 N 03-08-05).

    Отметим, что законодательство иностранного государства может не предусматривать проставления печати на документах, подтверждающих удержание налога (такой порядок, в частности, действует в США). В этих случаях, по мнению Минфина России, достаточно, чтобы эти документы были подписаны уполномоченным лицом (Письмо от 16.06.2010 N 03-08-05).

    Указанные выше документы, как правило, составляются на иностранном языке. Скорее всего, налоговые органы потребуют от вас перевода этих документов на русский язык (см. например, Письма Минфина России от 21.09.2011 N 03-08-05, ФНС России от 30.04.2013 N ЕД-4-3/8071). При этом Минфин России настаивает на нотариальном заверении такого перевода (Письмо от 17.12.2009 N 03-08-05). Однако следует иметь в виду, что гл. 25 НК РФ не устанавливает для налогоплательщика подобной обязанности.

    Более того, НК РФ прямо указывает, что при возврате ранее удержанного налога с доходов иностранных организаций заверять нотариально документы, на основании которых возвращается налог, не надо (абз. 10 п. 2 ст. 312 НК РФ). В этой связи, по нашему мнению, не надо нотариально заверять переводы и в рассматриваемом случае.

    Навигация по записям