Категория: Бланки/Образцы
Получить или разместить крупный заказ на прозрачных условиях можно при участии в аукционе или тендере. С другой стороны, конкурс становится гарантией добросовестности участников, поскольку законом регламентированы правила их проведения. В частности, ФЗ № 44 от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок…» предписывает заказчику указывать необходимый размер обеспечения заявок и условия банковской гарантии. С начала 2014 г. заявки обеспечиваются собственными средствами или банковской гарантией.
Что такое обеспечение заявкиЗаявляя о намерении участвовать в конкурсе (аукционе, тендере), организация должна подтвердить финансовую состоятельность, то есть, гарантировать свою добросовестность и серьезность намерений. Только после проверки платежеспособности компании заказчик приступает к рассмотрению заявок претендентов. Эта мера необходима, чтобы исключить ситуацию, при которой победитель аукциона не может подписать контракт или оплатить штрафные санкции.
Перед проведением конкурса Государственный заказчик ясно излагает требования по обеспечению заявок:
Заявка на участие в конкурсе не может рассматриваться как обеспечение исполнения условий контракта.
В соответствии с законом размер обеспечения определяется следующим образом:
Заказы могут быть размещены как с процедурой проведения торгов, так и без нее. При проведении торгов применяется одна из форм:
Чтобы при подаче заявки на участие в аукционе избежать изъятия из оборота значительных средств, компании-участники прибегают тендерному кредиту. Таким образом компания может одновременно участвовать в нескольких аукционах. Еще одно преимущество этого способа обеспечения – возможность подавать заявки на дорогостоящие контракты, по которым обязательно пройдут государственные инвестиции.
Самый надежный способ обеспечения заявки – банковская гарантия, подтверждающая, что в случае победы на конкурсе денежные средства будут предоставлены в необходимом объеме.
Размер обеспеченияПоскольку обеспечение является обязательным условием, компании-участники должны перед началом оформления заявки на участие в конкурсе (аукционе, тендере) ориентироваться в требованиях. По закону размер обеспечения может находиться в следующих рамках:
Средства, внесенные конкурсантами в качестве обеспечения заявки, возвращаются на счет в течение 5 рабочих дней после окончания конкурса (аукциона). Для участия в электронном аукционе каждый участник вносит обеспечение на специально открытый счет, который разблокируется в течение 1 рабочего дня.
Разблокирование и возврат средств производится при условии:
Обеспечение в виде банковской гарантии не переводится на счет компании-конкурсанта, взыскание средств по этой гарантии также не производится.
Средства возвращаются участнику, если он:
Участнику конкурса не возвращается обеспечение заявки, если:
Нередко заказчик выдвигает условие предоставления обеспечение заявки только в виде банковской гарантии. В этом случае перечислить средства иным способом невозможно, но в получении банковской гарантии есть очевидные преимущества, так как для обеспечения заявки компания-участник не отвлекает собственные средства.
Право выдавать банковскую гарантию имеют банки, лицензированные ЦБ РФ и входящие в перечень Министерства финансов. После рассмотрения пакета документов, подтверждающих состоятельность компании, банк принимает решение о возможных рисках и выдаче гарантии. Документы следует подавать заблаговременно, так как на их рассмотрение уходит около двух недель, и если у банка возникнут замечания, на их устранение потребуется время. В выдаче гарантии может быть отказано без указания причины, это также следует учитывать при заполнении заявки. Во избежание недоразумений, проконсультируйтесь с юристами, специализирующимися на работе с банковской сферой.
Заявка на выдачу банковской гарантии подается в установленной форме. Банковские работники анализируют данные документов и принимают решение о выдаче или отказе в гарантии. В случае согласия банк в трехдневный срок направляет просителю проект гарантии, договор и счет на оплату. Через день после подписания договора и оплаты счета, компания получает банковскую гарантию.
Гарантия банка как обеспечение заявки на участие в конкурсе должна соответствовать требованиям закона:
Практически все банки для выдачи гарантии требуют одинаковый пакет документов:
Список документов внушительный, но банк должен быть уверен в надежности просителя и его надежном финансовом положении. Нередко при решении вопроса о выдаче гарантии банк требует оформления залога в виде имущества или ценных бумаг.
© Старецкая Елена, TimesNet.ru
Калькулятор процентов задолженности по ст. 395 ГК РФ
по новым правилам от 1 августа 2016 года (ставки ЦБ от 19 сентября 2016 года) от команды Договор-Юрист.Ру
Калькулятор расчёта пени по оплате коммунальных услуг
по новым правилам от 1 января 2016 года от команды Договор-Юрист.Ру (ставки ЦБ от 19.09.2016)
Калькулятор расчёта пени за капитальный ремонт
по новым правилам от 4 июля 2016 года от команды Договор-Юрист.Ру (ставки ЦБ от 19.09.2016)
Вам задержали зарплату — Вы можете получить проценты
Калькулятор процентов задолженности по зарплате (ст. 236 ТК РФ) от команды Договор-Юрист.Ру (ставки ЦБ от 19.09.2016)
1. При проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
2. Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
3. Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
4. Требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относится ко всем участникам закупки.
5. В случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счёт, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, такой участник признаётся не предоставившим обеспечение заявки. Это правило не применяется при проведении электронного аукциона.
6. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счёт участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в соответствии с частью 18 настоящей статьи в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:
[о пункте] (п. 7 введён Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
7. Возврат банковской гарантии в случаях, указанных в части 6 настоящей статьи, заказчиком предоставившему её лицу или гаранту не осуществляется, взыскание по ней не производится.
8. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счёт оператора электронной площадки в банке. Доходы, полученные оператором электронной площадки от размещения денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, подлежат выплате участникам электронных аукционов за период размещения указанных средств на счёте оператора электронной площадки в банке с момента блокирования указанных средств до прекращения их блокирования в соответствии с положениями настоящей статьи на основании договора, заключённого оператором электронной площадки с каждым участником закупки при прохождении им аккредитации на электронной площадке.
9. Для учёта проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах на счёте оператора электронной площадки открываются лицевые счёта участников таких аукционов.
10. Требования к финансовой устойчивости банков (в том числе в части собственных средств (капитала), активов, доходности, ликвидности, структуры собственности), в которых оператором электронной площадки открываются счёта для учёта денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, порядок ведения перечня таких банков, а также требования к условиям договоров о ведении указанных счетов, заключаемых оператором электронной площадки с банком, утверждаются Правительством Российской Федерации.
[инфо] (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
11. Оператор электронной площадки и банк, в котором оператором электронной площадки открыт счёт для учёта денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок на участие в электронных аукционах, несут солидарную ответственность перед такими участниками за соблюдение срока возврата им указанных средств в соответствии с требованиями настоящей статьи.
12. При проведении электронного аукциона блокирование денежных средств, внесенных участником такого аукциона в качестве обеспечения заявки на счёт оператора электронной площадки, прекращается оператором электронной площадки в случаях, предусмотренных настоящей статьёй, в порядке, установленном едиными требованиями к функционированию электронных площадок, определёнными в соответствии с частью 4 статьи 59 настоящего Федерального закона федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
13. Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счёт, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях:
14. Размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта.
15. В случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта.
16. Участие в электронном аукционе возможно при наличии на лицевом счёте участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе на счёте оператора электронной площадки, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету в соответствии с частью 18 настоящей статьи, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в таком аукционе, предусмотренный документацией о таком аукционе.
17. Поступление заявки на участие в электронном аукционе является поручением участника закупки оператору электронной площадки блокировать операции по лицевому счету этого участника, открытому для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки.
18. В течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан осуществить блокирование операций по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе данного участника, подавшего указанную заявку, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки. При этом в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 66 настоящего Федерального закона, блокирование не осуществляется.
19. В случае отсутствия на лицевом счёте, открытом для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, денежных средств в размере обеспечения указанной заявки, в отношении которых не осуществлено блокирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, оператор электронной площадки возвращает указанную заявку в течение одного часа с момента её получения данному участнику закупки.
20. В течение одного рабочего дня с даты возврата заявки на участие в электронном аукционе в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 11 статьи 66 настоящего Федерального закона, оператор электронной площадки прекращает осуществленное при получении указанной заявки в соответствии с частью 18 настоящей статьи блокирование операций по лицевому счету участника закупки, открытому для проведения операций по обеспечению участия в таких аукционах, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки.
21. В случае отзыва заявки на участие в электронном аукционе в порядке, установленном частью 14 статьи 66 и частью 9 статьи 69 настоящего Федерального закона, оператор электронной площадки прекращает осуществленное в соответствии с частью 18 настоящей статьи блокирование операций по лицевому счету участника закупки, открытому для проведения операций по обеспечению участия в таких аукционах, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки в течение одного рабочего дня с даты поступления уведомления об отзыве указанной заявки.
22. В течение одного рабочего дня, следующего после даты поступления оператору электронной площадки указанного в части 6 статьи 67 настоящего Федерального закона протокола, оператор электронной площадки прекращает осуществленное в соответствии с частью 18 настоящей статьи блокирование операций по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах участника закупки, не допущенного к участию в электронном аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в таком аукционе.
23. Оператор электронной площадки прекращает осуществленное в соответствии с частью 18 настоящей статьи блокирование операций по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе участника закупки, который не принял участия в таком аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в нем в течение одного рабочего дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения такого аукциона.
24. В течение одного рабочего дня с даты размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола оператор электронной площадки прекращает осуществленное в соответствии с частью 18 настоящей статьи блокирование операций по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, признанную не соответствующей требованиям, предусмотренным документацией о таком аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения данной заявки, за исключением случая, предусмотренного частью 27 настоящей статьи.
25. Подача участником закупки заявки на участие в электронном аукционе является согласием этого участника на списание денежных средств, находящихся на его лицевом счёте, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе, в качестве платы за участие в нем, взимаемой с лица, с которым заключается контракт, в соответствии с частью 6 статьи 59 настоящего Федерального закона.
26. Участник закупки вправе распоряжаться денежными средствами, которые находятся на его лицевом счёте, открытом для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе, и в отношении которых блокирование операций по этому лицевому счету не осуществлено в соответствии с частью 18 настоящей статьи.
27. В случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трёх заявок на участие в электронном аукционе, поданных одним участником такого аукциона, аукционной комиссией приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таком аукционе, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 69 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с настоящим Федеральным законом и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), оператор электронной площадки по истечении тридцати дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки на счёт, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
28. По требованию участника закупки о возврате денежных средств, которые внесены в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе и в отношении которых не осуществлено блокирование или блокирование прекращено в соответствии с положениями настоящей статьи, указанные денежные средства возвращаются на счёт участника закупки в течение трёх рабочих дней с даты поступления оператору электронной площадки данного требования.
29. В случае просрочки исполнения заказчиком или оператором электронной площадки предусмотренных настоящей статьёй обязательств по своевременному возврату денежных средств или прекращению их блокирования участник закупки, в том числе признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вправе потребовать уплаты пеней. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного в соответствии с настоящей статьёй срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено.
Комментарии к ст. 44Расскажем о проблемных ситуациях с банковской гарантией, возникающих у участника по какой-либо причине и в чем может заключаться опасность их применения.
Из этой статьи вы узнаете:
При проведении конкурсов заказчик обязан установить в документации требование к обеспечению заявок. Законодательство допускает два варианта обеспечения заявки – внесение на счет заказчика денежных средств и предоставление банковской гарантии. Большинство участников конкурсов выбирает именно гарантию во избежание отвлечения денежных средств из оборота.
В конкурсной документации заказчик должен указать размер обеспечения заявок (в рамках от 0.5% до 5% начальной (максимальной) цены контракта) и условия банковской гарантии. Если же в качестве участника закупки выступает учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация-СМП или СОНКО, организация инвалидов, в таком случае размер обеспечения заявки не должен быть выше 2% начальной (максимальной) цены контракта. Банковская гарантия должна быть действительна не менее чем два месяца после окончания срока подачи заявок.
Обязательность использования обеспечения заявок вывела на рынок банковских гарантий множество компаний, предлагающих через банковские организации поддельные гарантии. До введения реестра банковских гарантий, позволяющих проверить подлинность гарантии прямо на Официальном сайте zakupki.gov.ru в ЕИС, рынок «черных» гарантий представлял значительную угрозу для заказчиков. Причем участник конкурса, приобретая поддельную гарантию, не всегда делал это умышленно. Однако не только фальшивые гарантии представляют опасность для заказчиков и поставщиков.
Банковская гарантия: проблемные ситуацииРассмотрим несколько ситуаций, когда проблемы с банковской гарантией у участника возникли из-за невнимательности, либо из-за пробелов в законодательном регулировании.
Ситуация 1. Участник имеет несколько юридических лиц, или учредитель нескольких компаний - одно и то же физическое лицо. В таком случае банковская гарантия на обеспечение заявки для участия должна быть оформлена именно на ту компанию, которая выступает участником процедуры. Именно такая компания и должна быть указана в качестве принципала в гарантии. В противном случае заказчик не имеет права заключить контракт с участником. Ведь формально участник считается не предоставившим обеспечения. А это грозит включением участника в реестр недобросовестных поставщиков. так как он признается уклонившимся от заключения контракта.
Ситуация 2. Участник предоставил в качестве обеспечения заявки банковскую гарантию от двух банков (ни один банк не готов был выдать обеспечение на запрошенную сумму). С арифметической точки зрения две гарантии покрывали ту сумму, которая была установлена заказчиком в документации. Однако в Законе № 44-ФЗ не говорится о возможности предоставить несколько гарантий на обеспечения одной заявки. На этом основании заказчик имеет право отклонить заявку участника.
Ситуация 3. Участник предоставил банковскую гарантию на обеспечение заявки в конкурсе, однако за время проведения процедуры у банка, выдавшего гарантию, отозвали лицензию. И хотя отзыв лицензии не считается основанием для прекращения обязательств банка по выданным им гарантиям, бывали случаи, когда заказчики отклоняли заявки на таком основании.
Ситуация 4. В банковской гарантии участника выставлен срок окончания ее действия ровно до дня окончания даты подачи заявок включительно. Или же срок начала действия гарантии установлен позже, чем происходит вскрытие конвертов участников.
Ситуация 5. В гарантии, предоставленной участником, не указано условие о том, что банк-гарант обязывается оплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате за каждый день просрочки.
Ситуация 6. Банковская гарантия участника оказалась не прошита вместе с конкурсной документацией в единый том. В то время как все листы конкурсной заявки должны быть прошили и пронумерованы. Об этом есть также решение ФАС России от 07.07.2014 по делу № К-1026/14.
Ситуация 7. Участник предоставил гарантию, которую заказчик не обнаружил в реестре банковский гарантий. Это является самым основным аргументом для отказа участнику в допуске, и, тем не менее, известны случаи, когда участники подавали жалобы в ФАС на неправомерное отклонение. Мотивируя тем, что банк несвоевременно передал в реестр единой информационной системы данные о выданной банковской гарантии. Как выяснилось на заседании комиссии ФАС, в связи с техническими проблемами банка, выдавшего банковскую гарантию, сведения о выданной гарантии не сохранились при внесении в реестр их ха технического сбоя в программном обеспечении. Однако, несмотря на это, контрольный орган признал, что комиссия заказчика правомерно отклонила такую заявку.
Ситуация 8. В гарантии участника оказались грамматические ошибки, неточности, опечатки. Например, есть опечатка в названии компании-участника (при том, что идентифицировать однозначно участника было возможно): ИНН и ОГРН были написаны верно). Такая банковская гарантия также считается надлежащим обеспечением. Оспорить решение заказчика участник может, подав жалобу в ФАС. Однако комиссия ФАС может признать жалобу необоснованной, так как в обязанности заказчика не входит сличение данных об участнике из разных источников. Но и вины участника в том, что банк заполнил гарантию неверно, тоже нет.
Между тем, даже если ошибки в банковской гарантии были выявлены не на этапе рассмотрения заявок, а уже при подписании контракта, участника признают уклонившимся от заключения контракта. Закон № 44-ФЗ позволяет признать заявку участника не соответствующей требованиям документации, а участника - уклонившимся от подписания контракта, если на этапе рассмотрения заявок несоответствие заявки не могло быть выявлено по причине недостоверности сведений, представленных участником. А согласно ч. 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчик должен отказаться от заключения контракта в любой момент до его заключения, если заказчиком выявлено, что участник закупки не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам Законом № 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям.
В таком случае (уклонение от заключения контракта) участник теряет все средства, внесенные в качестве обеспечения заявки. Это говорится в ч. 13 ст. 44 Закона о КС .
Если участник считает, что заказчик неправомерно отклонил его заявку или неправомерно признал его уклонившимся от заключения контракта, он вправе подать жалобу в ФАС.
Получите квалифицированную экспертную помощь в Справочной системе "Госзаказ"