Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция о надзоре за осужденными 252 от 13.07.2006 img-1

инструкция о надзоре за осужденными 252 от 13.07.2006

Категория: Инструкции

Описание

Решение от 13 февраля 2012 г

Решение от 13 февраля 2012 г.

Суть спора: об оспаривании п. 148 Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утв. приказом Минюста РФ от 13.07.2006 №252дсп

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Москва 13 февраля 2012 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда рд^ненковаНС

Российской Федерации при секретаре Александрове ВО. с участием прокурора Степановой Л.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Медова З.Х. о признании недействующим пункта 148 Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 июля 2006 г. № 252-дсп (далее - Инструкция),

приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 июля 2006 г. № 252-дсп утверждена Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях. Нормативный правовой акт прошел государственную регистрацию 27 июля 2006 г. регистрационный номер 8118.

В соответствии с пунктом 148 Инструкции во время работы и прогулок осужденных проводится осмотр и обыск камер в целях установления неисправности их оборудования, обнаружения подкопов, проломов или повреждений в полу, потолке, стенах, оконных решетках, других приготовлений к побегу, а также орудий нападения и других запрещенных предметов. Результаты осмотра отражаются в книге дежурного по ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночным камерам.

Гражданин Медов З.Х. отбывающий наказание в виде лишения свободы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 148 данной Инструкции. Как указывает заявитель, оспариваемая норма разрешает администрации исправительного учреждения досматривать, находящиеся в единых помещениях камерного типа, помещениях камерного типа, штрафных изоляторах, одиночных камерах личные вещи осужденного в его отсутствие, а также изымать литературу и записи на иностранном языке, без выдачи осужденному квитанции или справки об изъятых вещах, что противоречит нормам Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и нарушает его права и свободы.

Медов З.Х. извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представители Министерства юстиции Российской Федерации Михайлов П.Н. Буторин Д.Е. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, соответствуют требованиям Уголовно- исполнительного кодекса Российской Федерации и не нарушают права лиц, содержащихся под стражей.

Выслушав объяснения представителей Минюста России Михайлова П.Н. Буторина Д.Е. исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е. полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Инструкция определяет порядок организации и осуществления надзора за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях ФСИН России. Оспариваемый нормативный правовой акт имеет гриф «для служебного пользования», поскольку содержит служебную информацию ограниченного распространения, связанную со служебной деятельностью. В соответствии с пунктами 1.2, 1.5 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения.

Согласно части 5 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Обыск жилых помещений при наличии в них осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства. Из содержания данной нормы следует, что обыски помещений, в которых проживают осужденные, должны проводиться, как правило, в отсутствие самих осужденных. Обыск жилых помещений производится при наличии в них осужденных только в случаях, не терпящих отлагательств.

В пункте 148 Инструкции речь идет об осмотре ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО и одиночных камер для установления фактов неисправности их оборудования, а также обыске указанных помещений с целью обнаружения подкопов, проломов или повреждений в полу, потолке, стенах, оконных решетках, других приготовлений к побегу, а также орудий нападения и других запрещенных предметов.

Досмотр и изъятие вещей осужденных данный пункт Инструкции не регламентирует и не лишает осужденных права обжалования в установленном порядке, в том числе судебном, действий администрации исправительного учреждения по досмотру и изъятию вещей, принадлежащих осужденному. Порядок изъятия у осужденных запрещенных к использованию в исправительных учреждениях вещей регулируется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. № 205.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

заявление Медова З.Х.о признании недействующим пункта 148 Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 июля 2006 г. № 252-дсп, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Романенков Н.С. Российской Федерации

Другие статьи

О НАДЗОРЕ ЗА ОСУЖДЕННЫМИ, СОДЕРЖАЩИМИСЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

О НАДЗОРЕ ЗА ОСУЖДЕННЫМИ, СОДЕРЖАЩИМИСЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации определяет порядок организации и осуществления надзора за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях[1] и лечебно-профилактических учреждениях ФСИН России.

2. Надзор в колонии направлен на обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечения изоляции, а также безопасности осужденных, персонала и иных граждан.

3. Надзор в колонии включает:

постоянное наблюдение за поведением осужденных в местах их размещения и работы с целью предотвращения и пресечения совершения ими преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;

использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля. Администрация ИК обязана под роспись уведомлять осужденных о применении таких средств надзора и контроля (приложение № 1), данная расписка приобщается к личному делу осужденного;

обеспечение выполнения осужденными Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений[2], утверждаемых приказом Министерства юстиции Российской Федерации и согласованных с Генеральной прокуратурой Российской Федерации;

осуществление пропускного режима между жилой и производственной зонами, изолированными участками, цехами и другими объектами, контроль за соблюдением осужденными порядка передвижения, ношения одежды, установленного образца с нагрудными и нарукавными знаками, пропусков установленного образца для осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя или сопровождения, освобожденных из-под стражи под надзор администрации колонии, удостоверений для осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселения;

проведение проверок наличия осужденных;

контроль за исправностью инженерных заграждений и средств блокировки в подземных коммуникациях и сооружениях, изолированных участках, просматриваемых коридорах, а также за состоянием внутренней запретной зоны и прилегающей к ней 15-ти метровой полосы и режимной территории ИК. Возведение зданий и сооружений, а также выполнение работ в пределах этой территории осуществляются по согласованию с отделом безопасности ИК;

пресечение использования осужденными не по назначению промышленного оборудования, рабочего инструмента, электроэнергии, сырья и материалов, а также предотвращение самовольного возведения ими различных строений, оборудования шкафов, хранилищ и т.п.;

организацию объектового надзора;

проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России, обысков осужденных, помещений жилых и производственных объектов, территорий жилых, производственных зон, досмотра транспортных средств, вещей и одежды лиц, нарушающих установленные требования на режимной территории; проверки посылок, передач и бандеролей, поступающих в адрес осужденных, а также отправляемых осужденными. Составление необходимых документов (приложение № 2,3);

изъятие запрещенных вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (далее - запрещенные вещи, если иное не предусмотрено по тексту);

контроль за поведением осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя, а также освобожденных из-под стражи под надзор администрации колонии;

обеспечение порядка проведения свиданий осужденных с родственниками и иными лицами;

сопровождение транспортных средств на территории колонии, контроль за погрузочно-разгрузочными работами;

контроль за соблюдением персоналом и лицами, посещающими ИК, установленного порядка взаимоотношений с осужденными;

обеспечение установленного порядка отбывания наказания осужденными в едином помещении камерного типа, помещении камерного типа, штрафном изоляторе, одиночных камерах колонии особого режима (далее - ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО, одиночные камеры), запираемых помещениях для отбывания наказания на строгих условиях;

обеспечение силами караулов по охране жилых и производственных зон наблюдения за территориями внутри и вне охраняемых объектов, непосредственно прилегающих к основному ограждению, в целях предотвращения побегов, перебросов запрещенных предметов и других противоправных действий осужденных и иных лиц;

патрулирование прилегающей к ИК территории в целях обеспечения установленных на ней режимных требований, в том числе во взаимодействии с сотрудниками отделов специального назначения, органов внутренних дел, представителями общественности. При патрулировании по прилегающей к колонии территории допускается использование служебных собак;

применение в предусмотренных случаях в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" физической силы, специальных средств и оружия[3];

еженедельное комиссионное обследование инженерных и технических средств надзора и контроля, средств связи с целью поддержания их в исправном состоянии;

содействие осуществлению оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"[4].

4. Осуществление надзора за осужденными является обязанностью всех работников колонии. Специальные задачи по осуществлению надзора за осужденными возлагаются на дежурную смену. В состав дежурной смены включаются оперативный дежурный, он же начальник смены, персонал надзора и дополнительные силы.

В состав персонала надзора входят:

помощник оперативного дежурного;

инспектор - дежурный по жилой зоне;

инспектор - дежурный по производственной зоне;

начальник корпусного отделения (могут вводиться в ИК особого режима, для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы);

младшие инспекторы по жилой зоне;

младшие инспекторы по производственной зоне;

младший инспектор по выдаче посылок, передач, бандеролей, проведению длительных и краткосрочных свиданий;

младший инспектор по единому помещению камерного типа, помещению камерного типа, штрафному изолятору, одиночным камерам колонии особого режима;

младший инспектор по надзору за осужденными в запираемых помещениях для содержания осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях (далее - запираемые помещения);

младший инспектор по надзору за осужденными, пользующимися правом передвижения без конвоя, а также осужденными, освобожденными из-под стражи под надзор администрации колонии (далее - осужденные, проживающие за пределами колонии);

младший инспектор по патрулированию во внутренней запретной зоне (назначается с 22.00 до 6.00 часов);

младшие инспекторы – операторы поста видеоконтроля;

младший инспектор по контрольно-пропускному пункту (может вводиться в ИК особого режима, для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы и в других ИК по решению начальника колонии);

младший инспектор по медицинской части;

младший инспектор по карантинному отделению;

младшие инспекторы резервной группы.

Дополнительные силы выделяются в зависимости от обстановки решением начальника колонии и могут состоять из:

специалиста-кинолога со служебной собакой;

сотрудника колонии по сопровождению транспортных средств на территории охраняемых объектов, обеспечению погрузочно-разгрузочных работ;

сотрудников оперативной группы;

дежурного водителя оперативной автомашины;

сотрудников обысково-маневренной группы (далее - ОМГ);

сотрудников для обеспечения режимных требований на территории прилегающей к ИК;

сотрудников, осуществляющих объектовый надзор.

5. Решением начальника территориального органа УИС к патрулированию запретных зон и местности, прилегающей к охраняемым объектам, привлекаются сотрудники отделов специального назначения. Решение на применение сил и средств отделов специального назначения оформляется письменным распоряжением, в котором определяются конкретные задачи и порядок их выполнения. Организация взаимодействия дежурной смены и караулов учреждения с сотрудниками отделов специального назначения возлагается на начальника исправительной колонии.

По согласованию с местной администрацией к патрулированию местности могут привлекаться сотрудники взаимодействующих органов и представители общественности. Организация взаимодействия осуществляется руководством колонии.

6. Надзор за осужденными при перевозках их железнодорожным, автомобильным, морским, речным и воздушным транспортом, а также при конвоировании возлагается на личный состав караулов и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации.

7. Численность персонала надзора для каждой колонии определяется исходя из вида исправительного учреждения, количества объектов надзора, объема службы на каждом объекте (приложение № 4).

8. Порядок несения службы дежурной сменой определяется начальником территориального органа ФСИН России в зависимости от оперативной обстановки и местных условий. Свои обязанности по надзору она выполняет без оружия и обеспечивается специальными средствами индивидуальной защиты и активной обороны, а также носимыми радиостанциями, а при необходимости - транспортом. Дежурная смена обеспечивается бесплатным горячим питанием.

9. Контроль за состоянием внутренней запретной зоны, а также прилегающей к ней 15 - метровой полосы территории осуществляется младшим инспектором по патрулированию во внутренней запретной зоне и специалистом-кинологом со служебной собакой, назначаемый в состав дежурной смены. Патрулирование осуществляется днем – через каждые два часа, а в ночное время с 22.00 до 06.00 ежечасно до 02.00, с 02.00 до 06.00 или в условиях крайне ограниченной видимости (при тумане, сильном дожде, метели, буре и т. д.) – постоянно. Решением начальника колонии (а в его отсутствии оперативного дежурного) время ежечасного патрулирования может быть увеличено в зависимости от продолжительности светового дня, погодных и других условий.

II. ПЛАНИРОВАНИЕ НАДЗОРА

10. План надзора на год разрабатывается отделом безопасности ИК, подписывается начальником колонии, согласовывается с заместителем начальника территориального органа ФСИН России по безопасности и оперативной работе и утверждается начальником территориального органа ФСИН России. Один экземпляр такого плана хранится в отделе безопасности территориального органа, второй - в отделе безопасности ИК.

11. План надзора на год состоит из схем, табеля постам (приложение № 5), инструкции должностным лицам по осуществлению надзора, расчета сил и средств для действий при чрезвычайных обстоятельствах. На схемы надзора наносятся сектора, изолированные участки, иные объекты, за которыми закрепляются сотрудники (жилые, бытовые, производственные и другие помещения, подземные сооружения и коммуникации, прилегающая к колонии территория, на которой установлены режимные требования, места погрузочно-разгрузочных работ, площадки для стоянки автотранспорта и маршруты движения транспортных средств, посты и маршруты несения службы по осуществлению надзора, места нахождения средств связи и сигнализации, схемы организации связи и радиоданные, места построения осужденных, а также возможные места совершения побегов осужденных на таран, через подкоп и другими способами, места работы и проживания осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя, а также осужденных, проживающих за пределами колонии). Условные знаки и сокращенные обозначения на планы и схемы наносятся согласно требованиям Инструкции по охране исправительных учреждений, следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15.02.2006 № 21-дсп, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.02.2006, регистрационный № 7541).

12. С учетом изменения численности сотрудников, привлекаемых к осуществлению надзора, и оперативной обстановки в колонии в план надзора на год по мере необходимости вносятся коррективы, утверждаемые начальниками территориальных органов ФСИН России.

13. В дополнение к плану надзора колонии на год заместителем начальника колонии по безопасности и оперативной работе разрабатывается план надзора временного (кратковременного) производственного объекта и утверждается начальником колонии.

14. Выписки из плана надзора (должностные обязанности сотрудников дежурных смен и другая документация) оформляются на планшетах и размещаются в помещениях оперативного дежурного, младших инспекторов и классах служебной подготовки сил надзора.

15. При планировании организации надзора на месяц, начальник колонии учитывает состояние правопорядка за истекший период, виды и обстоятельства совершенных правонарушений, условия и причины, способствовавшие их совершению; силы и средства надзора; прогноз развития оперативной обстановки на планируемый период.

16. Организация надзора на месяц оформляется в виде плана мероприятий, в котором предусматриваются меры, направленные на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных; установление и перекрытие каналов проникновения на объекты запрещенных вещей; контроль за наличием осужденных в жилых и производственных зонах; проведение осмотров и обысков; поддержание в исправном состоянии и внедрение в надзор инженерных и технических средств надзора и контроля, а также проведение тактико-специальных занятий и тренировок.

17. К плану мероприятий по надзору на месяц прилагаются графики дежурства руководящего состава колонии, дежурных смен, проведения обысков, проверок и осмотров внешнего вида осужденных (по отрядам, изолированным участкам, объектам работ), контроля за несением службы дежурными сменами, работы ОМГ.

18. Планы мероприятий по надзору на месяц, графики разрабатываются заместителем начальника колонии по безопасности и оперативной работе и начальником отдела безопасности и утверждаются начальником исправительной колонии или лицом, его замещающим[5]. Планы мероприятий и графики хранятся: первый экземпляр - у заместителя начальника колонии по безопасности и оперативной работе, второй - у начальника отдела безопасности.

19. Организация надзора на сутки оформляется в виде суточной ведомости надзора (приложение № 6), разрабатываемой заместителем начальника колонии по безопасности и оперативной работе совместно с начальником отдела безопасности, которая утверждается начальником колонии и передается оперативному дежурному. По окончании смены, суточная ведомость надзора сдается в отдел безопасности для анализа результатов надзора, доклада начальником отдела руководству колонии о выполнении запланированных мероприятий и приобщения к делу.

Дата добавления: 2015-10-06 ; просмотров: 1937 | Нарушение авторских прав

ПРИКАЗ Минюста РФ от N 252-дсп (Выписка)

Законодательная база Российской Федерации

ПРИКАЗ Минюста РФ от 13.07.2006 N 252-дсп (Выписка)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июля 2006 г. N 8118

"3. Признать утратившими силу:

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 7 марта 2000 г. N 83 " Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 июня 2000 г. регистрационный N 2279);

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 24 декабря 2002 г. N 351 "О внесении изменений в Инструкцию о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 февраля 2003 г. регистрационный N 4182).".

На сайте «Zakonbase» представлен ПРИКАЗ Минюста РФ от 13.07.2006 N 252-дсп (Выписка) в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПРИКАЗ Минюста РФ от 13.07.2006 N 252-дсп (Выписка) в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПРИКАЗ Минюста РФ от 13.07.2006 N 252-дсп (Выписка) можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Решение по заявлению Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании незаконными бездействия УФСИН

Решение по заявлению Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании незаконными бездействия УФСИН РФ по КК и администрации ФБУ ИК № 2

К делу № 2-1446-2010

Именем Российской Федерации

«27» декабря 2010 г. г. Усть - Лабинск Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Салалыкина К.В.

ст. помощника Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края Ермолаева Я.И.

при секретаре Булановой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края о признании незаконными бездействия Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю и администрации ФБУ ИК № 2 УФСИН России по Краснодарскому краю

У С Т А Н О В И Л:

Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края обратился в суд с заявлением о признании незаконными бездействия Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю и администрации ФБУ ИК № 2 УФСИН России по Краснодарскому краю, в котором указано, что прокуратурой Краснодарского края совместно с Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительный учреждениях Краснодарского края проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в ФБУ ИК № 2 УФСИН России по Краснодарскому краю (далее - ИК, учреждение), в ходе которой установлено, что администрацией ИК не исполняются требования федерального законодательства. На протяжении многих лет в учреждении количество осужденных существенно превышает установленный лимит. На момент проведения проверки, в октябре 2010 года, в ИК содержалось 2470 осужденных, в январе 2009 года - 2313 осужденных, при лимите 2084. Таким образом, на каждого осужденного, в нарушение требований ч.1 ст.99 УИК РФ в среднем приходится 1,87 кв.м. вместо положенных 2 кв.м. Кроме того следует отметить, что количество инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК по штатному расписанию не соответствует требованиям приказа Минюста РФ «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях» от 13.07.2006 г. № 252-дсп (далее - приказ). Так, на момент проверки численность младших инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК составляет 65 человек, тогда как в соответствии с приказом при лимите наполняемости 2084 человек численность инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК должна составлять не менее 125 человек. В связи с изложенным отдел безопасности ИК не в состоянии выполнять надлежащим образом возложенные на него обязанности, закрепленные в ст. 82 УИК РФ. В ходе настоящей проверки установлено, что каких-либо действенных мер, направленных на этапирование осужденных в другие исправительные учреждения и приведение в соответствие с требованиями приказа Минюста РФ «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях» от 13.07.2006 г. № 252-дсп штатного расписания в части количества инспекторов группы надзора отдела безопасности администрацией ИК не принималось. Кроме того, в нарушение положений ст. 99 УИК РФ. администрацией ИК не принимаются исчерпывающие меры для обеспечения нормальных условий содержания осужденных, поскольку в учреждении отсутствуют все необходимые помещения. Так, в нарушение приложения 2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» в 9 из 10 имеющихся общежитий нет комнат воспитательной работы, комнат быта, гардеробных, сушилок, комнат для хранения хозинвентаря, в 5 общежитиях отсутствуют умывальники и туалеты. Установлено, что администрацией ИК ежегодно направляются запросы в УФСИН России по Краснодарскому краю на выделение средств для проведения ремонта объектов учреждения, однако запросы о предоставлении средств для строительства необходимых помещений в УФСИН России по Краснодарскому краю не направлялись, соответственно никаких действенных мер не принято. Ранее, 10.12.2009 года, Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в адрес начальника ИК и 25.12.2009 г. прокуратурой Краснодарского края в УФСИН России по Краснодарскому краю вносились представления с требованием устранить выявленные нарушения, однако действенных мер по сокращению количества осужденных и обеспечения их необходимыми помещениями администрацией ИК в настоящее время не принято. Кроме того, выявлены существенные недостатки в сфере медицинского обеспечения в учреждении. Несмотря на периодическое обновление медицинского оборудования и техники, часть его морально и технически устарела и имеет 70 % износа. Удельный вес медицинского оборудования, подлежащего списанию и замене, составляет 35 %. Используемое оборудование и инвентарь, как правило, устаревшие, выработавшие свой ресурс. Степень обновления оборудования крайне низкая, не отвечающая потребностям в лечении. Остро стоит проблема с обследованием осужденных на туберкулез, поскольку у имеющегося в медчасти учреждения рентгенаппарата 26.12.2009 г. истек срок эксплуатации и он непригоден для работы. Осужденные обследуются силами передвижных бригад ФБУ МОТБ УФСИН России по Краснодарскому краю, территориальных органов здравоохранения, однако, учитывая значительный перелимит осужденных этого явно недостаточно. Отсюда следует, что в нарушение п.п. 10. п. 45 Приказа Минздравсоцразвития РФ и Минюста РФ «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» № 640/190 от 17.10.2005 г. нарушается периодичность обследования осужденных на наличие туберкулеза, так как флюорография (рентгенография) органов грудной клетки 1 раз в 6 месяцев не проводится. Таким образом, по причине отсутствия необходимого медицинского оборудования количество некоторых заболеваний в ИК увеличивается. Так, в 2009 году зарегистрировано инфекционных заболеваний, в том числе ВИЧ - 5 случаев, за 5 месяцев 2010 года - 11; болезни системы кровообращения в 2009 году - 3 случая, за 5 месяцев 2010 года - 33; болезни кожи и п/к клетчатки в 2009 году - 51 случай, за 5 месяцев 2010 года - 140; болезни костно-мышечной системы в 2009 году - 9 случаев, за 5 месяцев 2010 года - 29; болезни нервной системы в 2009 году - 5 случаев, за 5 месяцев 2010 года - 16. На протяжении ряда лет бюджетные ассигнования на содержание выделяются не полностью, в результате учреждение не в состоянии самостоятельно решить задачи по созданию необходимых условий по организации и предоставлению лечебно и санитарно-профилактической помощи осужденным, что является нарушением ч.1, 2, 3 ст.101 УИК РФ. Администрацией ИК в 2010 году трижды направлялись запросы в УФСИН России по Краснодарскому краю на выделение денежных средств на приобретение необходимого медицинского оборудования, однако действенных мер не последовало. Указанные нарушения, в части медико-санитарного обеспечения осужденных, выявлялись ранее, в связи с чем 10.06.2010 г. прокуратурой Краснодарского края внесено представление в УФСИН России по Краснодарского края, аналогичное представление вносилось специализированной прокуратурой в адрес начальника ИК 04.06.2010 г. однако действенных мер на устранение данных нарушений не последовало. Таким образом, бездействие ИК заключается в том, что запросы об уменьшении количества осужденных путем перевода их в исправительные учреждения других субъектов РФ в УФСИН России по Краснодарскому краю не направлялись, что привело к увеличению количества осужденных при оставшейся жилой площади. Кроме того, запросы по поводу обеспечения осужденных нормальными условиями содержания, заключающиеся в оборудовании зданий ИК необходимым набором помещений, обеспечении необходимым количеством инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК, а также информация о необходимости замены устаревшего оборудования в медчасти ИК на новое оборудование также не направлялись. Бездействие УФСИН России по Краснодарскому краю заключается в том, что денежные средства для расширения жилой площади осужденным ИК не выделялись, для уменьшения количества осужденных и увеличения тем самым жилой площади часть осужденных в другие учреждения, находящиеся в иных субъектах РФ, не направляются. Кроме того, УФСИН России по Краснодарскому краю действенных мер по обеспечению осужденных нормальными условиями содержания, заключающихся в оборудовании зданий ИК необходимым набором помещений, обеспечению необходимым количеством инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК, а также по обеспечению медчасти ИК надлежащим медицинским оборудованием не предпринималось. Состав осужденных в ИК постоянно меняется, что не позволяет определить круг лиц, чьи именно права нарушены, то есть УФСИН России по Краснодарскому краю нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, в том числе и осужденных. Просит суд признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федерального бюджетного учреждения Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнений наказания России по Краснодарскому краю, не принявших мер по обеспечению осужденных нормальными условиями содержания, необходимой жилой площадью в расчете 2 кв.м. на одного осужденного, надлежащим медицинским оборудованием, необходимым количеством инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК; обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральное бюджетное учреждение Исправительную колонию № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю в 6-ти месячный срок принять меры по обеспечению осужденных нормальными условиями содержания, обеспечению осужденных необходимой жилой площадью в расчете 2 кв.м. на одного человека, обеспечению надлежащим медицинским оборудованием, обеспечению необходимым количеством инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Усть-Лабинского района поддержал заявление о признании незаконными бездействия Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю и администрации ФБУ ИК № 2 УФСИН России по Краснодарскому краю, и просит суд его удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна, уведомлен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель ФБУ ИК-2 в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна, уведомлен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Выслушав ст. помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

В судебном заседании было установлено, что на момент проведения проверки, в октябре 2010 года, в ИК содержалось 2470 осужденных. Таким образом, на каждого осужденного, в среднем приходится 1,87 кв.м. вместо положенных 2 кв.м.

Кроме того, количество инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК по штатному расписанию не соответствует требованиям приказа Минюста РФ «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях» от 13.07.2006 г. № 252-дсп (далее - приказ). Так, на момент проверки численность младших инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК составляет 65 человек, тогда как в соответствии с приказом при лимите наполняемости 2084 человек численность инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК должна составлять не менее 125 человек. В связи с изложенным отдел безопасности ИК не в состоянии выполнять надлежащим образом возложенные на него обязанности, закрепленные в ст. 82 УИК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 73 УИК РФ при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

В судебном заседании было установлено, что каких-либо действенных мер, направленных на этапирование осужденных в другие исправительные учреждения и приведение в соответствие с требованиями приказа Минюста РФ «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях» от 13.07.2006 г. № 252-дсп штатного расписания в части количества инспекторов группы надзора отдела безопасности администрацией ИК не принималось.

Кроме того, в нарушение приложения 2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» в 9 из 10 имеющихся общежитий нет комнат воспитательной работы, комнат быта, гардеробных, сушилок, комнат для хранения хозинвентаря, в 5 общежитиях отсутствуют умывальники и туалеты.

В судебном заседании было установлено, что администрацией ИК ежегодно направляются запросы в УФСИН России по Краснодарскому краю на выделение средств для проведения ремонта объектов учреждения, однако запросы о предоставлении средств для строительства необходимых помещений в УФСИН России по Краснодарскому краю не направлялись, соответственно никаких действенных мер не принято.

Кроме того, в ходе проверки были выявлены существенные недостатки в сфере медицинского обеспечения в учреждении. Несмотря на периодическое обновление медицинского оборудования и техники, часть его морально и технически устарела и имеет 70 % износа. Удельный вес медицинского оборудования, подлежащего списанию и замене, составляет 35 %. Используемое оборудование и инвентарь, как правило, устаревшие, выработавшие свой ресурс. Степень обновления оборудования крайне низкая, не отвечающая потребностям в лечении. Остро стоит проблема с обследованием осужденных на туберкулез, поскольку у имеющегося в медчасти учреждения рентгенаппарата 26.12.2009 г. истек срок эксплуатации и он непригоден для работы. Осужденные обследуются силами передвижных бригад ФБУ МОТБ УФСИН России по Краснодарскому краю, территориальных органов здравоохранения, однако, учитывая значительный перелимит осужденных этого явно недостаточно.

Отсюда следует, что в нарушение п.п. 10. п. 45 Приказа Минздравсоцразвития РФ и Минюста РФ «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» № 640/190 от 17.10.2005 г. нарушается периодичность обследования осужденных на наличие туберкулеза, так как флюорография (рентгенография) органов грудной клетки 1 раз в 6 месяцев не проводится.

Кроме того, на протяжении ряда лет бюджетные ассигнования на содержание выделяются не полностью, в результате учреждение не в состоянии самостоятельно решить задачи по созданию необходимых условий по организации и предоставлению лечебно и санитарно-профилактической помощи осужденным, что является нарушением ч.1, 2, 3 ст.101 УИК РФ. Администрацией ИК в 2010 году трижды направлялись запросы в УФСИН России по Краснодарскому краю на выделение денежных средств на приобретение необходимого медицинского оборудования, однако действенных мер не последовало.

Таким образом, бездействие ИК заключается в том, что запросы об уменьшении количества осужденных путем перевода их в исправительные учреждения других субъектов РФ в УФСИН России по Краснодарскому краю не направлялись, что привело к увеличению количества осужденных при оставшейся жилой площади. Кроме того, запросы по поводу обеспечения осужденных нормальными условиями содержания, заключающиеся в оборудовании зданий ИК необходимым набором помещений, обеспечении необходимым количеством инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК, а также информация о необходимости замены устаревшего оборудования в медчасти ИК на новое оборудование также не направлялись.

Бездействие УФСИН России по Краснодарскому краю заключается в том, что денежные средства для расширения жилой площади осужденным ИК не выделялись, для уменьшения количества осужденных и увеличения тем самым жилой площади часть осужденных в другие учреждения, находящиеся в иных субъектах РФ, не направляются. Кроме того, УФСИН России по Краснодарскому краю действенных мер по обеспечению осужденных нормальными условиями содержания, заключающихся в оборудовании зданий ИК необходимым набором помещений, обеспечению необходимым количеством инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК, а также по обеспечению медчасти ИК надлежащим медицинским оборудованием не предпринималось.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ. суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объёме допущенное нарушение прав.

Заявление Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края о признании незаконными бездействия Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю и администрации ФБУ ИК № 2 УФСИН России по Краснодарскому краю - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федерального бюджетного учреждения Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнений наказания России по Краснодарскому краю, не принявших мер по обеспечению осужденных нормальными условиями содержания, необходимой жилой площадью в расчете 2 кв.м. на одного осужденного, надлежащим медицинским оборудованием, необходимым количеством инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральное бюджетное учреждение Исправительную колонию № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю в 6-ти месячный срок принять меры по обеспечению осужденных нормальными условиями содержания, обеспечению осужденных необходимой жилой площадью в расчете 2 кв.м. на одного человека, обеспечению надлежащим медицинским оборудованием, обеспечению необходимым количеством инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК, о чем сообщить в Усть-Лабинский райсуд в месячный срок со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский райсуд в течении 10 дней.