Руководства, Инструкции, Бланки

бмд-1 руководство по эксплуатации img-1

бмд-1 руководство по эксплуатации

Категория: Руководства

Описание

Боевая машина десанта БМД-1 (СССР)

Боевая машина десанта БМД-1 (СССР)

С момента зарождения воздушно-десантных войск мысль конструкторов занимала проблема создания для них эффективного вооружения и военной техники. Опыт второй мировой войны показал, что "крылатая пехота" по своей защищенности, огневой мощи и подвижности не должна уступать пехоте наземной. Однако решение этой проблемы в первые годы создания воздушно-десантных войск сдерживалось уровнем развития военно-транспортной авиации, как средства их доставки к месту высадки. С появлением специально созданных военно-транспортных самолетов Ан-8 и АН-12 и новых направлений развития военно-теоретической мысли, возросшими возможностями промышленности, появились материально-технические предпосылки для создания образцов вооружения и техники способных десантироваться не только посадочным, но и парашютным способами.

Работы по созданию первой в мире БМД были начаты конструкторским бюро Волгоградского тракторного завода в 1965 году. Конструкторам предстояло создать высокоскоростную, легкобронированную, гусеничную, плавающую, авиадесантируемую боевую машину с боевыми возможностями сухопутной БМП-1. В 1969 году такая машина была создана, принята на вооружение Советской Армии и запущена в серийное производство на Волгоградском тракторном заводе под обозначением БМД-1. В настоящее время, кроме воздушно-десантных войск России и некоторых других стран СНГ, эта машина состоит на вооружении Индии и Ирака.

БМД-1 построена по классической для танков, но необычной для боевых машин пехоты конструктивной схеме: боевое отделение находится в средней части корпуса, а моторно-трансмиссионное - в кормовой. Корпус сварен из относительно тонких броневых плит — впервые в практике советского машиностроения была применена алюминиевая броня. Это позволило значительно облегчить машину, но за счет защищенности заброневого пространства.

Броня защищает экипаж только от огня стрелкового оружия калибра 7.62 мм и осколков снарядов. Верхняя лобовая плита очень сильно отклонена от вертикали - на 78', зато угол наклона нижней значительно меньше и составляет всего 50". Такое решение продиктовано стремлением увеличить обьем внутреннего пространства, а также плавучесть машины. Волноотражательный щиток, лежащий при движении по суше на передней лобовой плите, служит дополнительной защитой.

В передней части корпуса по оси машины расположено рабочее место механика-водителя. Для входа и выхода из машины он имеет индивидуальный люк, крышка которого приподнимается и сдвигается вправо. В процессе вождения машины, механик-водитель может наблюдать за местностью в секторе 60° с помощью трёх перископов. Слева от механика-водитепя располагается место командира БМД, который попадает в машину и выходит из неё также через свой люк. Для наблюдения за местностью он располагает оптическим прибором кругового обзора и одним перископом. Связь с вышестоящим командованием поддерживается с помощью радиостанции Р-123.

С правой стороны от механика-водителя находится место стрелка, который обслуживает два пулемёта калибра 7,62 мм установленных в шаровых установках по обе стороны носовой части БМД и по этой причине имеющих ограниченные углы обстрела.

В средней части корпуса размещается боевое отделение с одноместной башней. Башня изготавливается комбинированным способом, основная её часть выполняется методом литья, после чего к ней привариваются остальные фрагменты. Внутри башни размещается сиденье наводчика. Он обслуживает полуавтоматическую гладкоствольную пушку 2А28 калибра 73 мм и спаренный с ней 7,62-мм пулемёт ПКТ. Боекомплект к пушке — 40 выстрелов — находятся в магазине, расположенном по окружности башни, как и в БМП-1. Стрельба из пушки ведётся кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Поскольку одним из важнейших требований к машине был её малый вес, конструкторам пришлось упростить (по сравнению с БМП) автомат заряжания. Транспортёр доставлял снаряд, выбранный наводчиком в точку заряжания, после чего наводчик должен был вручную перенести его и вставить в казенник. Вооружение башни дополняла пусковая установка для запуска противотанковых управляемых реактивных снарядов 9М14М "Малютка". Помимо одного ПТУРСа на пусковой установке, в машине перевозились еще два. Пусковая установка, ПТУРСы, приборы управления и, наконец, способ их установки на БМД-1 точно такие же, как и на БМП-1.

Как и на БМП-1 вооружение башни не стабилизировано. Наведение в горизонтальной и вертикальной плоскостях осуществляется с помощью полностью электрических приводов. В случае их выхода из строя наводчик может использовать ручной привод.

Для наблюдения за местностью и ведения огня, наводчик имеет в своём распоряжении монокулярный перископический прицел-дальномер 1ПН22М1. Окно этого прибора расположено с левой стороны башни, перед люком наводчика. Прицел-дальномер может работать в двух режимах: дневном и ночном. Ведение наблюдения в тёмное время суток обеспечивает активный прибор ночного видения (прожектор находится на башне, справа от люка). В зависимости от погодных условий, максимальный предел видимости колеблется от 400 м до 900 м. В окуляре нанесена шкала дальномера, базой для которой принята высота цели равная 2.7 м. Непосредственно за башней предусмотрены места для трёх десантников. Двое обслуживают ручной противотанковый гранатомёт РПГ-7, третий вооружён своим штатным оружием 7.62-мм автоматом АКМ. В бортах и крышке кормового люка расположены три перископа и три шаровые установки для ведения огня из личного оружия боевого расчета.

В кормовой части корпуса размещается моторно-трансмиссионное отделение, в котором установлен шестицилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения 5Д20 развивающии мощность 176 кВт при 2600 об/мин. Двигатель сблокирован с трансмиссией, которая состоит из однодискового фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач (одна передача заднего хода), двух бортовых фрикционов с тормозами и двух одноступенчатых планетарных бортовых передач. Все эти узлы составляют единый силовой блок. Кроме него, в моторно-трансмиссионном отделении установлены редукторы, приводящие в действие водомётные движители.

Над коробкой передач помещен радиатор системы охлаждения двигателя. Циркуляция воздуха через радиатор обеспечивается благодаря жалюзи в верхней плите корпуса. По обе стороны от воздухозаборника на крыльях машины установлены два дополнительных топливных бака.

В состав ходовой части БМД-1, применительно к одному борту, входят пять обрезиненных сдвоенных ребристых опорных катков, выполненных из лёгкого сплава. Роль эластичных элементов подвески выполняют гидропневматические узлы, обьединенные в единую систему. Все элементы подвески и регулировки клиренса расположены внутри корпуса. Натяжные колёса размещаются в передней части корпуса. Изменение натяжения гусениц производится с помощью гидравлического привода. Процессом натяжения и ослабления гусениц управляет механик-водитель БМД со своего места, не покидая машины. На БМД-1 применяются мелкозвенчатые гусеницы, у которых соседние траки соединяются между собой посредством общих пальцев. В средней части траков, на их внутренней поверхности имеются направляющие гребни. Верхние ветви гусениц опираются на четыре поддерживающих ролика, причем два из них (средние) расположены снаружи от гребней, а крайние — за ними. Гусеничный ход не прикрыт защитными экранами.

БМД-1 способна вплавь преодолевать водные преграды. Движение по воде осуществляется за счет водомётных движителей, расположенных в моторно-трансмиссионном отделении. Водимёты смонтированы в туннелях, входные отверстия которых устроены в днище машины, а выходные - в ее корме. Входные и выходные отверстия закрываются специальными сдвижными заслонками, выполняющими функции как защиты, так и рулевого управления при плавании. Закрытие заслонок одного из водомётов приводит к повороту машины. БМД-1 отлично держится на воде, обладая при этом хорошей скоростью плавания — до 10 км/ч — и маневренностью. Во время плавания в передней части корпуса поднимается волноотражательный щиток, препятствующий заливанию водой переда машины.

В состав дополнительного оборудования, которым оснащена БМД-1, входят фильтровентиляционная установка, автоматическая система пожаротушения, а также дымообразующая аппаратура. Кроме того, на БМД-1 установлен радиомаяк, сигналы которого указывают членам экипажа местонахождение машины, сброшенной на парашютной системе с транспортного самолёта. Все десантники - члены экипажа, сброшеные с парашютами отдельно от БМД-1, имеют радиодатчики, принимающие сигналы маяка. Это существенно облегчает и ускоряет поиск машины, что зачастую бывает довольно сложной задачей.

Для обеспечения внешней связи на боевой машине десанта установлена радиостанция Р-123М. Связь внутри машины обеспечивает танковое переговорное устройство Р-124.

Удачные конструктивные решения, заложенные при создании БМД-1, позволили использовать её в качестве базовой машины при разработке других образцов вооружения для воздушно-десантных войск. В 1971 году на базе БМД-1 создана командирская боевая машина десанта БМД-1К. В этой машине в отличие от БМД-1 были установлены две радиостанции и бензоэлектрический агрегат для автономного энергопитания.

В 1974 году на вооружение воздушно-десантных войск принимается гусеничный бронетранспортёр БТР-Д, созданный на узлах и агрегатах БМД-1. Он отличался от БМД-1 удлинённым почти на 400 мм корпусом, наличием дополнительной пары опорных катков и отсутствием башни с вооружением. Вооружение БТР-Д зависело от его предназначения, однако, чаще всего оно состояло из двух 7,62-мм пулемётов, установленных в носу машины, автоматического 30-мм гранатомета АГС-17, одного-двух автоматов и четырех дымовых гранатометов. БТР-Д использовались в качестве машин управления, артиллерийских тягачей и вспомогательных машин (например, санитарно-эвакуационных и связи). Постоянный экипаж БТР-Д состоял из трех человек, в десантном отделении размещались десять солдат.

По мере накопления опыта эксплуатации, на БМД-1 проводились различные конструктивные доработки, направленные на повышение надежности работы ходовой части, силовой установки и трансмиссии. Велась работа и по повышению боевых характеристик БМД-1. В 1978 году на вооружение принимаются модернизированные образцы БМД-1П и БМД-1ПК. Эти машины были оборудованы пусковыми установками для запуска управляемых реактивных снарядов 9М113 "Конкурс" и 9М111 "Фагот".

Боевая масса, т 7,2

Компоновочная схема совмещённые боевое, десантное и отделение управления спереди, моторно-трансмиссионное сзади

Другие статьи

Боевая машина десантная

Боевая машина десантная


Боевая машина десантная (БМД. боевая машина десанта ) — боевая гусеничная плавающая машина, авиадесантируемая парашютным, парашютно-реактивным или посадочным способом.

БМД-1 десантируются из самолетов типа АН-12А, АН-22, ИЛ-76; БМД-2 — из самолетов типа АН-22, ИЛ-76.

  • пушкой калибра 73 мм (БМД-1 ) или автоматической 30-мм пушкой (БМД-2. БМД-3 ) и спаренным 7.62-мм пулемётом ПКТ в башне кругового вращения;
  • одной (БМД-2) или двумя (БМД-1) курсовыми пулеметными установками в передней части корпуса;
  • коплексом противотанкового ракетного вооружения (кроме командирского варианта БМД-2К).

БМД использовались в воздушно-десантных войсках СССР, сейчас находятся на вооружении России и ряда бывших союзных республик.

  • Объект 915. Инструкция по эксплуатации. Часть первая. –М. Военное издательство МО СССР, 1971
  • Боевые машины десантные БМД-2 и БМД-2К. Техническое описание. –М. Военное издательство, 1991

Книги и по армейской эксплуатации бмд 1 руководство

Книги и по армейской эксплуатации бмд 1 руководство

Ремонту И Эксплуатации Бмд-1. БМД -3 тоиэ. Часть 1. Книга. По эксплуатации. Книга 1.

Военная литература - это проект по сохранению уникальных шедевров творческой мысли, стиля гениальной изобретательности и находчивости славянского народа. Насколько мы богаты непревзойденными образцами техники, которым нет и не будет мировых аналогов, настолько должны быть и обеспечены той литературой, которая поможет нам правильно эксплуатировать, сохранять и ремонтировать ее. Главная цель - сохранение бесценного наследства, оставленного нам, пусть даже и в электронном виде, возможность любому желающему воспользоваться выложеной литературой, развитие и пополнение библиотеки. Потому здесь собраны такие образцы книг, как руководства по лётной эксплуатации и практической аэродинамике самолета, инструкции по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, курсы стрельб, вождения, подготовки артиллерии, наставления по стрелковому.Альбом рисунков к техническому описанию и инструкции по эксплуатации Боевой машины БМ-21 (рсзо 9К51 «Град. Скан: Nikbor5 Альбом рисунков к техническому описанию и инструкции по эксплуатации Боевой машины БМ-21 (рсзо 9К51 «Град).

Книги по ремонту. 1. 3.03 gb. 12. 5,924. 2012. Руководство по ремонту и эксплуатации peugeot 307 с 2000 и с.Наименование изданий гриф год издания Танк Урал. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, книга I н/с 1975 Объект 172М. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, книга II н/с 1975 Танк Урал. Руководство по войсковому ремонту, книга I. Замена и ремонт агрегатов и узлов, часть I н/с 1976 Объект 172М. Руководство по войсковому ремонту, книга I. Замена и ремонт агрегатов и узлов, часть II н/с 1976 Объект 172М. Руководство по войсковому ремонту, книга II. Технические требования на ремонт основных агрегатов, узлов и деталей при войсковом ремонте н/с 1976 Объект 184. Руководство по войсковому ремонту, книга I. Замена и ремонт агрегатов и.

Интернет-магазин «Автопапирус» является уникальной торговой площадкой, которая предоставляет своим клиентам замечательную возможность приобрести актуальные экземпляры.Техническое описание и инструкция по эксплуатации, книга 1. Боевая машина десантная БМД-1.

Ранее выпущенные БМД-1 и. 100 БМД-1 по. И инструкция по эксплуатации 73-мм.(ex. T) отечественное оружие и его создатели после wwii.

БМП и БМД по их. Инструкция по эксплуатации. ВДВ России Боевая машина десанта БМД-1;.

Инструкция эксплуатации бмд 1п

  • Фильмы
  • Игры
  • Музыка
  • Софт
  • Книги
По вашему запросу найдено - инструкция эксплуатации бмд 1п

Боевая машина десанта, третья (II) « « Военно-патриотический. * 24 апр 2013. Предварительные испытания трех опытных образцов БМД «Объект 950». полках основными по-прежнему оставались БМД-1П и БМД-2. всех требований инструкции по эксплуатации среднее значение. БОЕВЫЕ МАШИНЫ ДЕСАНТА * припасами и двумя динамореактив- ными пушками (ДРП). После «захва-. Боевая машина десанта БМД-1П на Красной площади. Москва. 7 ноября 1983. Электрооборудование боевой машины пехоты БМП-2 * тока ПТ-200Ц-1П; 43 – блок питания БП-26; 44 – фильтр питания стабилизатора; 45 – радиостан-. инструкцией по эксплуатации ФЮ 3.553. 011.ИЭ.Книга: Боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2 и БМП-3 * ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ БМП-1. ЭКСПЛУАТАЦИЯ. в 1979 году после появления модернизированной версии базовой модели БМП-1П.Броня крепка, но Запад нам дороже / Вооружения / Независимая. * 10 сен 2010. БМП-1П и БМП-2, боевые машины десанта БМД-2 и БМД-3. эксплуатировать итальянскую машину запрещено инструкцией.Программу для накрутки денег в аватарии * должностная инструкция осветителя сцены,радио навигационные системы. десантные БМД-1П и БМД-1ПК,как пользоваться кипятильником.zip ZIP. ( 2011),инструкция по эксплуатации мопеда орион,Necrodeath - Old Skull. Боевая машина десанта, третья. Часть 2 * 1 мар 2014. Боевая масса опытной БМД «Объект 950» приблизилась к 12,9 т, и никакие. полках основными по-прежнему оставались БМД-1П и БМД-2. всех требований инструкции по эксплуатации среднее значение. БМД-1 — Вікіпедія * БМД-1П виходить на берег після подолання водної перешкоди. і колісних машин та кафедру експлуатації й водіння гусеничних і колісних машин.Техническая документация (1/2) * 12 июл 2010. Инструкции по эксплуатации, Технические описания, Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту. Боевые машины десантаБМД-1 1/8 - Страница 2 * Также постарайтесь скачать в сети руководство по эксплуатации. раннюю версию БМД-1, а не более позднюю БМД-1П (внешне. Продам книги: Ракеты,Гусянка, Колёса, Самоходное, Авиация. * Ракета 5Я23, инструкция по эксплуатации транспортирование. Боевые машины десантные БМД-1П и БМД-1ПК инструкция по. БМП-1 * БМП-1П (об.765Сп4, ПТУР «Фагот»/«Конкурс», дымовые гранатометы, защита. БМП-1 «Разбежка» (башня с 30-мм пушкой от БМД-2, конец 1990-х гг.)Техника и вооружение 2009 12 (fb2) | Либрусек * На 1 стр. обложки: БМД-1П. и эксплуатации (боевого использования) в составе воздушного десанта. Краткое описание конструкции БМД-1. БМД -1. =техническая литература - как памятник инженерной мысли. * 27 мар 2007. Техническое описание и инструкция по эксплуатации(djvu). Спасибо за работу, Андрей1931. архив 008. Боевые машины десанта.Военные новости. Военная литература * 13 дек 2009. Техническая документация, инструкции по эксплуатации, руководства по ремонту. Представляю. Боевые машины десанта. Скачатьмного военных книг | REIBERT.info * 11 фев 2012. Техническое описание и инструкция по эксплуатации комплекта. Боевые машины десантные БМД-1П и БМД-1ПК инструкция по. БМП-1 — Википедия * На протяжении длительного периода эксплуатации БМП-1 и БМП-2 неоднократно. БМП-1П — модифицированная боевая машина пехоты, оснащённая более мощной пусковой. Описание, создание, чертежи, характеристики.БМД-1 — Википедия * Основным введённым на БМД-1П изменением стала установка нового. Приложение 1 // Техническое описание и инструкция по эксплуатации 73-мм. 3d Модели техники ВДВ — Десантура.ру - о десанте без границ * В планах сделать БМД-1,2 если нормально пойдет то и БМД-3,4 В общем жду. типа "техническое описание и инструкция по эксплуатации". оборудованием и вооружением (БМД-1, БМД-1П, БМД-1ПК и т.д.). Командирская боевая разведывательная машина БРМ-1К. * 16 фев 2013. Боевые машины десантные БМД-1П и БТР-Д. Пособие по проверке. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Час.

Скорость: 8054 Kb/s

Персональный сайт

БМД-1 (боевая машина десанта-1) — советская боевая гусеничная плавающая машина, предназначена для использования в воздушно-десантных войсках и десантирования парашютным или посадочным способом с военно-транспортного самолета типа Ан-12 и Ил-76. Принята на вооружение в 1969 году.

История создания

Боевая машина пехоты БМП-1

Работы по созданию боевой машины пехоты для вооружения Воздушно-десантных войск СССР была начата по инициативе командующего ВДВ В. Маргелова. К 1960-м годам в СССР всё ещё не была преодолена проблема нехватки тяжёлого вооружения, которое могло бы высаживаться вместе с парашютно-десантными частями, на протяжении 1950-х годов десантники в основном были вооружены лишь стрелковым оружием и гранатомётами. Задачи противотанковой обороны и непосредственной поддержки воздушно-десантных войск к началу 1960-х годов в той или иной мере обеспечивались самоходными ПТРК на базе БРДМ и БРДМ-2, противотанковыми САУ АСУ-57 и СУ-85 и буксируемой или самодвижущейся артиллерией. Вместе с тем, единственным средством транспортировки личного состава ВДВ оставались автомобили повышенной проходимости ГАЗ-67. ГАЗ-69, УАЗ-469 и ГАЗ-66. Необходимость создания бронированной транспортно-боевой машины усиливалась и изменениями в военной доктрине, прежде всего широким распространением тактического ядерного оружия. Для обеспечения действий десантых войск требовалась машина, схожая по концепции с разрабатывавшейся для Сухопутных войск БМП-1 и обеспечивающая как транспортировку десантников и ведение ими боя из-под брони машины на радиоактивно заражённой местности, так и борьбу с бронетехникой противника и его танкоопасными средствами. Сама БМП-1, хоть и была авиатранспортабельной, не удовлетворяла ВДВ из-за того, что основным советским военно-транспортным самолётом того периода Ан-12 могла перевозиться только одна 13-тонная БМП, к которой вдобавок не существовало систем парашютного десантирования.

Серийное производство и дальнейшее развитие

Серийное производство БМД-1 было начато на Волгоградском тракторном заводе (ВгТЗ) в 1968 году, ещё до официального принятия на вооружение. В организации производства новой боевой машины на ВгТЗ и ВгСЗ принимали участие также ВНИИ Стали, Институт электросварки им. Е. О. Патона и ряд других предприятий Миноборонпрома. Минавиапрома и Минсудпрома. В первые годы производство БМД-1 велось малыми партиями для обеспечения оперативного внесения изменений в её конструкцию по результатам войсковой эксплуатации.

В 1971 году был принят на вооружение командирский вариант под обозначением БМД-1К, отличающийся от базовой машины дополнительной аппаратурой связи, бензиновым зарядным агрегатом для обеспечения её работы при выключенном двигателе, съёмными столиками для командира и радиста, сокращённым боекомплектом пулемётов и постоянным экипажем из шести человек. Производство БМД базовой модификации продолжалось до 1979 года, всего было выпущено около 2200 машин в линейном и не менее 360 в командирском варианте.

В 1978 году была принята на вооружение модернизированная модификация БМД, получившая в линейном и командирском вариантах обозначения, соответственно, БМД-1П и БМД-1ПК. Основным введённым на БМД-1П изменением стала установка нового противотанкового ракетного комплекса 9К111. повлекшая за собой некоторое сокращение боекомплекта пулемётов, кроме того, на БМД-1П начал устанавливаться гироскопический полукомпас ГПК-59. калориферный отопитель и вентилятор среднего отделения. Производство БМД-1П осуществлялось с 1979 по 1986. а БМД-1ПК — по 1987 год. Всего было выпущено, соответственно, более 1000 и 220 машин этих вариантов, кроме того до их стандарта модернизировались при капитальном ремонте все ранее выпущенные БМД-1 и БМД-1К.

Тактико-технические характеристики

ТТХ модификаций БМД-1

Конструкция

БМД-1 имеет компоновку с расположением отделения управления и среднего отделения, сочетающего функции боевого и десантного, в передней части корпуса и моторно-трансмиссионного отделения — в кормовой. Боевой расчёт машины, включающий экипаж и десант, состоит из семи человек: командира, старшего механика-водителя и пулемётчика, находящихся в отделении управления; заместителя командира (наводчика-оператора), находящегося в башне; старшего стрелка, гранатомётчика и помощника гранатомётчика, размещающихся на своих местах в кормовой части среднего отделения.

Броневой корпус и башня

БМД-1 имеет противопульное дифференцированное бронирование. Броневой корпус БМД-1 представляет собой жёсткую коробчатую конструкцию сложной формы, собранную при помощи сварки из катаных листов броневого алюминиевого сплава АБТ-101 толщиной 10, 12, 15, 20, 23 и 32 мм. Лобовая часть корпуса состоит из двух гнутых двухскатных листов: верхнего, толщиной 15 мм, расположенного под наклоном 75° к вертикали и нижнего, толщиной 32 мм, расположенного под наклоном 47°. В поперечном сечении корпус имеет Т-образную форму с развитыми надгусеничными нишами по всей длине, сужающимися по ширине в носовой части. Борта корпуса вертикальны и собираются из 23-мм верхних листов, 20-мм нижних листов и наклонных надгусеничных полок. Над моторно-трансмиссионным отделением в корпусе образован проход в средней части, вследствие чего корма состоит из трёх листов: кормовых листов надгусеничных полок, имеющих толщину 15 мм и наклон в 38° и нижнего 20-мм листа, имеющего наклон в 9°. Крыша корпуса имеет толщину 12 мм над средним отделением и 10 мм над моторно-трансмиссионным. Днище корпуса имеет толщину 10 мм и наклон в 70° в лобовой оконечности и 12 мм в остальной части. Так как днище имеет сравнительно малую толщину, его жёсткость дополнительно повышается тремя продольными выштамповками и продольной балкой. Часть деталей корпуса изготавливается из иных материалов: крышка кормового люка — из магниевого сплава, а крышка люка механика-водителя с середины 1970 года — из броневой стали.

Вооружение

Учебные 73-мм выстрелы в транспортёре орудия 2А28

Основное вооружение БМД-1 составляет 73-мм гладкоствольная полуавтоматическая пушка 2А28 «Гром». 2А28 имеет ствол-моноблок, вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа и гидравлический концентрический откатник. 2А28 использует унитарные выстрелы с активно-реактивными снарядами (гранатами), боекомплект орудия состоит из 40 выстрелов, размещённых в механизированной боеукладке. Выстрелы расположены по периметру башни в транспортёре механизированной укладки, который обеспечивает выведение выстрела к точке заряжания, после чего наводчик-оператор вручную осуществляет заряжание орудия. Боевая скорострельность орудия составляет 6—7 выстрелов в минуту. В боекомплект орудия первоначально входили лишь выстрелы ПГ-15В с кумулятивными гранатами, имеющими бронепробиваемость 300 мм по нормали, позднее в него были введены модернизированные гранаты с увеличенной до 400 мм бронепробиваемостью, а также осколочные гранаты. Максимальная дальность стрельбы кумулятивной гранатой составляет 1300 метров, а максимальная дальность осколочной, формально, 4400 метров, но на практике дальность эффективной стрельбы не превышает, соответственно, 800 и 600 метров.

Орудие размещается в спаренной с пулемётом установке на цапфах в лобовой части башни, максимальные углы наведения установки в вертикальной плоскости составляют от ?5° до +30°. Наведение установки осуществляется электромеханическим приводом 1ЭЦ10М «Кристалл». обеспечивающим скорость наведения установки в горизонтальной плоскости от 0,1° до 20° в секунду в горизонтальной и от 0,07° до 6° в вертикальной плоскости, либо дублирующим ручным приводом. Наведение установки на цель осуществляется при помощи комбинированного перископического прицела 1ПН22М1 «Щит». Дневная ветвь прицела имеет увеличение 6? и поле зрения в 15°, ночная же представляет собой прибор ночного видения пассивного типа, имеющий увеличение 6,7? и поле зрения 6° и работающий за счёт усиления естественной ночной освещённости, обеспечивая дальность видения около 400 метров. Дальномера БМД-1 не имеет, но прицел снабжён шкалой для определения дальности до цели известной высоты — 2,7 метра («танк»). С введением выстрелов с осколочными гранатами на БМД-1 начал устанавливаться прицел 1ПН22М2. отличающийся лишь наличием прицельной сетки для стрельбы осколочными гранатами, имеющими иную баллистику. На машинах со старыми прицелами стрельба осколочными гранатами должна была осуществляться с использованием таблицы поправок, крепившейся на корпусе прицела.

Для поражения бронированных целей на дальностях, недоступных для пушечного вооружения, БМД-1 оснащена противотанковым ракетным комплексом (ПТРК) 9К11 «Малютка». В состав комплекса входят: открытая пусковая установка рельсового типа, размещённая на крыше башни над стволом пушки, управляемые ракеты 9М14 или 9М14М и аппаратура управления 9С428. Штатный боекомплект БМД-1 состоит из трёх ракет, перевозящихся в укладках в башне, заряжание пусковой установки производится наводчиком-оператором вручную. Ракеты имеют ручную одноканальную систему управления по проводам и управляются наводчиком-оператором на всём протяжении полёта при помощи рукоятки пульта управления. Максимальная дальность стрельбы ПТРК составляет 3000 метров, минимальная — 500. Бронепробиваемость кумулятивной боевой части первого варианта ракеты 9М14 составляет 400 мм по нормали, для поздних вариантов, таких как 9М14МП1Н. эта величина доходит до 520 мм.

На БМД-1П вместо 9К11 установлен более совершенный ПТРК 9К111, рассчитанный на поражение бронетехники, ДОТов и зависших вертолётов. В состав комплекса входят: пусковая установка 9П135 или 9П135М. управляемые ракеты в одноразовых транспортно-пусковых контейнерах и аппаратура управления 9С451М. Штатно в боекомплект БМД-1П включаются ракеты двух типов: две 9М113 «Конкурс» и одна 9М111-2 или 9М111М «Фагот» Пусковая установка в походном положении перевозится в боевом отделении, а в боевом крепится на правой стороне крыши башни вдоль оси пушки, либо, при необходимости, может быть развёрнута на отдельной огневой позиции вне БМД. Обе ракеты имеют полуавтоматическую двухканальную проводную систему управления, 9М111-2 имеет дальность стрельбы от 70 до 2000 метров и бронепробиваемость 400 мм по нормали, 9М111М — от 75 до 2500 метров и бронепробиваемость 460 мм. Ракета 9М113 имеет дальность стрельбы от 75 до 4000 метров и бронепробиваемость 600 мм по нормали, а в 1986 году был принят на вооружение её модернизированный вариант 9М113М с тандемной кумулятивной боевой частью и увеличенной до 800 мм бронепробиваемостью.

Средства наблюдения Средства связи и навигации

На линейных БМД-1 для внешней связи установлена радиостанция Р-123. а с середины 1973 года — её модернизированный вариант Р-123М «Магнолия». Радиостанция установлена слева в лобовой оконечности отделения управления и обслуживается командиром машины. Р-123М представляет собой коротковолновую ламповую радиостанцию трансиверной схемы с частотной модуляцией, обеспечивающую телефонную связь в симплексном режиме. Радиостанция имеет рабочий диапазон 20—51,5 МГц, состоящий из 1261 фиксированной частоты с шагом 25 кГц, четыре из которых, настроенные предварительно, могут переключаться одной манипуляцией оператора, после чего радиостанция обеспечивает беспоисковое вхождение в связь и бесподстроечное ведение связи. Работа радиостанции в БМД осуществляется на 4-метровую штыревую антенну, обеспечивая дальность связи с однотипной радиостанцией на дальности до 28 км, в движении по среднепересечённой местности со скоростью до 40 км/ч — до 20 км, при включённом подавителе шумов — до 13 км. При выходе из строя основной антенны, связь может осуществляться через аварийную антенну, представляющую собой кусок изолированного провода длиной 3 м, дальность связи при помощи которой ограничивается 4 км, либо 1 км, если вторая радиостанция также работает на аварийную антенну.

БМД-1К оборудованы второй радиостанцией Р-123 или Р-123М, установленной в левом подкрылке корпуса, работу с которой осуществлял командир или левый стрелок-автоматчик, антенным фильтром для обеспечения одновременной работы двух радиостанций на одну антенну, а также выносной радиостанцией Р-105М. Р-105М представляет собой ранцевую носимую ультракоротковолновую ламповую радиостанцию трансиверной схемы с частотной модуляцией, обеспечивающую телефонную связь в симплексном режиме. Радиостанция имеет рабочий диапазон 36—46,1 МГц, состоящий из 405 фиксированных частот с шагом 25 кГц. Р-105М обеспечивает связь с однотипной радиостанцией при работе с места на комбинированную антенну высотой 2,7 м — до 8 км, на лучевую антенну направленного действия длиной 40 м, подвешенную на высоте 1 м над землёй — до 15 км, на лучевую антенну, поднятую на высоту 5—6 м — до 25 км. Для обеспечения работы аппаратуры связи при выключенном двигателе, БМД-1К снабжена бензоэлектрическим агрегатом АБ-0,5-П/30 хранящимся в походном положении на месте сиденья стрелка-автоматчика, а в рабочем положении устанавливающимся на крыше моторно-трансмиссионного отделения.

На БМД-1П и БМД-1ПК с 1984 года вместо радиостанций Р-123М начал устанавливаться более современный комплекс средств связи «Абзац». состоящий из радиостанции Р-173 «Абзац-Р» и приёмника Р-173П «Абзац-П». Р-173 представляет собой ультракоротковолновую полупроводниковую аналогово-цифровую радиостанцию с частотной модуляцией телефонную связь в симплексном режиме. Радиостанция имеет рабочий диапазон 30—75,999 МГц с шагом сетки частот в 1 кГц. Число заранее подготовленных частот Р-173 увеличено до 10. При работе на стандартную штыревую антенну длиной 2 м, Р-173 обеспечивает дальность связи до 20 км в движении, бо?льшая дальность связи может обеспечиваться в диапазоне 30—52 МГц при работе на антенну длиной 3 м.

Для внутренней связи БМД-1 оборудована интегрированным с радиостанцией танковым переговорным устройством (ТПУ) Р-124 на пять абонентов, на БМД-1К ТПУ расширено до шестерых абонентов. Вместе с радиостанцией Р-173 на БМД-1П и БМД-1ПК с 1984 года устанавливалось модернизированное ТПУ Р-174 .

Двигатель и трансмиссия

На БМД-1 установлен V-образный 6-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения модели 5Д20-240. Двигатель имеет рабочий объём 15 900 см? и развивает максимальную мощность в 240 л.с. (176 кВт) при 2400 об/мин. Пуск двигателя на БМД-1 ранних выпусков производится при помощи основного электростартёра или дублирующей системы воздухопуска; с введением в 1973 году компрессора с приводом от двигателя, система воздухопуска стала основной. Для облегчения пуска при низких температурах, двигатель снабжён включённым в систему охлаждения форсуночным подогревателем с электроприводом.

Двигатель работает на дизельном топливе марок ДЛ. ДЗ и ДА. топливная система включает в себя три бака общей ёмкостью 280 литров, расположенных в моторно-трансмиссионном отделении. Система воздухоочистки — двухступенчатая, с блоком циклонов в первой ступени, фильтрующими кассетами во второй и автоматическим эжекционным удалением пыли. Для повышения безопасности движения на плаву в систему воздухозабора двигателя включены два связанных клапана, обеспечивающих забор воздуха на плаву через среднее отделение. Двигатель имеет систему охлаждения эжекторного типа, обеспечивающую также вентиляцию моторно-трансмиссионного-отделения и отсос пыли из системы воздухоочистки.

В состав трансмиссии БМД-1 входят:

  • Однодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по асбесту)
  • Четырёхступенчатая ( 4+1 ) механическая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах, имеющая вал отбора мощности для привода водоходного движителя
  • Механизм поворота, состоящий из двух бортовых многодисковых фрикционов сухого трения (сталь по стали) с плавающими ленточными тормозами с чугунными накладками
  • Две одноступенчатые планетарные бортовые передачи
  • редукторы водомётного движителя

Изменениям трансмиссия БМД-1 в ходе серийного производства не подвергалась, за исключением замены с 1970 года однодискового главного фрикциона двухдисковым. Все приводы управления трансмиссией — механические. Главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота объединены с двигателем в одном силовом блоке.

Ходовая часть Водоходный движитель Машины на базе БМД-1

Единственной серийной машиной на базе БМД-1 стал БТР-Д — бронетранспортёр, принятый в 1974 году на вооружение воздушно-десантных войск. Появление БТР-Д было вызвано малой вместимостью БМД-1, затруднявшей полное перевооружение на него воздушно-десантных войск. БТР-Д на 800 кг тяжелее базовой машины и конструктивно отличается от неё прежде всего удлинённым на 483 мм корпусом с дополнительной парой опорных катков, отсутствием башни и увеличенной высотой среднего отделения, в котором в дополнение к троим членам экипажа располагаются девять десантников. Штатное вооружение БТР-Д состоит из двух курсовых пулемётных установок, аналогичных БМД-1, десант может также вести стрельбу через амбразуры из личного оружия. На базе БТР-Д, в свою очередь, был создан ряд специализированных вариантов, таких как носитель ПТУР, машина для перевозки расчётов ПЗРК. командно-штабная машина и ряд других.

Точные данные о численности выпущенных БТР-Д отсутствуют, но согласно данным, представленным СССР при заключении ДОВСЕ, всего в Европе имелось 769 бронетранспортёров этого типа. БТР-Д использовались советскими и российскими войсками и миротворческими контингентами в ряде операций. По состоянию на 2007 год, в странах бывшего СССР, прежде всего в России, на вооружении всё ещё остаётся около 800 БТР-Д.

Первые попытки создания САУ на базе БМД-1 были предприняты ещё в 1967 — 1968 годах, но разработанные 120-мм самоходный миномёт 2С8 «Ландыш» и 122-мм самоходная гаубица 2С2 «Фиалка» в серийное производство не пошли, так как слишком высокой оказалась нагрузка на ходовую часть при выстреле. Лишь в конце 1970-х годов на базе БТР-Д была создана 120-мм САУ 2С9 «Нона-С», чьё серийное производство началось в 1981 году.