Руководства, Инструкции, Бланки

68 инструкция по учету и хранению драгоценных металлов img-1

68 инструкция по учету и хранению драгоценных металлов

Категория: Инструкции

Описание

Учет драгоценных металлов основных средств, списание, утилизация, хранение лома и отходов

Учет драгоценных металлов основных средств, списание, утилизация, хранение лома и отходов Бюджетным учреждением приобретается основное средство - компьютер. В статье рассказано, каким образом определить, находятся ли в нем драгоценные металлы. Если в объекте ОС содержатся драгоценные металлы, какие действия необходимо выполнить при его списании

Автор: Д.Д. Хенкеева, В.В. Пименов, эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Единый порядок ведения бюджетного учета в Российской Федерации установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н (далее - Инструкция 148н).

Особо подчеркнем, что работа по учету содержания драгоценных металлов должна начинаться в бюджетном учреждении уже на этапе поступления основных средств. Установленные соответствующей комиссией показатели в дальнейшем используются при списании основных средств, содержащих драгоценные металлы.

Порядок учета драгоценных металлов при поступлении основных средств

Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют золото, серебро и другие драгоценные металлы. При этом любая организация обязана документально оформлять поступление, движение, инвентаризацию и выбытие драгоценных металлов, содержащихся в составных частях различных видов техники.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 20 Закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон № 41-ФЗ) драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Порядок такого учета и отчетности установлен Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. N 731 (далее - Правила № 731).

Кроме того, в рассматриваемой ситуации следует также руководствоваться Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. N 68н (далее - Инструкция № 68н).

Напомним, что в соответствии с положениями п. 6 Правил № 731 и п. 6.3 Инструкции № 68н организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных средств.

Таким образом, сведения о содержащихся в используемой бюджетной организацией оргтехнике драгоценных металлах необходимо указывать еще при постановке данного оборудования на бюджетный учет. Такая информация отражается в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта" Инвентарной карточки учета основных средств (форма 0504031). Отметим, что в соответствии с положениями Приложения № 2 к приказу Минфина России от 23 сентября 2005 г. N 123н в случаях, когда в составе оборудования, приборов, вычислительной техники, музейных ценностей и т.д. имеются драгоценные металлы, при заполнении инвентарной карточки указывается перечень деталей, в составе которых имеется драгоценный металл, наименование детали и масса металла, указанные в паспорте.

Еще раз подчеркнем, что уже при принятии основных средств к бюджетному учету соответствующие должностные лица обязаны определить содержание драгоценных металлов (возможность содержания драгоценных металлов) в конкретных объектах учета. Обычно такая работа возлагается на специально созданную в бюджетном учреждении комиссию.

В соответствии с положениями п. 6.3 Инструкции № 68н данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в оргтехнике, отражаются в первичной учетной документации (инвентарной карточке) на основании:

  • сведений, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках);
  • данных изготовителей оргтехники;
  • данных разработчиков оргтехники;
  • решения соответствующей комиссии, принятого с использованием сведений по аналогичным объектам оргтехники;
  • решения соответствующей комиссии, принятого с использованием расчетов, произведенных специализированными организациями.

Следовательно, при принятии к учету оргтехники соответствующая комиссия должна изучить техническую документацию, а при необходимости - и запросить (использовать) дополнительную информацию в порядке, изложенном выше.

Отметим, что отдельные показатели содержания драгоценных металлов в различных видах оргтехники могут доводиться до бюджетного учреждения вышестоящей организацией. При этом, например, используются:

  • перечень импортной техники, составленный на основании комиссионных данных НПО "Центрсистем" о содержании драгоценных металлов в единице продукции;
  • информация о содержании серебра в малогабаритных источниках тока (процент от массы батарейки) по данным химических анализов, проведенных Белорусской Государственной Политехнической Академией;
  • иные расчетные данные, полученные от специализированных организаций установленным порядком.

Если соответствующая комиссия бюджетного учреждения, проведя все процедуры, указанные выше, приходит к выводу, что определить содержание драгоценных металлов в оборудовании невозможно, то в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации (Примечание к п. 6.3 Инструкции № 68н).

Списание основных средств, содержащих драгоценные металлы

В соответствии с п. 1 Порядка списания, передачи и реализации объектов основных средств, закрепленных за территориальными органами и федеральными государственными учреждениями ФМБА России на праве оперативного управления (Приложение № 3 к приказу ФМБА России от 1 декабря 2006 г. N 367) при списании основных средств соответствующая комиссия, в частности, должна:

  • установить возможность использования отдельных узлов и деталей выбывающего объекта основных средств;
  • осуществлять контроль за изъятием цветных и драгоценных металлов из списываемых объектов основных средств.

Сведения о содержащихся в списываемых основных средствах драгоценных металлах отражаются при списании оргтехники в Акте о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма 0306003), оформляемом согласно п. 22 Инструкции № 148н. При этом в момент выбытия основных средств должны быть оприходованы элементы выбывающего оборудования, содержащие драгоценные металлы. В акте на списание объекта основных средств в разделе "Краткая характеристика объекта основных средств" необходимо указать информацию о содержании в нем драгоценных металлов, а в разделе, содержащем сведения о поступивших после его списания материальных ценностей, - данные поступающих в результате списания основного средства материальных ценностях, в том числе содержащих драгоценные металлы.

Детали, остающиеся от выбытия основных средств, принимаются к учету по фактической стоимости. Фактическая стоимость материалов определяется комиссией учреждения исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бюджетному учету, а также затрат на приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 55 Инструкции № 148н).

Если определить содержание драгоценных металлов в отдельных деталях оргтехники было невозможно, то они должны быть приняты к учету по рыночной стоимости, установленной соответствующей комиссией, а содержание драгоценных металлов в них будет отражено в бюджетном учете учреждения по данным специализированной организации. При этом могут приходоваться такие наименования, как монитор, системный блок и т.д.

Порядок утилизации оргтехники

Если материальные ценности (запасные части), поступающие в результате списания оргтехники, не могут быть использованы в деятельности бюджетного учреждения, то их утилизация должна быть организована в установленном порядке. При этом из запасных частей должны быть извлечены драгоценные металлы.

Бюджетное учреждение может утилизировать оргтехнику, содержащую драгоценные металлы:

  • самостоятельно;
  • с помощью специализированной организации.

При отсутствии в организации структурного подразделения, на которое могут быть возложены обязанности по демонтажу объектов основных средств, за оказанием таких услуг обращаются к сторонним организациям, которые извлекают детали, содержащие драгоценные металлы, и либо самостоятельно производят аффинаж, либо передают их аффинажной организации. В этом случае в акте передачи сторонней организации будет приведен перечень оборудования и указано содержание в нем драгоценных металлов (по данным учета организации). Фактическое содержание драгоценных металлов будет указано только в акте аффинажного завода. Списание объектов материальных ценностей будет производиться на основании акта аффинажной организации.

Отметим, что в бюджетных организациях не всегда есть возможность самостоятельно провести утилизацию оргтехники и изъять детали, содержащие драгоценные металлы (Инструкцией № 68н установлен довольно сложный и трудоемкий порядок проведения и оформления данных операций). Поэтому бюджетные учреждения, как правило, планируют расходы с учетом утилизации оргтехники с помощью специализированных организаций.

Кроме того, в ряде случаев самостоятельное изъятие драгоценных металлов из списываемой оргтехники невозможно. Это обусловлено тем, что помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т.д.). А мониторы, например, могут быть отнесены к классу опасных отходов, поскольку за годы работы в дисплеях накапливается радиация (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). В этих случаях законодательство запрещает организациям самостоятельно избавляться от таких отходов. Это могут сделать лишь специализированные лицензированные организации (постановление Правительства РФ от 26 августа 2006 г. N 524). А поскольку определение наличия вредных отходов в списываемой оргтехнике практически невозможно, по нашему мнению, целесообразно заключение договоров со специализированными организациями.

Хранение лома и отходов с содержанием драгоценных металлов

В соответствии с п. 6.19 Инструкции № 68н детали, содержащие драгоценные металлы, до их передачи на аффинаж учитываются по общей и чистой массе содержащихся в них драгоценных металлов согласно паспортам. В силу п. 6.7 Инструкции № 68н учет драгоценных металлов и содержащих их изделий в местах хранения (склады, хранилища) осуществляется в учетных документах строгой отчетности типовых форм (книги (карточки) складского учета материальных ценностей, книги сортового учета, журналы), которые должны регистрироваться в бухгалтерии и выдаваться материально ответственным лицам под расписку. Эти книги, журналы должны быть до начала записей пронумерованы постранично, прошнурованы, подписаны руководителем организации или лицом, им уполномоченным, скреплены печатью и учтены.

Для каждого вида драгоценных металлов, содержащихся в деталях (узлах), должна оформляться отдельная карточка или страница в книгах (журналах), например страница для учета деталей (узлов), содержащих золото, отдельная страница для учета деталей (узлов), в состав которых входит серебро, и так далее; в них указывается масса химически чистых металлов и общая (лигатурная) масса. Форма книги (журнала) разрабатывается организацией самостоятельно с учетом требований закона о бухгалтерском учете и утверждается в учетной политике.

Хранение лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, должно осуществляться таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность в местах хранения, переработки и транспортировки (п. 4.1 Инструкции № 68н).

Собранные детали (узлы), содержащие драгоценные металлы, как правило, передаются на аффинажный завод (либо продаются специализированной организации для последующей передачи на аффинаж). Порядок сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней утвержден постановлением Правительства РФ "О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней" от 25 июня 1992 г. N 431. Напомним, что согласно п. 1.2 Инструкции № 68н аффинаж драгоценных металлов - это процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам на аффинированные драгоценные металлы.

При этом такая передача оформляется актом, в котором отражаются наименование драгоценных металлов, их масса, как в лигатуре, так и в чистом виде. После переработки деталей и узлов аффинажный завод представляет акт, на основании которого отражается в учете выручка от реализации драгоценных металлов и списывается из учета драгоценный металл. В случае расхождения данных о массе полученного драгоценного металла п. 6.20 Инструкции № 68н допускает исправление первоначальных учетных данных о массе драгоценных металлов на вес, указанный в акте аффинажного завода.

Бюджетный учет

В бюджетном учете учреждения рассматриваемые операции могут быть отражены следующими проводками:

Дебет КРБ 010506340 Кредит КДБ 040101172
- приняты к учету по фактической стоимости детали, содержащие драгоценные металлы;
Дебет КРБ 010506340 Кредит КРБ 010506340
- переданы по акту детали аффинажной организации;
Дебет КДБ 040101172 Кредит КРБ 010506440
- списана стоимость деталей, содержащих драгоценные металлы (при реализации содержавшихся в них драгоценных металлов);
Дебет КДБ 020509560 Кредит КДБ 040101172
- начислен доход от реализации драгоценных металлов на основании документов аффинажной организации.

В заключение напомним, что после зачисления средств на лицевой счет учреждения в соответствии с требованиями бюджетного законодательства учреждение обязано перечислить в доход федерального бюджета средства, полученные от реализации драгоценных металлов, после уплаты налогов, предусмотренных НК РФ.

Другие статьи

Заключение Минэкономразвития России - Об экспертизе Приказа Минфина России от 29 августа 2001 г

Заключение Минэкономразвития России "Об экспертизе Приказа Минфина России от 29 августа 2001 г. N 68н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении"

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗА МИНФИНА РОССИИ ОТ 29 АВГУСТА 2001 Г. N 68Н

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ

ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ, ПРОДУКЦИИ

ИЗ НИХ И ВЕДЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ПРИ ИХ ПРОИЗВОДСТВЕ,

ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ОБРАЩЕНИИ"

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 633), приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. N 634 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности" (далее - Приказ N 634), а также Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Минэкономразвития России провело экспертизу приказа Минфина России от 29 августа 2001 г. N 68н "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении" (далее - Приказ), зарегистрированного в Минюсте России 22 октября 2001 г. N 2986, и сообщает следующее.

1. Цели регулирования, установленные Приказом

Приказ издан во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. N 731, которым утверждены Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности (далее - Правила).

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере регулирования порядка учета, хранения драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, порядка отчетности о них закреплены в пункте 4 статьи 11 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ).

Правила разработаны и утверждены в целях обеспечения контроля за движением и сохранностью драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении (пункт 1 Правил).

Приказом утверждена Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (далее - Инструкция).

2. Общее описание регулирования

Приказ действует в отношении всех организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также использующих изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни.

В соответствии с данными, ранее представленными разработчиком <1>, количество субъектов предпринимательской деятельности, на которых распространяется действие Приказа. составляет 47740, из них индивидуальных предпринимателей - 21997, юридических лиц - 25743, в том числе:

<1> Письмо Минфина России от 9 августа 2012 г. N 11-14-09/1046.

- в области производства изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (в т.ч. ювелирных изделий) - около четырех с половиной тысяч;

- в области розничной торговли ювелирными изделиями - порядка двадцати тысяч.

Порядок учета и хранения драгоценных металлов применяется наряду с бухгалтерским учетом драгоценных металлов и драгоценных камней как товарно-материальных ценностей и налоговым учетом соответствующих операций.

Порядок учета драгоценных металлов и драгоценных камней предусматривает, в частности:

- порядок организации учета расходования драгоценных металлов и драгоценных камней;

- порядок оформления первичных и учетных документов при получении и расходовании драгоценных металлов и драгоценных камней;

- порядок ведения оперативного учета драгоценных металлов и драгоценных камней;

- порядок и сроки проведения инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней.

Порядок хранения драгоценных металлов и драгоценных камней предусматривает, в частности:

- требования к помещениям, в которых хранятся драгоценные металлы и драгоценные камни;

- ограничения на хранение драгоценных металлов и драгоценных камней вместе с другими ценностями;

- требования к таре, в которых хранятся драгоценные металлы и драгоценные камни;

- обязательную охрану помещений, в которых хранятся драгоценные металлы и драгоценные камни;

- использование весоизмерительных приборов при приеме и отпуске драгоценных металлов и драгоценных камней;

- требования к транспортировке драгоценных металлов и драгоценных камней.

3. Анализ необходимости регулирования данной сферы

3.1. Как следует из целей регулирования порядка учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, предполагается наличие государственного контроля за движением и сохранностью драгоценных металлов и драгоценных камней. При этом действующее законодательство об осуществлении контроля (надзора) в Российской Федерации не регламентирует осуществление такого контроля.

Так, в соответствии со статьей 13 Федерального закона N 41-ФЗ периодический контроль за хранением и учетом драгоценных металлов и камней осуществляется в рамках федерального пробирного надзора.

В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном казенном учреждении "Российская Государственная Пробирная Палата при Министерстве финансов Российской Федерации", утвержденного приказом Минфина России от 12 декабря 2005 г. N 327, контроль за учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется Российской Государственной Пробирной Палатой.

При этом, с принятием Федерального закона от 26 марта 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", фактически, упраздняются полномочия казенных учреждений по осуществлению государственного контроля (надзора).

По данным Минфина России, с 2009 года сотрудники Российской Государственной Пробирной Палаты привлекались к участию в контрольных проверках организаций в сфере оборота драгоценных металлов, камней и продукции из них исключительно в рамках деятельности МВД России.

3.2. Не ясны цели осуществления контроля за движением и сохранностью драгоценных металлов и драгоценных камней всеми участниками оборота этой категории товаров. Следует учитывать, что в 2003 году драгоценные металлы и драгоценные камни исключены из перечня объектов, регулируемых законодательством о валютном регулировании и валютном контроле. При этом, собственно, правовое регулирование данной сферы осталось неизменным. На сегодняшний день драгоценные металлы и драгоценные камни не являются вещами, изъятыми из оборота либо ограниченными в нем, не являются валютными ценностями и не относятся к товарам, которые могут причинить вред жизни и здоровью граждан. В этой связи может быть поднят вопрос о самой целесообразности сохранения государственного регулирования в сфере учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Необходимо иметь в виду, что требования по учету и хранению драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат соблюдению значительным количеством субъектов предпринимательской деятельности, для которых, в свою очередь, исполнение таких требований сопряжено с соответствующими дополнительными издержками административного характера. По оценкам экспертов, указанные издержки субъектов предпринимательской деятельности составляют около 1,5% от их выручки.

Следует учитывать, что при этом обязанность организаций по ведению бухгалтерского и налогового учета сохраняется. По мнению экспертов, сохранение за субъектами предпринимательской деятельности соответствующих дополнительных издержек в рамках исполнения требований Приказа влечет снижение налогооблагаемой базы организаций, а также снижение конкурентоспособности произведенных в Российской Федерации изделий по сравнению с продукцией иностранного производства.

Вместе с тем необходимо учитывать, что, в соответствии со статьей 19.14 Кодекса об административной ответственности Российской Федерации, нарушение порядка учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, в свою очередь, влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с вышеуказанным рекомендуется рассмотреть вопрос об отмене требований по учету и хранению драгоценных металлов и драгоценных камней либо об ограничении сферы применения этих требований исключительно областями, в которых присутствуют экономические интересы государства как собственника драгоценных металлов и держателя золотого запаса (то есть, в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственной собственности; ведение учета организациями, осуществляющими аффинаж драгоценных металлов), и прекратить действие требований Инструкции в отношении иных организаций в рассматриваемой сфере отношений.

4. Анализ отдельных положений Приказа

Анализ положений Приказа выявил следующие нормы, сопряженные с избыточными ограничениями и расходами субъектов предпринимательской и иной деятельности.

4.1. Сроки проведения инвентаризации.

Пунктом 5.1 Инструкции установлено, что инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней при их производстве, использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, проводится два раза в год (по состоянию на 1 января и на 1 июля) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования.

Необходимо иметь в виду, что инвентаризация остальных товарно-материальных ценностей в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете проводится не реже одного раза в год и в сроки, устанавливаемые самой организацией.

При этом остается неясной и необоснованной необходимость проведения инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней два раза в год.

Предусмотренный пунктом 5.1 Инструкции порядок проведения инвентаризации согласно позициям, представленным в рамках публичных консультаций по Приказу. сопряжен с дополнительными временными издержками в связи с приостановкой производственной деятельности, а значит, ведет и к снижению оборачиваемости оборотного капитала и к сокращению объема выручки организаций.

Так, установление обязанности проводить инвентаризацию по состоянию на 1 января влечет за собой необходимость для производителей и торговцев приостанавливать деятельность на несколько дней в период пикового, сезонного спроса на изделия из драгоценных металлов и камней.

В свою очередь, для производителей драгоценных металлов и продукции из драгоценных металлов проведение инвентаризации предполагает полную остановку производства, поскольку такая проверка требует технологической зачистки на период до одного месяца.

Для субъектов, осуществляющих розничную торговлю ювелирными изделиями через торговые сети, проведение инвентаризации в один день во всех торговых точках затруднительно, поскольку:

1) организация не может обеспечить присутствие комиссии по инвентаризации (состав формируется из собственных сотрудников) во всех торговых точках одновременно;

2) часто возникают ситуации, когда в населенном пункте, где находится торговая точка, сотрудниками организации являются исключительно материально ответственные лица, которые не могут входить в состав комиссии;

3) привлечение третьих лиц (аудиторов) к проведению инвентаризации влечет высокие затраты;

4) существует техническая сложность с единовременным проведением в установленном порядке в бухгалтерском учете всех первичных документов.

Рекомендуется рассмотреть вопрос о сокращении периодичности проведения инвентаризаций до одного раза в год.

4.2. Ведение учета и оформление операций исключительно в документарной форме.

Пункт 6.7 Инструкции предусматривает, что учет драгоценных металлов, драгоценных камней и содержащих их изделий в местах хранения (складах, хранилищах, цеховых кладовых и прочее) осуществляется в учетных документах строгой отчетности типовых форм (карточки складского учета материальных ценностей, книги сортового учета, журналы и т.п.), которые регистрируются в бухгалтерии и выдаются материально ответственным лицам под расписку.

Таким образом, Инструкцией закрепляется ведение учета в документарной форме.

При этом ведение учета с использованием электронных средств (предусмотренного тем же пунктом Инструкции ) не заменяет необходимости документарного оформления операций, что даже при ведении учета с использованием электронных средств предполагает обязанность организаций осуществлять оформление операций на бумажных носителях.

Ведение учета исключительно в документарной форме влечет дополнительные затраты субъектов предпринимательской деятельности, связанные с необходимостью подготовки, оформления и хранения документов.

Рекомендуется рассмотреть вопрос о ведении учета драгоценных металлов и драгоценных камней с использованием электронных средств и подписания первичных учетных документов с использованием электронной подписи.

4.3. Требование об отдельном хранении драгоценных металлов и драгоценных камней.

Пунктом 4.2 Инструкции закреплен запрет на хранение драгоценных металлов и драгоценных камней вместе с другими материалами.

Данное требование влечет для субъектов предпринимательской деятельности необходимость приобретения дополнительного оборудования для хранения драгоценных металлов и драгоценных камней (ящиков, сейфов и т.п.) и выделение дополнительных помещений под хранение этих ценностей.

Рекомендуется устранить данное требование.

5. Вывод по итогам экспертизы Приказа

5.1. По итогам проведенной экспертизы Приказа Минэкономразвития России пришло к выводу о наличии в нем положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.

5.2. Считаем целесообразным рассмотреть вопрос о сокращении периодичности проведения инвентаризаций до одного раза в год (пункт 4.1 настоящего заключения), так как остается неясной и необоснованной необходимость проведения инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней два раза в год.

5.3. Вместе с тем считаем целесообразным рассмотреть вопрос о ведении учета драгоценных металлов и драгоценных камней с использованием электронных средств и подписания первичных учетных документов с использованием электронной подписи (пункт 4.2 заключения), так как ведение учета исключительно в документарной форме влечет дополнительные затраты субъектов предпринимательской деятельности, связанные с необходимостью подготовки, оформления и хранения документов.

5.4. Также необходимо устранить запрет на хранение драгоценных металлов и драгоценных камней с другими материалами (пункт 4.3 заключения), так как данное требование устанавливает необоснованную необходимость приобретения организациями в рассматриваемой сфере регулирования дополнительного оборудования для хранения драгоценных металлов и драгоценных камней (ящиков, сейфов и т.п.) и выделение дополнительных помещений под хранение этих ценностей.