Руководства, Инструкции, Бланки

Нормативно Одобряемый Образец Поведения Это img-1

Нормативно Одобряемый Образец Поведения Это

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Механизмы социального поведения - Студопедия

Механизмы социального поведения

Механизмы социального поведения – это социально-психологические регуляторы поведения, они связывают личность и социальную среду (социальные установки, ценностная ориентация, роли).

Социальная установка – состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом, основанная на прошлом социальном опыте и регулирующая социальное поведение индивида.

Структура социальной установки включает 3 компонента:

- когнитивный, содержащий знания, представление о социальном объекте;

- аффективный, отражающий эмоционально - оценочное отношение к объекту;

- поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовывать определенное поведение по отношению к объекту.

Четкая структура социальной установки позволяет выделить две ее важные разновидности – стереотип и предрассудок. От обычной социальной установки они отличаются прежде всего содержанием своего когнитивного компонента.

Стереотип – это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Предрассудок – это социальная установка с извращенным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном, искаженном виде. Нередко с таким когнитивным компонентом бывает связан сильный, т.е. эмоционально насыщенный, аффективный компонент.

Ценностные ориентации — а) этические, эстетические, политические, религиозные основания — критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации; б) основания, по которым личность или группа «выстраивает» воспринимаемые объекты и события по степени их значимости.

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта (в процессе социализации) и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.

Вполне понятно, что вопрос о ценностных ориентациях, как личности, так и группы невозможно рассматривать в отрыве от понятия собственно ценностей. Ценность – принятое в философии, этике, эстетике, социологии понятие, с помощью которого характеризуется социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности. Различают инструментальные ценности – ценности-средства, ценные в качестве средств, инструментов для достижения обычных целей, и терминальные – это ценности, ценные сами по себе: самоценности.

Роль – это нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию.

Диапазон и количество ролей определяются многообразием социальный групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность, ее потребностями и мотивами.

Различают социальные роли. обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические и т.д.), и межличностные роли. определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, аутсайдер и т.д.).

Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу.

Ролевые ожидания – требования, закрепленные в системе социальных норм, предъявляемые к поведению индивида в связи с выполнением им той или иной социальной роли.

Таким образом, в основе социальной деятельности личности лежат социальные установки, ценности и роли, которые определяют и регулируют поведение человека по отношению к социальным объектам и к самому себе.

  1. Как понимается личность в социальной психологии, в отличие от общей психологии?
  2. Что такое социализация личности? В каких институтах она осуществляется?
  3. Какие этапы проходит человек в процессе социализации?
  4. Какие существуют механизмы социального поведения?
  1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. сред. мед. учеб. заведений / Н.Н. Петрова. – М. Издательский центр «Академия», 2006.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Другие статьи

Психология общения

Решение тестов онлайн и бесплатные ответы на тесты

Психология общения. Тест 2

6. На формирование аттракции оказывают наибольшее влияние:
• совместная деятельность
• «помогающее поведение»
• сходство характеристик общающихся
• сходство ситуации, в которой находятся партнеры

7. Нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным и половым характеристикам и т.д.)
• социальная роль

8. Препятствия в общении, которые проявляются у партнеров в непонимании высказываний, требований, предъявляемых друг другу – это. барьеры.
• смысловые

9. Преодоление всех без исключения барьеров общения – это соблюдение следующих условий:
• понимание целей партнера
• понимание партнера, адекватное представление о его точке зрения
• знание индивидуальных особенностей партнера

10. Приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы или общности – это.
• стереотипизация

Роли и ролевые ожидания человека

Роли и ролевые ожидания человека

Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, «исполняемых» общающимися людьми. В психологии под ролью понимается – нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам, положению в семье и т.д.).

Субъект выступает в роли учителя или ученика, врача или больного, взрослого или ребенка, начальника или подчиненного, матери или бабушки, мужчины или женщины, гостя или хозяина и т.д. и каждая роль должна отвечать совершенно определенным требованиям и определенным ожиданиям окружающих.

Один и тот же человек, как правило, выполняет различные роли, входя в различные ситуации общения.

Например: являясь по своей служебной роли директором, он, заболев, выполняет все предписания врача, оказываясь в роли больного; вместе с тем в домашней обстановке он сохраняет роль послушного сына своей престарелой матери.

Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение – ролевые конфликты.

Например: Учитель как педагог не может не замечать недостатки в характере своего сына и убежден в необходимости усилить требовательность, но как отец он иногда проявляет слабость, потакая мальчику и способствуя закреплению этих отрицательных черт. Позиция родителей недисциплинированного ученика, педагог как гость не должен был бы огорчать хозяев дома неприятным сообщением о неблаговидном поведении их ребенка, но как учитель - обязан.

Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. То, как роль исполняется, подвержено социальному контролю, обязательно получает общественную оценку, и сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.

Например: родители должны быть добрыми, ласковыми, снисходительными к детским провинностям – это отвечает ролевым ожиданиям и социально одобряется, признается достойным всяческого поощрения. Но избыток, «перебор» родительской ласки, подмечается окружающими и подвергается решительному осуждению.

Итак, необходимым условием успешности процесса общения является соответствие взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.

Способность и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидания того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть, называется тактом.

Из этого, разумеется, не следует, что такой тактичный человек всегда и во всех случаях должен следовать этим ожиданиям. Если возникает ситуация, в которой принципы и убеждения субъекта вступают в резкое противоречие с тем, что от него, как понимает, ожидают окружающие, он, проявляя принципиальность, может и не заботится о том, насколько тактично его поведение. Легендарная фраза Галилея «А все-таки она вертится!» не может, разумеется, рассматриваться как нарушение такта по отношению к инквизиторам, ожидавшим то него полного и безоговорочного отречения, а является лишь свидетельством высочайшей принципиальности, научной честности и гражданского мужества.

Однако в повседневных жизненных ситуациях ошибочное приписывание ожиданий или их игнорирование является бестактностью – это деструкция ожиданий в процессе общения, нарушающая взаимодействие общающихся и иногда создающая конфликтные ситуации. Бестактное поведение может иметь сравнительно безобидный характер.

Например: если на весьма формальный вопрос при встрече двух знакомых: «Как дела?» - следует подробный рассказ одного из них о здоровье всех домашних, о незначительных событиях последних дней, то это может расцениваться как некоторая бестактность. Но в ряде случаев нарушение требований такта ведет к серьезным последствиям. Это в особенности относится к проявлениям бестактности при педагогическом общении.

Психологами было обнаружено несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам иногда приводит к там называемым эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем может способствовать пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке.

Наиболее часто применяется схема восприятия, которая срабатывает в случае неравенства партнеров в той или иной сфере. Ошибки неравенства проявляются в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то параметру, существенному для них. Интересно отметить следующее: В опытах А.А. Бодалева группам испытуемых предлагали описать человека по фотографии. Перед показом одной и той же фотографии одной группе дали понять, что это фото героя, а другой – преступника. В зависимости от предлагаемого статуса человека изменялись описания.

Вот описания преступника: «Человек опустившийся, очень озлобленный, неопрятно одетый, непричесанный. Можно подумать, что до того, как стать преступником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой взгляд».

А вот описание героя: «Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое».

При ошибках неравенства схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем. Очень важно помнить, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эти ошибки можно назвать фактором превосходства.

Не менее важными и узнаваемыми являются ошибки, связанные с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Эти ошибки заключается в том, что если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д. (т.е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики).

В данном случае под влиянием одного фактора переоцениваются или недооцениваются свойства человека. Здесь мы имеем дело с фактором привлекательности – чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

Следующая схема также хорошо известна. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам относится плохо. Это проявление так называемого фактора «отношения к нам».

Рассмотренные нами три вида ошибок при формировании первого впечатления называются – эффектом ореола – проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Механизм ошибок похож во всех трех случаях, но источником ореола являются различные причины, что и позволило выделить три основные ошибки – превосходства, привлекательности и отношения к нам.

Общаясь с партнером, мы получаем большое количество информации о нем, его состоянии и переживаниях. Известно и то, что способности адекватного восприятия других индивидов у разных людей различные. Почему? Некоторые полагают, что это зависит от жизненного опыта. Тем не менее,каждый из нас наблюдал за людьми, имеющими большой жизненный опыт, но он им не помогал в общении. В то же время есть молодые люди, прекрасно умеющие вовремя увидеть что-то в партнере и понять, что с ним происходит. И наконец, маленькие дети. У них отсутствует жизненный опыт, но многие знают, насколько верно и тонко дети воспринимают взрослых, буквально чувствуют их. Вероятно, существуют способности, позволяющие за внешними признаками видеть внутреннее содержание.

Как понять своего партнера? Психологические исследования показывают, что почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, а также о его отношении к себе. Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль экспрессивного поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам – все это имеет определенное содержание и несет информацию о внутренних состояниях человека. Конечно, то, что максимально привлекает наше внимание в облике другого человека, - это его лицо.

Действительно, можно сделать «умное» лицо и тем самым воздействовать на мнение о себе, а кроме того, лицо часто бывает «одухотворенным», «смешным», «просветленным», «угрюмым» и т.д. Т.О. первое, что отражается в лице человека, - это эмоции. Существуют семь основных выражений лица: счастье, удивление, страх, страдание, гнев, отвращение (или презрение) и интерес. Восприятие эмоционального состояния человека по лицу происходит очень быстро и точно. Важную роль при чтении информации «с лица» играет направление взгляда.

Например: очень неприятно говорить с человеком, который все время не смотрит на вас, «отводит глаза». Точно также не очень приятно, когда на вас все время пристально смотрят. Что выражает направление взгляда? Зарубежные психологи считают, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»); когда мысль полностью сформулирована – на собеседника. Когда речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается – больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера – он смотрит на него только для того, чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

Однако хотя лицо является главным источником психологической информации, тем не менее во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем нам кажется. Это связано с тем, что мимика лица хорошо контролируется человеком, несмотря на расхожие представления о том, что лицо может выдавать человека даже тогда, когда он этого не хочет («как на лице написано»).

При определенных обстоятельствах (Н-р: соблюдение правил этикета – когда человек хочет скрыть свои чувства, лицо становится малоинформативным, а тело – главным источником информации для партнера. Некоторые психологи даже называют тело – место «утечки информации» о наших душевных состояниях).

Н-р: Походка, также является одним из важнейших ключей к пониманию внутреннего состояния человека. Недаром походка так узнаваема – она строго индивидуальна. По походке довольно легко распознать эмоциональное состояние человека. Причем оказалось, что самая «тяжелая» походка – в состоянии гнева, самая большая длина шага – в состоянии гордости. Когда человек испытывает страдание, он почти не размахивает руками, они «висят», а если он счастлив, то он «летит», у него более частые и легкие шаги.

Для того, чтобы умение понимать партнера начало проявляться в общении, необходимы не только и не столько знания и опыт, сколько нечто другое – особое отношение к партнеру, особая направленность на него. Какими бы опытными и умудренными жизнью и знаниями мы бы ни были, для того чтобы понять человека, нужно этого хотеть: хотеть понять, о чем он думает, отчего переживает, его точку зрения и образ мыслей.

Каждый может вспомнить ситуации, когда восприятие и понимание в общении были ясными, легкими, наполняемыми. Это отношения с любимыми, с близкими друзьями – все здесь происходит само собой, без труда и раздумий. В таких ситуациях нам очень хочется понять другого, не обидеть его, не сделать что-то не так и т.д.

Механизмом этого типа восприятия и понимания другого является эмпатия. Эмпатия основана на умении (которое определяется стремлением) поставить себя на место другого, взглянуть на все его глазами, прочувствовать его состояние и позицию и учесть их в своем поведении.

Социальная роль

Социальная роль

Нормы поведения >>

Социальная роль. Ожидаемое от человека данного социального статуса поведение называется социальной ролью. Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса.

Слайд 6 из презентации «Понятие социальной сферы жизни общества». Размер архива с презентацией 1161 КБ.

Обществознание 8 класс

краткое содержание других презентаций

«Социально-психологический климат в семье» - Психологический климат. Семья – это место приземления для старших. Зачем человеку семья. Возможно ты учтешь полученные знания в будущем. Проблемные вопросы. Что определяет внутрисемейные отношения. Психологический климат в семье. Семья заботится о самых слабых членах общества – стариках и детях. Ты вспомнишь, что давно не видел бабушку и не разговаривал с дедом. Опыт проектной деятельности. Источник удовлетворения ряда его потребностей.

«Вопросы по обществознанию» - Понятия. Суждения о социальной группе. Неполные семьи. Общество. Дочь. Черты, присущие сословиям. Проверка домашнего задания. Черты, присущие всем социальным группам. Приличествующий уровень жизни. Стратификация. Бедность. Слова. Богатые и бедные. Практика. Социальный статус. Черты сходства. Прожиточный минимум. Престиж.

«День Конституции России» - Информация к размышлению. 12 декабря – День Конституции Российской Федерации. Обязанности. Главные вопросы содержания Конституции. На чем держится порядок в любом государстве. Духовно–нравственный смысл понятия «гражданин». Гражданственность равносильна патриотизму. Создание и развитие правового государства. Флаг Российской Федерации. Конституция - это основной закон государства. Кто такой гражданин.

«Гражданин» - Информационно-коммуникативная компетентность. Цели урока. Разработать программу развития гражданских качеств. Работа в группах. Уровень развития гражданских качеств. Форма проведения урока - дискуссия с элементами тренинга. Компетентность. Что такое гражданин. В представленном списке отобрать 5 черт. Главный результат урока. Рассказать о своем гражданском поступке. Карточка индивидуального развития гражданских качеств.

«Тест «Индустриальное общество»» - Самостоятельная работа. Укажите тип монополии. Черты промышленного переворота. Высшая стадия развития монополистического капитализма. Определение монополии. Практическая работа. Объединение предприятий. Фамилия ученого. Индустриальное общество. Концерн. Свободная конкуренция.

«Социальный прогресс» - Поток информации. Социальный прогресс и развитие общества. Что такое общество. Социальный прогресс. Прогресс. Прогресс. Время. Равномерное развитие. Уровень развития. Ряд закономерностей. Возможен ли социальный прогресс. Разные народы развиваются с разной скоростью.

Закономерности общения в исследуемой группе - Реферат, страница 3

Позднее термин «социальная роль» прочно вошел в содержа­ние предмета социальной психологии, хотя различные подходы к интерпретации социальных ролей обсуждаются до сих пор. Рас­смотрим некоторые определения социальной роли:

фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидае­мый от каждого, занимающего данную позицию;

общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, который несет печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т.д.);

поведение личности в соответствии с ее общественным стату­сом; обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;

устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях; совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, эконо­мической или какой-либо другой структуры общества;

социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;

существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение в его взаимодействии с другими индивидами;

система специфических ожиданий по отношению к себе инди­вида, занимающего определенное положение, т.е. как он пред­ставляет модель своего собственного поведения во взаимодейст­вии с другими индивидами;

открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;

представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;

предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Мы видим, что социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Многообразие представлений о со­циальной роли свидетельствует о том, что в психологии идея Д.Мида оказалась весьма удобной для описания поведения лич­ности в ее различных социальных функциях. Мы будем рассмат­ривать социальную роль как социальную функцию, имеющую во­площение на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях и реализующуюся в социальном опыте кон­кретного человека. 5

Шибутани полагал, что социальные роли несут функцию за­крепления оптимальных способов поведения в определенных об­стоятельствах, выработанных человечеством на протяжении дли­тельного времени. Упорядоченность повседневной жизни обу­словливается последовательностью выполнения человеком тех или иных социальных ролей, которые связаны с правами и обя­занностями. Обязанность - это то, что человек вынужден делать, исходя из социальной роли, вне зависимости от того, нравится ему это или нет. Ребенок должен учиться в школе, если он ученик; пассажиру необходимо заплатить за проезд в транспорте; родите­лям следует заботиться о благополучии своих детей и т.д. Выпол­няя свои обязанности в соответствии с социальной ролью, каж­дый человек имеет право предъявить и свои требования к друго­му. Обязанности всегда сопровождаются правами: ученик вправе ожидать, что родители не будут ему мешать делать домашнее за­дание, а учителя вполне понятно будут объяснять новую тему; пассажир ожидает, что доедет до нужной ему остановки; родители вправе ожидать любви от своих детей и т.д.

Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное вы­полнение социальной роли, нарушение же гармонизации, приводя к доминированию только обязанностей или прав, может свиде­тельствовать о том, что социальная роль не совсем усвоена или между людьми не существует согласия относительно прав и обя­занностей. В любом случае социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Определенная согласованность ролевого ожидания с ролевым исполнением слу­жит гарантией оптимального социального взаимодействия.

Поскольку человек одновременно выполняет несколько соци­альных ролей, а разные социальные роли требуют различного (иногда взаимоисключающего) поведения, возникают ролевые конфликты, например ролевой конфликт работающей женщины. Ролевые конфликты часто обусловливаются противоречием меж­личностных и конвенциональных отношений. Так, дружеские от­ношения могут вступить в противоречие с производственными отношениями, особенно если друзья занимают позиции «руково­дитель - подчиненный».

2.2. Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются вариативностью соци­альных групп, типов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли. Соци­альные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). В интеракционистских концепциях такие роли называют конвенцио­нальными (конвенция - соглашение). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, не­зависимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук. Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопреде­ленные и предполагающие специфические способы поведения, за­крепленные общественными нормами, обычаями, экспектациями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношения­ми, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.).

Многие межличностные роли определяются индивидуальными особенностями человека. И даже среди многообразия индивиду­ально-типических проявлений личности можно заметить социаль­но-типические роли. В театральном искусстве выделяют своеоб­разную специализацию актеров на исполнение ролей, наиболее соответствующих их внешним сценическим данным, характеру, дарованиям и какому-то социально-типическому образу. Неко­торые актеры имеют яркие личности, тяготеющие к определен­ной межличностной социальной роли. Такие актеры выступают обычно в специфическом амплуа. Амплуа - тип актерских ролей, сходных по характеру и соответствующих индивидуальным осо­бенностям актера. Выделяют амплуа трагика, комика, героя, про­стака, инженю и т.д.

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек вы­ступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобраз­ном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия ок­ружающих его людей. Чем более длительный период времени су­ществует группа, тем в большей степени становятся привычными для окружающих доминирующие социальные роли каждого уча­стника группы и тем сложнее изменить привычный для окружаю­щих стереотип поведения.

По степени проявления выделяют активные и латентные роли. Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуа­цией и исполняются в данный момент времени (учитель на уроке); латентные не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли (учитель дома). Поскольку каждый человек, как правило, входит в разнообразные социальные группы, в которых он не может находиться одновре­менно, он имеет большое количество латентных социальных ро­лей. По способу усвоения роли делятся на предписанные (опреде­ляются возрастом, полом, национальностью) и приобретенные, которые субъект усваивает в процессе социализации.

Основные характеристики социальной роли выделены амери­канским социологом Т.Парсонсом. К ним относятся: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, соци­альные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - от­ношения регулируются также и нормативными актами и, в определенном смысле, являются формальными. Участники данного со­циального взаимодействия интересуются самыми разными сторо­нами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социаль­ными ролями (например отношения продавца и покупателя), взаи­модействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются воз­растом и полом человека и не требуют особых усилий для их при­обретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли дости­гаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, академика, писателя и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоцио­нальности. Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Переживания по поводу утраты близкого человека являются вполне естественными и оп­равданными. Однако существуют такие роли, которые предписы­вают эмоциональную сдержанность и контроль, как, например, работа следователя или хирурга. Экспектации окружающих, со­циальные нормы, обычаи или даже мода могут определять те или иные особенности эмоционального проявления человека в опре­деленной ситуации. Даже различие исторических эпох может пред­определить разнообразие эмоциональных проявлений людей, обусловленное их социальными ролями.

Известный социальный психолог Я.Коломинский в своей ста­тье «Алгоритмы общения», рассматривая своеобразные типы об­щения в разные эпохи, анализирует исторические особенности внешнего выражения чувств 6. В частности, он дает описание поведения Карла Великого, представленное в средневековом французском эпосе «Песнь о Роланде». Великий король и полководец плачет от горя и рвет свою седую бороду - поведение, которое не может быть характерным для современного полководца. В данном эпосе весьма часто можно встретить описание плачущего и скорбящего воина, внешние проявления чувств которого весьма выразитель­ны. Подобное поведение военного человека не может быть ти­пичным в наше время. Одна и та же социальная роль претерпевает значительные изменения на уровне общественных представлений в историческом процессе развития общества, его культуры и ци­вилизованности.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носи­теля данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформаль­ные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГАИ с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, отношения между близкими людьми чувствами. Следует отметить, что формальные отношения весьма часто сопровождаются неформальными, ведь человек, восприни­мая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипа­тию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми. Так, коллеги, работающие вместе и связанные формальными отноше­ниями, скорее всего, испытывают по отношению друг к другу ка­кие-то чувства, хотя работа предполагает согласованность дейст­вий прежде всего на конвенциональном уровне. Здесь чувства участников взаимодействия по отношению друг к другу выступа­ют как побочный, но относительно стойкий эффект.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Раз­ные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.