Руководства, Инструкции, Бланки

п 18.6.1 инструкции 138-и от 04.06.2012 img-1

п 18.6.1 инструкции 138-и от 04.06.2012

Категория: Инструкции

Описание

Вопросы по применению Инструкции Банка России от N 138-И О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и

Информационное письмо Банка России от 21.01.2014 N 43 "Вопросы по применению Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И)"

Документ по состоянию на август 2014 г.

1. Каковы особенности представления справки о подтверждающих документах, а также подтверждающих документов по контракту, по которому оформлен паспорт сделки (ПС), предусматривающему вывоз (ввоз) с территории (на территорию) Российской Федерации товаров, которые декларируются путем подачи декларации на товары, оказание услуг, выполнение работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности?

В соответствии с требованиями пункта 9.8 Инструкции N 138-И в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации товаров при наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров и осуществления их декларирования путем подачи декларации на товары справка о подтверждающих документах должна представляться резидентом в банк ПС только в случае, указанном в абзацах 1 - 4 пункта 9.8 Инструкции N 138-И, без представления соответствующей декларации на товары.

Информация о зарегистрированной декларации на товары поступает в уполномоченный банк в электронном виде в соответствии с Положением о передаче таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1459 (далее - Положение о передаче информации о декларациях на товары).

В случае оказания услуг, выполнения работ, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы должны представляться резидентом в соответствии с подпунктом 9.1.3 пункта 9.1 и подпунктом 9.2.2 пункта 9.2 Инструкции N 138-И.

Вместе с тем в случае если предметом контракта является вывоз (ввоз) с территории (на территорию) Российской Федерации продуктов переработки при наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам таких товаров и осуществления их декларирования путем подачи декларации на товары, то необходимо учитывать следующее.

В декларации на товары, оформляемой таможенными органами в установленном порядке, при вывозе (ввозе) с территории (на территорию) Российской Федерации товаров после их переработки отражается как стоимость товаров, так и стоимость оказанных услуг и (или) выполненных работ.

Учитывая, что информацию о стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ уполномоченные банки получают от ФТС России в электронном виде в составе информации о вывозе (ввозе) с территории (на территорию) Российской Федерации товаров после их переработки в виде декларации на товары, в указанном случае резиденту не требуется дополнительно представлять в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах, содержащую информацию об оказанных услугах и (или) выполненных работах, а также документы, подтверждающие исполнение указанных обязательств.

На основании абзаца 6 пункта 9.8 Инструкции N 138-И по контракту, предусматривающему оказание услуг и (или) выполнение работ, в связи с вывозом (ввозом) с территории (на территорию) Российской Федерации продуктов переработки (продуктов на переработку), по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС справку о подтверждающих документах без представления подтверждающих документов (декларации на товары и документов, подтверждающих оказание услуг и (или) выполнение работ), заполненную в порядке, установленном в приложении 5 к Инструкции N 138-И, только в целях представления резидентом в банк ПС информации об ожидаемом максимальном сроке исполнения обязательств по такому контракту в случаях, указанных в абзацах 3 и 4 пункта 9.8 Инструкции N 138-И, как в связи с вывозом (ввозом) с территории (на территорию) Российской Федерации товаров, так и в связи с оказанием услуг и (или) выполнением работ.

В иных случаях по контракту, предусматривающему оказание услуг и (или) выполнение работ, в связи с вывозом (ввозом) с территории (на территорию) Российской Федерации продуктов переработки, справка о подтверждающих документах резидентом в уполномоченный банк не представляется.

Если ввоз (вывоз) на территорию (с территории) Российской Федерации товаров, на которые оформлена декларация на товары, оказание услуг, выполнение работ, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности осуществляются в рамках внешнеторгового контракта, не связанного с переработкой товара, то резидент обязан представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах с одновременным представлением документов, подтверждающих оказание услуг, выполнение работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в порядке и в сроки, установленные Инструкцией N 138-И.

В данной справке о подтверждающих документах в случае, установленном в абзацах 3 и 4 пункта 9.8 Инструкции N 138-И, резидент также отражает информацию о декларации на товары без представления такой декларации на товары.

2. Какой код вида валютной операции следует указывать резиденту в справке о валютных операциях при оплате товара, ввезенного (вывезенного) на территорию Российской Федерации (с территории Российской Федерации), при наличии у резидента декларации на товары, когда оплата такого товара осуществляется в день оформления декларации на товары или в первые 6 рабочих дней с даты ее оформления (до получения уполномоченным банком в соответствии с Положением о передаче информации о декларациях на товары от ФТС России информации о декларации на товары)?

С одной стороны, в соответствии с подпунктом 18.6.4 пункта 18 Инструкции N 138-И уполномоченный банк отказывает в принятии справки о валютных операциях в случае, если информация, указанная резидентом в справке о валютных операциях и (или) справке о подтверждающих документах, в том числе в целях представления в банк ПС информации об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, отсутствует в информации, передаваемой уполномоченному банку в соответствии с Положением о передаче информации о декларациях на товары, либо ей не соответствует.

С другой стороны, в соответствии с пунктом 6 порядка заполнения справки о валютных операциях (приложение 1 к Инструкции N 138-И) при оплате товаров, ввозимых (вывозимых) на территорию (с территории) Российской Федерации, при отсутствии у резидента указанных в главе 9 Инструкции N 138-И документов, подтверждающих ввоз (вывоз) товаров на территорию (с территории) Российской Федерации, в графе 5 справки о валютных операциях отражается информация исходя из осуществления авансового платежа.

В связи с этим если резидент осуществляет платежи за товары, ввезенные на территорию Российской Федерации, при наличии у него декларации на товары в первые 5 рабочих дней с даты оформления декларации на товары, при этом информация о такой декларации в соответствии со сроком, установленным Положением о передаче информации о декларациях на товары, может еще не поступить в уполномоченный банк (поскольку платеж осуществлялся в первые 5 рабочих дней с даты оформления декларации на товары), то с учетом норм Инструкции N 138-И резидент может проставить в справке о валютных операциях как код вида валютной операции, подтверждающий факт ввоза товаров на территорию Российской Федерации, так и код вида валютной операции исходя из осуществления авансового платежа с учетом информации об ожидаемом сроке (например, от 6 рабочих дней) с расчетом, что информация о такой декларации на товары поступит в установленном порядке в уполномоченный банк из ФТС России. В этом случае корректировать справку о валютных операциях не требуется.

Данный подход применяется к ситуации, связанной с получением денежных средств от нерезидента в связи с вывозом товаров с территории Российской Федерации.

3. В каком виде уполномоченный банк обеспечивает хранение документов, указанных в подпунктах 19.1.2 и 19.1.8 пункта 19.1 Инструкции N 138-И?

На основании пункта 19.3 Инструкции N 138-И уполномоченный банк может вести досье валютного контроля на бумажном носителе, в электронном виде либо частично на бумажном носителе и частично в электронном виде.

Уполномоченный банк обязан хранить в досье валютного контроля документы и информацию, указанные в подпунктах 19.1.1 - 19.1.8 пункта 19.1 Инструкции N 138-И.

Документы, указанные в подпунктах 19.1.2 и 19.1.8 пункта 19.1 Инструкции N 138-И, представляемые на бумажном носителе, на основании пункта 19.2 Инструкции N 138-И могут не храниться в досье валютного контроля и возвращаются уполномоченным банком резиденту. В этом случае уполномоченный банк с учетом нормы пункта 19.3 Инструкции N 138-И обязан обеспечить их хранение в досье валютного контроля в электронном виде.

4. Какие валютные операции между резидентом и нерезидентом, осуществляемые в рамках договора комиссии (агентского договора, договора поручения), следует идентифицировать с кодами вида валютных операций 20400/21400 из перечня валютных и иных операций резидентов и нерезидентов, приведенного в приложении 2 к Инструкции N 138-И?

С кодами вида валютных операций 20400/21400 следует идентифицировать валютные операции между резидентом и нерезидентом в рамках договора комиссии (агентского договора, договора поручения) при перечислении комитентом (принципалом, доверителем) в пользу комиссионера (агента, поверенного) денежных средств, за исключением вознаграждения комиссионера (агента, поверенного), являющихся возмещением расходов комиссионера (агента, поверенного), как в виде авансовых платежей, так и платежами, осуществляемыми после исполнения комиссионером (агентом, поверенным) обязательств по договору.

5. Что следует понимать под "продолжением исполнения обязательств по контракту" и "завершением исполнения обязательств по контракту" в контексте пункта 7.10 Инструкции N 138-И?

В соответствии с пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

С учетом вышеизложенного под действие абзаца первого пункта 7.10 Инструкции N 138-И в части продолжения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) подпадают случаи, когда в результате внесения в контракт (кредитный договор) изменений путем заключения дополнительных соглашений происходит дальнейшее исполнение обязательств обеими сторонами, либо случаи, когда в контракт (кредитный договор) не вносились изменения, но стороны продолжают исполнять обязательства по контракту (кредитному договору), либо когда исполнение обязательств по контракту (кредитному договору) продолжается в связи с пролонгацией контракта (кредитного договора).

Под действие абзаца второго пункта 7.10 Инструкции N 138-И подпадают случаи завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в частности оплата штрафов, пеней, неустойки и иные аналогичного характера платежи, возврат валютной выручки на основании судебного решения, а также иные платежи, которые не были проведены в течение срока действия контракта (кредитного договора). Завершение исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) может осуществляться как одним, так и несколькими переводами.

6. Является ли представление резидентом в банк ПС статистической формы учета перемещения товаров, установленной Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2011 N 40, в качестве подтверждающего документа обязательным и каким образом в случае ее представления в банк ПС заполняется справка о подтверждающих документах?

Статистическая форма учета перемещения товаров является одним из подтверждающих документов, перечисленных в подпункте 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции N 138-И.

Исходя из абзаца третьего подпункта 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции N 138-И представление резидентом в банк ПС статистической формы учета перемещения товаров является обязательным.

Обращаем внимание, что Инструкцией N 138-И не установлен предельный срок, в течение которого резидент должен представить в банк ПС статистическую форму учета перемещения товаров.

Статистическая форма учета перемещения товаров представляется резидентом в банк ПС одновременно с другими подтверждающими документами, указанными в абзацах первом и втором подпункта 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции N 138-И, если на момент представления резидентом в банк ПС указанных документов она оформлена и представлена в таможенные органы. В этом случае сведения о статистической форме учета перемещения товаров как о подтверждающем документе не отражаются в справке о подтверждающих документах.

В случае если на момент представления резидентом в банк ПС документов, указанных в абзацах первом и втором подпункта 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции N 138-И (за исключением статистической формы учета перемещения товаров), указанная статистическая форма еще не оформлена и не представлена в таможенные органы, то она представляется резидентом в банк ПС позже без представления справки о подтверждающих документах.

Таким образом, на момент закрытия паспорта сделки резидентом должны быть представлены в уполномоченный банк все статистические формы учета перемещения товаров, в которых содержатся сведения об отгруженных (полученных) товарах в рамках контракта.

В случае если статистические формы учета перемещения товаров не были представлены резидентом на момент закрытия в банк ПС либо представлены не все статистические формы учета перемещения товаров, то банк ПС сообщает о нарушении абзаца третьего подпункта 9.1.2 пункта 9.1 Инструкции N 138-И в порядке, установленном Положением Банка России от 20.07.2007 N 308-П "О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования".

7. Должен ли уполномоченный банк отказывать в принятии документов для оформления ПС, в случае если резидентом была представлена выписка из контракта, не содержащая информации, связанной со сроками, указанными в части 1.1 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"?

В соответствии с подпунктом 6.6.2 пункта 6.6 Инструкции N 138-И для оформления ПС резидент представляет в банк ПС контракт (кредитный договор), указанный в главе 5 Инструкции N 138-И, исполнение обязательств по которому требует оформления ПС, либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащую информацию, необходимую для оформления ПС, а также информацию, связанную со сроками, указанными в части 1.1 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", включая информацию об условиях расчетов по контракту.

С учетом вышеизложенного резидент для оформления ПС вправе представить в банк ПС выписку из контракта, в которой должны содержаться условия расчетов по контракту, а также информация, связанная со сроками, указанными в части 1.1 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", в том случае, если условия расчетов по контракту предполагают наличие такой информации.

В связи с этим если условия расчетов по контракту не предполагают наличия информации, связанной со сроками, указанными в части 1.1 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", то в этом случае отсутствие в выписке из контракта информации, связанной со сроками, указанными в части 1.1 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", не должно являться для уполномоченного банка основанием для отказа резиденту в принятии такой выписки.

Другие статьи

Информационное письмо ЦБ России № 44 от 7 мая 2014 года Вопросы по применению Инструкции Банка России от № 138-И - О порядке представления резидентами

Информационное письмо ЦБ России № 44 от 7 мая 2014 года
Вопросы по применению Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция № 138-И)

1. Вправе ли резидент при отсутствии суммы обязательств в контракте (кредитном договоре) оформить паспорт сделки до того момента, когда сумма обязательств по такому контракту (кредитному договору) достигнет в эквиваленте 50 тыс. долларов США?

На основании положений пунктов 5.1 и 5.2 Инструкции № 138-И обязанность по оформлению паспорта сделки (далее - ПС) по контракту (кредитному договору) возникает у резидента, если сумма обязательств по контракту (кредитному договору) равна или превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США на дату заключения контракта (кредитного договора) либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения.

Подпунктом 6.5.3 пункта 6.5 Инструкции № 138-И срок оформления ПС по контракту (кредитному договору) установлен не позднее срока, установленного Инструкцией № 138-И для представления резидентом справки о валютных операциях при проведении той валютной операции, в результате которой сумма расчетов по контракту (кредитному договору) будет равна или превысит в эквиваленте 50 тыс. долларов США по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта (кредитного договора), либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения.

Исходя из подпункта 6.5.3 пункта 6.5 Инструкции № 138-И, если в результате проведения расчетов по контракту (кредитному договору) резидент предполагает, что сумма обязательств по контракту (кредитному договору) достигнет пороговой суммы в эквиваленте 50 тыс. долларов США, то резидент в любой момент, но не позднее даты, когда сумма обязательств по контракту (кредитному договору) превысит вышеуказанную сумму, вправе представить в банк ПС документы и информацию, необходимые для оформления ПС (в частности, может быть представлено письменное заявление), и оформить ПС по такому контракту (кредитному договору).

2. Какой код причины постановки на учет следует указывать в пункте 1.4 ПС, если резидент имеет несколько кодов причины постановки на учет: код причины постановки на учет по местонахождению резидента и код причины постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика?

В соответствии с пунктом 4 порядка заполнения ПС в приложении 4 к Инструкции № 138-И в редакции Указания Банка России от 14.06.2013 № 3016-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года № 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Указание № 3016-У) в пункте 1.4 ПС указывается идентификационный номер налогоплательщика и для юридических лиц - код причины постановки на учет в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.

С учетом особенностей постановки на учет в налоговом органе крупнейших налогоплательщиков, предусмотренных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 85н "Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков", код причины постановки на учет крупнейшего налогоплательщика дополнительно присваивается резидентам - крупнейшим налогоплательщикам и указывается в уведомлении налогового органа, форма которого утверждена приказом ФНС России от 26.04.2005 № САЭ-3-09/178@ "Об утверждении формы № 9-КНУ "Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика".

В связи с вышеизложенным, а также на основании пункта 4 порядка заполнения ПС с 01.10.2013 при наличии у резидента - крупнейшего налогоплательщика нескольких кодов причины постановки на учет в пункте 1.4 ПС указывается только код причины постановки на учет, который содержится в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, то есть код причины постановки на учет по местонахождению резидента.

3. Каким образом учитываются в ведомости банковского контроля по контракту декларации на товары, которые были оформлены в период между датой отзыва у банка ПС лицензии на осуществление банковских операций с 01.10.2013 (даты вступления в силу Указания № 3016-У) и принятием ПС по контракту на обслуживание в другом уполномоченном банке?

В соответствии с пунктом 13.4 Инструкции № 138-И в случае, если в период между датой отзыва банковской лицензии с 01.10.2013 и оформлением нового ПС в другом уполномоченном банке по контракту происходит исполнение обязательств, отличное от осуществления валютной операции, резидент одновременно с представлением документов и информации для оформления ПС представляет в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в главе 9 Инструкции № 138-И, включая (при их наличии) копии деклараций на товары, указанных в пункте 9.8 Инструкции № 138-И (в которых указан номер ПС, ранее находившегося на обслуживании в уполномоченном банке, у которого отозвана лицензия, а дата регистрации таможенными органами такой декларации на товары позднее даты отзыва лицензии и ранее даты оформления нового ПС).

В связи с вышеизложенным резидент при переводе ПС по контракту в другой уполномоченный банк в случае отзыва у банка ПС банковской лицензии представляет в уполномоченный банк одновременно с документами и информацией, необходимыми для оформления ПС в новом уполномоченном банке, справку о подтверждающих документах с приложением к ней в качестве подтверждающего документа декларации на товары, имеющейся на руках у резидента, а уполномоченный банк на основании представленной резидентом справки о подтверждающих документах отражает сведения о такой декларации на товары в ведомости банковского контроля по контракту.

4. Каковы особенности представления справки о подтверждающих документах в случае, если вывоз товаров с территории Российской Федерации осуществляется в рекламных целях (бонусный товар)?

При поставке нерезиденту бонусного товара в рекламных целях по нулевой цене, указанной в декларации на товары, такая декларация в соответствии с Положением о передаче таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1459 (далее - Положение о передаче информации о декларациях на товары), поступит в банк ПС и будет отражена в подразделе III.II раздела III ведомости банковского контроля по контракту (приложение 6 к Инструкции № 138-И).

В случае отсутствия расчетов за данный товар не возникает требование об указании ожидаемого срока оплаты нерезидентом товара. Исходя из пункта 9.8 Инструкции № 138-И резидент не представляет в банк ПС справку о подтверждающих документах.

В случае оплаты нерезидентом бонусного товара (например, по причине нарушения условий контракта и непредставления нерезидентом отчетов о бесплатной раздаче бонусного товара) у резидента возникает обязанность представить в банк ПС справку о подтверждающих документах, составленную на основании документов о нарушении условий контракта. В данном случае справка о подтверждающих документах составляется на сумму оплачиваемого нерезидентом бонусного товара, и такая информация отражается в справке о подтверждающих документах с кодом вида подтверждающего документа 13_3.

5. Вправе ли уполномоченный банк учесть при расчете сальдо по контракту декларации на товары, в графе 7 которых указывается буквенный код "ПВД", и на основании каких документов?

В соответствии с Положением о передаче информации о декларациях на товары Федеральная таможенная служба обеспечивает передачу уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных декларациях на товары, в которых указаны номера ПС.

При поступлении из Федеральной таможенной службы полной декларации на товары, в графе 7 которой указан буквенный код "ПВД", информация о такой декларации на товары попадет в подраздел III.II ведомости банковского контроля по контракту (приложение 6 к Инструкции № 138-И).

В соответствии с пунктом 4 порядка формирования ведомости банковского контроля по контракту, если резидентом представлены документы, подтверждающие необходимость использования в расчетах показателей разделов IV и V ведомости банковского контроля информации по декларации на товары, которая включена в подраздел III.II ведомости банковского контроля, в графе 11 раздела III ведомости банковского контроля указывается прописная буква русского алфавита "Р".

Банк ПС на основании представленных резидентом документов, из которых банк ПС может сделать вывод о необходимости учета такой декларации в ведомости банковского контроля (например, однократно представленного письменного заявления с объяснением необходимости включения декларации в расчеты показателей разделов IV и V ведомости банковского контроля), вправе самостоятельно включать в расчеты показателей разделов IV и V ведомости банковского контроля информацию о декларациях на товары с кодом особенностей декларирования товаров - "ПВД" (полная, подаваемая на временную), которые включены в подраздел III.II ведомости банковского контроля, путем проставления в разделе III.II ведомости банковского контроля против каждой такой декларации на товары прописной буквы русского алфавита "Р".

6. Каким образом отражается информация об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту в справке о валютных операциях и в справке о подтверждающих документах?

Порядком заполнения графы 11 справки о валютных операциях и графы 10 справки о подтверждающих документах (приложения 1 и 5 к Инструкции № 138-И) предусмотрено, что при указании информации об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту резидент может исходить из условий контракта и (или) обычаев делового оборота, а также иных документов, связанных с проведением валютных операций, включая сроки для выпуска (условного выпуска) товаров таможенными органами (при наличии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров), сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем передачи резиденту товаров (при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров), выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

В случае если контракт содержит конкретный срок оплаты нерезидентом отгруженного резидентом товара, то в графе 11 справки о валютных операциях или графе 10 справки о подтверждающих документах указывается данный срок. К этому сроку в соответствии с указанными выше требованиями Инструкции № 138-И резидентом исходя из обычаев делового оборота и банковской практики может быть добавлен срок прохождения денежных средств от нерезидента до резидента, рассчитанный резидентом самостоятельно.

В случае если контракт не содержит сроков оплаты нерезидентом отгруженного резидентом товара, резидент рассчитывает данный срок исходя из документов, которые используются субъектами предпринимательской деятельности, в том числе для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета (далее - иные документы) и обычаями делового оборота.

В соответствии со статьей 5 Гражданского кодекса Российской Федерации обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

С учетом указанной формулировки представляется, что если контракт не содержит сроков оплаты нерезидентом отгруженного резидентом товара, то расчет ожидаемого срока резидент может осуществлять с учетом имеющегося у него опыта работы с данным нерезидентом или в данной области. Если резидент осуществляет расчеты с нерезидентом впервые и не может руководствоваться иными документами, а также не имеет опыта работы в данной области, он может указать в справке о валютных операциях или справке о подтверждающих документах срок действия контракта.

В этом случае дата, указанная в графе 11 справки о валютных операциях или графе 10 справки о подтверждающих документах, может совпадать с датой завершения обязательств по контракту, указанной в графе 6 раздела 3 "Общие сведения о контракте" ПС (форма 1), но не может быть более поздней, чем дата, указанная в графе 6 раздела 3 "Общие сведения о контракте" ПС (форма 1).

7. Отражается ли в составе данных по валютным операциям и отчете по форме 0409664 информация о возврате на счет резидента денежных средств в валюте Российской Федерации, ранее переведенных резидентом в пользу нерезидента?

На основании пункта 4.1 Инструкции № 138-И и пункта 1 Порядка составления и представления отчета по форме 0409664 "Отчет о валютных операциях, осуществляемых по банковским счетам клиентов в уполномоченных банках", приведенного в приложении 1 к Указанию Банка России от 12.11.2009 № 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации", информация об операциях по счетам резидентов, открытым в уполномоченных банках в валюте Российской Федерации при осуществлении резидентами валютных операций, подлежит хранению в данных по валютным операциям и отражению в отчете по форме 0409664.

Если на момент составления отчета по форме 0409664 за текущий отчетный период, в котором отражается вышеуказанная информация, уполномоченный банк располагает информацией о возврате резиденту списанных в пользу нерезидента денежных средств, в частности с балансового счета № 47416 "Суммы, поступившие на корреспондентские счета, до выяснения", то уполномоченный банк на основании имеющихся в его распоряжении документов и информации при зачислении денежных средств на счет резидента формирует данные по валютным операциям с использованием кода вида валютных операций - 99010, а также отражает эту информацию в отчете по форме 0409664.

Соответственно, информация о списании денежных средств в валюте Российской Федерации со счета резидента в пользу нерезидента и информация о возврате этих денежных средств (либо их части) на счет резидента подлежит отражению и хранению в данных по валютным операциям и в отчете по форме 0409664.

Материал подготовлен Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля