Руководства, Инструкции, Бланки

морские узлы инструкция img-1

морские узлы инструкция

Категория: Инструкции

Описание

Морские узлы: схемы, рисунки, способы

Морские узлы: схемы, рисунки, способы. Морские узлы: история и схема вязки

Искусство вязки морских узлов на самом деле полезно не только тем, кто регулярно плавает на суднах. Любому туристу будет полезно иметь в своем арсенале пару-тройку таких приемов, да хотя бы для более прочной установки походной палатки и прилаживания к ней тента от дождя. А уж насколько этот процесс интересен сам по себе! Для тех, кто желает научиться завязывать морские узлы, схемы и способы даны в этой статье.

Веревочные узлы в нашей жизни

Вязать узлы – это одна из первых вещей, которым научилось человечество в процессе своей эволюции. Ими скрепляли орудия труда, делали первые силки и капканы для охоты, а также замки.

Самыми первыми веревками стали полосы из коры деревьев, лозы, шкур животных. Ими скрепляли первую одежду и первую постель. Постепенно люди освоили ткачество и смогли уже самостоятельно изготавливать веревки, делая их более прочными и длинными. Да, и именно благодаря им впервые вознесся над государством его главный символ - флаг.

Веревка – верный спутник человека в путешествиях, как морских, так и воздушных. Использование веревки без вязания узлов представить себе сложно. Эти слова давно ассоциируются друг с другом. Именно моряки стали первыми, кто начал вязать морские узлы, схемы которых можно найти в учебниках по такелажному делу.

Морские узлы: история и схема вязки

Они являются неотъемлемой частью человеческой культуры, трудно представить наш мир без них. Новые узлы продолжают изобретаться и в наши дни, и каждый из них получает авторство, как изобретение, и патент.

Их гениальность – в простоте. Они могут быть стопорящими, быстроразвязывающимися, затягивающимися и незатягивающимися. Это искусство передавалось из поколения в поколение. Благодаря веревкам появились первые приспособления для плавания по воде – плоты. Узел имеет и мистическое значение – это не просто способ скрепления, а талисман, который охраняет своего владельца от беды.

У моряков Северной Европы было поверье о трех магических узлах – правильно завязанные на корабельных снастях они хранили от крушения. Существовал даже ритуал по развязыванию, который должен был вызвать ветер.

В самый расцвет мореходства существовало порядка 500 узлов. Названия их ведут свое происхождение от снастей, к которым они применялись – например, сваечный или шлюпочный. В наши дни узлы также идентифицируются со страной, где он был изобретен – испанский беседочный узел или фламандская петля.

Рабочие концы троса, при помощи которого осуществляется вязка, называются ходовыми. Они обносятся вокруг коренных, которые остаются неподвижными. Эти концы противоположны друг другу.

И по сей день можно найти народности, которых не коснулись блага цивилизации, и они по-прежнему изготавливают оружие и силки для охоты и рыбной ловли с применением вязки узлов.

Веревочные узлы: их виды и способы вязки

Вам понадобится веревка, не очень толстая и достаточно мягкая. Также как в вязании здесь нужна тренировка. С первого раза вы мало что запомните, поэтому каждый новый узел должен быть отработан несколько раз. И конечно, ими нужно пользоваться в повседневной жизни, иначе они быстро сотрутся из памяти.

Да, каждый из них имеет свое название. Но не стоит слишком заострять внимание именно на них, лучше запоминать последовательность комбинаций. Установившихся названий не так много, и чаще они зависят от источника.

Самый простой узел вяжется так: на одном конце веревки делается петля, в которую продевается ходовой конец. Все. Его недостаток – уменьшение прочности веревки. Опытный рыболов или мореплаватель всегда обрезает случайно завязанные простые узлы или заменяет их.

Отработку навыков вязки можно начать с «восьмерки». Она не снижает прочности и легко развязывается. Практическое значение – ограничить движения веревки. Восьмерка является элементом и других более сложных узлов.

Если вам нужно соединить две веревки, вяжите прямой (или рифовый) узел. Для увеличения надежности и прочности на ходовых концах нужно сделать восьмерки. При вязке дважды последовательно перекрещиваются две веревки. Один из свободных концов складывается вдвое, образуя бантик. Если количество ходовых оборотов сделать больше получится хирургический узел, который вяжется на натянутых тросах.

Лишние накиды и обороты могут не только все испортить, но и сделать из одного узла совершенно другой. Поэтому при вязке внимательно следите за направлениями витка.

Классификация

Прямой или рифовый входит в 24 основных морских узла. Почему они так называются? Считается, что они наиболее употребительны в мореходстве и именно с них все начиналось. В данной классификации прямой и рифовый – это два узла, хотя принцип их вязки абсолютно одинаков. Восьмерка и хирургический (или двойной прямой) также относятся сюда.

В тех случаях, когда необходимо связать концы двух веревок, вяжут плоский узел или штык. Его отличительная особенность – это симметрия. Технология вязки: один из концов складывают петлей, второй конец таким же способом оборачивают вокруг, стягивают концы, протянутые насквозь. Они должны быть переплетены один через другой.

Одним из наиболее используемых в такелажном деле является сваечный узел. В петлю заводят ходовой конец такой же петлей. Затягивают его вокруг какого-либо предмета, иначе он не затянется.

Отдельно выделяют такие узлы типа "штык". Это прямой, с двумя шлагами, с обносом и рыбацкий. Первый применяется для качественной швартовки. Технология его вязки уже рассказана выше. Здесь все то же самое, только веревка сначала оборачивается вокруг причального пала. Чтобы снизить износ троса придумали штык с двумя шлагами. Веревка при этом дважды оборачивается вокруг пала. Штык с обносом имеет дополнительную петлю. Это сделано для еще большей надежности. Рыбацкий отличается от узла с двумя шлагами тем, что дополнительная петля провязана, а не просто накинута. Именно его используют для якоря.

Чтобы крепко привязать трос на чем-либо, другой веревке или канате, вяжут выбленочный узел. Ходовой конец, который обносят вокруг объекта, проносят над коренным. Второй шлаг провязывают в противоположном направлении.

Существуют также узлы, называемые задвижным штыком, буйрепным узлом, двойным беседочным и простым беседочным, шкотовым, брамшкотовым, удавкой, топовым, двойной восьмеркой, стопорным, буксирным и шлюпочным. Есть и называемый кошачьими лапками. Он вообще не затягивается и используется для закрепления строп. Внешне он выглядит как затейливое плетение.

Самые известные

Основное качество морских узлов – это надежность, а также простота и возможность сделать это только одной рукой. Простота кажется здесь неуместным понятием, но на самом деле замысловатые морские узлы вяжутся действительно быстро и легко благодаря четко выверенной технологии.

15 популярных морских узлов включают в себя уже знакомые вам восьмерку, прямой и плоский, штык с двумя шлагами, рыбацкий штык, стопорный и рифовый узлы, а также удавку, затягивающуюся удавку, португальский булинь, улучшенный кинжальный узел, фламандскую петлю и фламандский узел.

Почему именно они входят в данную классификацию? Их широко используют не только в морском деле, сейчас они незаменимы, к примеру для альпинистов. Представьте себе, что вам экстренно нужно закинуть лассо с надежным узлом на скалу или быстро одной рукой обернуть веревку вокруг талии, чтобы вас вытащили из труднодоступного для других людей места.

Довольно теории

Теперь вы знаете, что именно представляют из себя морские узлы. Рисунки, схемы вязки некоторых из них, а именно тех, которые могут быть применимы в обыденной жизни, указаны ниже.

Для тренировки используйте обычную бельевую веревку и стул. Сначала просто делайте самые простые самозатягивающиеся узлы. Для этого надо перекинуть веревку через перекладину и один конец пронести сквозь получившуюся петлю.

А вот как вяжется фламандский узел, один из самых простых и популярных. Он пригодится вам для надежного скрепления двух веревок между собой.

На конце одной веревки сделайте незатянутую восьмерку, а теперь возьмите ходовой конец и пронесите его, будто наложив, над коренным. Теперь нужно протянуть его сквозь крайнее левое кольцо. Если вам интересно, как вяжутся другие морские узлы, схемы еще двух вы можете найти в данной статье.

Вяжем двойной беседочный узел

Это умение вам может очень пригодиться в жизни, ведь его используют для создания надежной опоры для ноги, при строительстве висячих беседок или подмостков, а также он пригодится для создания экстренного подъемного механизма. На картинке показано, как завязывать морской узел. Схема расписана ниже.

Сделайте посередине веревки открытую петлю. Теперь ее нужно сложить в закрытую и продеть через нее конец первой. Вытянутую петлю обведите вокруг всего узла до самых коренных концов. Затяните.

Попробуем завязать португальский булинь

Если вдруг в вашей жизни произойдет сложная ситуация, когда придется поднимать раненого человека, этот узел может оказаться очень кстати. Его предназначение – создание двух петель, в которые как раз можно поставить ноги. Коренной конец тогда вяжется полуштыком под мышками, чтобы крепление получилось максимально надежным для человека, находящегося в бессознательном состоянии.

Сделайте два круговых витка по обеим сторонам.

Пропустите ходовые концы вокруг них. Сделайте простой узел и оттяните его в сторону. Помните, что он сильно не затягивается. Протащите центральный виток сквозь тело узла.

Вот вы и научились вязать некоторые морские узлы. Схемы и рисунки всех невозможно отразить в рамках одной статьи, поэтому тем, кто сильно заинтересовался, рекомендуется изучать специализированные обзоры или учебники.

Другие статьи

Морские узлы: подробные способы вязки с видео

Морские узлы

Хотите научиться приему завязывания рук за спиной? Для этого необходимо уметь завязывать крепкий узел. Ведь главное в качественном завязывании рук за спиной, это лишение человека всякой возможности двигаться, зафиксировав при этом, положение рук и кистей…

Схватывающий узел —является одним из популярных и прочных схватывающих узлов. В основном схватывающие узлы используются альпинистами, которые завязывают данные узлы методом репшнура, обеспечивая этим себе надежную страховку от падения. Во время подъема или спуска альпиниста,…

Самый удобный способ завязать плоский узел, это связывать веревки, троса или канаты на ровной плоскости, например, на палубе, земле или плацу. Последовательность шагов по вязанию плоского узла Возьмите одну (наиболее толстую, если веревки разного диаметра)…

Изначально брамшкотовый узел использовался в такелажных работах, для протягивания более толстого троса или веревки с заранее подготовленной петлей. Название произошло от снасти брам — шкот, для закрепления которой он использовался. В альпинизме он используется в…

Штык относится к незатягивающимся узлам, хорошо держит нагрузку и легко развязывается после снятия. Изначально он использовался для того, чтобы привязывать корабли к причальным быкам. Стечением времени узлы, относящиеся к разновидностям штыка стали использоваться рыболовами, альпинистами…

Альпинистская система или, по-другому, обвязка чаще всего состоит из двух частей — верхней и нижней, которые связаны при помощи уса узлом булинь. Благодаря этому появляется два узла для самостраховки и фиксация веревки. Эта техника зародилась…

Узлы, используемые в альпинизме, можно классифицировать на три группы, по тому, где они используются: для обвязки, вспомогательные и для связывания двух веревок. Узлы для обвязки В эту группу входят следующие узлы: Булинь Главными его достоинствами…

История возникновения Встречная восьмерка — это один из древнейших морских узлов, нашедший себе применение как на море, так и на суше. Так же этот вид узла имеет второе название — Фламандский узел. Этот узел возник…

Узкоспециализированный морской узел, получивший широкое применение на флоте. Свое название этот узел получил от специальной корабельной снасти «шкоты», с помощью которой производится управление парусом. В зависимости от типа и предназначения паруса, каждый шкот имеет свои…

История возникновения воровского узла Воровской узел возник в Великобритании и относится к разряду морских соединительные узлов. Правда морским этот узел можно назвать с некоторой натяжкой, ведь на корабле им пользуются разве что для бытовых нужд….

Виды морских узлов

Виды морских узлов

Прямой узел применяется при связывании тросов одинаковой толщины. При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании, прямой узел сильно затягивается. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводится деревянный вкладыш.

Прямой двойной узел применяется для связывания тросов, испытывающих большую нагрузку.

Рифовый узел приметается при закреплении штертов чехлов судовых шлюпок, нактоузов и пелорусов компасов, палубных механизмов; при наложении схваток на верхние шлаги швартовов, закрепленных на кнехтах; при закреплении ходовых концов тросов, связываемых штыками или другими узлами, и в других случаях, когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел.

Восьмерка завязывается на концах снастей или лопарей для предотвращения выскальзывания их из блоков.

Плоский узел применяется при связывании тросов различного диаметра. Он также может приметаться для связывания тросов одинаковой толщины, особенно в тех случаях, когда тросы подвергаются сильному натяжению или намоканию.

Простой штык применяется для крепления швартовных тросов к причальным приспособлениям.

Штык со шлагом применяется при креплении швартовных тросов, лопарей оттяжек грузовых стрел и во многих других случаях.

Шкотовый узел применяется при связывании тросов, один из которых имеет огон или коуш. Кроме того, шкотовым узлом привязываются фалы к сигнальным и другим флагам.
Шкотовый узел, ввязанный в коуш, является надежным только тогда, когда трос натянут.

Рыбацкий узел применяется при связывании двух тросов, имеющих примерно одинаковую толщину. Этот узел не рекомендуется применять при больших нагрузках на трос, так как он сильно затягивается и его очень трудно развязывать.

Рыбацким штыком завязываются дректовы за скобы якорей, концы троса при накладывании предохранительных сеток на грузовые люки. Рыбацкий штык рекомендуется к применению во всех случаях, когда требуется закрепить трос надежным и легко развязываемым узлом.

Калмыцкий узел находит применение при подаче различных инструментов, ведер, кистей и других предметов на мачты, трубы и за борт во время выполнения надпалубных и забортных работ; может быть также применен для привязывания бросательного конца к огону швартова.

Выбленочный узел для крепления временных оттяжек к стропу при работах с бимсами грузовых люков, при подъеме шлангов для просушивания, и во многих других случаях, в особенности при вязании тросов за предметы, имеющие гладкую и ровную поверхность.

Беседочный узел применяется при креплении предохранительного троса вокруг пояса человека при работах на мачте и за бортом; узел может быть также применен вместо огона при креплении троса на гаке, битенге или кнехте, так как петля беседочного узла не затягивается независимо от величины нагрузки на трос.

Задвижной штык применяется при подъеме деталей рангоута, бревен, досок и т. п.

Простая марка делается на концах тросов, предохраняя их от распускания; на концах прядей при спленсневании тросов, изготовлении огонов, кнопов, мусингов и т.д. Кроме того, простая марка употребляется при разметке, разрубке тросов и для укрепления наложенной на трос ткани.

Простой огон изготавливается на швартовных тросах, бросательных концах; вантах, штагах, фалах и на многих других снастях стоячего и бегучего такелажа судна.

Прямой бензель применяется для скрепления двух параллельно расположенных тросов; с помощью этого бензеля закрепляется на блоке двойной строп-блок.

Короткий сплесень применяется при сращивании двух одинаковых по толщине тросов или концов одного и того же троса, в чем встречается необходимость при разрыве тросов, изготовлении стропов, штормтрапов, сеток, пластырей ит.д

Как завязывать морские узлы

Из огромного разнообразия известных в настоящее время морских узлов приведенные ниже являются самыми простыми и наиболее распространенными. Все они легко вяжутся и широко применяются. Желательно освоить их все сразу, так как они используются при выполнении многих более сложных узлов.

Простой узел

Самый легкий из всех узлов. Известен также как простой кноп. Выполняется от цельного мотка веревки и используется в разнообразных целях — от соединения двух гибких тросов до закрепления концов каната. Его часто применяют как узел-стопор, чтобы часть каната не проскользнула сквозь отверстие, но для этих целей это не самый надежный узел.

Как вязать простой узел Узел «восьмерка»

Выполняется от цельного мотка веревки. Из-за симметричной конструкции еще называется совершенным узлом. Восьмерка — более объемный узел и служит лучшим стопором, чем простой кноп. Он не так сильно сжимается при затягивании и его легче развязать.

Как вязать узел «восьмерка» Рифовый узел

Известен также как квадратный узел. Часто используется для прочного соединения двух концов каната. Узел лежит плоско, не сдавливается и легко развязывается. Тем не менее его не следует использовать, если требуемая нагрузка направлена под углом, или для связывания веревок разной толщины. Два левых или два правых узла вместе образуют «бабский» узел, который обыкновенно скользит и бывает ненадежным.

Как вязать рифовый узел Шкотовый узел Одинарный плоский узел


Известен также как голова жаворонка, коровий узел или перевернутый штык. Используется для крепления сложенного вдвое каната к мачте или к другому канату. Это один из основных узлов в макраме. Надо учитывать, что узел надежен только в том случае, если на оба свисающих конца действует одинаковая сила натяжения.

Как вязать одинарный плоский узел Узел «Двойной полуштык»


С помощью этого узла можно быстро крепить канат к мачте или к кольцу, он часто используется как временное крепление. Составлен двумя одинаковыми узлами-полуштыками, завязанными близко друг к другу. Узел более надежен, если перед завязыванием конец каната дважды перекинуть через мачту или кольцо.

Как вязать узел «Двойной полуштык» Беседочный узел

Известен также как булинь. Это лучший способ сформировать на конце каната петлю, или так называемый рым. Узел не скользит и в то же время легко развязывается. Выполняется несколькими способами, приведенный ниже — самый простой.

Как вязать беседочный узел

Эта публикация размещена в категории Морские узлы с тегом Узел.

Post navigation

Виды морских узлов

Морские узлы

Завязывание узлов на веревке для се практического использования в различных профессиональных целях и в быту относится к числу древнейших изобретений человечества. Связывающие, затягивающиеся, стопорящие, быстроразвязывающиеся, незатягивающиеся и многие другие узлы, придуманные человеком тысячелетия назад и верно служащие нам сегодня, поистине гениальны своей надежностью и простотой.

Прямой узел, хорошо известный в Древнем Египте, широко был распространен в быту древних греков и римлян. Его изображение часто встречается на осколках ваз и кувшинов в виде их ручек. Он украшал жезл древнеримского бога Меркурия – покровителя торговли и назывался Nodus Hercules – геркулесовым узлом, так как этот древний герой носил шкуру убитого льва, передние лапы которого связывал на груди этим узлом. Древние римлянки геркулесовым узлом завязывали пояса своих туник.

Изобретателями самых хитроумных и надежных узлов оказались моряки. Ведь именно им, а не постоянным обитателям суши приходилось иметь дело с веревками гораздо чаще.

Появившийся более шести тысячелетий назад парусный корабль был немыслим без веревок, которыми крепились мачты, поддерживались реи и паруса. А если вспомнить устройство большого парусного судна начала нашего века, например четырехмачтового барка “Крузенштерн”, то это – десятки тысяч метров всевозможных снастей, сотни блоков, талей и пр.

В основе оснастки судна с любым парусным вооружением всегда лежали узлы, а механика управления парусами строилась на тросах и блоках. От каждого члена экипажа парусного судна требовалось безукоризненное знание такелажного дела: умение сращивать концы, делать сплесни, огоны, бензели, кнопы, мусинги, плести маты, шить и ремонтировать паруса. Каждый матрос обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причем делать это зачастую впотьмах во время шторма на многометровой высоте. Искусств о вязания узлов моряками было доведено до совершенства. Ведь от этого зависела безопасность судна под парусами.

К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов, не считая кнопов, мусингов, различных оплеток и пр.

Как возникли в нашем языке названия морских узлов?

Исторически сложилось так. что многие из них пришли к нам из английского и французского языков ешё в середине XVII в. Во времена парусного флота моряки пользовались примерно сотней различных узлов, которые имели конкретные наименования. Названия морских узлов, применяемых в различных странах, по преимуществу - английские, причем многие узлы имеют одновременно два - три. а некоторые пять - семь названий, что вносит определенную путаницу.

Многие морские узлы получили свое название от снастей, на которых они применялись, например шкотовый, фаловый, выбленочный, гинцевый, или по названию предметов, к которым они вязались, – сваечный, гачный, шлюпочный, бочечный, топовый и др. Некоторые узлы в своем названии содержат национальный признак, например: испанский (беседочный), французский (топовый), фламандская петля, турецкий узел и пр. Однако узлов, носящих названия стран, в морском деле немного, так как все морские узлы можно считать изобретением интернациональным и весьма древним. Ведь даже лучший из всех узлов беседочный, известный еще 5000 лет назад в Древнем Египте, был придуман финикийцами.

С появлением пароходов, которые менее чем за столетие вытеснили с морских дорог парусные суда, исчезла для моряков необходимость знать множество узлов. Искусство вязать узлы исчезало вместе с парусниками. И если еще в середине прошлого века доведенное до совершенства умение вязать узлы расценивалось всего - навсего как ремесло матроса, то в наши дни это редкость, ушедшее в прошлое и почти забытое искусство

Чтобы легче было ориентироваться в сложных переплетениях узлов с их концами, открытыми и закрытыми петлями, обносами, шлагами и штыками, прежде всего следует разобраться в толковании основных понятии и терминов, применяемых сегодня на флоте.

а - коренной конец; б - ходовой конец: в - петля (открытая); г - колышка (закрытая петля); в - полуузел; е - обнос; ж - шлаг.

КОРЕННОЙ КОНЕЦ - конец троса (снасти), закрепленный неподвижно; либо остающийся неподвижным при вязке узла, противоположен ходовому концу.

ХОДОВОЙ КОНЕЦ - незакреплённый, свободный конец троса, который движется (ходит) при вязке узла; с его помощью выбирают снасть.

ПЕТЛЯ (открытая) - ходовой (или коренной) конец троса, изогнутый вдвое таким образом, что он не перекрещивается с самим собой.

КОЛЫШКА (закрытая петля) - петля, выполненная ходовым или коренным концом троса так. что трос перекрещивается сам с собой; род узла для укорачивания троса.

ПОЛУУЗЕЛ - одинарный перехлёст двух различных концов (коренного и ходового) одного и того же троса, или двух концов различных тросов.

ОБНОС - обхват тросом какого-либо предмета (рангоутного дерева, пала, кнехта, баллера шпиля и пр.). выполненный таким образом, что оба конца его не перекрещиваются.

ШЛАГ - полный (360°) оборот троса вокруг какого-либо предмета (рангоутного дерева, другого троса, рыма, скобы, гака, барабана лебедки, баллера шпиля и пр.), выполненный так. что после этого ходовой конец направлен в противоположную сторону. Шлагом также называется петля троса, убранного в бухту или намотанного на вьюшку.

ПОЛУШТЫК - обнос тросом какого-либо предмета с последующим перекрещиванием тросом своего коренного конца прямым узлом, без пропускания в образовавшуюся закрытую петлю.