Руководства, Инструкции, Бланки

сертификат резидентства рф образец img-1

сертификат резидентства рф образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как иностранная компания должна подтвердить свое местопребывание

Как иностранная компания должна подтвердить свое местопребывание Форма подтверждения о местопребывании

Для того, чтобы налоговому агенту не пришлось удерживать налог с выплачиваемых им доходов иностранной компании, этой иностранной компании нужно представить подтверждение о своем местопребывании. Российским законодательством не утверждена обязательная форма подтверждения резидентства. Так, например, документом, подтверждающим постоянное местопребывание, может являться справка, составленная в произвольной форме или по форме иностранного государства.

Если сертификат резидентства составлен на иностранном языке, налоговому агенту обязательно должен быть предоставлен перевод такого документа (п. 1 ст. 312 НК РФ). Причем нотариального заверения перевода не требуется (Постановление ФАС Поволжского округа от 23.01.2007 N А55-6714/06).

Иностранная компания может предоставить копию справки подтверждения о своем местопребывании. Налоговый кодекс не запрещает делать этого, но обязательным условием является заверение нотариусом такой копии (п. 7 ст. 3 НК РФ, Письмо Минфина России от 12.03.2013 N 03-08-05/7325).

Заверение сертификата резидентства

Компетентный орган, который определен в заключенных Россией с иностранными государствами соглашениях об избежании двойного налогообложения, должен заверить подтверждении о местопребывании иностранной компании. Также, если иностранное государство является членом Гаагской конвенции от 05.10.1961 (Конвенция отменила требование легализации иностранных официальных документов), на подтверждении о местопребывании должен быть проставлен апостиль – штамп, подтверждающий подлинность подписей (ст. 3 Гаагской конвенции, Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2005 N 990/05). В противном случае сертификат резидентства необходимо легализовать в дипломатическом представительстве или консульстве РФ, находящемся за рубежом (п. 8 ч. 2 ст. 5, ч. 1, 2 ст. 27 Консульского устава РФ).

В случае отсутствия правильно заверенных документов с иностранной компании необходимо удержать налог (Постановления ФАС Московского округа от 26.04.2012 N А40-83149/11-116-236 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 26.09.2012 N ВАС-10408/12), ФАС Северо-Западного округа от 23.06.2008 N А56-45861/2006).

Однако на этот счет есть и противоположная точка зрения. Так, например, ФАС Дальневосточного округа посчитал, что наличие апостиля не является обязательным требованием налогового законодательства. Т.е. если документ заверен компетентным органом, то это уже является основанием для подтверждения резидентства (Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 29.01.2014 N Ф03-6693/2013). Кроме того существуют договоренности с рядом государств о принятии документов даже при отсутствии апостиля или консульской легализации. Если партнером российской компании является налоговый резидент того государства, с которым достигнута такая договоренность, то его подтверждение о местопребывании не требует легализации и апостиль на нем может быть не проставлен.

Период действия сертификата резидентства

Если в сертификате резидентства проставлен период, в отношении которого подтверждается местопребывание, то такой документ распространяет свое действие на доходы, выплаченные в указанный промежуток времени. Если период не указан, то справка действует календарный год с даты выдачи, т.е. до 31 декабря текущего года (Письма Минфина России от 12.04.2012 N 03-08-05/1, от 01.04.2009 N 03-08-05, от 09.10.2008 N 03-08-05/1, от 21.08.2008 N 03-08-05/1, от 16.05.2008 N 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 12.12.2006 N 20-12/109629, абз. 2 п. 3 ст. 6.1 НК РФ, Письмо Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-06/2/87).

Однако в разъяснениях Минфина содержится исключение: если налоговый агент выплатил иностранной организации доход в январе, а справка о местопребывании была выдана в декабре предыдущего года, то налог с таких доходов удерживать не нужно (Письмо Минфина России от 21.07.2009 N 03-08-05).

Видео

Другие статьи

Письмо Минфина России от 26 июля 2016 г

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Минфина России от 26 июля 2016 г. N 03-08-13/43631 Об апостилировании и заверении перевода сертификата резидентства консульским учреждением РФ в соответствующей стране

Обзор документа

Письмо Минфина России от 26 июля 2016 г. N 03-08-13/43631 Об апостилировании и заверении перевода сертификата резидентства консульским учреждением РФ в соответствующей стране

30 августа 2016

Министерство финансов Российской Федерации в связи с письмом ФНС России от 18.05.2016 N ОА-4-17/8863@ сообщает следующее.

Статьей 3 Гаагской конвенции от 05.10.1961, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 Конвенции апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Однако выполнение проставления апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Гражданского кодекса Российской Федерации обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Таким образом, принятие сертификатов резидентства без апостиля, рекомендованное письмами Минфина России от 05.10.2004 N 03-08-07, от 01.07.2009 N 03-08-13, а также сложившаяся многолетняя практика обоюдно принимать неапостилированные сертификаты, подтверждающие резидентство, представляют собой обычай, не противоречащий Гаагской конвенции.

Также отмечаем, что пункт 1 статьи 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" содержит закрытый перечень видов международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации.

Таким образом, договоры по вопросу отмены апостилирования не требуют ратификации поскольку не содержат правила иные, чем предусмотренные законом, и не противоречат Гаагской конвенции.

Также следует отметить, что согласно вышеуказанному письму ФНС России сертификат резидентства, выданный налогоплательщику компетентным органом иностранного государства, должен быть переведен на русский язык согласно пункту 1 статьи 312 Налогового кодекса, и верность такого перевода, с учетом положений подпункта 4 пункта 1 статьи 26 Консульского устава Российской Федерации, заверяется консульским учреждением Российской Федерации в соответствующей стране.

Вместе с тем, статьей 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате установлено, что нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, позиция, изложенная в письме ФНС России N ОА-4-17/1265@, об апостилировании и заверении перевода сертификата резидентства консульским учреждением Российской Федерации в соответствующей стране не соответствует законодательству Российской Федерации, а также позиции Министерства финансов Российской Федерации.

Обзор документа

Разъяснено, что принятие сертификатов резидентства без апостиля, рекомендованное Минфином России, а также сложившаяся многолетняя практика обоюдно принимать неапостилированные сертификаты, подтверждающие резидентство, представляют собой обычай, не противоречащий Гаагской конвенции.

Договоры по вопросу отмены апостилирования не требуют ратификации, поскольку не содержат иные правила, чем предусмотренные законом, и не противоречат Гаагской конвенции.

Как пояснил Минфин России, позиция ФНС России об апостилировании и заверении перевода сертификата резидентства консульским учреждением Российской Федерации в соответствующей стране не соответствует законодательству, а также позиции Минфина России.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Получение сертификата о резидентстве

Добрый день, наша компания -филиал иностранной компании, ведет коммерческую деятельность и зарегистрирована в ИФНС №47 г. Москвы ,является плательщиком налога на прибыль в РФ. Иностранный покупатель услуг запросил нас предоставить сертификат о резидентстве, чтобы при выплате нам дохода не удерживать налог. Разъясните пожалуйста. какой порядок получения подобного сертификата для нас в РФ, чтобы потом предоставить документ иностранному партнеру Скачайте формы по теме

для подтверждения постоянного местопребывания в Российской Федерации по формам, установленным законодательством иностранных государств, следует обращаться в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных. Информацию о документах, необходимых для получения подтверждения постоянного местопребывания в Российской Федерации, можно получить на официальном сайте МИ ФНС России по ЦОД в разделе: "Материалы/Порядок подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации", а также на официальном сайте ФНС России по ссылке: www.nalog.ru/html/docs/psn для подтверждения постоянного местопребывания в Российской Федерации по формам, установленным законодательством иностранных государств, следует обращаться в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных. Информацию о документах, необходимых для получения подтверждения постоянного местопребывания в Российской Федерации, можно получить на официальном сайте МИ ФНС России по ЦОД в разделе: "Материалы/Порядок подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации", а также на официальном сайте ФНС России по ссылке: www.nalog.ru/html/docs/psn rez.doc

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 14.10.2011 № 03-08-05

О подтверждении статуса налогового резидента Российской Федерации

« В связи с вашим обращением относительно подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что для подтверждения постоянного местопребывания в Российской Федерации по формам, установленным законодательством иностранных государств, следует обращаться в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных. Информацию о документах, необходимых для получения подтверждения постоянного местопребывания в Российской Федерации, можно получить на официальном сайте МИ ФНС России по ЦОД в разделе: "Материалы/Порядок подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации", а также на официальном сайте ФНС России по ссылке: www.nalog.ru/html/docs/psn В связи с вашим обращением относительно подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что для подтверждения постоянного местопребывания в Российской Федерации по формам, установленным законодательством иностранных государств, следует обращаться в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных. Информацию о документах, необходимых для получения подтверждения постоянного местопребывания в Российской Федерации, можно получить на официальном сайте МИ ФНС России по ЦОД в разделе: "Материалы/Порядок подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации", а также на официальном сайте ФНС России по ссылке: www.nalog.ru/html/docs/psn rez.doc .»*

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.

Сертификаты от Нерезидентов

Сертификаты от Нерезидентов

Помогите, пожалуйста, разобраться.

Как я понимаю, существуют два сертификата от нерезидентов:
1) сертификат, подтверждающий адрес местонахождения иностранной организации (не налоговое резидентство!!) - этот сертификат необходим для того. что бы применять льготы предусмотренные Соглашением об устранении двойного налогообложения, тогда, когда российское юр.лицо выступает налоговым агентом, при выплате дивидендов или роялти в адрес иностранной компании, либо выплате иных доходов, не связанных с предпринимательской деятельностью.

2) Сертификат о налоговом резидентстве необходим для того, что бы вообще могло применяться Соглашение об избежании двойного налогообложения. Если рассмотреть отношения Россия-Кипр - Кипр оказывает услуги России. Т.к. есть соглашение об устранении двойного налогообложения, Кипрская компания платит налог на прибыль самостоятельно на Кипре, Российская компания налоговым агентом не выступает (в отношении налога на прибыль). Нужно подтверждение того, что Кипрская компания действительно платит налог на Кипре, т.к. может возникнуть ситуация, что компания на Кипре зарегистрирована, а налоги там не платит.
То есть, когда идет обычное оказание услуг (не выплата дивидендов), сертификат подтверждающий адрес местонахождения иностранной организации (Кипр) российской организации не нужен.

Правильно ли я все понимаю?

Поделиться с друзьями

Клерк Регистрация 05.12.2011 Сообщений 300

В соответствии с НК справка о резидентстве - одна. Доходы иностранных фирм, подлежащие налогообложению в России указаны в ст .309 НК. Там не прописаны услуги. Вы правильно понимаете.

Клерк Регистрация 25.04.2013 Сообщений 2

Добрый день! Помогите, пожалуйста.
На 2013 год конрагент, имеющий постоянную регистрацию во Франции, предоставил сертификат о двойном налогообложении без апостиля, ссылаясь на то, что во Франции произошли изменения в оформлении налоговых документов. Поджтверждение этому он не смог предоставить, а на просторах Интернета мы ничего не можем найти. Подскажите, где можно найти данную информацию и является ли она действительной. Буду благодарна за ответ.
Спасибо!

ссылаясь на то, что во Франции произошли изменения в оформлении налоговых документов.

В Гаагской конценции есть пункт:
Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
Однако выполнение упомянутой в предшествующем абзаце функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

По этому поводу несколько лет назад были вопросы наплатов и претензии налоргов к отсутствию апостиля на документах, которые не надо легализовывать. МФ и ФНС выдали тогда письма, я помню только это (и в нем ссылка на иванеевское пиьсмо), но точно было еще в 2006 и тоже от Иванеева.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 24 декабря 2004 г. N 03-08-07

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно оформления документов, подтверждающих постоянное местонахождение организации, и сообщает следующее.

Форма 1013DT, разработанная в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.1995 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц", не применяется со дня вступления в силу гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве.

Такими документами могут являться справки по форме, установленной внутренним законодательством иностранного государства, а также справки в произвольной форме. Указанные справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка:

"Подтверждается, что иностранная организация. (наименование организации). является (являлась) в течение. (указывается период). лицом с постоянным местопребыванием в. (указывается государство). в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и (указывается иностранное государство)".

В документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляются печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им) в смысле соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица этого органа.

В соответствии со ст.3 Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Россия присоединилась к Гаагской конвенции с 31 мая 1992 г.), единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ совершен.

Однако выполнение упомянутой функции, то есть проставление апостиля, не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренности между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

Исходя из сложившейся практики иностранные государства принимают без проставления апостиля документы, подтверждающие постоянное местонахождение в Российской Федерации организаций и физических лиц, в смысле применения международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения.

Министерство финансов Российской Федерации в своем Письме от 05.10.2004 N 03-08-07 рекомендовало принимать неапостилированные официальные документы, выданные на территории иностранных государств, для подтверждения постоянного местонахождения организаций и физических лиц, а также рекомендовало довести до сведения подведомственных территориальных налоговых органов возможность принятия указанных документов без проставления на них апостиля, а также образцы подписей и печатей компетентных органов иностранных государств в смысле применения международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения.


Заместитель директора
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН

Министерство финансов Российской Федерации в своем Письме от 05.10.2004 N 03-08-07 рекомендовало принимать неапостилированные официальные документы, выданные на территории иностранных государств, для подтверждения постоянного местонахождения организаций и физических лиц, а также рекомендовало довести до сведения подведомственных территориальных налоговых органов возможность принятия указанных документов без проставления на них апостиля, а также образцы подписей и печатей компетентных органов иностранных государств в смысле применения международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения.


Заместитель директора
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН

Это действительно так, такая рекомендация есть.

Но уже после выпуска данного Письма имеется судебная практика, в которой энта рекомендация не воспринимается, и требование ИФНС об обязательном апостилировании свидетельства признается правомерным (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2005 N 990/05 по делу N А55-2411/2004-43 - При применении положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, заверенное компетентным органом соответствующего иностранного государства).

В итоге налогоплательщик налетел на штрафники. Вот выдержки из Постановления:

Поскольку Конвенция распространяется на официальные документы, в том числе исходящие от органа или должностного лица, подчиняющегося юрисдикции государства, включая документы, исходящие из прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя, такие документы должны соответствовать требованиям Конвенции, то есть содержать апостиль.
Документы, представленные налоговому агенту иностранными организациями по настоящему делу, не отвечают требованиям Конвенции, предъявляемым к официальным документам, так как не имеют апостиля.
В этом случае налоговый агент был обязан произвести удержание и перечисление в бюджет налога с доходов, выплаченных иностранным юридическим лицом.
Документы, представленные обществом в качестве доказательств, подтверждающих местонахождение иностранных юридических лиц, правомерно не приняты налоговым органом.

Соответственно, Минфин отреагировал и выпустил еще одно Письмо:

Вопрос: При налогообложении иностранных лиц, получающих доходы от источников в РФ, налоговый агент производит удержание налога по пониженным ставкам, предусмотренным международным договором, при условии представления иностранным лицом документа, подтверждающего постоянное местопребывание в иностранном государстве, с которым у РФ заключен международный договор об избежании двойного налогообложения.
Просим разъяснить порядок применения нормативных актов, регулирующих вопросы налогообложения иностранных лиц, получающих доходы от источников в РФ, а также указать конкретные международные акты, на основании которых возможно применение документов без апостиля и консульской легализации, подтверждающих резидентство государств.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 февраля 2006 г. N 03-08-05

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос касательно принятия российскими организациями сертификатов постоянного местопребывания, выдаваемых иностранным организациям компетентными органами иностранных государств, и сообщает следующее.
В рамках ст. 3 Конвенции, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов, от 05.10.1961 в соответствии со статьями "Взаимосогласительная процедура", "Обмен информацией" действующих международных договоров об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, руководствуясь сложившейся международной налоговой практикой, компетентные органы по смыслу договоров об избежании двойного налогообложения (в случае России - Минфин России), в том числе в лице их уполномоченных представителей (в случае России - ФНС), на взаимной основе согласовали с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство) без легализации или апостилирования. Такое согласование осуществляется в форме Меморандума о взаимопонимании к международному договору, подписываемого компетентными органами договаривающихся государств по итогами консультаций в рамках статей "Взаимосогласительная процедура", "Обмен информацией" (например, к Соглашению об избежании двойного налогообложения с Германией), а также уполномоченными представителями - посредством обмена официальными письмами, с приложением соответствующих образцов форм, подписей, печатей.
Перечень таких государств, равно как и формы документов, образцы подписей уполномоченных лиц и печатей государственных учреждений иностранных государств, уполномоченных выдавать сертификаты постоянного местопребывания, содержится в информационной базе ФНС.
В связи с принятием Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановления от 28.06.2005 N 990/05 Минфином России совместно с ФНС - как органом, уполномоченным осуществлять администрирование в этой области, проводится работа по анализу и совершенствованию процедур принятия сертификатов постоянного местопребывания (резидентства), выдаваемых иностранными государствами, по итогам которой будет выпущено официальное информационное письмо. которое будет доведено до сведения налогоплательщиков, налоговых органов, судебных органов.

Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики М.А.МОТОРИН 22.02.2006

И, поскольку такого информационного письма до сих пор нет, ИМХО, есть прямой смысл в точности соблюдать требования НК, ст.312, п.1. А именно - апостилировать свидетельство об иностранном налоговом резидентстве.

Так будет надежнее.

ЗЫ Письмо с рекомендацией - оно и есть "рекомендация" (хошь - применяй, хошь - не применяй). А требования НК - они обязательны к исполнению.

Последний раз редактировалось !Сергуня; 25.04.2013 в 15:00.