Руководства, Инструкции, Бланки

бронетранспортер бтр 80 инструкция по эксплуатации img-1

бронетранспортер бтр 80 инструкция по эксплуатации

Категория: Инструкции

Описание

Евграфьев А

Евграфьев А.Г. (ред.) Бронетранспортер БТР-80. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Часть 2
  • Файл формата djvu
  • размером 3,93 МБ
  • Добавлен пользователем anonymous 20.10.2011 17:12
  • Отредактирован 23.10.2011 18:12
  • Скачан 39 пользователями

М. Воениздат, 1990. - 163 с.
Настоящее техническое описание и инструкция по эксплуатации служит для изучения материальной части, устройства и действия агрегатов, механизмов и оборудования, правил использования, обслуживания и хранения бронетранспортера БТР-80.
Во второй части изложены ходовая часть, рулевое управление, тормозные системы, водометный движитель, электрооборудование, средства связи, маскировки, защиты от ОМП, лебедка, вождение, особенности эксплуатации, техническое обслуживание, хранение машины и другие вопросы.
При изучении бронетранспортера БТР-80 рекомендуется использовать документацию, входящую в комплект эксплуатационных документов бронетранспортера:
-памятка по обращению с танковым пулеметом КПВТ.
-трубка холодной пристрелки ТХП пулемета КПВТ.
-изделие 1ПЗ-2.
-радиостанция Р-173.
-аппаратура внутренней связи и коммутации Р-174.
-войсковой прибор химической разведки ВПХР.
-система 902В.
-инструкция по эксплуатации прибора ТВНЕ-4Б.
-батарея аккумуляторная свинцовая стартерная 12СТ-85Р.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Другие статьи

Руководство по эксплуатации бтр-80 читать

Скачать руководство по эксплуатации бтр-80 читать и запись в трудовой книжке образец 2016

БТР-80А. Бронетранспортер БТР-80А. Инструкция по эксплуатации Именик саставних делова Пушка далекометна 12,7мм M93 (2010).pdf. БТР-40. Руководство по материальной части и эксплуатации БТР-80. Бронетранспортер БТР-80. ИЭ. Издание 2.djvu Скачать БТР-80. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.pdf Скачать ИС-3. 1957(djvu) БТР-40. Руководство по материальной части и эксплуатации. части и эксплуатации танка Т-54A. 1958.pdf. 80 стр.

Мощность двигателя, л. с. 210: Скорость по шоссе, км/ч: 45: Скорость по пересечённой местности. Рулевая рейка фольксваген пассат в3 купить, технотьма обои запчастини до славути в вінниц. Мощность двигателя, л. с. 55: Скорость по шоссе, км/ч: 45: Скорость по пересечённой местности, км/ч. БТР-70. Бронетранспортер БТР-70. Техническое описание и инструкция по БТР-80. Бронетранспортер БТР-80. ИЭ. Издание 2.djvu, Скачать. 110. БТР- 80. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.pdf, Скачать. There are many interpretations to the internet for this web marketing or similar terms such as: online. ГЛАВНОЕ АВТОБРОНЕТАНКОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-80. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ. И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ. 8 янв 2010 Техническое описание и инструкция по эксплуатации Скачать 9М113. Инструкция по уходу.196525.979 ссылка.pdf Скачать ГАЗ-24 БТР-80. Бронетранспортер БТР-80. ТО и ИЭ. 1974.djvu Скачать БТР-80. Аннотация: Инженер из Беларуси находит проход между 1961 и 2011 годами. И вступает в контакт. 26 сен 2008 Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Каталог деталей БТР-80(pdf) стр 001-188 66.5 МБ Спасибо за работу, dimitri.

Бронетранспортер БТР-80. Техническое описание и Инструкция по эксплуатации. 5903-0000010 Техническое, Издательство — Неизвестно; Авторы. БТР-40. Руководство по материальной части и эксплуатации. 1957 БТР-80 Бронетранспортер БТР-80. Каталог деталей и сборочных единиц. (1992) "Агро-книга" pdf.rar (внешняя ссылка) Руководство по эксплуатации ГАЗ-САЗ 3507 (2008) Саранск 1.52 Мб pdf Бронетранспортер БТР-80. 27 мар 2007 Руководство по 12,7-мм пулемету УТЕС (НСВ-12,7) 1978(pdf). Спасибо за Техническое описание и инструкция по эксплуатации(djvu). Спасибо БТР- 80. Бронетранспортер БТР-80. ТО и ИЭ. 5903-0000010.

7,62-мм ротный пулемет обр. 1946 г. (РП-46). Наставление по стрелковому делу. Издание. Аннотация: Горят города юга и бегут от нашествия чудовищ жители севера. Жизнь изменилась There are many interpretations to the internet for this web marketing or similar terms such as: online marketing, internet marketing, e-marketing and others. 24 мар 2009 Изд 22 (pdf) Спасибо за ссылку, Высочан Сергей БТР- 40. Руководство по материальной части и эксплуатации бронетранспортеров БТР-40 и БТР- 80. Бронетранспортер БТР-80. ТО и ИЭ. 5903-0000010.

10 апр 2007 БТР-60ПБ Руководство по войсковому ремонту.1982(pdf) БТР-60ПБ ТО Ан- 2 Инструкция по эксплуатации и тех. обслуживанию. 1969 БТР-80. Бронетранспортер БТР-80. ТО и ИЭ. Часть 1. 1989(djvu) 4.94MB.

Гумелёв В

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ №1 БРОНЕТРАНСПОРТЕРА БТР-80

Гумелёв Василий Юрьевич 1. Пархоменко Александр Викторович 2. Постников Александр Александрович 3
1 Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук
2 Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент
3 Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, адъюнкт


Аннотация
В предлагаемой статье кратко рассмотрены особенности организации и проведения технического обслуживания №1 бронетранспортера БТР-80, представлен иллюстрированный перечень операций, выполняемых при этом обслуживании. Рассмотрено взаимодействие боевых подразделений и подразделений технического обслуживания и ремонта.

BRIEF INFORMATION ABOUT THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF FIRST MAINTENANCE OF BTR-80

Gumelev Vasiliy Yuryevich 1. Parhomenko Alexander Viktorovich 2. Postnikov Aleksandr Aleksandrovich 3
1 Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences
2 Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, associate professor
3 Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, adjunct


Abstract
The article briefly describes the characteristics of the organization and conduct of maintenance No. 1 BTR-80, presented an illustrated list of operations performed during this service. Interaction of combat units and units maintenance and repair.

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю. Пархоменко А.В. Постников А.А. Краткие сведения об организации и проведении технического обслуживания №1 бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/10/7940 (дата обращения: 06.12.2016).

Прежде, чем приступить к изложению материала представленной статьи, рассмотрим основные сокращения, использованные в данной работе: В – водитель бронетранспортера, ВВТ – вооружение и военная техника, ЕТО – ежедневное техническое обслуживание, ЗИП – комплект запасных инструментов, принадлежностей и материалов, КМ – командир машины, КО – контрольный осмотр, НСПУ – наводчик спаренной пулеметной установки, отделение Э и ТО – отделение эвакуации и технического обслуживания, ПСТО и Р – подвижные средства технического обслуживания и ремонта, ПТОР – пункт технического обслуживания и ремонта, РР – ремонтная рота, ТО – техническое обслуживание, ТО-1 –техническое обслуживание №1, ТО-2 – техническое обслуживание №2, ТС – техническое состояние, Э – эвакуация.

Целью проведения ТО-1 бронетранспортера БТР-80 является проверка ТС машины и подготовка ее к дальнейшей длительной эксплуатации путем выполнения всех работ, предусмотренных объемом обслуживания. ТО-1 представляет собой совокупность операций, выполняемых в заданной технологической последовательности. Операция ТО-1 – его составная часть, включающая комплекс последовательных действий (работ) по проверки агрегата, системы, механизма. ТО-1 проводится через каждые 2000 км пробега.

Время, отводимое на ТО-1 в составе экипажа из 3-х человек составляет: 1,8-2,0 ч, при трудоемкости 4,9-5,1 чел·ч. Указанное время затрачивается экипажем с использованием индивидуального комплекта ЗИП.

Время для проведения работ по ТО-1 должно предусматриваться в планах боевой подготовки части, батальонов и в расписаниях занятий.

Для поддержания бронетранспортера БТР-80 в технически исправном состоянии при его использовании по назначению предусмотрены следующие виды контроля ТС и ТО [1], продолжительность и трудоемкость которых при одновременной работе трех человек (экипажа) представлена согласно таблице 1.

Таблица 1 – Продолжительность и трудоемкость контроля ТС и ТО бронетранспортера БТР-80 при одновременной работе трех человек (экипажа)

ТО-1 включает операции КО и ЕТО [2], а также дополнительные операции по обслуживанию агрегатов, систем и механизмов в соответствие с установленным для БТР-80 перечнем, определённым инструкцией по эксплуатации машины.

Вариант технического описания и инструкции по эксплуатации БТР-80 с цветными иллюстрациями представлен в электронной базе данных [3, 4, 5, 6, 7]. При проведении технического обслуживания экипаж использует инструмент и принадлежности из комплекта ЗИП бронетранспортера [8].

В постоянных парках работы по ТО-1 выполняются на ПТОР воинской части. Работы по доочистке машин и проверке регулировок могут производиться на стоянках машин.

В полевых условиях и в условиях боевой деятельности войск ТО-1 проводится, как правило, на месте стоянки машин с помощью ПСТО и Р [9].

Порядок и последовательность технического обслуживания в этих случаях устанавливается командиром части с учётом конкретных условий.

При проведении ТО-1 должны быть устранены все недостатки в техническом состоянии и укомплектованности машины, как обнаруженные водителями, так и выявленные командирами при проверках и записанные ими в карточке учёта недостатков в ТС и содержании машины.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ при проведении обслуживания снимать пломбы с агрегатов, узлов и приборов. В случае нарушения заводских пломб назначается расследование, а виновные привлекаются к ответственности. О восстановлении пломбы пломбиром части, делается запись в формуляре (паспорте) машины, заверенная подписью заместителя командира воинской части по вооружению и гербовой печатью части.

Качество проведенного обслуживания машин проверяется командирами подразделений, их заместителями по вооружению и техниками рот.

Командиры частей и подразделений несут личную ответственность за качество и своевременность ТО машин. Командиры обязаны организовать и обеспечить проведение ТО в строго установленные сроки и в полном объёме, обеспечив задействованный личный состав всеми необходимыми средствами, материалами, а также предоставить требуемое для проведения обслуживания время.

ТО-1 бронетранспортера БТР-80, как вооружения, так и шасси, проводится экипажем с привлечением сил и средств старшего начальника – подразделений технического обслуживания и ремонта воинской части [10].

ТО-1 проводится экипажами под непосредственным руководством командиров взводов и техников рот. В учебных частях к проведению технического обслуживания привлекаются и курсанты. Для помощи подразделениям в проведении ТО-1 и устранения неисправностей выделяются средства технического обслуживания батальона (полка), а при необходимости и специалисты из РР части.

ЗАПРЕЩАЕТСЯсокращать время проведения ТО-1 за счет уменьшения объёма работ .

При проведении ТО-1 операции выполняются в последовательности, представленной согласно рисунку 1.

а – вид слева по ходу движения; б – вид сверху

Рисунок 1 – Последовательность выполнения операций при ТО-1 БТР-80

Позиции, обозначающие операции, которые выполняются только при первом ТО-1 после 2000 км пробега (в дальнейшем эти операции выполняются при проведении ТО-2), помещены в квадраты зеленого (серого) цвета. Позиции, обозначающие операции, часть которых выполняется только при первом ТО-1, помещены в квадраты, лишь наполовину закрашенные зеленым цветом.

Операцией технического обслуживания называется его составная часть, включающая определенную последовательность работ по техническому обслуживанию агрегата, системы, механизма.

Ниже (таблица 2) представлен перечень операций, выполняемых при ТО-1
бронетранспортера БТР-80. Перед или при проведении ТО-1 предварительно выполняются все операции КО и ЕТО [2].

Таблица 2 – Перечень операций, выполняемых при ТО-1 бронетранспортера БТР-80

При выполнении любого вида технического обслуживания машин, в том числе и ТО-1, командиры подразделений должны следовать следующим основополагающим принципам:

- выполнение полного объема работ любого вида обслуживания;

- независимое (автономное) обслуживание машин силами и средствами экипажей;

- первоочередное выполнение на всех машинах при всех видах обслуживания работ, обеспечивающих возможность их движения и ведения огня.

Техническое обслуживание в ходе боевых действий ведется по принципу «средства обслуживания – к обслуживаемым машинам». При организации ТО машин следует правильно определить необходимый объем работ, учитывая предполагаемый характер боевых действий. Вид обслуживания и объем необходимых дополнительных работ должны обеспечить надежную работу машин во время выполнения поставленной задачи и максимально сократить потребность в проведении плановых работ непосредственно в ходе боевых действий.

Во время боевых действий время и порядок проведения технического обслуживания машин устанавливает командир части (подразделения). Заместитель командира по технической части определяет вид и объем обслуживания, планирует использование групповых средств, представляет заявки на необходимые эксплуатационные материалы, запасные части и дает соответствующие указания подчиненным офицерам и экипажам по организации и порядку выполнения работ.

При проведении технического обслуживания в местах постоянной дислокации следует максимально привлекать к выполнению работ специалистов отделений Э и ТО, а входе боевых действий максимально использовать для обслуживания ПСТО и Р. ТО-1 выполняется экипажем бронетранспортера в соответствии с должностными обязанностями. Отделение Э и ТО является штатным подразделением общевойсковых и других подразделений, и предназначено для проведения технического обслуживания, а в необходимых случаях для проведения текущего ремонта машин на готовых агрегатах и запасных частях.

При необходимости по решению старшего начальника к проведению ТО-1 привлекаются младшие специалисты РР воинской части. В местах постоянной дислокации ТО-1 проводится на ПТОР воинской части с использованием его оборудования и ЗИП машины. В полевых условиях – с использованием ЗИП машины и оборудования ПСТО и Р.

При проведении ТО-1 на ПТОР начальник ПТОР (командир ремонтной роты) обязан провести инструктаж по требованиям безопасности экипажей, прибывших для проведения обслуживания.

Командир подразделения (роты) организует проведение технического обслуживания боевых машин подразделения и следит за его выполнением в полном объеме.

Безопасность работ при обслуживании машин обеспечивается твердым знанием материальной части и неукоснительным соблюдением техники безопасности всем личным составом подразделения.

Работы ТО-1 выполняются в соответствии с операционными картами, составленными на основании Инструкции по эксплуатации бронетранспортера БТР-80 [1] и планом-заданием на проведение технического обслуживания, составленным согласно приложению № 23 к руководству [10] (п. 79, 144). План-задание (вариант) представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – План-задание на проведение ТО-1 экипажу БТР-80 (вариант)

Инструмент водителя входит в ЗИП машины и комплектуется заводом-изготовите­лем (заводом капитального ремонта) в соответствии с комплектовочной ведомостью «Бронетранспортер БТР-80 с БПУ-1М. Ведомость ЗИП 5903-0000010-20 ЗИ», входящей в комплект эксплуатационных документов БТР-80 [8].

Все неисправности и отказы, выявленные в ходе проведения технического обслуживания, должны быть по его окончании устранены.

Формуляр (паспорт) машины выдается на машину, поступающую в Вооруженные Силы Российской Федерации, представителем заказчика на заводе-изготовителе.

Формуляр должен следовать вместе с машиной при всех её передачах из одной воинской части в другую и отправке машины в ремонт.

Формуляр отражает техническое состояние, эксплуатацию и ремонт машины с момента изготовления и до списания. Он также удостоверяет принадлежность машины к определенной воинской части.

Учёт проведенного технического обслуживания машины, её вооружения и средств связи ведется в соответствующем разделе формуляра – в графе «Вид проведённого технического обслуживания» делается кратко и аккуратно запись, например, «ТО-1, исправна» .

Объём и качество выполненных работ по ТО-1 заверяется подписью ответственного лица – командира роты (рисунок 3).

Рисунок 3 – Лист формуляра машины (пример заполнения раздела 14.

Учёт технического обслуживания машины, её вооружения и средств связи )

Командир роты отвечает за правильное и своевременное ведение формуляров. Их хранение организуется таким образом, чтобы исключить случаи утраты и возможность порчи формуляров.


Библиографический список
  1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: – Рязань: Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. 2006 – 494 с.
  2. Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 1 [Текст] / В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, С.Н. Бистерфельд, А.Г. Картуков. – Рязань: РВВДКУ, 2014. – 189 с.
  3. Пархоменко А.В. Гумелёв В.Ю. Пестов О.В. Боевые и специальные машины. Технические описания и инструкции по эксплуатации (с цветными иллюстрациями) // Электронная база данных / Часть 1.1. Бронетранспортер БТР-80 // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2014/06/1938 (дата обращения: 30.12.2014)
  4. Пархоменко А.В. Гумелёв В.Ю. Пестов О.В. Боевые и специальные машины. Технические описания и инструкции по эксплуатации (с цветными иллюстрациями) // Электронная база данных / Часть 1.2. Бронетранспортер БТР-80 // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2014/06/1940 (дата обращения: 02.01.2015)
  5. Пархоменко А.В. Гумелёв В.Ю. Пестов О.В. Боевые и специальные машины. Технические описания и инструкции по эксплуатации (с цветными иллюстрациями) // Электронная база данных / Часть 1.3. Бронетранспортер БТР-80 // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2014/06/1942 (дата обращения: 29.12.2014)
  6. Пархоменко А.В. Гумелёв В.Ю. Пестов О.В. Боевые и специальные машины. Технические описания и инструкции по эксплуатации (с цветными иллюстрациями) // Электронная база данных / Часть 1.4. Бронетранспортер БТР-80 // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2014/06/1944 (дата обращения: 02.01.2015)
  7. Пархоменко А.В. Гумелёв В.Ю. Пестов О.В. Боевые и специальные машины. Технические описания и инструкции по эксплуатации (с цветными иллюстрациями) // Электронная база данных / Часть 1.5. Бронетранспортер БТР-80 // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2014/06/1948 (дата обращения: 30.12.2014)
  8. Гумелёв В.Ю. Пархоменко А.В. Бистерфельд С.Н. Киселёв В.Е. Чуракин В.В. Индивидуальный комплект запасных частей, инструмента и приспособлений (ЗИП) бронетранспортера БТР-80. Краткая памятка. // Научная библиотека [Электронный ресурс]. URL: http://r-lib.ru/2014/02/1130 (дата обращения: 01.01.2015)
  9. Министерство обороны РФ. Приказы. О введении в действие руководства по единым типовым требованиям к паркам воинских частей Вооружённых сил Российской Федерации [Текст]: Приказ Министра Обороны РФ1992 г. № 28. – Введ. 1992-09-01. – М. Воениздат, 1992. – 284 с.
  10. Министерство обороны РФ. Приказы. О введении в действие руководства по содержанию вооружения и военной техники общевойскового назначения, военно-технического имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации [Текст]: Приказ Министра Обороны РФ 2013 г.№969. – Введ. 2013-12-28. М. Воениздат, 2013. – 197 с.
  11. Свинцовые стартерные аккумуляторные батареи [Текст]: руководство. – М. Воениздат, 1983. – 184 с.
  12. Постников А.А. Пархоменко А.В. Гумелёв В.Ю. Об аккумуляторных батареях БТР-80 и их техническом обслуживании // Современная техника и технологии. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/07/6511 (дата обращения: 01.05.2015).
  13. Гумелёв В.Ю. Картуков А.Г. Пархоменко А.В. Использование трофейных аккумуляторных батарей на бронетранспортере БТР-80 // Современная техника и технологии. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/01/1480 (дата обращения: 17.04.2015).
  14. Гумелёв В.Ю. Пархоменко А.В. Взаимозаменяемость стартерных батарей бронетранспортера БТР-80. // Современная техника и технологии. – Июнь, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/06/2069 (дата обращения: 17.04.2015).
  15. Гумелёв В.Ю. Постников А.А. Чрезвычайный способ пуска двигателя бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/05/3360 (дата обращения: 21.04.2014).
  16. Чуракин В.В. Киселёв В.Е. Гумелёв В.Ю. Сигнализатор обратного включения аккумуляторных батарей БТР-80. VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». 15 февраля – 31 марта 2014 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/15/4406 (дата обращения: 31.01.2014)


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи .

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье) Оставить комментарий

Аккумуляторные батареи для бронетранспортера БТР-80

Аккумуляторные батареи для бронетранспортера БТР-80

Картуков Александр Геннадьевич,кандидат технических наук, преподаватель кафедры автомобильной службы Рязанского высшего воздушнодесантного командного училища (военного института),г. Рязаньkartalg@yandex.ru

Гумелёв Василий Юрьевич,кандидат технических наук, преподаватель кафедры эксплуатации вооружения и военной техникиРязанского высшего воздушнодесантного командного училища (военного института),г. Рязань

Аккумуляторные батареи для бронетранспортера БТР80

Аннотация.В статье описаны способы установки штатных аккумуляторных батарей на бронетранспортере БТР80, порядок их подключения и особенности эксплуатации. Кроме того, изложен порядок использования аккумуляторных батарей других машин, в том числе зарубежных.Ключевые слова: бронетранспортер, аккумуляторные батареи, пуск двигателя.

Аккумуляторные батареи, установленные на машинах, предназначены для питания системы электростартерного пуска двигателя машины и других приемников электроэнергии при неработающем генераторе или недостатке развиваемой им мощности. Основным режимом работы батарей является стартерный режим разряда, когда батарея должна кратковременно обеспечить отдачу больших разрядных токов [1].На бронетранспортер БТР80 устанавливаютсядве танковые свинцовые стартерные аккумуляторные батареи типа 12СТ85 (номинальное напряжениебатареи 24 В) или две автомобильные батареи типа 6СТ190 (номинальное напряжениебатареи 12 В). Батареи представлены на рисунке1.

а ба –танковая батарея 12СТС85АС1; автомобильная батарея 6СТ190АП

Рисунок 1 –Батареи с общей крышкой типа 12СТ85 и типа 6СТ190

Аккумуляторные батареи размещаютсяв специальной нише отделения силовой установки(рисунок 2), которая расположена между третьим и четвертым мостом с правой стороны по ходу движения машины, а схемы подключения батарей к бортовой сети показаны на табличке с внутренней стороны люка (рисунок 3в).

Рисунок 2 –Расположение люка ниши аккумуляторных батарейБТР80

а б ва –люк ниши аккумуляторных батарей; б –размещение на люке ниши таблички со схемой подключения; в –табличка со схемой подключения батарей

Рисунок 3–Люк ниши аккумуляторных батарей

Для значительного сокращения номенклатуры аккумуляторных батарей, устанавливаемых на бронетанковой и военной автомобильной технике, целесообразно использовать модульный принцип построения источников тока. Применение батареимодуля решает следующие задачи: сократить номенклатуру батарей до одного типа, повысив эксплуатационную надёжность систем электростартерного пуска; разработать единые требования и нормы по эксплуатации, хранению и техническому обслуживанию батарей; унифицировать испытательные средства, оборудование и методы испытаний батарей.В основу модульного источника тока положена аккумуляторная батарея типа 6ТСТС100А необслуживаемая. Модульные батареи предназначены для установки на все образцы бронетанковой и военной автомобильной техники, начиная от легковых автомобилей, выпускаемых Ульяновским автомобильным заводом (автомобили семейства «УАЗ»), и заканчивая танками [2].На бронетранспортер могут устанавливаться четыре параллельнопоследовательно соединенные батареимодули типа 6ТСТС100А(рисунок 4).

Рисунок 4 –Аккумуляторнаябатареямодультипа 6ТСТС100АЗ

Схема подключения аккумуляторных батарей типа 6ТСТС100А к бортовой сети показана на рисунке5. Для параллельного подключения батареймодулей требуются дополнительные провода сечением 70 мм2.Напряжение четырех параллельнопоследовательно соединенных батареймодулей 24 В, а их емкость –200 А•ч.

Рисунок 5–Схема подключения аккумуляторных батарей типа 6ТСТС100А

По габаритным и присоединительным размерам серийныетанковыебатареи типа 6СТ140 и 12СТ70и автомобильные батареи типа 6СТ190 взаимозаменяемы. Значит, их можно при необходимости, установить на БТР80.Батареи типа 6СТ140 при установке на БТР80 соединяются между собой последовательно, а батареи типа 12СТ70 –параллельно. Напряжение этих как последовательно, так и параллельно соединенных батарей равно 24В, а емкость–140А•ч. Аккумуляторные батареи, предназначенные для питания системы электростартерного пуска двигателя БТР80, должны иметь суммарную емкость не менее 170А•ч. Поэтому при установке вместо батарей типа 6СТ190 батарей типа 6СТ140 или 12СТ70 следует уменьшить продолжительность попыток электростартерного пуска двигателя или их количество или увеличить продолжительность времени между попытками по сравнению с установленным.Батареи типа 12СТ85 устанавливаются на различных модификациях боевых машин десанта (БМД) и пехоты (БМП), на различных модификациях российских танков (Т72, Т80, Т90).Батареи типа 6СТ190 устанавливаются на военной автомобильной технике (автомобили семейств «Мотовоз1» и «Мустанг»), а также на автомобили«Урал» и «КамАЗ», поставляемые в народноехозяйство.Батареи типа 6СТ140 (или 12СТ70)устанавливаются на многоцелевой тягач легкий бронированный (МТЛБ) и некоторые другие объекты БТТ и ВАТ. В особых случаях может возникнуть необходимость установки на бронетранспортер трофейных батарей[3]. На батареях зарубежных изготовителей емкость обозначается числом с размерностью А?h(Аmper?hour), что соответствует русскому обозначению А?ч(Ампер?час). Например: 140А?h. На иностранные боевые и транспортные машины устанавливают в основном только батареи с номинальным напряжением 12 В, которое обозначается как: 12V.При эксплуатации при температурах не ниже 0 ?С допустимо устанавливать две последовательно соединенных батареи с номинальным напряжением 12 В, емкостью значительно меньше 170 А?ч, но не менее 100А?ч. Но при установке батарей с емкостью менее 170 А?ч следует уменьшить продолжительность попыток электростартерного пуска двигателя или их количество или увеличить продолжительность времени между попытками по сравнению с установленным техническим описанием и инструкцией по эксплуатации бронетранспортера [1]. Если бронетранспортер эксплуатируется при низких температурах, то емкость трофейных должна быть как можно ближе к емкости штатных батарей. При этом батареи на машину желательно устанавливать одного и того же типа и исполнения, например, снятые с трофейной боевой или транспортной машины (грузового автомобиля) противника. Если, вследствие обстоятельств, приходится устанавливать батареи разного типа и, соответственно, разной емкости, с различных машин, то необходимо помнить, что общая емкость последовательно соединенных батарей всегда определяется батареей с наименьшей номинальной емкостью или более разряженной батареей. Если нет трофейных батарей боевых машин или грузовых автомобилей, то следует использовать трофейные аккумуляторные батареи, снятые с легковых машин, емкость которых, как правило, менее 100 А?ч. Для надежного электростартерного пуска дизеля бронетранспортера необходимо установить четыре последовательнопараллельно соединенные батареи легковых автомобилей. Батареи европейских изготовителей, как правило, имеют обратную полярность. Батареи, изготовленные в США, Японии и ЮгоВосточной Азии –прямую.Полярность аккумуляторной батареи–термин, определяющий расположение токосъемных выводов наее корпусе. На батареях ориентировка положительного и отрицательного выводов относительно корпуса может быть различной. При прямой полярности, если смотреть на батарею со стороны выводов, то вывод «+» будет находиться слева (рисунок 6). У батарей с обратной полярностью расположение выводов «+» и «–» противоположное.При установке трофейных батарей следует определить их полярность и согласно ей подключать батареи к бортовой сети бронетранспортера. Аккумуляторные батареи, в зависимости от их изготовителя, могут иметь не только разную полярность, но и разные формы полюсных выводов (рисунок 6). При любой полярности необходимо вместе с батареями с трофейной машины снять и соединительные провода с полюсными наконечниками. Это значительно облегчит подключение батарей к бортовой сети бронетранспортера.Соединительные провода по возможности следует снять полностью, а не отрезать их. Если трофейные батареи, устанавливаемые на бронетранспортер, имеют разную полярность, то это может серьезно усложнить их подключение. В этом случае следует проявить повышенную внимательность.

Рисунок 6–Полярность аккумуляторных батарей и формыих полюсных выводов

Если в наличии имеется одна трофейная батарея емкостью более 100 А?ч и две батареи легковых автомобилей меньшей емкости, то три батареи следует соединить последовательнопараллельно. На рисунке7представлено подключение к бортовой сети машины трех трофейных батарей разной емкости, но одной полярности.

Рисунок 7–Последовательнопараллельное подключение трех трофейныхбатарей с разной емкостью

При установке батарей необходимо их надежно закрепить каким угодно способом, так как плохо закрепленные батареи быстро выйдут из строя.При первой возможности следует заменить трофейные батареи на штатные.

ЛИТЕРАТУРА:1 Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: –М. Министерство Обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление, 2006. –494 с.2 Лебедев, С. А. Комбинированные источники тока в системах пуска двигателей автомобилей [Текст] / С. А. Лебедев, В. С. Антипенко, С. В. Антипенко // Грузовик &. –2008. –№ 10. –С. 15–18.3 Гумелев, В.Ю. Использование трофейных аккумуляторных батарей на бронетранспортер БТР80 / В.Ю. Гумелев, А.Г. Картуков, А.В. Пархоменко // Современная техника и технологии [Электрон. ресурс]. Электрон. научн. журнал. –2013. –Январь URL:http://technology.snauka.ru/2013/01/1480, ISSN: 2225644Х.

Kartukov Alexander, Candidate ofTechnical Sciences, lecturer at the chair of automobile service Ryazan high airborne command school (the military institute), Ryazan

Gumelev Vasiliy,Candidate of Technical Sciences, at the chair of exploitation armament and military vehicles Ryazan high airborne command school (the militaryinstitute), Ryazan

Storage batteriesfor armored personnel carrier BTR80

Abstract. Article contains ways of the installation staff storage batteries to armored personnel carrier BTR80, order of their connection and particularities exploitation. Besides, is stated order of the use storage batteries other vehicles, including foreign.The keywords: armored personnel carrier, storage batteries, starting the engine.