Руководства, Инструкции, Бланки

дневник практики студента образец заполнения психолога img-1

дневник практики студента образец заполнения психолога

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Дневник психологической практики

Дневник психологической практики Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Факторы и подходы к изучению дезадаптации. Особенности познавательных процессов в школьном возрасте. Исследование корреляционной зависимости между уровнем развития познавательных процессов и социально–психологической адаптацией младших школьников.

дипломная работа [1,3 M], добавлен 22.11.2012

Характеристика познавательных процессов детей в младшем школьном возрасте. Психологическая диагностика познавательных процессов и уровня их развития у детей на начальном этапе обучения. Организация экспериментального исследования уровня внимания детей.

курсовая работа [194,5 K], добавлен 16.12.2010

Психологические особенности детей начального этапа обучения в психолого-педагогической литературе. Методы психодиагностики младших школьников, их классификация. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками и со слабоуспевающими учениками.

дипломная работа [170,9 K], добавлен 15.10.2010

Взаимосвязь интеллектуальных способностей индивида и успешности группового взаимодействия у школьников, студентов, особенности жизненной стратегии. Взаимосвязь восприятия музыки и личностных характеристик старшеклассников, результаты диагностики личности.

научная работа [15,5 K], добавлен 22.03.2010

Характеристика познавательных процессов, особенности их развития в подростковом возрасте. Практические аспекты изучения познавательных процессов у подростков, диагностика уровня их развития. Основные положения по развитию познавательных процессов.

курсовая работа [825,8 K], добавлен 19.06.2015

Исследование феномена тревожности и успеваемости в зарубежной и отечественной психологической науке. Особенности младшего школьного возраста. Методика проведения исследования взаимосвязи тревожности и уровня школьной успеваемости у младших школьников.

курсовая работа [68,6 K], добавлен 01.06.2013

Методика исследования особенностей развития мелкой моторики пальцев рук детей с нарушением речи (дизартрией), уровня развития познавательных способностей и собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

курсовая работа [127,1 K], добавлен 07.04.2012

Общее представление о восприятии. Развитие восприятия в дошкольном возрасте (5-6 лет). Выявление способностей ребенка к целостному восприятию формы предметов, состояния его графических навыков, способности осуществлять асимметричные изображения.

курсовая работа [323,1 K], добавлен 19.02.2011

Понятие "склонность" в психолого-педагогической литературе. Взаимосвязь склонностей и способностей. Исследование взаимосвязи выраженности склонностей и успешности учебной деятельности по техническим дисциплинам. Методика "Карта самооценки склонностей".

курсовая работа [627,6 K], добавлен 20.10.2012

Изучение проблемы индивидуально-личностных особенностей. Возрастные особенности младших школьников. Влияние индивидуальных особенностей на социальную адаптацию. Диагностика социализацию и выявления типа темперамента. Социальная адаптация ребёнка в классе.

курсовая работа [310,8 K], добавлен 04.04.2015

Отношение к практике ответственное, серьёзное. Уровень теоретической подготовки высокий, что позволило студентке быстро освоить специфику работы педагога-психолога и применить знания в профессиональной деятельности. Студентка активна. За время практики она ознакомилась с материальной базой школы, изучила личные дела учащихся, провела диагностическое обследование в трех возрастных группах, наблюдала за учащимися на уроках. Работала с желанием, проявляя к работе интерес. В беседах со школьниками и учителями показала высокий уровень профессиональной культуры будущего психолога, педагогического такта.

Педагог -психолог МОУ СОШ

Содержанием данной практики стало:

- знакомство с учреждением и его коллективом;

- знакомство с материальной базой учреждения;

-беседа с администрацией школы, педагогами, психологом о специфике его работы в данном учреждении;

- выбор объекта (группы) исследования;

- подбор и изучение литературы.

В течении практики я использовала не только психодиагностические методы и тесты, но и общепедагогические методы: наблюдала за учащимися на уроках и во внеурочное время, беседовала со школьниками и учителями на интересующие темы, изучала личные дела учащихся, школьные журналы.

За время прохождения практики я провела диагностическое обследование в трёх возрастных группах учащихся: младших школьников- с целью определения уровня развития познавательных процессов, подростков- по выявлению их личностных особенностей и проблем, старших школьников- с целью профориентации. Результаты обследования я обсудила со школьным психологом и занесла в соответствующие таблицы.

Ниже приводится описание проделанной работы с анализом результатов и выводами.

1. Диагностическое исследование уровня развития познавательных процессов младших школьников

Мною было проведено диагностическое обследование учеников 2 класса с целью определения их уровня развития познавательных процессов. В обследовании принимало участие 11 учеников 2 класса в возрасте от 8 до 9 лет.

Результаты диагностики я занесла в таблицу(см.приложение 1,табл.1).

Ниже приводится описание методик и анализ полученных результатов.

Для оценки вербально-логического мышления потребовались бланки методики «Исключение слов»( см.приложение 1, методика 2), позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков.

Д ля оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника предназначена методика «Матрица Равена»(см.приложение 1, методика 3).

Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

В рамках данного эксперимента, вербально-логическое мышление ребёнка оценивается от минимума в 0 баллов до максимума в 30 баллов. Было принято, что при результате в 0-10 баллов у ребёнка наличествует низкий уровень вербально-логического мышления; при результате в 11-20 баллов у ребёнка - средний уровень мышления; при результате в 21-30 баллов у ребёнка - высокий уровень развития мышления.

При обработке результатов тестирования было подсчитано количество баллов по всем заданиям эксперимента.

Первое задание. Дети при выполнении задания показали следующие результаты: восемь детей обнаружили высокий уровень развития вербально-логического мышления, трое-средний уровень.

Второе задание. При выполнении этого задания дети показали следующие результаты: у одного ребёнка - очень высокий уровень развития наглядно-образного мышления, у шестерых детей - высокий. трое детей - средний, низкий уровень у двоих детей.

На основании результатов проведенного тестирования можно прийти к выводу, что у учащихся 2 класса хорошо развито наглядно-образное мышление, а вербально-логическое является преобладающим видом мышления.

Память ребенка младшего школьного возраста должна оцениваться не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Поэтому в своём исследовании я использовала 3 методики. для изучения типа памяти(см.приложение 1, методика 4), для определения объема кратковременной зрительной памяти(см.приложение 1,методика 5), для оценки объема кратковременной слуховой памяти(см.приложение 1,методика 6).

Для изучения типа памяти испытуемым предлагалось поочередно четыре группы слов для запоминания. После небольшого перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил.

О преобладающем типе памяти испытуемых я сделала вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С):

Где а - количество правильно воспроизводимых слов. Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

Для определения объёма кратковременной зрительной памяти детям поочерёдно предлгали нарисовать 2 ломанные линии, которые он видел на рисунке-образце и запомнил. Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

Для оценки объёма кратковременной слуховой памяти ребёнок должен был после прослушивания ряда цифр повторить их. Объём кратковременной слуховой памяти ребёнка численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первой и во второй попытках.

В рамках данного эксперимента, объём слуховой памяти ребёнка оценивается от минимума в 0 баллов до максимума в 10 баллов. Было принято, что при результате в 0 баллов у ребёнка наличествует очень низкий объём кратковременной слуховой памяти; при результате в 2 балла у ребёнка - низкий объём; при результате в 4 балла - средний, 8 баллов -высокий и при 10 баллах у ребёнка - очень высокий объём.

Анализ полученных результатов(см. приложение1,табл.2 ) позволяет сделать следующие выводы :

1. В данной группе учеников преобладающий тип памяти зрительно-моторно-слуховой (коэффициент типа памяти 8,3). Запоминание и воспроизведение сложных многообразных движений, звуков, например, музыкальных, речевых, то, что человек зрительно может себе представить, он легче запоминает.

2. Наличие учащихся с преобладающей слуховой памятью (коэффициент типа памяти 7,9). Это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

3. Моторно-слуховая память (коэффициент типа памяти 7,7). Запоминание и воспроизведение многообразных и сложных движений и звуков.

4. Зрительная память (коэффициент типа памяти 5,8). Она на прямую связана с развитым воображением.

Оснащение: 10 постепенно усложняющихся матриц Равена (см. рис. 2А, Б, В, Г, Д).

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл 1 .

Выводы об уровне развития:

Методика5.Определение объема кратковременной зрительной памяти

Оснащение: карточки со стимульными изображениями ломаных линий(рис.3 А, Б), трафаретные рамки для воспроизводства стимульных изображений(рис.4 А, Б).

Ребенку поочередно предлагают каждый из двух рисунков. После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рис.1. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).

Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

0-6 линий -низкий

Методика6.Оценка объема кратковременной слуховой памяти

« Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово “ повтори “ ».

Далее экспериментатор зачитывает последовательно ребёнку сверху вниз ряд цифр, представленных на рисунке 5 А, с интервалом в одну секунду между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребёнок не допустит ошибки.

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис. 5 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребёнок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведённого, и переходит к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке - убывающем.

В заключение определяется объём кратковременной слуховой памяти ребёнка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первой и во второй попытках.

10 баллов получают дети в возрасте от 6 до 9 лет, если объем их кратковременной памяти составляет 7-8 единиц.

В 8 баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам

4 балла получает 6-9-летний ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы.

2 балла ставится ребенку 6-9-летнего возраста в том случае, если его объем кратковременной памяти составляет 1-2 единицы.

В 0 баллов оценивается память 6-9-летнего ребенка, имеющая показатель, равный нулю.

Оснащение: восемь карточек с изображением точек(рис.6).

Испытуемому на короткое время (1 сек.) предъявляются по одной каждая из восьми карточек с изображением от двух до девяти точек. Каждая карточка показывается два раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроиз-

ведение карточки с 2-5 точками дается 10 секунд, 6-7 точками -- 15 секунд, 8-9 точками -- 20 секунд.

Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого.

Существуют следующие нормативы:

I -- 3 точки на двух карточках, VI -- 11 точек на двух карточках,

II -- 4 точки на двух карточках, VII -- 13 точек на двух карточках,

III -- 6 точек на двух карточках, VIII -- 15 точек на двух карточках,

IV-- 9 точек на двух карточках, IX -- 16 точек на двух карточках.

V -- 10 точек на двух карточках,

Ранговые места I и II свидетельствуют о малом объеме внимания, III--VII -- о среднем, VIII и IX -- о большом

Оснащение: Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» (рис.7) и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.

Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у испытуемого не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк «корректурной пробы».

«На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Время работы -- 10 мин.

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов корректурной пробы - таблицы Бурдона, вычисляется показатель концентрации внимания k. Для этого необходимо подсчитать:

- общее количество правильно зачеркнутых букв - n1;

- количество пропусков букв А М К З - n2; количество ошибочно зачеркнутых букв - n3;

- общее количество в просмотренных строках букв А, М, К, З, подлежащих вычеркиванию - n .

Показатель концентрации внимания k вычисляется как отношение:

В зависимости величины этого коэффициента можно получить качественную оценку.

Высокий - 81… 100%

Коэффициент точности и аккуратности внимания А вычисляется по формуле

Оснащение: набор пластилина.

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

0-1балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

0-1 балл - очень низкий уровень

2-3- балла - низкий уровень

4-5 балла - средний уровень

6-7 баллов - выше среднего

8-9 баллов - высокий уровень

10 баллов - очень высокий уровень

Методика 10.Определение понятий

В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:

1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, вкладывать, толкать, режущий. 5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция:

«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово например слово "велосипед". Как бы ты объяснил это?»

Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное -- 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.

Выводы об уровне развития:

Методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе

Каждому участнику группы даётся список группы и опросный лист с инструкцией и тремя критериями эмоционального содержания типа: 1) С кем бы ты хотел ситдеть за одной партой? 2) С кем бы ты хотел провести каникулы? 3) Кого бы ты хотел пригласить на днень рождения?

1. По данным опросных листов заполняется социометрическая матрица(таблица) по критерию эмоционального тяготения.

2. Подсчитывается количество (+) выборов для каждого участника группы. Оно равно количеству «+» выборов в каждом столбце матрицы.

3. Строится социограмма. Она представляет собой графическое изображение эмоциональных (как правило) связей между участниками группы. На схеме символически (шифрами) обозначаются участники группы и указываются их выборы и направление этих выборов (стрелками).

Методика1.Самооценка волевых качеств личности

Оснащение: бланк ответов, текст вопросов.

Прочтите внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько оно характерно для вас. Исходя из этого, выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов и его номер по> ставьте в .бланке ответов против номера соответствующего суждения. Ответив на вопросы первой части («Целеустремленность»), переходите к следующей, и так до конца, пока не закончите работу со всем опросником.

Варианты ответов: а - «так не бывает», б - «пожалуй, неверно», в - «может быть», г - «наверное, да», д - «уверен, что да».

Обработка иинтерпретация результатов

В ключе для обработки результатов выделены две группы показателей, диагностирующих: 1) выраженность волевых качеств (то есть часто проявляющийся уровень) и 2) генерализованность волевых качеств (то есть представленность их как личностных черт). Напротив номера суждения указано число баллов (-2, -1,0, 1, 2), которое присуждается за каждый вариант ответа. Эти оценки заносятся в бланк ответов рядом с отметкой выбора испытуемым варианта ответа. Затем подсчитывается алгебраическая сумма отдельно по параметрам выраженности и генерализованности каждого волевого качества. Для перевода в положительную шкалу оценок к суммарной оценке прибавляется 20 баллов, и окончательные результаты заносятся в нижнюю часть бланка ответа.

Полученные оценки по всем волевым качествам представляются графически по параметрам выраженности и генерализованности.

0-19 баллов - низкий уровень;

20-30 баллов - средний уровень; 31-40 баллов - высокий уровень.

1. Приступая к любому делу, всегда четко осознаю, чего я хочу достичь.

2. Если уж ставлю перед собой определенную цель, то неуклонно стремлюсь к ее достижению, как бы ни было трудно.

3. При неудачах меня всегда одолевают сомнения, стоит ли продолжать начатое дело.

4. Четкое планирование работы не характерно для меня.

5. Никогда сам не проявляю инициативы в постановке новых целей, предпочитаю следовать указаниям других людей.

6. Обычно под влиянием разного рода препятствий мое стремление к цели значительно ослабевает.

7. Как правило, заранее намечаю конкретные задачи, планирую свою работу.

8. Постоянно испытываю потребность ставить перед собой новые цели и достигать их.

9. Начиная новое дело, не всегда четко представляю себе, к чему следует стремиться; обычно надеюсь, что это прояснится по ходу работы.

10. Даже при неудачах меня не покидает уверенность, что достигну поставленной цели.

11. Неудача в деятельности побуждает меня работать с удвоенной энергией.

12. Мои интересы неустойчивы, не могу пока определить, к чему мне стремиться в жизни.

13. Я отчетливо представляю себе, чему хочу научиться.

14. Мне быстро надоедает работать в соответствии с распорядком.

15. На каждом учебном занятии ставлю перед собой конкретные задачи.

16. Редко задумываюсь над тем, как можно применить знания, получаемые в школе, институте, в будущей практической деятельности.

17. У меня есть главная цель в жизни.

18. После неудачи в каком-то ответственном деле долго не могу заставить себя работать в полную силу.

19. К общественной работе отношусь с меньшей ответственностью, чем к учебе.

20. Всегда стараюсь до конца выполнить любое общественное поручение.

Смелость и решительность.

1. Принимая какое-либо решение, всегда реально оцениваю свои возможности.

2. Легко освобождаюсь от тревоги, опасений, страха.

3. Меня часто мучают сомнения. -

4. Мне больше по душе, если ответственность за совместные дела несут другие, а не я.

5. Когда анализирую свои поступки, часто прихожу к выводу, что недостаточно хорошо продумал и спланировал свои действия.

6. Как правило, избегаю рискованных ситуаций.

7. Обычно мне легко удается справиться со своими мнениями.

8. Постоянно чувствую свою ответственность за собственные дела и поступки.

9. С трудом преодолеваю страх.

10. Возможность рискнуть доставляет мне радость.

11. Не боюсь вмешаться в ситуацию на улице, если нужно предотвратить несчастный случай.

12. Мне трудно выполнять свои обещания.

13. Высказываю свое мнение, несмотря на возможность конфликта.

14. Сознание, что соперник сильнее, является для меня серьезным препятствием.

15. Установив для себя распорядок дня, четко его придерживаюсь.

16. Вряд ли могу рискнуть предотвратить несчастный случай.

17. Не испытываю страха перед сильным соперником;

18. Много раз решал с завтрашнего дня начать «новую жизнь», но с утра все шло по-старому.

19. Возможность конфликта заставляет меня держать свое мнение при себе.

20. Для меня исключительный случай, когда я не смог сдержать слово.

Настойчивость и упорство.

1. Начиная любое дело, уверен, что сделаю все возможное для его выполнения.

2. Для меня характерны планомерность, систематичность в работе.

3. Часто бросаю на полпути начатые дела, потеряв интерес к ним.

4. Мне больше по душе легкие, пусть даже менее результативные пути к цели.

5. Обычно не знаю, хватит ли у меня желания и сил завершить начатое дело.

6. У меня никогда не появляется желания поставить перед собой труднодостижимую цель.

7. До конца выполняю даже скучную и однообразную работу.

8. Испытываю особое удовлетворение, если успех достался с большим трудом.

9. Не могу заставить себя работать систематически.

10. Довольно часто испытываю потребность проверить себя в трудных делах.

11. Всегда до конца отстаиваю свое мнение, если уверен, что я прав.

12. Я не могу принудить себя что-либо делать в состоянии усталости.

13. В соревновании борюсь изо всех сил до последнего мгновения.

14. Мне трудно доводить до конца общественные дела.

15. Во время учебного занятия заставляю себя полностью выполнить задание, даже если очень устал.

16. Не могу заставить себя планомерно заниматься в течение всей четверти, полугодия, семестра, особенно по тем учебным предметам, которые даются с трудом.

17. Систематически готовлюсь к учебным занятиям в школе (институте).

18. Неудача в соревновании резко снижает мою активность и желание продолжать, борьбу.

19. В споре чаще всего уступаю другим.

20. Выполняя общественные поручения, всегда добиваюсь того, что необходимо.

Инициатива и самостоятельность.

1. Как правило, все важные решения принимаю без посторонней помощи.

2. Больше всего мне нравится пробовать свои силы в творческой деятельности.

3. Чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руководит мною.

4. Прежде чем что-то сделать, всегда советуюсь с кем-то из знакомых.

5. Для меня удобнее всего выполнять работу по известному образцу.

6. Обычно отказываюсь от своих планов, намерений, если другие находят их неудачными.

7. Стремлюсь быть организатором новых дел в коллективе.

8. Если уверен, что прав, всегда поступаю по-своему.

9. Процесс творчества не привлекает меня.

10. В любую работу стремлюсь внести что-то новое, иначе не интересно.

11. Мне легко удается побороть смущение и завязать первым разговор с незнакомым человеком.

12. Никогда по собственной инициативе не берусь за выполнение общественных поручений.

13. При подготовке к учебным занятиям довольно часто читаю дополнительную литературу, не ограничиваясь лекцией или учебником.

14. Отсутствие значимого для меня человека (его советов и поддержки) во время серьезного испытания снижает мои достижения.

15. На учебных занятиях стараюсь придумывать что-нибудь новое.

16. В разговоре или при знакомстве стремлюсь предоставить инициативу другому.

17. К общественной работе отношусь неформально, стараюсь сделать ее не только полезной, но и интересной.

18. При изучении любого учебного предмета не стремлюсь знать больше, чем требуется для получения оценки.

19. Обычно не задумывалось над содержанием занятия, точно выполняю то, что предлагает преподаватель.

20. Мои достижения при серьезном испытании не зависят от того, присутствует ли на них значимый для меня человек.

Самообладание и выдержка.

1. Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необходимо.

2. Мне удается сохранить ясность мысли даже в самых сложных жизненных ситуациях.

3. Долгое ожидание очень мучительно для меня.

4. Бывает, когда я встревожен, волнуюсь, совершенно теряю контроль над собой.

5. Считаю, что умение владеть собой не так уж важно для человека.

6. Если у меня плохое настроение, никогда не могу этого скрыть.

7. Мне легко заставить себя сдержать смех, если чувствую, что он неуместен.

8. Сильное волнение, как правило, не сказывается на целесообразности моих действий и поведения.

9. В сложной ситуации обычно теряюсь, не могу быстро принять нужное решение.

10. Специально учусь владеть собой..

11. В споре мне обычно удается сохранять спокойствие и объективность.

12. Не могу нормально заниматься, если меня что-то тревожит.

13. Во время серьезного испытания четко контролирую свои мысли, чувства, действия.

14. Совершенно не переношу боли.

15. Неприятности дома не снижают качества моих учебных занятий.

16. Во время экзамена иногда не могу ответить даже на то, что знаю.

17. На экзамене всегда мобилизуюсь и получаю оценку не ниже той, на которую рассчитываю.

18. Не могу сдержать себя, чтобы на грубость не ответить тем же.

19. Во время экзамена с трудом владею собой.

20. Могу заставить себя действовать, превозмогая боль, если это необходимо.

Другие статьи