Руководства, Инструкции, Бланки

анализ правила для руководства ума декарт img-1

анализ правила для руководства ума декарт

Категория: Руководства

Описание

Декарт Р

Декарт Р. - Правила для руководства ума

Р. Декарт
Правила для руководства ума
Перевод М.А. Гарнцева
ПРАВИЛО 1
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы
он мог выносить твердые истинные суждения обо всех тех вещах, которые ему
встречаются.
Таково обыкновение людей, что всякий раз, когда они замечают какое-либо
сходство между двумя вещами, они в своих суждениях приписывают обеим даже в
том, чем эти вещи различаются, то, что, как они узнали, является истинным для
одной из них. Так, неудачно сравнивая науки, которые целиком заключаются в
познании, присущем духу, с искусствами, которые требуют некоторого телесного
упражнения и расположения, и видя, что один человек не в состоянии разом
обучиться всем искусствам, но легче становится лучшим мастером тот, кто
упражняется лишь в одном из них (ведь одни и те же руки не могут приспособиться к
возделыванию земли и игре на кифаре или ко многим различным занятиям
подобного рода столь же легко, как к одному из них), они думали то же самое и о
науках и, отличая их друг от друга сообразно различию их предметов, полагали, что
надо изучать каждую науку в отдельности, отбросив все прочие. В этом они
безусловно обманывались. Ведь, поскольку все науки являются не чем иным, как
человеческой мудростью, которая всегда пребывает одной и той же, на какие бы
различные предметы она ни была направлена, и поскольку она перенимает от них
различие не большее, чем свет солнца - от разнообразия вещей, которые он
освещает, не нужно полагать умам какие-либо границы, ибо познание одной истины
не удаляет нас от открытия другой, как это делает упражнение в одном искусстве, но,
скорее, тому способствует. И право, мне кажется удивительным, что многие люди
дотошнейшим образом исследуют свойства растений, движения звезд, превращения
металлов и предметы дисциплин, подобных этим, но при всем том почти никто не
думает о здравом смысле или об этой всеобщей мудрости, тогда как все другие вещи
в конце концов следует ценить не столько ради них самих, сколько потому, что они
что-то прибавляют к этой мудрости. И оттого не без основания мы выставляем это
правило норным среди всех, ибо ничто так не отклоняет нас от прямого пути
разыскания истины, как если мы направляем наши занятия не к этой общей цели, а к
каким-либо частным. Я говорю не о дурных и достойных осуждения целях,
каковыми являются пустая слава или бесчестная нажива: ведь очевидно, что
приукрашенные доводы и обманы, приноровленные к способностям толпы,
открывают к этим целям путь гораздо более короткий, чем тот, который может
потребоваться для прочного познания истинного. Но я разумею именно благородные
и достойные похвалы цели, так как они часто вводят нас в заблуждение более
изощренно, как, например, когда мы изучаем науки, полезные для житейских удобств
или доставляющие то наслаждение, которое находят в созерцании истинного и
которое является почти единственным в этой жизни полным и не омраченным
никакими печалями счастьем. Конечно, мы можем ожидать от наук этих законных
плодов, но, если мы во время занятий помышляем о них, они часто становятся
причиной того, что многие вещи, которые необходимы для познания других вещей,
мы упускаем или потому, что они на первый взгляд кажутся малополезными, или
потому, что они кажутся малоинтересными. И надо поверить в то, что все науки
связаны между собой настолько, что гораздо легче изучать их все сразу, чем отделяя
одну от других. Итак, если кто-либо всерьез хочет исследовать истину вещей, он не
должен выбирать какую-то отдельную науку: ведь все они связаны между собой и
друг от друга зависимы; но пусть он думает только о приумножении естественного
света разума, не для того, чтобы разрешить то или иное школьное затруднение, но
для того, чтобы в любых случаях жизни разум (intellectus) предписывал воле, что
следует избрать, и вскоре он удивится, что сделал успехи гораздо большие, чем те,
кто занимался частными науками, и не только достиг всего того, к чему другие
стремятся, но и превзошел то, на что они могут надеяться.
ПРАВИЛО II
Нужно заниматься только теми предметами, о которых наши умы очевидно
способны достичь достоверного и несомненного знания.
Всякая наука есть достоверное и очевидное познание, и тот, кто сомневается во
многих вещах, не более сведущ, чем тот, кто о них никогда не думал, но при этом
первый кажется более несведущим, чем последний, если о некоторых вещах он
составил ложное мнение; поэтому лучше не заниматься вовсе, чем заниматься
предметами настолько трудными, что, будучи не в состоянии отличить в них
истинное от ложного, мы вынуждены допускать сомнительное в качеств"
достоверного, ибо в этих случаях надежда на приумножение знания не так велика,
как риск его убавления. И таким образом, этим положением мы отвергаем все те
познания, которые являются лишь правдоподобными, и считаем, что следует
доверять познаниям только совершенно выверенным, в которых невозможно
усомниться. И как бы ни убеждали себя ученые в том, что существует крайне мало
таких познаний, ибо они вследствие некоего порока, обычного для человеческого
рода, отказывались размышлять о таких познаниях как слишком легких и доступных
каждому, я, однако, напоминаю, что их гораздо больше, чем они полагают, и что их
достаточно для достоверного доказательства бесчисленных положений, о которых до
этого времени они могли рассуждать только предположительно; и поскольку они
считали недостойным ученого человека признаться в своем незнании чего-либо, они
настолько привыкли приукрашивать свои ложные доводы, что впоследствии мало-
помалу убедили самих себя и, таким образом, стали выдавать их за истинные.
Но если мы будем строго соблюдать это правило, окажется очень немного вещей,
изучением которых можно было бы заняться. Ибо вряд ли в науках найдется какой-
либо вопрос, по которому остроумные мужи зачастую не расходились бы между
собой во мнениях. А всякий раз, когда суждения двух людей об одной и той же вещи
оказываются противоположными, ясно, что по крайней мере один из них
заблуждается или даже ни один из них, по-видимому, не обладает знанием: ведь
если бы доказательство одного было достоверным и очевидным, он мог бы так
изложить его другому, что в конце концов убедил бы и его разум. Следовательно,
обо всех вещах, о которых существуют правдоподобные мнения такого рода, мы, по-
видимому, не в состоянии приобрести совершенное знание, поскольку было бы
дерзостью ожидать от нас самих большего, чем дано другим; так что, если мы
правильно рассчитали, из уже открытых наук остаются только арифметика и
геометрия, к которым нас приводит соблюдение этого правила.
Мы, однако, не осуждаем ввиду этого тот способ философствования, который
дотоле изобрели другие, и орудия правдоподобных силлогизмов, чрезвычайно
пригодные для школьных баталий, ибо они упражняют умы юношей и развивают их
посредством некоего состязания, и гораздо лучше образовывать их мнениями такого
рода, даже если те очевидно являются недостоверными, поскольку служат
предметом спора между учеными, чем предоставлять их, незанятых, самим себе.
Ведь, может быть, без руководителя они устремились бы к пропасти, но, пока они
идут по следам наставников, пусть и отступая иногда от истинного, они наверняка
избрали путь во всяком случае более безопасный по той причине, что он уже был


Декарт Р. - Правила для руководства ума

Видео

Другие статьи

Образовательный портал

1. Введение: Рене Декарт и его время

2. "Правила для руководства ума"

3. Метод Декарта

4. Значение "Правил для руководства ума"

Перечень использованной литературы

1. РЕНЕ ДЕКАРТ И ЕГО ВРЕМЯ

Принцип историзма требует конкретного исторического исследования философских учений. Нельзя вырвать философскую теорию из той исторической, экономической и социальной среды, в которой она создавалась. Использование одного только логического метода не даст нам полного понимания учения, его исторической значимости.

Годы жизни Декарта - 1596-1650. В этот период происходил переход от средневековья к Новому времени.

К этому времени, по словам Энгельса, "промышленность колоссально развилась и вызвала к жизни массу новых механических (ткачество, часовое дело, мельницы). и физических фактов (очки). которые давали не только огромный материал для наблюдений, но также и совершенно иные, чем раньше средства для экспериментирования и позволили сконструировать новые инструменты".

Во времена Декарта ремесло в "чистом" виде начало оттесняться (в таких странах, как Италия, Голландия) ремеслом, организованным по новому принципу в мануфактурных мастерских "производственном механизме, органами которого являются люди". Каждый "винтик" этого механизма состоит из обыкновенной человеческой плоти, а его функции определяются теперь той "точкой", которую он занимает в механизме: дальше или ближе от исходной точки расположена "точка" функциональная.

Связь функций "частичных работников" "деталей" потенциальной машины - отщепляется от них самих и в виде плана, алгоритма производства противостоит им. Образ процесса, его "картина" задается геометрически.

Причиной коренного изменения характера предметной деятельности является принцип машинного производства, а именно, разлагать процесс производства на составные фазы и разрешать возникающие задачи посредством применения естественных наук.

Структура человеческой деятельности в своей первооснове становится математической. В теоретическом отображении этой деятельности происходили аналогичные процессы, приведшие к потребности нового метода как метода математического и определившие логику формирования и развития новой теории, новой науки.

"Математизация" деятельности, а вместе м тем и "математизация" (алгоритмизация) метода, представляющиеся сегодня абстрагированием от всякого содержания, в рассматриваемую эпоху представляла в самой своей первооснове единственно возможный путь дальнейшего проникновения в более глубокий "слой" содержания, путь перехода к новой сущности.

Важнейшая задача, вставшая на этом пути - это задача математизации физики.

Вот в чем суть того запроса, который постоянно ощущается Декартом. Занимаясь этой задачей, Декарт приходит к созданию собственного метода познания окружающего мира. К 1625 году он уже обладал основными положениями последнего.

Пропущенные сквозь игольное ушко сомнения, они свелись к небольшому числу простейших правил, посредством которых из основных положений может быть выведено все богатство подвергшегося анализу материала.

Но сначала Декарт проверяет сами правила в процессе реального открытия. При этом он решает одну из ключевых проблем диоптрики - проблему анакластической линии.

Вместе с конкретным научным открытием было совершено еще одно, методологическое открытие. Обнаружилась необходимость и возможность постоянной (как это формулируется в Новое время - рефлективной) работы над собственным умом, необходимость и возможность постоянного обращения мысли на мысль, постоянного развития самой способности мыслить, открывать, изобретать. Тот ум, который должен руководствоваться правилами Декарта, - это уже не созерцающий и спокойный ум античного мыслителя, это не застывший, от бога сформированный Ум средневековья, это ум, способный изменяться, отстраняться от самого себя, это ум, отвечающий и историческому, и социальному, и техническому динамизму Нового времени.

Перейдем теперь к рассмотрению трактата.

2. "ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА"

Как видно уже из самого названия трактата, цель его двойная. Во-первых, он предназначен для "руководства ума" в направлении его усовершенствования с тем, чтобы обладатель ума, достигнув определенной степени совершенства, искусства, смог открыть, "из-обрести", обрести из самого способа усовершенствования ума путь познания Истины. Это, следовательно, правила в классическом средневековом смысле, правила в смысле приемов, нормативов времени. Но в то же время они являются правилами методологическими, характерными для Нового времени: истина не дана заранее, ее только следует открыть, открыть с помощью метода, орудия, которым может воспользоваться "всякий. как бы ни был посредственен его ум"; для успешного решения задачи - ввести ключевое, принципиально новое разделение на "нас, способных познавать", и на независимый от нас объективный мир "самих вещей, которые могут быть познаны".

Отмеченная выше историческая необходимость вычленения метода в форме метода математического предстает в "Правилах. " как картина внутрилогических закономерностей теоретического развития Декарта в исходном, отправном пункте этого развития, в своем "замысле".

По замыслу трактат должен был состоять из трех частей, каждая из которых должна была включать 12 "Правил". В первой части предстояло изложить собственно принципы метода; во второй - показать, как сделать эмпирию объектом теоретического исследования: построить математическую модель физической задачи; в третьей части предполагалось показать, как такую задачу решать. Но трактат в том виде, в каком он нам известен, состоит из полных восемнадцати "Правил"; следующие три "Правила" обозначены лишь заголовками, и после обозначенного таким образом "Правила XXI" Декарт ставит "Конец".

Прежде чем рассуждать дальше, посмотрим, что же представляют собой эти знаменитые правила.

Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах

Нужно заниматься только такими предметами, о которых наш ум кажется способным достичь достоверных и несомненных познаний

В предметах нашего исследования надлежит отыскивать не то, что о них думают другие или что мы предполагаем о них сами, но то, что мы ясно и очевидно можем усмотреть или надежно дедуцировать, ибо знание не может быть достигнуто иначе

Метод необходим для отыскания истины

Весь метод состоит в порядке и размещении того, на что должно быть направлено острие ума в целях открытия какой-либо истины. Мы строго соблюдем его, если будем постепенно сводить темные и смутные положения к более простым и затем пытаться, исходя из интуиции простейших, восходить по тем же ступеням к познанию всех остальных

Для того чтобы отделять наиболее простые вещи от трудных и придерживаться при этом порядка, необходимо во всяком ряде вещей, в котором мы непосредственно выводим какие-либо истины из других истин, следить, какие из них являются самыми простыми и как отстоят от них другие: дальше, ближе или одинаково

Для завершения знания надлежит все, относящееся к нашей задаче, вместе и порознь обозреть последовательным и непрерывным движением мысли и охватить достаточной и методической энумерацией

Если в ряде исследуемых вещей встретится какая-либо од на, которую наш ум не может достаточно хорошо понять, то нужно на ней остановиться и не исследовать других, идущих за ней, воздерживаясь от лишнего труда

Нужно обращать острие ума на самые незначительные и простые вещи и долго останавливаться на них, пока не привыкнем отчетливо и ясно прозревать в них истину

Для того чтобы сделать ум проницательным, необходимо упражнять его в исследовании вещей, уже найденных другими, и методически изучать все, даже самые незначительные, искусства, но в особенности те, которые объясняют или предполагают порядок

После того как мы усвоим несколько простых положений и выведем из них какое-либо иное, полезно обозреть их путем последовательного и непрерывного движения мысли, обдумать их взаимоотношения и отчетливо представить одновременно наибольшее их количество; благодаря этому наше знание сделается более достоверным и наш ум приобретет больший кругозор

Наконец, нужно использовать все вспомогательные средства интеллекта, воображения, чувств и памяти как для отчетливой интуиции простых положений и для верного сравнения искомого с известным, чтобы таким путем открыть его, так еще и для того, чтобы находить те положения, которые должны быть сравниваемы между собой; словом, не нужно пренебрегать ни одним из средств, находящихся в распоряжении человека

Когда мы хорошо понимаем вопрос, нужно освободить его от всех излишних представлений, свести его к простейшим элементам и разбить его на такое же количество возможных частей посредством энумерации

Сказанное следует отнести и к реальному протяжению тел; это протяжение нужно всецело представлять в виде простых фигур: таким образом оно сделается более понятным для интеллекта

Большей частью также полезно чертить эти фигуры и пре подносить их внешним чувствам, для того чтобы таким об разом нам было легче сосредоточивать внимание нашего ума

Что же касается измерений, не требующих в данный момент внимания нашего ума, хотя и необходимых для заключения, то лучше изображать их в виде сокращенных знаков, чем полных фигур. Таким образом, именно память не будет нам изменять и вместе с тем мысль не будет разбрасываться, чтобы удержать в себе эти измерения, в то время как она занята выведением других

Встретившуюся трудность надо просматривать прямо, не обращая внимания на то, что некоторые из ее терминов известны, а некоторые неизвестны, и интуитивно следовать правильным путем по их взаимной зависимости

Для этой цели необходимы только четыре действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Двумя последними из них часто здесь даже нет надобности пользоваться как во избежание ненужных усложнений, так и потому, что в дальнейшем они могут быть более легко выполнимы

Путем такого метода вычислений нужно отыскивать столько величин, выраженными двумя различными способами, сколько неизвестных терминов мы предполагаем известными, для того чтобы исследовать трудность прямым путем. Именно таким образом мы получим столько же сравнений между двумя равными величинами

Составив уравнения, мы должны совершить ранее отложенные нами действия, никогда не пользуясь умножением, если уместно деление

Если имеется много таких уравнений, то нужно их привести все к одному, а именно к тому, термины которого займут наименьшее количество ступеней в ряде последовательно пропорциональных величин, где они и должны быть расставлены в соответствующем порядке

3. МЕТОД ДЕКАРТА

Придя к выводу, что "метод необходим для отыскания истины", Декарт вплотную приступает к его разработке. "Главный секрет метода" состоит, по его словам, в том, что рассматривается не та или иная вещь сама по себе ("нужно. их не рассматривать изолированно одну от другой"). а ряд вещей, в котором мы непосредственно выводим какие-либо истины из других истин". Для этого вначале надо определить, "какие из них являются самыми простыми", а затем остается лишь "следить.

как отстоят от них другие: дальше, ближе или одинаково".

Благодаря тому, что наряду с вещами рассматриваются и их связи, методическое движение представляет собой непрерывный процесс. Так, например, находя "посредством различных действий отношение сначала между величинами А и В, затем между В и С, между С и D и, наконец, между D и E", для того чтобы уловить их общую связь и в дальнейшем учитывать ее, необходимо "обозревать их путем последовательного движения представления так, чтобы оно представляло одно из них и в то же время переходило бы к другому".

Декарт выделяет два основных средства познания: интуицию и дедукцию. В дальнейшем к ним присоединяется еще и полная энумерация, или индукция.

Интуиция - центральное положение картезианского рационалистического метода, требующего ясности и отчетливости как высшего и решающего критерия истинности. Поэтому учение Декарта об интуиции совпадает с учением об "естественном свете разума".

Под интуицией имеется в виду "понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума".

Интуиция выступает элементарным актом познания и его "точкой роста", а само познание понимается как последовательность, упорядоченная цепочка интуиции.

Следует подчеркнуть, что картезианская интуиция не только не имеет ничего общего с иррациональной, мистической интуицией средневековых схоластов, но составляет ее прямую противоположность.

Интуиция находится в теснейшей связи с дедукцией. Посредством дедукции мы познаем все, что необходимо выводится из чего-либо достоверно известного. Дедукция необходима в силу того, что "есть много вещей, которые хотя и не являются самоочевидными, но доступны достоверному познанию, если только они выводятся из верных и понятных принципов путем последовательного и нигде не прерывающегося движения мысли при зоркой интуиции каждого отдельного положения". То есть под дедукцией подразумевается "именно движение или последовательность, чего нет в интуиции".

Полная математическая энумерация завершает обретенное таким образом знание.

"Для завершения знания необходима энумерация, так как если все другие предписания и содействуют разрешению многих вопросов, то только посредством энумерации мы можем создать всегда прочное и достоверное суждение о вещах, с которыми мы имеем дело. Благодаря ей ничто совершенно не ускользает от нас, и мы оказываемся осведомленными понемногу обо всем".

Но она одновременно и продолжает его, и вновь "начинает", то есть обеспечивает непрерывное воспроизведение процесса.

Действительно, то, что охвачено индукцией, становится единой частью знания, освоенной интуицией; но тогда мы вновь имеем дело с исходным образом, посылкой, "схватываемой" одним интуитивным актом.

Развивающаяся таким образом система на каждом шаге обращается к своим основаниям, подвергая их сомнению.

Сомнение - "сомневающаяся" способность мышления - единственный достоверный источник всей системы знания, и сомнение - единственный способ развития знания.

Сомнение, бывшее до сих пор фактором моральным, становится сомнением методологическим, методическим. Усомнившись во всем, Декарт очищается от схоластических догм и может строить свою систему на немногих, но прочных основаниях.

По мысли Декарта, метод является орудием человека, и схема взаимодействия человек - метод в процессе работы очень проста и сводится к следующему: метод совершенствует определенные способности человека, доводя само совершенство до крайних границ. Происходит это в ходе анализа способностей, состоящего в сведении их к элементарнейшим, далее нерасчленяемым, простейшим действиям. Но в таком виде они теряют всякую конкретную связь с той или иной конкретной особенностью конкретного индивида и становятся в силу этого элементами метода, в терминологии Декарта - обретают статут простейших положений, аксиом, на которых базируется метод.

Это орудийный аспект использования метода, то есть отношение субъект деятельности орудие деятельности. Но важнейшей чертой метода Декарта является его обращенность на объект деятельности - материальный мир в целом. Но рассмотрение отношения субъект - объект приводит нас к основному вопросу философии, а именно его гносеологическому аспекту. Декарту, как и любому философу, приходится решить для себя этот вопрос. Его теория познания вкратце изложена в правиле XII. Вот ее основные положения.

1. Нужно уяснить себе то, что все внешние чувства, поскольку они составляют части тела, хотя мы и применяем их к объектам посредством действия, то есть местного движения, ощущают собственно лишь пассивно, подобно тому как воск принимает фигуру печати.

2. Нужно уяснить себе, что после того как внешнее чувство приведено объектом в движение, воспринятая фигура моментально сообщается другой части тела, называемой общим чувствилищем, и притом так, что никакое естество не переходит реально с одного места на другое.

3. Нужно себе уяснить, что общее чувствилище действует на фантазию, или воображение, так же, как печать на воск, запечатлевая фигуры или идеи, которые приходят к нам от внешних чувств чистыми и бестелесными.

4. Нужно себе уяснить, что движущая сила, или сами нервы, имеют свое начало в мозгу, где находится воображение, возбуждающее их разными способами, подобно тому, как внешнее чувство возбуждает общее чувствилище.

5. Нужно себе уяснить, что сила, посредством которой мы собственно познаем вещи, является чисто духовной, отличающейся от всего телесного не менее, чем кровь от костей или рука от глаза, единственной в своем роде, хотя она вместе с фантазией то воспринимает фигуры, исходящие от общего чувствилища, то оперирует фигурами, сохраняющимися в памяти, то создает новые.

Нельзя не отметить дуалистичности декартового подхода, но не будем углубляться в этот вопрос.

Декартов метод задает способ сведения (регресса) к "простейшим" (аксиомам - исходным геометрическим образам). и этим регрессом является доказательство. Выведение из "простейших" является обращением доказательства и протекает параллельно последнему. Оно, по выражению Декарта, возвращается по тем же "ступеням". Происходит это по правилам вывода, обретенным в конечной точке регресса, в пункте "возврата", и позволяет осознать само доказательство. Вот почему вывод и тождествен ("по тем же ступеням"). и не тождествен ("осознание") доказательству.

Схема решения задач, предлагаемая Декартом в практически неизменном виде действует и сейчас. Она заключается в следующем. Сначала сформулировать задачу в том виде, в каком она дана. Затем построить математическую модель, то есть выписать уравнения описывающие задачу. Потом следует решать лишь математическую задачу, отвлекаясь от ее конкретного содержания. Когда решение получено, его надо проинтерпретировать для конкретного приложения.

Если первые правила описывают собственно метод, то есть, как найти задачу, как свести ее к более простой и т.д. то заключительные правила показывают, как решать математическую задачу. Декарт видит всеобщее здание науки в виде "Универсальной математики", поэтому неудивительно, что он уделяет математике много места в своих исследованиях. Здесь ему принадлежат многие замечательные достижения. Введение переменной величины было поворотным пунктом в математике. Система координат, носящая имя Декарта, позволила характеризовать точки числами (координатами) и породила концепцию математики, согласно которой алгебра является способом понимания геометрии. Декарт ввел множество удобных обозначений. Создал теорию пропорциональных отношений и многое другое.

С введением координат движение снимается в терминах протяженности (пространства). в геометрическом образе кривой линии. Время, как таковое, исключается. Оно тоже представляется как одна из пространственных (протяженных) характеристик движения, как его координата на оси (времени). его величина задается отрезком прямой (в прямолинейной системе координат). Освобожденная от необходимости быть "самой себе методом", геометрия окончательно поглощает физику, и для достижения идеала теперь остается реализовать все тождество в масштабах Вселенной: Декарт вскоре (1630 г.) принимается за написание гигантского "Мира".

4. ЗНАЧЕНИЕ "ПРАВИЛ ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА"

"Правила для руководства ума" имеют огромное философское, методологическое и математическое значение. Каждый раз, когда современный логик или математик обращает внимание на то, как совершаются открытия или изобретения, он неизменно обращается к "Правилам. " Декарта.

Дж. Пойа говорит: "С течением времени сам Декарт должен был признать, что имеются случаи, когда его схема является непригодной. В намерении, положенном в основу схемы Декарта, можно усмотреть нечто глубоко правильное. Однако, претворить это намерение оказалось очень трудно. Проект Декарта потерпел неудачу, однако, это был великий проект, и, даже оставшись нереализованным, он оказал большее влияние на науку, чем тысяча малых проектов, в том числе таких, которые удалось реализовать".

Хотя "Правила. " - одно из первых сочинений Декарта, они поистине неисчерпаемы, и в них, в "замысле" как реализованных, так и не осуществленных идей, надежд и стремлений, представлен почти весь грядущий Картезий.

Перечень использованной литературы

1. Декарт Р. "Избранные сочинения"

2. Ляткер Я. А. "Декарт"

3. Соколов В. В. "Философия Рене Декарта"

4. Введение в философию. учебник п/р Фролова ч. 1