Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по обращению с отходами класса а img-1

инструкция по обращению с отходами класса а

Категория: Инструкции

Описание

Правила обращения с медицинскими отходами

Правила обращения с медицинскими отходами

Правила обращения с медицинскими отходами (СанПиН 2.1.7.2790-10) утверждены Постановлением Главного санитарного врача РФ от 9.12.2010 г. № 163. Они предназначены для юридических и физических лиц, занимающихся деятельностью, связанной со сбором, хранением, обезвреживанием, вывозом материалов, образующихся в лечебных учреждениях. Документ дает классификацию медицинских отходов, регламентирует, как организовать участок по переработке использованных изделий, как наладить контроль за соблюдением санитарных норм, а также указывает, что запрещено делать при обращении с медотходами.

Порядок сбора, хранения и вывоза медицинских отходов включает следующие этапы:

  • сбор использованных материалов в отдельную тару на каждом рабочем месте (в каждом процедурном, массажном кабинете, в каждой лаборатории);
  • перемещение тары с собранными отходами в специальное помещение, отведенное для ее временного хранения;
  • обезвреживание материалов;
  • сдача накопленных медотходов лицензированной организации, занимающейся утилизацией, и вывоз их с территории медучреждения;
  • утилизация медотходов.

Обезвреживание материалов иногда делается перед накоплением их в отдельной таре, например, дезинфекция иголок и корпусов шприцов. Выбор способа обеззараживания зависит от возможностей лечебного учреждения и утверждается при составлении схемы обращения с отходами.

Какой должна быть тара и оборудование для сбора отходов

Для сбора медотходов применяются одноразовые и многоразовые емкости, а также стойки-тележки для крепления емкостей и перемещения их в специализированное помещение. Стойки, в зависимости от того, для какого класса материалов предназначены, имеют текстовую маркировку. Например, «Отходы. Класс А». Смешивание материалов разных групп опасности в одном контейнере не разрешается.

Отходы класса А откладываются в одноразовые пакеты любого цвета, только не красного и не желтого. При заполнении объема на ¾ пакеты складываются в многоразовые пластиковые контейнеры с текстовой маркировкой.

Отходы класса Б накапливаются в одноразовых пакетах или емкостях с плотными крышками, изготовленных из влагостойких, непрокалываемых, устойчивых к температурному и химическому воздействию материалов. Пакеты и емкости должны иметь желтый цвет или маркировку желтого цвета. На таре должно быть указано название учреждения, дата и ФИО ответственного лица. Многоразовые контейнеры для материалов группы Б должны также иметь желтый цвет или желтую текстовую маркировку.

Сбор отходов класса В делается аналогично классу Б. Единственное отличие – одноразовая и многоразовая тара должна иметь красную маркировку или красный цвет.

Отходы класса Г накапливаются в одноразовых контейнерах и многоразовых плотно закрывающихся баках не красного и не желтого цвета, с текстовой маркировкой.

Радиоактивные материалы класса Д собираются в соответствии с правилами соблюдения радиационной безопасности, прописанными в законных актах по обращению с источниками ионизирующих излучений.

Одноразовая тара после использования дезинфицируется и утилизируется, многоразовая – моется, дезинфицируется и возвращается в оборот. Для перемещения отходов класса А, кроме стоек-тележек, используются мусоропроводы и межэтажные лифты. В зависимости от морфологического состояния и при наличии измельчителя допускается слив неопасных материалов в общегородскую канализацию.

Требования к персоналу

Персонал, работающий с медотходами, должен проходить предварительный и ежегодный инструктаж, медосмотр, иметь соответствующие прививки. Возраст – не менее 18 лет. Работникам выдается спецодежда, сменная обувь и средства личной защиты. Стирка одежды на дому запрещена.

Требования к транспортировке медотходов

Вывоз медотходов с территории лечебного учреждения осуществляется компаниями, имеющими лицензию на этот вид работ. Материалы класса А можно транспортировать автомобилями для ТБО, других классов – только спецтехникой. Мусорные контейнеры и стенки кузова должны регулярно мыться и дезинфицироваться. В каждом автомобиле предусматриваются средства для экстренной обработки при аварийном высыпании отходов из баков. Для перевозки применяются машины, в которых кабина водителя отделена от кузова.

Что запрещено делать при обращении с медотходами

При сборе и хранении медотходов запрещено вручную нарушать целостность предметов в целях из обеззараживания, пересыпать неупакованные материалы из одной тары в другую, утрамбовывать содержимое контейнеров. Также нельзя применять мягкие, непрочные емкости для накопления острых и режущих предметов, делать все операции без средств индивидуальной защиты. Запрещено ставить контейнеры для сбора рядом с обогревательными приборами. Площадка для хранения отходов должна быть размещена не ближе 25 м от лечебных блоков и столовой, иметь твердое покрытие, закрыта от доступа посторонних лиц.

Другие статьи

Медицинские отходы

Личный кабинет Тема: Перевод отходов из класса А в класс Б

Димитр Оффлайн Дата регистрации: 20.08.2016 Сообщений: 6

Добрый день. Организация имеет два структурных подразделения, в которых образуются отходы класса А и Б.
Дезинфекция отходов производится на рабоыих местах согласно инструкции по обращению с отходами. Проблема заключается в том, что организовать их хранение не представляется возможным, то есть необходима ежедневная передача на утилизацию. Однако, утилизатор предлагает свои услуги только 5 дней в неделю, а у ЛПУ в будущем имеется необходимость работать без выходных.
Есть мысль организовать участок по измельчению этих отходов и перевозке туда своих уже обеззараженых отходов для измельчения с последующей передачей утилизаторам как ТБО (как класс А).
Возник вопрос. Возможно ли будет в дальнейшем принимать на измельчение такие отходы из других ЛПУ,ведь в силу п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязательному лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов (за исключение медицинских отходов класса Г, имеющих 1 - 4 классы опасности) законом не предусмотрено.

Димитр писал(а):
Добрый день. Организация имеет два структурных подразделения, в которых образуются отходы класса А и Б.
Дезинфекция отходов производится на рабоыих местах согласно инструкции по обращению с отходами. Проблема заключается в том, что организовать их хранение не представляется возможным, то есть необходима ежедневная передача на утилизацию. Однако, утилизатор предлагает свои услуги только 5 дней в неделю, а у ЛПУ в будущем имеется необходимость работать без выходных.
Есть мысль организовать участок по измельчению этих отходов и перевозке туда своих уже обеззараженых отходов для измельчения с последующей передачей утилизаторам как ТБО (как класс А).
Возник вопрос. Возможно ли будет в дальнейшем принимать на измельчение такие отходы из других ЛПУ,ведь в силу п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязательному лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов (за исключение медицинских отходов класса Г, имеющих 1 - 4 классы опасности) законом не предусмотрено.

Добрый день, Димитр.
Вы немного запутались в терминах. Насколько я понимаю, у вас осуществляется обеззараживание отходов химическим методом (дезинфектантами). Но такой способ обеззараживания даже при видоизменении отходов даже измельчением не позволяет в дальнейшем обращаться с ними как с классом А. Для того, чтобы отходы классов Б (и В) стали безопасными и их можно было вывозить вместе с отходами класса А необходимо соблюдение трех условий:
- аппаратный способ обеззараживания;
- обеззараживание физическим методом (автоклавирование, нагрев, электромагнитные волны или радиация);
- видоизменение отходов, при котором ключевым параметром является невозможность повторного использования изделий, попавших в отходы, по назначению (это не обязательно измельчение).

Так что для того, чтобы отказаться от услуг сторонней организации вам придется организовать участок по обращению с отходами класса Б в соответствии с главой Х СанПиН 2.1.7.2790-10, оснащенный специальной установкой, обеззараживающей отходы физическим методом с одновременным или последующим изменением их таким образом, чтобы исключить возможность повторного использования.

Если вы собираетесь привлекать для обеззараживания отходы сторонних организаций, вам непременно потребуется лицензия на право обращения с опасными отходами, которую вы сможете получить только при наличии правильно обустроенного участка и квалифицированного персонала.

Сообщение отредактировано 21.08.2016 в 14:19:37 пользователем Владимир Якименко.

Димитр Оффлайн Дата регистрации: 20.08.2016 Сообщений: 6

Владимир Якименко писал(а):

Если вы собираетесь привлекать для обеззараживания отходы сторонних организаций, вам непременно потребуется лицензия на право обращения с опасными отходами, которую вы сможете получить только при наличии правильно обустроенного участка и квалифицированного персонала.
В чём заключается эта "непременность" получения лицензии? Вот для примера решение суда.
Постановление ФАС Уральского округа от 02.04.2014 N Ф09-1548/14 по делу N А76-10933/2013
Суд отказал в удовлетворении исковых требований общества о признании недействительными решений Управления Федеральной антимонопольной службы по субъекту РФ, которыми признаны необоснованными жалобы общества на действия аукционной комиссии (третьих лиц). Как указало общество, комиссия не установила в аукционной документации требования о наличии у участников размещения заказа соответствующей лицензии, в результате чего было признано победителем аукциона лицо, не имеющее лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности. Суд указал, что предметом аукциона являлось право заключения договора на оказание услуг по термическому обезвреживанию медицинских отходов класса "Б". В силу п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязательному лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов (за исключение медицинских отходов класса Г, имеющих 1 - 4 классы опасности) законом не предусмотрено. С учетом изложенного оспариваемые решения Управления соответствуют нормам закона.

Димитр писал(а):
В силу п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязательному лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Лицензирование деятельности в отношении медицинских отходов (за исключение медицинских отходов класса Г, имеющих 1 - 4 классы опасности) законом не предусмотрено.
Эти классы опасности имеют отношение к воздействию любых отходов на окружающую среду. Медицинских, бытовых, промышленных, строительных и т.д. и т.п. В том числе медицинских классов А, Б, В, Г и Д. Все медицинские отходы относятся к какому-либо классу опасности (от I до V).
Получите паспорт на все привлекаемые со стороны отходы. в котором будет написано, что они относятся к V классу опасности, или требуйте такой паспорт от поставщика отходов - и работайте без лицензии. Удачи вам.

Сообщение отредактировано 22.08.2016 в 13:03:23 пользователем Владимир Якименко.

Димитр Оффлайн Дата регистрации: 20.08.2016 Сообщений: 6

Вы наверное знаете что есть общие и специальные нормы. Оборот медотходов регулируется специальной нормой - СаНПиН и ФЗ об охране здоровья.Эти классы имеют отношения к любым отходам, кроме медицинских. Я привёл Вам в пример судебный акт (коих можно найти множество), где русским по белому написано что оборот медотходов не лицензируется, а Вы предлагаете перевести мне все отходв в V класс. Если все относятся к к-л классу, то к какому Вы относите Б-класс?

Димитр писал(а):
Вы наверное знаете что есть общие и специальные нормы. Оборот медотходов регулируется специальной нормой - СаНПиН и ФЗ об охране здоровья.Эти классы имеют отношения к любым отходам, кроме медицинских. Я привёл Вам в пример судебный акт (коих можно найти множество), где русским по белому написано что оборот медотходов не лицензируется, а Вы предлагаете перевести мне все отходв в V класс. Если все относятся к к-л классу, то к какому Вы относите Б-класс?
Оборот медотходов не регулируется СанПиН. Упомянутые нормы и правила всего лишь определяют порядок обращения с отходами, причем в основном непосредственно в учреждении - во избежание распространения инфекции. Не больше.

Это разные классификации. В СанПиН 2.1.7.2790-10 медицинские отходы классифицируются по их эпидемиологической опасности. Классификация Росприроднадзора - по экологической опасности, то есть по степени влияния на окружающую среду. И в этой классификации бинт существенно отличается от пластика. Но несущественно, будет это новый бинт или испачканный кровью. С точки же зрения СанПиН что бинт, что пластик - не имеет значения. Важно лишь их загрязнение кровью (к примеру).
Естественно, эти классификации не соответствуют друг другу. Отходы класса А (безопасные - в эпидемиологическом отношении - по классификации СанПиН 2.1.7.2790-10) могут быть, к примеру, IV класса по классификации Росприроднадзора. То же самое касается отходов класса Б. В классификации Росприроднадзора все зависит от морфологического состава отходов, причем бактериальная контаминация Росприроднадзор не волнует никак, а в классификации СанПиН 2.1.7.2790-10 - опасные в эпидемиологическом отношении отходы класса Б, к примеру, могут содержать отходы разных классов опасности по мерке Росприроднадзора. I, II, III, IV или V класс опасности отходов определяется по специальным методикам и фиксируется в паспорте отхода.

Димитр, я не собираюсь с Вами спорить. Я высказываю свое обоснованное практикой мнение. Вы вольны с ним соглашаться или не соглашаться. Считаете, что я не прав - экспериментируйте, потом поделитесь результатом. Буду безмерно рад, если у Вас все получится и возьмусь пропагандировать ваш опыт.

Что касается ссылки на суд. Меня на том суде не было, кто там был экспертом - не знаю. В прениях сторон одной из них удалось убедить судью, другой - не удалось. Это ни о чем не говорит, право у нас, в отличие от Англии, не прецедентное, так что отдельные судебные акты не могут быть основанием для других подобных дел.

Сообщение отредактировано 22.08.2016 в 22:47:15 пользователем Владимир Якименко.

Димитр Оффлайн Дата регистрации: 20.08.2016 Сообщений: 6

Практика - это завмечательно, но хотелось бы понять суть вопроса с юридической т.з. то есть исходя из статей различных НПА. Пример - письмо Росприроднадзора от 22.04.2015 Наряду с этим, законодательством Российской Федерации требования по получению лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских отходов, оформлению паспортов на медицинские отходы, разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении медицинских отходов, предоставлению отчетности в области обращения с медицинскими отходами не установлены.
Или письмо Минприроды от 12.02.2015 в настоящее время действие норм Закона об отходах, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы.
Или от 16.12.2011 Минприроды России сообщает, что действие норм Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяются на отходы лечебно-профилактических учреждений (медицинских отходов в целом), а также на биологические отходы, и, как следствие, выдача разрешительной документации в области обращения с отходами на вышеуказанные отходы неправомерна .

Сообщение отредактировано 22.08.2016 в 22:26:51 пользователем Димитр.

А что ж это Вы так выборочно цитируете документы? Типа: это я процитирую, потому что подтверждает мою точку зрения, а это - не буду, потому что мне не нравится. Так, что ли?
Вместе с тем, по мнению Минприроды России, если медицинские отходы после соответствующей обработки и обеззараживания утратили эпидемиологическую и токсикологическую опасность, то тогда в отношении таких отходов возможно применение норм Закона об отходах, а также нормативных правовых актов Минприроды России - это тоже цитата из письма Минприроды.

Давайте на этой позитивной ноте дискуссию завершим.

Димитр Оффлайн Дата регистрации: 20.08.2016 Сообщений: 6

Цитируемый Вами абзац подтверждатет тот факт, что: 1) отходы класса А могут утилизироваться вместе с ТБО спецорганизациями, 2)отходы класса Б после соответствующей обработки могут утилизироваться вместе с отходами класса А. Вы пишите что медотходы в своих классах могут соответствовать отходам производства 1-4 классов. Вопрос: какие отходы класса А соответствуют отходам 1-4 классов?

Димитр, из цитируемого абзаца не следует ни 1-й, ни 2-й вывод, а обрабатывая отходы класса Б хлорсодержащими дезинфектантами, вы переводите их во II класс опасности.

Документ предоставлен КонсультантПлюс


МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 8 июля 2016 г. N АА-03-03-32/13510

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон) отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами, установлены СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10).
Система обращения с медицинскими отходами, определенная положениями Главы III СанПиН 2.1.7.2790-10, должна включать этапы сбора, перемещения на временное хранение, обеззараживание/обезвреживание, транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы, захоронение или уничтожение медицинских отходов.
Частью 2 ст. 49 Закона N 323-ФЗ и п. 2.1 СанПиН 2.1.7,2790-10 определено подразделение медицинских отходов в соответствии с критериями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 N 681, на пять классов опасности (А, Б, В, Г, Д) в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания человека.
Класс А (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к твердым бытовым отходам, критерием опасности которых является отсутствие в их составе возбудителей инфекционных заболеваний) включает отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными: канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства, смет от уборки территории, пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических.
В соответствии с пп. 7.1 и 7.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов класса А организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления. Кроме того, при транспортировании медицинских отходов указанного класса разрешается применение транспорта, используемого для перевозки твердых бытовых отходов.
В соответствии с п. 2.8 СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. "Почва, очистка населенных мест, отходы производств и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16, на полигоны твердых бытовых отходов осуществляется прием твердых отходов лечебно-профилактических учреждений в соответствии с разработанной и утвержденной схемой обращения с медицинскими отходами, содержащей информацию о способах обеззараживания/обезвреживания и удаления медицинских отходов.
Таким образом, санитарным законодательством допускается осуществление обращения медицинских отходов класса А в соответствии с требованиями законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
В связи с чем, действие норм Закона, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяются на медицинские отходы, за исключением упомянутого класса медицинских отходов, прошедших в установленном законодательством порядке обеззараживание и (или) обезвреживание, и отходов, образовавшихся после обезвреживания медицинских отходов.
Наряду с этим, природоохранным законодательством Российской Федерации, в частности Законом, требования к получению документации в области обращения с отходами на медицинские отходы остальных классов не установлены.

Инструкция по обращению с отходами производства г

ИНСТРУКЦИЯ


по обращению с отходами производства

1.1. Инструкция по обращению с отходами разрабатывается сроком на пять лет, на основании Законов Республики Беларусь от 26 ноября 1992г. «Об охране окружающей среды», от 25 ноября 1993г. «Об отходах» в редакции Закона РБ от 26 октября 2000г. постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (Минприроды РБ) № 28 от 28 ноября 2001г. «Правила разработки, согласования и утверждения инструкции по обращению с отходами производства» - Национальный реестр правовых актов (НРПА) № 1 от 03.01.2002г. «Правил ведения учёта отходов » - НРПА № 118 от 20.12.2001г. и других.


1.2. В инструкцию вносятся изменения и дополнения в случаях:

- строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации, изменения профиля производства, повлекшего к образованию новых видов отходов или порядка обращения с ними, в том числе в случае изменения условий, влияющих на пожарную опасность при обращении с отходами;

- изменения требований природоохранного, санитарного, противопожарного законодательства РБ;

  • в иных случаях по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ.

1.3. Государственный контроль в области обращения отходов возложен на:



  • Минприроды РБ и его территориальные органы в части соблюдения природоохранного законодательства в целом, в т.ч. полноты и правильности определения фактического объёма размещения отходов;

  • МНС РБ и его территориальные органы в части контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения платы за размещение отходов.

Контроль осуществляют также другие органы государственного управления в соответствии с их полномочиями.
1.4. Собственник отходов – физическое лицо либо организация независимо от наличия у нее статуса юридического лица или ее обособленные структурные подразделения, имеющие обособленный (отдельный) баланс, в процессе экономической деятельности которых осуществляется обращение с отходами производства, или имеющие право собственности, владения и (или) пользования в отношении зданий, строений, сооружений, хозяйственных и других объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами производства.
1.5. Под отходами (вообще) понимаются вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности и жизнедеятельности человека, утратившие частично или полностью свои потребительские свойства вследствие физического или морального износа.

Отходы подразделяются в зависимости от :



  • происхождения- на отходы производства и отходы потребления;

  • порядка обращения с ними коммунальные и прочие отходы производства и потребления;

  • степени опасности на опасные (четыре класса опасности) и неопасные.

Отходы производства – это отходы (вещества или предметы), образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, а именно в процессе производства продукции, выполнения работ или оказания услуг, предназначенных для реализации.

Отходы потребления – отходы (вещества и предметы), образующиеся только в процессе жизнедеятельности человека. Эти же отходы, образующиеся на предприятии, где он работает, являются отходами производства.

Коммунальные отходы потребления образуются в населённых пунктах и иных населённых местах, уличный и дворовой смёт.

Коммунальные отходы производства образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, необходимой для обеспечения жизнедеятельности человека в населённых местах.

Вторичные материальные ресурсы(вторичное сырьё) – это тоже отходы, но только которые собраны (заготовлены) и подготовлены к повторному использованию в соответствии с техническими требованиями к ним и для которых в настоящее время существуют условия использования: лом металлов, макулатура, кость, текстиль, отработанные масла, смазачно-охлаждающиеся жидкости, некоторые растворители, некоторые виды пластмасс, и другие отходы. Отходы (или вторичное сырьё) перестают быть таковыми только тогда, когда из них получена продукция или энергия.

Обращение с отходами производства – деятельность связанная с обращением, сбором, хранением, использованием и обезвреживанием, перевозкой отходов для утилизации.

    1. Перечень участков предприятия где образуются отходы:

___________________________________________________
2. Организация обращения и учёта отходов :

2.1. Ответственность за обращение с отходами производства несёт руководитель предприятия.

Контроль за организацией обращения и учётом отходов производства на предприятии осуществляет Заместитель Директора.

2.2. Ответственность за организацию обращения и учёт отходов на каждом рабочем месте несут руководители участков где образуются (производятся) отходы. Руководители участков обязаны:



  • собирать и складировать отходы разных видов в предназначенные для них контейнеры (обустраивает места или специальные объекты для сбора и хранения отходов);

  • осуществлять сбор вторичных материальных ресурсов, не допускать попадания их в отходы, подлежащие сбору и вывозу на захоронение;

  • собирать и складировать отходы, подлежащие специальному обезвреживаю, такие как отработанные ртутьсодержащие источники света, офисная техника, приборы и оборудование содержащие драгоценные металлы и др. в специальные места и не допускать их попадание в контейнеры для сбора отходов, подлежащих захоронению;

  • заполнять паспорта опасности отходов в 3-х экз. (по 1-му экз. - Директору, в охрану природы и у заместителя директора);

  • обеспечить своевременный вывоз отходов на обезвреживание;

  • вести учёт образующихся отходов в книге первичного учёта по форме согласно приложению № 4;

  • до 10-го числа месяца, следующего за отчётным, предоставлять Заместителю Директора информацию об образовании и движении всех видов отходов.

2.3. Контроль за достоверностью данных о количестве образовавшихся (соблюдением нормативов образования) и размещаемых отходов и соответствии его установленным лимитам, а также за составлением и регистрацией паспортов опасности по всем видам отходов на участке производства пакетов и складах возлагается на инженера-технолога, инженера по организации перевозок на участке площадки для стоянки и ремонта транспорта по образующимся отходам в результате эксплуатации транспорта.

2.4. Заместитель директора несёт ответственность:

- за ведение единого учёта отходов;

  • за разработку, согласование, утверждение инструкции по обращению с отходами производства;

  • за получение разрешения на размещение отходов производства;

  • за разработку и согласование лимитов на размещение отходов;

  • за составление государственного статистического отчёта по форме 2-ОС (отходы);

2.5. Главный бухгалтер несёт ответственность:

  • за предоставление информации о требованиях по налогообложению в области обращения отходов;

  • за исчисление, своевременность и полноту внесение платы в бюджет за размещение отходов;

  • за предоставление (ежеквартально до 15 числа месяца следующего за отчетным кварталом, Заместителю Директора) данных:

а) о списании материальных ценностей в отходы и копии накладных по вывозу на утилизацию (макулатуры; отработанных - ртутьсодержащих ламп, шин, и др.).

б) суммы затрат на обращение с отходами (всего тыс. руб. в том числе платежи за размещение отходов).

2.6. Инженер-технолог несет ответственность за предоставление Заместителю директора данных о результатах анализа выпущенной продукции (если такой анализ потребуется)

2.7. Инженер-технолог несёт ответственность за предоставление Заместителю директору данных о количестве выпущенной продукции на предприятии (до 15 числа месяца следующего за отчетным и до 15 января – годовые данные).



  • за своевременную и в полном объёме сдачу всех видов отходов производства на перерабатывающие предприятия в соответствии с установленными планами и лимитами;

  • за предоставление бухгалтерии обобщённых данных (по всем участкам) о количестве образовавшихся отходов за отчётный период для исчисления налогов;

    1. Инженер по организации перевозок несёт ответственность:

за своевременную и в полном объёме сдачу всех видов отходов (по своему участку) на перерабатывающие предприятия в соответствии с установленными планами и лимитами

  • за оформление паспортов перевозки грузов (отходов производства);

  • за приобретение талонов на вывоз отходов на полигон ТБО транспортом предприятия и оформление сопроводительных справок о производственных отходах направляемых на полигон ТБО.

  • за предоставление бухгалтерии обобщённых данных (по всем участкам) о количестве образовавшихся отходов за отчётный период для исчисления налогов;

2.9. При составлении договора аренды с арендаторами производственных помещений должен быть пункт следующего содержания: «Обращение с образующимися отходами, в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь об отходах, осуществляет арендатор».
3. Образование отходов. сбор отходов :

3.1. Норматив образованияотходов производства- установленное на основе номативно-технической и технологической документации предельное количество отходов определённого вида, образуемое при производстве единицы продукции или энергии выполнения работ или оказания услуг. Например:



  • твёрдые бытовые отходы – норматив образования отходов в год на 1 работающего человека 0,1т ;

  • мусор уличный – норматив образования мусора в год на 1м2 территории предприятия (с учётом закреплённой прилегающей территории) 0,015т;

3.2.Образующие отходы подлежат разделению на группы и виды Группы: -

  • образуются и далее накапливаются с целью вывоза на захоронение (промышленно-бытовой мусор, уличный мусор и др. вывозимые на полигон ТБО);

  • образуются и далее накапливаются с целью вывоза на использование или обезвреживание, исключая захоронение (вторичное сырьё, люминесцентные лампы, изношенные шины и др.).

Виды - совокупность отходов, имеющих общие признаки в соответствии с системой классификации отходов см. «Классификатор отходов образующихся в Республике Беларусь». Например.

  • промышленно-бытовой мусор подлежит сбору в мусорные корзины,а затем в контейнеры, которые находятся на специально отведенных площадках каждого участка. Запрещается в мусорные корзины для промышленно-бытового мусора выбрасывать вторичные материальные ресурсы (бумагу, металл и т.д.), отработанные ртутьсодержащие лампы, офисное оборудование и их части, отходы от эксплуатации автотранспортных средств и другие отходы;

Сбор вторичных материальных ресурсов:

а). Макулатура подлежит сбору в специальный ящик (например, коробки из-под бумаги), который должен быть в каждом офисе. Затем наполненные ящики складируются и накапливаются в количестве не более 500 кг (одна транспортная единица) и далее передаётся на переработку.

б). Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп должен осуществлять электрик. Лампы помещаются в заводскую упаковку и далее хранятся на стеллажах специального складского помещения. Лампы накапливаются в количестве не более 500 шт. (одна транспортная единица) и далее передаются на обезвреживание. Учёт отработанных ламп производит инженер-технолог в книге учёта.

в). Аналогично осуществляется сбор других вторичных материальных ресурсов (лом металлов чёрных, цветных, драгоценных и т.д.).

3.3. Паспорт опасности отходов – документ, содержащий стандартизированное описание процессов образования отходов по месту их происхождения, их количественных и качественных показателей, правил обращения с такими отходами, методов их контроля, видов вредного воздействия этих отходов на окружающую среду, здоровье человека и (или) имущество лиц, сведения о производителях отходов, иных лицах, имеющих их в собственности.

Паспорт составляется на основании ГОСТ 17.09.0.5-2001 Межгосударственный стандарт. Охрана природы «Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов».

Ответственными за подготовку паспортов – являются руководители участков на которых образуются отходы. Паспорт подписывается руководителем предприятия ( ГОСТ в ПТО ).

Опасные отходы – отходы которые содержат в своём составе вещества, обладающие каким-либо опасным свойством или их совокупностью (токсичность, инфекционность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность и (или) иные подобные свойства, присутствие в таком количестве и в таком виде, что эти отходы самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами могут представлять непосредственную или потенциальную опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью человека и (или) имуществу лиц, в том числе вследствие их вредного воздействия на окружающую среду.

Отработанные масла на территории предприятия не хранятся, в связи с тем, что их замена производится на сервисных центрах.

4.1. Учёт отходов – это система непрерывного документального отражения информации о количественных и качественных показателям отходов, а также об обращении с ними: образовании, перевозке, хранении, использовании, обезвреживании (ст.1 Закона РБ «Об отходах»).

Основными целями учёта отходов являются:

- определения отходов и видов образования отходов;

- своевременного и достоверного документального отображения действий

- формирования данных для гос. стат. отчётности 2-ОС (отходы);

- предупреждения вреда, наносимого отходами окружающей среде, жизни

и здоровью человека.

4.2. Система ведения учёта отходов включает в себя:

- ведение первичного учёта отходов в местах их образования;

  • ведение единого учёта отходов на предприятии;

  • инвентаризация отходов.

4.3. Первичный учёт отходов осуществляется ежемесячно руководителями участков, на основании фактического объёма образования отходов (определяется путём взвешивания или замера) и отражения в «Книге первичного учёта отходов».

Фактическое количество отходов, размещаемых в санкционированных местах на участках образования, определяется инструментальными замерами или расчётно и подлежит учёту в установленном порядке. Исходными данными для расчёта фактического количества размещаемых отходов служат:

- данные материального баланса на единицу выпускаемой продукции и инструментальные замеры;

- нормативы образования при проектировании объектов, в том числе утверждённые отраслевые удельные характеристики отходов на единицу продукции.

Книги первичного и общего учётов заполняются ежемесячно и до начала записей нумеруются с указанием в конце количества страниц, прошнуровываются, скрепляются печатью, подписываются руководителем предприятия и хранятся в течение 5 лет. Моментом внесения учётной записи в книгу первичного учёта отходов является момент опорожнения контейнера для вывоза отходов на захоронение (масса отходов в заполненном контейнере определяется экспериментальным или расчётным путём).
4.4. Единый учёт отходов ведёт Заместитель директора. Он представляет собой общий учёт отходов на предприятии и осуществляется на основании данных первичного учёта отходов (книг) и отражении в «Книге общего учёта отходов» с использованием для составления государственной статистической отчётности 2-ОС (отходы).

4.5. Инвентаризация отходов проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в год. Инвентаризация отходов – это комплекс мероприятий по определению количественных и качественных показателей отходов в целях их учёта (определение соответствия фактического количества образования отходов, на соответствие качественных показателей образующихся отходов нормативным требованиям технических документов). Инвентаризации отходов предшествует приказ по ее организации. Инвентаризация отходов оформляется в виде акта.

5.1. Размещение отходов предполагает хранение и (или) захоронение отходов в санкционированных местах (т.е. в месте, указанном в разрешении на размещение отходов производства, которым может быть полигон и другие, специально установленные в соответствии с законодательством места).

5.2. Хранение отходов – подразумевается временное содержание отходов в санкционированных местах размещения в соответствии с установленными правилами и сроками до их извлечения с целью обезвреживания и использования или утилизации (накопления необходимого объёма для перевозки одной транспортной единицы).

5.3. Захоронение отходов предполагает изоляцию отходов, исключающую возможность дальнейшего их использования и направленную на предотвращение взаимодействия этих отходов с окружающей средой, при которой может возникнуть опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью человека и (или) имуществу лиц.

5.4. Размещение отходов производства допускается на объектах размещения отходов только после получения их собственником, письменного разрешения на размещение отходов производства.

5.5. Выдача, приостановление и аннулирование разрешений на размещение отходов производства, осуществляется территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ (областной комитет) по согласованию с территориальными органами Министерства здравоохранения РБ.

5.6. При отсутствии на момент получения разрешения действующих технологий по использованию отходов производства, а также введенных в эксплуатацию объектов обезвреживания этих отходов и наличие объектов размещения для этих видов отходов, то есть, при наличии какого-либо из названных условий, должно быть подтверждено документально.

5.7. Лимиты размещения отходов производства – предельное количество определённого вида отходов производства, установленное на определённый период времени для размещения их на объектах размещения отходов.


Годовой лимит размещения отходов устанавливается местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ не позднее 1 марта текущего года по классу токсичности отходов и возможности их размещения (хранения или захоронения).

Уменьшение или увеличение лимитов размещения отходов производства может осуществляться в течение года при изменении мощности производства, освоении выпуска новых видов продукции (работ, услуг), использовании новых технологий и видов сырья.

6.1. Плата за размещение отходов вносится плательщиками исходя из фактических объёмов их размещения ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим периодом (месяцем), а расчёт платы за отходы представляется в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца по установленной форме.

6.2. Нормативы платы за размещение отходов устанавливает Совет Министров Республики Беларусь.

6.3. Плата за размещение отходов производства состоит из платежей за размещение отходов в пределах установленных лимитов размещения отходов производства и сверх установленных лимитов (взимается в пятикратном размере).

6.4. Плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов относится на себестоимость продукции (работ, услуг), а за размещение отходов сверх установленных лимитов вносится за счёт средств, остающихся в распоряжении собственников отходов.

Плата за размещение отходов не отменяет платы за услуги по их приёму и размещению, оказываемые собственниками санкционированных мест.

6.5. Внесение платы за размещение отходов не освобождает собственников отходов от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и возмещения вреда, причиненного окружающей среде деятельностью в области обращения с отходами.

6.6. За размещение отходов с нарушением установленных санитарных и природоохранных требований законодательства РБ, сжигание отходов с целью их сокрытия собственники отходов несут ответственность в соответствии с законодательством.


  1. Перевозка отходов :

Перевозчик отходов обязан осуществлять перевозку отходов таким образом, чтобы не происходило вредное воздействие отходов на окружающую среду, здоровье человека и (или) имущество лиц, а в случае оказания такого воздействия перевозчик обязан принимать предупредительные меры (ст.30 Закона РБ «Об отходах»). Так, перевозка сыпучих отходов должна осуществляться с применением средств, предотвращающих пыление при движении транспорта, например тента; перевозка жидких отходов осуществляется в герметичных емкостях и т.д. Такие отходы, как отработанные ртутьсодержащие лампы (1-й класс опасности), перевозятся в картонной заводской упаковке, погруженные таким образом, чтобы предотвратить бой ламп.
При перевозке по территории Республики Беларусь опасных и неопасных отходов производства на обезвреживание, использование и размещение составляется сопроводительный паспорт перевозки.
Паспорт перевозки составляется в целях:

  • осуществления контроля и надзора (как государственного, так и производственного, ведомственного) за перевозкой отходов производства;

  • количественного учёта перевозимых отходов производства;

  • снабжение сведениями о перевозимых им отходах, о необходимых действиях при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Паспорт перевозки несоставляется:

  • при перевозке отходов потребления и радиоактивных отходов;

  • при перевозке отходов производства в пределах территории лица, владеющего отходами;

- при перевозке неопасных отходов производства на использование.

Паспорт перевозки составляется в 4-х экземплярах. При одновременной перевозке многих видов отходов одному получателю отходов составляется один паспорт перевозки, при одновременной перевозке многих видов отходов, но разным получателям отходов составляется столько паспортов перевозки, сколько получателей отходов. При одновременной перевозке отходов несколькими транспортными средствами составляется один паспорт с указанием в нем общего количества перевозимых отходов и транспортных средств. При перевозке отходов к одному получателю в течение рабочей смены более одного раза допускается составление одного паспорта перевозки (в 4 экз.), но при этом необходимо при каждом рейсе указывать количество перевозимых отходов и проставлять отметку получателя отходов.

Паспорта перевозки накапливаются в течение года и сдаются на хранение в архив предприятия (хранятся в течение 5 лет).

образования отходов по ______________________________