Категория: Инструкции
ОБЩИЕ ВИДЫ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ.
1.ЗАПРАВКА ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.
1.1. Работы по заправке воздушных судов ГСМ и контроль их качества осуществляют в соответствии с требованиями инструкции по организации и обеспечению задр-авки самолетов (вертолетов) горюче-смазочными материалами в эксплуатационных предприятиях гражданской авиации и Инструкции по применению и контролю качества авиационных ГСМ и спецжидкостей в гражданской авиации, других руководящих документов МГА. Ответственность за качество ГСМ и состояние средств заправки возлагается соответственно на службы горюче-смазочных материалов и спецтранспорта авиапредприятий.
Руководители служб и исполнители обязаны обеспечить заправку ВС только кондиционными и подготовленными к использованию ГСМ, пожарную безопасность при выполнении работ, не допускать потерь топлива и масла при заправке и хранении.
1.2. Служба ГСМ аэропорта в установленном порядке проводит лабораторные анализы горюче-смазочных материалов и оформляет на них предусмотренные паспорта. В аэропорты МВЛ и на временные аэродромы, где нет условий для выполнения лабораторного анализа, топлива и масла поставляют с паспортами лабораторного анализа. Ежедневный аэродромный контроль качества топлива, масла и спецжидкостей, проверку средств заправки осуществляют специалисты служб ГСМ. В аэропортах 5-го класса и неклассифицированных аэропортах, где служба ГСМ не предусмотрена, аэродромный контроль качества горюче-смазочных материалов и состояния средств заправки приказом руководителя авиапредприятия возлагают на подготовленных для этого специалистов.
1.3. Разрешение на заправку воздушных судов ГСМ дают должностные лица, определенные настоящим Наставлением и Инструкцией по организации и обеспечению заправки самолетов (вертолетов) горюче-смазочными материалами в эксплуатационных предприятиях гражданской авиации. Они и работники служб ГСМ и спецтранспорта, непосредственно осуществляющие заправку судов ГСМ, несут ответственность за техническую исправность заправочных средств, качество ГСМ и пожарную безопасность работ по заправке.
1.4. Заправку воздушных судов ГСМ производят с помощью централизованных заправочных систем, спецмашин (ТЗ, МЗ) и других заправочных средств, которые располагают не ближе 5 м от крайних точек ВС. Раздаточные устройства этих средств должны быть исправными и чистыми, крышки фильтров и заливные горловины опломбированными в установленном порядке. Перед допуском к заправке ВС средства подлежат контрольному осмотру специалистами службы ГСМ
1.5. Потребное количество топлива на полет определяет дежурный штурман аэропорта и уточняет командир ВС. Решение о количестве заправляемого топлива они принимают с учетом остатка его в баках судна. Замер остатка топлива производит бортинженер (бортмеханик, пилот), а в случае передачи судна в АТБ — и встречающий ВС авиатехник (дежурный по стоянке), в соответствии с Инструкцией по замеру остатков топлива на воздушных судах после посадки и контролю количества заправляемого топлива.
Воздушные суда, не запланированные в полет, заправляют топливом по прилету в количестве, определяемом для данного типа самолета (вертолета) руководителем авиапредприятия.
1.6. Заправку ВС топливом и маслом осуществляет заправщик службы ГСМ и технический состав АТБ, а при эксплуатации судна с временного аэродрома — авиатехник (авиамеханик).
В обязанности заправщика службы ГСМ входит:
— предъявление авиатехнику (бортинженеру, бортмеханику) контрольного талона на ГСМ;
— заземление заправочного средства и установка под его колеса упорных колодок, подключение троса выравнивания электрического потенциала ТЗ и воздушного судна;
— состыковка наконечника раздаточного рукава с заправочным штуцером на ВС при закрытой заправке, обеспечение электрического соединения штыря раздаточного крана (пистолета) с бортовым гнездом у горловины бака на ВС при открытой заправке (при отсутствии гнезда перед началом заправки необходимо коснуться раздаточным краном обшивки судна не ближе 1,5 м от горловины бака);
— открытие горловин топливных баков (заправочных штуцеров);
— заправка баков топливом;
— отсоединение наконечника раздаточного рукава от бортового штуцера заправки и закрытие горловин, штуцеров после заправки.
1.7. Заправку ВС топливом и маслом производят с разрешения авиатехника или бортинженера (бортмеханика), если судно находится под ответственностью экипажа. Перед заправкой авиатехник обязан:
— слить отстой топлива из баков ВС и визуально проверить отсутствие в нем воды и механических примесей;
— по контрольному талону проверить разрешение на заправку, соответствие марки авиа ГСМ данному типу ВС, содержание в топливе противообледенительной присадки, дату и время проверки отстоя, слитого из ТЗ, наличие подписей должностных лиц службы ГСМ, подтверждающих записи в контрольном талоне;
— проверить отстой топлива, слитый из ТЗ работником службы ГСМ, на отсутствие в нем воды и механических примесей;
— заземлить ВС, проверить заземление заправочного средства (ТЗ) и подключение троса (провода) выравнивания электрического потенциала ВС и заправочного средства;
— проверить наличие средств пожаротушения на МС, упорных колодок под колесами опор судна, отсутствие под крылом, фюзеляжем, гондолами стремянок и других крупногабаритных предметов. Если ВС находится под ответственностью экипажа, отстой топлива, слитого из баков судна и ТЗ, а также контрольный талон на топливо предъявляют бортинженеру (бортмеханику) воздушного судна. При положительных результатах проверки готовности к заправке авиатехник (бортинженер, бортмеханик, если ВС принято экипажем) дает разрешение на заправку, указывая режим заправки и распределение топлива по бакам (группам), одновременно обеспечивая включение автоматики централизованной заправки на ВС, проверку количества дозаправляемого топлива и распределение его по бакам (группам) топливной системы. Выполнение работ и контроль за закрытием горловин топливных баков (штуцеров) и люков подхода к ним осуществляют в соответствии с требованиями РЛЭ и регламента технического обслуживания.
После заправки топливом авиатехник производит слив отстоя из точек, предусмотренных для данного типа ВС, и визуально проверяет отстой на отсутствие воды и примесей. Отстой топлива после его проверки сливают в предназначенные для этого емкости, располагаемые поблизости от стоянок воздушных судов.
При обнаружении в отстое механических примесей, воды или кристаллов льда авиатехник (бортинженер, бортмеханик) докладывает начальнику (инженеру) смены, который совместно с представителем службы ГСМ принимает меры по выявлению причин их появления и по удалению примесей и воды, вплоть до полной замены топлива в баках ВС. Перед вылетом бортинженер (бортмеханик, пилот) обязан проверить количество заправленного топлива.
Требование на фактически заправленное в ВС количество топлива выписывает бортинженер (бортмеханик, пилот), инженер смены (авиатехник). Копию требования на ГСМ с указанием номера контрольного талона прикладывают к заданию на по-
лет. Требование на топливо, необходимое для ТО, выписывает начальник (инженер) смены. После заправки топливом авиатехник, ответственный за выпуск ВС в полет, записывает в бортовом журнале и карте-наряде данные о фактическом остатке топлива после полета, количестве заправленного топлива и о его суммарном количестве в баках. Если после этого производилась дозаправка, то записывается количество дозаправленного топлива и суммарное количество после дозаправки.
1.8. В случаях, когда на заправку поданы ГСМ, несоответствующие данному типу ВС, при проверке выявлена их некондиционность, неправильно оформлен контрольный талон или средства заправки не удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям, заправка воздушного судна запрещается. Об этом авиатехник докладывает инженеру (начальнику) смены. Бортинженер (бортмеханик), когда ВС находится под ответственностью экипажа, докладывает об этом диспетчеру ПДСП для принятия оперативных мер по своевременному обеспечению заправки.
1.9. Выполнение работ при полном (частичном) сливе топлива (масла) из баков ВС возлагается на работников АТБ (членов экипажа) и службы ГСМ. При этом специалисты АТБ (экипажа) обязаны установить очередность слива, управлять аппаратурой топливной (масляной) системы, установленной на ВС, принимать меры по предупреждению деформации баков. Слив осуществляют работники службы ГСМ.
1.10. Открытая заправка ВС топливом при дожде и сильном ветре с пылью, во время грозы (при разрядах атмосферного электричества) и закрытая заправка при грозовых разрядах запрещается.
1.11. При заправке ВС топливом (сливе топлива) запрещается.
— подключать и отключать от ВС источники электроэнергии, использовать электроинструменты, которые могут стать источниками искры или электродуги, располагать провода, соединяющие судно с источником электроэнергии, на путях подъезда (отъезда) средств наземного обслуживания;
— начинать заправку (слив топлива) при разлитом топливе на стоянке, когда топливом облито ВС или средство заправки, при обнаружении паров топлива внутри воздушного судна;
— подогревать двигатели, изделия и системы, воздух в кабине экипажа и пассажирских салонах;
— пользоваться открытым огнем, неисправными электрическими лампами (фонарями) для контроля работ при заправке (сливе);
— располагать двигатель заправочного средства (ТЗ, агрегата) под крылом заправляемого воздушного судна;
— проезжать или останавливаться под крылом ВС любым видам транспорта;
— начинать заправку, если нет свободного пути отхода (отвода) заправочного средства от ВС и при наличии сильного перегрева тормозных устройств колес.
1.12. При нарушении герметичности заправочных рукавов и штуцеров, обливе ВС или заправочного средства (ТЗ, автоцистерны, агрегата ЦЗС, фильтрозаправочного агрегата и других средств) топливом, разливе топлива на землю (искусственное покрытие), а также при обнаружении паров топлива внутри судна или при какой-либо другой опасности заправка воздушного судна топливом или слив топлива из его баков должны быть немедленно прекращены и приняты эффективные меры пожарной безопасности. Должностные лица, ответственные за ВС, техническое состояние средств заправки и непосредственно осуществляющие заправку (слив), обязаны:
5.3.1. Заправка ВС топливом должна производиться в строгом соответствии с #M12293 0 93002929 1098243580 1267536064 689232760 2032946103 2268269037 4 2410411501 1204583756Наставлением по службе горючесмазочных материалов в гражданской авиации СССР#S, #M12293 1 93001299 1940889366 1729100952 2851215321 2005302996 2138111772 2307404256 1729100952 3259534931Наставлением по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники#S, Инструкцией по охране труда и пожарной безопасности на объектах авиатопливообеспечения предприятий ГА и Технологией заправки топливом воздушного судна заправочным агрегатом (сервисером) с подъемной платформой, а также в соответствии с РЛЭ и РТЭ.
5.3.2. Неисправный и необорудованный искрогасителями спецавтотранспорт (ТЗ, АТЦ, ЗА и др.) к работам по заправке ВС не допускается.
а) ударять по металлическим деталям спецтранспорта инструментом или предметами, способными вызвать искру;
б) производить какие-либо ремонтные работы при заправке ВС;
в) оставлять в кабине управления или кабине водителя ветошь или чехлы со следами нефтепродуктов;
г) использовать для протирки оборудования технические салфетки или ветошь из шелка, вискозы, синтетических материалов;
д) передавать во время дежурства управление спецтранспортом другому лицу, оставлять его без надзора при наполнении на пункте налива, при заправке ВС;
е) курить около ТЗ, АТЦ, ЗА и в кабине водителя;
ж) производить заправку ВС с работающими силовыми установками.
5.3.3. Для безопасной заправки ВС с помощью ТЗ необходимо:
а) установить ТЗ у заземленного ВС так, чтобы противопожарный разрыв между ТЗ и крайними точками ВС был не менее 5м;
б) у ТЗ, имеющих автономный двигатель для работы насоса, выключить маршевый дизельный двигатель;
в) заземлить ТЗ к контактному устройству аэродромного заземлителя;
г) выравнить потенциалы между корпусами ТЗ и ВС путем их соединения металлическим тросом;
д) обеспечить электрическое соединение наконечника нижней заправки с бортовым заправочным штуцером путем включения штыря троса наконечника в приемное гнездо бортового заправочного штуцера;
е) при верхней заправке ВС обеспечить соединение раздаточного крана (пистолета) с корпусом ВС путем включения штыря троса раздаточного крана в бортовое гнездо ВС, если заправочная горловина ВС не оборудована приемным бортовым гнездом, необходимо прикоснуться раздаточным краном к обшивке ВС на расстоянии не ближе 1,5 м от заправочной горловины, после чего опустить его в горловину топливного бака;
ж) по окончании заправки выполнить операции в порядке, строго обратном подключению.
5.3.4. При заправке ВС по схеме "из ТЗ в ТЗ" необходимо заземлить оба ТЗ, обеспечить выравнивание потенциалов между ВС и первым ТЗ, а также между самими ТЗ.
Противопожарный разрыв между ТЗ должен быть не менее 5 м.
5.3.5. При использовании для заправки ВС автопоезда, состоящего из одного тягача и двух цистерн, он должен быть оборудован тросом выравнивания потенциалов, надежно соединяющим корпуса и оборудование обеих цистерн в единую электрическую цепь. Для заземления автопоезда используется один трос.
5.3.6. Для безопасной заправки ВС с помощью системы ЦЗС и подвижного заправочного агрегата (ЗА) необходимо выполнить требования подпунктов а, в, г, д, е, ж, п. 5.3.3. Кроме того, необходимо:
а) выравнить потенциалы между корпусом ЗА и гидрантной (присоединительной) колонкой путем соединения ЗА с колонкой металлическим тросом;
б) обеспечить электрическое соединение присоединительного гидрантного наконечника с гидрантной колонкой путем включения штыря троса наконечника в приемное гнездо гидрантной колонки.
5.3.7. Для безопасной заправки ВС с помощью стационарных ЗА систем ЦЗС необходимо выполнить требования подпунктов г, д, е, ж, п. 5.3.3.
Стационарный ЗА должен быть оборудован стационарным заземляющим устройством.
5.3.8. Для безопасной заправки ВС с помощью переносных или передвижных средств заправки (типа ФЗА, ЦЗС) необходимо:
а) установить средство заправки между заземленными топливной емкостью (или подводящим участком топливопровода) и ВС с учетом длины приемного и раздаточного рукавов;
б) заземлить средство заправки;
в) выровнять потенциалы между средством заправки и ВС путем соединения их гибким металлическим тросом;
г) обеспечить электрическую связь "наконечник приемного рукава - топливная емкость (трубопровод)" путем соединения троса наконечника с поверхностью (гнездом штуцера) топливной емкости (топливопрово да);
д) установить постоянный контроль за работой двигателей, электрооборудования, глушителей, искрогасителей и других источников возможного искрообразования и нагревания передвижных средств заправки.
5.3.9. Заправка ЦС топливом производится, как правило, без пассажиров на борту. Разрешается заправка ВС топливом с пассажирами на борту только в промежуточных (транзитных) аэропортах по решению командира воздушного судна. При заправке ВС топливом с пассажирами на борту необходимо:
а) предупредить пассажиров о том, что они не должны включать или выключать освещение, пользоваться зажигалками, спичками, курить или иным образом создавать источники воспламенения;
б) включить освещение выходов и световое табло с надписью "НЕ КУРИТЬ";
в) установить у каждого из основных выходов трапы, двери открыть, обеспечив к ним свободный доступ;
г) бортпроводникам или членам экипажа занять место у дверей, чтобы в случае необходимости руководить эвакуацией пассажиров.
При возникновении в ходе заправки топливом пожароопасной ситуации (течи, разлива, обнаружения паров топлива внутри ВС и т.п.), пассажиры должны быть эвакуированы, а заправка ВС прекращена до устранения опасности.
В период заправки воздушного судна с пассажирами на борту на месте стоянки должны находиться первичные средства пожаротушения и вблизи дежурить пожарный автомобиль с боевым расчетом;
д) осуществлять обслуживание ВС с помощью наземных средств таким образом, чтобы не блокировались основные выходы;
е) поддерживать двухстороннюю связь между наземным персоналом заправочного средства и экипажем с использованием бортовых систем внутренней связи.
5.3.10. При обливе ВС или топливозаправочных средств (ТЗ, АТЦ, ФЗА и др.) топливом, разливе топлива на землю, а также при обнаружении паров, топлива внутри ВС или при другой опасности пожара (загорания), заправка (слив) топлива должны быть немедленно прекращены и приняты все возможные меры пожарной безопасности.
Лица, непосредственно осуществляющие заправку (слив), обязаны:
а) прекратить подачу (слив) топлива и отключить электропитание;
б) отсоединить заправочные (сливные) шланги от ВС;
в) вызвать пожарно-спасательный расчет аэропорта или пожарную охрану ближайшего населенного пункта:
г) удалить топливозаправочные средства от ВС на расстояние не менее 75 м;
д) удалить топливо с поверхности и из полости внутри ВС, а при разливе топлива на землю, отбуксировать ВС на другую стоянку, предварительно покрыв места разлива топлива огнетушащей пеной;
е) убрать пролитое топливо с помощью воды, опилок, песка или ветоши.
1.1. Настоящая Инструкция содержит указания и сведения для руководства по заправке системы водоснабжения самолета Ил-86 питьевой водой.
1.2. Ответственным за организацию работ по обеспечению качества питьевой воды, заправляемой в самолет, является начальник аэропорта.
1.3. Инструкция предназначена для заправщиков самолетов питьевой водой, водителей водозаправщиков МВ-2 (МВ-1), авиатехников, обслуживающих систему водоснабжения самолетов Ил-86.
1.4. Техническое обслуживание пунктов раздачи питьевой воды, водозаправщиков МВ-2 (МВ-1), системы водоснабжения самолета Ил-86 производится в соответствии с инструкциями по эксплуатации этих объектов, разработанными предприятиями-изготовителями. Данная инструкция дополняет вышеуказанные в части организации работ по заправке самолетов питьевой водой и по взаимосвязи между отдельными службами аэропорта.
1.5. Учитывая, что система водоснабжения самолета Ил-86 предназначена для обеспечения питьевой водой большого количества пассажиров, особое внимание должно быть обращено на контроль за качеством питьевой воды и на меры, исключающие возможность ее загрязнения.
1.6. Настоящая Инструкция может быть использована для организации работ по заправке централизованных систем водоснабжения других типов самолетов после принятия соответствующих решений по самолетам о пригодности систем водоснабжения для обеспечения пассажиров питьевой водой.
1.7. Данная Инструкция является типовой и может быть уточнена с учетом местных условий в аэропортах.
2. Краткие сведения по пунктам раздачи питьевой воды2.1. Пункты раздачи питьевой воды предназначены для заправки водопроводной питьевой водой водозаправщиков МВ-2 (МВ-1).
2.2. Пункты раздачи должны быть расположены в изолированных помещениях с отдельным входом и выполнены с учетом требований санитарной гигиены. Пункты раздачи находятся в подчинении службы, ответственной за снабжение аэропортов питьевой водой (ТИСТО).
2.3. Оборудование, смонтированное на пунктах, обеспечивает закрытую заправку водозаправщика водой с давлением в водопроводной сети до 0,6 МПа (6 кгс/кв. см).
2.4. Для подогрева воды в зимнее время в пунктах раздачи предусмотрены водонагреватели.
2.5. Контроль параметров воды (температуры и давления) осуществляется с помощью расположенных в раздаточном устройстве манометра и термометра.
2.6. На раздаточном устройстве смонтирован кран отбора воды для проведения ее лабораторного анализа.
2.7. Соединение раздаточного устройства с приемочным штуцером водозаправщика осуществляется заправочным шлангом из комплекта ЗИП водозаправщика. Шланг хранится на раздаточном пункте. Шланг и штуцер раздаточного устройства закрываются заглушками и чехлами во избежание попадания загрязнений в водяную магистраль.
2.8. Категорически запрещается использовать воду из пункта раздачи для других надобностей и заправлять другие водозаправочные средства.
3. Техническая характеристика машин для заправки самолетов питьевой водой3.1. Техническая характеристика применяемых для заправки систем водоснабжения самолетов питьевой водой водозаправочных машин МВ-2 и МВ-1 представлена в таблице 3.1.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОДОЗАПРАВОЧНЫХ МАШИНПриказом Минтранса РФ от 13 августа 2007 г. N 118 в пункт 1.1 настоящего приложения внесены изменения
1.1. Настоящие Федеральные авиационные правила обязательной сертификации организаций, осуществляющих авиатопливообеспечение воздушных перевозок (далее - Правила), разработаны в соответствии с действующими нормативными правовыми актами в области обеспечения безопасности полетов.
1.2. Обязательная сертификация организаций, осуществляющих авиатопливообеспечение воздушных перевозок, проводится в целях:
- Создания условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации;
- Обеспечения необходимого уровня безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности;
- Безопасности жизни и здоровья граждан.
1.3. Организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, осуществляет следующие работы:
- прием авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей (далее - авиаГСМ) на склад аэропорта;
- подготовку и выдачу авиаГСМ на заправку;
- заправка авиаГСМ в воздушные суда.
Организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, осуществляет как весь комплекс указанных работ, так и только их часть. В этом случае организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, должна иметь договорные отношения с организацией, имеющей сертификат соответствия организаций, осуществляющих авиатопливообеспечение воздушных перевозок, выданный на соответствующие виды работ.
Информация об изменениях:Приказом Минтранса РФ от 13 августа 2007 г. N 118 в пункт 1.4 настоящего приложения внесены изменения
1.4. Деятельность по авиатопливообеспечению воздушных перевозок включает в себя:
- Обеспечение безопасности при эксплуатации и испытаниях авиационной техники в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 08.01.1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации". (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст.226);
- Организацию проведения контроля качества авиаГСМ на соответствующих этапах авиатопливообеспечения воздушных перевозок в целях выявления изменений показателей качества авиаГСМ в процессе их поставки и подготовки к применению, а также в целях оценки пригодности авиаГСМ к заправке в воздушные суда;
- Для осуществления лабораторного контроля качества организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, создает специализированное структурное подразделение - лабораторию ГСМ. В этом случае организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, должна быть сертифицирована в качестве организации, осуществляющей контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда. Если организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, не сертифицирована в качестве организации, осуществляющей контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда, организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, заключает договор с соответствующей сертифицированной организацией;
- Обеспечение выполнения экологических норм, норм охраны труда и пожарной безопасности при осуществлении авиатопливообеспечения воздушных перевозок. Для этих целей организация, осуществляющая авиатопливообеспечение воздушных перевозок, обеспечивает наличие соответствующих стандартов и нормативных правовых актов, осуществляет организационные и технические мероприятия для выполнения их требований;
- Осуществление в установленном порядке взаимодействия со службами аэропорта, эксплуатантами, организациями технического обслуживания и/или ремонта авиационной техники, а также с другими организациями.
Примечание. В случае если договора на поставку авиаГСМ заключены эксплуатантом и организацией технического обслуживания и/или ремонта авиационной техники самостоятельно, специалисты организации, осуществляющей авиатопливообеспечение воздушных перевозок, должны убедиться, что поставляемые авиаГСМ соответствуют требованиям стандартов и технических условий, допущены к применению в установленном порядке и внесены в соответствующие разделы руководств по летной эксплуатации и техническому обслуживанию соответствующих типов воздушных судов.
1.5. Настоящие Правила содержат сертификационные требования, которые предъявляются к организациям, желающим осуществлять или осуществляющим авиатопливообеспечение воздушных перевозок, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности (далее - Заявитель).
Информация об изменениях:Приказом Минтранса РФ от 13 августа 2007 г. N 118 пункт 1.6 настоящего приложения изложен в новой редакции
1.6. Сертификация осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации и его территориальными органами.
1.7. Действие сертификата соответствия может быть приостановлено, а равно в его действие могут быть внесены изменения органом, выдавшим этот документ, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами.
Информация об изменениях:Приказом Минтранса РФ от 13 августа 2007 г. N 118 в пункт 1.8 настоящего приложения внесены изменения
1.8. Действие сертификата соответствия может быть отменено решением выдавшего его уполномоченного органа в области гражданской авиации или его территориальными органами в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Федеральными авиационными правилами.
1.9. Проведение обязательной сертификации организаций авиатопливообеспечения воздушных перевозок на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации осуществляется возмездно.
1.10. Осуществление деятельности по авиатопливообеспечению воздушных перевозок на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации без сертификата соответствия или с нарушением порядка, установленного настоящими Правилами, не допускается.
Информация об изменениях:Приказом Минтранса РФ от 13 августа 2007 г. N 118 в пункт 1.11 настоящего приложения внесены изменения
1.11. В целях применения настоящих Правил к юридическим лицам, осуществляющим авиатопливообеспечение воздушных перевозок, кроме уже указанных, используются следующие термины, понятия и сокращения:
- аэропортовая деятельность, направленная на обеспечение эксплуатации и обслуживания воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями), далее - авиатопливообеспечение воздушных перевозок;
- контроль количественных и (или) качественных характеристик свойств авиаГСМ, далее - контроль качества авиаГСМ;
- документ, выдаваемый на средство заправки, разрешающий проведение заправки авиаГСМ из данного средства заправки, далее - контрольный талон;
- юридическое лицо любой организационно-правовой формы собственности, имеющее специализированное структурное подразделение - лабораторию ГСМ, осуществляющее контроль качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей при авиатопливообеспечении воздушных перевозок, далее - Организация, осуществляющая контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда;
- гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (Статья 61 Воздушного кодекса Российской Федерации), далее - эксплуатант;
1.12. Сертификация организаций-заявителей проводится с применением процедур, утвержденных в установленном порядке.
Информация об изменениях:Приказом Минтранса РФ от 13 августа 2007 г. N 118 в пункт 1.13 настоящего приложения внесены изменения
1.13. Основанием для начала проведения процедур сертификации является представление заявителем в уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальные органы Заявки на проведение сертификации (приложении N 1 ) и документации, указанной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в соответствии с установленными формами (приложения N 3 - 6 ).
2. Организационная структура Заявителя
2.1. Заявитель разрабатывает производственную структуру управления. Принятая у Заявителя структура управления оформляется текстуально или графически и утверждается руководителем Заявителя.
2.2. Структура управления Заявителя должна обеспечивать решение им следующих основных задач:
- осуществление авиатопливообеспечения воздушных перевозок;
- поддержание деятельности Заявителя на уровне требований, установленных настоящими Правилами;
- осуществление контроля качества авиаГСМ;
- осуществление технического обслуживания сооружений, технологического оборудования и технических средств;
- комплектование оборудованием, запасными частями, расходными материалами, различными видами энергии;
- обеспечение высокого качества выполнения работ по авиатопливообеспечению воздушных перевозок и эффективности его контроля.
2.3. Для выполнения перечисленных задач система управления Заявителя должна иметь следующие уровни:
- руководство производственными подразделениями (инженерного, материально-технического обеспечения и т.д.);
- руководство производственными участками, сменами, бригадами, группами.
У Заявителя с малыми объемами работ некоторые уровни управления могут быть объединены или не установлены.
2.4. Заявитель должен иметь руководящий персонал, ответственный за:
- организацию авиатопливообеспечения воздушных перевозок;
- организацию и проведение контроля качества авиаГСМ;
- организацию и проведение внутреннего инспекционного контроля.
2.5. Заявителем разрабатываются и утверждаются положения для всех структурных подразделений, имеющих в прямом или функциональном подчинении несколько самостоятельных элементов организационной структуры. В указанных положениях отражаются функции каждого подразделения и его руководителя, которые в совокупности охватывают полный комплекс функций, реализуемых Заявителем в целом.
2.6. Заявитель принимает на работу персонал в соответствии с порядком, установленном действующим законодательством Российской Федерации. На весь руководящий и инженерно-технический персонал разрабатываются и утверждаются соответствующими лицами Заявителя должностные инструкции.
3. Информационное и документационное
обеспечение деятельности Заявителя
3.1. Общие положения
Информация об изменениях:Приказом Минтранса РФ от 4 октября 2011 г. N 259 в пункт 3.1.1 настоящего приложения внесены изменения
3.1.1. Заявитель должен иметь в своем распоряжении комплект документации, включающий:
- Воздушный кодекс и другие нормативные акты, регулирующие деятельность в области гражданской авиации;
- необходимые стандарты и технические условия;
- нормативные правовые акты, методические документы и материалы федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации и его территориальных органов;
- документы общего и распорядительного характера, должностные и технологические инструкции (карты), регламент технического обслуживания;
- руководство по качеству;
- документы, содержащие информацию о суточном расходе авиатоплива и противообледенительной жидкости, обеспечивающих безопасность и бесперебойность полетов воздушных судов заказчика в соответствии с договорами (контрактами).
При этом рекомендуется иметь у Заявителя перечень документации в соответствии с настоящим пунктом с указанием количества экземпляров и их распределения по подразделениям.
3.1.2. Заявитель обеспечивает содержание и ведение документации на все виды оборудования, включая резервуары, средства заправки, средства очистки, оборудование лаборатории ГСМ и т.п.
Информация об изменениях:Приказом Минтранса РФ от 4 октября 2011 г. N 259 в пункт 3.1.3 настоящего приложения внесены изменения
3.1.3. Заявитель осуществляет:
- регистрацию проводимых работ по авиатопливообеспечению воздушных перевозок;
- регистрацию количества и качества поступающих, хранящихся и выдаваемых на заправку авиаГСМ. Заявитель сообщает в уполномоченный орган в области гражданской авиации о снижении запаса авиатоплива, обеспечивающего бесперебойную работу аэропорта не менее трех суток;
- регистрацию наработки и технического состояния конкретных экземпляров технологического оборудования, установки на оборудование и снятия с него комплектующих и других изделий, фиксирование произведенных ремонтов, периодического технического обслуживания и разовых осмотров;
- регистрацию количества и качества поступающих, хранящихся и выдаваемых в спецмашины противообледенительных жидкостей;
- уведомление уполномоченного органа в области гражданской авиации о снижении запаса противообледенительной жидкости, обеспечивающей бесперебойную работу аэропорта.
Регистрация осуществляться в журналах или иных документах, утвержденных нормативными правовыми актами, документами изготовителя или Заявителя.
3.2. Технология работы Заявителя
3.2.1. Заявитель разрабатывает собственную технологию работы, регулирующую процесс авиатопливообеспечения воздушных перевозок (далее - технология работы).
3.2.2. Технология работы оформляется отдельным документом и утверждается руководителем Заявителя.
3.2.3. Технология работы разрабатывается с учетом следующих особенностей:
- объема выполняемых Заявителем работ;
- количественного и ассортиментного состава авиаГСМ, используемых эксплуатантами;
- количества и типов воздушных судов, для заправки которых Заявитель осуществляет свою деятельность;
- количества, состава и состояния технологического оборудования и технических средств, находящихся у Заявителя.
3.2.4. Технология работы включает в себя следующие разделы:
- организация выполнения технологических процессов:
а) прием авиаГСМ;
б) хранение авиаГСМ;
в) перекачка авиаГСМ;
г) подготовка авиаГСМ и выдача их на заправку;
д) заправка авиаГСМ в воздушное судно;
- организация контроля качества:
а) отбор проб авиаГСМ;
б) лабораторный контроль качества;
в) аэродромный контроль качества;
- организация технического обслуживания оборудования;
- организация работы в аварийной и нештатной ситуации;
- требования к персоналу;
- организация инспекционного контроля.
3.2.5. Технология работы излагается по принципу положительного результата. Разделы технологии работы, относящиеся к организации выполнения технологических процессов, должны содержать изложенные в требуемой последовательности их выполнения процедуры.
3.2.6. В технологии работы должно быть предусмотрено соблюдение и выполнение законов, настоящих Правил, стандартов, технических условий, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации, регламентирующих вопросы безопасности и регулярности полетов.
Информация об изменениях:Приказом Минтранса РФ от 13 августа 2007 г. N 118 в пункт 3.2.7 настоящего приложения внесены изменения
3.2.7. Технология работы Заявителя должна пройти процедуру экспертной оценки ее соответствия настоящим Правилам в научной или иной организации, привлекаемой уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальными органами в установленном порядке (далее - привлекаемая организация).
3.3. Технологические инструкции
3.3.1. В соответствии с задачами, предусмотренными в каждом разделе технологии работы, разрабатываются и утверждаются технологические инструкции (карты), детализирующие процесс авиатопливообеспечения воздушных перевозок, далее - технологические инструкции. Технологические инструкции (карты) являются внутренним документом Заявителя.
3.3.2. В технологических инструкциях (картах) определяются объем и последовательность выполняемых работ, квалификация и численность персонала, методики безопасной работы, перечень технологического оборудования, технических средств и приборов, а также, при необходимости, промежуточные нормативы, определяющие степень сохранности и уровень подготовленности авиаГСМ к применению.
3.4. Регламент технического обслуживания
3.4.1. Заявитель разрабатывает и утверждает регламент технического обслуживания технологического оборудования и технических средств, используемых Заявителем. Регламент технического обслуживания разрабатывается на основании паспортов и инструкций по эксплуатации изготовителей конкретного типа оборудования.
3.5. Руководство по качеству
Информация об изменениях:Приказом Минтранса РФ от 13 августа 2007 г. N 118 в пункт 3.5.1 настоящего приложения внесены изменения
3.5.1. Заявитель внедряет систему качества, которая отражается в руководстве по качеству.
3.5.2. Руководство по качеству оформляется отдельным документом и утверждается руководителем Заявителя.
4. Требования к технической оснащенности Заявителя
4.1. В зависимости от выполняемых работ Заявитель должен иметь: резервуары, средства перекачки, хранилища, навесы, сливно-наливные и раздаточные устройства, средства заправки, другие технологические объекты, обеспечивающие получение, хранение, перекачку, очистку, контроль качества, подготовку и выдачу на заправку, заправку и слив авиаГСМ из систем воздушных судов, а также необходимый комплекс зданий, сооружений, помещений и инженерных систем.
Указанные объекты должны быть в постоянном пользовании Заявителя на период осуществления деятельности.
4.2. Количество и размеры резервуаров должны быть достаточными, чтобы обеспечить повседневные нужды аэропорта, а также для создания резервного количества авиатоплива.
4.3. Bсe новые и модернизированные технологические объекты, вводимые Заявителем в эксплуатацию, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним стандартами, строительными нормами и правилами, нормативными правовыми актами в области гражданской авиации.
4.4. Заявитель постоянно поддерживает в исправном состоянии технологическое оборудование и технические средства, задействованные в технологическом процессе приема, хранения, контроля качества, подготовки и выдачи на заправку, заправки авиаГСМ в воздушные суда.
4.5. Заявитель осуществляет следующие обязательные виды обслуживания технологического оборудования и технических средств:
- периодические формы обслуживания, предусмотренные стандартами и нормативными правовыми актами;
- периодические формы обслуживания, предусмотренные регламентом технического обслуживания;
- обслуживание технологического оборудования перед каждым приемом авиаГСМ, наполнением средств заправки в начале каждой смены по параметрам, установленным технологией работы Заявителя.
4.6. Результаты технического обслуживания фиксируются в соответствующих журналах, актах, графиках зачистки емкостей.
5. Номенклатура авиаГСМ
5.1. При осуществлении авиатопливообеспечения воздушных перевозок Заявитель использует авиаГСМ, отвечающие следующим требованиям:
- допущенные к применению в установленном порядке и внесенные в соответствующие разделы руководств по летной эксплуатации и техническому обслуживанию соответствующих типов воздушных судов;
- вырабатываемые по технологии производства (регламенту), утвержденной в установленном порядке;
- имеющие паспорта качества изготовителя (для авиаГСМ зарубежного производства - сертификат качества);
- имеющие оформленные в соответствии с Правилами сертификации нефтепродуктов, утвержденными постановлением Госстандарта России от 08.10.98 г. N 78 и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.12.98 г. регистрационный N 1666, сертификаты соответствия (для авиаГСМ, подлежащих обязательной сертификации).
5.2. Использование авиаГСМ, невнесенных в соответствующие разделы руководства по летной и технической эксплуатации воздушных судов, осуществляется в установленном порядке.
6. Требования к Заявителю по приему, хранению, подготовке и выдаче
на заправку, заправке авиаГСМ в воздушные суда
6.1. Паспорт качества
6.1.1. Основанием для выдачи наливных авиаГСМ на заправку в воздушные суда является паспорт качества, формируемый в процессе приема, хранения, подготовки к выдаче авиаГСМ на заправку лабораторией ГСМ Заявителя, а при ее отсутствии - сертифицированной организацией, осуществляющей контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда.
6.1.2. Паспорт качества оформляется при положительных результатах входного контроля, сопроводительной документации и на основании приемного и складского контроля качества.
6.1.3. Возобновление паспорта качества проводится в случае истечения гарантийного срока хранения, нарушения герметичности заводской упаковки или подозрение на потерю кондиционности авиаГСМ. Возобновление паспорта качества осуществляет головная научно-исследовательская организация гражданской авиации по применению авиаГСМ на основании проведенных исследований.
6.1.4. Паспорта качества и сертификаты соответствия хранятся в лаборатории ГСМ или у лиц, специально назначенных руководством Заявителя.
6.2. Требования к Заявителю по приему авиаГСМ
6.2.1. До поступления авиаГСМ Заявителю осуществляется комплекс мероприятий по оценке состояния и исправности технологического оборудования и технических средств, задействованных для приема, оценки качества и чистоты остатков авиаГСМ в трубопроводах и резервуарах, предназначенных для приема, а также мероприятия по исключению возможности смешения поступающих авиаГСМ с некондиционными авиаГСМ, находящимися в резервуарах склада.
6.2.2. Для исключения смешения авиаГСМ, поступивших по трубопроводу, в железнодорожных или автомобильных цистернах (наливных авиаГСМ), Заявитель обеспечивает выделение под слив каждого вида авиаГСМ отдельных стояков, трубопроводных коммуникаций, насосов, резервуаров. Для авиаГСМ, поступающих в заводской упаковке, выделяются раздельные места хранения для различных видов (марок) авиаГСМ.
6.2.3. При приеме авиаГСМ на склад проводятся операции, направленные на исключение возможности попадания в процесс подготовки и выдачи на заправку вида (марки) авиаГСМ, не оговоренного договором (контрактом) с потребителем.
Указанные операции должны включать идентификацию партии авиаГСМ по ассортименту, количеству и качеству путем проведения оценки сопроводительной документации (паспорта качества и сертификата соответствия), отбора проб и проведения анализов.
6.2.4. Процедуры отбора проб и проведения арбитражного анализа оговариваются в договоре (контракте) с поставщиком.
6.2.5. При поступлении авиаГСМ в герметичной заводской упаковке проводятся проверки сохранности упаковки, наличия маркировки, полноты и правильности оформления сопроводительной документации.
6.2.6. При положительных результатах проверок и анализов осуществляется прием авиаГСМ в резервуары склада или тарное хранилище.
При неудовлетворительных результатах проверок и анализов принимаемые авиаГСМ не принимаются и хранятся отдельно от принятых авиаГСМ.
6.2.7. При поступлении партии авиаГСМ без паспорта качества, с паспортом качества, срок действия которого истек, отсутствием сведений об обязательной сертификации, Заявитель осуществляет мероприятия по получению в установленном порядке сертификата соответствия и получению (возобновлению действия) паспорта качества.
6.2.8. Подтверждение качества поступившей партии авиаГСМ и возможности ее вовлечения в процесс подготовки к выдаче на заправку производится после приема партии авиа ГСМ в резервуары складаГСМ, а также после каждого долива авиаГСМ другой партии путем проведения приемного контроля.
6.2.9. При неудовлетворительных результатах приемного контроля авиаГСМ устраняется от дальнейших операций по подготовке к применению и хранится отдельно от принятого. Использование указанных авиаГСМ осуществляется после проведения мероприятий в соответствии с пунктом. 6.1.3 настоящих Правил.
6.3. Требования к Заявителю по хранению авиаГСМ
6.3.1. Поступившие Заявителю авиаГСМ хранятся в резервуарах и тарных хранилищах в течение срока и в объеме, необходимом для бесперебойного обеспечения потребностей заказчика в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
6.3.2. При хранении авиаГСМ должна быть исключена возможность изменения их качества за счет испарения легких фракций, загрязнения или смешения с другими видами (марками) авиаГСМ, нарушения герметичности заводской тары. Это должно обеспечиваться:
- выделением отдельных групп резервуаров под каждый вид авиаГСМ с обвязкой отдельной трубопроводной коммуникацией;
- отделением резервуаров с некондиционным авиаГСМ от общей системы трубопроводов;
- регулярным проведением технического обслуживания технологического оборудования и сооружений;
- раздельным хранением видов (марок) авиаГСМ в герметичной таре и регулярным осмотром ее состояния;
- соблюдением гарантийных сроков хранения;
- удалением свободной воды и загрязнений из резервуаров;
- осуществлением контроля уровня чистоты авиаГСМ.
6.3.3. Сохранность качества авиаГСМ при хранении должна подтверждаться регулярным контролем его качества в объеме складского контроля.
6.3.4. При удовлетворительных результатах складского контроля авиаГСМ подлежит дальнейшему хранению или выдаче на заправку.
При неудовлетворительных результатах приемного контроля авиаГСМ устраняются от дальнейших операций по подготовке к применению и хранятся отдельно. Использование указанных авиаГСМ осуществляется после проведения мероприятий в соответствии с п.6.1.3 настоящих Правил.
Информация об изменениях:Приказом Минтранса РФ от 4 октября 2011 г. N 259 пункт 6.3 настоящего приложения дополнен подпунктом 6.3.5
6.3.5 Объем запасов противообледенительной жидкости для обработки воздушных судов в осенне-зимний период должен гарантировать возможность работы аэропорта в условиях интенсивного выпадения осадков.
6.4. Требования к Заявителю по подготовке авиаГСМ и выдаче их на заправку
6.4.1. Подготовка к выдаче на заправку наливных авиаГСМ включает: отстаивание, очистку от механических примесей и воды, добавление в авиатопливо противоводокристаллизационной жидкости, межскладские и внутрискладские перекачки, a также аэродромный контроль качества.
6.4.2. АвиаГСМ в неповрежденной упаковке изготовителя не нуждаются в специальных предварительных операциях по подготовке к заправке. До истечения срока хранения, при выполнении условий хранения, установленных стандартами или техническими условиями, авиаГСМ в сохранившей герметичность таре передаются по заявке эксплуатанту или организации технического обслуживания и/или ремонта авиационной техники с приложением копии паспорта качества изготовителя и могут непосредственно использоваться для заправки систем воздушных судов.
6.4.3. Подготовка авиаГСМ к выдаче на заправку должна обеспечивать получение:
- уровня чистоты, соответствующего нормативам по содержанию механических загрязнений и воды перед поступлением наливных авиаГСМ в соответствующие системы воздушных судов;
- авиатоплив с добавлением присадок, придающих необходимые эксплуатационные свойства.
6.4.4. После поступления авиатоплива в резервуары Заявитель обеспечивает его отстаивание в течение периода времени, который определяется маркой авиаГСМ и высотой взлива в резервуаре. Время отстаивания зависит также от типа резервуара, количества и состава загрязнений и устанавливается соответствующими стандартами или нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации.
До тех пор, пока не истекло требуемое время отстаивания и не получены удовлетворительные результаты проверок уровня чистоты, авиатопливо не подлежит выдаче из резервуара.
6.4.5. В процессе выдачи наливных авиаГСМ на заправку Заявитель осуществляет аэродромный контроль в соответствии с пп.7.5.
6.5. Требования к Заявителю по заправке авиаГСМ в воздушные суда
6.5.1. Заправка авиаГСМ в воздушные суда осуществляется из средств заправки. He разрешается проведение заправки наливных авиаГСМ, не имеющих паспортов качества, выданных лабораторией ГСМ Заявителя или организацией, осуществляющей контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда, и из средств заправки, не имеющих оформленных в установленном порядке контрольных талонов.
7. Требования к Заявителю по контролю качества авиаГСМ
7.1. Общие положения
7.1.1. Ha соответствующих этапах приема, хранения, подготовки и выдачи на заправку, заправки авиаГСМ в воздушные суда осуществляется контроль качества авиаГСМ.
Контроль качества осуществляется персоналом инженерно-технических подразделений Заявителя и лаборатории ГСМ Заявителя или организации, осуществляющей контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда.
7.1.2. Заявитель обеспечивает проведение следующих видов контроля качества: входного, приемного, складского, аэродромного.
7.2. Входной контроль
7.2.1. Входной контроль осуществляется при приеме на склад Заявителя партии авиаГСМ путем проверки поступающих транспортных средств, количества авиаГСМ и сопроводительной документации. Для наливных авиаГСМ осуществляется проверка уровня чистоты поступающих авиаГСМ.
По результатам входного контроля принимается решение о порядке приема на склад ГСМ поступившего авиаГСМ.
7.3. Приемный контроль
7.3.1. Приемный контроль проводится для наливных авиаГСМ. Приемный контроль проводится после окончания приема авиаГСМ в резервуары и каждого долива резервуара авиаГСМ другой партии.
7.3.2. Приемный контроль предназначен для проверки марки и качества авиаГСМ в резервуаре в целях исключения возможности вовлечения в процесс подготовки к выдаче на заправку некондиционных авиаГСМ.
7.3.3. Приемный контроль проводится по показателям качества, установленным в стандартах или нормативных правовых актах федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации.
При положительных результатах входного и приемного контроля на авиаГСМ оформляется паспорт качества.
7.4. Складской контроль
7.4.1. Складской контроль проводится для определения уровня изменения параметров качества хранящихся авиаГСМ и подтверждения возможности дальнейшего хранения или применения авиаГСМ.
7.4.2. Складской контроль проводится с периодичностью и по показателям качества, установленным в стандартах или нормативных правовых актах федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации.
7.5. Аэродромный контроль
7.5.1. Аэродромный контроль осуществляется при подготовке, выдаче и заправке наливных авиаГСМ в воздушные суда. При аэродромном контроле подтверждается качество выдаваемой на заправку марки авиаГСМ путем оценки требуемого уровня чистоты авиаГСМ и паспорта качества, выданного лабораторией ГСМ Заявителя или организацией, осуществляющей контроль качества авиаГСМ, заправляемых в воздушные суда.
При удовлетворительном результате аэродромного контроля на средство заправки оформляется контрольный талон.
7.5.2. Порядок и периодичность проведения аэродромного контроля устанавливается в стандартах или нормативных правовых актах федерального органа исполнительной власти в области гражданской авиации.
8. Инспекционный контроль
8.1. Общие положения
8.1.1. Для обеспечения контроля за деятельностью Заявителя осуществляется внутренний и внешний инспекционный контроль.
Информация об изменениях:Приказом Минтранса РФ от 4 октября 2011 г. N 259 в пункт 8.1.2 настоящего приложения внесены изменения
8.1.2. Инспекционный контроль осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальными органами, государственными инспекторами, а также инспекторскими службами (инспектором) Заявителя.
8.2. Внешний инспекционный контроль
Информация об изменениях:Приказом Минтранса РФ от 4 октября 2011 г. N 259 в пункт 8.2.1 настоящего приложения внесены изменения
8.2.1. Внешний инспекционный контроль проводится уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальными органами, государственными инспекторами.
Информация об изменениях:Приказом Минтранса РФ от 4 октября 2011 г. N 259 в пункт 8.2.2 настоящего приложения внесены изменения
8.2.2. Уполномоченный орган в области гражданской авиации или его территориальные органы осуществляет инспекционный контроль в целях подтверждения текущего соответствия Заявителя сертификационным требованиям.
Информация об изменениях:Приказом Минтранса РФ от 4 октября 2011 г. N 259 пункт 8.2.3 настоящего приложения изложен в новой редакции
8.2.3. Государственные инспектора осуществляют контроль (надзор) за деятельностью Заявителя в соответствии с Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 409 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст. 3170; 2011, N 22, ст. 3187).
8.3. Внутренний инспекционный контроль
8.3.1. Внутренний инспекционный контроль осуществляется инспекторскими службами (инспектором) Заявителя. Инспекторская служба (инспектор) действует на основании положения, утвержденного руководителем Заявителя.
8.3.2. При внутреннем инспекционном контроле осуществляются проверки:
- правильности и полноты выполнения всех операций, предусмотренных технологией работы и технологическими инструкциями;
- выполнения контроля качества авиаГСМ;
- регулярности и правильности ведения контрольно-регистрационной документации;
- наличия последних версий документов на рабочих местах;
- применения исправного оборудования;
- выполнения графиков технического обслуживания оборудования;
- выполнения замечаний и рекомендаций сертификационных и инспекторских проверок.
8.3.3. Инспектор осуществляет сбор, анализ и обобщение всех замечаний, случаев ухудшения качества авиаГСМ, нештатных ситуаций у Заявителя. Инспектор участвует в работе комиссий, создаваемых при расследовании нештатных ситуаций.
8.3.4. Инспектор осуществляет контроль за состоянием технологического оборудования и технических средств, задействованных в производственном процессе, а также выявляет отклонения от процедур, установленных в технологии работы Заявителя.
8.3.5. Инспектор проводит последовательный осмотр объектов, связанных с приемом, хранением, подготовкой и выдачей на заправку, заправкой авиаГСМ в воздушные суда. Осмотр объектов осуществляется по типовой карте инспектирования, форма которой разрабатывается с учетом выполняемых Заявителем работ, используемого оборудования и технических средств.
8.3.6. Инспектор посещает все находящиеся под его контролем объекты, проводит их осмотр, как в присутствии, так и в отсутствии должностного лица, отвечающего за данный объект.
8.3.7. На основании инспектирования инспектор составляет акт инспекции, где отмечаются замеченные несоответствия с указанием сроков устранения недостатков, необходимости замены оборудования или персонала, не справляющегося со своими служебными обязанностями.
9. Требования к профессиональной подготовке
инженерно-технического персонала Заявителя
9.1. Общие положения
9.1.1. Заявитель должен иметь необходимое количество квалифицированных специалистов, аттестованных и допущенных к работам, связанным с обеспечением безопасности полетов конкретных типов воздушных судов, с учетом объема, выполняемых Заявителем работ.
9.1.2. Руководящий и инженерно-технический персонал Заявителя проходит периодическую переподготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации.
9.1.3. Должностные лица и специалисты Заявителя, непосредственно связанные с обеспечением безопасности полетов, должны соответствовать требованиям настоящих Правил, иметь специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами.
9.2. Требования к обеспечению аттестации персонала
9.2.1. При проведении сертификации Заявитель обеспечивает обязательную аттестацию следующего персонала, непосредственно связанного с обеспечением безопасности полетов:
- лица, ответственного за организацию приема, хранения, подготовки авиаГСМ к заправке воздушных судов (заместитель руководителя Заявителя, ведущий инженер или иное лицо, занимающее указанную должность);
- лица, ответственного за организацию работы заправочной бригады (руководитель заправочной бригады, руководитель смены или иное лицо, занимающее указанную должность);
- лица, ответственного за эксплуатацию технологического оборудования фильтрации авиатоплива, дозирования противоводокристаллизационной жидкости и выдачу авиаГСМ в средства заправки (далее - авиатехник ГСМ).
9.2.2. Персонал Заявителя должен иметь объем знаний, соответствующий настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам, устанавливающим соответствующие требования.
9.3. Требования по организации приема, хранения, подготовки авиаГСМ к заправке воздушных судов
9.3.1. Лицо, ответственное за организацию приема, хранения, подготовку авиаГСМ к заправке воздушных судов, должно иметь знания:
- руководящей и нормативно-технической документации по вопросам авиатопливообеспечения воздушных перевозок;
- организационно-технологических процессов подготовки авиаГСМ от приема на склад до выдачи на заправку;
- нормативных требований к ассортименту, взаимозаменяемости и качеству марок авиаГСМ;
- влияния изменений качества авиаГСМ на обеспечение безопасности полетов воздушных судов.
9.3.2. Лицо, ответственное за организацию приема, хранения, подготовки авиаГСМ к заправке воздушных судов, должно показать свои способности и умение организовать работу Заявителя по выдаче кондиционных авиаГСМ в пределах установленных сроков их хранения и с гарантией их качества, организовать и обеспечить эксплуатацию технологического оборудования и технических средств Заявителя.
9.4. Требования к организации работы заправочной бригады
9.4.1. Лицо, ответственное за организацию работы заправочной бригады, должно иметь знания:
- руководящих нормативно-технических документов по вопросам авиатопливообеспечения воздушных перевозок;
- технологии осмотра, обслуживания, контроля исправности пунктов налива, топливозаправщиков и маслозаправщиков;
- технологии подготовки авиаГСМ к заправке воздушных судов и порядок заправки воздушных судов авиаГСМ;
- методик оценки исправности функционирования применяемых систем топливообеспечения при расследовании аварий, авиационных происшествий и предпосылок к ним;
- определения кондиционности заправляемого авиаГСМ на основании результатов лабораторного и аэродромного контроля качества;
- методик оценки чистоты авиакеросинов и содержания противоводокристаллизационных жидкостей с помощью приборов инструментального контроля и при помощи визуального анализа;
- технических и метрологических характеристик наземного технологического оборудования для очистки авиатоплив, дозирования противоводокристаллизационной жидкости в авиакеросины, выдачи масла в маслозаправщик;
- физической сущности явлений и процессов, протекающих при стоянке и полетах в топливных системах самолетов и вертолетов, и их влияние на изменение качества заправленного топлива и возможные последствия.
9.4.2. Лицо, ответственное за организацию работ по заправке воздушного судна, должно показать свои способности и умение проводить организационно-технологические процессы подготовки авиаГСМ и их заправки в воздушные суда с применением различных заправочных средств, использовать информацию о качестве подготовленных к заправке авиаГСМ, оценивать кондиционность подготовленных авиаГСМ по их физико-химическим и эксплуатационным показателям, а также оценивать изменение их качества в средствах заправки.
9.5. Требования к организации процесса эксплуатации технологического оборудования фильтрации авиатоплива, дозирования противоводокристаллизационной жидкости и выдачи авиаГСМ в средства заправки
9.5.1. Авиатехник ГСМ должен иметь знания:
- руководящих нормативно-технических документов по вопросам авиатопливообеспечения воздушных перевозок;
- технологии подготовки авиатоплива (в том числе с добавлением противокристаллизационной жидкости) и авиамасла к выдаче их в средства заправки;
- технологии осмотра, обслуживания, контроля состояния и характеристики:
а) фильтров и фильтров-сепараторов всех типов;
б) дозаторов и счетно-дозирующих устройств, добавлением противокристаллизационной жидкости;
в) бойлерных для авиамасел;
- методик оценки исправности указанных выше средств;
- методик оценки чистоты авиатоплив и авиамасел при выдаче их на заправку с применением визуального контроля и методов экспресс-контроля;
- объемов и сроков проведения профилактических и регламентных работ по находящимся в ведении техническим средствам.
9.5.2. Лицо, занимающее должность авиатехника ГСМ, должно иметь соответствующую квалификацию для осуществления процессов очистки и фильтрации авиатоплив и авиамасел, дозирования в авиакеросины противоводокристаллизационной жидкости, обеспечивать готовность и исправность находящихся в его ведении технических средств, использовать предписанные методы и средства контроля чистоты и содержания противоводокристаллизационной жидкости в авиакеросинах, налаживать систему выдачи кондиционных авиаГСМ в средства заправки, проводить в некомфортных условиях анализ содержания в авиатопливе воды и мехпримесей визуальным методом и методами экспресс-контроля.
Информация об изменениях:Приказом Минтранса РФ от 13 августа 2007 г. N 118 в настоящее приложение внесены изменения
Форма Заявки на проведение сертификации
(с изменениями от 13 августа 2007 г.)
Заявка
на проведение сертификации организации
авиатопливообеспечения воздушных перевозок
Устанавливаются сертификационные требования, которые предъявляются к организациям, желающим осуществлять или осуществляющим авиатопливообеспечение воздушных перевозок, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. Обязательная сертификация проводится аккредитованными органом по сертификации аэропортов и региональными органами по сертификации системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации на возмездной основе. Не допускается осуществление деятельности по авиатопливообеспечению воздушных перевозок на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации без сертификата соответствия или с нарушением порядка, установленного настоящими Правилами.
Приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 18 апреля 2000 г. N 89 "Об утверждении "Федеральных авиационных правил. Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 октября 2000 г.
Регистрационный N 2411
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 16 октября 2000 г. N 42
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минтранса РФ от 4 октября 2011 г. N 259
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минтранса РФ от 24 июня 2009 г. N 101
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Приказ Минтранса РФ от 13 августа 2007 г. N 118
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!