Руководства, Инструкции, Бланки

п.45 инструкции к единому плану счетов 157н img-1

п.45 инструкции к единому плану счетов 157н

Категория: Инструкции

Описание

Изменения и дополнения, внесенные в Инструкцию № 157н

Изменения и дополнения, внесенные в Инструкцию № 157н

Какие поправки внесены в План счетов? Что поменялось в общих положениях по применению Инструкции № 157н? Что нового в учете основных средств? Какие изменения произошли в забалансовом учете?

Финансовое ведомство скорректировало основной документ по бухгалтерскому учету для государственных (муниципальных) учреждений – Инструкцию № 157н[1]. Приказ Минфина РФ от 06.08.2015 № 124н (далее – Приказ № 124н), внесший изменения в указанную инструкцию, направлен на регистрацию в Минюст. В статье рассмотрим его основные положения, актуальные для образовательных учреждений.

План счетов

В соответствии с нововведениями в Едином плане счетов заменено наименование счета 201 06: с «Аккредитивы» на «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации». Это влечет за собой поправки в п. 172 – 176 Инструкции № 157н, в которых идет речь о применении указанного счета. В этих пунктах слова «аккредитивы», «аккредитивные расчеты» заменены на «специальные счета».

Кроме того, План счетов дополнен забалансовым счетом 31 «Акции по номинальной стоимости». Он вряд ли может быть использован образовательным учреждением. Согласно введенным п. 389, 390 Инструкции № 157н названный счет предназначен для учета акций по номинальной стоимости органом, осуществляющим полномочия акционера (иным уполномоченным органом). Принятие их к учету и выбытие осуществляется на основании первичных учетных документов по номинальной стоимости.

Аналитический учет по данному счету ведется в реестре учета ценных бумаг (ф. 0504056) по количеству, эмитенту и с указанием реестрового номера, присвоенного в реестре федерального имущества.

Данные положения необходимо будет применять по мере организационно-технической готовности учреждений, после внесения изменений в учетную политику, но позднее 1 октября 2015 года.

Общие положения по применению Инструкции № 157н

Учет объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте. За счет дополнений в п. 13 Инструкции № 157н разъяснено, в каком порядке ведется учет объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Они заключаются в следующем.

Данные объекты принимаются к учету в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату совершения операции путем пересчета суммы в иностранной валюте по официальному курсу ЦБ РФ соответствующих валют по отношению к рублю. При отсутствии официального курса расчет производится по курсу, определенному по котировкам иностранной валюты на международных валютных рынках или по устанавливаемым центральными (национальными) банками соответствующих государств курсам к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается ЦБ РФ.

Если учреждение постоянно осуществляет свою деятельность за пределами Российской Федерации, то особенности и правила пересчета стоимости объектов учета регламентируются главным распорядителем бюджетных средств субъекта учета по согласованию с Минфином.

Данный пункт дополнен также положением о том, что в рамках формирования учетной политики следует предусмотреть порядок перевода первичных документов, которые составлены не на русском языке.

Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов. В связи с внесением Приказом Минфина РФ от 08.06.2015 № 90н (далее – Приказ № 90н) изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации в Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, скорректирован п. 21 Инструкции № 157н.

Обновленная редакция указанного пункта представлена следующими положениями:

1. Единый план счетов содержит пять разделов, сгруппированных по экономическому содержанию в целях составления достоверной финансовой отчетности и отражения показателей, необходимых для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, для финансового анализа исполнения бюджетов, государственных заданий, бюджетных смет, планов ФХД учреждений, а также подготовки их проектов.

2. На основе Единого плана счетов и положений Инструкции № 157н для ведения бухгалтерского учета применяются:

  • План счетов бюджетного учета и Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета – казенными учреждениями, органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, наиболее значимыми бюджетными и автономными учреждениями науки, образования, культуры и здравоохранения, указанными в ведомственной структуре расходов бюджетов, иными организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, финансовыми органами;
  • План счетов казначейского учета и инструкции по его применению – органами, осуществляющими кассовое обслуживание;
  • планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений и соответствующие инструкции по их применению.

На основе упомянутых планов счетов учреждениями разрабатываются и утверждаются рабочие планы счетов бухгалтерского (бюджетного) учета.

3. Номер счета Плана счетов (рабочего плана счетов) состоит из 26 разрядов. Аналитические коды в номере счета рабочего плана счетов отражают:

Разряды номера счета

Разряды 18 – 26-й номера счета образуют код счета бухгалтерского учета.

В разрядах с 1-го по 17-й рабочего плана счетов бюджетного учета отражается:

  • учреждениями – с 4-го по 17-й разряд – код классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • финансовыми органами, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, – с 1-го по 17-й разряд – код классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, по которым осуществляются операции по исполнению бюджета.

В 24 – 26-м разрядах номера счета рабочего плана счетов отражаются:

  • казенными, бюджетными учреждениями, а также организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, – коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);
  • автономными учреждениями – аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, утвержденной планом ФХД.

Применяемые коды видов финансового обеспечения (деятельности) не изменились.

4. Органам государственной власти, органам управления государственными внебюджетными фондами, органам управления территориальными государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов дополнительных разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям отчетности.

Указанные изменения в общих положениях Инструкции № 157н (п. 3.1 и 3.2 приложения к Приказу № 124н) будут применяться при формировании учетной политики начиная с 2016 года и формировании показателей объектов учета на первый отчетный день 2016 года.

С 1 января 2017 года будет действовать еще и введенный в Инструкцию № 157н п. 21.1, в котором указано, что номер счета Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений в разрядах с 1-го по 4-й включает в себя код раздела, код подраздела расходов бюджета.

Учет основных средств

Нововведения в данном разделе четко определяют, какие инженерные системы следует включать в состав зданий и сооружений, а какие следует учитывать как самостоятельные объекты. В пункт 45 Инструкции № 157н, в котором идет речь об инвентарных объектах основных средств, внесены следующие дополнения: коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности, система отопления, включая котельную установку для отопления (если она находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются.

К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем (оконечные аппараты, приборы, устройства и т. д.), например:

а) средства измерения, управления;

б) средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации;

в) средства вычислительной и оргтехники;

г) средства визуального и акустического отображения информации;

д) театрально-сценическое оборудование.

Санкционирование расходов

В пункт 308 Инструкции № 157н внесено дополнение: наконец-то дано определение принимаемых обязательств. Под ними понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности органа государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных муниципальных учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета. Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта.

Так как по счету 502 00 «Обязательства» аналитический код вида синтетического счета «Принимаемые обязательства» выделен отдельно и ему присвоен номер 7, из синтетических счетов «Принятые обязательства» с кодом 1 и «Принятые денежные обязательства» с кодом 2 исключено слово «принимаемые». Соответствующие изменения внесены в п. 319 Инструкции № 157н.

Забалансовый учет

Как мы уже указали выше, забалансовый учет дополнен счетом 31 «Акции по номинальной стоимости». Кроме этого, внесены некоторые поправки и уточнения в особенности использования действовавших ранее счетов. Так, в соответствии с новой редакцией п. 339 Инструкции № 157н забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» предназначен для учета задолженности неплатежеспособных дебиторов с момента признания ее в порядке, установленном законодательством РФ, актом главного администратора доходов бюджета нереальной ко взысканию и списания с балансового учета учреждения. Учет названной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим закону способом.

Далее отмечено, что при возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений данных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Следующие изменения касаются забалансовых счетов 17 и 18, по которым отражаются поступление и выбытие денежных средств по счетам учреждения. В пунктах 365 и 367 Инструкции № 157н установлено, что данные счета открываются (кроме счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения») и к счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам». Они предназначены для аналитического учета поступлений (выплат) денежных средств ((возврата указанных поступлений) (восстановления выплат)) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему ОФК (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу субъекта учета.

Даны также пояснения к аналитическому учету по забалансовому счету 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет». Согласно новой редакции п. 370 Инструкции № 157н его следует вести с указанием даты зачисления невыясненных поступлений и даты их уточнения в порядке, установленном субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики.

Дополнение в п. 385 Инструкции № 157н дает четкие указания о том, что форменное обмундирование и специальную одежду, выданные сотрудникам, следует учитывать на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)».

Приказом № 124н внесены следующие изменения в Единый план счетов и Инструкцию по его применению:

1. Появился забалансовый счет 31, сменил наименование счет 201 06.

2. Даны разъяснения по учету объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

3. Порядок формирования номеров счетов бухгалтерского (бюджетного) учета приведен в соответствие Приказу № 90н.

4. Разъяснено, какие инженерные системы следует включать в состав зданий и сооружений, а какие следует учитывать как самостоятельные объекты.

5. Дано определение понятия «принимаемые обязательства».

6. Задолженность неплатежеспособных дебиторов следует учитывать на забалансовом счете 04 не в течение пяти лет, а в течение срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности.

7. Забалансовые счета 17 и 18 открываются и к счету 210 03.

8. Форменное обмундирование и спецодежда учитываются на забалансовом счете 27.

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Рекомендуйте статью коллегам:

Другие статьи

П.45 инструкции к единому плану счетов 157н

Во исполнение Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и приказа Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н

1. Утвердить учетную политику для целей бюджетного учета согласно приложению и ввести ее в действие с 01 мая 2014 года.

2. Довести до всех подразделений и служб администрации муниципального образования «Винницкое сельское поселение» соответствующие документы, необходимые для обеспечения реализации учетной политики в учреждении и организации бюджетного учета, документооборота, санкционирования расходов учреждения.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на главного бухгалтера Турилову Е.А..

Учетная политика для целей бюджетного учета

Бюджетный учет в администрации МО «Винницкое сельское поселение» ведется в соответствии с Законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, Бюджетным кодексом РФ, приказами Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкции к Единому плану счетов № 157н), от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана
счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 162н), от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее – приказ № 65н), от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее – приказ № 173н), иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы бухгалтерского (бюджетного) учета.

1.1. Ответственным за организацию бюджетного учета в администрации МО «Винницкое сельское поселение» и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций является глава администрации МО «Винницкое сельское поселение».
Основание: часть 1 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

1.2. Бюджетный учет ведется отделом по учету и отчетности - бухгалтерией, возглавляемой начальником - главным бухгалтером. Муниципальные служащие бухгалтерии руководствуются в своей деятельности Положением о бухгалтерии, должностными инструкциями.
Основание: часть 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

1.3. Бюджетный учет в обособленных подразделениях учреждения, наделенных частичными полномочиями юридического лица, ведут бухгалтерии этих подразделений.

1.4. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно главе администрации МО «Винницкое сельское поселение» и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной, налоговой и статистической отчетности.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерские службы необходимых документов и сведений являются обязательными для всех муниципальных служащих учреждения, включая сотрудников структурных подразделений, наделенных частичными полномочиями юридического лица, в том числе в части ведения отдельного баланса.
Основание: пункт 8 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

1.5. Порядок закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд МО определяется в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Состав постоянно действующей единой комиссии по проведению закупок утверждается главой администрации МО «Винницкое сельское поселение» (приложение 10).

1.6. Утверждается состав постоянно действующих комиссий:
– комиссии по поступлению и выбытию активов (приложение 11);
– инвентаризационной комиссии (приложение 12);
– комиссии по проверке показаний спидометров автотранспорта (приложение 13).

1.7. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается отдельным распоряжением главы администрации МО «Винницкое сельское поселение».

Допускается накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита в дни выплаты зарплаты.

Продолжительность срока выдачи зарплаты составляет пять рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).
Основание: Положение Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П.

2. Рабочий План счетов

2.1. Бюджетный учет ведется раздельно в разрезе разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов, кодов операций сектора государственного управления бюджетного финансирования.

2.2. Бюджетный учет ведется с использованием рабочего Плана счетов (приложение 1), разработанного в соответствии с Инструкцией к Единому плану счетов № 157н, Инструкцией № 162н.
Основание: пункты 2 и 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Учреждение применяет забалансовые счета, утвержденные в Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Кроме основных забалансовых счетов, в учреждении введены дополнительные счета. Перечень используемых забалансовых счетов приведен в приложении 1.
Основание: пункт 332 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

2.3. При отражении операций на счетах бюджетного учета в 18-м разряде (код вида деятельности) указывается:
1 – деятельность, осуществляемая за счет средств федерального бюджета (бюджетная деятельность);
3 – средства во временном распоряжении.

В разрядах 24–26 указывается соответствующий код КОСГУ (в соответствии с разделом V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).
Основание: пункт 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.1. При ведении бюджетного учета следует иметь в виду, что информация в денежном выражении о состоянии активов и обязательств, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах), отражаемая на соответствующих счетах рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной, сообразной с существенностью. Ошибки, признанные существенными, подлежат обязательному исправлению.

При этом существенной признается информация, пропуск или искажение которой влечет изменение на один процент (и (или) более) оборотов по дебету (кредиту) аналитического счета рабочего Плана счетов (приведенного в приложении 1).
Основание: пункт 3 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.2. Бюджетный учет ведется по проверенным и принятым к учету первичным документам методом начисления.

3.3. Основные средства

3.3.1. В составе основных средств учитываются материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев. Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение и изготовление.
Основание: пункты 23–25, 38, 39, 47 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.3.2. Каждому объекту основных средств и нематериальных активов стоимостью свыше 3000 руб. присваивается порядковый инвентарный номер.

Основание: пункт 46 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.3.3. Присвоенный объекту инвентарный номер обозначается материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов путем нанесения номера на инвентарный объект краской или водостойким маркером.
В случае если объект основного средства является сложным (комплексом конструктивно сочлененных предметов), инвентарный номер обозначается на каждом составляющем элементе тем же способом, что и на сложном объекте.

3.2.4. Учет основных средств на соответствующих счетах Плана счетов бюджетного учета ведется в соответствии с требованиями Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359.
Основание: пункт 45 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.2.5. К хозяйственному инвентарю относятся предметы конторского и хозяйственного пользования, непосредственно используемые в производственном процессе, спортивный инвентарь. Срок службы хозяйственного инвентаря устанавливается согласно приложению 15.

3.2.6. Начисление амортизации основных средств в бюджетном учете производится линейным способом в соответствии со сроками полезного использования.
Основание: пункт 85 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.2.7. Срок полезного использования объектов основных средств устанавливается комиссией по поступлению и выбытию активов (приложение 11) исходя из следующих факторов:
– информации, содержащейся в законодательстве РФ;
– рекомендаций, содержащихся в документах производителя, – при отсутствии соответствующих норм в законодательстве РФ. Если такая информация отсутствует, срок определяется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом ожидаемого срока использования и физического износа объекта, а также с учетом гарантийного срока использования;
– сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации – для безвозмездно полученных объектов.

Для объектов, включенных в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, указанному в постановлении Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

По объектам, включенным в десятую амортизационную группу, срок полезного использования рассчитывается исходя из единых норм, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. № 1072.
Основание: пункт 44 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.2.8. Переоценка основных средств производится в сроки и в порядке, устанавливаемые Правительством РФ.
Основание: пункт 28 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.3. Нематериальные активы

3.3.1. Начисление амортизации нематериальных активов производится линейным способом в соответствии со сроками полезного использования.
Основание: пункт 93 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.3.2. Срок полезного использования нематериальных активов устанавливается комиссией по поступлению и выбытию активов (приложение 11) исходя из срока:
– в течение которого учреждению будут принадлежать исключительные права на объект. Этот срок указывается в охранных документах (патентах, свидетельствах и т. п.), или он следует из закона;
– в течение которого учреждение планирует использовать объект в своей деятельности.

Если по объекту нематериальных активов срок полезного использования определить невозможно, то в целях расчета амортизации он устанавливается равным 10 годам.

Основание: статья 1335 Гражданского кодекса РФ, пункт 60 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.4. Материальные запасы

3.4.1. К материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости. Оценка материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется по фактической стоимости каждой единицы. Единицей учета материальных запасов является номенклатурный номер.
Основание: пункты 99, 100, 101 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.4.2. Списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости.
Основание: пункт 108 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.4.3. Учет на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным

средствам, выданные взамен изношенных» ведется в условной оценке 1 руб. за 1 шт. Учету подлежат крупные съемные узлы и детали автомобиля, установленные взамен изношенных, такие как:
– генератор;
– аккумулятор;
– двигатель.

Аналитический учет по счету ведется в разрезе автомобилей и материально ответственных лиц.

Поступление на счет 09 отражается:
– при установке (передаче материально ответственному лицу) соответствующих запчастей после списания со счета 0.105.36.000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения»;
– при безвозмездном поступлении автомобиля от государственных (муниципальных) учреждений с документальной передачей остатков забалансового счета 09.

При безвозмездном получении от государственных (муниципальных) учреждений запасных частей, учитываемых передающей стороной на счете 09, но не подлежащих учету на указанном счете в соответствии с настоящей учетной политикой, оприходование запчастей на счет 09 не производится.

Внутреннее перемещение по счету отражается:
– при передаче на другой автомобиль;
– при передаче другому материально ответственному лицу вместе с автомобилем.

Выбытие со счета 09 отражается:
– при списании автомобиля по установленным основаниям;
– при установке новых узлов взамен непригодных к эксплуатации.
Основание: пункты 349–350 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.4.4. Фактическая стоимость материальных запасов, полученных в результате ремонта, разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется исходя из:
– их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухучету;
– сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов, приведение их в состояние, пригодное для использования.

3.4.5 Нормативно-правовая база по учету имущества казны, закрепленная на общефедеральном уровне, ограничена рядом положений Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). И в основном регламентируется п. 4 ст. 214 «Право государственной собственности» и п. 3 ст. 215 «Право муниципальной собственности» ГК РФ. Согласно указанным положениям государственную (муниципальную) казну составляет государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное в оперативное управление ни за какими организациями. С учетом имущества казны косвенным образом связаны также ст. 125 ГК РФ, которая определяет порядок участия публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях; ст. 296-299 ГК РФ, разъясняющие вопросы порядка возникновения, применения и прекращения права оперативного управления; ст. 130, 131 ГК РФ, устанавливающие понятие недвижимого имущества и порядок регистрации сделок с ним. Согласно п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 ГК РФ определено только два возможных состояния государственного (муниципального) имущества:

· находящееся в оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий;

· находящееся в казне соответствующего публично-правового образования.

При прекращении права оперативного управления, если имущество при этом остается в государственной (муниципальной) собственности, оно автоматически должно попадать в состав имущества казны.

Особенности учета имущества казны

1. Для имущества казны разрешено ведение общесуммового учета без аналитики по объектам (п. 143 Инструкции № 157н). При этом любое публично-правовое образование вправе своим законодательным актом определить инвентарный или аналитический учет имущества казны (п. 145 Инструкции № 157н). Все имущество казны учитывается пообъектно в реестре имущества муниципального образования. В учете не отражается пообъектно библиотечный фонд (учет ведется в самой библиотеке).

2. На объекты имущества казны амортизация не начисляется. Амортизацию за весь период нахождения имущества в казне единовременно начисляет учреждение, получившее имущество в оперативное управление из казны (п. 94 Инструкции № 157н). При этом муниципальное образование имеет право своим законодательным актом определить необходимость начисления амортизации имущества казны либо по всему имуществу, либо по группам, либо по единичным объектам.

3. Для формирования полного номера счета бюджетного учета со счетами имущества казны 1 10800 000 предусмотрено использование кода типа гКБК, т. е. - код главы по БК, в 4-17 разрядах номера счета указываются нули (Приложение 2 к Инструкции № 162н).

Для имущества казны инвентарный или аналитический учет не обязателен, это не исключает для муниципального образования, уполномоченного на ведение бюджетного учета имущества казны, обязанности проводить его инвентаризацию в порядке, предусмотренном соответствующим положением публично-правового образования.

При инвентаризации имущества казны проверяются соответствие учетных и фактических данных, данных бюджетного учета и реестра имущества казны. При отсутствии инвентарного учета исходными данными для проведения инвентаризации будут данные реестра имущества казны.

Порядок учета имущества казны приведен в приложении № 17.

3.5. Расчеты по доходам

3.5.1. Администрация МО осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджета. Порядок осуществления полномочий администратора доходов бюджета определяется в соответствии с законодательством России и нормативными документами ведомства.

Перечень администрируемых доходов определяется главным администратором доходов бюджета (вышестоящим ведомством).

3.5.2. Поступившие доходы отражаются на счете 1.210.02.000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет» в порядке, установленном в пункте 91 Инструкции № 162н.

3.5.3. Поступление и начисление администрируемых доходов отражаются в учете на основании первичных документов, приложенных к выписке из лицевого счета администратора доходов.

3.6. Расчеты с подотчетными лицами

3.6.1. Денежные средства выдаются под отчет на основании распоряжения главы администрации МО «Винницкое сельское поселение» или служебной записки. Выдача денежных средств под отчет производится путем:
– выдачи из кассы. При этом выплаты подотчетных сумм муниципальным служащим производятся в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке;
– перечисления на зарплатную карту материально ответственного лица.

Способ выдачи денежных средств должен быть указан в служебной записке или распоряжении главы МО.

3.6.2. Выдача средств под отчет производится штатным сотрудникам, которые не имеют задолженности по ранее выданным суммам и с которыми заключен договор о полной материальной ответственности (приложение 8).

3.6.3. Предельная сумма выдачи денежных средств под отчет (за исключением расходов на командировки) устанавливается в размере 10 000 (Десять тысяч) руб.

На основании распоряжения главы администрации МО в исключительных случаях сумма может быть увеличена (но не более лимита расчетов наличными средствами между юридическими лицами) в соответствии с указанием Банка России.
Основание: пункт 1 указания Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У.

3.6.4. Срок представления авансовых отчетов по суммам, выданным под отчет (за исключением сумм, выданных в связи с командировкой), – 30 календарных дней. Основание: пункт 26 постановления Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749.

3.6.5. При направлении муниципальных служащих в служебные командировки на территории России расходы на них возмещаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 729.
Возмещение расходов на служебные командировки, превышающих размер, установленный Правительством РФ, производится при наличии экономии бюджетных средств по фактическим расходам с разрешения главы администрации МО, оформленного соответствующим распоряжением.
Основание: пункты 2, 3 постановления Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 729.

Порядок оформления служебных командировок и возмещения командировочных расходов приведен в приложении 9.

3.6.6. По возвращении из командировки муниципальный служащий обязан представить авансовый отчет об израсходованных суммах в течение трех рабочих дней.

3.6.7. Предельные сроки отчета по выданным доверенностям на получение материальных ценностей устанавливаются следующие:
– в течение 10 календарных дней с момента получения;
– в течение трех рабочих дней с момента получения материальных ценностей.
Доверенности выдаются штатным сотрудникам, с которыми заключен договор о полной материальной ответственности.

3.7. Расчеты с кредиторами и другими дебиторами

3.7.1. Аналитический учет расчетов с поставщиками (подрядчиками) ведется в разрезе кредиторов. Дебиторскую и кредиторскую задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывать на финансовый результат по истечении трех лет на основании данных проведенной инвентаризации.

Списанную с балансового учета задолженность отражать на забалансовых счетах: 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов», 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами» – в течение пяти лет с момента списания.

Основание: пункты 339, 371 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.7.2. Аналитический учет расчетов по пособиям и иным социальным выплатам ведется в разрезе физических лиц – получателей социальных выплат.

3.7.3. Аналитический учет расчетов по оплате труда ведется в разрезе сотрудников и других физических лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.

3.8. Финансовый результат

3.8.1. В целях управленческого учета (оперативные отчеты о видах доходов и расходов; данные для заполнения пояснительной записки бухгалтерской отчетности, контроль за видами расходов) учреждение применяет дополнительные аналитические коды в разрезе КОСГУ. В частности, расходы учитываются по следующим дополнительным признакам:
– КОСГУ 221 «Услуги связи»:
– 221.1 – услуги почтовой связи;
– 221.2 – услуги телефонной связи;
– 221.3 – услуги доступа к телекоммуникационным каналам связи (Интернет);
– КОСГУ 222 «Транспортные услуги»:
– 222.1 – услуги перевозки на основании договоров автотранспортного обслуживания;
– 222.2 – расходы на проезд сотрудников в командировку;
– 222.3 – прочие транспортные услуги;
– КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»:
– 225.1 – расходы на содержание нефинансовых активов в чистоте;
– 225.2 – расходы на текущий ремонт;
– 225.3 – расходы на капитальный ремонт;
– 225.4 – прочие работы, услуги по содержанию имущества

3.8.2. Расходы, произведенные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, списываются равномерно на финансовый результат текущего финансового года в течение периода, к которому они относятся.
Основание: пункт 302 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.8.3. Администрация МО «Винницкое сельское посмеление» все расходы производит в соответствии с утвержденной на отчетный год бюджетной сметой и в пределах установленных норм.
– на междугородные переговоры, услуги по доступу в Интернет – по фактическому расходу;
– за пользование услугами сотовой связи – лимитируются согласно распоряжению главы администрации МО;
– стоимость израсходованных горюче-смазочных материалов списывается на финансовый результат по фактическому расходу, но не более норматива, установленного:
– на автомобиль Ford Focus – 9,13 л на 100 км в зимний период (согласно постановления АМО «Подпорожский муниципальный район») и 8,3 на 100 км в летний период (согласно постановления АМО «Подпорожский муниципальный район»);
– на УАЗ-202694 – 15,95 л на 100 км в зимний период (согласно постановления АМО «Подпорожский муниципальный район») и 14,5 л на 100 км в летний период (согласно постановления АМО «Подпорожский муниципальный район»).

3.9. Санкционирование расходов

3.9.1 Принятие бюджетных (денежных) обязательств к учету осуществлять в пределах лимитов бюджетных обязательств в порядке, приведенном в приложении 16.

4. Инвентаризация имущества и обязательств

4.1. Инвентаризация имущества и обязательств (в т. ч. числящихся на забалансовых счетах) проводится раз в год перед составлением годовой отчетности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Инвентаризации проводит постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состав которой приведен в приложении 12.

Инвентаризация расчетов производится:
– с подотчетными лицами – один раз в три месяца;
– с организациями и учреждениями – один раз в год.

Порядок и график проведения инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств приведен в приложении 7.

В отдельных случаях (при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, при стихийных бедствиях и т. д.) инвентаризацию может проводить специально созданная рабочая комиссия, состав которой утверждается отдельным распоряжением руководителя.
Основание: статья 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункт 1.5 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

4.2. Состав комиссии для проведения внезапной ревизии кассы приведен в приложении 14.

5. Технология обработки учетной информации

5.1. Обработка учетной информации ведется с применением программного продукта «1С: Предприятие 8.2».
Основание: пункт 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

5.2. С использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной подписи бухгалтерия учреждения осуществляет электронный документооборот по следующим направлениям:
– система электронного документооборота с территориальным органом Казначейства России;
– передача отчетности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в Инспекцию Федеральной налоговой службы;
– передача отчетности по страховым взносам и сведениям персонифицированного учета в отделение Пенсионного фонда России;
– размещение информации о деятельности учреждения на официальном сайте vinadm.podadm.ru;
– система электронного документооборота с Комитетом финансов по Подпорожскому району Ленинградской области;
– передача отчетности по страховым взносам в Фонд социального страхования России;

5.3. Без надлежащего оформления первичных (сводных) учетных документов любые исправления (добавление новых записей) в электронных базах данных не допускаются.

5.4. В целях обеспечения сохранности электронных данных бухучета и отчетности:
– на сервере ежедневно производится сохранение резервных копий базы «_______________»;
– по итогам квартала и отчетного года после сдачи отчетности производится запись копии базы данных на внешний носитель – CD-диск, который хранится в сейфе главного бухгалтера.

5.5. При обнаружении в регистрах учета ошибок сотрудники бухгалтерии анализируют ошибочные данные, вносят исправления в первичные документы и соответствующие базы данных. Исправления вносить с учетом следующих положений:
– до начисления или снятие начислений исправлять за счет доходов и расходов текущего года дополнительной бухгалтерской записью или способом «красное сторно»;
– при восстановлении в учете остатков прошлых лет применять счет 0.401.10.180 «Прочие доходы».

6. Первичные и сводные учетные документы, правила документооборота

6.1. Все документы по движению денежных средств принимаются к учету только при наличии подписи руководителя.

6.2. Первичные и сводные учетные документы составляются на бумажных и машинных носителях информации (заверенные собственноручной подписью), а также в форме электронных документов (заверенные электронной подписью).
Основание: часть 5 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункты 7, 11 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, статья 2 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ.

6.3. Журналам операций присваиваются номера согласно приложению 2.
Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.

6.4. При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов, используются самостоятельно разработанные формы. Образцы документов приведены в приложении 3.
Основание: пункт 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

6.5. Право подписи учетных документов предоставлено должностным лицам, перечисленным в
приложении 4.

6.6. График документооборота приведен в приложении 5.

6.7. Формирование регистров бухучета осуществляется в следующем порядке:
– первичные учетные документы по приложению 1 к приказу № 173н (кроме ф. 0310003 – журнал регистрации приходных и расходных ордеров) составляются по мере осуществления хозяйственных операций;
– журнал регистрации приходных и расходных ордеров (кроме ф. 0310003) составляется ежемесячно, в последний рабочий день месяца;
– инвентарная карточка учета основных средств оформляется при принятии объекта к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции и пр.) и при
выбытии. При отсутствии указанных событий – ежегодно, на последний рабочий день года, со сведениями о начисленной амортизации;
– инвентарная карточка группового учета основных средств оформляется при принятии объектов к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции и пр.) и при выбытии;
– опись инвентарных карточек по учету основных средств, инвентарный список основных средств, реестр карточек заполняются ежегодно, в последний день года;
– книга учета бланков строгой отчетности, книга аналитического учета депонированной зарплаты и стипендий заполняются ежемесячно, в последний день месяца;
– авансовые отчеты брошюруются по алфавиту и нумеруются в последний день отчетного месяца;
– журналы операций, главная книга заполняются ежемесячно;
– другие регистры, не указанные выше, заполняются по мере необходимости, если иное не установлено законодательством РФ.
Основание: пункт 11 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

6.8. Учетные документы, регистры бюджетного учета и бюджетная отчетность хранятся в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами ведения архивного дела, но не менее пяти лет.
Основание: пункт 14 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

6.9. Должностные лица, ответственные за учет, хранение и выдачу следующих бланков строгой отчетности:
– бланков трудовых книжек и вкладышей к ним, выданных со склада, – специалист отдела кадров сотрудников под непосредственным контролем начальника отдела кадров;
– бланков путевых листов, выданных в бухгалтерии, – заведующий гаражом;
– бланков путевок в санатории, профилактории, бланков платежных квитанций – сотрудник бухгалтерии.

7. Порядок организации и обеспечения внутреннего финансового контроля

7.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляет комиссия. Помимо комиссии постоянный текущий контроль в ходе своей деятельности осуществляют в рамках своих полномочий:
– Глава администрации МО «Винницкое сельское поселение», его заместитель;
– главный бухгалтер, сотрудники бухгалтерии;

– иные должностные лица администрации соответствии со своими обязанностями.

7.2. Положение о внутреннем финансовом контроле и график проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности приведен в приложении 6.
Основание: пункт 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

8. Бюджетная отчетность

8.1. Бюджетная отчетность составляется на основании аналитического и синтетического учета по формам, в объеме и в сроки, установленные вышестоящей организацией и бюджетным законодательством (приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н). Бюджетная отчетность представляется главному распорядителю бюджетных средств в установленные им сроки.