Руководства, Инструкции, Бланки

внутренняя инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов img-1

внутренняя инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по учету и хранению изделий, содержащих драгоценные металлы, сбору, учету, хранению и сдаче лома и отходов драгоценных металлов в Федеральн

Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 25 января 2006 г. № 30
"Об утверждении Инструкции по учету и хранению изделий, содержащих драгоценные металлы, сбору, учету, хранению и сдаче лома и отходов драгоценных металлов в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю"

В соответствии с Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. № 731 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 41, ст. 4077), Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 августа 2001 г. № 68н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 октября 2001 г. регистрационный № 2986), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по учету и хранению изделий, содержащих драгоценные металлы, сбору, учету, хранению и сдаче лома и отходов драгоценных металлов в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю.

2. Руководителям управлений Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по федеральным округам организовать работу по учету и хранению изделий, содержащих драгоценные металлы, а также сбору, учету, хранению и сдаче лома и отходов драгоценных металлов, составлению и представлению отчетности в соответствии с утвержденной Инструкцией.

Директор Федеральной службы

по техническому и экспортному контролю

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 февраля 2006 г.

Инструкция
по учету и хранению изделий, содержащих драгоценные металлы, а также сбору, учету, хранению и сдаче лома и отходов драгоценных металлов в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю
(утв. приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 25 января 2006 г. № 30)
I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст. 1463; 1999, № 14, ст. 1664; 2002, № 2, ст. 131; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 45, ст. 4377; 2005, № 19, ст. 1752, № 30 (ч. 1), ст. 3101), Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. № 731 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 41, ст. 4077), Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. № 68н (зарегистрирован Минюстом России 22 октября 2001 г. регистрационный № 2986), и определяет порядок организации работы с изделиями, содержащими драгоценные металлы, ломом и отходами драгоценных металлов в ФСТЭК России и ее территориальных органах (далее - органы ФСТЭК России).

2. Согласно статье 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

3. Органы ФСТЭК России, использующие электрооборудование, средства связи, оргтехнику, вычислительную и специальную технику, контольно-измерительную технику, иные материальные средства, содержащие драгоценные металлы (далее, если не оговорено особо - изделия, содержащие драгоценные металлы), обеспечивают их надлежащие учет и хранение, а также сбор, учет и своевременную сдачу перерабатывающим организациям всех видов лома и отходов драгоценных металлов от всех источников их образования, а также соблюдают установленный порядок составления и представления отчетности об их поступлении, расходе и остатках.

4. Органы ФСТЭК России обязаны обеспечить:

учет изделий, содержащих драгоценные металлы;

полный сбор, оприходование и хранение лома и отходов драгоценных металлов, образующихся в результате выхода из строя (полного или частичного) изделий их содержащих;

проведение в установленные сроки инвентаризации изделий, содержащих драгоценные металлы, эксплуатационный срок службы которых истек или вышедших из строя (их лома и отходов);

своевременную сдачу лома и отходов драгоценных металлов на перерабатывающие предприятия;

допуск к проведению проверки представителей органов государственного контроля при предъявлении ими предписаний и служебных удостоверений, а также представление им необходимой документации.

5. Лица, ответственные за организацию работы с изделиями, содержащими драгоценные металлы, ломом и отходами драгоценных металлов, назначаются: в центральном аппарате ФСТЭК России - директором ФСТЭК России, в территориальных органах ФСТЭК России - руководителями этих органов.

II. Учет изделий, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов

6. В органах ФСТЭК России, эксплуатирующих изделия, содержащие драгоценные металлы, организуется количественный учет по типам изделий и учет содержащихся в них драгоценных металлов по паспортным или иным техническим данным. Учету подлежат также изделия, содержащие драгоценные металлы, которые поставляются в комплекте с оборудованием.

7. Учет драгоценных металлов организуется с использованием утвержденных Госкомстатом России типовых форм первичной документации. Для этого данные о содержании драгоценных металлов отражаются в инвентарных карточках учета основных средств по формам № ОС-6 и № ОС-7 в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта".

Данные о количестве драгоценных металлов в изделиях вносятся в первичную документацию на основании сведений об их содержании, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках). При отсутствии сведений о содержании драгоценных металлов (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т.п.) данные о количестве драгоценных металлов вносятся согласно данным организаций-разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов. Решение комиссии оформляется актом.

В отдельных случаях, когда комиссионно не представляется возможным определить содержание драгоценных металлов, в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после его списания и утилизации.

8. Учет драгоценных металлов и содержащих их изделий в местах хранения осуществляется в книге (журнале) учета поступления на склад лома и отходов драгоценных металлов (приложение № 3 ) с обозначением всех реквизитов, их характеризующих.

Указанные книги (журналы) до начала внесения в них записей пронумеровываются, прошнуровываются, подписываются руководителем финансово-экономического подразделения, скрепляются печатью и выдаются материально ответственным лицам под расписку.

III. Хранение изделий, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов

9. Хранение изделий, содержащих драгоценные металлы, а также лома и отходов драгоценных металлов организуется таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность от причинения ущерба.

Для этого предусматривается необходимое количество тары, обеспечивающей исключение потерь и сохранность драгоценных металлов.

10. Хранение лома и отходов драгоценных металлов осуществляется в специально оборудованных пожарно-охранной сигнализацией складах или в специально отведенных местах (металлических шкафах, сейфах) на складе у материально ответственных лиц, с которыми заключаются договоры о материальной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Склады по окончании рабочего дня закрываются на замок и опечатываются материально ответственным лицом, а ключи сдаются дежурному под расписку.

IV. Инвентаризация изделий, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов

11. Инвентаризация изделий, содержащих драгоценные металлы, а также лома и отходов драгоценных металлов проводится во всех местах их хранения и эксплуатации не реже одного раза в год (по состоянию на 1 января). Результаты проведенной инвентаризации отражаются в учетной документации.

12. Инвентаризация также проводится при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, при реорганизации или ликвидации органа ФСТЭК России, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

13. Для проведения инвентаризации приказом директора ФСТЭК России (приказом руководителя территориального органа ФСТЭК России) назначается комиссия из числа работников центрального аппарата ФСТЭК России (территориального органа ФСТЭК России) при обязательном участии работника финансово-экономического подразделения. Этим же приказом устанавливаются порядок проведения, сроки начала и окончания инвентаризации, порядок сличения результатов инвентаризации с данными учета.

В состав инвентаризационной комиссии не включаются материально ответственные лица, на хранении у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации.

14. Инвентаризация изделий, содержащих драгоценные металлы, проводится по месту нахождения изделий в присутствии материально ответственного лица.

15. Наличие драгоценных металлов, находящихся в составе оборудования и не подлежащих в момент инвентаризации проверке в натуре, устанавливается по учетным или техническим документам.

16. Результаты инвентаризации отражаются в учете в течение 10 дней после ее окончания.

17. По окончании инвентаризации составляется акт, в котором указываются состояние учета, соответствие учетных данных наличию драгоценных металлов в изделиях, меры по улучшению их учета, хранения и более рациональному использованию.

18. Акт инвентаризации утверждается директором ФСТЭК России, (руководителем территориального органа ФСТЭК России) и хранится как документ строгой отчетности в финансово-экономическом подразделении.

19. Ответственность за несвоевременное проведение инвентаризации несет начальник соответствующего финансово-экономического подразделения.

20. Результаты инвентаризации отражаются в учетной документации в течение 10-ти дней после окончания инвентаризации.

21. В случае выявления в результате инвентаризации недостач изделий, содержащих драгоценные металлы, принимаются меры по выяснению причин этих недостач и привлечению виновных лиц к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

V. Извлечение и направление лома и отходов драгоценных металлов на склад

22. Извлечение узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы, из оборудования, приборов, аппаратуры и изделий электронной техники, подлежащих ремонту или списанию, производится в присутствии комиссии, назначаемой: в центральном аппарате ФСТЭК России - директором ФСТЭК России; в территориальном органе ФСТЭК России - руководителем территориального органа.

23. Аккумуляторы, а также изъятые узлы и детали, содержащие драгоценные металлы передаются на склад по акту (приложение № 1 ).

Акт составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается материально ответственными лицами и членами комиссии. Первый экземпляр акта передается в финансово-экономическое подразделение органа ФСТЭК России, а второй - на склад.

24. На основании вышеуказанного акта финансово-экономическое подразделение органа ФСТЭК России в соответствии с книгой (журналом) учета изделий, содержащих драгоценные металлы (приложение № 2 ), списывает лом и отходы драгоценных металлов, которые приходуются в книге (журнале) учета поступления на склад лома и отходов драгоценных металлов (приложение № 3 ) по общему весу отходов и ориентировочному содержанию в них драгоценных металлов.

25. Поступившие на склад лом и отходы, содержащие драгоценные металлы, складируются по каждому акту в отдельности в соответствующей таре (пакетах, мешках и др.) вместе с актами комиссии. Указанные акты регистрируются в книге (журнале) учета поступления на склад лома и отходов драгоценных металлов (приложение № 3 ), а порядковый номер записи в виде ярлыка приклеивается к таре.

VI. Порядок сдачи лома и отходов драгоценных металлов перерабатывающим организациям

26. Собранные в органах ФСТЭК России лом и отходы драгоценных металлов передаются по договору на давальческой основе аффинажным, перерабатывающим организациям.

27. Критерием выбора перерабатывающей организации является экономическая эффективность сырьевой утилизации лома и отходов, содержащих драгоценные металлы. Предпочтение следует отдавать организациям, осуществляющим комплексную сырьевую утилизацию лома и отходов, обеспечивающую максимальное извлечение драгоценных металлов. Порядок переработки лома и отходов драгоценных металлов и оплаты за произведенные работы и услуги устанавливается на договорной основе.

28. Лом и отходы драгоценных металлов направляются перерабатывающим организациям после предварительного согласования с ними вопросов о возможности приемки на переработку лома и отходов и о наличии у перерабатывающей организации технологической возможности извлечения драгоценных металлов по видам.

29. Предварительная обработка составных частей приборов, оборудования предполагает их демонтаж и разборку с целью извлечения деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы, с последующей сортировкой. Степень предварительной обработки лома и отходов, минимальные объемы отгружаемых партий определяются в соответствии с установленным нормативно-техническими документами порядком приемки и переработки лома и отходов перерабатывающими организациями и оговариваются в договоре.

30. На подготовленные к отправке перерабатывающим организациям лом и отходы драгоценных металлов составляется опись в трех экземплярах (приложение № 4 ). Первый экземпляр описи вкладывается в первую посылку отправляемой партии, второй направляется перерабатывающей организации с указанием номера почтовой квитанции или железнодорожной накладной, по которым отправлены посылки, третий остается в органе ФСТЭК России. В описи заполняются все предусмотренные в ней графы.

Учет отгруженных перерабатывающим организациям лома и отходов драгоценных металлов осуществляется лицом, ответственным за их хранение, в соответствующей книге (журнале) (приложение № 5 ).

31. Лом и отходы драгоценных металлов, отправляемые перерабатывающим организациям, упаковываются в тару, обеспечивающую сохранность при транспортировке.

Порошки, мелкие детали, содержащие драгоценные металлы, помещаются в полиэтиленовые мешки, затем в мешки из плотной ткани и вместе с одним экземпляром описи укладываются в ящики.

Золото- и серебросодержащие лом и отходы отправляются на переработку отдельно друг от друга.

Внешняя упаковка мест с золотосодержащими ломом и отходами маркируется знаком "М".

Внешняя упаковка посылок с ломом и отходами от вышедших из строя изделий электронной и специальной техники, контрольно-измерительных приборов маркируется знаком "Э".

32. При отправке на переработку отработанных аккумуляторов, содержащих драгоценные металлы, в посылку вкладываются паспорта изделий (или их копии).

33. Финансово-экономическое подразделение органа ФСТЭК России уточняет разницу между первоначально оприходованным количеством драгоценных металлов (по данным, предоставленным заводами - изготовителями изделий) и фактическим их содержанием в отходах (по данным, предоставленным перерабатывающими предприятиями).

34. В случае значительной разницы между данными первичного учета драгоценных металлов и фактическим их содержанием в ломе и отходах (свыше 30%) директором ФСТЭК России (руководителем территориального органа ФСТЭК России) назначается административное расследование по установлению причин такого расхождения.

35. Если отправитель лома и отходов драгоценных металлов не согласен с данными перерабатывающей организации о содержании драгоценных металлов в присланной партии, то он в течение 10 дней со дня получения паспорта обязан потребовать в письменной форме от перерабатывающей организации проведения повторного анализа контрольных проб.

36. В случае нарушения перерабатывающей организацией установленных сроков расчетов за полученные лом и отходы драгоценных металлов или иных условий договора отправитель обязан предъявить ему претензию или обратиться в арбитражный суд.

VII. Отчетность

37. Территориальные органы ФСТЭК России ежегодно представляют в Управление финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФСТЭК России сведения по формам федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденным Федеральной службой государственной статистики:

№ 2-ДМ "Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них (нарастающим итогом)" - к 20 июля (за первое полугодие) и к 25 января (за второе полугодие);

приложение к форме № 2-ДМ "Сведения об остатках, поступлении и сдаче в Госфонд драгоценных металлов в виде лома и отходов" - к 1 июля (за первое полугодие) и к 5 января (за второе полугодие);

№ 4-ДМ "Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, содержащихся в составе приборов, оборудования и других изделий" - к 5 января (по итогам инвентаризации).

38. Управление финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФСТЭК России обобщает представленные данные и направляет сведения в адреса и сроки, предусмотренные этими формами.

Федеральной службы по техническому

и экспортному контролю

от 25 января 2006 г. № 30

демонтажа и передачи на склад аккумуляторов, а также изъятых из изделий узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы Книга (журнал)
учета изделий, содержащих драгоценные металлы
Книга (журнал)
учета поступления на склад лома и отходов драгоценных металлов
лома и отходов драгоценных металлов, направляемых перерабатывающей организации Книга (Журнал)
учета по отгрузке перерабатывающим организациям лома и отходов драгоценных металлов

Другие статьи

Применение Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве,

Все статьи Применение Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, налогообложение, учет лома при списании (Авдеев В.В.)

Применение Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, налогообложение, учет лома при списании (Авдеев В.В.)

Дата размещения статьи: 05.06.2015

Некоторые организации для промышленного использования (например, техника, электроника, медицина и так далее) используют драгоценные металлы и камни. Такие организации обязаны вести учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях.
В данной статье рассмотрим понятие драгоценных металлов и камней, правовое регулирование рынка драгоценных металлов и камней, порядок их учета, хранения и обращения, а также особенности налогообложения и учета.

Основным документом, регулирующим правовой режим совершения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, является Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41).
Согласно ст. 1 Закона N 41-ФЗ к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Данный перечень драгоценных металлов может быть изменен только федеральным законом.
Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии и виде, в том числе в самородном и аффинированном, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.
Порядок отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным установлен Приказом Роскомдрагмета от 30 октября 1996 г. N 146 "О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным".
Под драгоценными камнями понимаются природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. Перечень драгоценных камней также является закрытым (исчерпывающим) и может быть изменен только федеральным законом. К драгоценным камням приравниваются также уникальные янтарные образования (Постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 1999 г. N 8 "Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням").
Порядок учета, хранения и обращения драгоценных металлов и камней помимо Закона N 41-ФЗ определен:
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2000 г. N 731 "Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности" (далее - Постановление N 731);
- Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. N 68н (далее - Инструкция N 68н).
Далее рассмотрим порядок применения Инструкции N 68н более подробно.

Для начала отметим, что установленный Инструкцией N 68н порядок должны соблюдать все юридические лица независимо от форм собственности, в том числе воинские части и воинские формирования, а также граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие свою деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора, заготовки, первичной обработки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также использующие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни.
В соответствии с положениями Инструкции N 68н организации разрабатывают и утверждают собственные инструкции, учитывающие специфику выполняемых ими операций с драгметаллами и камнями (п. 1.7 Инструкции N 68н).
Организации обязаны (п. 1.8 Инструкции N 68н):
- иметь лицензии на виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- встать на специальный учет в соответствующей государственной инспекции пробирного надзора;
- беспрепятственно допускать к проверке при предъявлении предписаний и служебных удостоверений представителей органов государственного контроля, представлять необходимую им документацию;
- вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней и проводить в установленные сроки их инвентаризацию;
- представлять сведения по формам федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов и драгоценных камней в порядке и сроки, установленные Госкомстатом России;
- осуществлять хранение драгоценных металлов и драгоценных камней в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- обеспечивать удаление лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней из мест образования и накопление их с целью последующего использования в собственном производстве или реализации, осуществлять их учет, использовать и реализовывать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1.9 Инструкции N 68н организации, в которых установлен постоянный государственный контроль, представляют сведения о производстве, использовании и обращении драгоценных металлов и камней, а также металлургические балансы драгоценных металлов в органы государственного контроля в установленном ими порядке.

Организация учета расходования драгоценных металлови драгоценных камней

Согласно п. п. 2.1 - 2.5 Инструкции N 68н организация учета расходования драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых организациями в процессе производства, должна обеспечить возможность выявления отклонений фактического расхода драгоценных металлов и драгоценных камней от действующих норм расхода по всем составляющим, то есть на изделия, отходы и потери.
Драгоценные металлы и драгоценные камни, используемые организациями в процессе производства, расходуются в пределах утвержденных ими норм расхода.
Не используемые в производстве драгоценные металлы и драгоценные камни (в виде сырья, изделий, полуфабрикатов, инструмента, отходов и другие) реализуются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учет лома, отходов драгоценных металлови драгоценных камней при их использовании и обращении

Согласно п. п. 3.1 - 3.4 Инструкции N 68н организации должны вести сбор всех видов лома и отходов драгоценных металлов во всех местах и от всех источников их образования. Собранные лом и отходы драгоценных металлов подлежат обязательному учету в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 6.5 Инструкции N 68н.
Лом и отходы драгоценных металлов могут обрабатываться (перерабатываться) самостоятельно собирающими их организациями либо реализовываться (передаваться на давальческой основе) организациям, заготовляющим лом и отходы для дальнейшего производства и аффинажа.
Напомним, что аффинаж - это очистка драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов и доведение их до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям.
Порядок их переработки и оплаты произведенных работ устанавливается договором с переработчиком.

Хранение драгоценных металлов и камней

В соответствии с п. п. 4.1 - 4.3 Инструкции N 68н драгоценные металлы, камни, изделия из них, а также их лом и отходы хранятся в помещениях, которые по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации отвечают требованиям законодательства Российской Федерации, в частности ст. 29 Закона N 41-ФЗ.
Помещения, а также несгораемые шкафы, металлические ящики и сейфы, где хранятся драгоценные металлы и камни (их лом и отходы), должны закрываться, опломбировываться или опечатываться и сдаваться под охрану. Вскрывать их может материально ответственное лицо либо комиссия с разрешения руководителя организации.

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней

Как определено п. 5.1 Инструкции N 68н, инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней при их производстве, использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, проводится два раза в год (по состоянию на 1 января и на 1 июля) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования.
Инвентаризация драгоценных металлов в ломе и отходах, предназначенных для дальнейшего производства драгоценных металлов или их аффинажа, проводится один раз в год (по состоянию на 1 января).
Организации, попутно извлекающие драгоценные металлы, проводят ежегодно их инвентаризацию по состоянию на 1 января.
В гальванических цехах (участках) и других аналогичных производствах инвентаризация проводится ежемесячно с полной зачисткой оборудования.
Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, вооружении и военной технике, находящихся в эксплуатации, а также размещенных в местах хранения (включая снятые с эксплуатации), проводится один раз в год (по состоянию на 1 января).
Инвентаризация драгметаллов проводится при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, при реорганизации или ликвидации организации, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Плановые инвентаризации проводятся в установленные сроки независимо от внеплановых инвентаризаций и проверок, проводимых в течение отчетного периода или в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций.
Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации создается инвентаризационная комиссия, состоящая из работников организации. При этом в состав комиссии не включаются материально ответственные лица, у которых проводится инвентаризация (п. 5.3 Инструкции N 68н). В приказе устанавливаются порядок проведения, сроки начала и окончания инвентаризации, сличения ее результатов с данными учета и отражения их в учете и отчетности, а также представления на утверждение протокола заседания инвентаризационной комиссии.
Отметим, что отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.
В организациях, где из-за большого объема работ одной инвентаризационной комиссии недостаточно, назначаются центральная инвентаризационная комиссия и рабочие комиссии, на которые возлагается проведение инвентаризации в отдельных подразделениях. В состав рабочих комиссий в обязательном порядке включаются работники бухгалтерии организации. Работа рабочих комиссий организуется и контролируется центральной комиссией.
Как известно, инвентаризация проводится путем сличения бухгалтерских документов с фактическим наличием материальных ценностей, содержащих драгоценные металлы. Поэтому до начала инвентаризации бухгалтерия обязана закончить обработку всех документов по приходу и расходу драгоценных металлов и драгоценных камней, произвести в учетных документах записи о том, что все ценности учтены, и определить остатки на день инвентаризации. В тех случаях, когда к моменту начала инвентаризации еще не произведены химические анализы полуфабрикатов или изделий, на них составляется отдельная инвентаризационная опись.
Также на время проведения инвентаризации операции по приему и отпуску ценностей приостанавливаются (п. 5.5 Инструкции N 68н). Однако при длительном проведении инвентаризации, в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации, ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись, а в расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии.
Ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и заносятся в отдельную опись и в акт инвентаризации не включаются. Описи прилагаются к акту инвентаризации.
В процессе проведения инвентаризации драгметаллов сведения о фактическом наличии и данные бухгалтерского учета отражаются по форме ИНВ-8а "Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и иных изделиях" в двух экземплярах (п. 5.7 Инструкции N 68н).
Напоминаем, что с 1 января 2013 г. организации для документального подтверждения фактов своей хозяйственной жизни могут пользоваться не только привычными унифицированными формами бухгалтерской "первички", но и любыми самостоятельно разработанными формами указанных документов, удовлетворяющими требованиям ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Формы используемых первичных документов, а также регистров бухгалтерского учета утверждаются руководителем организации с подачи лица, на которое в организации возложено ведение учета. Причем и "первичку", и бухгалтерские регистры организация может вести как в привычном бумажном формате, так и в виде электронных документов, подписанных электронной подписью.
Согласно п. 5.9 Инструкции N 68н фактическое наличие драгоценных металлов, драгоценных камней при инвентаризации определяется путем обязательного взвешивания, подсчета, обмера, отбора и анализа проб.
В некоторых случаях, например в отношении оборудования, невозможно определить количество содержащихся в нем драгметаллов. В таком случае необходимо руководствоваться данными технической документации по указанному оборудованию, хранящейся в организации. Если отдельное оборудование, содержащее драгметаллы и находящееся на балансе организации, передано, например, в обособленное подразделение, это должно быть подтверждено актом приема-передачи оборудования и предъявлено инвентаризационной комиссии.
Сведения о драгоценных металлах, драгоценных камнях и изделиях, их содержащих, а также ломе и отходах, переданных в другие организации в переработку или находящихся в пути, но числящихся на учете организации, заносятся в отдельную опись, где указывается наименование организации, наименование ценностей, количество, масса (в лигатуре и химически чистых драгоценных металлах), дата передачи ценностей, номера и даты документов.
Сведения о ценностях, не принадлежащих организации (находящихся на ответственном хранении или полученных для переработки, испытаний и прочего), заносятся в отдельную инвентаризационную опись (акт).
Описи (акты) подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи (акта) материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией ценностей в их присутствии, отсутствие к членам комиссии каких-либо претензий и принятие перечисленных в описи (акте) ценностей на ответственное хранение.
По окончании инвентаризации надлежаще оформленные описи (акты) фактического наличия драгоценных металлов и драгоценных камней по каждому материально ответственному лицу передаются в бухгалтерию для сличения фактических и учетных данных (п. 5.11 Инструкции N 68н).
При выявлении отклонений от учетных данных бухгалтерией составляется сличительная ведомость. Инвентаризационная комиссия проверяет правильность составления сличительных ведомостей.
По всем отклонениям инвентаризационной комиссией должны быть получены от соответствующих материально ответственных лиц письменные объяснения. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия определяет характер и причины выявленных отклонений от данных бухгалтерского (оперативного) учета и вносит свои заключения и предложения по их регулированию, которые фиксируются в протоколе, утверждаемом руководителем организации.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после окончания инвентаризации.
При выявлении расхождений между фактическими и учетными данными устанавливаются причины их возникновения и виновные в этом лица, а сами расхождения регулируются в следующем порядке (п. 5.13 Инструкции N 68н):
- излишки подлежат оприходованию;
- недостачи в пределах утвержденных норм потерь, образовавшиеся при изготовлении продукции и в связи с износом лабораторной посуды и алмазного инструмента, списываются на потери производства;
- недостачи при отсутствии утвержденных норм потерь рассматриваются как сверхнормативные потери, кроме потерь при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и ремонтных работ, для которых нормы в отдельных случаях могут не разрабатываться и не утверждаться.
Руководитель организации обязан принять меры по выявлению причин сверхнормативных потерь и недостач и привлечению виновных лиц к ответственности в установленном законодательством порядке.

Учет и отчетность по драгоценным металлами драгоценным камням

В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона N 41-ФЗ и п. 7 Постановления N 731 драгоценные металлы и камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении.
Учет и отчетность по драгметаллам, содержащимся в изделиях и иных материальных ценностях, должны обеспечивать контроль за движением драгоценных металлов на всех стадиях в операциях, связанных с их использованием и обращением.
Как определено в п. 6.3 Инструкции N 68н, организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных и оборотных средств, покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей), малоценных и быстроизнашивающихся предметов, включая используемые в научной, производственной и других видах деятельности, а также содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней.
Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в соответствующих объектах учета, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о содержании драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и тому подобное) - по данным организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов.
При передаче или реализации изделий (оборудования, приборов, инструментов и тому подобного), в том числе лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, отправитель обязан в сопроводительных документах указать наименование, массу находящихся в этих изделиях драгоценных металлов и драгоценных камней, а также метод определения содержания в них драгоценных металлов.
Согласно п. 6.4 Инструкции N 68н учет драгоценных металлов и камней при их использовании осуществляется по наименованию, массе (в каратах) и качеству, а также в стоимостном выражении.
Лом и отходы драгоценных металлов и отходы драгоценных камней, образующиеся в процессе производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней, учитываются организациями:
- лом и отходы драгоценных металлов - по наименованию драгоценных металлов, виду лома и отходов, массе лома и отходов в лигатуре и массе химически чистых драгоценных металлов, а также в стоимостном выражении. Лом ювелирных изделий, кроме того, учитывается и по количеству изделий;
- отходы драгоценных камней - по наименованию, массе и в стоимостном выражении (п. 6.5 Инструкции N 68н).
Учет драгоценных металлов и камней в местах их хранения (на складах, в хранилищах, в цеховых кладовых и тому подобное) на основании п. 6.7 Инструкции N 68н осуществляется в учетных документах строгой отчетности типовых форм (карточках складского учета материальных ценностей, книгах сортового учета, журналах и так далее), которые регистрируются в бухгалтерии.
При этом в п. 6.8 Инструкции N 68н установлено, что на каждую номенклатурно-учетную позицию, то есть для каждого наименования и вида драгоценных металлов и камней, а также их размера и назначения, оформляется отдельная карточка или страница в книгах (журналах) с обозначением всех реквизитов, характеризующих учитываемые ценности. А именно: наименование, качественно-цветовые и размерно-весовые характеристики, количество в штуках, масса в каратах.
Драгоценные металлы, находящиеся в виде соединений, учитываются в порядке, установленном для чистых металлов, - независимо от того, насколько изменились их физико-химические свойства в процессе катализа.
Согласно п. 6.13 Инструкции N 68н оперативный учет драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий в производстве организуется и ведется по стадиям переделов, видам работ с учетом особенностей технологического процесса и характера возникающих отходов и потерь.
В организациях, осуществляющих обработку драгоценных камней, оперативный учет должен обеспечить возможность получения сведений о результатах обработки каждого кристалла на каждой операции технологического процесса с привязкой его к конкретному договору (контракту на получение драгоценных камней).
В п. 17 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н, указано, что материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке, в том числе драгоценные металлы и камни, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.

Пример. Ювелирная мастерская приобрела два камня, один стоимостью 2000 руб. другой - 2700 руб. При списании в производство первого камня делается бухгалтерская запись:
Дебет счета 20 "Основное производство" Кредит счета 10 "Материалы", субсчет "Сырье и материалы", субконто "Первый камень", - 2000 руб. - на сумму стоимости первого камня, переданного в производство;
Дебет счета 20 "Основное производство" Кредит счета 10 "Материалы", субсчет "Сырье и материалы", субконто "Второй камень", - 2700 руб. - на сумму стоимости второго камня, переданного в производство.
Окончание примера.

Списание драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых в процессе производства, осуществляется только при документальном подтверждении их фактического расходования (п. 6.16 Инструкции N 68н).
Особенности документального оформления и учета драгоценных камней установлены Инструкцией N 68н.
Записи в карточках, книгах учета и других документах строгой отчетности по драгоценным металлам, драгоценным камням и содержащим их изделиям производятся на основе оформленных в установленном порядке актов (накладных) приемки-передачи основных средств, актов о приемке материалов, инвентарных карточек учета основных средств, карточек учета материалов, лимитно-заборных карт, требований-накладных, актов выбытия, товарных накладных и других форм первичной учетной документации. Данное требование закреплено в п. 13 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных Постановлением N 731.
Кроме того, в организации должна быть разработана и утверждена инструкция, определяющая порядок документального оформления передачи металлов в производство и их сдачи после обработки, а также нормы расхода материалов и нормы выхода возвратных материалов.
Металлы, использованные в качестве катализатора и переданные на склад по окончании соответствующего технологического процесса, должны учитываться в порядке, установленном для возвратных материалов, то есть учитываться в себестоимости готовой продукции. При этом в натуральных показателях отходы могут учитываться как в лигатуре (в фактическом объеме или весе), так и в чистоте.
Для того чтобы металлы, содержащиеся в отходах, могли учитываться в чистом весе, в соответствующей инструкции должен быть определен порядок расчета чистого веса. Например, за основу может быть принято соотношение атомного веса в молекулярном соединении. При этом стоимость отходов, принимаемых к учету, не может быть ниже стоимости металла в чистоте, который может быть получен в результате аффинажа.
Металлы, передаваемые для аффинажа, учитываются в порядке, установленном документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета для давальческого сырья.
Таким образом, можно предложить следующую схему бухгалтерских проводок:
Дебет счета 20 "Основное производство" Кредит счета 10 "Материалы", субсчет "Сырье и материалы", субсчет третьего порядка "Вспомогательные материалы", - на сумму стоимости металлов, переданных для использования в качестве катализатора в технологическом процессе;
Дебет счета 10 "Материалы", субсчет "Прочие материалы", Кредит счета 20 "Основное производство" - на сумму драгоценных металлов, приходуемых в составе возвратных отходов;
Дебет счета 10 "Материалы", субсчет "Материалы, переданные в переработку на сторону", Кредит счета 10 "Материалы", субсчет "Прочие материалы", - на сумму стоимости материалов, переданных для аффинажа;
Дебет счета 10 "Материалы", субсчет "Сырье и материалы", Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на сумму стоимости работ перерабатывающей организации по производству аффинажа;
Дебет счета 10 "Материалы", субсчет "Материалы, переданные в переработку на сторону", Кредит счета 10 "Материалы", субсчет "Сырье и материалы", - на сумму стоимости металлов, полученных после переработки (аффинажа).
При этом стоимость аффинированных металлов увеличивается на стоимость работ перерабатывающей организации.

Пример. Для катализа технологического процесса передана золотая проволока массой 30 грамм, стоимостью 10 000 руб. По окончании процесса на склад возвращен сплав золота с другим металлом общей массой 100 грамм. Инструкцией, утвержденной в организации, установлено, что выход чистого металла в процессе аффинажа составляет 15 процентов от массы отходов. Возвратные материалы, в соответствии с внутренней инструкцией, должны быть оприходованы по стоимости 70% от стоимости металла в чистоте, то есть не ниже 3500 руб. Стоимость услуг перерабатывающей организации составляет 100 руб. за 1 грамм чистого веса металла.
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие записи:
Дебет счета 20 "Основное производство" Кредит счета 10 "Материалы", субсчет "Сырье и материалы", - 10 000 руб. - на сумму стоимости золота, переданного в производство;
Дебет счета 10 "Материалы", субсчет "Прочие материалы", Кредит счета 20 "Основное производство" - 3500 руб. - на сумму стоимости возвратных золотосодержащих отходов;
Дебет счета 10 "Материалы", субсчет "Материалы, переданные в переработку на сторону", Кредит счета 10 "Материалы", субсчет "Прочие материалы", - 3500 руб. - на сумму стоимости отходов, переданных в переработку;
Дебет счета 10 "Материалы", субсчет "Сырье и материалы", Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 1500 руб. (15% x 100 грамм x 100 руб.) - на сумму стоимости услуг.
В этом случае стоимость аффинированного золота будет равна стоимости металла, приобретенного в виде сырья.
Окончание примера.

По вопросу учета в целях налогообложения прибыли лома из драгоценных металлов и драгоценных камней, полученных после раскрепки ювелирных изделий, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в своем Письме от 19 августа 2008 г. N 03-03-06/1/470 сообщает следующее.
Положения бухгалтерского учета и гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не содержат особенностей учета операций по извлечению драгоценных металлов и драгоценных камней из ювелирных изделий, переставших пользоваться потребительским спросом.
Извлеченный лом из драгоценных металлов направляется на специализированные предприятия для аффинажа. После восстановления драгоценные металлы вновь используются в производстве для изготовления ювелирных изделий.
Указанные операции учитываются в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении регламентируется Инструкцией N 68н.
Драгоценные металлы, извлеченные после раскрепки из ювелирных изделий, списываются как лом драгоценных металлов и учитываются как возвратные отходы. В соответствии с Инструкцией N 68н к возвратным отходам относятся отходы, которые претерпели физико-химические изменения, не соответствуют по химическому составу исходному сырью, загрязнены примесями, ухудшающими свойства используемых материалов, и не могут быть повторно использованы организациями в технологических процессах для производства продукции.
Согласно п. 6 ст. 254 НК РФ сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов.
В целях налогообложения прибыли под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
При этом в целях налогообложения прибыли возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
- по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);
- по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.
Таким образом, стоимость лома драгоценных металлов, передаваемого на переработку, приравнивается в целях налогообложения прибыли к стоимости возвратных отходов.
В заключение отметим, что российским законодательством предусмотрена ответственность за нарушение порядка учета и хранения драгоценных металлов и камней. Так, отсутствие учета драгоценных металлов, неправильная организация их учета, несвоевременное отражение в учете операций по их движению могут повлечь за собой ответственность, предусмотренную ст. ст. 120 и 122 НК РФ.
Кроме того, должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в соответствии со ст. 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Она предусматривает штрафы в размере: для должностных лиц - от 10 000 до 15 000 руб. для юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. (Постановление ФАС Уральского округа от 27 сентября 2011 г. по делу N Ф09-5735/11).
В особых случаях (если количество драгоценных металлов в оборудовании превысит установленный предел) возможно привлечение и к уголовной ответственности (ст. ст. 191 и 192 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: