Руководства, Инструкции, Бланки

как оформить реферат для дипломной работы образец img-1

как оформить реферат для дипломной работы образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

ОТ АВТОРА, ВВЕДЕНИЕ, С чего начать написание работы, Что такое реферат, курсовая и дипломная работы - Как правильно написать реферат, курсовую и дипло

Сегодня в нашем отечественном высшем образовании возникает немало проблем. Одним из нерешенных вопросов, на мои взгляд, является то, что от студентов требуют определенных знаний, а тому, как же получить эти желанные знания, - отводится второстепенное место. В итоге возникает ситуация, когда учащемуся нужно написать, например, курсовую работу, а он и талантливый, и умный, и начитанный. просто не знает, как это правильно сделать.

В этой книге простым и понятным языком изложены практические советы о том, что и, самое главное, как нужно делать, чтобы написать реферат, курсовую и дипломную работы, успешно их защитить. Издание построено в виде ответов на вопросы, актуальных для любого студента гуманитарного вуза, который хочет быть культурным и интеллигентным человеком с действительно высшим образованием.

Здесь представлены многочисленные советы для правильного написания работы, использование которых приведет к успешному окончанию вуза. Также в издании можно найти секреты, раскрывающие возможности работы с программами Microsoft Office Word, Excel и Power Point с целью создания красивого и грамотного текста.

Книга будет интересна и преподавателям, поскольку в ней собраны различные варианты и мнения по поводу написания и оформления работ, собранные автором на протяжении многолетнего опыта изучения вузовских требований и методических указаний.

Данные о предприятиях, приведенные в книге, являются итогом творческого и научного вымысла и ни в коем-случае не выступают оценкой реальной деятельности юридических лиц, если они на самом деле существуют.

Благодарю студентов, предоставлявших материалы письменных работ для примеров в книге.

Книга. Какое необычное слово в сегодняшней жизни! В наш современный век компьютеров и электронной информации все реже видишь человека с книгой в руках. Почему именно книга? Потому что именно так, в набранном на компьютере и распечатанном виде преподаватель увидит сданную ему на проверку студенческую работу.

Итак, реферат. курсовая. дипломная. как это написать? Когда не знаешь основных принципов какого-либо дела, оно кажется невероятно сложным. Появляется ощущение, что именно ЭТОГО сделать вы и не можете. Появляется страх, что ЭТО вам просто не по силам. Но ведь есть очень хорошая русская поговорка: "глаза боятся, а руки делают"!

Для того чтобы написать реферат или любую другую письменную работу, нужны только две обязательные вещи: компьютер и свободное время. А все остальное я расскажу.

В этой книге собраны самые полезные и современные советы о написании письменных работ. Важно отметить, что в каждом учебном заведении приняты свои нормы оформления и написания работ, в этом случае, безусловно, необходимо пользоваться методическими рекомендациями образовательного учреждения. Но общие правила написания, "секреты и тонкости" грамотной работы едины для всех.

Некоторые советы в работе даются на основе Microsoft Office Word, Excel и Power Point 2007 или 2010, но и в более ранних версиях Microsoft Office большинство описанных функций доступны. Отдельные значимые правила, советы и рекомендации выделаются в тексте книги особо.

Лекция 1. С чего начать написание работы

Глаза боятся, а руки делают.

Что такое реферат, курсовая и дипломная работы

Реферат. Итак, нам нужно написать реферат. В современном учебном процессе существуют два вида таких работ:

1. Реферат - это краткое осмысленное изложение информации по данной теме, собранной из РАЗНЫХ источников.

2. Реферат - это краткое изложение ОДНОГО научного исследования.

Реферат, как правило, не предполагает высказывания своей точки зрения, в нем следует изложить чужие мысли, привести разные точки зрения, сравнить суждения. В нем могут использоваться фразы:

- По определению А.А. Архипова, срок как темпоральная величина определяет временную сущность явлений, дает количественную характеристику событий реальной действительности.

- С точки зрения В.А. Корнева, высказанной в статье "Фактор православия в развитии русской культуры".

- А.И. Худяков в своей книге "Теория страхования" дает следующее определение страховой функции - "это. " .

Обязательным правилом при цитировании в тесте являются сноски на источники заимствования (подробнее об оформлении сносок см. § 3.2 "Как оформить сноску на книгу или статью").

Реферат как изложение информации из разных источников выступает составной частью теоретических разделов курсовых и дипломных работ.

Текст реферата может быть разделен на отдельные главы, каждая глава может включать параграфы. Эта работа не предусматривает значительного деления текста на структурные единицы, в нем желательно предусмотреть до трех глав или шести параграфов. Приведем примеры содержания рефератов.

Тема реферата: "Национальная безопасность Российской Федерации: понятие, принципы обеспечения и виды". Содержание работы: Введение.

1. Сущность и содержание национальной безопасности.

2. Система национальной безопасности.

3. Объекты, субъекты и принципы обеспечения национальной безопасности.

4. Виды национальной безопасности. Заключение.

Тема реферата: "Девиантное поведение молодежи".

Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения.

1.1. Понятие и сущность девиантного поведения.

1.2. Виды девиантного поведения.

Глава 2. Девиантное поведение в подростковой среде.

2.1. Психологические и этические основы девиантного поведения подростков.

2.2. Причины девиантного поведения подростков.

Глава 3. Социальный контроль за девиантным поведением.

Заключение. Список литературы.

Структура реферата должна полностью раскрывать его тему, не быть больше или меньше по логическому объему. Например, в реферате про национальную безопасность не следует писать об экономической стратегии развития России - это будет лишняя информация. В то же время не надо сводить всю национальную безопасность к одной проблеме, например борьбе с терроризмом. Тема должна быть поделена на части, которые при соединении образовывали бы единое целое. Объем реферата составляет 20-25 страниц.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Другие статьи

Пример обзора литературы для дипломной работы


Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
На данной странице бесплатно можно скачать учебник Г. В. Савицкой Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Несмотря на то, что издание довольно старое, в последних изданиях использован то же материал. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд. подробнее


Положительные и негативные аспекты глобализации
Глобализация экономики порождает ряд противоречивых следствий, у нее есть как сторонники, так и противники. Настоящее наступление на идею глобализации ведут так называемые антиглобалисты. В социальном движении, которое называют. подробнее

Пример обзора литературы для дипломной работы

Обзор литературных источников или степень разработанности темы работы является важной частью введения к курсовой, дипломной, научной, бакалаврской работе, магистерской диссертации, автореферату диссертации кандидатской.

Как правило обзор литературы (степень разработанности) представляет собой список авторов, которые изучали проблемы ранее, и прямым или косвенным образом относятся к предмету исследования.

Рассмотрим пример обзора литературы (степень разработанности темы) дипломной работы:


При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая литература, статьи в периодических изданиях Республики Беларусь и Российской Федерации, нормативно-законодательные акты Республики Беларусь.

Основными источниками, раскрывающими теоретические основы мотивационного механизма, явились работы Герчиковой И.Н. Гончарова В.И. Веснина В.Р. Гапоненко А.Л. Кибанова А.Я. Хедоури М. Янчевского В. Г. В данных источниках подробно рассмотрено понятие мотивации, место мотивации в структуре управления организацией, виды мотивов и потребностей.
На основе работ «Менеджмент» Гончарова В.И. «Психология менеджмента» Карпова А.В. «Основы управления персоналом» Кибанова А.Я. «Основы менеджмента» Мескона М.Х. Альберта М. и Хедоури Ф. «Модели и методы управления персоналом» Моргунова Е.Б. «Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации» Шелдрейка Дж. подробно рассмотрены теории мотивации, их состав, генезис, область применения в управлении организации.

Международный опыт систем мотивации рассмотрен на основе работ Грачева М. В. «Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации», Журавлевой П. В. «Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран», Имаи Масааки «Кайдзен: ключ к успеху японских компаний», Кнорринга В.И. «Теория, практика и искусство управления», Е.Б. Моргунова «Модели и методы управления персоналом», Шамака Н.А. «Менеджмент человеческих ресурсов: Зарубежный опыт», а также статей А. Пожидаевой «Управление человеческими ресурсами в международном бизнесе» и А. Федченко «Стимулирование работников: зарубежный опыт».

Отечественный опыт реализации мотивационного механизма в организациях Республики Беларусь рассмотрен на основе статей в периодической печати Большакова С. Бочаровой Т. Губанова С. Комаровой Н. Скрипченко Д.Г. Чернобривца А. Также был рассмотрен ряд законодательных документов, регулирующих материальное премирование работников как один из мотивирующих факторов. Такими документами явились: Декрет Президента Республики Беларусь от 27 марта 1997 г. № 10 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» (с изменениями от 30 октября 1997 г. № 22 и от 18 июля 2002 г. №17), Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. № 748 «О дополнительных мерах материального стимулирования высо­копроизводительного и качественного труда» (с изменениями и дополнениями), Постановление Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства труда Республики Беларусь «Типовое положение о стимулировании снижения себестоимости продукции (работ, услуг)» от 15.03.2000 г. № 46/35, Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 г. №29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношении, укреплению трудовой дисциплины» (с изменениями и дополнениями).

Для разработки рекомендаций по совершенствованию мотивационного механизма в исследуемой организации на основе статей в специализированной российской и белорусской периодической печати («Кадровик. Управление персоналом», «Менеджмент в России и за рубежом», «Проблемы теории и практики управления», «Финансы, Человек и труд», «Экономика. Финансы. Управление», «Экономист») отечественного и зарубежного опыта внедрения прогрессивных методов мотивации персонала, гибких систем оплаты труда и т.д.

  • Закажи эту или любую другую книгу по Написанию и оформлению рефератов, курсовых и дипломных работ, перейдя по ссылке и получи скидку от магазина OZ.BY

  • Дипломная работа

    Дипломная работа


    к «МЕТОДИЧЕСКИМ УКАЗАНИЯМ

    по написанию и оформлению дипломных работ»


    для студентов Института парламентаризма и предпринимательства

    специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит»


    ПРИЛОЖЕНИЕ А
    Образец оформления титульного листа дипломной работы 2

    ПРИЛОЖЕНИЕ Б
    Образец оформления задания на дипломную работу 3

    ПРИЛОЖЕНИЕ В
    Образец оформления реферата дипломной работы
    (тема: «Кредитование физических лиц коммерческим банками (на примере 6

    ^ ПРИЛОЖЕНИЕ Г
    Образец оформления содержания дипломной работы 8

    ПРИЛОЖЕНИЕ Д
    Образец заявки организации на выполнение дипломной работы, оформленной на бланке письма с продольным расположением реквизитов на двух языках 9

    ^ ПРИЛОЖЕНИЕ Е
    Образец заявления 10

    ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
    Образец справки (акта) о внедрении 11

    ПРИЛОЖЕНИЕ И
    Образец оформления титульного листа презентации дипломной работы 12

    ^ ПРИЛОЖЕНИЕ К
    Бланк отзыва на дипломную работу 13

    ПРИЛОЖЕНИЕ Л
    Рецензия на дипломную работу 15

    Пример оформления списка использованных источников 17

    ПРИЛОЖЕНИЕ А
    Образец оформления титульного листа дипломной работы

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    Институт парламентаризма и предпринимательства


    Кафедра «Финансы и кредит»

    Специальность «Финансы и кредит»


    Допущена к защите

    «___» __________ 2012 г.


    КРЕДИТОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КОММЕРЧЕСКИМ

    ^ ДАВЕДКА (АКТ) СПРАВКА (АКТ)

    г. Мiнск г. Минск


    о внедрении результатов


    Дипломная работа студента Мороза Н.П. на тему «Система менеджмента качества на РУП «Минский тракторный завод»« рассмотрена в планово-экономическом управлении (в другом подразделении) предприятия и запланирована к использованию в процессе совершенствования системы менеджмента качества по стандартам ИСО 9000:2000.

    Внедрение системы обеспечит годовой экономический эффект (условно-годовую экономию, другой показатель эффективности) в размере 23,6 млн рублей (при наличии количественно измеримого эффекта).

    управления Л.И. Тарасова

    ПРИЛОЖЕНИЕ И
    Образец оформления титульного листа презентации дипломной работы

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    Институт парламентаризма и предпринимательства


    Кафедра «Финансы и кредит»

    Специальность «Финансы и кредит»


    ПРЕЗЕНТАЦИЯ
    ^ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ


    КРЕДИТОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК»)

    Как оформлять список литературы в курсовой и дипломной работах

    Как оформлять список литературы в курсовой и дипломной работах

    Дата: 02.04.11, 11:02

    Список литературы – это важная часть реферата. курсовой работы и дипломной работы. И при оформлении часто у студентов возникает большое количество вопросов. Но даже если придерживаться ГОСТа,то все равно каждый учитель имеет свое представление о списке литературы. В этой статье будут рассматриваться основные примеры оформления источников по ГОСТу.

    Список источников — это важная часть еще и потому что именно по списку источников можно понять, каким будет реферат или дипломная работа. Библиографический список должен оформляться в соответствии с государственным стандартом. Ниже Вы найдёте примеры или так называемые образцы оформления списка литературы как приложения к реферату, курсовой работе, дипломной работе.

    Ссылки на учебники,учебные пособия,методички или научные статьи (монографии)
    • Александров А. В.Социология. – М. Гардарики, 2005. -320 с.
    • Мурсуков А.Основы педагогики: очерки. – М. Мысль, 1970. – 237 с.
    • История психологии в Западной Европе и США: Учебник /Отв. ред. Г.В. Осипов. – М. Норма –Инфра, 1999. -576 с.
    • Культурология. Основы общей культурологии: Учебное пособие / Г.В. Климов, Л.Н. Роскевич, А.В. Каба и др./ Под ред. Г.В. Климова, Л.Н. Роскевича. – М. Аспект Пресс, 1996. -461 с.
    Ссылки на статьи из газет и журналов
    • Молугин В.В. Царь Иван Грозный как писатель // Литературная учеба. -1998. № 3. – С. 32-45
      Тайцын Н. В окопах торговых войн // Деловой мир. -1997. -7 окт.
    Ссылки на статьи из энциклопедий и из словарей
    • Милюков Б. В. Гостев Ю. А. Геппер Е. С.Логопедия // БСЭ. 6-е изд. М. 1980. Т. 16. С. 393-395
      Диссертация// Советский энциклопедия. М. 1958. С. 358
    Ссылки на материалы научно-практических конференций
    • Проблемы школьного учебника: Тез. докл. Третья Всесоюз. науч. конф. М. МИСИ, 1998. -185 с.
    Ссылки на статьи из ежегодника
    • Народное образование и культура СССР в 1989 г. М. 1989. С. 241-258

    Ссылки на иностранную литературу

    • Paradiсo C. Philippine’s Review Series Pharmacology. –Philadelphia,1998.– 636р.
    Ссылки на диссертации и авторефераты диссертаций
    • Содионов И. Н.Государственная молодежная политика (Сущность, этапы, основные тенденции): 1980-1988 гг. Автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 1994. -20 с.
    Ссылки на депонированные работы
    • Цамутали А.Н.Борьба направлений в русской историографии в период империализма // Рукопись деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика» МП и АПН СССР 26.08.69. № 245-65. -28 с.
    Ссылки на препринты
    • Синицына Н.В. Максим Грек в России: Препринт – 84-5. СПбГУМП, 1960. – 54 с.
    Ссылки на архивные источники
    • Государственный архив Российской Федерации. Ф. 9412, оп. 2, д. 255, л. 25
      Текущий архив Управления образования Красноярского края. Ф. 12, оп. 4, д. 4, л. 8
    v Также Вам будет интересно v
    • Оформление ссылок в квадратных скобках
    • Курсовая работа
    • Дипломная работа
    • Теоретическая часть диплома
    • Как создать html-страницу
    • Как написать курсовую работу правильно

    Определитесь с тем, какой вид ссылок вам нужен: внутритекстовые (встроенные в само предложение), подстрочные (указанные внизу страницы) или затекстовые (вынесенные в список литературы в конце вашей работы). Внутритекстовые ссылки используют не так часто, поскольку они загромождают основной текст. Вот пример оформления такой ссылки на веб-сайт: (RelevantMedia: [сайт]. URL: http://www.relevantmedia.ru ). Однако в большинстве случаев требуется оформить затекстовые ссылки на электронные ресурсы. о них и пойдет речь.
    Укажите фамилию и инициалы автора работы (если их не более трех, то через запятую). Например: Иванов А.А. Петров Б.Б. Если авторов оказалось четыре и более, то в этом случае описание документа следует начинать с заглавия, а авторы пойдут после него через косую черту.
    После инициалов автора нужно привести заглавие, т.е. полное название книги или статьи.
    Например: Иванов А.А. Петров Б.Б. Как заработать на текстовых биржах.
    Если же вы имеете дело со сборником работ или коллективной монографией, укажите лишь название сборника и его редактора, либо первого автора (можно первых трех).
    Например: Как заработать на текстовых биржах: Сб. ст. / Под ред. А.А. Иванова. Или: Как заработать на текстовых биржах / Иванов А.А

    Список литературы — это самая опасная часть для проверки работы на Антиплагиате. Бывает, что из-за одного списка литературы работа не проходит проверку и имеет низкий уровень оригинальности. Чтобы избежать казусов, лучше сразу обработать свою работу на Антиплаге и быть спокойным, что ее пропустят и университете!

    Глава 1 Основные правила оформления рефератов, курсовых и дипломных работ

    Основные правила оформления рефератов, курсовых и дипломных работ

    Сведения о правилах оформления рефератов, курсовых и дипломных работ обычно предоставляют студентам в каждом учебном заведении. В большинстве случаев можно выделить основные общие требования и пожелания, которые я попробовала свести в этой главе воедино, обращая более пристальное внимание на некоторые особенности.

    1.1. Немного об оформлении

    Объем работы обычно либо оговаривают с руководителем, либо задают соответствующими методическими указаниями. Чаще всего реферат не должен превышать 15–20 страниц, курсовая – 25–30, а дипломная работа – 90-100.

    Работу оформляют на компьютере с помощью текстового редактора Word и распечатывают с одной стороны листа белой бумаги формата А4 (размером 210 х 297 мм). В некоторых случаях допускается возможность предоставления отдельных иллюстраций или таблиц на листах формата A3.

    Для русскоязычных текстов существуют правила набора, относящиеся преимущественно к использованию знаков препинания, дефисов, тире и кавычек.

    При оформлении работы обратите внимание на некоторые моменты, связанные с набором разделителей и знаков препинания: пробел не ставят после открывающих скобок и кавычек, а также перед закрывающими скобками и кавычками, перед запятой, точкой, двоеточием и точкой с запятой, но обязательно ставят после всего перечисленного. Обратите также внимание на ввод тире (часто этот символ неправильно заменяют дефисом). Тире вы можете набрать, воспользовавшись сочетанием клавиш Ctrl+Alt+– (клавишу «-» следует нажимать справа, на цифровой клавиатуре). Этот знак препинания также необходимо отделять пробелами с обеих сторон.

    При наборе чисел должны использоваться только арабские цифры, за исключением общепринятой нумерации кварталов, полугодий, которые обозначаются римскими цифрами. Римские цифры и даты не должны сопровождаться падежными окончаниями.

    Обратите внимание на изображение кавычек: в русском тексте (включая список литературы) необходимо придерживаться только вида «…», но не "…" (в английском тексте используются кавычки вида «…»).

    Точку никогда не ставят в конце заголовков и отделенных от текста подзаголовков. Если подзаголовок является первым предложением абзаца основного текста, то после него ставят соответствующий знак препинания. Точки ни в коем случае нельзя ставить в конце текста колонтитулов, заголовков и ячеек таблиц, а также в конце подписей к рисункам, схемам и диаграммам. Также следует помнить, что точки не ставятся в таких общепринятых сокращениях, как обозначения системы мер (га, мм, см, кг, км, кВт и т. д.), и в условных сокращенных обозначениях (в/м, б/у, х/б). Если общепринятого обозначения для понятия не существует, то необходимо обязательно ставить точку (кв. кв. м). Точки ставят также в сокращениях вроде «и т. д.», «и т. п.». Вместо трех точек, идущих подряд, используют символ многоточия, который можно ввести сочетания клавиш Alt+0133.

    Запятую ставят при отделении десятичной доли от целого в дробном числе. Дробные числа следует записывать как, например, 7,25 или 12,3.

    Если скобки расположены в середине предложения, то знаки препинания необходимо ставить после закрывающей скобки. Если скобка заканчивает предложение, то точку нужно ставить за скобкой. Те же правила относятся к кавычкам.

    Тире бывают трех видов: тире, короткое тире и дефис. Дефис (-) используют только в сложных словах типа «все-таки», «мало-помалу», «Олимпиада-80» и подобных. Длинное тире (—) используют в качестве знака препинания, его следует выделять пробелами с двух сторон. Среднее тире набирают, например, при вводе числового промежутка (56-349).

    Существует еще одно правило: тире не должно начинать строку. Поэтому перед тире необходимо вставлять особый символ – неразрывный пробел.

    Правильное использование пробелов очень важно: по этому признаку можно сразу определить, насколько грамотно оформлен текст. Фамилия от инициалов должна быть отделена неразрывным пробелом. Такое же правило используется и в сокращениях типа «и т. д.», «и т. п.». Кроме того, неразрывный пробел разделяет порядки в больших числах типа «10 000 000 000 000».

    Пробелы никогда не вставляются перед показателями степени (например, 2 х ) и подстрочными индексами (Н2 0). Пробел также не используется после открывающей кавычки или скобки и перед закрывающей кавычкой или скобкой. Неразрывный пробел всегда ставят перед единицами измерения (100 км) и после знаков #, §, ©.

    На практике при наборе технических текстов, особенно больших объемов, обычно перед тире печатают неразрывный пробел (как правило фиксированной длины), а после тире – обычный, чтобы слово переносилось на другую строку, если оно не помещается на текущей.

    Word автоматически преобразует дефис (-) в тире (—), если с двух сторон набраны пробелы и после ввода последующего слова нажата клавиша Пробел. Кроме того, Word исправляет на тире два идущих подряд дефиса (-), окруженных пробелами.

    Существует еще одна интересная возможность, которую нельзя обойти вниманием, – это мягкий перенос. Его устанавливают в местах предполагаемого разрыва строки, например между слогами длинного слова. До тех пор, пока мягкий перенос находится в середине строки, он не отображается. Когда же такое слово попадает в конец строки и стремится перейти в начало следующей, оно разрывается в том месте, где был установлен мягкий перенос. Таким образом, расставив мягкие переносы, можно изменять ширину столбцов, экспериментировать с размером и начертанием шрифтов и при этом не бояться нерационального заполнения печатного пространства или возникновения больших пропусков между словами.

    В качестве символа переноса недопустимо использовать дефис (-). Для этой цели применяемой специальный знак (сочетание Ctrl+– в Word), который невидим внутри строки и отображается только в том случае, если слово перенесено, а он располагается в конце строки.

    С помощью определенных сочетаний клавиш можно вставлять в текст специальные символы оформления: Ctrl+Shift+Пробел– неразрывный пробел; Ctrl+_– неразрывный дефис; Ctrl+– (на цифровой клавиатуре) – среднее тире; Ctrl+Alt+– (на цифровой клавиатуре) – длинное тире.

    Все страницы работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от первой до последней, без пропусков, повторений и буквенных добавлений. Первой страницей считается титульный лист, на котором цифра не ставится. Порядковый номер печатают в правом верхнем углу. Он должен быть представлен арабскими цифрами без знака «№».

    1.2. Структура работы

    Дипломная и курсовая работы должны состоять из следующих разделов:

    1. Титульный лист.

    3. Список условных сокращений (при необходимости).

    5. Основная часть.

    7. Список используемых источников.

    8. Приложения (при необходимости).

    В реферате пункты 3 и 8 обычно отсутствуют.

    В начале работы обязательно должно находиться содержание, в которое входят названия и номера начальных страниц всех разделов, подразделов, вступления, выводов и списка используемых источников.

    Если в работе использовалась специфическая терминология, а также малоизвестные сокращения, новые символы, обозначения, то их перечень может быть представлен в виде отдельного списка условных сокращений, состоящего из столбцов, который размещают в начале работы перед вступлением. Слева по алфавиту в этих столбцах приводят сокращения, а справа – их детальную расшифровку. Если специальные термины, сокращения и символы повторяются в работе менее трех раз, то такой список не составляют, а расшифровку терминов и сокращений приводят в тексте при первом их использовании.

    Во введении раскрывают тему работы, ее значимость, необходимость исследования и актуальность. Кроме того, оно должно содержать общие сведения о работе и ее краткую характеристику, резюме. Часто во введении требуется раскрыть следующие аспекты: актуальность выбранной темы, суть проблемы, цели и задачи работы, объект исследования, предмет исследования, методы исследования, а также новизна и практическое значение полученных результатов.

    Основной текст состоит из разделов и подразделов, каждый из которых должен начинаться с новой страницы. В начале раздела может находиться предисловие с кратким описанием его содержимого.

    В разделах работы должно быть представлено следующее:

    • обзор литературы по теме и выбор направления исследования;

    • общая методика и основные методы исследования;

    • информация о проведенных исследованиях;

    • результаты работы, их анализ и обобщение.

    В выводах должны быть изложены основные результаты работы, сформулировано их значение для науки и практики, а также рекомендации относительно использования результатов работы.

    В приложениях указывают промежуточные расчеты, формулы, вспомогательные таблицы, расчеты экономического эффекта, тексты программы, дополнительные рисунки и т. д.

    1.3. Межгосударственный стандарт ГОСТ7.1-2003[1]

    Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.1-2003 представляет собой систему стандартов по библиотечному и издательскому делу. Он разработан Российской книжной палатой Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Российской государственной библиотекой и Российской национальной библиотекой Министерства культуры Российской Федерации, Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации ТК 191 «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело». «Принят Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации» (протокол № 12 от 2 июля 2003 года).

    За принятие стандарта проголосовали несколько стран бывшего СССР: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Таким образом, Межгосударственный стандарт принят и используется не только в России.

    Стандарт устанавливает общие требования и правила составления библиографического описания документа, его части или группы документов. В стандарте перечислен набор областей и элементов библиографического описания книги или любого другого источника информации, указана последовательность их расположения, наполнение и способ представления элементов, применение предписанной пунктуации и сокращений. Стандарт распространяется на описание документов, которое составляют библиотеки, органы научно-технической информации, центры государственной библиографии, издательства и другие учреждения.

    В соответствии с данным документом в работе обязательно должен быть список литературы. Чтобы вы могли успешно использовать при оформлении работ информацию, представленную в стандарте, приведу выдержки из Межгосударственного стандарта ГОСТ 7.1-2003 с некоторыми комментариями.

    Библиографическое описание содержит библиографические сведения о документе, приведенные по определенным правилам, устанавливающим наполнение и порядок следования областей и элементов, и предназначенные для идентификации и общей характеристики документа.

    Обратите внимание, что объектами составления библиографического описания являются все виды опубликованных (в том числе депонированных) и неопубликованных документов на любых носителях – книги, сериальные и другие продолжающиеся ресурсы, нотные, картографические, аудиовизуальные, изобразительные, нормативные и технические документы, микроформы, электронные ресурсы, другие трехмерные искусственные или естественные объекты; составные части документов; группы однородных и разнородных документов. Это означает, что в списке используемых источников можно указывать интернет-ресурсы, техническую документацию, журналы, газеты и другие периодические издания.

    При описании источника информации различают одночастные и многочастные объекты.

    Одночастный объект – разовый документ или отдельная физическая единица многочастного документа на одном физическом носителе: однотомный документ или отдельный том (выпуск) многотомного документа, отдельный компонент комплектного документа, сериального или другого продолжающегося ресурса. Например, одночастным объектом является отдельная книга, том многотомного издания или же конкретный выпуск журнала или газеты.

    Многочастный объект – это документ, представляющий совокупность отдельных физических единиц на одинаковых или разных физических носителях – многотомный документ, комплектный документ, сериальный или другой продолжающийся ресурс. Многочастным объектом может быть многотомное издание, издание журналов или газет.

    Объект также может быть составной частью одночастного документа или единицы многочастного документа. Примером такого объекта может быть статья из журнала или газеты.

    Различают одноуровневое и многоуровневое библиографическое описание. Одноуровневое описание содержит один уровень. Его составляют на одночастный документ, на завершенный многочастный документ в целом, на отдельную физическую единицу, а также группу физических единиц многочастного документа. Многоуровневое описание содержит два и более уровня. Его составляют на многочастный документ (многотомный или комплектный документ в целом, сериальный или другой продолжающийся ресурс в целом) либо на отдельную физическую единицу, а также группу физических единиц многочастного документа – один или несколько томов (выпусков, номеров, частей) многотомного, комплектного документа, сериального или другого продолжающегося ресурса.

    В состав библиографического описания должны входить следующие области:

    • область заглавия и сведений об ответственности;

    • область специфических сведений;

    • область выходных данных;

    • область физической характеристики;

    • область стандартного номера (или его альтернативы) и условий доступности.

    Области описания состоят из элементов, которые делятся на обязательные и факультативные. В описании могут быть только обязательные элементы либо обязательные и факультативные.

    Обязательные элементы содержат библиографические сведения, обеспечивающие идентификацию документа. Их приводят в любом описании.

    Факультативные элементы содержат библиографические сведения, дающие дополнительную информацию о документе. Факультативные элементы редко приводят в списке литературы курсовых и дипломных работ, с наибольшей полнотой их используют в описаниях для государственных библиографических указателей, библиотечных каталогов, а также баз данных крупных универсальных научных библиотек и центров государственной библиографии.

    Язык библиографического описания, как правило, соответствует языку выходных сведений документа, то есть англоязычные источники должны быть представлены в списке литературы на английском языке, немецкоязычные – на немецком и т. д.

    Одноуровневое библиографическое описание состоит из перечисленных в табл. 1.1 областей, представленных в такой же последовательности, с использованием указанных в таблице знаков препинания. Факультативные элементы выделены курсивом.

    Таким образом, описание источника информации в общем виде может быть записано так:

    Автор. Основное заглавие / Сведения об ответственности. – Область выходных данных. – Область физической характеристики. – Область серии.

    Основное заглавие приводят в том виде, в каком оно дано в предписанном источнике информации, в той же последовательности и с теми же знаками. Оно может состоять из одного или нескольких предложений.

    Общее обозначение материала определяет класс, к которому принадлежит объект описания, например видеозапись (videorecording), звукозапись (sound recording), изоматериал (graphic), карты (cartographic material). Естественно, что подобные сведенья указывают для нестандартных источников информации, для книг или журналов эта информация не нужна.

    Сведения, относящиеся к заглавию, содержат информацию, раскрывающую и поясняющую основное заглавие, в том числе другое заглавие, сведения о виде, жанре, назначении произведения, указание о том, что документ является переводом с другого языка, и т. п.

    Сведениям, относящимся к заглавию, предшествует символ двоеточия.

    Информатика [Электронный ресурс]: интернет-учебник

    Музыка Вены [Ноты]: пьесы для юных пианистов.

    Сведения об ответственности содержат информацию о лицах и организациях, участвовавших в создании интеллектуального, художественного или иного содержания произведения, являющегося объектом описания. Обычно здесь указывают фамилии переводчиков, составителей и редакторов.

    Педагогика высшей школы / Под ред. П. В. Чернилевского

    Джон Равен. Компетентность в современном обществе / Пер. с англ. В. И. Белопольского.


    Таблица 1.1. Перечень областей и элементов библиографического описания

    Область издания содержит информацию об изменениях и особенностях данного издания по отношению к предыдущему. Сведения об издании обычно содержат слово «издание» или его эквивалент на других языках, а также иные термины, отличающие его от предыдущих изданий. Не путайте область издания со следующим разделом – областью выходных данных. В первой указывают номер издания источника информации, только если это необходимо, то есть если существует несколько изданий этого источника.

    Дополнительную информацию об издании приводят в описании, если в предписанном источнике имеются отдельно сформулированные сведения об особенностях данного переиздания, перепечатке и т. п. Их записывают после предыдущих сведений области издания и отделяют запятой.

    – Изд. 6-е, испр. и доп.

    Следующая область, область выходных данных, содержит сведения о месте и времени публикации, распространении и изготовлении объекта описания, а также сведения об его издателе, распространителе и изготовителе. Название места издания и распространения приводят в падеже, указанном в источнике информации. В этом разделе необходимо обозначить город издания, а также издательство, в котором вышла книга, или другой источник информации, который вы описываете.

    Имя издателя или распространителя приводят после сведений о месте издания, к которому оно относится, и отделяют двоеточием. Сведения представляют в том виде, в котором они указаны в источнике информации.

    : Изд-во С.-Петерб. хим. – фармак. акад.

    : Изд-во Урал, ун-та

    В качестве даты издания приводят год публикации источника информации. Год указывают арабскими цифрами, ему предшествует запятая.

    Область физической характеристики содержит обозначение физической формы, в которой представлен объект описания, в сочетании с указанием объема и, при необходимости, размера документа, его иллюстраций и сопроводительного материала, являющегося частью объекта описания. Проще говоря – здесь указывают количество страниц книги или другого источника информации.

    В области приводят сведения о количестве физических единиц (арабскими цифрами) и специфическое обозначение материала.

    – 2 электрон, опт. диска

    Область серии содержит сведения о многочастном документе, отдельным выпуском которого является объект описания. Область включает элементы области заглавия и сведений об ответственности, относящиеся к серии, в которую входит объект описания.

    – (Серия «Золотой фонд психотерапии»)

    – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу)

    Номер выпуска серии записывают арабскими цифрами и, как правило, в той форме, в которой он дан в объекте описания. Ему предшествует знак точки с запятой.

    Многоуровневое библиографическое описание составляют, в первую очередь, на такие многочастные документы, как многотомные документы, а также сериальные и другие продолжающиеся ресурсы.

    На первом уровне (в общей части) многоуровневого описания приводят сведения, общие для всех или большинства физических единиц – томов (выпусков, номеров), входящих в состав многочастного документа.

    На втором уровне (в спецификации) многоуровневого описания приводят сведения, относящиеся к отдельным физическим единицам – томам (выпускам, номерам), входящим в состав многочастного документа.

    В качестве многотомного рассматривают документ, состоящий из заранее определенного количества томов (частей), представляющий собой единое целое по содержанию и оформлению. Под томом понимают отдельную физическую единицу, входящую в состав многочастного документа, обозначаемую как том, часть, выпуск, сборник, альбом, тетрадь и т. п.

    При составлении многоуровневого описания элементы на всех уровнях записывают в соответствии с перечнем областей и элементов по правилам, указанным в табл. 1.1.

    Русские писатели XX века: Биографический сл. В 4 т.

    Дополнительные сведенья об оформлении списка литературы, а также примеры будут приведены в одной из следующих глав.

    1.4. Заголовки

    Текст работы обычно разбивается на структурные части: содержание, введение, выводы, список использованных источников, приложения, а также на разделы и подразделы. Разделы нумеруют арабскими цифрами, начиная с единицы. В заголовке раздела указывают его номер, после цифры ставят точку, пробел, а сам заголовок пишут прописными буквами. Подзаголовки других уровней должны быть написаны строчными буквами. Обратите внимание, что после названия заголовка точка или другие знаки не ставятся. Однако если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками.

    Заголовки разделов первого уровня должны быть выровнены по центру относительно краев листа, кроме этого, они набираются полужирным шрифтом большего размера, чем обычный текст, например 18 пунктов. Заголовки подразделов должны начинаться с абзаца и набираться полужирным шрифтом того же размера, что и основной текст. Перед заголовком раздела обычно указывают слово «Раздел», в названиях подразделов указывают только номер.

    Подразделы нумеруются внутри одного раздела. Нумерация заголовков второго уровня – двойная, арабскими цифрами, разделенными точкой. При этом первая цифра в такой нумерации соответствует номеру раздела, а вторая – порядковому номеру подраздела, например: 2.3. (третий подраздел второго раздела). В конце номера также ставят точку.

    РАЗДЕЛ 1. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

    1.1. Развитие понятия «компетентность» в российской педагогике

    Обычно между заголовками и текстом устанавливают расстояние в 3–4 интервала. Между заголовком и подзаголовком интервал не ставят.

    Такие структурные части работы, как содержание, перечень условных сокращений, вступление, выводы, список используемых источников не имеют порядкового номера, то есть нельзя написать: «Раздел 5. Выводы». При оформлении отдельных глав работы следует помнить, что каждая глава должна начинаться с новой страницы.

    1.5. Оформление текста (границы, абзацы, размер шрифта, гарнитуры)

    В методических указаниях к оформлению работ также определяются параметры форматирования текста – размеры полей, шрифта и междустрочного интервала. Обычно текст работы должен иметь следующие поля: левое – 20 или 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм. Размер шрифта должен соответствовать 14 (или 12) пунктам Times New Roman, обычно требуется использовать полуторный междустрочный интервал (в некоторых случаях указывают количество строк на листе, полуторный интервал соответствует 30 строкам).

    Для определения количества строк воспользуйтесь строкой состояния – в ней отображается номер строки, в которой стоит курсор.

    Основной текст работы должен быть выровнен по ширине. Обратите также внимание на абзацные отступы – они должны быть одинаковы во всем документе, обычное значение – 1,27 см.

    1.6. Изображения

    Все изображения, размещенные в работе (фотографии, схемы, чертежи, рисунки и пр.), обозначаются словом «рисунок» (сокращенно «рис.»). Рисунки располагаются в тексте непосредственно после того абзаца, в котором данный рисунок был впервые упомянут, или на следующей странице. Между этим абзацем и рисунком оставляют одну пустую строку. Положение рисунка центрируют. Иллюстрации должны быть размещены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота текста.

    В тексте обязательно должна быть ссылка на рисунок. Она имеет вид «рис. номер». Рисунки нумеруются последовательно в пределах раздела, в порядке упоминания, арабскими цифрами. Номер рисунка должен состоять из номера раздела и собственно порядкового номера, разделенных точкой, например «рис. 1.3». Не рекомендуется оформлять ссылку на изображение как отдельную фразу, в которой повторяется название рисунка. Лучше представить ее в круглых скобках, например: (рис. 3.1). Кроме того, можно использовать оборот типа «как видно на рис. 3.1…».

    Подписи к рисункам печатаются сразу под ними. Подрисуночная подпись начинается со слова «Рис.» (с заглавной буквы), далее следует номер рисунка. После номера рисунка ставят точку, затем с большой буквы указывают текст подписи.

    Рис. 1. Подпись к рисунку выравнивается по центру, печатается стандартным

    шрифтом размером 14 пунктов и при необходимости может быть продолжена

    на следующей строке

    Если нужно, подрисуночная подпись может содержать экспликацию, то есть пояснение деталей рисунка. В этом случае фрагменты изображения помечают цифрами, а пояснение к ним записывают в подрисуночной подписи, причем для каждой цифры отводится одна строка.

    Рис. 1.24. Схема размещения элементов кассеты:

    1 – стальные ролики

    2 – приводной валик

    3 – опорные стояки

    4 – держатель пленки

    После подрисуночной подписи оставляют одну пустую строку, за которой следует текст работы.

    1.7. Формулы

    Формулой считают любую последовательность не менее чем двух символов, которая не является словом (названием, аббревиатурой) в русском или каком-либо другом языке. Например, MATLAB является словом, f(x(0)) – нет.

    Формулы также нумеруются внутри одного раздела. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в разделе, между которыми ставят точку, например 3.1.

    Формулы нумеруют последовательно, в круглых скобках, арабскими цифрами, начиная с 1. Номера формул проставляют по правому краю страницы. При этом нумеруют только те формулы, на которые есть ссылки в тексте. Остальные формулы не нумеруют.

    Текст формулы выравнивают по центру текста независимо от того, нумеруют ли данную формулу.

    Номер, который не поместился в строке с формулой, может быть записан в следующей. Если формула взята в рамку, ее номер записывают вне рамки, справа, напротив последней строки формулы. Номер формулы-дроби записывают на уровне основной горизонтальной черты дроби.

    При построении сложных формул, в состав которых входят знаки суммирования, произведения, интегрирования, дифференциалы, выражение можно разместить на отдельных строках.

    Если формула не умещается на строке, то она переносится на следующую после знака «=» или после «+»,«-» и др. При этом характер выравнивания второй строки формулы остается прежним – по центру текста, как показано в примере с формулой:

    В некоторых случаях несколько однотипных формул, отделенных по смыслу от текста, можно разместить в одной строке. Несложные формулы, которые не имеют самостоятельного значения, часто вписывают внутрь строк текста.

    Не забывайте о знаках препинания. Поскольку формулы являются равноправным элементом предложения, в конце формул и перед ними знаки препинания ставятся в соответствии с правилами пунктуации.

    Между формулами, записанными друг за другом, можно ставить точку с запятой или запятую.

    Между текстом и следующей за ним многострочной формулой и между формулой и следующим за ней текстом оставляются пустые строки.

    При ссылке на формулу необходимо указать ее полный номер в скобках, например: «… в формуле (1.3)».

    Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где», без двоеточия после него.

    где Т0 – трудовые затраты на обработку информации по базовому варианту;

    Т1 – трудовые затраты на обработку информации по предлагаемому варианту.

    При вводе формул для набора переменных следует использовать шрифт гарнитуры Times New Roman, курсив. Для набора цифр также следует использовать Times New Roman. Размер шрифта (кегль) для переменных и цифр – 14 пунктов.

    1.8. Таблицы

    Таблицы помещаются в тексте в порядке ссылки на них по окончании того абзаца, в котором таблица была первый раз упомянута. Они нумеруются внутри каждого раздела в порядке упоминания арабскими цифрами. В правом верхнем углу таблицы над заглавием записывают слово «таблица» и указывают ее номер.

    Каждая таблица должна иметь нумерационный и тематический заголовок. Нумерационный заголовок (запись вида «таблица, номер») используют, чтобы упростить связь таблицы с текстом; при ссылке в тексте достаточно указать: «табл. 3». Номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: «Таблица 15.8». Слово «Таблица» (с заглавной буквы) и ее номер вводятся обычным шрифтом и выравниваются по правому краю. Между словом «Таблица» и предшествующим абзацем оставляют одну пустую строку. После номера таблицы точку не ставят.

    На следующей строке после нумерационного заголовка вводят тематический заголовок таблицы без знака препинания в конце, который выделяют полужирным шрифтом и центрируют по отношению к таблице.

    Заголовок таблицы следует набирать полужирным шрифтом размером 14 пунктов;при необходимости его можно продолжить на следующей строке с выравниванием по центру

    После таблицы оставляют одну пустую строку, после чего продолжают печать основного текста статьи. Текст внутри таблицы, включая заголовки столбцов и строк, чаще всего печатают шрифтом 12 пунктов (при необходимости это значение можно уменьшать до 8). Заголовки столбцов центрируют по ширине столбца, а заголовки строк выравнивают по левому краю.

    Заголовки таблицы начинаются с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишутся с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставят. Используют только единственное число.

    Таблицу следует разместить по центру относительно левого и правого краев печати. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу, при этом тематический и нумерационный заголовки не повторяют, а пишут в правом верхнем углу над таблицей, например, «Продолжение табл. 2.1» или «Окончание табл. 2.1» для обозначения последней ее части.

    Таблицу с большим количеством граф можно разделять на части и размещать одну часть под другой на одной странице. При этом если строки или графы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части повторяют заглавие, то есть названия столбцов, а во втором – боковую часть, то есть названия строк.

    Если текст, который повторяется в графе таблицы, состоит из одного слова, то его можно заменять кавычками, а если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют оборотом «то же», а далее указывают кавычки. Если цифровые или другие данные в какой-то строке не представлены, в ней ставят прочерк.

    1.9. Ссылки и сноски

    В тексте работы обязательно должны присутствовать ссылки на используемые источники информации.

    Библиографические ссылки употребляют:

    • при заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций;

    • при необходимости отсылки к другому изданию, где более полно изложен вопрос;

    • при анализе в тексте опубликованных работ.

    Отсутствие ссылки на цитируемый источник представляет собой нарушение авторских прав, а неправильно оформленная ссылка рассматривается как серьезная ошибка. Если вы цитируете источник, обязательно нужно на него сослаться.

    Ссылка на литературный источник может быть оформлена одним из двух способов в зависимости от дословности цитирования источника и требований к оформлению работы.

    Есть два вида библиографических ссылок: внутритекстовые и подстрочные. Если в работе используется непрямая речь, а вы только указываете, что эта мысль была взята из того или иного источника информации, ссылка на литературный источник допускается в виде записи в квадратных скобках, внутри которых фиксируется номер источника в соответствии со списком литературы. Ставят запятую, после чего записывают номер страницы, откуда была взята цитата, с обозначением символа страницы в виде «с». Например:

    При этом не ставят пробел как после открывающей скобки, так и перед закрывающей скобкой.

    В некоторых случаях, например при цитировании интернет-источников, номер страницы не указывают.

    Если вас интересует только часть высказывания автора, которая находится в глубине цитируемого предложения, вы можете опустить ненужные вам подробности, поставив внутри цитаты многоточие. Произвольно сокращать цитату, не обнаруживая сокращения соответствующими знаками, не разрешается.

    Подстрочные ссылки помещаются внизу той страницы, на которой было осуществлено цитирование. В конце цитаты ставят арабскую цифру, обозначающую порядковый номер сноски на данной странице. Этот же номер отображается внизу страницы, где следует поместить библиографическое описание источника цитирования, оформленного в соответствии со всеми правилами.

    «В России, как и на Западе, социологические исследования правовых явлений с самого начала осуществлялись преимущественно силами юристов в рамках юридической науки и были направлены на приращение научного знания о праве». Лапаева В. В. Социология права. – М. Норма, 2000. – С. 18.

    Если на этой же странице работы вы цитируете еще один или несколько источников, сноски должны идти в той же последовательности, что и цитаты в тексте. Когда один и тот же источник цитируется на странице несколько раз, то название и выходные данные приводят полностью только первый раз, а затем вставляют фразу «там же», например:

    1.10. Список литературы

    Важность правильного оформления списка литературы переоценить сложно. Этот, на первый взгляд, небольшой раздел сразу привлекает внимание руководителей и проверяющих работы. Поэтому советую отнестись к созданию и оформлению перечня использованных источников особо тщательно.

    Список литературы может быть составлен либо в порядке упоминания литературных источников в работе, либо в алфавитном порядке. Второй способ удобнее, так как в этом случае легче указывать ссылки в тексте.

    Однако в некоторых случаях обращают особое внимание на то, что список должен быть составлен по алфавиту. Описание литературных источников должно быть приведено в соответствии с правилами, которые указаны в Межгосударственном стандарте ГОСТ 7.1-2003.

    В списке литературы каждый источник должен упоминаться один раз, вне зависимости от того, как часто вы ссылаетесь на него в тексте работы.

    Произведения одного автора расставляются в списке в алфавитном порядке по заглавиям или по годам публикации, в прямом хронологическом порядке (такой порядок группировки позволяет проследить за динамикой взглядов определенного автора на проблему).

    При наличии в списке источников на иностранных языках их следует также разместить в алфавитном порядке и отнести в конец основного списка.

    Заголовок «Список используемых источников» следует оформлять как заголовок первого уровня. Список литературы является нумерованным, начиная с единицы, в порядке следования ссылок.

    При оформлении списка литературы перед знаками препинания (точкой, запятой) никогда не ставят пробел. При этом всегда оставляют пробел после знаков препинания (исключения составляют только сокращения вида «М.:», «Л.:», «СПб.:», используемые в списке литературных источников (см. ниже), а также запятая после точки в инициалах автора).

    Общие правила ссылок на источники информации приведены в разделе с описанием Межгосударственного стандарта ГОСТ 7.1-2003. Рассмотрим некоторые особенности оформления списка литературы более детально.

    • При ссылке на статью в журнале указывают последовательно: фамилию и инициалы всех авторов; название статьи (без кавычек); после названия статьи следует пробел и две косые черты (//), затем опять пробел и название журнала (без кавычек); после названия журнала ставят точку и фиксируют год издания (после него ставят точку); номер тома (после него – запятая); номер журнала (после него – точка); страницы (первая и последняя, через тире) (после них ставят точку).

    Бондаренко И. К. Стратегии корпоративного обучения персонала // Комп&ньон. – 2002. – № 9. С. 42–44.

    Баловсяк Н. В. Компетентностный подход к определению структуры профессиональной деятельности специалиста // Новые технологии в образовании. – 2005. – № 1. С. 122.

    • При ссылке на книгу указывают последовательно фамилии и инициалы авторов, название книги (без кавычек); после названия книги указывают город издания.

    Обратите внимание, что при этом для Москвы используют сокращение М. для Ленинграда– Л. для Санкт-Петербурга– СПб. для Киева – К.; далее ставят двоеточие и указывается название издательства (без кавычек), затем ставят запятую и указывают год издания (после него– точка); далее – количество страниц в книге.

    Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. Академия, 2003. – 192 с.

    Климов Е. А. Психология профессионала. – М.; Воронеж, 1996. – 108 с.

    Большой экономический словарь / Под ред. А. К. Азрилияна. – М. Институт новой экономики, 1998. – 629 с.

    Ахметов К. С. Курс молодого бойца. – М. ТОО фирма «Компьютер-Пресс», 1994.– 320 с.

    • При ссылке на статью в сборнике трудов или отдельную главу в книге указывают фамилии и инициалы авторов, далее – название статьи (главы) без кавычек, после чего ставят пробел и две косые черты (//), затем – пробел и название сборника трудов (книги) без кавычек; после названия книги ставят точку и указывают город издания; далее ставят двоеточие и указывают название издательства (без кавычек), после него ставят запятую и указывают год издания (после него – точка); далее указывают страницы, на которых расположена данная статья (глава).

    Клинцова М. Н. К проблеме профессионально-педагогических ценностей в структуре личности будущего специалиста // Материалы научно-практической конференции «Перспективные разработки науки и техники». Том 25. Педагогика. – Белгород: Руснаучкнига; Днепропетровск: Наука и образование, 2004. – С. 127.

    Качала В. В. Предварительное обследование при реорганизации управления предприятием//3-я Российская научно-практическая конференция «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий». – М. Изд-во Моск. госуд. ун-т экономики, статистики и информатики, 1999. – С. 248–253.

    Информация, размещенная на странице в Интернете, является электронным ресурсом удаленного доступа и может также использоваться при составлении списка литературы.

    Последовательность описания электронного ресурса следующая.

    1. Основное заглавие электронного ресурса. Воспроизводится в том виде, в каком оно приведено в источнике информации. Например:

    Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

    2. Общее обозначение материала. Например:

    3. Параллельное заглавие – эквивалент основного на другом языке. Например:

    Императорские дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] = The Imperial palace and park ensembles of St. Peterbourg

    4. Сведения, относящиеся к заглавию: информация, раскрывающая и поясняющая основное

    заглавие. Ей предшествует двоеточие. Например:

    : состояние, проблемы, перспективы

    5. Сведения об ответственности: могут состоять из имен лиц и наименований организаций с сопроводительными словами или коротким текстом, уточняющим их роль в создании электронного ресурса, либо без этих слов и текста. Например:

    / авт. курса А. Сигалов или / Рос. гос. гуманитар, ун-т

    6. Сведения об издании: сведения об изменениях и особенностях данного издания по отношению к предыдущему изданию того же документа. Например:

    Изд. 3-е, испр. и доп.

    7. Обозначение вида ресурса. Например:

    Электрон, журн. электрон, текстовые дан. и т. п.

    8. Объем ресурса (пишется в скобках). Например:

    9. Место издания, имя издателя, дата издания. Например:

    М. Интерсофт, 1999.

    Если сведений о месте издания или дате нет в документе, но они известны, их приводят в квадратных скобках. Например:

    10. Примечание о режиме доступа (обязательно): здесь указывают полный адрес интернет-страницы и условия доступа (свободный или платный).

    11. Примечание об источнике основного заглавия (обязательно). Например:

    – Загл. с экрана, загл. с домашней страницы Интернета и т. п.

    12. Примечание о языке документа (не обязательно). Например:

    – Нем. – Текст на экране фр. англ. и т. п.

    Отдельные элементы описания могут опускаться.

    Примеры ссылок на электронные ресурсы:

    Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т. В.; Web-мастер Козлова Н. В. – Электрон, дан. – М. Рос. гос. б-ка, 1997– Режим доступа: http//www.rsl.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус, англ.

    Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о всех видах лит. поступающей в фонд ГПНТБ России. – Электрон, дан. (5 файлов, 178 тыс. записей). – М. [199-?]. – Режим доступа:http://www.gpntb.ru/win/search/help/el-cat.html. – Загл. с экрана.

    Русский орфографический словарь РАН [Электронный ресурс]/ Под ред. В. В. Лопатина– Электрон, дан. – М. Справочно-информационный интернет-портал «Грамота. Ру», 2005.– Режим доступа:http://www.slovari.gramota.ru/, свободный. – Загл. с экрана.

    1.11. Приложения

    Приложения оформляются как продолжение работы на последующих ее страницах (после списка литературы), располагаясь в порядке появления ссылок в тексте.

    В приложения могут выноситься формы первичных документов, как спроектированные автором, так и используемые в данном объекте, шапки форм выходных документов, программы обработки информации, разработанные автором, и т. д. В приложение включают вспомогательный материал, например вводные и отчетные формы, математические выкладки и расчеты, таблицы вспомогательных цифр, а также методики, разработанные в процессе выполнения работы.

    Если в работу входит более одного приложения, то в начале всех приложений на отдельном листе следует указать заголовок и оформить его в соответствии с правилами оформления заголовков. Затем следуют отдельные приложения. В этом случае их нумеруют последовательно, большими буквами русского алфавита, например: «Приложение А», «Приложение Б» и т. д.

    Каждое приложение следует начинать с новой страницы указанием в правом верхнем углу слова «Приложение». В необходимых случаях оно может иметь содержательный заголовок, который записывают симметрично тексту.


    Если приложений очень много, то они могут быть представлены отдельным томом, где также должны быть расположены в порядке появления ссылок в тексте. В содержании перечисляют все приложения с указанием их номеров и заголовков (при их наличии).

    В тексте на приложение ссылаются следующим образом: «см. прил. Б».

    Если в приложение входит несколько структурных элементов, например ряд таблиц, допускается их нумерация. Таблицы и рисунки, содержащиеся в приложении, нумеруются последовательно в пределах всего приложения в порядке упоминания, арабскими цифрами. Номер таблицы (рисунка) должен состоять из буквы приложения и порядкового номера рисунка, разделенных точкой, например «Таблица ПА.1» или «Рис. К5.1».

    Текст каждого приложения можно при необходимости разделить на разделы и подразделы, которые должны быть пронумерованы. В этом случае после буквы ставится номер приложения и точка, например «А.2» – второй раздел приложения А; «В.3.1» – первый подраздел третьего раздела приложения В.

    1.12. Титульная страница

    Титульная страница должна содержать:

    • наименование организации или высшего учебного заведения, в котором выполнена работа;

    • фамилию, имя, отчество автора и название работы;

    • фамилию научного руководителя, город и год.


    В курсовой работе или реферате на титульной странице дополнительно может быть указано название предмета.

    1.13. Оформление списков

    При оформлении маркированного списка наиболее предпочтительно использовать символ «». Знак маркировки должен находиться в начале абзаца. Расстояние от левого края печати до текста в списке должно составлять 0,63 см (что соответствует стандартным настройкам Word). Если текст в пункте списка переходит на следующую строку, то он должен быть выровнен как по левому, так и по правому краям; если текст не переходит на следующую строку, то его выравнивают по левому краю.

    Капиталистический строй характеризуется:

    наличием буржуа и пролетариев;

    ломкой старых социальных связей;

    усиленной национальной интеграцией.

    При этом текст в списке должен начинаться с маленькой (строчной) буквы, а заканчиваться – точкой с запятой (за исключением последнего пункта, завершающегося точкой).

    Если по каким-либо причинам авторам необходимо использовать нумерованный список, то основные его параметры (положение номера, расположение и выравнивание текста) эквивалентны маркированному списку. При этом в качестве нумератора наиболее предпочтительным является цифровой вариант с точкой. Пример оформления такого списка:

    Согласно 3. Фрейду, личность состоит из следующих элементов:

    2. Подсознание, или Оно.

    3. Суперэго, или Сверх-Я.

    Сложные списки, в которых подпункты также представляют собой списки, оформляются аналогично. При этом номер каждого последующего уровня формируется по схеме «предыдущий номер + порядковый номер».