Руководства, Инструкции, Бланки

кто разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию img-1

кто разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию

Категория: Руководства

Описание

Педагогическая система Каменского - Студопедия

Педагогическая система Каменского

Возрастная периодизация. Система школ и содержание обучения. Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

детство — от рождения до 6 лет включительно,

отрочество — от 6 до 12 лет,

юность — от 12 до 18 лет,

возмужалость — от 18 до 24 лет.

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и разви­тием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображе­ния с их исполнительными органами — языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уров­нем развития мышления («понимания и суждения») и возмужа­лость— развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский на­мечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руко­водством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой об­щине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для воз­мужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области — академия.

Каждая следующая ступень является продолжением предыду­щей. Таким образом, Коменский выдвинул демократический прин­цип единой школы.

Для каждой ступени (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Материнская школа, учитывая природные особенности детей, должна дать детям до шестилетнего возраста первоначальные представления, живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни. Дети должны узнать из области естествознания, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, трава, рыба, птица, бык и пр. По астрономии ребенок узнает, что называется небом, солн­цем, луной, звездами и где они восходят и заходят. Дети получают также первоначальные сведения по географии (гора, долина, река, селение, город и пр.).

Коменский советует приучать детей уже в раннем детстве к хозяйству и труду, для чего их надо знакомить с предметами до­машнего обихода и их употреблением. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям.

Большая заслуга Коменского заключалась в том, что он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию — «Материнская школа».

Школа родного языка, по Коменскому, имеет шестилетний курс обучения. Она предназначена для всех детей обоего пола без различия сословий, вероисповеданий и национальности. В те времена начальная школа имела двух, трехлетний курс обучения и ограничивалась лишь заучиванием молитв, обучением чтению, письму и элементарному счету. Огромная заслуга Коменского заключается в том, что он поднял значение начальной школы, наметив продолжительный курс обучения в ней, подчеркнув, что это — школа родного языка (тогда как церковные школы, на-

I холившиеся в руках духовенства, обучали на непонятном детям книжном латинском языке), расширив содержание преподавания в начальной школе сведениями из геометрии, элементарными зна­ниями по географии, естествознанию, преподаванием пения и ручного труда. Конечно, большое место он уделял преподаванию религии.

Содержание обучения в латинской школе (гимназии) Коменский заимствовал из обычного круга учебных предметов средней 'школы того времени: это «семь свободных искусств». Но к этим наукам схоластической школы того времени он добавлял новые учебные предметы: физику (как в то время называлось естествознание), географию, историю. В гимназии изучались латинский, греческий, родной и один из новых языков.

Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук — естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики, так как при такой последовательности красота речи будет сочетаться с ее содержательностью и глубиной. Шесть последовательных классов гимназии в школьной системе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

Устанавливая эту необычную для того времени последователь­ность изучения наук, Коменский исходил из своих философских воззрений — из сенсуализма — и был для своего времени новато­ром, придерживаясь, однако, обычного порядка одновременного изучения одной науки (или небольшой группы родственных наук) и лишь затем переходить к изучению других наук. (В конце XVIII века стали одновременно преподаваться разнообразные учебные предметы. Современные учебные планы являются дальнейшим развитием этого принципа.)

В академии Коменский предусматривает обычные факультеты того времени: богословский, юридический и медицинский.

Дидактические взгляды Коменского. Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до него. О ней говорили педагоги-гуманисты, например Томас Мор, характеризуя обучение на острове «Утопия». Книги, как рукопис­ные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский.

Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному вос­приятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое пра­вило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слышимое— слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо пред­меты сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словес­ного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Следует наблюдать, что возможно, в натуре, а в случае невоз­можности непосредственного наблюдения вещей их надо заменять картинами, моделями, рисунками.

Велика заслуга Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов; он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже к тому вре­мени некоторый практический опыт наглядного обучения, приме­нил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками.

Призывая к опытному изучению реального мира, Коменский бичевал схоластическое обучение, которое вбивало «в головы юно­шей смесь из слов, изречений, мнений», призывал к «выходу из схоластических лабиринтов» (так озаглавлена одна из его работ).

Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения. Он писал: «Ничего не следует заставлять выучивать наи­зусть, кроме того, что хорошо понято рассудком». Ученики с помо­щью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят».

Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указы­вал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые система­тизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.

Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо распола­гать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку,

Таккак ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле.

Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподава­ния, сообщением основного без излишних деталей.

Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения уча­щимися учебного материала, Коменский говорил, что надо закла­дывать «прочное основание», не спешить в обучении, добиваться, чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое им: все имеющее связь должно преподаваться «в связи». Каждая тема должна резюмироваться в кратких, точных правилах.

Огромное значение для прочного усвоения имеют упражнения и повторение усвоенного учащимися материала. Сообщив новый учебный материал учащимся, учитель требует, чтобы вызванный им ученик изложил, повторил то, что было сказано им; вызывает и другого ученика сделать то же. Благодаря такому упражнению и повторению учитель ясно видит, что осталось непонятым уче­никами из его изложения. Повторенное несколько раз прочно за­поминается. Большую роль при этом повторении вслух имеет раз-питие умения выразить то, что усвоил, да и самое усвоение ста­новится более отчетливым и прочным. С этой целью Коменский рекомендует, чтобы учащиеся, усвоив что-либо, старались обучить этому других.

«Тому, что следует выполнять, нужно учиться на деле», — говорит Коменский, давая правила, по которым следует организовать упражнения. «Пусть в школах учатся писать, упражняясь в письме, говорить—упражняясь в речи, петь — упражняясь в пении, умозаключениям — упражняясь в умозаключениях, и т. д. чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа». Для правильного обучения навыкам надо учащимся дать определенную форму и норму того, что следует выполнять; употребление инструментов (например, при черчении и т. п.) по­казать на деле, а не только рассказать, как инструменты упо­треблять. Упражнения надо начинать с элементов, а не с выполне­ния целых работ; это относится и к чтению (сначала буквы и сло­ги, затем слова, наконец фразы), и к письму, и к грамматике, и к другим навыкам.

Показав учащимся образец для подражания, учитель вначале должен требовать строгого, точного подражания форме, впослед­ствии выполнение может быть более свободным. Все допущенные учащимися отклонения от образцов должны тут же исправляться учителем, который свои замечания подкрепляет ссылкой на пра­вила. При обучении надо сочетать синтез с анализом.

Коменский стремился возможно сильнее развивать познавательные способности учащихся, «воспламенить жажду знания и пылкое усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность.

«У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении», — писал он.

Понятие природосообразности воспитания. Через все педагогические сочинения Коменского, в особенности же через его главное сочинение — «Великую дидактику», красной нитью проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сооб­разоваться с природой.

Принцип природосообразности воспитания, начиная от Коменского, будет неоднократно встречаться в педагогических системах; XVIII и XIX веков, причем каждый из крупных теоретиков педа­гогики (Коменский, Руссо, Песталоцци, Дистервег и др.) пони­мает этот принцип несколько различно.

Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире рас­тений и животных, так и в отношении человека. Он указывает, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдений «над теми процессами, какие-повсюду проявляет природа в своих действиях». Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными «основоположениями», законами природы. Следует отличать правильные дидактические соображения Коменского от формы, в которой они изложены.

Коменский пришел к своим глубоким обобщениям в области воспитания и обучения из наблюдений над жизнью общества и со­стоянием воспитания, из педагогического опыта. На основе его личной учительской деятельности и передового педагогического опыта эпохи родились и оформились у него глубокие теоретические мысли, какие мы находим в «Великой дидактике». Под этот педагогический опыт он подвел философское обоснование. Раньше каж­дое педагогическое положение обосновывали религиозными до­водами, обычно цитатами из так называемого священного писания.

Коменский, не отказываясь вовсе от этого старого способа, вводит наряду с ним новый прием аргументации, навеянный эпохой Возрождения, — ссылки на природу и пытается сформулировать общие закономерности («основоположения») природы и воспитания.

Говоря о законах («основоположениях») природы, он считал природу созданием провидения. Эта историческая ограниченность свойственна была, впрочем, почти всем ученым того времени, даже открывшим действительные законы в различных областях природы, опровергающие церковное учение.

Наряду с пониманием принципа природосообразности воспитания как следования всеобщим законам природы у Коменского при обосновании возрастной периодизации, школьной системы и неко­торых дидактических принципов и правил встречаются ссылки на природу (врожденные черты) человека и на природные возрастные особенности детей.

Организация школьного обучения. Классно-урочная система. Коменский установил понятие школьного года с его де­лением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организа­цию учебного дня (4 учебных часа в школе родного языка, 6 ча­сов в латинской школе), теоретически разработал классно-уроч­ную систему учебных занятий и практически применил ее.

В школах тогда прием учащихся производился в разное время, в течение всего года. Ученики хотя и сидели вместе в классе, но коллективных занятий со всеми учениками класса большей частью не было: каждый учащийся учил свое, продвигался своим, индивидуальным темпом. Учитель занимался индивидуально с ученика­ми. Коменский настаивал на том, чтобы прием в школу производился один раз в году, чтобы учитель вел коллективную работу со всем классом. Он положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть — объяснению нового ма­териала и упражнениям по закреплению нового. Коменский указывал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Учитель должен внимательно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе.

Учебники, составленные Коменским. Коменский высказал ряд ценных теоретических мыслей о том, каким должен быть учебник, свои теоретические положения осуществил на практике, составив несколько образцовых для своего времени учебников. Он требовал, чтобы учебник содержал достаточно пол­ный учебный материал и в то же время был кратким, не имел бы ничего лишнего, отвлекающего ненужными деталями от главного. Материал в учебнике должен быть расположен систематически и изложен доступным детям, ясным, простым языком.

Из составленных Коменским учебников особенно широкую известность получили два: «Открытая дверь языков и всех наук» (1631) и «Мир чувственных вещей в картинках» (1658).

В первом из этих учебников Коменский, подобрав в соответствии с высказанными им дидактическими принципами ряд постепен­но грамматически усложняющихся предложений (фраз), одновре­менно дает и учебник языка, и книгу, знакомящую ребенка с до­ступными ему знаниями из разных областей.

Второй учебник («Мир чувственных вещей в картинках») представляет собой своего рода иллюстрированную детскую энцикло­педию первоначальных знаний. В 150 кратких статьях, каждая их которых снабжена рисунком, даются сведения о природе (вселен­ная, сведения по географии, о растениях, животных, человеческом теле), о деятельности человека (ремесла, сельское хозяйство, транспорт, культура и пр.), об общественной жизни (государственмое управление, суд). В то же время с большим педагогическим мастерством обогащается речь учащихся: учебник давал знания по родному и латинскому языкам.

Книга эта была переведена на многие языки и в течение более 150 лет служила хорошим учебником для первоначального обуче­ния. Во второй половине XVIII века она с некоторыми переделка­ми была несколько раз под разными заглавиями («Видимый свет», «Зрелище вселенные») издана в России. Великий немецкий поэт Гёте в начале XIX века вспоминал о ней как об образцовой учеб­ной книге, по которой он обучался сам.

Нравственное воспитание. Дисциплина. Управление человека собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспита­нием.

Следуя Платону и Аристотелю, Коменский основными, «кардинальными» добродетелями считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Истинное суждение о вещах — основа до­бродетели, поэтому мудрость является руководительницей добродетельной жизни. Умеренность нужна человеку, чтобы соблюдать во всем меру, никогда и ни в чем не доходить до пресыщения и отвращения. Мужество — это добродетель, включающая такие чер­ты, как самообладание, выносливость, готовность принести поль­зу, когда того требуют время и обстоятельства, выполнение долга. Кроме этих главных добродетелей, Коменский советовал разви­вать у детей скромность, послушание, благожелательность к дру­гим людям, опрятность, аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.

Средствами нравственного воспитания Коменский считал: пример родителёй, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении (в частности, при воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необ­думанностью, недисциплинированностью. Большое значение в про­цессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.

Указывая на большое значение дисциплины, Коменский ссы­лался на чешскую пословицу: «Школа без дисциплины, что мель­ница без воды». Большая заслуга Коменского заключается в том, что он выступил против отупляющей палочной дисциплины средневековой школы рекомендовал гуманный подход к детям, но вместе с тем требовал, чтобы учитель поддерживал среди учащихся должную дисциплину. Следует поддерживать дисциплину пре­имущественно «хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренним и откровенным благорасположением», — писал он. Коменский протестовал против телесных, наказаний _ детей. «Я решительно стою за то, что розги и палка, эти орудия рабства, совершенно не подходящие для людей свободных, совсем не долж­ны иметь места в школах, должны быть изгнаны из них». Од­нако двойственность его сказалась и в вопросах о телесных наказаниях: ОН решительно отвергал их применение за плохие успехи и учении, но сохранял в том случае, если ученик допустил бого­хульство или строптивость.

В небольшом сочинении «Законы хорошо организованной школы» Коменский дал много ценных указаний, сформулированных в виде кратких правил, касающихся правильной организации школь­ного режима, управления школой, обязанностей учителей, поведе­ния учащихся.

Правила подробно устанавливают порядок и приемы учета знаний учащихся: декурионы ежедневно проверяют знания всех учащихся; учитель на каждом уроке проверяет знания, вызывая нескольких учеников; ректор школы один раз в месяц проверяет успеваемость учащихся путем испытаний. В конце каждой четвер­ти устраиваются также испытания, а по окончании учебного го­да— переводные экзамены из класса в класс.

Учащиеся обязаны приходить в школу без опоздания и зани­мать в классе установленное место. В случае отсутствия учащихся по уважительным причинам родители обязаны известить об этом дежурного для доклада учителю. На уроках учащиеся обязаны внимательно слушать объяснения учителя. Вне школы учащиеся также должны вести себя скромно и пристойно. Коменский писал: «Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убе­дительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеством должна иметь место кроткость без легкомыслия, при взысканиях — порицание без язвительности, при наказаниях — строгость без свирепости».

Роль учителя и требования к нему. Коменский при­давал большое значение учителю, считая должность учителя очень почетной, «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Это был новый, прогрессивный взгляд на учителя, так как раньше профессия учителя, особенно начальной школы, не пользовалась уважением. Коменский требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой – сам учитель понял,какуюважную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям. «Ближайшая забота учителя состоит в том, чтобы увлекать учеников своим примером». Одним из важнейших качеств учителя Коменский, соответственно своему миро­воззрению, считал религиозность.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Видео

Другие статьи

Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике

Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике

Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике - раздел Образование, МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ Внимание К Вопросам Речевого Развития Мы Находим Еще В Трудах Древнегреческих.

Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов — Платона, Ари­стотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в ко­торых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы.

Большое внимание уделял развитию речи детей чешс­кий педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592—1672), ко­торого называют отцом научной педагогики. Он разрабо­тал первое в мире руководство по дошкольному воспита­нию — «Материнская школа, или О заботливом воспита­нии юношества в первые шесть лет», в котором раскрыл задачи, содержание и методику воспитания детей. Разви­тию речи в ней посвящается целая глава (восьмая). Ко­менский писал, что человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от животного. Ум и язык чело­века следует развивать. Примечательно, что рекоменда­ции по формированию речи Я. А. Коменский дает на ос­нове особенностей развития детей на протяжении первых шести лет. До трех лет главное внимание он уделяет правильному произношению, на четвертом, пятом и шестом годах — на основе восприятия вещей — обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит. Коменский своеобразно характеризует общение с ребенком до трех лет, рассматривая обучение пониманию жестов, мимики как основу риторического действия. В качестве средства развития речи Коменский предлагает также использовать ритмические прибаутки, стихи, обращать внимание де­тей на различия между простой речью и поэзией, реко­мендует учить понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественные расска­зы, басни, сказки о животных. Дает крут предметов, с которыми следует знакомить детей в соответствии с их возрастом.

Большое внимание Коменский уделяет наглядности, последовательности и постепенности усложнения матери­ала. Развитие речи, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно учить самим ве­щам, а не словам, их обозначающим.

Названные принципы легли в основу учебных книг по обучению детей латинскому языку: «Мир чувственных ве­щей в картинках», «Открытая дверь языков».

Близкими трудам Коменского по содержанию обуче­ния и методическим рекомендациям являются труды швей­царского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827).

Он раскрыл социальное, культурное и общепедагоги­ческое значение родного языка. «Язык дает ребенку в ко­роткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия». Язык является необъятным искусством, ко­торым овладел человеческий род.

В обучении родному языку он выдвинул три основные задачи:

1) обучение звуку, или средству развития органов речи;

2) обучение слову, или средству ознакомления с от­дельными предметами;

3) обучение речи, или средству научиться ясно выра­жаться о предметах.

В книге «Как Гертруда учит своих детей» (письмо седь­мое) Песталоцци подробно излагает методику обучения: упражнять детей в произношении звуков, слогов, связы­вая эту работу с последующим обучением чтению.

В основе обучения слову лежит принцип наглядности. Обучение словам, обозначающим видовые и родовые понятия, строится на основе восприятия сначала предметов, затем картинок.

В обучении связной речи Песталоцци устанавливал та­кую последовательность: познание внешнего вида пред­метов, его отличительных признаков на основе восприя­тия, подбор ряда слов для характеристики предмета, клас­сификация слов и предметов, составление и распростра­нение предложений, объяснение значений слов, состав­ление связных текстов. Разработанные Песталоцци упраж­нения одновременно развивали познавательные способ­ности.

Песталоцци заложил основы частных методик началь­ного образования. Многое из его педагогического наследия развито другими педагогами. Однако следует иметь в виду, что Песталоцци переоценивал возможности детей, на прак­тике его упражнения носили утомительный, механичес­кий, формальный характер.

Идеи Я. А. Коменского и И. Г. Песталоцци были прогрес­сивными и оказали большое влияние на мировую и рус­скую педагогику.

В первой половине XX века широкую известность при­обрел немецкий педагог Фридрих Фребель (1782—1852), которого считают основателем общественного дошкольно­го воспитания. В 1840 г. им было создано учебное заведение в помощь матери, названное «Детский сад».

Язык Фребель рассматривал как откровение духа Божь­его. Задача воспитания — способствовать развитию зало­женных в ребенке качеств.

Фребель считал, что язык ребенка развивается с ранне­го детства, а предпосылкой для его развития является бо­гатство внутренней жизни малыша. Задачу воспитателя Фребель видел в обогащении содержания жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок все хорошо рассматривал, а педагог давал ему необходимый словарь. Следует обозначать сло­вом не только сами предметы, но и их свойства, качества, отношения предметов друг к другу.

Развитие речи Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой. Широко известны его занятия по сенсорному вос­питанию детей с использованием дидактического матери­ала, так называемых даров, которые способствовали на­коплению содержания речи. Вместе с тем эти занятия от­личались необычайным дидактизмом, чрезвычайной рег­ламентацией, сухостью, однообразием. У педантичных пе­дагогов они превращались в дрессировку. Представители прогрессивной русской педагогики — П. Ф. Каптерев, К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Конради, Е. И. Тихеева критически относились к системе Фребеля, отмечая, что такая методика не может развить яркого народного языка. Однако, по мнению К. Д. Ушинского, отдельные занятия и игры в руках творческих педагогов могли быть использова­ны без переделки.

Широкое распространение в мире получил метод Ма­рии Монтессори (1870—1952), итальянского педагога, раз­работанный ею для домов ребенка. Являясь сторонницей свободного воспитания, Монтессори считала, что основ­ными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в но­менклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамо­те. Достоинство метода (с точки зрения его влияния на ре­чевое развитие) состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидак­тическим материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вклад­ки, лоскуты и катушки и др.). Упражнения, предлагаемые Монтессори, включали:

1. Сенсорное восприятие предмета и его признаков.

2. Распознавание предмета по названию.

3. Запоминание названий предмета 1 .

На развитие правильной речи направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Большое место отведено сложению слов из подвижных букв и письму.

Отечественные педагоги оценивали этот метод неодно­значно. В России метод Монтессори пропагандировала в на­чале этого века Ю. И. Фаусек.

Е. И. Тихеева, посетившая в 1913 г. дома ребенка в Италии, весьма критически относилась к этому методу за его дидак­тизм, формализм, отсутствие внимания к родному языку, к роли языка как средства социального воспитания, к влия­нию речи окружающих, противопоставляя ему метод воспи­тания, развития речи и мышления на естественном материа­ле, на ознакомлении с природой и окружающей жизнью. Методы развития речи по системе Монтессори Тихеева счи­тала искусственными, далекими от интересов детей.

В настоящее время в связи с поисками новых путей орга­низации дошкольных учреждений, содержания и методов работы с детьми возрос интерес к системе Монтессори.

Мнение такого образованного педагога, как Е. И. Тихеева, хорошо знакомого со всеми системами дошкольного вос­питания тех лет, будет несомненно полезно при адаптации метода Монтессори в России.

Все темы данного раздела:

Предмет методики развития речи и задачи курса
Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одно­временно отраслью методики русского языка и дошколь­ной дидактики и относится к прикладным н

Предмет методики развития речи и задачи курса
Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одно­временно отраслью методики русского языка и дошколь­ной дидактики и относится к прикладным н

Роль родного языка и речи в развитии ребенка
Овладение родным языком, развитие речи является од­ним из самых важных приобретений ребенка в дошколь­ном детстве и рассматривается в современном дошколь­ном воспитании как общая основа воспитания

Функциональные характеристики родного языка
Группа характеристик Функциональные характеристики родного языка 1. Характеристики, отражающие социальные функции человека

Развитие методики в России
В русской педагогике сложились давние традиции вос­питания и обучения на родном языке. Мысли о необходи­мости обучения родному языку в первые годы жизни ре­бенка содержатся в трудах С. Полоцкого (1

Цель и задачи развития речи детей
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей — формирование устной речи и на­выков речевого общения с окружающими на основе овла­дения литературным языком своего народа.

Развитие словаря.
Овладение словарным запасомсоставляет основу рече­вого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают пре

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Отмотива, как важнейшего компонента в структуре ре­чевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятель

Программа развития речи
Задачи развития речи реализуются в программе, кото­рая определяет объем речевых навыков и умений, требова­ния к речи детей в разных возрастных группах. Современные программы

Средства развития речи
В методике принято выделять следующие средства рече­вого развития детей: — общение взрослых и детей; — культурная языковая среда, речь воспитателя; — обучение родной речи

Методы и приемы развития речи
Методика использует методы, разработанные в дидак­тике1. Метод развития речи определяется как способ дея­тельности педагога и детей, обеспечивающий формирова­ние речевых навыков и умений

Понятие словарной работы и ее значение
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря пони

Общие вопросы методики словарной работы
Словарная работа в каждой группе проводится на осно­ве учета возрастных и индивидуальных особенностей сло­варя, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Однако есть мето

Подбери посудудля куклы».
Дидактические задачи. Закрепить названия разной посуды, фор­мировать умение использовать их по назначению; активизировать сло­варь (названия предметов посуды). Игровое правило. Отобрать ну

Методы словарной работы
Введение новых слов в словарь Закрепление и активизация словаря Методы Возраст Методы Возраст

Методика словарной работы в возрастных группах
Дети младшего дошкольного возраста осваивают конк­ретное содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих предметы ближайшего окружения, части предметов, де

Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей
Грамматика— это наука о строе языка, о его законах! Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти систем

В морфологии.
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы. Именами существительными обозначают пред­меты, вещи

В словообразовании.
Детей подводят к образованию одного слова на базе дру­гого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образо­вание слов осуществляется с по

В синтаксисе.
Детей обучают способам соединения слов в словосоче­тания и предложения разных типов — простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и п

Исправление грамматических ошибок.
Авторы некоторых пособий под формированием грам­матических навыков в повседневном общении понимают преимущественно исправление ошибок. С этим нельзя со­гласиться, поскольку исправление ошибок осуще

Методика формирования морфологической стороны речи
Младший дошкольный возраст. К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваиваю

Средний дошкольный возраст.
На пятом году жизни у детей появляется большое коли­чество морфологических ошибок, обусловленное расши­рением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего неусвоенные еще нормы пра

Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили ос­новные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и

Методика формирования синтаксической стороны речи
В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказы­вание. Речь трехлетних детей ситуа

Методика формирования способов словообразования
Для самостоятельного словообразования важно, что­бы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необ­ходимо развивать речевой слух, обогащать детей знания­ми и представлениями об окружающем мире и соо

Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка
Воспитание звуковой культуры — одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения. Из материалистического уче

Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве раз­витием речи детей. Целенаправленное обучение, использо­вание соответствующей методики с

Этапы обучения правильному звукопроизношению
. Обучение звукопроизношению осуществляется в соот­ветствии с этапами работы над звуками, принятыми в ло­гопедии. I этап— подготовительный,предпо

Методика обучения звукопроизношению на занятиях Четвертый год жизни
Содержание и методические приемы обучения опреде­ляются возрастными особенностями развития речи детей* На специальных занятиях развивают моторику речедвигательного аппарата, слуховое воспр

Пятый год жизни
Обучение осуществляется на занятиях и вне их. Специ­альные занятия проводятся один и даже два раза в месяц. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей. Отдельные упражнения — звуко

Формирование звуковой выразительности речи
Важным качеством детской речи является выразитель­ность. «Выразительность речи — умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мыс­ли и чувства; умение инто

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватнос

Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения
Одним из условий развития диалогической речи явля­ется организация речевой среды, взаимодействия взрос­лых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Основным методом формирования

Беседа как метод обучения диалогической речи
Беседа — это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выб­ранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педа­гогике как метод ознакомления с окружа

Приемы обучения рассказыванию
Средством обучения связной речи является рассказыва­ние детей. В трудах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, А. М. Бородич, Э. П. Коротковой, О. С. Уша

Пересказ литературных произведений
Пересказ— осмысленное воспроизведение литератур­ного текста в устной речи. Это — сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для о

Рассказывание по игрушкам
В основе высказываний детей об игрушках лежит непос­редственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательно­сти. Занятия с игрушками нося

Виды занятий по игрушкам.
1. Описание игрушки— связное последовательное описа­ние внешнего вида игрушки, иногда с добавлением лич­ного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображен

Рассказывание по картине
В основе рассказывания по картине лежит опосредован­ное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об обществен­ных и природных явлениях, но и воздей

Рассказывание из опыта
Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в основ­ном на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. В основе их лежит работа памяти и воссоздающего воображения. Это рас

Творческое рассказывание
Возможность развития творческой речевой деятельнос­ти возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у де­тей появляется достаточно большой запас знаний об окру­жающем мире, который может стать сод

Связные высказывания типа рассуждений
Методика обучения связным высказываниям типа рас­суждений практически не разработана. Рассуждение является наиболее сложным типом моно­логической речи и характеризуется использованием дост

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
Детская книга рассматривается как средство умствен­ного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоос­новой воспитания. По словам В. А. Су

Методика художественного чтения и рассказывания детям
Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях. Кратко остановимся на методах ознакомления с худо­жественной литературой.

Методика заучивания стихотворении
Вметодике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, озна­комление споэтическими произведениями, развитие уме­н

Построение занятия по заучиванию стихотворения.
Вначале занятия необходимо создать эмоциональный на­строй, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Поводится неболь­шая беседа, свя

Использование художественной литературы вне занятий
Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с

Сущность подготовки к обучению грамоте
Для определения сущности подготовки к обучению гра­моте следует прежде всего понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овла­дения чтением и письмом. Чтен

Ознакомление со словом
При формировании представлений о слове можно выде­лить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы. С термином «слово» дет

Ознакомление со словесным составом предложений
Особенности выделения дошкольниками слов из пред­ложения в условиях стихийного становления понятий о язы­ковых явлениях и специального обучения изучались С. Н. Карповой1. При стихийном ф

Ознакомление со слоговым строением слова
Первоначальное обучение чтению предполагает фор­мирование умения читать слогами (а не по буквам), т. е. освоение плавного слогового, позиционного чтения дос­тупных пониманию детей слов. В связи с э

Ознакомление со звуковым строением слова
В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специально­го наблюдения и анализа. Звуковая сторона речи рано становится предметом вни­мания

Подготовка к обучению письму
Для определения содержания и методики подготовки к обучению письму следует обратиться прежде всего к ха­рактеристике процесса овладения навыком письма. Этот процесс представляет собой слож