Руководства, Инструкции, Бланки

атанесян а. краткая инструкция для начинающего продюсера img-1

атанесян а. краткая инструкция для начинающего продюсера

Категория: Инструкции

Описание

Атанесян а. краткая инструкция для начинающего продюсера

/ продюсирование

О продюсерах вспоминают в связи с различными формами сценического и постановочного искусства: театра, кино, телевидения, радио, шоу-бизнеса, концертной деятельности, мюзиклов. И хотя специфика работы в каждой области своя, названия должностей и стоящий за ними набор профессиональных функций приблизительно одинаковы.

Итак, менеджер - это администратор. Человек, который управляет жизнедеятельностью реализуемого проекта, будь то спектакль или телепрограмма, кино или мюзикл. Он обеспечивает бесперебойную работу всех звеньев. Директор театра — это менеджер, и директор картины — тоже. Менеджер — наемный работник, он может не участвовать в процессе создания проекта, подключаясь на более поздней стадии.

Антрепренер — это просто предприниматель в сфере театрального искусства. И антреприза — это частное театральное предприятие, частный театр. Причем любой формы, в том числе и так называемый «репертуарный театр». Поэтому сочетание «частная антреприза» — это масло масляное. Ограничивать понятие антрепризы разовым театральным проектом тоже неправильно. И Московский художественный театр поначалу был антрепризой, хотя имел постоянную труппу.

Импресарио — еще один участник процесса. Его главная задача — продажа готового продукта. Он занимается прокатом, то есть находит помещение, договаривается об аренде, печатает и распространяет билеты и т.д.

И, наконец, наш герой. Настоящий Продюсер с большой буквы отличается от всех вышеперечисленных тем, что рождает идею. И уже потом начинает собирать деньги, людей и заставляет их работать на воплощение. Конечно, при этом продюсер не может не быть менеджером. Он должен думать о том, насколько его идея будет востребована, а это предполагает умение мыслить в категориях экономики.

При этом в продюсере изначально предполагается присутствие творческого начала. Иначе он не сможет поразить новизной художественного замысла. Он должен обладать вкусом, разбираться в тонкостях творческого процесса и уметь подбирать людей.

Главное заблуждение обывателей состоит в том, что продюсер вкладывает в дело собственные деньги. Чаще всего ситуация иная. Он привлекает деньги, договариваясь с меценатами, спонсорами, кредитодателями.

Театроведы считают, что первым русским продюсером стал Владимир Иванович Немирович-Данченко, потому что именно он был автором идеи нового театра. И, кстати, собственных денег у него часто не было. Или другой пример — Сергей Дягилев. Он задумал «Русские сезоны» в Париже и потом осуществлял их организацию.

Таким образом, продюсер прежде всего автор, создатель чего-то нового. И лишь на следующей стадии — менеджер, организатор, а в наших условиях иногда и режиссер, и импресарио, и даже исполнитель главной роли.

Продюсерами не рождаются

Ни один из продюсеров, где бы он ни работал — на телевидении, на эстраде или в театре, — не миновал этапа накопления опыта организационной работы. Для того чтобы суметь соединить в себе творческие и менеджерские качества, увлечь людей своей идеей, требуется и навык, и понимание процесса (кино, театра, музыки и т.д.), и связи, и просто жизненный опыт.

Однако без базовых знаний делать в этой профессии нечего. Поэтому нужно учиться.

Учебных заведений, предлагающих получить профессию продюсера, практически нет. Коммерческие институты и курсы, которые в одних стенах и одним составом преподавателей готовят журналистов, дизайнеров, актеров, моделей и продюсеров, мы в расчет не берем. Сюда имеет смысл обращаться тем, кто хочет слегка расширить кругозор или приобрести дополнительные к основной профессии знания.

Если же мысль стать продюсером достаточно серьезна и устойчива, нужно идти на факультет, готовящий менеджеров и управленцев в конкретной области. Это будет та самая база, на которой можно строить дальнейшую карьеру.

Менеджеров для работы в теле- и радиопроизводстве выпускает факультет менеджмента и продюсерского мастерства Гуманитарного института телевидения и радиовещания. Здесь изучают, помимо экономических, финансовых и организационных вопросов, тонкости телевизионного процесса, историю мирового телевидения и радио. Закончившие факультет, по замыслу, должны становиться организаторами телевизионных программ. Во время учебы студенты проектируют программы в творческих группах, проходят практику на центральных каналах.

Что касается организации театрального дела, то история здесь гораздо более богатая. Еще в 1931 году впервые в Европе появился в Москве директорский факультет при ГИТИСе, который стал учить театральных управленцев. Он просуществовал до 1939 года и вновь ожил в 1974 году, когда на театроведческом факультете появилось отделение планирования и организации театрального дела и соответствующая кафедра.

А с 1992 года в ГИТИСе работает первый и едва ли не единственный в стране факультет, специализирующийся на менеджменте сценических искусств. Он так и называется — продюсерский.

Декан факультета Александра Ярославовна Филиппова, профессиональный театровед, считает, что продюсер должен счастливо сочетать в себе многие качества: серьезную теоретическую подготовку, творческое чутье, способность генерировать идеи. Естественно, рассчитывать, что за пять лет обучения, пусть даже в самом лучшем вузе, можно постичь все тонкости этой профессии, наивно. Слишком многое зависит от стечения обстоятельств и сугубо личных свойств. Поэтому в ГИТИСе предпочитают говорить о том, что готовят хороших управленцев: менеджеров, администраторов, директоров театров. Между прочим, практически во всех театрах Москвы административные (и весьма высокие) должности занимают выпускники факультета. И лишь некоторые, имея довольно большой опыт организаторской работы, вышли «в свободное плавание». Как, например, знаменитый Давид Яковлевич Смелянский, один из первых и наиболее удачливых наших театральных продюсеров, защитивший не так давно диссертацию на тему «Продюсер в театральном процессе России»; Евгений Болдин (театр песни Аллы Пугачевой — во многом его заслуга), Александр Достман (учредитель и президент культурного фонда «Артэс»).

А некоторые из выпускников факультета работают в финансовых, планово-экономических отделах театров и учреждений исполнительной историей, с традициями и особенностями русского и мирового искусства.

Поэтому первые два года студенты изучают в основном искусствоведческие дисциплины, историю, философию, эстетику. Затем к ним прибавляется экономика, бухучет, социология искусства, планирование творческого процесса, право и т.д. Каждый год студенты отправляются на месячную практику в один из театров, а на четвертом курсе обязательно проходят полугодовую стажировку в театрально-концертных организациях. Приезжают читать лекции преподаватели и практики из Америки, Канады, Великобритании.

Конкурс на продюсерский факультет стабильный: 4-5 человек на место.

Александра Ярославовна говорит о том, что многие поначалу не представляют, насколько работа продюсера трудна. Нужно много ездить и по стране, и по миру, решать финансовые проблемы, разбирать запутанные актерские конфликты, улаживать юридические сложности, не спать сутками и все время быть на пределе. Те абитуриенты, которые после окончания института представляют себя в шикарных машинах или осыпанными цветами после премьеры, порой бывают жестоко разочарованы. Потому что продюсеры и менеджеры, особенно театральные, должны работать много лет, чтобы обрести эти внешние признаки успеха. При правильной организации труд продюсеров невидим, а имена невидимы. Поэтому истинные профессионалы этого дела всегда спокойно и без вызова одеты, пунктуальны, трезвы (что выделяет их из театральной тусовки), обязательны — и при этом обладают безупречным творческим вкусом.

Современные технологии продюсирования

На современном этапе развития общества телевидение стало одним из важнейших средств воздействия на развитие личности, намного превзойдя по эффективности все другие средства массовой информации.

Телевидение - это главный поставщик текущих событий и одновременно главное домашнее зрелище нашего времени. Соответственно между телеканалами обостряется конкурентная борьба за зрителя, вследствие чего продюсеры постоянно находятся в поиске оригинальных идей и форматов (готовые формы телепередач, снимаемые в определенных условиях по определенному сценарию, которые затем продаются для адаптации на зарубежные рынки, например, телевизионная игра «Последний герой» или телесериал «Моя прекрасная няня»).

Источником поиска оригинальных идей для продюсера могут служить заголовки газет, книги, описанные в журналах или случайно услышанные истории из реальной жизни и т.д. Правда, в погоне за рейтингом некоторые продюсеры не ищут настоящих героев, а приглашают в студию актеров, которые рассказывают заранее подготовленные истории, а массовому зрителю становиться даже неважно реальные они или вымышленные, как, например, в программе Дмитрия Нагиева «Окна».

Одним из первых, кому удалось воплотить в жизнь идею ток-шоу, где приглашенные гости обсуждали бы повседневные бытовые проблемы, был Валерий Комиссаров. У его программы «Моя семья» был свой постоянный зритель, и в этом нет доли удачи, здесь сработал точный продюсерский расчет. Сегодня «Моя семья» - это торговый бренд, на котором владельцы зарабатывают деньги, выпуская различные товары под данной маркой. Это доходный бизнес, и аналогов этому примеру в России, к сожалению, пока очень мало, хотя продажа сопутствующих товаров может приносить огромные прибыли во всем мире.

Заработать можно, например, выпустив сценарий в литературной обработке - это, так называемая, новеллизация. Достаточно вспомнить с каким ажиотажем любители телесериалов скупали книгу «Моя вторая мама», чтобы только узнать, чем закончится телевизионная эпопея. Также популярны компьютерные игры на основе телепередач («Поле чудес». ) и телесериалов («Икс-файле». ).

Среди отечественных продюсеров выделялся Влад Листьев, который обладал очень ценной для данной профессии способностью генерировать идеи и трансформировать зарубежные форматы под российского зрителя. Примером может служить многолетний успех программы «Поле Чудес». Ему так же принадлежала идея сделать в России шоу с большим материальным выигрышем по западному образцу: до сих пор у нас с успехом идет телепередача «Кто хочет стать миллионером?».

Основной целью продюсеров российской «Фабрики звезд» изначально была только организация рейтингового телевизионного шоу. Однако со временем за счет поддержки Первого канала юные артисты потеснили с музыкальных площадок даже звезд отечественного шоу-бизнеса, а канал продолжает до сих пор получать с проекта большие дивиденды.

Однако не все так просто, не каждую идею можно насадить в чужую почву. При выборе идеи нужно обязательно учитывать национальную специфику зрительской аудитории, где будет транслироваться программа. Возьмем, к примеру, небезызвестную программу «Магазин на диване», где при покупке обещают подарок или скидку. Программы такого типа пользуются большой популярностью в Америке, там даже есть целые «шопинг-каналы». Американцы привыкли к так называемой системе скидок, поэтому ждут сезонных распродаж. Этот интерес стимулирует производство программ такого типа. В России люди еще не привыкли к тому, что им делают подарки или дают скидку, они, как правило, не доверяют такого рода информации.

Следует отметить, что среди отечественных телевизионных проектов тоже существуют оригинальные форматы, способные составить конкуренцию зарубежным телепередачам не только внутри страны, но и за ее пределами. Это такие программы, как: «КВН» - за свою почти 45-летнюю историю формат игры несколько изменился в сторону преобладания юмора над смекалкой, что сделало ее более привлекательной для массового зрителя; «Золотой граммофон», где в прямом эфире идет голосование, а музыкальные номера сделаны так, что воспринимаются как клип. Известен тот факт, что данный формат хотела приобрести британская корпорация ВВС.

Общий успех проекта как мозаика складывается из многих составляющих. Интересная идея, даже подкрепленная прочной финансовой базой еще не обеспечивает безусловный зрительский интерес. История провальных проектов на телевидении не менее богата, чем история успехов. Примером неудачи может служить программа «Золотая лихорадка». Казалось бы, хорошая идея, большой материальный выигрыш, интересные вопросы, но проект провалился. Успех телевизионной программы во многом зависит и от ведущего. Леониду Ярмольнику роль ведущего в этой телепередаче не удалась.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что продюсерам необходимо продумать механизм предварительной оценки всех идей, чтобы как можно раньше определить потенциально перспективные и не тратить время на разработку сомнительных проектов, так как процесс создания телевизионной программы на каждом последующем этапе производства требует все больше средств и ресурсов. Главное, чтобы продюсер был уверен в актуальности выбранной темы. Рынок находится в постоянном движении, и от того, насколько правильно продюсер выберет идею, зависит коммерческое будущее проекта, нужно быть уверенным, что выбранная тема заинтересует зрителя к моменту выхода программы на экраны. Подробнее к вопросу оценки проектов на стадии идеи мы вернемся в третьей главе нашей работы.

Каждый год ГИТИС выпускает около 20 молодых людей и девушек, у которых в дипломе написано слово «продюсер». Кем они станут в дальнейшем, не знает никто.

Кстати. Есть интересная концепция развития театрального процесса в России. Согласно ей, XIX век был веком актерского театра. Тогда зрители ходили «на имя» и спектакли были памятны тем, что в них сыграл такой-то или такая-то. XX век поставил во главу угла режиссера, и появился режиссерский театр. Ходили «на Мейерхольда, Таирова», потом «на Товстоногова, Захарова» и т. д.

А XXI век, скорее всего, будет веком продюсерского театра, то есть значимость продюсера будет возрастать, становясь решающей. Именно этот человек отбирает пьесу, приглашает режиссера, актеров, привлекает деньги, а значит, от него зависит либо успех, либо провал.

Теория эта не всем нравится. Слишком многое в ней удручает ценителей русского классического театра и кинематографа. Но почти все они признают, что все к этому идет.

Значит, несмотря на нервность и сложность профессии, быть продюсером в нашей стране можно и нужно. Если только отдавать себе во всем отчет и ничего не бояться.

Ведущие продюсеры пользуются огромным уважением.

Видео

Другие статьи

Александр Атанесян - Курсы

Российский продюсер телевизионных и художественных фильмов, режиссер и сценарист, член правления Ассоциации Кинопродюсеров России и Российской академии киноискусств «Ника». Проработав на посту генерального продюсера кинофестиваля «Кинотавр», а после — генерального директора кинокомпании «Ангел-фильм», решил заниматься независимым кинопродюсированием и режиссурой, поддерживая художественное и анимационное кино, находящееся в диалоге со зрителем. В 2004 году вышла в свет книга «Краткая инструкция для начинающего продюсера», ставшая первым систематическим изложением основ продюсерской профессии.

15 февраля 2017 — 16 мая 2017

Мастерская продюсирования Киношкола Александра Митты

Киностудия «Амедиа» ул. Новоостаповская, 5, стр.3

6 февраля 2017 — 7 апреля 2017

Сценарная мастерская Киношкола Александра Митты

Киностудия «Амедиа» ул. Новоостаповская, 5, стр.3

8 сентября — 8 декабря

Мастерская продюсирования Киношкола Александра Митты

Библиотека киноискусства им. С.М. Эйзенштейна ул. Каретный ряд, 5/10

Начало курса по мере набора группы

Продюсирование фильмов от категории «В» до класса «А» Киношкола Александра Митты

Sunlight Studio ул. Электрозаводская, 21

2 октября 2013 — 6 октября 2013

Образовательный кампус независимого кинопроизводства PARTIZAN Фестиваль «2morrow / Завтра»

Виртуальная справочная служба Корпорации универсальных научных библиотек

Просмотр запроса № 16718 № 16718 | распечатать | оцените ответ | комментарий для библиографа |

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПРОДЮСЕРА НОВОСТНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГТРК «ЮЖНЫЙ УРАЛ»)

Ответ: Здравствуйте. Предлагаем по Вашей теме краткий список (источники: ЭК ЧОУНБ, РГБ; поисковые системы: Yandex, Google; портал Арбикон):
1. Атанесян А. Краткая инструкция для начинающего продюсера / А. Атанесян. - М. Изд-во УНЦ ДО, 2004. - 130 с.
2. Демидова Е. [В чем для Вас заключается работа продюсера]. [интервью с Екатериной Демидовой] [Электронный ресурс] // Челябинский государственный университет. [сайт]. - Челябинск, 2013. - URL: csu.ru/files/jour/Екатерина_Демидова.doc (23.05.2013)
3. Зверева Н. В. Школа тележурналиста / Н. В. Зверева. - Н. Новгород. Изд. дом Минакова, 2009. - 272 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rulit.net/books/shkola-telezhurnalista-read-196464-1.html (23.05.2013)
4. Зверева Н. Деньги - сюжет - товар - деньги [Электронный ресурс] // PUBLICITI.RU. [сайт]. - [Б. м. б. и.], 2004. - URL: http://www.publiciti.ru/technology/dengi-syuzhet-tovar-dengi (23.05.2013)
5. Зверева Н. В. Специфика деятельности регионального тележурналиста. дис. канд. филол. наук. 10.01.10 / Зверева Нина Витальевна. - М. 2002. - 173 с. ; Оглавление; Введение; Заключение; Список лит. к дис. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/content/spetsifika-deyatelnosti-regionalnogo-telezhurnalista (23.05.2013)
6. Князев А. Основы телевизионной журналистики и телерепортажа. учеб. пособие / Александр Князев. - Бишкек. КРСУ, 2001. - Из содерж. Глава 2. ЖУРНАЛИСТСКИЕ ПРОФЕССИИ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.evartist.narod.ru/text1/09.htm (23.05.2013)
7. Ксинопуло М. П. Телевизионное продюсирование и тенденции его развития в современных условиях. дис. канд. экон. наук. 08.00.05 / Ксинопуло Мария Павловна. - М. 2006. - 149 с. ; Оглавление; Введение; Заключение; Список лит. к дис. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissercat.com/content/televizionnoe-prodyusirovanie-i-tendentsii-ego-razvitiya-v-sovremennykh-usloviyakh (23.05.2013)
8. Мастерство продюсера кино и телевидения. учебник / под. ред. П. К. Огурчикова, В. В. Падейского, В. И. Сидоренко. - М. Юнити-Дана, 2008. - Содержание ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.knigafund.ru/books/149304 (23.05.2013)
9. Медведев В. Регион полномочий Татьяны Абдульмановой [Электронный ресурс] // АртПарк. [сайт]. - [Б. м. б. и.], 2009-2013. - URL: http://www.artpark.ru/stat/381/ (23.05.2013)
10. Основы продюсерства = Foundations of producership. учеб. для студентов вузов по специальностям в обл. кино и телевидения / [В. В. Арсеньев, И. Д. Барский, А. Л. Богданов и др.] ; под ред. Г. П. Иванова и др. - М. ЮНИТИ-Дана, 2003. - 719 c.
11. Профессия - продюсер кино и телевидения. практ. подходы. учебник / Всерос. гос. ун-т кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК) ; под ред. В. И. Сидоренко, П. К. Огурчикова. - М. Юнити, 2010. - 711 с.
12. Сумская А. С. Феномен продюсирования. взгляд из региона // ЗНАК. проблемное поле медиаобразования. - 2010. - № 2 (6). - С. 23-26 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://mediaznak.ucoz.ru/arhiv/2010_2_6.pdf (23.05.2013)
13. Суровая Т. В. Специфика продюсирования регионального информационного вещания [Электронный ресурс] // Вестн. электрон. и печатных СМИ. - [Б. г.]. - № 7. - URL: http://www.ipk.ru/index.php?id=1587 (23.05.2013)
14. Таранова В. А. Структура и принципы организации регионального вещания. на примере телевидения Сибир. федер. округа. автореф. дис. канд. филол. наук. 10.01.10 / Таранова Василиса Алексеевна ; [место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - М. 2012. - 17 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dissers.ru/1filologiya/struktura-principi-organizacii-regionalnogo-veschaniya-na-primere-televideniya-sibir. (23.05.2013)
15. Телевизионная журналистика. учебник / под ред. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровской. - М. Высш. шк. 2002. - Из содерж. Глава 9. ЖУРНАЛИСТСКИЕ ПРОФЕССИИ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://evartist.narod.ru/text6/23.htm (23.05.2013)
16. Черномыс О. Продюсер: человек-оркестр [Электронный ресурс] // Гуманитарные технологии. центр тестирования и развития. [сайт]. - М. 1996-2013. - URL: http://www.proforientator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=169:2009-12-04-14-25-19&catid=21. (23.05.2013)
Для подбора литературу по вопросам работы ГТРК «ЮЖНЫЙ УРАЛ» рекомендуем обратиться в ЧОУНБ отдел Краеведение.

[Челябинская областная универсальная научная библиотека]

Я хочу стать кинопродюсером — что дальше?

Я хочу стать кинопродюсером — что дальше? Несмотря на то что кинопродюсер — профессия творческая, продюсер — это в первую очередь предприниматель, у которого должен быть талант находить оригинальный материал, интересный не только ему самому, но и зрителю, и умение заставить инвестора в этот материал поверить. Продюсер — это вдумчивый слушатель, человек, который понимает всё лучше остальных. Он разбирается не только в экономической стороне вопроса, но и в технических деталях процесса. На каждом этапе своей работы, начиная от поиска сценария и заканчивая организацией постпродакшена, он сталкивается с рядом проблем и всю ответственность за их решение берёт на себя. Look At Me уже писал о том, кто такие продюсеры и почему их работа так важна для киноиндустрии, на этот раз представители профессии делятся своим опытом и рассказывают, какими качествами важно обладать будущему кинопродюсеру, где учиться и какие фильмы смотреть. Где учиться

Георгий Малков

Куратор факультета «Продюсирование» Moscow Film School, продюсер компании Enjoy Movies

«Прежде, чем посвящать свою жизнь кинопродюсированию, решите, действительно ли это для вас жизненно необходимо. Первым делом изучите все технологические аспекты кинопроизводства: прочтите книги по теме (в идеале американские), поработайте на площадке, изучите процесс постпродакшена. Дальше уже вопрос предпринимательского таланта — либо он есть, либо его нет. Понять, есть ли у вас такой талант, можно на проектах в любых областях. Продюсирование — это готовность брать на себя ответственность за всё происходящее и умение вовремя принимать решения.

Набирая свой курс, я поставил задачу перед людьми в комиссии: берите тех, кто сделал до этого хотя бы один успешный проект в любой сфере. Такой проект, в котором абитуриент всё сделал сам, — от идеи до реализации. Часто отличные идеи никуда не движутся. Человек, решивший заняться кинопродюсированием, обязан уметь находить возможности свои идеи реализовывать и получать результат, будь то финансовый доход, карьерный рост или массовое привлечение внимания.

Мы делаем кино не для себя, а для зрителя. У меня изначально было романтическое представление о кино, но потом к этому романтизму, благодаря моему опыту в других индустриях, прибавился здоровый прагматизм. Я понял, что любой производимый человеком товар, будь то продукты питания или фильм, должен быть ориентирован на потребителя. Такая идеология не очень популярна среди наших кинематографистов — они предпочитают делать то, что им интересно, но часто это не совпадает с тем, что интересно большинству людей в стране. Они обитают в замкнутой «тусовке», общаются друг с другом и часто думают, что их диалоги отображают происходящее в обществе, что темы, которые интересны им, интересны и всем остальным. Не всегда это так.

В кино важно понимать, что у тебя всегда есть ограничения по времени и финансам. Продюсер должен здраво оценивать свои возможности — сможет ли он реализовать свою первоначальную задумку в запланированном качестве с теми ресурсами, что у него есть. Всегда надо просчитывать, чего можно добиться с определённым режиссёром и определёнными актёрами. Для этого начинающий продюсер должен проанализировать рынок, изучить статистику последних лет по выходившим российским фильмам. Понять, какие жанры собирают больше всего зрителей, какие актёры снимаются в самых успешных фильмах, какие у этих фильмов плакаты и трейлеры. Найти причины, по которым тот или иной русский фильм стал успешным или, наоборот, потерпел неудачу. Странно начинать заниматься продюсированием, если ты даже не знаешь, что такое «КиноПоиск».

Несложно найти людей, готовых вложиться в кино.Вопрос в другом — убедить этих людей дать деньги именно тебе

Главная проблема новичков в том, что они считают, будто сразу начнут всё делать правильно, и не пытаются понять, какие ошибки их коллеги сделали прежде, чем прийти к успеху. Если успешными считаются фильмы, которые без поддержки «Первого» канала или канала «Россия» собирают 8–10 млн, не надо думать, что твой фильм соберёт больше. Будьте реалистами — закладывайте консервативный прогноз проката в 5–6 млн (этих результатов достигнуть тоже не просто). Отталкиваясь от этих цифр, надо задать себе вопрос: «знаю ли я, как сделать кино, которое соберёт такую сумму и при этом будет недорогим в производстве». Ответив на него положительно, можно идти к инвесторам. Если у вас на руках есть проект, в котором вы уверены, деньги найдутся. Сегодня все кинокомпании на российском рынке заинтересованы в хорошо подготовленных, в том числе в экономическом плане, проектах. Несложно найти людей, готовых вложиться в кино. Вопрос в другом — убедить этих людей дать деньги именно тебе. Для этого нужно не только верить в свой проект, но и иметь аргументы, доказывающие, что проект «выстрелит».

Отправляться на встречи с «акулами индустрии» стоит только после того, как прошёл часть пути самостоятельно, набрался опыта и приобрёл уверенность в том, что делаешь, иначе некоторые профессионалы просто задавят своим авторитетом и не дадут возможности иметь своё собственное мнение.

Конечно, кроме всего перечисленного, важны и жизненная позиция будущего кинопродюсера, и его энергетика и харизма».

Что читать

Дмитрий Рудовский

Генеральный директор «Арт Пикчерс Студии»

«Для начала купите учебники по кино, любые, первые попавшиеся. Купите и начинайте читать. Книги помогут сформировать представление о киноиндустрии, а дальше просто берёшь и делаешь. Получив теоретический опыт, идите и проверяйте его на практике — так опыт быстро накопится. Главное, не сидеть на месте со своими знаниями. Только через постоянный тренинг можно получить навыки.

Человек, решивший заняться продюсированием, должен обладать широким кругозором, любопытством, тягой к новому, работоспособностью, умением руководить коллективом — это основное. Продюсер сталкивается с массой проблем: дефицитом идей, свободных средств, дистрибьюторов на рынке. Проблемы есть на каждом этапе работы, поэтому надо уметь с ними справляться. Конечно, многие необходимые качества в себе можно развить, но и без врождённого таланта здесь не обойтись. Нельзя рассказать, как научиться находить инвесторов и как убедить их вложить деньги в твой фильм. Кому-то это дано, а кому-то — нет. У кого-то есть предпринимательский талант, а у кого-то его нет.

Продюсеру важно быть яркой индивидуальностью, желательно с опытом за плечами. Я мало видел молодых продюсеров, у которых всё получается, успехи приходят со временем. Я в своей жизни был слесарем-механиком, студентом, военным переводчиком, журналистом, редактором, режиссёром, сценаристом, директором по развитию корпоративной культуры в нефтяной компании. Этот опыт сыграл огромную роль в моей карьере продюсера.

Отношения с метрами киноиндустрии надо выстраивать — это даст дополнительные знания

Хорошо быть коммуникативным — экстравертам продюсирование даётся проще, хотя, конечно, есть примеры, когда люди более замкнутые тоже добиваются успеха. Самый яркий пример — Сергей Сельянов. Он выдающийся продюсер, но при этом нельзя сказать, что очень разговорчивый и «со всеми в обнимку».

Есть и ещё один важный аспект для новичков — им стоит познакомиться с профессионалами. Отношения с метрами киноиндустрии надо выстраивать — это даст дополнительные знания, возможность перенять чужой опыт, да и вообще это важная часть работы. Чтобы наладить отношения с уже успешными кинопродюсерами, их надо хвалить, угощать алкогольными напитками, приглашать на организованные вами хепенинги и мероприятия, удивлять интересными сценариями, предлагать побыть их интернами без зарплаты месяцев шесть–семь. Втираться в доверие можно всеми возможными способами».

Полезные ссылки

Сабина Еремеева

Генеральный директор студии «Слон»

«Профессия продюсера не обещает финансово стабильной и безоблачной жизни. Единственная причина, по которой стоит начинать заниматься кинопродюсированием, — это безумная любовь к кино. Фильмы надо смотреть все подряд, всех жанров и направлений, пытаться понять каждый. Не надо выбирать только авторское кино или только коммерческие ленты, сериалами тоже гнушаться не стоит. Разнообразие поможет найти свой почерк и своё лицо, понять, что тебе близко. Такая «насмотренность» развивает вкус — без хорошего вкуса в кино делать нечего. Хороший вкус рождает хорошее кино.

Важна так же и образованность: надо знать не только историю кино, но и литературу, театр, музыку, — искусство вообще, и даже моду. Продюсер должен быть человеком с культурным багажом.

Если говорить о личных качествах, то хороший продюсер обладает интуицией, способностью слышать собеседника и аккумулировать талантливых людей вокруг себя, доставать из них всё, что только возможно. Никуда и без умения обаять, убедить кого-то дать тебе первые деньги на фильм. Хотя иногда достаточно иметь богатых родителей — это тоже вариант для старта, и я не считаю, что он самый плохой.

Кино — вещь рациональная. но успех зачастую происходит за счёт ошибок и иррациональности

К счастью, сегодня, для того чтобы спродюсировать и снять фильм, на старте можно потратить минимальное количество денег. На первом фильме можно всех уговорить работать бесплатно, камеру одолжить у знакомых, напроситься к кому-то сделать звук. Тут преимущество даёт учеба в профильном вузе. Любая киношкола, какой бы она ни была, предлагает не столько узкие профессиональные навыки, сколько погружение в среду. Момент попадания в среду и поиска товарищей и соратников, с которыми ты начинаешь делать свой первый фильм, — чуть ли не самый важный. Мой первый фильм был дебютным как для меня, так и для режиссёра Александра Велединского — короткометражка называлась «Ты да я да мы с тобой». Саша учился на высших режиссёрских курсах, а я на экономическом факультете ВГИКа, мы жили в одном общежитии и как-то познакомились. Однажды он дал мне свой сценарий, а через три года я внезапно позвонила ему и сказала «давай снимать, появилась возможность!». Дмитрию Пиорунскому очень понравился сценарий, он поверил в нас и профинансировал фильм. Дальше на постпродакшен деньги выделило Министерство культуры. Мы поехали в Канны, получили много призов на различных фестивалях. Мне на тот момент было 24 года.

Мне кажется, успех в кино не связан с возрастом. Опыт, несомненно, даёт большое преимущество, но, с другой стороны, энергия первого фильма даёт неожиданный результат. Ты ещё не знаешь, как надо, и делаешь так, как тебе кажется правильным. Кино — вещь рациональная, но успех зачастую происходит за счёт ошибок и иррациональности. Начинать лучше молодым — больше задора, энергии и веры в жизнь».

Читайте также