Руководства, Инструкции, Бланки

стили руководства и их проявление в управлении образовательными системами img-1

стили руководства и их проявление в управлении образовательными системами

Категория: Руководства

Описание

Стиль и методы руководства коллективом

Стиль и методы руководства коллективом

Методами руководства называются принятые в обществе на данном этапе его развития законные способы воздействия руководителей на подчиненных им людей с целью побуждения их к определенным действиям. Наиболее известные из методов руководства — это административные, экономические, правовые, морально-психологические. При использовании административных методов акцент ставится на имеющейся у руководителя официальной или неофициальной власти над людьми. Преобладание в руководстве экономических методов характеризуется широким применением материальных стимулов. Правовые методы воздействия связаны со знанием и использованием Руководителем законов в обращении с людьми. Морально-психологические — это средства воздействия, характеризующиеся непосредственным обращением руководителя к нравственности, совести, порядочности, морали, чувству долга, сострадания и т. п.

Еще сравнительно недавно в нашей стране, господствовала административно-командная система управления, характеризующаяся Широким применением на практике административных, силовых методов воздействия на людей. Сейчас на смену им пришли методы гномического и правового воздействия, и можно надеяться, что в скором времени к ним присоединятся, станут столь же привычными для нас методы морально-психологического стимулирования.

Методы и стиль руководства связаны друг с другом и относительно независимы друг от друга. Их взаимосвязь выражается в том, что доминирование в обществе одного из методов руководства сопровождается, как правило, преобладанием близкого к нему по существу стиля руководства. Например, при административно-командной системе предпочтение отдается авторитарному, или директивному, стилю руководства. В условиях господства экономических и правовых методов на первый план выступает демократичный стиль руководства.

Иногда стиль руководства понимают как индивидуально своеобразное применение руководителем разных стилей руководства, и это подчеркивает их относительную независимость. Обращение, например, к авторитарному стилю руководства не есть непременный признак возврата к административно-командной системе. Проблема поиска и выбора оптимального стиля руководства педагогическим коллективом не решается путем простого предпочтения какого-либо из стилей руководства перед остальными.

Существуют три аспекта практической оценки характера какого-либо конкретного стиля руководства: авторитарность, демократичность и либеральность. Соответствующие аспекты можно усмотреть в действиях любого руководителя, если их прослеживать в течение достаточно длительного периода времени. По доминированию одного из этих аспектов практические стили руководства соответственно обозначают как авторитарный, демократичный или либеральный. Определения каждого из них уже были раскрыты в первой книге учебника, поэтому мы остановимся только на вопросе о том, каким должен быть стиль руководства педагогическим коллективом.

Каждый из трех названных аспектов стиля руководства имеет свои достоинства и недостатки. Авторитарность. например, позволяет поддерживать в коллективе порядок и дисциплину. Нередко она обеспечивает слаженную и успешную работу коллектива в экстремальных условиях, при наличии конфликтов и недостаточной опытности членов коллектива в профессиональном и межличностном планах (установление друг с другом нормальных деловых и личных отношений). Вместе с тем авторитарность в действиях руководителя, особенно когда ему доверено возглавлять педагогический коллектив, является весьма нежелательной с точки зрения возможных отрицательных последствий применения данного стиля руководства. При авторитарном руководителе подавляется индивидуальность педагога, сдерживается проявление инициативы и самостоятельности, существенно снижается творческая — учебная и воспитательная — отдача в педагогической деятельности. Авторитарный стиль руководства в педагогическом плане имеет больше недостатков, чем достоинств, и к нему необходимо обращаться только в исключительных случаях. Однако совершенно избавиться от элементов авторитарности тоже, по-видимому, невозможно, особенно в тех случаях, которые касаются руководства делами в школе или в каком-либо ином учебно-воспитательном учреждении. Время от времени в любом коллективе, в том числе в педагогическом, могут возникать ситуации, требующие наведения дисциплины и порядка.

В целом же демократичность в действиях руководителя выглядит гораздо более привлекательной, чем авторитарность. Демократичный стиль руководства создает наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания детей и для самосовершенствования деятельности педагога. Люди, работающие в демократично руководимом коллективе, чувствуют себя гораздо более удовлетворенными, а межличностные противоречия и конфликты, возникающие между ними, как правило, легко и быстро разрешаются. Демократичность отношений между педагогами обычно переносится и на учащихся. Их взаимоотношения с учителями, сверстниками и родителями также становятся более демократичными, и от этого несомненно выигрывает весь учебно-воспитательный процесс. Демократичный стиль руководства способствует нахождению эффективного решения многих сложных проблем, возникающих перед педагогическими коллективами, препятствующих проявлениям некомпетентности, своеволия, волюнтаризма, других отрицательных тенденций со стороны руководителя. Эти тенденции нигде не могут принести такого большого вреда, как в области воспитания и обучения детей.

У демократичного стиля руководства педагогическим коллективом при всех его достоинствах есть и некоторые недостатки. Одним из них являются большие потери времени, затрачиваемого на обсуждение разных точек зрения, на межличностное общение на темы, напрямую не связанные с основным содержанием деятельности коллектива. Демократичный стиль руководства педагогическим коллективом можно рекомендовать в большинстве случаев жизни, но далеко не всегда. Иногда есть смысл, имея в виду достоинства авторитарного стиля руководства, временно заменить им демократичный стиль руководства.

Либеральный стиль для педагогического коллектива, пожалуй, больше подходит, чем для многих других коллективов, и главная его педагогическая ценность состоит в том, что данный стиль руководства предоставляет максимум творческой самостоятельности Членам коллектива. Но у него имеется существенный недостаток: при этом стиле руководства отсутствуют порядок и дисциплина в коллективе, поэтому на практике либеральный стиль руководства желательно сочетать с некоторыми временными и к месту используемыми авторитарными тенденциями.

Другие статьи

Методы, стили и формы управления педагогическими системами - Студопедия

Методы, стили и формы управления педагогическими системами

Где темен стиль, там царствует заблуждение.

Любая деятельность, в том числе и управленческая, реализуется посредством комплекса специфических методов. Методы управления — это способы взаимодействия субъекта управления (администрации, управляющей подсистемы) с субъект-объектами управления для достижения намеченных целей управления.

В педагогической теории различают методы управления и методы руководства. Методы управления нацелены на управляемый объект — саму систему или ее подсистему, методы руководства — на конкретных исполнителей, осуществляющих определенные функции и имеющих индивидуальные особенности.

В педагогической литературе представлены разные подходы к классификации методов управления.

В типологии методов и стилей управления Д.П. Кайдалов, Е.М. Суименко выделяют несколько подходов к их определению:

- по сущности воздействующего на человека фактора: экономические, организационно-распорядительные (административные), социально-психологические методы (соответственно прагматический, административный и морализаторский стили);

- по характеру цели: деловой и бюрократический методы и стили;

- по способам воздействия (формальному и неформальному): директивный (формалистический), товарищеский (авторитетный) и попустительский;

- по степени проявления единоличного и коллегиального способов воздействия: автократический (авторитарный, воле-

вой), демократический и пассивный (либеральный) методы и стили.

Выделяются три группы методов внутришкольного управления в такой последовательности: социально-психологические, организационно-распорядительные и экономические.

Социально-психологические методы — это методы управле­ния социально-массовыми процессами, базирующиеся на информационном обеспечении. К этой группе относят также методы управления коллективами и группами (оценка индивидуальных качеств работников, выработка ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств). Кроме того, выделяют методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами и методы управления индивидуально-личностным поведением.

Экономические методы являются методами материальной мотивации, реализующимися в виде материального вознаграждения в соответствии с количеством и качеством труда или материальных санкций за недолжное его выполнение.

Организационно-распорядительные методы — это методы прямого централизованного воздействия на управляемый объект. Формы их проявления — приказы, планы, инструкции, распоряжения и т.п. Использование распорядительных форм и методов связано с необходимостью выполнения управленческих за­дач, поддержанием устойчивости организационных связей в системе управления.

В этой группе методов находятся создаваемая документация и материалы, обеспечивающие реализацию всех видов функциональных действий. Важным аспектом организации является распределение прав, обязанностей и ответственности каждого субъекта управления в соответствии с его должностным положением и местом в организационной структуре.

Одним из видов распорядительных форм и методов управления являются административные формы и методы. Это мето­ды властной мотивации, основанные на подчинении закону, правопорядку, старшему должностному лицу и имеющие обязательный характер. Административные формы и методы воздействия необходимы для защиты интересов общества, коллектива, человека; с их помощью реализуются права и обязанности руководителей, осуществляется их взаимодействие с подчиненными, поддерживается трудовая дисциплина, обеспечиваются условия выполнения работниками своих обязанностей.

Эффективное использование вышеперечисленных методов воздействия предполагает наличие четкой структуры управления образовательным учреждением (ОУ), определение функций, прав и обязанностей его подразделений и каждого должностного лица; знание каждым работником ОУ своих служебных обязанностей; наличие тщательно подготовленных планов работы ОУ, отработанной процедуры принятия и реализации

решений; соответствие используемых методов управления задачам, стоящим перед ОУ, и конкретной обстановке, сложившейся в нем.

Стиль руководства выражается в том, как руководитель действует, какими способами он решает стоящие перед ним задачи. Принятый стиль создает и воспроизводит в коллективе особую атмосферу и порождает свой этикет, определенный тип поведения и взаимоотношений.

Существует несколько концепций стиля руководства.

Основателем одной из концепций является профессор Мичиганского университета Д. Макгрегор (1909 — 1964). Он разработал теорию, состоящую из двух частей:

теории «Л», описывающей руководство с опорой на методы принуждения и поощрения;

теории «У», в которой основное внимание уделяется созданию условий, благоприятствующих стимулированию работников, предоставлению им возможностей для максимального проявления инициативы, изобретательности и самостоятельности. В рамках этой теории выделяются три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль управления характеризуется чрезмерной централизацией власти, преувеличением роли административно-правовых методов в управлении, единоличным решением большинства вопросов деятельности коллектива, сознательным ограничением контактов, сохранением дистанции с подчиненными. Руководитель, которому присущ авторитарный стиль управления, стремится концентрировать власть в своих руках. Он рассматривает работников только как подчиненных, исполнителей, не проявляет о них должной заботы, берет на себя всю полноту ответственности за результаты, оставляет за собой решающее слово в любом вопросе, всегда принимает решение сам, не советуясь с подчиненными, навязывая им свою волю и не давая возможности проявить инициативу.

Демократический стиль управления есть оптимальное для конкретных условий сочетание централизма и децентрализации, требовательности сверху и снизу, при котором субъекты деятельности одновременно являются субъектами управления в пределах их возможностей. Руководитель, которому присущ демократический стиль управления, принимает решения также сам, но вырабатывает их совместно с подчиненными, привлекая их к руководству деятельностью коллектива, поручая им те или иные участки и делегируя необходимые для этого полномочия.

Либеральный стиль управления характеризуется безвластием, устранением руководителя от исполнения управленческих функ­ций, отсутствием властных требований к подчиненным. Либе-

ральный руководитель склонен в максимальной степени делегировать ответственность другим; учитывать их мнения при принятии решений, а часто и идти у них на поводу; предоставлять исполнителям свободу, граничащую с невниманием и попустительством.

Согласно современным взглядам на деятельность руководителя ни один из стилей управления не является самым эффективным во всех случаях. Эффективно гибкое, ситуационное руководство. В зависимости от решаемых коллективом задач и условий деятельности наиболее эффективным может оказаться любой из трех стилей руководства.

Так, авторитарный стиль эффективен при низком уровне развития коллектива, а также когда существует критическая ситуация, требуются быстрое принятие и реализация решения. Демократический стиль управления эффективен в сложившихся, зрелых коллективах. В таких педагогических коллективах люди способны реализовать себя как субъектов деятельности ОУ. Либе­ральный стиль оптимален в коллективах, также находящихся на высоком уровне развития и способных к самоуправлению. В таких коллективах создана творческая атмосфера и исполнители могут самостоятельно ставить задачи и определять способы их решения.

Таким образом, руководитель должен уметь выбирать стиль, наиболее соответствующий состоянию коллектива, решаемым задачам и условиям деятельности.

Условия функционирования образовательного учреждения предполагают использование разнообразных форм управления.

Форма управления выступает способом существования и выражения его содержания, т.е. способом организации взаимодействия субъекта и объекта, отношений между людьми, их совме­стной деятельности в управленческом процессе. Фактически она определяет те организационные рамки, в которых осуществляются эти действия.

Характерной особенностью методов педагогического управления является выбор целесообразных форм совместной деятельности педагогического и ученического коллективов, педагогов и обучающихся. К ним относятся методы организации совместной деятельности и общения, регулирование отношений, регулирование познавательного, эмоционально-мотивационного и поведенческого компонентов деятельности воспитанников.

Методы реализуются в следующих формах: коллективные творческие дела, воспитывающие ситуации, самоуправление, воспитательные традиции, общественное мнение. Формы развиваются во взаимосвязи с группами методов управления.

В образовательном учреждении как педагогической системе сотрудничество в коллективе складывается на основе коллегиаль

коллегиальных форм управления. Главную роль играет совет учебного заведения, который решает наиболее важные вопросы жизнедеятельности. При проведении эксперимента создается совет экспериментальной площадки. Немалое значение в решении задач придается педагогическому совету.

На других уровнях структуры управления образуются малые советы, комитеты, кафедры, объединения, группы, временные творческие коллективы, проектные группы, кружки и группы качества, дни диагностики, регулирования и коррекции, группы оперативной помощи и поддержки как детей, так и членов коллектива, консультационные службы помощи и доверия.

Целостная система форм управления образовательным учреждением позволяет участникам процесса управления проводить в жизнь необходимые решения, добиваться определенных результатов.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под менеджментом и педагогическим менеджментом?

2. В чем заключается специфика педагогического менеджмента?

3. Назовите основные подходы к управлению социальными системами.

4. Что является объектами и субъектами управления педагогическими системами?

5. Какие явления в сфере управления образованием обусловили необходимость ее коренных преобразований?

6. В чем состоит особенность современного этапа развития управления образованием в Российской Федерации?

7. Назовите основные признаки государственного управления образованием.

8. Раскройте признаки общественного управления образованием.

9. Охарактеризуйте понятия «диверсификация» и «разгосударствление» образования.

10. Что означает понятие демократизации организационно-педагогической структуры современной школы?

11. Какие применяются подходы к выделению функций управления? Назовите основные функции управления педагогическими системами и их особенности.

12. Какие функции управления образовательного учреждения можно отнести к специфическим?

13. В чем заключается регулирование в образовательном процессе?

13. Какими аргументами определяется значение целеполагания как самостоятельной функции управления?

14. Охарактеризуйте принципы управления современными педагогическими системами.

Управленческая культура, стили руководства

Управленческая культура, стили руководства Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Понятие стиля управления руководителя. Соотношение между понятиями "стиль деятельности" и "тактика поведения". Основные виды стилей руководства: демократический, кооперативный, авторитарный, бюрократический и пр. Отношение менеджера к стилю руководства.

реферат [27,5 K], добавлен 26.09.2010

Современный и традиционный, бюрократический и авторитарный, демократический и либеральный стиль руководства. Использование женского труда в управлении. Особенности женского руководства. Внешние атрибуты. Распознавание ложного авторитета руководителя.

презентация [104,7 K], добавлен 21.10.2013

Теории отношения руководителя к персоналу. Управленческие роли (по Г. Минтцбергу). Стили руководства. Авторитарный, демократический, либеральный, технократический и бюрократический, ситуативный стиль руководства. Власть и авторитет руководителя.

контрольная работа [918,7 K], добавлен 06.11.2008

Стиль руководства: понятие и факторы формирования. Понятие стиля руководства. Факторы формирования стилей. Классификация стилей руководства. Одномерные стили руководства. Многомерные стили руководства. Дополнительные стили руководства.

курсовая работа [1,1 M], добавлен 24.05.2007

Руководитель в деятельности предприятия. "Одномерные" стили руководства: модели К. Левина, Лайкерта. "Многомерные" стили руководства: "управленческая решетка" Блейка и Мутона, модель Танненбаума и Шмидта. Анализ стилей управления ООО "Актив-Спорт".

курсовая работа [50,9 K], добавлен 23.11.2007

Анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители, выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников. Управленческая решетка ГРИД как основной метод определения стиля руководства.

курсовая работа [161,0 K], добавлен 24.11.2014

Побуждение коллектива к инициативному выполнению возложенных на него обязанностей. Характеристика стилей руководства. Формирование стиля. Фактор эффективности при выборе стиля управления. Авторитарный, демократический и либеральный стиль.

контрольная работа [111,5 K], добавлен 16.12.2006

Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Понятия лидерства и руководства, их основные свойства. Типы и стили руководства: авторитарный, демократический, попустительский, индивидуализированный.

курсовая работа [37,7 K], добавлен 07.10.2007

Сущность мер и способов творческой самореализации личности руководителя и компоненты управленческой культуры. Основные факторы, характеризующие стиль руководства, его модели. Функциональные обязанности директора общеобразовательного учебного заведения.

презентация [375,1 K], добавлен 22.08.2010

Влияние характерологических особенностей на деятельность руководства, сравнительный анализ особенностей руководителей высшего звена. Основные функции менеджмента и деятельность руководителя. Стили управления: авторитарный, демократический и либеральный.

курсовая работа [100,7 K], добавлен 12.01.2010

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Сущность стиля руководства, его компоненты. Авторитарный, либеральный, демократический стили руководства, их основные признаки. Индивидуальный стиль руководителя

2. Авторитет и престиж руководителя. Пути формирования и укрепления авторитета

3. Управленческая культура

4. Корпоративная этика

Список используемой литературы

1.Сущность стиля руководства,его компоненты. Авторитарный, либеральный, демократический стили руководства, их основные признаки. Индивидуальный стильруководителя

Заведующая детским садом, осуществляет руководство и контроль за деятельностью всех структур. Указания и распоряжения заведующей обязательны для всех участников образовательного процесса. Общее руководство учреждением осуществляет педагогический совет, в состав которого входят все педагоги. Педагогический совет решает вопросы своей деятельности на заседаниях. Педагогический совет правомочен: принимать Устав, изменения и дополнения, вносимые в Устав; утверждать расписание занятий; определять направление воспитательно-образовательной деятельности учреждения; утверждать годовой план работы ГОУ; принимать программы воспитания и обучения в учреждении; рассматривать вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров; рассматривать и утверждать методические направления работы с детьми в различных группах, а так же все другие вопросы содержания, методов и форм воспитательно-образовательного процесса.

Стиль руководства - это типичная для руководителя система приёмов деятельности, используемая в работе с людьми. Принято выделять три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

Демократический (коллегиальный) стиль руководства характеризуется распределением полномочий, ответственности и инициативы между руководителем и подчиненными. Позиция лидера - внутри группы, он всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Руководитель сознательно децентрализует свою власть, не навязывает свою волю и чаще всего делегирует свои полномочия подчиненным насколько это возможно. Общение проходит в доброжелательном, вежливом, товарищеском тоне, в форме просьб, советов и пожеланий. Только по мере необходимости руководитель может применять приказы. Дисциплина в коллективе основывается только на сознательности подчиненных, а не на страхе перед начальством. Все действия не планируются заранее, а обсуждаются в коллективе, так как руководитель сознает то, что не может все знать и предвидеть. Основная его функция - координация и ненавязчивый контроль над результатом работы, он включает подчиненных в процесс принятия решений, за которые несет ответственность. Допускается самоконтроль.

Руководитель подробно информирует о фактическом положении дел, которое должно быть известно для выполнения производственных задач, в такой организации имеет место свободный доступ к информации. Также руководитель открыт и доверяет своим подчиненным, во благо коллектива отказывается от индивидуальных привилегий и поощряет инициативу.

Авторитарный стиль представляет собой систему методов и приёмов жёсткого характера, которые используются постоянно. Этот стиль деятельности управления несовместим с принципами гуманизма, хотя директивный метод инструктирования не является особенностью только авторитарного стиля. Иногда такой метод может оказаться целесообразным, дисциплинирующим средством в рамках демократического стиля, изредка и при определённых обстоятельствах.

Либеральный стиль и близкий к нему стиль невмешательства деятельности управления состоит в том, что руководитель старается как можно меньше вмешиваться в социально-психологические процессы в коллективе дошкольного образовательного учреждения. Он якобы таким образом создаёт сотрудникам условия для проявления самостоятельности.

Как показывают исследования, руководитель с либеральным стилем деятельности не требует от подчинённых ответственности за невыполнение заданий и пускает работу на самотёк. Он старается избегать исполнения организаторской, экспертной, буферной функции управленческой деятельности, предпочитает работать в кабинете. При таких условиях психологический климат и уровень воспитательно-образовательного процесса зависит от культуры, профессионализма и ответственности членов коллектива.

Таким образом характеризуются три традиционные стили деятельности управления, но на практике чаще всего мы имеем дело с так называемым смешанным стилем руководства. И это понятно. Ведь становление руководителя - процесс достаточно сложный.

Стиль руководства - это система методов и приемов, используемых руководителем в управленческой деятельности.

Бытует мнение, что определяющим фактором, влияющим на выбор стиля управления, является пол руководителя - якобы женщины более ориентированы на поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, а мужчины - на достижение результата. На самом деле все сложнее и интереснее. Какие же факторы определяют выбор стиля управления коллективом или компанией?

Индивидуальный стиль руководителя зависит от некоторых факторов, влияющих на выбор стиля.

- Субъективные: личностные особенности самого руководителя - свойства его характера и темперамента, проявляющиеся в поведенческих реакциях; система направленности - готовность человека принимать на себя дополнительные обязательства; индивидуальный стиль деятельности - способ, которым человек привык пользоваться при выполнении предлагаемых задач.

- Объективные: содержание выполняемой деятельности и ее особенности - стиль руководства будет отличаться в зависимости от того, кем приходится руководить - военным подразделением или коллективом детского сада; мера трудности решаемых задач - более трудные задачи заставляют прибегать к более жестким методам; иерархическая структура руководства и управления; социально-психологическая ситуация - согласитесь, в наше время и в советские времена система, допустим, мотивации имеет существенные различия; система взаимоотношений - чем больше людей включено в деятельность, тем сложнее ими управлять.

2.Авторитет и престиж руководителя. Пути формирования и укрепления авторитета

стиль руководство управленческий этика

Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, глубоко ошибочно. Авторитет -- это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.

Лидерство -- это процесс психологического влияния одного человека на других людей при их совместном стремлении к достижению общих целей, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга. Это процесс психологического влияния, основанного на принципах свободного общения, взаимопонимания и добровольности подчинения, Чем выше авторитет руководителя, тем сильнее его воздействие на сотрудников.

Руководство -- это процесс правового воздействия, осуществляемый руководителем на основе власти, вверенной ему обществом, коллективом, владельцем средств производства. Руководство основано на принципах властного отношения, распорядительства, социального контроля и применения дисциплинарной практики.

Следовательно, авторитет руководителя трудового коллектива имеет два источника:

- личный, выражающийся в способностях руководителя к лидерскому влиянию;

- общественный, выражающийся в обладании руководителем властью и должностным престижем.

Авторитет предполагает добровольное, основанное на уважении и сознательности выполнение распоряжений руководителя подчиненными.

Мощная поддержка сотрудников -- это ключ к эффективному руководству. Быть хорошим руководителем -- это прежде всего быть в хороших отношениях с подчиненными. Они имеют самое верное представление о стиле вашего руководства. То, как вы выглядите в их глазах, и объясняет все ваши успехи и неудачи. Подчиненные прекрасно отдают себе отчет в том, какая разница в работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве становится интересней и их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости. При плохом руководстве подчиненные отбывают трудовую повинность. Эффективность отношений между подчиненными и руководителями может быть определена шестью важнейшими элементами. В зависимости от того, какой стиль применяет тот или иной руководитель в конкретной обстановке и строятся его отношения с подчиненными, которые определяют его авторитет.

3.Управленческая культура

Управленческую культуру можно представить как совокупность ценностей, взглядов, взаимоотношений, единых для всего профессионального коллектива, устанавливающих нормы их поведения. Четкость выраженности, которых зависит от наличия или отсутствия прямых инструкций определяющих способы действий и взаимодействия членов коллектива, хода выполнения работы и характера жизнедеятельности организации. Она является основным компонентом в достижении управленческих целей, повышении эффективности организации и управлении инновациями. Развитая управленческая культура обеспечивает внешнюю адаптацию и внутреннюю интеграцию образовательного учреждения за счет совершенствования управленческой деятельности, создавать обстановку способствующую повышению конкурентоспособности в условиях современного рынка образовательных услуг.

Управленческая культура руководителя в сфере образования - это комплекс управленческих знаний, умений и опыта, а также профессионально значимых личностных качеств лидерской и творческой направленности. Мастерство управления состоит в умении выбирать наиболее эффективные для данного конкретного момента времени и сложившихся обстоятельств методы управленческой деятельности и формирует образ идеального управленца.

Характеристика портрета руководителя образовательного учреждения на современном этапе основывается на требованиях оптимальной организации труда, сформированном благоприятном социально-психологическом климате и высокой общей культуре управленческого труда. Детерминирующими компонентами портрета руководителя являются личностные качества, такие как профессиональные, коммуникативные, морально-волевые и организационно-управленческие. На основе чего формируется система взаимодействия руководителя с коллективом (стиль руководства и его эффективность, отношение подчиненных к личности руководителя и процессу руководства). Следовательно, руководитель образовательного учреждения должен понимать и затрагивать в своей деятельности все сферы деятельности коллектива. Таким образом, современный руководитель образовательного учреждения должен быть:

Дальновидным - уметь выявлять потенциал развития образовательного учреждения, принимать меры по самообразованию.

Объективным - умения выделять в потоке информации достоверные факты, отличать действительное от кажущегося, истинное и надуманного.

Последовательным - уметь решать поставленные задачи, не отвлекаясь от цели и учитывая правовые, управленческие и психолого-педагогические условия.

Предприимчивым - использовать креативный подход к профессиональной деятельности, подкрепленный накопленным опытом и знаниями, учитывая современные требования рынка образовательных услуг.

Мобильным - уметь переносить накопленный опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей.

Лидером - уметь выделять основное, отсекая детали, вскрывать причины недостатков, уметь рационально решать профессиональные задачи.

В своей профессиональной деятельности руководитель может использовать различные методы, среди которых можно выделить социальное стимулирование, убеждение и моральное и материальное поощрение. На основе чего формируется система взаимодействия руководителя с коллективом (стиль руководства и его эффективность, отношение подчиненных к личности руководителя и процессу руководства). Следовательно, руководитель образовательного учреждения должен понимать и затрагивать в своей деятельности все сферы деятельности коллектива.

Вместе тем, следует отметить, что не существует совершенных, универсальных методов в руководстве, которые бы обеспечивали положительный результат в любой ситуации. Однако, в своей совокупности, они формируют модель настоящего профессионала, соответствующего всем требованиям современности.

Управление образовательным учреждениям должно: соответствовать демократическим изменениям в российском обществе; быть ориентированным на мобильную адаптацию к изменениям в государстве и обществе; отвечать запросам ранка образовательных услуг. Такое положение дел, требует со стороны руководителей образовательных учреждений постоянного повышения управленческой культуры, изучения инновационного теоретического и практического опыта управления в сфере образования, а также развития умений и навыков менеджмента и маркетинга в сфере образования. Все это определяет потребность в истинных профессиональных руководителях образовательных учреждений.

Отрицательными моментами в управленческой культуре современных российских руководителей образовательных учреждений являются:

- отсутствие управленческой структуры и механизмов управления, обеспечивающих его качество;

- преобладание авторитарного стиля управления;

- отсутствие стабильности в работе и определенная рассогласованность действий на административном, общественном, педагогическом и ученическом уровнях управления;

- недостаточный уровень применения руководителями системы организационно-педагогических и правовых основ в управленческой деятельности.

Таким образом, для успешного решения указанных выше проблем необходима целенаправленная и планомерная деятельность по исследованию всех сторон управленческой культуры руководителя с целью разработки технологий формирования профессионалов в области управления в сфере образования, адаптированных к условиям современной России.

4.Корпоративная этика

Корпоративная этика - это система ценностей, регулирующая этические отношения в данной организации. Под воздействием корпоративной этики деятельность работников организуется не столько на основе приказов или компромиссов, сколько за счет внутренней согласованности ориентиров и стремлений сотрудников. Организация, построенная на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов становится наиболее гармоничной и динамичной формой производственного сообщества.

Корпоративная этика выступает как форма общественного сознания, сотрудников объединяют общие цели их профессиональной деятельности. Не случайно в конце XIX века она была выдвинута католической церковью как способ решения так называемого «рабочего вопроса» и возвращения корпоративной системе европейского средневековья, напоминавшей дружную, крепкую семью.

В основу современной корпоративной этики, по мнению большинства ученых, должны быть положены три важнейшие положения:

- создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

- прибыль и другие доходы производства рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;

- приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

Современное управление персоналом требует от руководителя новых качеств. Он одновременно должен быть дальновидным стратегом, авторитетным лидером, социальным партнером, смелым новатором, духовным

На основе деятельности руководителя подчиненные делают выводы о том, какие достижения вознаграждаются, а какие - нет, и что следует из каждого способа деятельности. Очевидно, что именно ценностные представления самого руководителя в основном определяют этические нормы и организационную культуру предприятия.

Выполнение сотрудниками организации норм и правил этики деловых отношений становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, захочет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем, и насколько успешно будут строиться их взаимоотношения.

Использование норм и правил этики корпоративных отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым.

Корпоративная этика, кроме того, является составной частью корпоративной культуры. Кодекс корпоративной этики - значимый фактор развития корпоративной культуры. Кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентировать сотрудников на единые корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность.

Подходы к созданию этических корпоративных кодексов

Содержание кодекса компании определяется прежде всего ее особенностями, структурой, задачами развития, установками ее руководителей.

Как правило, кодексы содержат две части:

- идеологическую (миссия, цели, ценности);

- нормативную (стандарты рабочего поведения).

1. Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса: учеб. Пособие. - М: Дело, 2000.

2. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лавриненко. - М. ЮНИТИ-ЛАНА, 2001.

3. Поздняк Л.В. Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие /Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко, 2001. - 432с.

4. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: Учебное пособие / И.Н. Гулидов, 2005. - 240с.

Размещено на Allbest.ru