Категория: Руководства
В статье поднимаются вопросы стилей руководства.
Похожие материалыРуководство является самым важным показателем развития предприятия. Но в современной науке понятие руководства характеризуется неоднозначно. Прежде всего руководство стоит рассматривать как процесс, который может быть разбит на отдельные действия и шаги руководителя, направленные на достижение целей.
Другим элементом руководства является непосредственное влияние на подчиненных.Ученые всегда пытались выяснить, каким образом стиль руководства влияет на эффективность деятельности предприятия. Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении.
Американский социальный психолог и исследователь организационного поведения и управления Ренсис Лайкерт провел исследование множества организаций как с высокой, так и с низкой производительностью труда и пришел к выводу, что эффективность деятельности организации зависит от того, с какой позиции руководитель подходит к организации работы своих подчиненных. Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства будет ориентирован или на человека, или на работу. Стиль руководства, сосредоточенный на человеке может повысить производительность труда, но тем не менее не в каждом случае будет оптимальным.
Он предложил 4 базовых стиля руководства. В 1-йстиль управления он включил руководителей эксплуататорско-авторитарного типа, которые все решения в организации принимают единолично, а также обладают неограниченной властью. Ко 2-мустилюуправления Лайкерт отнес руководителей, поддерживающих авторитарные отношения с подчиненными и периодически разрешающих им принимать участие в управлении организацией. Это руководители благосклонно-авторитарного типа.Такие руководители мотивируют подчиненных с помощью «кнута и пряника».
Руководителей,использующих консультативно-демократический стиль управления, Лайкерт отнес к 3-мустилю управления. Они выслушивают рекомендации подчиненных, но решение принимают единолично и так же единолично несут за него ответственность.
Самым действенным является 4-йстиль. ориентирующийся на групповые решения, а также участие всех работников в принятии необходимых решений. Такие руководители большое значение уделяют проблемам своих подчиненных, помогают решать их. Присутствует взаимное доверие между руководителем и подчиненными. Таким образом, можно заметить, что эффективные руководители уделяют большое внимание человеческим аспектам проблем. Но данный подход может подойти не ко всем ситуациям, поэтому руководитель не может позволить себе применять один стиль руководства. Он должен научиться пользоваться разными стилями и методами влияния в зависимости от ситуации. Чтобы дать ситуации верную оценку руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные, быть готовым провести переоценку суждений, если это будет необходимо. Его задача- сделать правильный выбор, основываясь на собственном опыте, профессионализме, личностных качествах, стиле поведения подчиненных и индивидуальной ситуации.
Следует заметить, что каждый из стилей управления имеет своих сторонников. Ученые встречали ситуации, где подчиненные участвовали в принятии решений, но, тем не менее, степень удовлетворенности была низкой, а также ситуации, где удовлетворенность была высокой, а производительность низкой. Стили руководства чаще бывают смешанными. Это чаще приносит больший результат, нежели приверженность только одному стилю. Опираясь на точку зрения Лайкерта, стоит заметить, что основной упор в руководстве должен ставиться на демократичный стиль управления. Но при этом нужно помнить, что в современных условиях успех дела определяется не только характером отношений между руководителем и подчиненным и степенью их свободы, но и другими обстоятельствами. Именно поэтому многие не поддержали теорию Лайкерта, несмотря на ее глубокую научность, считая, что на практике она себя не всегда реализовывает.
Для каждого предприятия нужно индивидуально разрабатывать методику поведения. И это связано не только с личностными качествами работников (воспитанием, степенью ответственности и сознательности, самодисциплины и организованностью, уровнем квалификации и т. д.), но и с особенностями ментальности, важностью выполняемых работ, требовательностью третьих лиц к результату работ (покупателей к качеству товаров, заказчиков к уровню оказываемых услуг) и так далее. Примером, когда теория Лайкерта может быть неэффективной служат случаи, в которых руководители четвертой модели проявляют полное доверие к своим сотрудникам, а те, в свою очередь, злоупотребляют оказанным им доверием и занимаются кражами на производстве в силу своих личных склонностей.
Но нужно признать и заслуги этого исследователя, которые состоят в том, что он углубил уже имеющиеся представления о деловых отношениях между сотрудниками. Теорию Лайкерта можно легко использовать в социологическом исследовании ситуации конкретной организации.
Следует сделать вывод, что если руководитель действует рационально, то он должен поддерживать баланс властей, не вызывая у подчиненных чувство, что ими манипулируют, но при наличии допустимых условий сдвигать вектор власти в свою сторону и уменьшать власть подчиненных. Руководитель всегда будет иметь гибкий и осмысленный подход к руководству, если будет в равной степени уметь применять на практике все 4 стиля руководства, которые определил Лайкерт. Так рождается так называемый многомерный стиль управления, подразумевающий комплексный подход.
Список литературыКакую роль играет стиль руководства и менеджмента в успехе и продуктивности предприятия? Этот вопрос стал в последние годы предметом многочисленных дискуссий и докладов в кругах руководителей и организаторов производства. По моим собственным наблюдениям, стиль менеджмента оказывает большое влияние на предприятие и его успех.
В Иез. 34 приводится выдающийся пример, какое влияние на продуктивность людей и организаций оказывают стиль и отношение руководства: „Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и шерстью одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали и пораненной овцы не перевязывали, и угнанной не возвращали и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому“ (стихи 2-5).
Здесь названы несколько важных принципов руководства.
Руководитель не должен эксплуатировать подчиненных. Мы оскорбляем Бога, если преследуем наши собственные корыстные цели и при этом игнорируем нужды наших подчиненных. Бог возглашает против всех, кто так поступает, горе.
Руководитель должен по мере возможности служить подчиненным. У людей имеется масса проблем. Больных надо лечить, заблудших надо выводить на верный путь, потерянных надо найти. Во дни Иезекииля руководство Израиля ничего такого не делало. Напротив, оно злоупотребляло своей властью и жестоко обходилось с народом. Никогда не забывайте, что успешный руководитель использует свое положение и власть, чтобы служить другим, не заставлять их удовлетворять его потребности.
Хороший руководитель или менеджер постоянно ищет возможность помочь своим людям - облегчить их труд или сделать его более продуктивным и удовлетворяющим.
Руководитель должен служить с готовностью и усердием. „Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия“ (1 Пет. 5,2). Хороший руководитель не жалуется на свою ответственность служить своим сотрудникам в том, что относится к их работе.
Руководитель должен излучать такую атмосферу, чтобы люди охотно шли за ним. У Иезекииля мы видели, что руководители злоупотребляли своим положением и удовлетворяли свои потребности и желания за счет народа. Кроме этого, они управляли людьми „с насилием и жестокостью“, что привело к тому, что „рассеялись они без пастыря“ (глава 34, стих 5).
Учтите, что чрезмерное злоупотребление властью и неспособность удовлетворить нужды народа разгоняет народ. Этот принцип точно так же справедлив как для соседней церкви, так и для фабрики в конце улицы. При чрезмерном злоупотреблении властью люди всегда оказывают сопротивление своим руководителям.
Новый Завет учит нас, не господствовать над другими: „Не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду“ (1 Пет. 5,3). Руководители должны давать пример для подражания. Почему? Причина приводится уже в 1-й главе данной книги: „Если ты на сей день будешь слугою народу сему, и услужишь ему, и удовлетворишь им, и будешь говорить им ласково, то они будут служить тебе во все дни“ (3 Цар. 12,7 в переводе с английского). Люди будут служить и подчиняться, если руководитель сначала пойдет навстречу их нуждам.
В центре вашего стиля руководства находится употребление власти. Как показано на рис. 21, власть играет важную роль в стиле руководства.
В книге Исход 18 Моисей передает большую часть своих полномочий вновь назначенным руководителям. Вначале он был авторитарным руководителем и сам принимал почти все важные решения (стихи 13-16). Его тесть убедил его перенести часть своей власти на других, которые в свою очередь отчитывались перед ним (стихи 17-22). Создав новый стиль руководства, Моисей перенес ответственность за основную массу рутинных дел на других (стихи 24-26).
Объем власти, который Вы оставляете за собой, и вид решений, который Вы принимаете за Ваших сотрудников, определяют Ваш тип руководства. Если Вы хотите узнать Ваш стиль руководства, обратите внимание, как Вы используете свою власть. Принимаете ли Вы сами большинство решений о Ваших сотрудниках? Или Вы передаете часть значимых полномочий им?
Стиль руководства определяет, как используется „ человеческий капитал“. Некоторые стили руководства поощряют и ставят на первый план вовлечение сотрудников в планирование, работу над проблемами и нахождение решений. Некоторые стремятся ограничить влияние сотрудников в этих областях.
Простое правило гласит: чем больше власти в Ваших руках, тем менее Вы склонны использовать творческие способности и идеи других и в тем большей мере Вы используете мускулы Ваших сотрудников вместо их разума.
Ваш стиль руководства определяет Ваши взаимоотношения с сотрудниками. Чем авторитарнее стиль руководства, тем больше менеджер удаляется от своих сотрудников. Некоторые стили состоят в том, что сотрудники работают на шефа, другие - в том, что шеф работает на сотрудников.
Стиль руководства влияет и на тип коммуникации между руководством и персоналом. Чем авторитарнее стиль, тем больше коммуникация похожа на улицу с односторонним движением сверху вниз. Если же сотрудникам дается больше полномочий, и руководитель работает вместе со своими подчиненными, тогда коммуникация становится взаимной. Вместо того, чтобы только отдавать распоряжения, руководители больше ищут совета.
Описаний стилей руководства предостаточно. Мы ограничимся практическим анализом стилей руководства и дадим Вам простой инструмент для определения стиля руководства в Вашей организации.
Стили руководства можно распознавать и классифицировать по способу и виду обращения с властью, использования серого вещества и мускулов сотрудников и видом коммуникации с подчиненными, которым пользуется руководитель. Четыре стиля руководства:
Как уже указывает название, руководитель здесь выступает в роли диктатора. Все решения он принимает сам. Кто не выполняет его указаний, обычно жестоко наказывается.
Дан. 2,1-13 являет собой типичный образец диктатуры в действии. Царь Навуходоносор видел сон и приказал придворным мудрецам истолковать его, хотя сам он забыл его. Когда астрологи и гадатели Навуходоносора возразили, что это невозможно и нечестно, он разгневался и пригрозил им смертной казнью, если они не расскажут ему сон и не истолкуют его.
Руководитель-диктатор отличается следующими сторонами характера:
Авторитарный стиль
Мало руководителей пользуются диктаторским стилем. Многих привлекает авторитарный.
Саул, первый царь Израиля, являет собой образец авторитарного стиля правления. Саул был решительным военачальником, который использовал свое положение и власть, чтобы мотивировать людей идти за ним в битву (1 Цар. И). Однако вскоре он превысил свои полномочия и принес священнические жертвы (глава 13). Позже его преждевременное решение и гордость почти привели к смерти его сына Ионафана (глава 14).
Саул с готовностью пользовался услугами маленького мальчика, когда это служило его пользе (глава 17), однако в целом он вел себя как авторитарный руководитель и не был готов разделить с кем бы то ни было свою власть и свое положение (главы 18-27).
Авторитарного руководителя отличают следующие качества:
Самая большая слабость авторитарного руководителя - его неспособность признать дары и способности других. Он не дает им возможность проявить свои способности при планировании и нахождении решения. Его самое большое преимущество заключается в способности действовать, когда необходимо.
Консультативный стиль
Консультативный стиль руководства концентрируется на дарах и способностях других. Однако обычно руководитель этого стиля оставляет за собой право последнего слова. Важные решения он никогда не принимает без консультаций с теми, кого такое решение касается.
Деян. 6,1-7 дают прекрасный пример консультативного руководства в действии. Когда церковь росла, нужды некоторых людей остались без внимания (в растущих церквях такое случается и сегодня). Когда евреи-эллинисты возмутились тем, что некоторых из их вдов обделяли, двенадцать апостолов поручили им избрать семь доверенных лиц, которые бы взяли на себя заботу о них. Этот отрывок из Писания предлагает несколько замечательных принципов руководства, которые отчетливо свидетельствуют о консультативном стиле:
Во-первых, руководство попросило „пострадавшихи выработать решение. Консультативный стиль всегда пытается привлечь к поиску решений тех, кого проблема непосредственно затрагивает. Это развивает их способность к руководству и принятию решений.
Во-вторых, руководство организовало совместную работу над проблемой тех, кого она затронула. Консультативный стиль направлен на создание группы. „Пострадавшие“ объединяют свои усилия и совместно концентрируются на одной задаче.
В-третьих, руководство оставляет за собой право оценки и окончательного решения. При данном стиле руководства используются и применяются идеи и предложения других, однако руководитель оставляет за собой право последнего слова.
В-четвертых, руководители могли работать над другими задачами, пока собиралась информация о положении вдов. В этом - огромная сила консультативного стиля. Привлекая других к разрешению проблем и планированию, руководитель может посвятить себя выполнению других задач.
Он уникален, и многие менеджеры не переносят его: менеджер передает значительный объем своей власти - хотя и не всю - группе, оставаясь ее руководителем.
Этот стиль руководства имеет следующие признаки:
Большинство школ менеджмента склонны к тому, чтобы объявить какой-то один стиль единственно правильным. Напротив, я уверен, что единственного такого стиля не существует. Хороший менеджер или руководитель учится, как и когда выдвинуть на первое место определенный аспект одного из описанных в этой главе стилей.
В зависимости от ситуации Иисус пользовался различными стилями, например, диктаторским, когда изгонял торговцев из храма (Иоан. 2,13-16).
Может создастся впечатление, что это не было действием руководителя, потому что торговцы и менялы не были последователями Иисуса. Однако они нарушали святость дома Его Отца (стих 16). Поэтому Он должен был реагировать, и ситуация потребовала мгновенных действий, а не обсуждений с учениками или торговцами.
В других случаях видно, как Иисус делал учеников членами Своей группы. Он дал им полномочия, перенять многие поручения, которые до этого Он Сам выполнял в различных деревнях (Мат. 10,1-5). Иисус был руководителем, который знал, как и когда применять различные стили руководства, чтобы оптимальным образом решить задачу. Мы сделаем правильно, последовав этому примеру.
В каких случаях какой стиль руководства?
Диктаторский стиль применяется:
Ответственные должны помнить, что этот стиль руководства является исключением из правила и может применяться только в особых случаях ограниченное время.
Авторитарный стиль применяется:
Партиципативный стиль применяется:
Следующий формуляр предназначен для того, чтобы помочь руководителям и организаторам при определении их стиля руководства. Лучшие результаты достигаются, если формуляр заполняется ежегодно всем персоналом. Таким образом можно определить тенденции стиля руководства.
Применение анкеты является идеальным средством для руководителя определить свой стиль руководства. Занесите средние значения в стандартный формуляр и соедините их непрерывной линией. Если Вы будете делать это каждый год, Вы сможете проследить развитие стиля управления в сторону партиципативного.
В формуляре приняты следующие обозначения:
Система 1 = диктаторский стиль руководства Система 2 = авторитарный стиль руководства Система 3 = консультативный стиль руководства Система 4 = партиципативный стиль руководства
Чтобы исключить определенное отрицательное влияние при заполнении анкет, системы на формуляре не расшифровываются.
Шеф должен помнить, что каждый из этих стилей правилен в свое время. В целом он однако должен стремиться к более консультативному или партиципативному групповому стилю, чтобы повысить долгосрочную производительность труда.
Если Вы решитесь предложить Вашим сотрудникам заполнить эту анкету, то Вы должны позднее обязательно сообщить им результаты опроса. Если их только спросить об их мнении и затем ничего не сообщить о результатах, у них может возникнуть впечатление о несправедливости.
Стиль руководства имеет большое значение для производительности труда организации. Вы должны помнить, что Ваша задача - служить тем проблемам Ваших сотрудников, которые связаны с работой.
Следующие три основных элемента больше всего влияют на стиль руководства: применение власти, использование человеческого капитала и отношение к сотрудникам.
Чем больше Вы держитесь за право принятия решений, тем авторитарнее Ваш стиль. Чем больше власти Вы разделяете с другими, чем больше Вы используете разум других и чем больше Вы допускаете других к планированию и решению проблем, тем ближе Вы к партиципативному стилю. Существует четыре стиля руководства: диктаторский, авторитарный, консультативный и партиципативный. „Правильного“ стиля на все случаи жизни не существует. Умный руководитель учится, как и когда применять тот или иной стиль. В целом, однако, справедливо, что чем ближе Вы к партиципативному стилю, тем производительнее работаете Вы и Ваши люди.
Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства. Согласно поведенческому подходу к руководству, эффективность его определяется не личными качествами руководителя, а, скорее всего, манерой его поведения по отношению к подчиненным. Важным вкладом поведенческого подхода является то, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства, т.е. того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными. Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (это другая крайность). Между ними – демократичный стиль. Автократичный стиль соответствует автократичному руководителю. Он, как правило, обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости прибегает к этому. Автократичный стиль порождает системы управления, где как можно больше централизуются полномочия, структурируется работа подчиненных, почти нет свободы в принятии решений, преобладает администрирование, навязывается неукоснительное соблюдение огромного количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника, руководитель контролирует выполнение заданий. Такие управленческие системы называют авторитарными или командными, т.к. вся власть сосредоточена, как правило, в управленческом звене. Демократичные руководители предпочитают такие механизмы влияния, которые обращены к потребностям высокого уровня, т.е. потребности в принадлежности, высокой цели, самовыражении и автономии. Они избегают навязывать свою волю подчиненным, предпочитают поощрение. Демократичный стиль характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Вместо того, чтобы осуществлять жесткий контроль за подчиненными в процессе работы, руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, чтобы провести ее оценку. Конечно, чтобы такой механизм действовал, он должен быть подкреплен высокоэффективной системой контроля. В связи с этим демократичные системы управления отличаются стремлением все делать сообща, преобладанием общих интересов над личными, использованием правовых и экономических регуляторов, создающих основу для стимулирования и контроля результатов. Либеральный («попустительский») стиль руководства – французские слова, означающие «не трогайте, оставьте». Либеральный руководитель поступает именно так. Подчиненным дается почти полная свобода в определении своих целей и контроле за своей собственной работой. Таким образом, автократичное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя. Демократичное – разделением власти и участием трудящихся в управлении, при этом ответственность не концентрируется, а распределяется. Либеральное руководство характеризуется минимальным участием руководителя, группа имеет полную свободу принимать собственные решения. Практика показала, что авторитарное руководство добивается выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако ему присущи более низкая мотивация, меньшая оригинальность, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, более зависимое и покорное поведение. Либеральное руководство, по сравнению с демократичным отличается снижением объема работы, ухудшением ее качества. Возможны и другие классификации стилей руководства. Однако, в большинстве случаев, специалистами выделяются два полярных стиля: авторитарный и либеральный, между которыми располагаются промежуточные варианты. По мнению западных ученых Р. Блейка и Д. Мутон, внимание к человеку и внимание к производству – два основных ориентира в любой управленческой деятельности.
Эта мысль получила свою графическую интерпретацию в так называемой "решетке менеджмента". Оказывается, что рассмотренные выше стили управления естественным образом вписываются в это графическое представление (рис. 7.4). Этот рисунок, задавая простейшую "систему координат" управленческой деятельности, может служить инструментом анализа руководителем собственной профессиональной деятельности, ее целей и приоритетов [6, с. 240]. По-видимому, ни один стиль руководства не может претендовать на универсальность, применимость в любых условиях. Поэтому важным качеством руководителя является владение разными стилями, гибкое использование их в зависимости от обстановки. При выборе того или иного стиля руководства должно учитываться по меньшей мере три фактора: 1. Ситуация (стрессовая, спокойная, неопределенная). В ситуации дефицита времени становится оправданным авторитарный стиль. 2. Задача (насколько четко структурирована). К решению сложных проблем важно привлечь экспертов, организовать дискуссию, и здесь необходим демократический стиль. 3. Группа (ее особенности: по полу, возрасту, времени существования). Для коллектива, заинтересованного в решении задачи, адекватными будут демократический и даже (в творческих коллективах, при решении творческих задач) либеральный стиль руководства. Конечно, демократический стиль руководства чаще всего приводит организации к успеху и процветанию: он в большей степени отвечает интересам человека и производства.
Рис. 7.4. Стили руководства на "решетке менеджмента" В менеджменте нет понятия наилучшего и наихудшего стиля. Есть стиль, наиболее пригодный к определенной ситуации. Так, считается, что автократичный стиль более пригоден в экстремальных, кризисных ситуациях, когда необходимо сконцентрировать усилия в короткие сроки и добиться результатов. Демократичный - развивает стабильную организацию. Либеральный стиль показал свою эффективность в творческих, научно-исследовательских организациях.
Еще по теме 4. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЛЮДЕЙ: