Руководства, Инструкции, Бланки

стиль руководства 1 тест ответы img-1

стиль руководства 1 тест ответы

Категория: Руководства

Описание

Тест: Стиль руководства присущий вашему руководителю

Тест: Стиль руководства присущий вашему руководителю.

1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:

1. централизует руководство, требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно ему;

2. руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;

3. четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными;

4. ожидает указаний сверху или даже требует их;

5. централизует руководство только в трудных ситуациях.

2. Действия руководителя в критических (напряженных) ситуациях:

1. в критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства;

2. критические ситуации не изменяют его способов руководства;

3. в критических ситуациях он не обходится без помощи вышестоящих руководителей;

4. сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает более тесно взаимодействовать с подчиненными;

5. в критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.

3. Контакты руководителя с подчиненными:

1. недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;

2. регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;

3. умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии:

4. старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении;

5. общается в основном с активом коллектива.

4. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:

1. в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;

2. коллектив не снижает продуктивности, если руководитель временно покидает его;

3. исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;

4. продуктивность работы повышается в отсутствие руководителя;

5. в отсутствие руководителя коллектив работает с переменным успехом.

5. Отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:

1. сам обращается за советом к подчиненным;

2. не допускает, чтобы подчиненные ему советовали и тем более возражали;

3. подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему руководителю;

4. руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;

5. если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.

6. Контроль деятельности подчиненных:

1. контролирует работу от случая к случаю;

2. всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом;

3. контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит исполнителей;

4. контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;

5. нередко вмешивается в работу исполнителей.

7. Соотношение решений производственных и социально-психологических задач в процессе руководства коллективом:

1. его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу;

2. решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе;

3. в работе не заинтересован, подходит к делу формально;

4. больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не выполнению производственных. заданий;

5. когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.

8. Характер приказов руководителя:

1. приказывает так, что хочется выполнять;

2. приказывать руководитель не умеет;

3. просьба руководителя не отличается от приказа;

4. приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;

5. его приказы вызывают у подчиненных недовольство.

9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:

1. на критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней;

2. критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;

3. не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это;

4. принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;

5. не реагирует на критику.

10. Поведение руководителя при недостатке знаний:

1. сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;

2. если чего-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью к другим;

3. можно сказать, что руководитель не стремится восполнить недостающие знания;

4. когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно восполнить недостатки в знаниях;

5. если руководитель не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это своим подчиненным.

11. Распределение ответственности между руководителем и подчиненными:

1. складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хочет уменьшить свою ответственность;

2. ответственность распределяет между собой и своими подчиненными;

3. всю ответственность возлагает только на себя;

4. нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей, старается свою ответственность переложить на них;

5. бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пытается переложить его на своих замов или нижестоящих руководителей.

12. Отношение руководителя к своим заместителям и помощникам:

1. старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами;

2. добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;

3. руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощником);

4. осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое положение;

5. не желает иметь рядом очень квалифицированных специалистов

13. Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсутствие руководителя:

1. исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют некоторое облегчение;

2. с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;

3. отсутствие руководителя не замечается исполнителями;

4. вначале исполнители довольны, что руководитель отсутствует, а потом скучают;

5. сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителями, а затем быстро забывается.

14. Преобладающие методы воздействия на подчиненных:

1. для выполнения какой-то работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных;

2. всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит;

3. часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами;

4. часто делает подчиненным замечания и выговоры;

5. его замечания всегда справедливы.

15. Характер обращения руководителя с подчиненными:

1. всегда обращается к подчиненным вежливо и доброжелательно;

2. по отношению к подчиненным бывает нетактичен и даже груб;

3. в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;

4. создается впечатление, что вежливость руководителя неискренняя;

5. характер обращения к подчиненным у него часто меняется.

16. Участие членов коллектива в управлении:

1. руководитель привлекает к управлению членов коллектива;

2. нередко руководитель перекладывает свои функции на других;

3. управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;

4. бывает, что управленческие функции фактически принимает на себя не руководитель, а другие члены коллектива.

17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:

1. руководитель стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению;

2. не может влиять на дисциплину;

3. руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок;

4. дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные боятся руководителя;

5. руководитель недостаточно пресекает нарушения дисциплины.

18. Характер общения руководителя с исполнителями:

1. общается с подчиненными только по деловым вопросам;

2. разговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о личном, о семье;

3. часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;

4. инициатива общения исходит от исполнителей, руководитель редко заговаривает сам;

5. нередко руководителя трудно понять в общении с ними.

19. Характер принятия решений по руководству коллективно:

1. руководитель единолично вырабатывает решения или отменяет их;

2. редко берется за выполнение сложного дела, скорее уходит от этого;

3. старается решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы;

4. решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решения;

5. берется за решение в основном мелких вопросов.

20. Взаимоотношения между людьми в коллективе:

1. в руководимом коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;

2. старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее настроение;

3. в его коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;

4. люди, которыми он руководит, относятся друг к другу чутко, по-дружески;

5. в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в напряжении.

21. Предоставление самостоятельности подчиненным:

1. способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно;

2. иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;

3. исполнители работают больше по указаниям руководителя, нежели самостоятельно;

4. исполнители предоставлены самим себе;

5. предоставляет подчиненным самостоятельность лишь время от времени.

22. Отношение руководителя к советам других:

1. регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытным работниками;

2. советуется с подчиненными только в сложной ситуации;

3. обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми исполнителями;

4. с удовольствием прислушивается к мнению коллег;

5. советуется только с вышестоящими руководителями.

23. Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:

1. инициатива подчиненных руководителем не принимается;

2. считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);

3. руководитель поддерживает инициативу подчиненных;

4. он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны;

5. инициативы не проявляют ни он сам, ни его подчиненные.

24. Характер требовательности руководителя:

1. его любимый лозунг: «Давай- давай!»;

2. он требователен, но одновременно и справедлив;

3. о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;

4. пожалуй, он не очень требовательный человек;

5. руководитель требователен к себе и к другим.

25. Отношение руководителя к нововведениям:

1. наверное, он консервативен, потому что боится нового;

2. охотно поддерживает целесообразные нововведения;

3. поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми;

4. у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях);

5. нововведения проходят мимо руководителя.

26. Привлечение членов коллектива к выработке решений:

1. в своей работе широко опирается на общественные организации;

2. многие вопросы решаются коллективом на общем собрании;

3. екоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие;

4. большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель;

5. руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в коллективе.

27. Отношение руководителя к самому себе:

1. руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;

2. никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;

3. считает себя незаменимым в коллективе,

4. увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;

5. руководитель излишне критичен по отношению к исполнителям.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Другие статьи

Стиль руководства 1 тест ответы

Как правильно управлять финансами своего бизнеса, если вы не специалист в области финансового анализа - Финансовый анализ

Финансовый менеджмент - финансовые отношения между суъектами, управление финасами на разных уровнях, управление портфелем ценных бумаг, приемы управления движением финансовых ресурсов - вот далеко не полный перечень предмета "Финансовый менеджмент "

Поговорим о том, что же такое коучинг. Одни считают, что это буржуйский брэнд, другие что прорыв с современном бизнессе. Коучинг - это свод правил для удачного ведения бизнесса, а также умение правильно распоряжаться этими правилами

10.2. Тест «Стили руководства»

Управление предприятием в новых условиях хозяйствования предполагает совершенствование управленческих навыков руководителей, приближение к определенному идеалу.

А каков образ идеального руководителя в вашем представлении? Проверьте себя, выписав на листе бумаги основные качества идеального руководителя, создайте его описательный портрет, введите свои критерии оценки идеального стиля управления.

После выполнения этого задания у вас появится возможность сверить свое собственное представление об образе идеального руководителя и введенной вами системе оценки его качеств с тем, что предлагает данный тест.

Для того чтобы ваши рассуждения не ограничивались чисто теоретическими границами и пробудили в вас желание действовать, попробуйте проанализировать стили управления хорошо знакомых вам руководителе. Но начать мы вам предлагаем с себя. А для этого вашему вниманию предлагается тест, позволяющий оценить стиль вашего руководства, а также определить место этого стиля на «решетке менеджмента».

Предлагается тест № 1, где высказывания касаются разных аспектов поведения руководителя. Исходя из своих собственных предпочтений, выскажите свое мнение о том, как поступили бы вы в каждой из описываемых ситуаций. Отметьте, вели бы вы себя соответствующим образом: всегда – В; часто – Ч, иногда – И; редко – Р ; никогда – Н.

Вариант ответа по каждой ситуации обведите кружком.

Я – руководитель коллектива

*1. Я действую как представитель этого коллектива.

2. Я предоставляю членам коллектива полную свободу в выполнении работы.

*3. Я поощряю применение единообразных (унифицированных) способов работы.

4. Я разрешаю подчиненным решать задачи по их усмотрению.

5. Я побуждаю членов коллектива к большему напряжению в работе.

6. Я предоставляю подчиненным возможность делать работу так, как они считают наиболее целесообразным.

7. Я поддерживаю высокий темп работы.

8. Я стараюсь направить помыслы людей на выполнение учебно‑производственных заданий.

*9. Я разрешаю возникающие в коллективе конфликты.

*10. Я неохотно предоставляю подчиненным свободу действий.

*11. Я решаю сам, что и как должно быть сделано.

12. Я уделяю особое внимание показателям учебно‑производственной деятельности.

13. Я распределяю поручения подчиненным, исходя из производственной необходимости.

14. Я способствую разным изменениям в учебном заведении.

*15. Я тщательно планирую работу своего коллектива.

*16. Я не объясняю подчиненным свои действия и решения.

*17. Я стремлюсь убедить подчиненных, что мои действия и намерения для их пользы.

18. Я предоставляю подчиненным возможность (за пределами расписания занятий) устанавливать свой режим работы.

1. На поле слева от помеченных звездочками номеров предложенных ситуаций проставить единицы там, где есть ответы Р или Н.

2. На поле слева от не помеченных звездочками номеров предложенных ситуаций проставить единицы там, где есть ответы В или Ч.

3. Если ситуации 2, 4, 5, 6, 8, 10, 14, 18 отмечены единицами, обвести эти единицы кружочками, суммировать и сумму поставить в позицию П.

4. Суммировать остальные единицы и сумму поставить в позицию 3.

Занести результаты в график (см. ключи к тесту).

10.3. Ключи и результаты тестов

Ключ к тесту 10.1 «Проектирование индивидуального стиля руководства»

1. Обведите кружком порядковые номера следующих позиций вашего опросного листа: 7, 10, 16, 17, 22, 24, 29, 34 (8 ответов).

2. Поставьте по единице (1) рядом с теми обведенными порядковыми номерами, на которые вы ответили «редко» (Р) или «никогда» (Н), и в графе оценка обведите эти единицы кружком (табл. 3).

3. Так же проставьте по единице рядом с теми не обведенными порядковыми номерами, на которые вы ответили «систематически» (С) или «часто» (Ч). (Просмотреть все номера, кроме 8 обведенных. – 32 ответа).

4. Обведите кружком уже не порядковые номера, а те единицы, которые вы поставили рядом со следующими номерами опросного листа: 1, 3, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26. 27, 31, 39 (20 ответов). Если рядом с номерами единицы не окажется, то ничего не обводите.

5. Подсчитайте приведенное количество обведенных кружками единиц, которое определяет степень либеральности (Л).

Л = Количество обведенных единиц / 20.

6. Подсчитайте полученное количество необведенных кружком единиц, которые определяют степень авторитарности (А).

А = Количество необведенных единиц / 20.

7. Вычислите относительные значения Сл и Са. которые в идеальном варианте демократического стиля должны быть Сл = Са = 100 %.

8. Заполните таблицу «Количественные результаты оценки».

Количественные результаты оценки

Расчет отклонений ΔС 'л и ΔС'а подробно объяснен в пункте «Интерпретация результатов оценки по тесту». Наглядно отражается работа над тестом при графической интерпретации результатов (см. рисунок).

Графическая интерпретация результатов оценки: ЛС – либеральный стиль; АС – авторитарный стиль; ДС – демократический стиль; НС – нейтральный стиль; СС – средний стиль

Оси координат графика выражают количественную оценку ориентации на либеральность (персонал) или авторитарность (задание, результаты работы).

Любая точка пересечения перпендикуляров, проведенных на графике от полученных значений Л и А. указывает на конкретное значение общей количественной оценки индивидуального стиля руководства.

Это значение находится в пределах четырех кратных (экстремальных) стилей управления, которые описаны подробно в краткой характеристике стилей управления, представлены в начале упражнения.

Любой стиль управления характеризуется отношением авторитарности (А) и либеральности (Л). По этому соотношению в теоретическом менеджменте принято выделять основные типы стиля руководства.

1. Стиль А = Л = 0 (0.0)

Руководитель фактически отстранен от работы (все на самотек) и от коллектива тоже. Пассивен, фактически за него работает управленческая команда. Не думает и не заботится о производстве и о персонале. Очень плохой результат (нейтральный стиль).

2. Стиль А = Л (20.20).

Демократический стиль. Идеальный вариант. Позволяет добиваться максимально высоких производственных результатов при благоприятном трудовом климате. Руководитель этого типа ориентирован на успешное решение производственных задач в сочетании с условиями для наиболее полного раскрытия творческих способностей членов коллектива.

3. Стиль А → max ; Л = 0 (20.0).

Авторитарное руководство. Ориентация руководителя на производство и на выполнение конкретных заданий; ориентация на персонал отсутствует, так как персонал – только средство для достижения производственных результатов.

4. Стиль А = 0; Л → max (0.20)

Либеральное руководство. Мало заботится о производстве. Все внимание направлено на климат в коллективе. Нет достижения высоких производственных результатов, авторитет руководителя постепенно снижается.

5. Стиль (А/2; Л/2) (10.10)

Стиль руководства средний, невыдающийся. В равной мере забота проявляется о результатах труда работников. Средние достижения обеспечены и в плане производства, и в плане климата коллективе. Но подчиненный коллектив никогда не будет лучшим как в производстве, так и в плане дружбы, сплоченности.

Если в данной графической интерпретации использовать типовую модель «управленческой решетки» Блейка‑Мутона, то можно выделить пять основных зон.

Зона 1. Управление «в духе клуба». Скрупулезное внимание к удовлетворению потребностей людей ведет к созданию комфортной и дружелюбной атмосферы и рабочему ритму в организации.

Зона 2. Групповое управление. Производственные успехи обусловлены преданными своей работе людьми, взаимозависимость через общую ставку в организационные цели ведет к созданию взаимоотношений, основанных на доверии и уважении.

Зона 3. Обедненное управление. Приложение минимальных усилий для достижения необходимых производственных результатов достаточно для сохранения членства в организации.

Зона 4. Власть – подчинение. Эффективность производства зависит от создания таких рабочих условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени.

Зона 5. Организационное управление. Можно добиться хорошей или средней, но не выдающейся организации управления путем балансирования необходимости в производственных результатах и поддержания на удовлетворительном уровне морального настроя людей.

Интерпретация результатов по тесту

Стиль руководства ( Ср ) характеризуется соотношением двух основных показателей

где А – ориентированность на производство (авторитарный или автократический стиль руководства персоналом);

Л – ориентированность на персонал (либеральный или псевдодемократический стиль руководства персоналом).

А > Л – стиль авторитарно‑либеральный;

Л > А – стиль либерально‑авторитарный;

А = Л – идеальный стиль – демократический.

Ваши показатели, возможно, будут несколько отличаться от идеала. Оцените количественно и качественно эти отклонения (процент отклонения от идеального стиля руководства) и сделайте подробные выводы в письменной форме.

При идеальном стиле 20 × 20 показатели Сл и Са каждый равны 100 %; индивидуальные показатели следует обозначать N'ë и N'à и найти отклонения:

Чем больше значения ΔСл и ΔCa. тем отклонение индивидуального стиля руководителя от идеального более существенно, и наоборот.

Для примера рассчитаем количественные результаты оценки (см. таблицу):

Количественные результаты оценки

Заполнение матрицы и расчет результатов оценки должны завершаться подробными выводами. Студенты оценивают фактические значения полученных ими показателей N'ë и N'à. а также относительные отклонения от идеала ΔN'ë и ΔN'à '.

Как можно назвать спроектированный стиль руководства? По каким направлениям (составляющим руководства) студенту необходимо совершенствоваться? К какому типовому стилю управления ближе спроектированный вами стиль руководства?

Из примера можно сделать следующие выводы.

Спроектированный индивидуальный стиль руководства С = A × Л = 9 × 16, его можно назвать либерально‑автократическим, он ближе всего к типовому стилю 10 × 20. Можно предположить, что данный руководитель может добиться средних результатов; он способен создать хорошую атмосферу в коллективе. В чем ограничения подобного руководителя? В неумении добиться должного выполнения производственно‑хозяйственных задач. Студенту, спроектировавшему данный стиль руководства, необходимо совершенствоваться в решении учебных задач, активизировать свое участие в общественной жизни – студенческом самоуправлении, изучать организационно‑распорядительные методы руководства.

Сводная матрица результатов теста приведена в таблице.

Матрица оценки результатов теста

Ключ к тесту 10.2 «Стили руководства»

Для определения пространства целей и введения понятия «идеального» руководителя проф. Р. Блейк предложил в качестве методики развития организации «решетку менеджмента» (см. рисунок). Р. Блейк исходил из предпосылки, что любой результат достигается в пространстве между двумя «силовыми» линиями: первая «силовая» линия ориентирована на выполнение производственных заданий любой ценой, вторая «силовая» линия – на то, чтобы условия труда в наибольшей степени соответствовали потребностям и желаниям персонала.

Наличие противоречия между двумя «силовыми» линиями позволяет построить пространство и выделить пять характерных типов управленческого поведения. Каждому типу управленческого поведения присвоить свои координаты. Мы не будем вводить оценочные характеристики типов управления, а ограничимся их описанием. Выводы студенты могут сделать сами.

Управленческая решетка Блейка

Точка 1.1 – минимальное внимание к результатам производства и человеку.

Точка 9.1 – это очень «жесткий» курс администратора, для которого производственный результат – все, а человек – лишь только исполнитель. Ответная реакция подчиненных – уйти из‑под постоянного давления под любым предлогом, что приводит к тотальному контролю со стороны администратора. Характерные черты такого руководителя – ориентация на безоговорочную исполнительность, подавление инициативы, поиск виновных и т. д.

Точка 1.9 – «мягкий» стиль управления, учитывающий прежде всего отношения между людьми. Такой руководитель очень удобен для подчиненных, поскольку создает почти семейную атмосферу в коллективе, старательно оберегает его от разногласий. Если руководитель типа 9.1 («жесткий») подавляет конфликты насильственным волевым решением, то руководитель типа 1.9, наоборот, старается уйти от любого обсуждения причин конфликта в надежде, что возникающие осложнения уладятся сами по себе. При наличии такого руководителя даже перспективные, активные работники, не имея стимулов к работе, становятся малоинициативными и теряют интерес к творчеству.

Точка 5.5 – стремление занять позицию «золотой середины» между жесткими и мягкими методами управления. Такой руководитель во всем старается достичь компромисса, у него ярко выраженное стремление работать надежно, получать стабильный средний результат. Но, как правило, именно это желание спокойно работать не дает ему возможности использовать целиком имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

Точка 9.9 – умение так построить работу, чтобы сотрудники видели возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. Так как успех зависит от достижения поставленных целей, важно определять эти цели совместно с сотрудниками. Если же при этом будут созданы условия работы, позволяющие им наилучшим образом использовать свои возможности, то идеал позиции 9.9 не покажется таким уж недостижимым. К названным условиям следует отнести также учет различных мнений о путях достижения цели и обновления организационных структур.

Итак, вы получили результат и определили на «решетке менеджмента» координату, соответствующую вашему стилю управления. Если это не точка 9.9, то у вас появился повод задуматься и проанализировать границы своих скрытых возможностей; может быть, следует пересмотреть привычные вам методы управления и взаимоотношения с коллегами.

Конечно, вы можете усомниться в достоверности полученных вами результатов, можете с ними категорически не согласиться, но это будет свидетельствовать только о том, что ваши ответы на вопросы этого теста были не совсем искренними.

Зачастую не мы управляем нашими действиями, а нами управляют наши привычки. Конечно, опыт бывает полезен, так как позволяет быстро реагировать на повторяющееся события. Плохо только, что при этом складываются определенные стереотипы поведения, исчезает его гибкость. Управление собой – это в первую очередь установление и соблюдение собственных норм поведения, в том числе и во времени.

10.4. Практические задания

Выбор индивидуального типа руководства коллективом – одна из наиболее важных задач для менеджера. Обычно выделяют пять основных типов руководства.

1. «Невмешательство»: низкий уровень заботы о производстве и о людях. Руководитель не руководит, много делает сам. Он добивается минимальных результатов, которых достаточно только для сохранения им своей должности в данной организации.

2. «Теплая компания»: высокий уровень заботы о людях. Стремление к установлению дружеских отношений, приятной атмосферы и удобного темпа работы. При этом руководителя не особенно интересует, будут ли достигнуты конкретные и устойчивые результаты.

3. «Задача»: внимание руководителя полностью сосредоточено на производстве. Человеческому фактору либо вообще не уделяется внимания, либо уделяется крайне мало.

4. «Золотая середина»: руководитель старается в достаточной степени сочетать ориентацию как на интересы человека, так и на выполнение задачи. Он не требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством.

5. «Команда»: руководитель полностью поглощен стремлением к достижению оптимального сочетания интересов и производства, и персонала. Общие обязательства, которые берут на себя сотрудники, стремящиеся к достижению целей организации, способствуют установлению доверия и уважения друг к другу.

Какой стиль руководства, по вашему мнению, является наилучшим? Аргументируйте свою позицию. В то же время нельзя утверждать, что есть некий оптимальный стиль руководства, который всегда оправдан, – поскольку ситуации сильно отличаются друг от друга. Может ли быть гибкий стиль руководства?

В рамках менеджмента особую роль играет принятие правильных управленческих решений, поскольку от этого зависит успех в бизнесе. На практике встречаются следующие варианты:

• руководитель принимает решение и сообщает результат подчиненным, если это необходимо;

• руководитель принимает решение и объясняет, почему он его принял;

• руководитель принимает решение, но при этом интересуется мнением подчиненных, получая таким образом возможность проверить решение и в случае необходимости внести изменения;

• руководитель принимает решение и представляет его группе на доработку;

• руководитель излагает суть проблемы, спрашивает, какие будут предложения, и, выслушав их, принимает решения;

• руководитель излагает проблему и просит группу принять решение, оставляя за собой право выбора и утверждения варианта;

• руководитель излагает проблему и принимает решение группы.

Какой из предложенных вариантов вы считаете предпочтительным?

Использование японской модели принятия решений в практике управления диктует необходимость развития у руководителя некоторых качеств, если они ему не присущи изначально. Согласно японским традициям, это концептуальные способности и высокие «личные стандарты».

Концептуальные способности – это способности чувствовать связи между организацией и средой и воспринимать систему организации как единое целое. От руководителя требуется умение видеть главные направления, создающие для организации благоприятные возможности или угрозу. Концептуальные способности, таким образом, включают в себя:

• широту взглядов и глобальный подход;

• долгосрочное предвидение и гибкость;

• энергичную инициативность, в том числе в условиях риска;

• упорную работу и непрерывное самосовершенствование и обучение.

Высокие личные стандарты – это:

• умение четко формулировать цели и установки;

• готовность и умение выслушивать мнения других;

• беспристрастность и бескорыстие;

• умение предвидеть последствия принимаемых решений;

• способность полностью использовать возможности сотрудников;

• способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем.

Проанализируйте состояние концептуальных способностей и наличие личных стандартов у известных вам руководителей.

Проанализируйте приведенные ниже правила укрепления группового единства, предлагаемые руководителю для работы с формальной группой, оцените их эффективность и приведите примеры. Дополните правила.

Для укрепления группового единства руководителю необходимо:

1) помогать группе испытывать общий успех;

2) укреплять доверие членов группы друг к другу и к ее лидеру;

3) культивировать чувство принадлежности к группе, активно привлекать членов группы к общим мероприятиям;

4) заботиться о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость и отвечала стремлению к престижу;

5) поддерживать веру в реальность стоящих перед группой целей.

10.5. Контрольные вопросы

1. Какие стили руководства вы знаете?

2. В чем отличия делового и бюрократического стилей руководства?

3. Что такое либеральный, демократический и авторитарный стили руководства?

4. Каковы признаки ложного авторитета руководителя?

Управление предприятием в новых условиях хозяйствования предполагает совершенствование управленческих навыков руководителей, приближение к определенному идеалу.

А каков образ идеального руководителя в вашем представлении? Проверьте себя, выписав на листе бумаги основные качества идеального руководителя, создайте его описательный портрет, введите свои критерии оценки идеального стиля управления.

После выполнения этого задания у вас появится возможность сверить свое собственное представление об образе идеального руководителя и введенной вами системе оценки его качеств с тем, что предлагает данный тест.

Для того чтобы ваши рассуждения не ограничивались чисто теоретическими границами и пробудили в вас желание действовать, попробуйте проанализировать стили управления хорошо знакомых вам руководителе. Но начать мы вам предлагаем с себя. А для этого вашему вниманию предлагается тест, позволяющий оценить стиль вашего руководства, а также определить место этого стиля на «решетке менеджмента».

Предлагается тест № 1, где высказывания касаются разных аспектов поведения руководителя. Исходя из своих собственных предпочтений, выскажите свое мнение о том, как поступили бы вы в каждой из описываемых ситуаций. Отметьте, вели бы вы себя соответствующим образом: всегда – В; часто – Ч, иногда – И; редко – Р ; никогда – Н.

Вариант ответа по каждой ситуации обведите кружком.

Я – руководитель коллектива

*1. Я действую как представитель этого коллектива.

2. Я предоставляю членам коллектива полную свободу в выполнении работы.

*3. Я поощряю применение единообразных (унифицированных) способов работы.

4. Я разрешаю подчиненным решать задачи по их усмотрению.

5. Я побуждаю членов коллектива к большему напряжению в работе.

6. Я предоставляю подчиненным возможность делать работу так, как они считают наиболее целесообразным.

7. Я поддерживаю высокий темп работы.

8. Я стараюсь направить помыслы людей на выполнение учебно‑производственных заданий.

*9. Я разрешаю возникающие в коллективе конфликты.

*10. Я неохотно предоставляю подчиненным свободу действий.

*11. Я решаю сам, что и как должно быть сделано.

12. Я уделяю особое внимание показателям учебно‑производственной деятельности.

13. Я распределяю поручения подчиненным, исходя из производственной необходимости.

14. Я способствую разным изменениям в учебном заведении.

*15. Я тщательно планирую работу своего коллектива.

*16. Я не объясняю подчиненным свои действия и решения.

*17. Я стремлюсь убедить подчиненных, что мои действия и намерения для их пользы.

18. Я предоставляю подчиненным возможность (за пределами расписания занятий) устанавливать свой режим работы.

1. На поле слева от помеченных звездочками номеров предложенных ситуаций проставить единицы там, где есть ответы Р или Н.

2. На поле слева от не помеченных звездочками номеров предложенных ситуаций проставить единицы там, где есть ответы В или Ч.

3. Если ситуации 2, 4, 5, 6, 8, 10, 14, 18 отмечены единицами, обвести эти единицы кружочками, суммировать и сумму поставить в позицию П.

4. Суммировать остальные единицы и сумму поставить в позицию 3.

Занести результаты в график (см. ключи к тесту).

10.3. Ключи и результаты тестов

Ключ к тесту 10.1 «Проектирование индивидуального стиля руководства»

1. Обведите кружком порядковые номера следующих позиций вашего опросного листа: 7, 10, 16, 17, 22, 24, 29, 34 (8 ответов).

2. Поставьте по единице (1) рядом с теми обведенными порядковыми номерами, на которые вы ответили «редко» (Р) или «никогда» (Н), и в графе оценка обведите эти единицы кружком (табл. 3).

3. Так же проставьте по единице рядом с теми не обведенными порядковыми номерами, на которые вы ответили «систематически» (С) или «часто» (Ч). (Просмотреть все номера, кроме 8 обведенных. – 32 ответа).

4. Обведите кружком уже не порядковые номера, а те единицы, которые вы поставили рядом со следующими номерами опросного листа: 1, 3, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 15, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26. 27, 31, 39 (20 ответов). Если рядом с номерами единицы не окажется, то ничего не обводите.

5. Подсчитайте приведенное количество обведенных кружками единиц, которое определяет степень либеральности (Л).

Л = Количество обведенных единиц / 20.

6. Подсчитайте полученное количество необведенных кружком единиц, которые определяют степень авторитарности (А).

А = Количество необведенных единиц / 20.

7. Вычислите относительные значения Сл и Са. которые в идеальном варианте демократического стиля должны быть Сл = Са = 100 %.

8. Заполните таблицу «Количественные результаты оценки».

Количественные результаты оценки

Расчет отклонений ΔС 'л и ΔС'а подробно объяснен в пункте «Интерпретация результатов оценки по тесту». Наглядно отражается работа над тестом при графической интерпретации результатов (см. рисунок).

Графическая интерпретация результатов оценки: ЛС – либеральный стиль; АС – авторитарный стиль; ДС – демократический стиль; НС – нейтральный стиль; СС – средний стиль

Оси координат графика выражают количественную оценку ориентации на либеральность (персонал) или авторитарность (задание, результаты работы).

Любая точка пересечения перпендикуляров, проведенных на графике от полученных значений Л и А. указывает на конкретное значение общей количественной оценки индивидуального стиля руководства.

Это значение находится в пределах четырех кратных (экстремальных) стилей управления, которые описаны подробно в краткой характеристике стилей управления, представлены в начале упражнения.

Любой стиль управления характеризуется отношением авторитарности (А) и либеральности (Л). По этому соотношению в теоретическом менеджменте принято выделять основные типы стиля руководства.

1. Стиль А = Л = 0 (0.0)

Руководитель фактически отстранен от работы (все на самотек) и от коллектива тоже. Пассивен, фактически за него работает управленческая команда. Не думает и не заботится о производстве и о персонале. Очень плохой результат (нейтральный стиль).

2. Стиль А = Л (20.20).

Демократический стиль. Идеальный вариант. Позволяет добиваться максимально высоких производственных результатов при благоприятном трудовом климате. Руководитель этого типа ориентирован на успешное решение производственных задач в сочетании с условиями для наиболее полного раскрытия творческих способностей членов коллектива.

3. Стиль А → max ; Л = 0 (20.0).

Авторитарное руководство. Ориентация руководителя на производство и на выполнение конкретных заданий; ориентация на персонал отсутствует, так как персонал – только средство для достижения производственных результатов.

4. Стиль А = 0; Л → max (0.20)

Либеральное руководство. Мало заботится о производстве. Все внимание направлено на климат в коллективе. Нет достижения высоких производственных результатов, авторитет руководителя постепенно снижается.

5. Стиль (А/2; Л/2) (10.10)

Стиль руководства средний, невыдающийся. В равной мере забота проявляется о результатах труда работников. Средние достижения обеспечены и в плане производства, и в плане климата коллективе. Но подчиненный коллектив никогда не будет лучшим как в производстве, так и в плане дружбы, сплоченности.

Если в данной графической интерпретации использовать типовую модель «управленческой решетки» Блейка‑Мутона, то можно выделить пять основных зон.

Зона 1. Управление «в духе клуба». Скрупулезное внимание к удовлетворению потребностей людей ведет к созданию комфортной и дружелюбной атмосферы и рабочему ритму в организации.

Зона 2. Групповое управление. Производственные успехи обусловлены преданными своей работе людьми, взаимозависимость через общую ставку в организационные цели ведет к созданию взаимоотношений, основанных на доверии и уважении.

Зона 3. Обедненное управление. Приложение минимальных усилий для достижения необходимых производственных результатов достаточно для сохранения членства в организации.

Зона 4. Власть – подчинение. Эффективность производства зависит от создания таких рабочих условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени.

Зона 5. Организационное управление. Можно добиться хорошей или средней, но не выдающейся организации управления путем балансирования необходимости в производственных результатах и поддержания на удовлетворительном уровне морального настроя людей.

Интерпретация результатов по тесту

Стиль руководства ( Ср ) характеризуется соотношением двух основных показателей

где А – ориентированность на производство (авторитарный или автократический стиль руководства персоналом);

Л – ориентированность на персонал (либеральный или псевдодемократический стиль руководства персоналом).

А > Л – стиль авторитарно‑либеральный;

Л > А – стиль либерально‑авторитарный;

А = Л – идеальный стиль – демократический.

Ваши показатели, возможно, будут несколько отличаться от идеала. Оцените количественно и качественно эти отклонения (процент отклонения от идеального стиля руководства) и сделайте подробные выводы в письменной форме.

При идеальном стиле 20 × 20 показатели Сл и Са каждый равны 100 %; индивидуальные показатели следует обозначать N'ë и N'à и найти отклонения:

Чем больше значения ΔСл и ΔCa. тем отклонение индивидуального стиля руководителя от идеального более существенно, и наоборот.

Для примера рассчитаем количественные результаты оценки (см. таблицу):

Количественные результаты оценки

Заполнение матрицы и расчет результатов оценки должны завершаться подробными выводами. Студенты оценивают фактические значения полученных ими показателей N'ë и N'à. а также относительные отклонения от идеала ΔN'ë и ΔN'à '.

Как можно назвать спроектированный стиль руководства? По каким направлениям (составляющим руководства) студенту необходимо совершенствоваться? К какому типовому стилю управления ближе спроектированный вами стиль руководства?

Из примера можно сделать следующие выводы.

Спроектированный индивидуальный стиль руководства С = A × Л = 9 × 16, его можно назвать либерально‑автократическим, он ближе всего к типовому стилю 10 × 20. Можно предположить, что данный руководитель может добиться средних результатов; он способен создать хорошую атмосферу в коллективе. В чем ограничения подобного руководителя? В неумении добиться должного выполнения производственно‑хозяйственных задач. Студенту, спроектировавшему данный стиль руководства, необходимо совершенствоваться в решении учебных задач, активизировать свое участие в общественной жизни – студенческом самоуправлении, изучать организационно‑распорядительные методы руководства.

Сводная матрица результатов теста приведена в таблице.

Матрица оценки результатов теста

Ключ к тесту 10.2 «Стили руководства»

Для определения пространства целей и введения понятия «идеального» руководителя проф. Р. Блейк предложил в качестве методики развития организации «решетку менеджмента» (см. рисунок). Р. Блейк исходил из предпосылки, что любой результат достигается в пространстве между двумя «силовыми» линиями: первая «силовая» линия ориентирована на выполнение производственных заданий любой ценой, вторая «силовая» линия – на то, чтобы условия труда в наибольшей степени соответствовали потребностям и желаниям персонала.

Наличие противоречия между двумя «силовыми» линиями позволяет построить пространство и выделить пять характерных типов управленческого поведения. Каждому типу управленческого поведения присвоить свои координаты. Мы не будем вводить оценочные характеристики типов управления, а ограничимся их описанием. Выводы студенты могут сделать сами.

Управленческая решетка Блейка

Точка 1.1 – минимальное внимание к результатам производства и человеку.

Точка 9.1 – это очень «жесткий» курс администратора, для которого производственный результат – все, а человек – лишь только исполнитель. Ответная реакция подчиненных – уйти из‑под постоянного давления под любым предлогом, что приводит к тотальному контролю со стороны администратора. Характерные черты такого руководителя – ориентация на безоговорочную исполнительность, подавление инициативы, поиск виновных и т. д.

Точка 1.9 – «мягкий» стиль управления, учитывающий прежде всего отношения между людьми. Такой руководитель очень удобен для подчиненных, поскольку создает почти семейную атмосферу в коллективе, старательно оберегает его от разногласий. Если руководитель типа 9.1 («жесткий») подавляет конфликты насильственным волевым решением, то руководитель типа 1.9, наоборот, старается уйти от любого обсуждения причин конфликта в надежде, что возникающие осложнения уладятся сами по себе. При наличии такого руководителя даже перспективные, активные работники, не имея стимулов к работе, становятся малоинициативными и теряют интерес к творчеству.

Точка 5.5 – стремление занять позицию «золотой середины» между жесткими и мягкими методами управления. Такой руководитель во всем старается достичь компромисса, у него ярко выраженное стремление работать надежно, получать стабильный средний результат. Но, как правило, именно это желание спокойно работать не дает ему возможности использовать целиком имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

Точка 9.9 – умение так построить работу, чтобы сотрудники видели возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. Так как успех зависит от достижения поставленных целей, важно определять эти цели совместно с сотрудниками. Если же при этом будут созданы условия работы, позволяющие им наилучшим образом использовать свои возможности, то идеал позиции 9.9 не покажется таким уж недостижимым. К названным условиям следует отнести также учет различных мнений о путях достижения цели и обновления организационных структур.

Итак, вы получили результат и определили на «решетке менеджмента» координату, соответствующую вашему стилю управления. Если это не точка 9.9, то у вас появился повод задуматься и проанализировать границы своих скрытых возможностей; может быть, следует пересмотреть привычные вам методы управления и взаимоотношения с коллегами.

Конечно, вы можете усомниться в достоверности полученных вами результатов, можете с ними категорически не согласиться, но это будет свидетельствовать только о том, что ваши ответы на вопросы этого теста были не совсем искренними.

Зачастую не мы управляем нашими действиями, а нами управляют наши привычки. Конечно, опыт бывает полезен, так как позволяет быстро реагировать на повторяющееся события. Плохо только, что при этом складываются определенные стереотипы поведения, исчезает его гибкость. Управление собой – это в первую очередь установление и соблюдение собственных норм поведения, в том числе и во времени.

10.4. Практические задания

Выбор индивидуального типа руководства коллективом – одна из наиболее важных задач для менеджера. Обычно выделяют пять основных типов руководства.

1. «Невмешательство»: низкий уровень заботы о производстве и о людях. Руководитель не руководит, много делает сам. Он добивается минимальных результатов, которых достаточно только для сохранения им своей должности в данной организации.

2. «Теплая компания»: высокий уровень заботы о людях. Стремление к установлению дружеских отношений, приятной атмосферы и удобного темпа работы. При этом руководителя не особенно интересует, будут ли достигнуты конкретные и устойчивые результаты.

3. «Задача»: внимание руководителя полностью сосредоточено на производстве. Человеческому фактору либо вообще не уделяется внимания, либо уделяется крайне мало.

4. «Золотая середина»: руководитель старается в достаточной степени сочетать ориентацию как на интересы человека, так и на выполнение задачи. Он не требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством.

5. «Команда»: руководитель полностью поглощен стремлением к достижению оптимального сочетания интересов и производства, и персонала. Общие обязательства, которые берут на себя сотрудники, стремящиеся к достижению целей организации, способствуют установлению доверия и уважения друг к другу.

Какой стиль руководства, по вашему мнению, является наилучшим? Аргументируйте свою позицию. В то же время нельзя утверждать, что есть некий оптимальный стиль руководства, который всегда оправдан, – поскольку ситуации сильно отличаются друг от друга. Может ли быть гибкий стиль руководства?

В рамках менеджмента особую роль играет принятие правильных управленческих решений, поскольку от этого зависит успех в бизнесе. На практике встречаются следующие варианты:

• руководитель принимает решение и сообщает результат подчиненным, если это необходимо;

• руководитель принимает решение и объясняет, почему он его принял;

• руководитель принимает решение, но при этом интересуется мнением подчиненных, получая таким образом возможность проверить решение и в случае необходимости внести изменения;

• руководитель принимает решение и представляет его группе на доработку;

• руководитель излагает суть проблемы, спрашивает, какие будут предложения, и, выслушав их, принимает решения;

• руководитель излагает проблему и просит группу принять решение, оставляя за собой право выбора и утверждения варианта;

• руководитель излагает проблему и принимает решение группы.

Какой из предложенных вариантов вы считаете предпочтительным?

Использование японской модели принятия решений в практике управления диктует необходимость развития у руководителя некоторых качеств, если они ему не присущи изначально. Согласно японским традициям, это концептуальные способности и высокие «личные стандарты».

Концептуальные способности – это способности чувствовать связи между организацией и средой и воспринимать систему организации как единое целое. От руководителя требуется умение видеть главные направления, создающие для организации благоприятные возможности или угрозу. Концептуальные способности, таким образом, включают в себя:

• широту взглядов и глобальный подход;

• долгосрочное предвидение и гибкость;

• энергичную инициативность, в том числе в условиях риска;

• упорную работу и непрерывное самосовершенствование и обучение.

Высокие личные стандарты – это:

• умение четко формулировать цели и установки;

• готовность и умение выслушивать мнения других;

• беспристрастность и бескорыстие;

• умение предвидеть последствия принимаемых решений;

• способность полностью использовать возможности сотрудников;

• способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем.

Проанализируйте состояние концептуальных способностей и наличие личных стандартов у известных вам руководителей.

Проанализируйте приведенные ниже правила укрепления группового единства, предлагаемые руководителю для работы с формальной группой, оцените их эффективность и приведите примеры. Дополните правила.

Для укрепления группового единства руководителю необходимо:

1) помогать группе испытывать общий успех;

2) укреплять доверие членов группы друг к другу и к ее лидеру;

3) культивировать чувство принадлежности к группе, активно привлекать членов группы к общим мероприятиям;

4) заботиться о том, чтобы принадлежность к группе доставляла радость и отвечала стремлению к престижу;

5) поддерживать веру в реальность стоящих перед группой целей.

10.5. Контрольные вопросы

1. Какие стили руководства вы знаете?

2. В чем отличия делового и бюрократического стилей руководства?

3. Что такое либеральный, демократический и авторитарный стили руководства?

4. Каковы признаки ложного авторитета руководителя?

© 2001-2013 Srinest.com. Все права защищены. Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт