Руководства, Инструкции, Бланки

минюст руководство img-1

минюст руководство

Категория: Руководства

Описание

Министерство юстиции Российской Федерации - Минюст России - Министерство юстиции Российской Федерации

Министерство юстиции Российской Федерации

Действует на основании

Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313

выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

Александр Владимирович Коновалов

Министерству подведомственны: Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.

- внесение Президенту РФ и в Правительство РФ проектов законов и подзаконных актов, по которым требуется их решение;

- участие в организации работы по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ;

- проведение юридической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;

- осуществление государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов, в том числе ведение государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов;

- организация государственной регистрации уставов муниципальных образований;

- представление предложения о заключении и выполнении международных договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам; при получении от иностранных государств или их органов запросов о правовой помощи по таким делам, либо их исполнение, либо направление для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также направление в иностранные государства и их органы запросов о правовой помощи по таким делам;

- осуществление обмена правовой информацией с иностранными государствами;

- утверждение форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей;

- открытие и упразднение государственных нотариальных контор в субъектах РФ;

- выдача лицензий на право нотариальной деятельности;

- удостоверение подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;

- осуществление контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

- определение порядка ведения реестров адвокатов субъектов РФ, а также утверждение формы ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием и формы удостоверения адвоката;

- принятие решений о государственной регистрации некоммерческих организаций и выдача зарегистрированным некоммерческим организациям свидетельств о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученных от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельств о государственной регистрации некоммерческой организации;

- осуществление контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации;

- осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;

- надзор за соблюдением законодательства РФ при государственной регистрации актов гражданского состояния; осуществление контроля и проведение проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребование документов и внесение предписания об устранении нарушений законодательства РФ, а также:

  • утверждение образцов бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • закрепление за субъектами РФ серий бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния и ее методическое обеспечение;
  • осуществление функций в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в случае их временного изъятия Правительством РФ;

- осуществление функций администратора поступлений средств в федеральный бюджет, а так же принятие решений о возврате излишне уплаченных средств от платежей в федеральный бюджет, администрирование которых возложено на Минюст России;

- составление протоколов об административных правонарушениях;

- предоставление физическим и юридическим лицам информации о зарегистрированных организациях;

- проставление апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу;

- принятие решений по жалобам на отказ территориального органа в государственной регистрации некоммерческой организации, на уклонение территориального органа от государственной регистрации общественного объединения, а также на предупреждения, вынесенные некоммерческой организации территориальным органом;

- осуществление организационного и методического руководства деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;

- подготовка в установленном порядке представлений о передаче лиц, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государствах, гражданами которых эти лица являются;

- выдача разрешений на открытие представительств иностранных юридических организаций;

- взаимодействие с палатами Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам законопроектной деятельности;

- издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов (приказов, распоряжений и других актов), обязательных для исполнения государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

Адрес: 119991, ГСП-1, город Москва, улица Житная, дом 14

Телефон: (495) 955–59–99

Другие статьи

Органы юстиции

/ Органы юстиции

Органы юстиции: организация и основные функции.

Органы юстиции- это система органов исполнительной власти, проводящих государственную

политику в сфере юстиции. Систему органов юстиции составляет Минюст РФ, его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность. Минюст РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов. регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий. Его статус в настоящее время определяется Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. №1313)

Основные задачи Минюста России:

- разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности

- нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

- обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.

Решает эти задачи Минюст имея следующие полномочия:

- вносит Президенту РФ и в Правительство РФ проекты ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ, другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста РФ и подведомственных ему федеральных служб…;

- обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов,

актов Президента РФ и Правительства РФ, а также международных договоров РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

- обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает меры по совершенствованию своей деятельности;

- участвует в организации работы по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ;

- проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов. вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;

-осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов

исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина…; ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации;

-проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их

соответствия Конституции РФ и федеральным законам; осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ;

-организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;

-представляет в соответствии с законодательством РФ предложения о заключении и выполнении

международных договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, уголовным и др. делам;

-дает заключения о соответствии положений международного договора РФ законодательству РФ и их юридической силе в РФ…; осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами;

-утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств…,

осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством РФ

-определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ; утверждает форму ордера на исполнение

поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката;

-осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных

учреждений Минюста РФ;

-принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;

- подготавливает ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности федеральными органами исполнительной власти при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов иных органов, по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах:

- участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в

соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации РФ;

- выдает в соответствии с законодательством РФ разрешения на открытие представительств иностранных юридических организаций

Минюст России возглавляет Министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

В Минюсте России образуется коллегия, в состав которой входят Министр(председатель коллегии) и заместители Министра, руководящие работники системы Минюста России, а также иные специалисты в сфере юстиции. Коллегия на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Минюста России. Решения коллегии Минюста России реализуются приказами и распоряжениями Министра. В случае разногласий между Министром и коллегией Министр реализует свое решение. О возникших разногласиях Министр информирует Президента РФ или Правительство РФ. При Минюсте России образуются научно-консультативные советы. Состав советов и положения о них утверждаются Министром.

Система органов юстиции.

Функции, возложенные в настоящее время на Минюст РФ, реализуются органами и учреждениями, входящими и его систему, а также службами, находящимися в ведении Минюста. Ее образуют Федеральные управления Минюста РФ по федеральным округам, а также всего территориальные органы юстиции Управления(главные управления, отделы) юстиции в субъектах РФ.

В ведении Минюста находятся:

- Федеральная служба исполнения наказаний

- Федеральная служба судебных приставов

Наряду с этими органами в систему входит ряд функциональных учреждений, в отношении которых Минюст РФ и его территориальные органы осуществляют определенные управленческие полномочия.

К таким учреждениям относятся:

- Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного,

специального и двойного назначения;

- Государственная регистрационная палата при Минюсте РФ;

- Государственные нотариальные конторы;

- Российский федеральный центр судебных экспертиз и региональные лаборатории судебных

- Российская правовая академия;

- Научный центр правовой информации;

- Редакции журналов «Хозяйство и право, газеты «Российская юстиция». Вся полнота ответственности за выполнение функций органов юстиции лежит на Минюсте РФ. Исходя из этого и строится организация его центрального аппарата, в котором сформированы подразделения

(управления и отделы), отвечающие за конкретные участки работы.

Федеральным законом от21.07. 1997 г. N 118-ФЗ«О судебных приставах» в РФ введена новая

правоохранительная структура в составе Минюста РФ, на которую возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. С 2004 г. - Федеральная служба судебных приставов(ФССП России)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

ФССП России подведомственна Минюсту России.( см. схему №41 )

Правовая основа деятельности: Конституция РФ, ФЗ« О судебных приставах» от21.07.97 г.,

ФЗ «Об исполнительном производстве» от21.07.97 г. другие федеральные законы, Положение о ФССП(утв. Указом Президента РФ от13.10.2004 №1316)

Основными задачами ФССП России являются:

1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ,

Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

2) организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных

судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве;

3) управление территориальными органами ФССП России.

Систему ФССП составляют Федеральная служба судебных приставов, которую возглавляет директор ФССП- главный судебный пристав РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Заместители главного судебного пристава РФ также назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Все остальные приставы назначаются на должность либо главным судебным приставом РФ, либо главными судебными приставами субъектов РФ. В субъектах РФ созданы Главные управления(управления, отделы) ФССП по субъектам РФ, возглавляемые главными судебными приставами субъекта РФ. В районах созданы районные, межрайонные и специализированные отделы территориальных органов ФССП, возглавляемые старшими судебными приставами.

Судебные приставы- это должностные лица ФССП. (см. схему №42 ) В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на:

- судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

- судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией РФ, ФЗ«О судебных

приставах», ФЗ«Об исполнительном производстве» и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, Минюста РФ. К кандидату на должность судебного пристава предъявляется ряд требований: он должен быть гражданин РФ, достигнуть25 -летнего возраста, иметь среднее(полное) общее или среднее профессиональное образование(для старшего судебного пристава- высшее юридическое образование), быть способным по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость. Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят

профессиональную подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции РФ.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов в частности

- обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

- выполнять распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании,

связанные с соблюдением порядка в суде;

- исполнять решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом

мер процессуального принуждения;

- обеспечивать охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

- проверять подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивать по поручению судьи доставку к месту

проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;

- поддерживать общественный порядок в судебных помещениях;

- предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, выявлять нарушителей, а в случае необходимости

задерживать их с последующей передачей органам милиции;

- осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю и др.

Судебные приставы-исполнители состоят в штатах районных и межрайонных служб судебных

приставов. Основная их задача- принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. В процессе выполнения этой задачи они в частности обязаны:

- принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

- предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с

материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

- рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования и др.

Судебный пристав-исполнитель имеет широкие права:

- получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

- проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и

ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

- давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам

совершения конкретных исполнительных действий;

- входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими

лицами или принадлежащих им;

- арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением

имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом и др.

Судебные приставы обязаны использовать предоставленные им права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

С февраля1999 г. надзор за исполнением законов судебными приставами осуществляют

Государственное управление юстицией

Органы юстиции и нотариат………………………………………….12

О судебных приставах………………………………. 13

Список использованной литературы……………………………………. 16

Государственное управление в области юстиции – это исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления, состоящая в организационном обеспечении функционирования судов, государственного нотариата, органов записи актов гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений, правовом регулировании деятельности юридической службы и сотрудничества с организациями адвокатов.

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации координирует деятельность Минюста России.

В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.

Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Основные задачи Минюста России

Основными задачами Минюста России являются:

1) реализация государственной политики в сфере юстиции;

2) обеспечение прав и законных интересов личности и

3) обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

4) обеспечение установленного порядка деятельности судов;

5) обеспечение исполнения актов судебных и других органов;

6) обеспечение исполнения уголовных наказаний.

7) участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности.

В целях дальнейшего развития и совершенствовании российского законодательства Министерство юстиции Российской Федерации:

по поручениям Президента Российской Федерации участвует в проведении экспертизы законов Российской Федерации, направленных ему для подписания;

по поручениям Правительства Российской Федерации рассматривает и обобщает предложения федеральных органов исполнительной власти по вопросам законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, дает правовое заключение о необходимости разработки законопроектов;

координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подготовке законопроектов;

разрабатывает законопроекты, вносимые Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, или участвует в их подготовке;

осуществляет юридическую экспертизу проектов конституционных федеральных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации;

проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и в случае несоответствия их Конституции Российской Федерации или федеральному закону представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего правовой акт, и в соответствующие федеральные органы государственной власти;

На Министерство юстиции предполагается возложить функции федерального органа исполнительной власти, координирующего деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния, предусмотренного проектом федерального закона "Об актах гражданского состояния".

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в рамках Министерства юстиции Российской Федерации предусматривается создать и систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

10) Контроль за исполнением законодательства.

Согласно Федеральному закону "Об общественных объединениях" Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям.

Полномочия Минюста России

Минюст России в пределах своей компетенции:

1) создает свои территориальные органы, утверждает положения, утверждает штатную численность и фонд оплаты труда работников в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников;

2) создает учреждения юстиции и иные организации, реорганизует и ликвидирует их, а также утверждает их уставы;

3) заключает международные договоры Российской Федерации межведомственного характера;

4) запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

5) привлекает для разработки проектов нормативных правовых актов и осуществления их экспертизы научные и другие организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

6) привлекает в необходимых случаях в установленном порядке для осуществления своих задач и функций работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

7) направляет в орган, издавший нормативный правовой акт,

обязательный для исполнения запрос о представлении данного акта на государственную регистрацию;

8) представляет в случае несоответствия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации или федеральному закону мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший данный акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти;

9) направляет в руководящие органы общественных объединений и религиозных организаций запросы о предоставлении их распорядительных документов;

10) направляет своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых общественными объединениями и религиозными организациями;

11) вносит в президиумы коллегий адвокатов представления о возбуждении дел о дисциплинарной ответственности адвокатов;

12) направляет в коллегии адвокатов предупреждения об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации;

13) запрашивает у федеральных органов исполнительной власти, предприятий - разработчиков и изготовителей вооружения и военной техники государственных посредников - федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих в установленном порядке экспорт (импорт) вооружения, военной техники, работ и услуг военного назначения, информации и результатов интеллектуальной деятельности в военно - технической области, лицензии на производство вооружения и военной техники и использование соответствующих технологий, а также сведения, необходимые для осуществления правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско - правового оборота результатов научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения;

Основные функции Минюста России

Минюст России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

1) координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти;

2) проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

3) проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

4) обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Конституционном Суде Российской Федерации;

5) осуществляет государственную регистрацию нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) осуществляет проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, и при необходимости запрашивает нормативные правовые акты в целях их государственной регистрации;

7) осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

8) обобщает практику государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, представляет Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующую информацию, в том числе о нормативных правовых актах, в государственной регистрации которых отказано;

9) представляет в Правительство Российской Федерации предложения об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации;

10) изучает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере юстиции, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по его совершенствованию;

11) осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

12) ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

Руководство Минюста России

Минюст России возглавляет Министр юстиции Российской Федерации (далее именуется - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

1) осуществляет на основе единоначалия общее руководство деятельностью Минюста России и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Минюст России;

2) устанавливает полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними и поручает им исполнение части своих полномочий, устанавливает полномочия других должностных лиц системы Минюста России по решению ими оперативных, организационно - штатных, кадровых, финансовых, производственно - хозяйственных и иных вопросов, относящихся к компетенции Минюста России;

3) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, а также предложения по реализации политики государства в сфере юстиции;

4) подписывает изданные в пределах компетенции Минюста России постановления, приказы, распоряжения и иные акты, а также организует проверку их исполнения;

5) подписывает международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

6) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации представления о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

В Минюсте России образуется коллегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии) и заместители Министра, руководящие работники системы Минюста России, а также иные специалисты в сфере юстиции.

Члены коллегии Минюста России, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра.

Коллегия на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Минюста России.

Решения коллегии Минюста России реализуются приказами и распоряжениями Министра. В случае разногласий между Министром и коллегией Министр реализует свое решение. О возникших разногласиях Министр информирует Президента Российской Федерацииили Правительство Российской Федерации.

При Минюсте России образуются научно - консультативные советы. Состав советов и положения о них утверждаются Министром.

Органы юстиции и нотариат

Министерство юстиции ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой. Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Лицензия на право нотариальной деятельности (далее - лицензия) выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии.

Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции.

В республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

О судебных приставах

На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды), а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральным законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации образует службу судебных приставов, возглавляемую заместителем министра юстиции Российской Федерации - главным судебным приставом Российской Федерации.

Служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской Федерации.

В службу судебных приставов входят:

департамент судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, возглавляемый заместителем главного судебного пристава Российской Федерации;

служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Управление военных судов), возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов - главным военным судебным приставом;

службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации (далее - службы судебных приставов), возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов Российской Федерации - главными судебными приставами субъектов Российской Федерации;

районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно - территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов - исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов через главного судебного пристава Российской Федерации.

Органы юстиции субъектов Российской Федерации осуществляют организационное и методическое руководство деятельностью соответствующих служб судебных приставов через главных судебных приставов субъектов Российской Федерации.

Государственное управление в области юстиции – это исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления, состоящая в организационном обеспечении функционирования судов, государственного нотариата, органов записи актов гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений, правовом регулировании деятельности юридической службы и сотрудничества с организациями адвокатов.

Органами управления юстицией являются Министерство юстиции Российской Федерации и соответствующие органы управления субъектов Федерации. Министерство юстиции РФ – федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере юстиции.

Министерство юстиции разрабатывает и вносит в соответствующие государственные органы предложения по вопросам организации общих и военных судов, назначения судей и избрания народных заседателей.

Особого внимания заслуживает деятельность Министерства юстиции по регистрации нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан. В соответствии с законодательством эти акты считаются не вступившими в законную силу, если они не зарегистрированы Министерством юстиции и не опубликованы в официальных изданиях. Министерству юстиции отведена важная роль в организации деятельности органов нотариата и загса (органов, осуществляющих запись актов гражданского состояния).

На Министерство юстиции и его органы возложены важнейшие задачи и функции в сфере юстиции. В целом Министерство юстиции обладает широкими полномочиями в сфере исполнительной власти.

Список использованной литературы

1. Административное право РФ. Ч.2. Под ред. Алехина А.П, Козлова Ю.М. 1995.

2. Административное право РФ. Под ред. Овсянко Д.М. М. 1997.

3. Основы законодательства о нотариате от 11.02.93.

4. Положение «О Министерстве юстиции РФ» от 04.11.93.//САПП РФ.1993.№48.

5. Постановление Правительства РФ от 03.06.95. «О дополнительных функциях Минюста РФ»//СЗ РФ. 1995.№24.

6. Положение « О концепции реформирования органов и учреждений юстиции РФ».// Рос.газета. 16.10.96.

7. Правоохранительные органы РФ. Под ред. Божьева В.П. М. 1997.

8. Федеральный закон РФ «О судебных приставах» от 21.07.97.