Руководства, Инструкции, Бланки

Бланк Нейропсихологического Обследования img-1

Бланк Нейропсихологического Обследования

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Семенович А

1. А) Праксис поз по зрительному образцу. И. «Делай, как я».

Ребенку последовательно предлагается каждая из изображенных ниже поз пальцев (рис. 2), которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.

Б) Праксис поз по кинестетическому образцу. И. «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу. Образцы поз и условия те же, что и в пункте А.

2. Перенос поз по кинестетическому образцу. И. «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке». Образцы поз и условия те же.

Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей — с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).

3. Оральный праксис. И. «Делай, как я». Эксп. выполняет следующие действия: улыбка, вытягивание губ в трубочку; язык высунут прямо, поднят к носу, эксп. проводит им по губам; надувает щеки; хмурится, поднимает брови и т.п.

Каждое движение воспроизводится ребенком.

Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: «Нахмурься» или «Дотянись языком до носа». Но в этом случае следует дифференцировать вторичные ошибки, которые возникают у ребенка вследствие недостаточности понимания и т. п.

Кинетический (динамический) праксис

1. «Кулак — ребро — ладонь». И. «Делай, как я». Далее выполняется последовательный ряд движений (рис. 3); меняются лишь позы, сама рука не меняет месторасположения.

Другие статьи

Методика нейропсихологического обследования

/ Методика нейропсихологического обследования

А) Праксис поз по зрительному образцу.

Инструкция: «Делай, как я». Ребенку последовательно предлагается каждая из следующих поз пальцев, которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.

- второй палец (указательный) вытянут вперед;

-пятый палец (мизинец) вытянут вперед;

-первый и второй пальцы (большой и указательный) соединены в кольцо;

- первый и третий пальцы (большой и средний) соединены в кольцо;

- первый и четвертый пальцы (большой и безымянный) соединены в кольцо;

- первый и четвертый (большой и мизинец) соединены в кольцо;

-второй и пятый (указательный и мизинец) вытянуты;

-второй и третий (указательный и средний) вытянуты.

Б) Праксис поз по кинестетическому образцу.

Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу. Образцы поз и условия те же, что и в пункте А.

Перенос поз по кинестетическому образцу.

Инструкция: Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно также на другой руке». Образцы поз и условия те же.

Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем, наоборот, с левой на правую.

Кинетический (динамический) праксис

Смена трех положений кисти – «кулак- ребро- ладонь».

Инструкция: «Делай как я». Далее выполняется последовательный ряд движений, руке придается положение кулака, распрямленной кисти, расположенной «ребром», и ладони, ударяющей по столу плашмя. Два раза задание выполняется вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагается ему сделать самостоятельно и в более быстром темпе. (Затем то же с зафиксированным языком и с закрытыми глазами).

Графическая проба «Заборчик». Эксперементатор рисует ребенку образец» ПЛПЛ

Инструкция: «Продолжи узор, не отрывая карандаша от бумаги».Условия те же, что и в пункте 1.

Инструкция: «Напиши: Мишина машина; у Миши шишка; слушайте тишину».

Реципрокная координация рук.

Инструкция: «Положи руки на стол. Делай как я». Руки лежат на столе, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Затем положение рук меняется, одновременно сжимая одну и разжимая другую. Несколько раз задание выполняется совместно с ребенком, потом предлагается ему сделать самому. Условия те же, что и в пункте 1.

Пробы Хэда. Эксп. и ребенок сидят напротив друг друга. Инструкция: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой». Предлагается выполнение сначала одноручных (эксперем. постоянно меняет руки), затем двуручных проб. После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.

I. Зрительный гнозис

1. Восприятие реалистических изображений. Инструкция: «Что здесь нарисовано?» Следует отмечать, направление вектора восприятия (слева- направо, справа- налево, сверху- вниз, снизу- вверх)

2. Восприятие перечеркнутых изображений. Инструкция: та же, что и в пункте 1.

3. Восприятие наложенных изображений (фигуры Поппельрейтера).

4. Восприятие незавершенных изображений. Инструкция та же.

5. Восприятие сюжетной картины «Прорубь».

II. Слуховой гнозис

1. Оценка ритмических структур. Исследователь стучит по столу, ребенку предлагается определить, сколько раз он стучит или сколько ударов содержится в каждой «пачке».

А) Инструкция: «Сколько раз я стучу?» (2,3,4 коротких и/или длинных ударов)

Б) Инструкция: «По сколько раз я стучу?» (по 2, по 3 удара)

В) Инструкция: «Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?»

2. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу. Инструкция: «Постучи как я».

А) Воспроизведение простых ритмов (по 2, 3, 4 коротких и/или длинных ударов)

Б) Воспроизведение акцентированных ритмов (2, 3, 2, 3, 2), (3, 2, 3, 2, 3)

3. Воспроизведение ритмов по инструкции.

А) Инструкция: «Постучи по 2 раза», «Постучи по 3 раза».

Б) Инструкция: «Постучи по 2 раза сильно и по 3 раза слабо».

III. Соматосенсорный гнозис

1) Экспериментатор рисует пальцем (палочкой) на правой и на левой руке ребенка поочередно фигуры (треугольник, крестик, кружок) и цифры (по 5 на каждую руку).

2) Глаза ребенка закрыты. Экспериментатор вкладывает предмет в его руку, используются хорошо знакомые предметы по три в каждую руку: расческа, ключ, булавка. Ребенок должен на ощупь узнать его.

I .Исследование слухоречевой памяти.

1) Запоминание двух групп по три слова. Инструкция: Ребенку предлагается повторить слова: «дом, лес, кот». Ребенок повторяет. После этого предъявляется вторая группа слов: «ночь, игла, пирог». Ребенок повторяет. Затем спрашивают: «Какие слова были в первой группе?». Ребенок отвечает. Затем спрашивают: «Какие слова были во второй группе?». Ребенок отвечает. Если ребенок не может развести слова по группам, задается более простой вопрос: «Какие вообще были слова?». Если ребенок затрудняется в выполнении задания, процедура повторяется не более пяти раз. После этого проводится гетерогенная интерференция (3-5 мин.), для этого может служить счет от 1 до 10 и обратно, сложение, вычитание; для ребенка старше 10 лет – серийный счет «100-7» и т.д. После чего ребенка просят повторить слова, которые были даны в первой и второй группах, без их предъявления.

2) Запоминание 6 слов. Инструкция: «Я скажу тебе несколько слов, ты постарайся их запомнить в том же порядке. Слушай: «рыба, печать, дрова, рука, дым, ком». Ребенок повторяет. При неудачном воспроизведении тест повторяется не более пяти раз. Затем проводится гетерогенная интерференция (3-5 мин.), для этого используется серийный счет, попеременное вычитание из 30 то 1, то 2. После этого ребенка просят воспроизвести слова без дополнительного предъявления.

3) Запоминание рассказа. Инструкция: «Я расскажу тебе короткий рассказ, а ты постарайся его пересказать как можно точнее. Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но она не выдержала и закричала по галочьи. Голуби ее узнали и выгнали. Тогда она вернулась к своим. Но те ее также не признали и выгнали». При неполном пересказе задаются наводящие вопросы для оценки продуктивности пассивной и активной памяти ребенка.

II. Исследование зрительной памяти.

1. Запоминание 6 фигур. Инструкция: Ребенку предъявляется образец на 10-15 сек. «Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можно точнее».

Образец убирается и ребенок рисует то, что запомнил. При ошибочном воспроизведении образец предъявляется еще, но не более пяти раз. При повторном воспроизведении весь ряд элементов рисуется заново, т.е. убирается образец и закрывается то, что нарисовал ребенок в предыдущий раз. Прочность хранения исследуется через 20-25 мин. после выполнения других заданий.

Ребенку предлагается другой ряд из шести фигур для запоминания, он должен воспроизвести другой рукой. Процедура проведения та же.

Запоминание 6 букв. Инструкция: Ребенку предлагается запомнить следующий ряд букв:

Процедура проведения та же, что и в пункте 1.

3)Запоминание сюжетной картинки. Перед ребенком кладется сюжетная картинка «Лето». Инструкция: «Рассмотри внимательно всю картину и постарайся запомнить, как бы сфотографировать ее». После чего картинка убирается и ребенку задаются вопросы:

- Какое время года на картинке? Сколько там человек?

- Что происходит здесь? (На чистом листе бумаги указывается левый нижний угол, там нарисован пруд.)

- Что находится в пруду и рядом с ним?

- Какие еще животные и растения есть на картинке?

- Кто чем занимается?

- Где на картинке заяц и птица с гнездом? (Ребенок отмечает крестиком на чистом листе бумаги.)

Прочность хранения организованной по смыслу зрительной информации исследуется через 20-25 мин. Перед ребенком кладется чистый лист, его просят нарисовать эту картинку: «Помнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй мне ее, можно схематически, можно просто ставить крестики и очерчивать границы той или иной фигуры или фрагмента».

Исследование пространственныхфункций.

1. Исследование пространственных представлений (стратегия копирования; структурно-топологические, координатные, метрические представления).

Копирование фигуры Рей-Тейлор. Перед ребенком кладется образец с фигурой Тейлора и (ниже) чистый лист бумаги. Инструкция: «Нарисуй такую же фигуру». Для фиксации стратегии копирования ребенку предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования экспериментатор меняет (по порядку цветов радуги). Никаких разворотов образца не допускается; манипуляции с собственным листом строго фиксируются. Во время эксперимента психолог воздерживается от любых замечаний. Отмечается время копирования.

По окончании копирования ребенку предлагается также скопировать фигуру Рея-Остерица другой рукой.

2. Исследование проекционных представлений.

А) Самостоятельный рисунок, воспроизведение по памяти и копирование рисунка стола. Сначала ребенка просят нарисовать стол. После выполнения задания предлагается образец с изображением стола, дается следующая инструкция: «Посмотри внимательно, запомни». Образец убирают и ребенка просят нарисовать такой же по памяти. Затем предлагается скопировать образец. Задание выполняется правой и левой рукой.

Б) Самостоятельный рисунок, воспроизведение по памяти, копирование рисунка дома. Задание выполняется аналогично предыдущему.

3. Исследование пространственного праксиса. Пробы Хэда. (см. «Исследование праксиса».

4. Исследование конструктивного праксиса. Конструирование из кубиков Коса. Ребенка просят сложить узор из кубиков в соответствии с предлагаемым образцом. Инструкция: «У тебя кубики, они все одинаковые. Здесь на карточке (эксп. показывает образец) нарисован узор. Сложи такой же».

5. Исследование квазипространственных функций.

А) Понимание логико-грамматических конструкций.

Б) Счетные операции. Серийный счет: (30-2)-1, 100-7.

Исследование интеллектуальныхфункций.

1. Интерпретация сюжетных картин две одноактные, две серийные, две последовательности картин.

2. Выделение общего смысла рассказа. «Галка и голуби».Смысловые вопросы: «Почему голуби впустили галку в голубятню?», «Почему галку прогнали с голубятни?».

3. Четвертый лишний (вербальный, невербальный)

4. Вербальные и невербальные аналогии

Бланк нейропсихологического обследования - вопрос решен

Нейропсихологическое исследование при черепно

Что вы имеете в виду, говоря о динамических параметрах психологической деятельности? значимость количественной оценки показывают западные психометрические тестовые батареи, которые все почаще употребляются в российскей нейропсихологии. потому нужны поиски новых путей валидизации данных. В процессе наблюдения мы лицезреем нрав допускаемых нездоровым ошибок, его реакции на фуррор либо нефуррор, высококачественные особенности и динамические характеристики деятельности хворого.

принципиально выделить, что при этом остаются сохранные звенья, обеспечиваемые работой интактных мозговых зон либо систем. сконструировать аннотации к каждому разделу нейропсихического обследования. Поиск фактора является гибким и логическим процессом, зависящим от верно выявленных первичных и вторичных симптомов.

Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах

возлагаем надежды, что наша беседа углубит и расширит представления о мозговой организации психологических функций и их нарушениях при различной мозговой патологии, почерпнутые из курса нейропсихологии. Первичное заключение психического обследования. Схема нейропсихического исследования, направленная на обследование малышей.

Образец бланк заключения нейропсихологического

Заключение по данным нейропсихического исследования. к примеру, нейропсихологическое обследование малышей младшего школьного возраста не должно превосходить 3040 минут. Является внедрение в нее нейропсихического подхода к. Альбом для нейропсихического обследования лурия.

Нейропсихологическое обследование детей младшего

В связи с появлением новых направлений нейропсихологических исследовательских работ арсенал нейропсихологов повсевременно пополнялся уникальными методиками, разработанными забугорными учеными. Хомской и ее сотрудникам), является еще очень юный областью науки. Нейропсихологическое обследование нездоровых с афазией образование афазия методические.

эталон бланк заключения нейропсихического обследования. Заключение по результатам нейропсихического. Лурией были заложены базы внедрения его у нездоровых, перенесших чмт, с целью топической диагности поражения головного мозга и разработки способов восстановления нарушенных функций. Нейропсихологическое обследование начинается. Каковы главные принципы построения нейропсихологических исследовательских методик? посреди их есть такие причины, как полушарные, межполушарного взаимодействия, модально-неспецифические, общемозговые.

Исследование нейропсихологического статуса детей с диагнозом - Детский аутизм - Дипломная работа, страница 8

2.1 Описание процедуры исследования

Нами было обследовано 10 детей в возрасте от 7 до 10 лет, с выставленным диагнозом РДА которые наблюдались в Краевом психоневрологическом диспансере и в течение года проходили начальный коррекционный курс у психолога на кафедре клинической психологии ППФ КРАСГУ.

Необходимость начальной коррекционной работы до проведения обследования аутичных детей продиктована тем, что затрудненность коммуникативного контакта с такими детьми может давать искажение результатов проводимых проб. Детский аутизм это такая аномалия психического развития, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов, характерно нарушение общения, а, следовательно, взаимодействия с окружающим миром и людьми, поэтому начальный коррекционный курс предполагал работу по установлению более полноценного эмоционального контакта с аутичными детьми, что в дальнейшем позволило провести диагностическое нейропсихологическое обследование наиболее эффективно.

Каждый ребенок проходил нейропсихологическое обследование на предмет выявления нейропсихологического статуса.

Все дети, участвующие в нейропсихологическом исследовании, не имеют органического нарушения головного мозга и по классификации О.С.Никольской могут быть отнесены ко 2 - 3 группе заболевания.

2.2 Методики нейропсихологического исследования

Нейропсихологическая диагностика, включающая в себя комплекс нейропсихологических проб и заданий, является специальным разделом психологической диагностики, на основе которой принимаются топико-диагностические решения.

Нейропсихологическая диагностика осуществляется на многомерной, индивидуально-факторной основе, при которой необходимо учитывать единство (взаимосвязь, взаимообусловленность) качественных и количественных подходов. Являясь многомерным и много аспектным, нейропсихологическое исследование заключается в оценке состояния ВПФ, особенностей функциональной асимметрии полушарий и познавательных процессов.

Нейропсихологическое исследование предполагает оценку право-леворукости и доминантности полушарий по речи. Считается, что окончательный тип доминантности устанавливается в онтогенезе к 3-5 годам – это своеобразный рубеж, после которого возможность компенсации нарушенных функций за счет здорового полушария резко снижается (Симерницкая Э.Г. 1985).

В процессе исследования полученные данные уточняются, и окончательное решение о специфике полушарной асимметрии принимается на основе интеграции всех доступных анализу источников информации (анамнез, опрос, пробы и т.п.).

Оценка речевого статуса является важнейшей предпосылкой коммуникативной деятельности. При анализе учитывается способность ребенка понимать задание, мимика, жесты, характер ответов: их односложность или развернутость, особенности произносительной стороны речи, наличие эхолалий, быстрота и др.

Исследование моторики позволяют получить комплексную характеристику двигательного анализатора в целом.

Специфика нейропсихологической диагностики в детском возрасте заключается в том, что оценка результатов выполнения какого-либо задания требует знания возрастных нормативов его выполнения. Кроме этого, должна учитываться возрастная доступность самой процедуры тестирования. Обычно, чем младше ребенок, тем явственнее на результатах выполнения задания сказываются общепсихологические факторы и, в том числе, интеллектуальная зрелость.

Нейропсихологическому исследованию предшествует знакомство с историей болезни, краткая беседа с родителями для получения предварительной информации о речевом статусе ребенка, о право-леворукости, его эмоционально-эксперссивных особенностях, уровне осознания болезни, отношения к ней.

Темп предъявления проб и заданий – индивидуальный; учитывается длительность латентного периода перед выполнением пробы, затруднения при включении в действие и необходимость дополнительной стимуляции, импульсивность, нарушение произвольного внимания, его истощаемость и т.д.

Результаты нейропсихологического исследования фиксируются в протоколе обследования, рисунках.

Успешность выполнения каждого задания условно ранжирована по 4-х бальной системе – 0, 1, 2, 3 при этом оценки:

0 – отсутствие ошибок или ошибки «неспецифические» для той или иной пробы;

1 – слабо выраженные нарушения;

2 – нарушения средней степени;

3 – грубые расстройства.

Нейропсихологическое обследование проводилось при помощи луриевских методов нейропсихологической диагностики, в исследовании применялись следующие методики:

Оценка латеральной организации функций.

1. Луриевские пробы

2. Зрительная асимметрия

Исследование зрительного и зрительно-пространственного гнозиса.

Узнавание реальных изображений

Узнавание перечеркнутых изображений

Узнавание наложенных изображений

Узнавание недорисованных изображений

Процедура нейропсихологического обследования детей

Общая характеристика процедуры нейропсихологического обследования детей

Нейропсихология является единственной дисциплиной психологии, изучающей соотношение психических явлений и процессов с физиологическими структурами головного мозга. Иными словами, нейропсихология изучает психическую деятельность человека в нормальном и патологическом состоянии с точки зрения ее мозговой организации. Отсюда вытекает основная функция нейропсихолога: рассматривать любой психологический феномен (не важно, в норме или патологии) в конкретном половозрастном и социокультурном аспекте с позиций его церебрального обеспечения.

Нейропсихологическое обследование позволяет установить степень нарушения когнитивных функций, и то, как это приводит к нарушению повседневной активности, а также выявить вероятные причины наступивших изменений. В дальнейшем полученные данные помогут специалистам НДЦ Клинической психиатрии контролировать ход лечения, ориентируясь на степень выраженности когнитивных нарушений и их изменение входе фармакотерапии, а также подобрать поведенческие методы коррекции когнитивных расстройств.

Глава 1. Нейропсихологическая диагностика 1.1 Определение, цели нейропсихологического обследования

Нейропсихологическая диагностика — это исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений (состояния) высших психических функций (ВПФ) и установления связи выявленных дефектов/особенностей с патологией или функциональным состоянием определенных отделов мозга либо с индивидуальными особенностями морфо-функционального состояния мозга в целом.

С помощью нейропсихологической диагностики можно определить:

  • целостный синдром нарушений ВПФ, обусловленный поломкой (или особым состоянием) одного или нескольких мозговых факторов;
  • особенности энергетических, операциональных и регуляторных составляющих психических процессов, а также различных уровней их реализации;
  • преимущественную латерализацию патологического процесса;
  • поврежденные и сохранные звенья психических функций;
  • различные нарушения одной и той же психической функции при поражении разных участков мозга.

Прежде всего, перед изучением собственно методик необходимо ознакомиться с анатомией нервной системы и с основами нейропсихологии. Затем нужно понять теоретико-методологические основы нейропсихологической диагностики; представить себе общую картину, обследования; принципы построения нейропсихологических диагностических методик. В дальнейшем необходимо овладеть конкретными знаниями и навыками применения нейропсихологических методик исследования различных высших психических функций, а также методов исследования межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Наконец, нелишними будут представления о современных направлениях нейропсихологической диагностики в России и за рубежом.

Основной блок нейропсихологических диагностических методик, без сомнения, создан в 1940–1960-е гг. А.Р. Лурией (Лурия, 1962). Однако следует иметь в виду, что ряд методик был им заимствован у других авторов. Например, проба на реципрокную координацию принадлежит известному советскому психиатру Н.И. Озерецкому (Гуревич, Озерецкий, 1930). Пробы на пространственный праксис созданы Г. Хэдом. Кроме того, нейропсихология всегда являлась динамично развивающейся отраслью знания, поэтому в ней постоянно разрабатывались новые методические приемы, и в этой разработке принимали активное участие ближайшие ученики А.Р. Лурии — Л.С. Цветкова, Н.К. Корсакова (Киященко), Э.Г. Симерницкая и др. (Цветкова, 1985;Киященко, 1973; Симерницкая, 1978). В качестве примера можно привести методики, направленные на исследование нарушений речи, памяти. В связи с возникновением новых направлений нейропсихологических исследований арсенал нейропсихологов постоянно пополнялся оригинальными методиками, разработанными зарубежными учеными. Для исследования зрительно-конструктивной деятельности стали часто применяться комплексные (сложные) фигуры Рея и Остеррайха (Rey, 1941; Osterrieth, 1944), для исследования межполушарного взаимодействия — методика дихотического прослушивания Д. Кимура (Kimura, 1961; 1973). В настоящее время в России и за рубежом применяются модификации классического нейропсихологического обследования, осуществленные Л.С. Цветковой, Е.Д. Хомской, А.В. Семенович и др. (Цветкова, 1998; Нейропсихологическая диагностика, 1994; Нейропсихология детского возраста, 1998; Цветкова, Ахутина, 1981; Пуанте, 1998; Golden, 1981).

Прежде всего, это теория системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурия и метод синдромного анализа их нарушений (Лурия, 1962, 1973). Нейропсихологическая диагностика также базируется на современных представлениях о психологическом строении и мозговой организации психических функций. Важную роль в понимании генезиса и строения ВПФ играют культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского, теория деятельности А.Н. Леонтьева, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, идеология системного подхода к изучению психических явлений. Наконец, нейропсихологическая диагностика разрабатывалась и применялась с учетом фундаментальных представлений о нейрофизиологических и биохимических закономерностях интегративной деятельности мозга (И.П. Павлов, П.К. Анохин и др.)

1.2.Принципы, этапы нейропсихологической диагностики

Основные принципы таковы:

  • Принцип преимущественной направленности конкретной методики на исследование определенного психического процесса или определенного звена этого психического процесса («функциональная проба»).
  • Принцип нацеленности нейропсихологических методик в первую очередь на выявление нарушенных звеньев психических функций («провокация»).
  • Принцип исследования любой психической функции (фактора) с помощью набора методик, результаты которых дополняют и уточняют друг друга («перекрестный контроль»).
  • Принцип обязательного анализа не только конечного результата деятельности, но и процесса выполнения задания в его различных составляющих (нейродинамических, мотивационных, регуляторных, операциональных).
  • Принцип сочетания качественного анализа выявленных нарушений с количественной оценкой степени выраженности симптомов.
  • Принцип обучения — в ходе выполнения конкретной методики нейропсихолог при необходимости фиксирует возможность усвоения испытуемым способа действия и его применения в аналогичных заданиях.
  • Принцип сопоставления данных, полученных при нейропсихологическом обследовании, с данными анамнеза, объективных клинических и параклинических исследований.
  • Принцип учета возрастных и преморбидных особенностей испытуемого.
  • Заметим, что большинство перечисленных выше принципов важны не только для нейропсихологической диагностики, но и для решения диагностических задач в других областях клинической психологии, например, в патопсихологии (Зейгарник, 1986; Практикум по патопсихологии, 1987).

С одной стороны, существуют общие правила построения и проведения нейропсихологического обследования в целом и отдельных методик в частности. Обследование должно проводиться индивидуально, занимать определенное время, включать задания разного уровня сложности, направленные на исследование основных психических функций. Есть достаточно жесткие правила предъявления инструкций и стимульного материала к нейропсихологическим методикам. С другой стороны, каждое нейропсихологическое обследование уникально: применяемый набор методик, последовательность и темп их предъявления, даже характер инструкций могут варьироваться в зависимости от целей обследования, его гипотезы, особенностей состояния больного. Заметим, что любой нейропсихолог должен уметь быстро и грамотно принять решение о выборе тактических нюансов обследования.

Обследование должно быть достаточно компактным и занимать не более полутора часов. Его продолжительность, как правило, зависит от состояния и возраста испытуемого. Например, нейропсихологическое обследование детей младшего школьного возраста не должно превышать 30–40 минут. Если испытуемый жалуется на утомление, и качество его деятельности вследствие этого заметно ухудшается, нейропсихолог должен прервать проведение обследования и закончить его в другое время.

Почти все нейропсихологические методики очень компактны, и психически здоровые взрослые испытуемые могут затратить на их выполнение от нескольких секунд до нескольких минут. Однако когда мы обследуем больных с поражениями мозга, выполнение некоторых (или большинства) методик занимает более длительное время. В целом можно сказать, что выполнение методики должно продолжаться до тех пор, пока не завершена ее процедура и/или нейропсихолог не решил для себя, каковы качественные особенности нарушений и степень их выраженности.

Методики могут быть направлены на исследование определенного фактора (т.е. принципа работы какого-либо участка мозга), механизма возникновения нарушений или на выявление феноменов, наблюдающихся при поражении тех или иных зон мозга. Механизмы возникновения некоторых феноменов пока недостаточно изучены. Например, ряд двигательных, речевых, тактильных проб направлен на исследование кинестетического фактора. Наряду с этим существуют пробы для выявления лицевой или цветовой агнозии при поражениях задних отделов правого полушария, о факторной нейропсихологической обусловленности которых пока строятся лишь предположения.

Нейропсихологическое обследование проводится индивидуально. Любая психическая функция (или ее компоненты) не просто исследуются с помощью набора методик, но оцениваются на разных уровнях сложности, произвольности и с разным составом афферентных звеньев (например, только с опорой на ведущую афферентацию). Существуют особые приемы усложнения (сенсибилизации) нейропсихологических методик: ускорение темпа выполнения, исключение зрительного контроля, увеличение объема деятельности, усложнение характеристик стимульного материала, минимизация речевого опосредствования и др.

Глава 2. Клиентский случай 2.1. Проведение нейропсихологического обследования, написание заключения

Нейропсихологическое обследование проводилось по диагностическому альбому Н.Я.Семаго.

Ф.И. ребенка: Варвара.

Возраст: 6 лет 8 мес. (д.р. 17.10.2008)

Дата обследования: 09.06.2015

За консультацией обратилась мама девочки с жалобами на трудности чтения и заниженную самооценку.

В результате проведенного обследования были выявлены следующие особенности психологического развития.

Девочка хорошо идет на контакт, инструкции к заданиям понимает и усваивает с первого предъявления, работать начинает торопливо, часто не дослушав вопрос, при беседе периодически проявляются запинки в речи. Эмоциональные реакции и поведение адекватны ситуации обследования.

Запас общих знаний и представлений несколько ниже возрастной нормы: не может назвать полностью ФИО, адрес проживания.

Выявляется преимущественное доминирование левого полушария, в обработке поступающей информации, правая рука, правый глаз, правое ухо, правая нога превалирующие, чем свидетельствует выполнение проб на исследование мануальных и сенсорных предпочтений.

В сфере движений и действий отмечается недостаточная ловкость пальчиков и кистей рук. Проба на реципрокную координацию выполняет со стуком, не может одновременно изменять движение обеих рук, кулак заворачивает. Кинетический праксис при вхождении в деятельность нарушен, после смены стереотипа ошибки были незначительные. В начале деятельности было расширение программы деятельности.

В зрительно-предметном восприятии проявляется инверсия вектора восприятия. Сканирование предметов хаотичное. Наблюдаются трудности при опознании как наложенных, так и перечеркнутых фигур (использует перцептивно близкие замены).

Слабость пространственного фактора обусловливает зеркальное восприятие и выполнение движений, графических заданий, затрудняет понимание предложных конструкций («в», «на», «за», «под» и т.д).

Восприятие ритмов и их воспроизведение в норме, были единичные нарушения при воспроизведении ритма из-за импульсивности. Восприятие бытовых шумов за окном распознает. Путает звуки (Б-П, Д-Т, З-С, Г-К – воспроизводит, БПБ, ДТД, ЗСС – меняет местами, может вставить другую букву).

Слухоречевая память соответствует возрастным нормативам. Кривая заучивания слов: 6,7,6,6,7. Единичные замены близких по значению слов (кот-кошка, брат-сын).

Ребенку доступны основные мыслительные операции, обобщает и исключает с опорой на категорийные признаки, последовательно составляет рассказ по серии сюжетных картинок, умеет построить самостоятельный связный рассказ с выделением основной мысли.

Выраженное нарушение экспрессивной речи – ограниченное словарное развитие, использование небольшого набора шаблонных слов, плавность речи нарушена, на фоне этого могло появиться заикание в частности в тревожных ситуациях. Понимание речи не затруднено. Характерно адекватное использование невербальных реплик, жестов, стремление к общению.

Уровень самооценки у девочки в норме, но можно говорить о тревоге, эмоциональной зависимости, чувстве дискомфорта, что особенно проявлялось в начале деятельности.

На фоне дефицита работы указанных факторов выявляются хорошо развитые функциональные системы, являющиеся компенсаторными в отношении ослабленных:

  1. фактор «образов-представлений» позволяет девочке достаточно хорошо распознавать существенные признаки предметов и ориентироваться на зрительные образы.
  2. фактор слухоречевой памяти и объема акустического восприятия, характеризуется хорошими возможностями запоминать достаточно большой объем информации, правильно его дифференцировать на слух.
  3. мыслительные особенности развиты в пределах возрастной нормы, девочке доступны операции обобщения и сравнения с опорой на категорийные признаки, хорошо понимает связи и отношения по аналогии.

Вывод: на фоне хорошего развития интеллекта и эмоционально-личностной сферы, выявляется недостаточное развитие следующих факторов:

  • недостаточность пространственного фактора;
  • дефицит кинетического и кинестетического факторов.
  • Дефицит энергетического компонента психической активности.

1) психолого-педагогическая коррекция, включающая активизацию сенсомоторного уровня, развитие пространственных представлений, речи и саморегуляции;

2) занятия с логопедом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашова Е.Ю. Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах 2012.

2. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст.