Руководства, Инструкции, Бланки

бланки документов должны иметь поля img-1

бланки документов должны иметь поля

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Бланки документов должны иметь поля

2.2.3 Требования к бланкам документов и оформлению документов

Устанавливаются два основных формата бланков документов - А4 и А5; допускается использование бланков форматов А3 и А6 по ГОСТ 9327.

Бланки документов должны иметь поля не менее, мм:

20 - левое; 10 - правое;

20 - верхнее; 10 - нижнее.

Бланки документов следует изготавливать на белой бумаге или бумаге светлых тонов.

Бланки допускается изготавливать типографским способом, с помощью средств оперативной полиграфии или воспроизводить с помощью средств вычислительной техники непосредственно при изготовлении конкретного документа. Исключение составляют бланки организаций с изображением Государственного герба Российской Федерации или гербов субъектов Российской Федерации.

Устанавливают два варианта расположения реквизитов на бланках - угловой и продольный.

Реквизит 03 располагают над серединой реквизита 06. Реквизит 06 допускается располагать на уровне реквизита 03. Реквизиты 06, 08, 12, ограничительные отметки для реквизитов 09, 10 в пределах границ зон расположения реквизитов размещают одним из способов: центрованным (начало и конец каждой строки реквизита равно удалены от границ зоны расположения реквизитов); флаговым (каждая строка реквизита начинается от левой границы зоны расположения реквизитов).

Для организации, ее структурного подразделения, должностного лица устанавливают следующие виды бланков документов: общий бланк; бланк письма; бланк конкретного вида документа, кроме письма.

Общий бланк используют для изготовления любых видов документов, кроме письма.

Бланки структурного подразделения организации или должностного лица проектируют в том случае, если руководитель подразделения или должностное лицо имеют право подписи.

На бланках организаций субъектов Российской Федерации, имеющих наряду с русским языком в качестве государственного национальный язык, реквизиты 06, 12 печатают на двух языках: русском и национальном, на одном уровне продольного бланка.

Допускается документы изготавливать на пишущей машинке или при помощи печатающих устройств средств вычислительной техники.

Отдельные внутренние документы, авторами которых являются должностные лица, допускается писать от руки (заявление, объяснительная записка и т.п.).

При изготовлении документов на двух и более страницах вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы. Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа.

Допускается печатание документов с использованием оборотной стороны листа.

2.3 Работа с организационной документацией

2.3.1 Автоматизация организационных документов

Процесс документации в управлении организацией традиционно состоит из операции сбора исходной информации, изготовления документа (подготовки текстовых и (или) цифровых данных и печатания их на бланке), придания документу юридической силы. Эти операции могут выполняться как вручную, так и с помощью средств вычислительной техники (ВТ).

Внедрению современной электронной вычислительной техники в управление предшествовала механизация вычислительных работ на базе клавишных и счетно-перфорационных вычислительных машин.

Электронная техника обладает по сравнению с механизированными клавишными и счетно-перфорационными машинами более значительными вычислительными возможностями. Это позволило в свое время перейти к комплексной автоматизации управленческих функций. С появлением ЭВМ стало возможным создание автоматизированных информационных систем и систем управления, автоматизированных рабочих мест, других систем автоматизированной обработки документов.

Широкое распространение в документообороте предприятий и организаций получают документы, ориентированные на обработку средствами вычислительной техники и создаваемые средствами ВТ на бумажном и машинном носителях. Рационализация формы и содержания документов на бумажном носителях с последующим их вводом в базу данных ЭВМ, фиксацией на машинный носитель или отображением на экране видеотерминала осуществляется в процессе унификации.

2.3.2 Унификация организационных документов

Унификация организационных документов направлена на их сокращение и приведение к единообразию (имеется в виду единообразное размещение показателей на формах, а также обеспечение сопоставимости информации во взаимосвязанных документах). Сокращение достигается путем исключения документов, не имеющих существенного значения, и дублируемых показателей.

Унификация форм документов осуществляется на основе единой графической модели их построения-формуляра-образца.

С 1987 года введен ГОСТ 6.10.5-87, который может рассматриваться как основа для проектирования формуляров-образцов на единых методологических принципах.

Унификация формы и содержания документов проводится с первых лет образования Советского государства с целью совершенствования процессов управления и технологии их выполнения управленческим аппаратом. Как общегосударственная проблема унификации документов осуществляется с 1971 года. Во исполнение специального постановления правительства с этого времени стали разрабатываться унифицированные системы документации (УСД), внедрение которых наряду с общесоюзными классификаторами ТЭИ должно способствовать стандартизации информационного обеспечения процессов управления народным хозяйством.

2.3.3 Эффективность рациональной системы организационной

Весь процесс управления пронизан информацией, являющейся основой принятия решений и построен на оперативной работе с организационными документами, в которых она фиксируется. Поэтому организационно-документационное обеспечение управления любой фирмы, учреждения, организации, предприятия рассматривается сегодня как важнейшая обслуживающая функция управления. От её рациональной организации зависит быстрота и оптимальность выбора решения, доведение его до исполнителя, своевременный контроль за исполнением и, в конечном счёте, достижение экономического эффекта в деятельности фирмы, организации, предприятия.

Поскольку организационно-документальное обслуживание имеет свои специфические задачи, оно должно выполняться самостоятельной, организационно-обособленной службой, а именно: структурным подразделением. Им может быть управление, департамент, отдел, сектор, группа и т.д. В небольших учреждениях, фирмах, где объём обрабатываемых документов невелик и создание специального структурного подразделения нецелесообразно, всю работу, выполняемую службой делопроизводства, возлагают на секретаря-референта.

Служба делопроизводства, как самостоятельное структурное подразделение, занимающееся организационной документацией, возглавляется руководителем, который в свою очередь подчиняется непосредственно руководителю организации. Объединение делопроизводственной службы с другими подразделениями, например, вхождение этой службы в административно-хозяйственный отдел, является грубой ошибкой.

Основными задачами такой службы является постановка и ведение организационно-документационного обеспечения управленческой деятельности организации на уровне современных требований. На службу делопроизводства обычно возлагается организация единой комплексной системы делопроизводства (организационно-документационного обеспечения управления) в организации, единого порядка работы с документами, начиная с их создания (или получения) и кончая сдачей в архив (или уничтожением).

Это достигается разработкой соответствующего пакета организационных и нормативно-методических документов.

Рациональная организация постановки делопроизводства начинается с определения организационно-правового положения службы, её структуры, функций, прав и обязанностей всех, кто занимается документационным обеспечением. Для этого следует разработать организационно-правовые документы: положение о службе делопроизводства и должностные инструкции на каждого работника, занимающегося делопроизводственным обслуживанием, инструкцию по организации делопроизводства.

Без грамотной постановки делопроизводства на предприятии, эффективная деятельность становится невозможной. Подразделения погрязают в бумагах. Отсутствует возможность грамотно планировать работу, т.к. нет четкости в доведении организационной документации до сотрудников компании. Незнание норм времени на выполняемые виды работ не позволяет правильно распределять работу и планировать рабочий день.

Таким образом, организуя делопроизводство у себя в фирме, учреждении, на предприятии необходимо помнить, что качественная постановка делопроизводства требует профессиональных знаний.

Для того чтобы достичь успеха, каждая организация должна много времени отводить изучению, анализу и составлению различной документации. Особенно большие трудности возникают, как правило, при разработке организационных документов, что обусловлено в первую очередь недостатком специальных знаний у составителей. Устранение потерь времени в процессах составления и использования организационных документов требует разумного сочетания формализации и творчества, а это, по мнению авторов, требует, с одной стороны, ознакомления составителей документов с наиболее общими законами восприятия документов, с другой - формулирование и систематизация общих правил и норм составления основных организационных документов.

Подводя итог курсовой работы, сделаем следующие выводы:

Процесс управления организацией включает следующие документируемые операции: сбор и обработку документной информации; подготовку решения; принятие и документирование решения; доведение решений до исполнителей; исполнение решения; контроль исполнения; сбор информации об исполнении; передачу информации по вертикальным и горизонтальным связям; хранение и поиск информации. Здесь особую роль играет организационная документация.

Организационные документы могут быть достаточно разнообразными. Это могут быть уставы, положения, правила, инструкции.

Для того чтобы организационный документ приобрёл юридическую силу, его необходимо правильно оформить: необходимо включить в него все необходимые реквизиты.

Организационные документы - это очень специфические документы, имеющие множество особенностей. Например, индивидуальные положения разрабатываются на основе типовых. Типовые положения, как правило, утверждаются вышестоящими органами управления, а индивидуальные - руководителями предприятий и организаций.

Можно выделить следующие стадии подготовки организационного документа: изучение существа вопроса, подготовка проекта документа, согласование документа, подписание.

Обязательность организационного и других видов документирования информации сегодня определена Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации». В нём указано: «Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации».

Таким образом, организационные документы - это один из самых сложных и важных видов документации. Ведь они включают комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующих структуру, задачи и функции предприятия, организацию его работы, права, обязанности и ответственность руководителей и специалистов предприятия.

Список источников и использованной литературы


1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М. Маркетинг, 2001.

2. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. - М. 1991.

3. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утвержденное приказом Минфина СССР от 29.07.83 №105).

Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации. - М. 1994.

ГОСТ Р 6.30-97 УСД Унифицированная система организационно-распорядительной документации Требования к оформлению документов. - М. Госстандарт России, 1997.

Кудрявцев В.А. Организация работы с документами: учебник. - М. ИНФРА-М, 1998.

Кузнецова Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления). - М. ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.

Видео

Другие статьи

Реквизиты документа, их значение и оформление - Контрольная работа, страница 2

Требования к бланкам документов

Бланком документа называют лист бумаги разрешенного формата с нанесенными на нем постоянными реквизитами. Применение бланков сокращает трудоемкость составления документа, повышает эстетическую сторону его оформления.

Бланки конструируются на основе как углового, так и продольного расположения реквизитов. Бланки с угловым расположением реквизитов выгоднее, поскольку позволяет экономить до 20% площади места бумаги. Формуляр, предусматривает именно такое расположение.

Продольный вариант используется организациями с большим числом печатных знаков в их наименовании или печатающими постоянные реквизиты на двух языках – национальном и русском ( реквизиты 06,07,12).

Бланки документов должны иметь поля (мм). 20-35-левое; 10-правое; 20-верхнее; 10-нижние.

Бланки документов следует изготавливать на белой бумаге или бумаге светлых тонов.

Бланки допускается изготавливать типографическим способом, с помощью средств оперативной полиграфии или воспроизводить с помощью средств вычислительной техники.

Сплошными линиями обозначаются фиксированные границы зон расположения реквизитов, пунктиром – переменный. Каждая зона определяется совокупностью входящих в нее реквизитов.

Реквизиты 01,02,03 располагают над серединой реквизита 06. Реквизит 06 допускается раполагать на уровне реквизита 03.

Реквизиты 06,07,08,12 ограничительные отметки для реквизитов 09,10,11 в пределах границ зон расположения реквизитов размещают одним из способов:

- центрованным ( начало и конец каждой строки реквизита равно удалены

от границ зоны расположения реквизитов;

- флаговым ( каждая строка реквизита начинается от левой границы зоны

Для организаций, ее структурного подразделения должностного лица устанавливают следующие виды бланков документов:

- бланк конкретного вида документа, кроме письма.

Общий бланк, в том числе с угловым расположением постоянных реквизитов, используют для изготовления любых видов документов кроме писем.

Общий бланк в зависимости от учредительных документов организации включает реквизиты 01,02,03,06.

Бланк письма в зависимости от учредительных документов организации включает реквизиты 01,02,03,04,06,07 и при необходимости ограничительные отметки для верхних границ зон расположения реквизитов 09,10,11,12,14,15,16,17,18,19.

Бланки структурного подразделения организации или должностного лица практикуют в том случае, если руководитель подразделения или должностное лицо имеет право подписи.

Бланк конкретного вида документа, кроме письма, в зависимости от учредительных документов организации включает реквизиты 01,02,03,05,06,08,12, ограничительные отметки для границ зон расположенных реквизитов 09,10,11,12,17,18.

Допускается изготавливать документы на пишущей машинке или при помощи печатающих устройств вычислительной техники.

Отдельные внутренние документы, авторами которых являются должностные лица, допускается писать от руки.

Допускается печатание документов с исправлением обратной стороны листа.

Требования к оформлению реквизитов документа

Государственный герб РФ помещают на бланках документов в соответствии с постановлением о Государственном гербе РФ.

Греб субъекта РФ помещают на бланках документов в соответствии с правовыми актами субъектов РФ.

Эмблему организации или товарный знак помещают на бланках организаций в соответствии с уставом. Эмблему не воспроизводят на бланке, если на нем помещен Государственный герб РФ.

Код организации проставляют по общероссийскому классификатору предприятий и организаций.

Код форму документа проставляют по общероссийскому классификатору управленческой документации.

Наименование организации, являющейся автором документа, должно соответствовать наименованию, закрепленному в ее учредительных документах.

Над наименованием организации указывают сокращенное, а при его отсутствии полное название вышестоящей организации.

Наименование организаций субъектов РФ, имеющих наряду с русским языком в качестве государственного национальный язык, печатают на двух языках.

Наименование на иностранном языке воспроизводят в тех случаях, когда оно закреплено в уставе. Наименование на иностранном языке располагают ниже наименования на русском языке.

Наименование филиала, территориального отделения, представительства, структурного подразделения организации указывают в том случае, если они являются авторами документа, и располагают ниже наименования организации.

Автором документа может быть должностное лицо, представляющие организацию.

Справочные данные об организации включают почтовый адрес, номера телефонов и другие сведения по усмотрению организации.

Наименование вида документа составленного или изданного организацией, регламентируется уставом и должно соответствовать видам документов, предусмотренным УСОРД.

В письме наименование вида документа не указывают.

Датой документа является дата его подписания или утверждения, для протокола дата заседания. Если авторами документа являются несколько организаций, то датой документа считается наиболее поздняя дата подписания.

Регистрационный номер документа состоит из его порядкового номера, который можно заполнять по усмотрению организации индексом дела по номенклатуре дел.

Регистрационный номер документа, составленный двумя и более организациями, состоит из регистрационных номеров документа каждой из этих организаций, проставляемый через косую линию в порядке указания авторов в документе.

Ссылка на регистрационный номер и дату документа включает регистрационный номер и дату документа на который дается ответ.

Место составления документа указывают в том случае, если затруднено его определение по реквизитам.

Оформление реквизитов, размещенных на рабочем поле документа.

Гриф ограничения доступа к документу проставляют без кавычек на первом листе документа, и его можно дополнить данными, предусмотренными законодательством об информации, отнесенной к государственной тайне и конфиденциальной информации.

В качестве адресата могут быть организации, их структурные подразделения, должностные или физические лица. Наименование организации и ее структурного подразделения указывают в именительном падеже.

Должность лица, которому адресован документ указывают в дательном падеже.

Если документ отправляется в несколько однородных организаций, то их следует указывать обобщенно.

Документ не должен содержать более четырех адресатов. Слово «копия» перед вторым, третьим, четвертым адресатами не указывают. При большем количестве адресатов составляют список рассылки документов.

Гриф утверждения документа располагают в правом верхнем углу документа.

Документ утверждается должностным лицом или специально издаваемым документом.

Резолюцию рекомендуется наносить с некоторым наклоном, пастой, отличающейся по цвету от основного текста документа.

Допускается оформление резолюции на отдельном листе. Заголовок к тексту включает краткое содержание документа. Заголовок согласуется с наименованием вида документа. Заголовок может отвечать на следующие вопросы: о чем, о ком и др.

К тексту документов оформленных на бланках А5 заголовок можно не составлять.

Текст документа составляют на русском или национальном языке в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ о государственных языках.

Тексты документов пишут только на русском языке при направлении их:

- в федеральные органы государственной власти, органы государственной

власти субъектов РФ;

- на предприятия, в организации и их объединения, не находящиеся в

ведении данного субъекта РФ или расположенные на территории других

Тексты документов оформляются в виде анкеты, таблицы, связного текста или в виде соединения этих структур.

При составлении текста в виде анкеты наименование признаков характеризуемого объекта должны быть выражены именем существительным в именительном падеже или словосочетанием с глаголом второго лица множественного числа настоящего или прошедшего времени. Характеристики, выраженные словесно, должны согласовываться с наименованиями признаков.

Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк должны быть согласованы с заголовками. Если таблица печатается более чем на одной странице, графы таблицы должны быть пронумерованы, и на следующих страницах печатаются только номера этих граф.

Связный текст, как правило, состоит из 2-х частей. В первой части указывают причины, основания, цели составления документа, во второй (заключительной) – решения, выводы, просьбы, предложения, рекомендации. Текст может содержать одну заключительную часть.

В тексте документа подготовленного на основании документов других организаций или ранее изданных документов, указывают их реквизиты:

Наименование документа, наименование организации – автора документа, дату документа, регистрационный номер документа, заголовок к тексту.

Документ может быть подписан исполняющим обязанности должностного лица с указанием его фактической должности и фамилии, при этом не допускается ставить предлог «за», надпись от руки «зам» или косую черту перед наименованием должности.

Гриф согласования документа состоит из слова СОГЛАСОВАНО, должности лица, с которым согласовывается документ, личной подписи, расшифровки подписи и дата согласования.

Согласование документа оформляют визой которая включает подпись визирующего, расшифровку подписи и дату, а при необходимости – должность визирующего.

Визы проставляют на последнем листе подлинника распорядительного документа, на копии отправляемого документа. Возможно оформление виз распорядительного документа на отдельном листе.

Печать заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, предусмотренных специальными нормативными актами, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты связанные с финансовыми средствами.

Документы заверяют печатью организации.

При заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «подпись» проставляют:

- завершительную надпись «верно»;

- должность лица, заверившего копию;

Допускается заверять копию документа печатью, определяемой по усмотрению организации.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что документ представляет собой систему. Он отображает факты, события, предметы, явления объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Он создается посредством письма, графики, рисунка, фотографии, звуко- и видеозаписи. Документ изготавливается на специ­альном материале (бумаге, фотопленке и т.п.).

Чтобы документ имел юридическую силу, процесс его создания регламентируется и осуществляется по установленным правилам. Это подчёркнуто и в определении термина документ в законе "Об информа­ции, информатизации и защите информации": "документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать".

Документ, зафиксировав (отобразив) информацию, тем самым обес­печивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во вре­мени.

Как носитель информации документ выступает в качестве непременного элемента внутренней организации любого учреждения, предприя­тия, фирмы, обеспечивая взаимодействие их частей. Информация явля­ется основанием для принятия управленческих решений, служит доказательством их исполнения и источником для обобщений, а также материалом для справочно-поисковой работы. В управленческой дея­тельности документ выступает и как предмет труда, и как результат тру­да, так как принятое решение записывается, закрепляется в документе.

Список литературы

Басаков М. И. Делопроизводство и корреспонденция. Ростов на дону «Феникс» 2003.

Басаков М. И. Основы делопроизводства для менеджера. М. 2000.

Павлюк Л. В. Киселева Т. И. Воробьев Н. И. Справочник по делопроизводству, архивному делу и основам работы на компьютере. Санкт Петербург Издательский торговый дом «Герда», 2001

Стенюков М. В. Делопроизводство на малом предприятии. Документы по личному составу. Москва «издательство Приор», 1999

Чуковенков А. Ю. Янковая В. Ф. Оформление документов: комментарии к ГОСТ Р 6.30-97. Москва: дело,1999

ГОСТ РФ Р 6.30-2003. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.

Бланки документов - Делопроизводство - Студенческая библиотека онлайн

Бланки документов

На основе формуляра-образца изготавливают бланки документов. Бланком документа называется унифицированная форма служебного документа с напечатанной постоянной информацией реквизитов и имеющимся местом для фиксирования их переменной информации [33, с. 7]. Применение бланков повышает культуру управленческого труда, предоставляет информации официального характера, облегчает исполнение документов и дальнейшее пользование ими.

Бланк может быть заранее изготовлен в типографии или с помощью средств оперативной полиграфии, а при использовании компьютера-введен в память машины и автоматически выведен при распечатке конкретного документа. Однако, если учреждение осуществляет разрешительные или другие специфические функции, то, с целью предотвращения злоупотреблений и підробленню бланков документов, их следует изготавливать типографским способом. Бланки с изображением Государственного герба Украины, герба Автономной Республики Крым рекомендуется также изготавливать типографским способом.

Установлено три вида бланков: общий, для писем, конкретного вида документа (см. приложения 8,9, 10, 11).

в Зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы учреждения, закрепленных учредительными документами, общий бланк включает следующие реквизиты: 01 - изображение Государственного герба Украины, герба Автономной Республики Крым или 03 - изображение эмблемы учреждения или товерного знака (знака обслуживания); 06 - наименование учреждения высшего уровня (при наличии); 07 - наименование учреждения; место для названия вида документа; 10-дата документа; 11 - регистрационный индекс документа; 14 - место составления или издания документа.

Бланк письма включает следующие реквизиты: 01 - изображение Государственного герба Украины, герба Автономной Республики Крым или 03 - изображение эмблемы организации или товарного знака (знака обслуживания); 06 - наименование учреждения высшего уровня (при наличии); 07 - название организации; 09 - справочные данные об организации; 10 - дата документа; 11 - регистрационный индекс документа; 13 - ссылка на регистрационный индекс и дату документа, на который дают ответ.

Бланк конкретного вида документа имеет такие же реквизиты, что и общий бланк, однако на месте для названия вида документа указывают название конкретного документа (приказ, акт, заключение, протокол и т.п.).

Изготовление бланков конкретных видов документов целесообразно в том случае, если этих документов создается более 200 в год.

Если руководители структурных подразделений учреждения имеют право подписывать документы в соответствии с предоставленными им полномочиями, то разработка бланков структурных подразделений является обязательным (см. приложение 12).

Отдельные руководители высшего уровня управления, их заместители, некоторые государственные и общественные деятели могут иметь должностные бланки.

Основные форматы бланков - А4 (210 х 297 мм) и А5 (148 х 210 мм). Бланки могут изготавливаться как с угловым, так и с продольным расположением реквизитов (см. приложения 8, 9, 10), при этом их количество и последовательность идентичны. Однако предпочтение отдают бланкам с угловым расположением реквизитов, поскольку они позволяют наиболее рационально использовать площадь документа (подавляющее большинство организационно-распорядительных документов имеет реквизит "Адресат" или реквизит "Гриф утверждения", поэтому в обоих случаях их удобно располагать на бланке с угловым расположением реквизитов).

Бланки с продольным расположением реквизитов применяют в случаях, когда название организации содержит большое количество печатных знаков, и ее невозможно разместить на площади, предусмотренной стандартом.

На бланках реквизиты располагают двумя способами:

o зцентрованим (начало и конец каждой строки реквизита равно удалены от границ зоны расположения);

o прапоровим (каждая строка реквизита начинается от левой границы зоны расположения реквизитов).

Бланки документов должны иметь поля: левое - 30 мм, правое -10 мм, верхнее и нижнее - 20 мм.

Бланки документов изготавливают на белой бумаге высокого качества, печатают красками насыщенного цвета, позволяющими тиражировать документы с помощью средств оперативной полиграфии.

При печатании реквизитов бланков могут использоваться различные шрифты. При изготовлении бланков типографским способом, как правило, используют шрифты от 6 до 24 кегля. Название учреждения высшего уровня печатают более мелким шрифтом, чем название учреждения - автора документа.

Допускается наносить на бланки ограничительные отметки для реквизитов 16, 19,20, отметки для фальцовки и пробивки діркопробивачами.

Бланки печатают на государственном языке, двуязычные бланки применяют в тех местностях, где в делопроизводстве наряду с государственным языком используется язык национального меньшинства в порядке, установленном законодательством Украины [2].

Учреждения, которые ведут переписку с постоянными зарубежными корреспондентами, могут изготавливать бланки на двух языках: слева - на русском, справа - на иностранном (см. приложение 13). Однако, бланки, в которых использован иностранный язык, применять в пределах Украины не рекомендуется.

На бланках документов, заказанных в типографии, отмечают выходные данные: название типографии, номер заказа и, при необходимости, тираж и формат бланка.

в Зависимости от характера деятельности учреждения ее бланки можно учитывать. Порядковые номера, которые проставляют нумератором, типографским или другим способом, рекомендуется располагать на нижнем берегу обратной стороны бланка. Решение о необходимости учета бланков принимает руководство учреждения. Бланки, изготовленные типографским способом, подлежат обязательному учету. Если шаблоны определенных видов бланков документов установлены на компьютерах сотрудников, то бланки, распечатанные в такой способ, как правило, не учитываются.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter