Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция руля Thrustmaster img-1

инструкция руля Thrustmaster

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция Манипулятор Thrustmaster T80 Racing Wheel

Инструкция: Руль гоночный Thrustmaster T80 Racing Wheel

В интернет-магазине бытовой техники «Лаукар» Вы можете скачать инструкцию к товару Руль гоночный Thrustmaster T80 Racing Wheel совершенно бесплатно.

Все инструкции, представленные на сайте интернет-магазина бытовой техники «Лаукар», предоставляются производителем товара. Перед началом использования товара рекомендуем Вам ознакомиться с инструкцией по применению.

Для того чтобы скачать инструкцию, Вам необходимо нажать на ссылку «скачать инструкцию», расположенную ниже, а в случае, если ссылки нет, Вы можете попробовать обратиться к данной странице позднее, возможно специалисты интернет-магазина бытовой техники «Лаукар» еще не успели загрузить для скачивания инструкцию к товару: Руль гоночный Thrustmaster T80 Racing Wheel.

Извините, товара временно нет в наличии

Дополнительная информация в категории Манипулятор:

Фирма-производитель оставляет за собой право на внесение изменений в конструкцию, дизайн и комплектацию товара: Руль гоночный Thrustmaster T80 Racing Wheel. Пожалуйста, сверяйте информацию о товаре с информацией на официальном сайте компании производителя.

Другие статьи

Компьютерра: Проба руля Thrustmaster RGT Force Feedback PRO Racing Wheel

Проба руля Thrustmaster RGT Force Feedback PRO Racing Wheel

автор: Николай Карташев 20.02.2006

Большинство компьютерных рулей поддерживает, в лучшем случае, раздельное управление тормозом и газом. Новинка фирмы Thrustmaster позволяет использовать еще и сцепление с ручным тормозом.

Компьютерные игры, имитирующие гонки на спортивных автомобилях - очень популярный жанр. Однако управлять виртуальными автомобилями при помощи клавиатуры не очень удобно: нельзя плавно поворачивать руль, нажимать педали газа и тормоза. В серьезных симуляторах без удобного управления при всём желании не удастся добиться быстрого и техничного прохождения трассы. Да и в автомобильные аркады с рулём играть куда интереснее.

Подавляющее большинство выпускаемых для компьютеров рулей имеют три или вообще две оси. Одна ось соответствует повороту рулевого колеса, а одна или две других - педалям газа и тормоза. Если у руля только две оси, то о реалистичности можно забыть, так как тормоз и газ используют одну и ту же ось и просто компенсируют друг друга. Такой руль подойдёт только для аркадных гонок. В трёхосных моделях тормоз и газ работают независимо, что обеспечивает более реалистичное управление, поскольку педалями можно работать одновременно.

Но и с тремя осями такие важные функции, как ручной тормоз и ставшее появляться в современных играх сцепление можно использовать только в режиме "включено-выключено", что отрицательно сказывается на реализме ощущений.

Долгое время единственный руль, позволявший обойти это ограничение, выпускала компания ACT Labs Force RS. Помимо стандартной версии с двумя педалями, этот руль можно было приобрести в трёхпедальном варианте и даже, при желании, присоединить к нему многопозиционный рычаг переключения передач. Правда, стоил такой руль в максимальной комплектации 300-400 долларов. По-видимому, высокая цена и привела к тому, что чудо-руль сняли с производства, и приобрести его сейчас невозможно.

Но всё же производители игровых контроллеров не сидят на месте. Недавно под маркой Thrustmaster появился новый руль RGT Force Feedback PRO Racing Wheel, главной особенностью которого является поддержка сразу пяти независимых осей.

Руль поставляется в коробке белого цвета, по бокам которой помещены фотографии устройства и техническая информация о нём. Внутри упаковки, помимо завернутых в пленку педалей и руля, обнаружились также диск с драйверами, блок питания и инструкция. Сам манипулятор выглядит вполне солидно. Он выполнен из чёрного пластика, кнопки на руле и за рулём - серебристого цвета, на педалях сделаны алюминиевые накладки. Позади корпуса расположен шнур USB и разъёмы для подключения педалей и питания. С правой стороны корпуса, на небольшой платформе, сделан рычажок переключения передач, сзади которого имеется разъём для подключения дополнительной пары педалей, которая в комплект не входит.

Обод руля покрыт приятным на ощупь материалом, руки на котором держатся хорошо и не соскальзывают. Поворачивается рулевое колесо на 240°. За рулём расположились четыре рычага. Два из них работают как кнопки и предназначены для переключения передач (как у гоночных автомобилей для кольцевых гонок Формулы-1, GT и др.). Два других рычага перемещаются плавно, каждому из них соответствует собственная ось. По умолчанию эти рычаги отвечают за сцепление и ручной тормоз. С правой стороны колеса расположены четыре кнопки, доступ к ним довольно удобен. Ещё пара кнопок разместилась на нижней спице. Тянуться к ним не слишком удобно, так что этим кнопкам не стоит присваивать часто используемые функции. Под ними находится клавиша переключения режимов обратной связи и количества осей. На левой спице расположен четырёхпозиционный переключатель-крестовина, на который удобно "вешать" функцию обзора. На рулевой колонке имеется также двухпозиционный рычажок для переключения передач. Две кнопки перед рычажком дублируют нижние кнопки на руле.

Блок педалей выпускается в единственном двухпедальном варианте. При желании можно приобрести дополнительные педали, дублирующие аналоговые подрулевые рычаги, то есть одна педаль будет газом, а вторая - "ручником". База с педалями очень лёгкая, и при активной игре будет всё время уползать, если её не поставить вплотную к стене или не зафиксировать чем-нибудь. В нашем случае для этой цели хорошо подошел прижатый к стене деревянный ящик. Сами педали можно только похвалить - у них хорошая упругость и длинный ход. Педаль тормоза меньше газа по размеру, причём ход газа больше, чем тормоза.

Руль можно установить в любую Windows, начиная с версии 98SE - соответствующие драйверы можно найти на диске. Само устройство было распознано операционной системой Windows XP без проблем, а после установки драйверов стало возможным настраивать различные режимы манипулятора. Руль может работать в режимах с двумя, тремя и пятью осями. В первом случае газ и тормоз "вешаются" на одну ось, а светодиод на рулевом колесе горит оранжевым цветом. При трёх осях две педали совмещены с рычажками на руле и исполняют роль газа и тормоза, светодиод горит красным цветом. В последнем случае рычажкам на руле присваиваются отдельные независимые оси (сцепление и ручной тормоз), а светодиод горит зеленым цветом. Переключаться между режимами можно и во время игры. Для этого необходимо одновременно нажать сразу на обе педали и на кнопку переключения числа осей на руле. Подрулевые рычаги для переключения передач и рычаг в правой части рулевой колонки также можно совместить.

Ещё одной важной настройкой является выбор режима работы обратной связи. Существует два варианта. Первый из них - автоматическая центровка руля. В этом случае сервомотор имитирует пружину, возвращающую руль в центральное положение, никакие другие эффекты недоступны. В данном режиме светодиод на лицевой панели руля мигает. Во втором режиме движением руля управляет игра, и эффекты отдачи и вибрации работают на полную катушку. Переключение между этими режимами во время игры происходит по нажатию кнопки смены режимов. Настройке также подвергается уровень отдачи. Для этого при открытой вкладке Test Forces надо нажимать на кнопки, расположенные на руле, и смотреть за реакцией устройства, подбирая желаемый уровень отдачи.

При загрузке операционной системы рулевое колесо несколько раз само поворачивается вправо-влево. Не стоит бояться начала "восстания машин". Таким способом манипулятор автоматически центрирует рулевое колесо, педали же центрируются после нескольких нажатий. Этой процедурой не стоит пренебрегать (а сделать это легко - достаточно забыть включить руль в сеть перед включением компьютера), так как в случае отсутствия центровки при запуске руль может некорректно восприниматься играми. Так что если нейтральное положение руля в игре соответствует повернутому рулю на столе, вам придётся перезагрузиться.

Руль воспринимался большинством использованных для тестирования игр корректно. Единственной игрой, в которой не удалось добиться эффекта обратной связи, оказалась Rally Trophy. К тому же, при отклонении руля влево или вправо более чем на 90° никакой реакции игры не следовало. Вместе с тем, в довольно "пожилых" играх F1 2002 и Screamer 4x4 руль работал со всеми функциями, включая поддержку пяти осей, что, кстати, не было задекларировано в списке совместимости на сайте Thrustmaster. Из более свежих игр проблемы с отдачей были выявлены только в Richard Burn's Rally, однако, их устранил патч. доступный на сайте компании "Бука", издавшей эту игру в России.

В общем случае эффект отдачи зависит от конкретной игры (во всех играх использовались одинаковые настройки манипулятора, а в самих программах эффект отдачи ставился на 100%). Наименьшее сопротивление оказывала игра GT Legends, а наибольшее - Screamer 4x4. Это вполне можно объяснить спецификой каждой из игр, bедь в GT Legends нужно ездить на гоночных автомобилях по гладкому асфальту, а Screamer 4x4 имитирует триал на джипах по сильно пересечённой местности.

Управлять виртуальным автомобилем при помощи RGT Force Feedback PRO Racing Wheel удобно и приятно. Возможность поворота руля на 240° не только прибавляет реалистичности, но и делает управление более плавным. Большой ход педалей также позволяет лучше контролировать ускорение и торможение автомобиля на дороге. Обратная связь прибавляет реалистичности, но для тех, кто ставит своей целью просто пройти как можно дальше с максимальным комфортом, увлекаться высоким уровнем отдачи явно не стоит.

О качестве устройства говорит уже тот факт, что основные претензии достались светодиоду, показывающему режим работы. В режиме с двумя и тремя осями он горит ярким оранжевым и красным цветом, раздражающим глаз, особенно при мигании в режиме самоцентровки. При пяти осях он ярко горит зелёным цветом, но этот цвет сам по себе меньше действует на нервы.

Все остальные недостатки были, скорее, небольшими и легко устранимыми неприятностями. Например, левая педаль оказалась по умолчанию газом, что несколько непривычно, однако, это легко устранимо переназначением осей в игре. Кнопки на руле не подписаны, что поначалу вызывает путаницу. Если на подрулевых рычажках производители не поленились написать Up и Down, то и остальные кнопки можно было пронумеровать. Стоит при этом отметить, что некоторые игры начинали отсчет клавиш с "0", но общий их порядок везде, кроме Live for Speed S2 Alpha Q, был одинаков. В некоторых ситуациях руль продолжал вибрировать и отклоняться в сторону уже после того, как машина останавливалась. Это, видимо, связано с тем, что каждое из действий руля запрограммировано на определенную игровую ситуацию (зажигание, занос, неровная дорога) и управляющая программа руля, начав реагировать на нее, отрабатывала действие до конца, даже после остановки автомобиля.

Самое главное достоинство руля - это, конечно, наличие пяти независимых осей. Управляя ручным тормозом в аналоговом режиме можно эффективней контролировать занос машины. Сцепление же является, скорее, приятным бонусом для любителей реализма. В большинстве игр реализована коробка передач с автоматическим сцеплением, и даже если в настройках его принудительно выключить, то выключать сцепление при самом переключении передач необязательно. Нормально "ручное" сцепление работает только при трогании с места - его можно "ме-е-е-е-е-е-едленно отпускать", или, наоборот "бросить" с соответствующими последствиями. Единственной распространённой игрой, где выключенное сцепление является необходимым условиям для переключения передач, по-прежнему, уже не первый год, остается Screamer 4x4.

Итоговое впечатление о ThrustMaster RGT Force Feedback PRO Racing Wheel будет таким. Этот руль - настоящая находка для поклонников максимального реализма в компьютерных гонках. Несколько расстраивает лишь отсутствие трёхпедальной версии (использование подрулевого рычага вместо педали вызывает ассоциации с инвалидным "Запорожцем") и многопозиционного рычага переключения передач. Однако приемлемая цена (3500-4000 рублей, по данным "Яндекс.Маркета ") и возможность подключения дополнительной пары педалей вполне компенсируют этот недостаток.

Игровые рули Thrustmaster: переплачиваем со знанием дела

Игровые рули Thrustmaster: переплачиваем со знанием дела

Как давно вам приходилось ощущать
себя за рулем автомобиля Ferrari?
Ну, скажем, модели 360 Modena?
Как никогда? Что, вообще никогда?
А желаете попробовать?
Я вот только вчера катался!
Да ладно, ладно, шучу,
конечно – где бедному студенту
взять денег на такой автомобиль?
Так, еле на старенький Volvo хватает.

Если помните, был такой фильм в восьмидесятые – «Отпуск за свой счет». Эпизод на выставке в Будапеште: Гурченко бьет по рукам свою молодую спутницу, наивно пожелавшую купить некий прибор, со словами: «Да тебе хватит денег разве что на ручку от этого прибора!» Примерно так же обстоит дело с игровыми рулями – когда большинство не может мечтать даже о ржавом четырехколесном «корыте», купить руль и истязать себя автосублиматорами уже по средствам многим.

То, о чем пойдет речь ниже, не является тест-драйвом. Рассматривались не продукты одного класса разных производителей, как это принято в сравнительных испытаниях, а вертикальная линейка изделий одной отдельно взятой торговой марки. Не так важны были поиски «лучшего», как волновал вопрос: отчего это цена на функционально похожие манипуляторы отличается в разы. А для выяснения причин и чистоты эксперимента всегда лучше брать продуктовый ряд из одних рук. Мы попытались провести «дознание» не только с точки зрения «удобно или не удобно играть в автосимы с рулем» – из-за этого и так много копий сломано. Гораздо интересней было разобраться в тонкостях крепления, удобства педалей, продуманности компонентов управления автомобилем. К тому же есть с чем сравнивать: своя, что называется, «под парами» – по окончании процесса прыгнуть за более привычный руль в надежде побить наконец-то рекорды Колина МакРея применительно к условиям бесконечных дорожных работ на улицах родного города.

Подвернулась возможность порулить на выходных четырьмя баранками от Thrustmaster. Торговая марка – из уважаемых, американская компания, производящая исключительно игровые манипуляторы: рули, джойстики, приставки. В боевых условиях поочередно изучались четыре модели – от простого (по меркам Thrustmaster, конечно) Formula Charger за $25 до топового Force Feedback Racing Wheel (с обратной связью), что впятеро дороже (приводятся примерные розничные цены, рекомендованные производителем). Промежуточное положение занимают 360 Modena и 360 Modena Pro. С первых строк этого материала напрашивается вопрос: «А какое, собственно, отношение имеют Thrustmaster и его рули к моделям автомобилей Ferrari?» Самое непосредственное. Дело в том, что Thrustmaster купил у Ferrari лицензию на использование в своей линейке спортивных манипуляторов атрибутики конезаводчиков из Маринелло и некоторых конструктивных находок, благодаря чему на рулях красуются знаменитые черные жеребцы на желтом фоне, а на коробках имеются надписи «Точная копия руля модели. ».

Что ж, помолясь, начнем.

Charger Wheel ($25)

Простейший руль из линейки Thrustmaster. Основные параметры:

  • 4 программируемых переключателя
  • 2 аналоговых рычага ускорения и торможения, расположенные под рулем
  • Легкая система крепления к плоской поверхности
  • Пластиковая обшивка поверхности руля
  • Gameport интерфейс

Крепление руля к столу осуществляется скобой с достаточно простой конструкцией зажима. Резиновые накладки на основании руля и «пяточки» на скобе плотно прижимаются к поверхности при помощи рычага, конструктивно выполненного в едином целом со стальным (!) штифтом, вкручивающимся в основание руля. Интересно, что более дорогие рули поставляются с пластмассовыми штифтами, что может вызвать определенные проблемы при частой перестановке руля по поверхности стола. Сама установка не вызывает никаких проблем: прикручиваем скобу – устанавливаем на столе станину – одно движение рукой – и руль практически намертво прихвачен. По крайней мере, сорвать его с места не удавалось даже в самых жарких точках трасс.

Сразу чувствуется, что руль Charger Wheel предназначен для начинающих – пластиковая отделка, только gameport интерфейс. Вместе с рулем, разумеется, поставляется компакт-диск с программным обеспечением, однако сразу обращает на себя внимание тот факт, что руль не обеспечен драйверами под Windows ME и Windows 2000. Ситуация прояснилась достаточно быстро: этими ОС устройство опознается как Стандартное, что позволяет программировать кнопки без применения фирменной утилиты.

В некоторых конфигурациях руль отказывается определяться и работать – к примеру, автору так и не удалось запустить Charger Wheel под своей домашней WinME, присоединив его к игровому порту звуковой карты Diamond Monster Sound MX300 на базе чипа Aureal Vortex 8830: устройство напрочь отказывалось опознаваться, не говоря уже о работе. Драйвера ли это, руки, или что-то еще, но после замены звуковушки на простейший Creative PCI128 проблема исчезла.

360 Modena Wheel ($65)

Следующим по старшинству идет Thrustmaster 360 Modena Wheel:

  • Точная копия рулевого механизма Ferrari 360 Modena®
  • Каучуковые накладки обода руля
  • Восьмипозиционный программируемый переключатель
  • Переключатель 4-в-1
  • Двенадцать программируемых функций для определенных игровых сценариев или конфигураций
  • Gameport/USB интерфейс
  • ПО ThrustMapper®

Начиная с этого руля, модельный ряд снабжен логотипом Ferrari. Сразу заметно повышение в классе. Добавлены педали, на руле теперь не просто четыре кнопки, а два многопозиционных переключателя (не обойтись без фирменной утилиты ThrustMapper), применена серебристая отделка панели. С ходу чувствуется, что на руле в местах захвата руками уже не пластик, а каучуковые накладки – и это резко меняет ощущение от управления. Интерфейс подключения комбинированный – руль можно подсоединить как к game-порту, так и к USB.

Система крепления данного руля аналогична предыдущей, Charger'овской. Присмотримся к педалям, кстати, у 360 Modena и 360 Modena Pro они одинаковые. Педали смонтированы традиционно, на одном основании. При этом педаль тормоза имеет более жесткий ход, чем педаль газа, но в играх это практически не ощущается. Крепление платформы к полу осуществляется при помощи резиновых «пяточек» – они поставляются в комплекте с рулем. Места для крепления четко обозначены пластмассовыми контурами, так что промахнуться тяжело. Эксперименты проводились на паркетном покрытии, проблем не было, и платформа педалей не соскакивала с места, хотя в угаре чего только не вытворишь. Размеры и чувствительность педалей не вызвали никаких нареканий. Это, конечно, далеко не то, что в настоящем автомобиле, но привыкаешь быстро. Ради эксперимента одевались и мягкие домашние тапочки, и жесткие кроссовки, да и просто босой ногой нажимать удавалось нормально, без каких-либо неудобных ощущений.

В комплектность руля входит специальный переходник gameport-USB (отчетливо различимый на снимке). При подключении через USB руль опознался мгновенно, однако показалось странным, что установка драйверов должна быть произведена до физического подключения руля. Но так гласила инструкция, так и было сделано. ПО ThrustMapper распознает руль как 360 Modena/360 Modena Pro (позже, для модели Pro переустанавливать ничего не понадобилось). После небольшого экскурса в дебри настроек кнопок и рычагов (шифтов) руль был полностью готов к «употреблению», чем я и не преминул воспользоваться, с удовольствием погоняв в Colin McRae Rally 2.0.

360 Modena Pro Wheel ($85)

Различия между 360 Modena Pro и 360 Modena заметны:

  • Полностью прорезиненный руль
  • 2 цифровых переключателя передач
  • Клавиша 4-в-1
  • Восьмипозиционный программируемый переключатель
  • Система «быстрого крепления»
  • Двенадцать программируемых функций для определенных игровых сценариев или конфигураций
  • Технология Digital Integration™
  • ПО ThrustMapper®

Изменена станина крепления – увеличены резиновые полоски для лучшего сцепления с поверхностью стола. С правой стороны добавлена рукоять переключения передач. Данная модель может подключаться к компьютеру только через USB. Драйвер, настройки – все остается на своих местах (разумеется, с добавлением переключателя передач).

Но вот система крепления руля к столу изменена кардинально. Предыдущие модели крепились при помощи одной скобы, прикручивавшейся к основанию руля одним металлическим штифтом. На этот раз конструкция представляет собой уже две точки присоединения двумя отдельными зажимами, установленными сверху. Как это ни удивительно, штифты пластмассовые! Вряд ли удастся их поломать, но неясна логика использования в более дорогой модели заведомо менее надежных деталей.

Элегантно решена система закрепления прижимающих рычагов (к сожалению, возможности нашей фототехники не позволили нам более четко акцентировать на этом внимание). Дело в том, что рычаги имеют своеобразный выступ (четко виден на фото). Эти выступы после прижатия «прячутся» в пазы, не давая возможности сорвать крепление. Учитывая, что модель 360 Modena Pro имеет увеличенную станину, конструкторы не преминули воспользоваться пространством, поместив на нижней части руля, в местах крепления со столом, увеличенные полоски резины. Я не смог сорвать и предыдущие модели рулей, как ни старался, а уж этот – и подавно. Кстати, штифты крепления тоже прячутся в углублении прикручиваемых рычагов, для большей безопасности. Ну и последний плюс – у данной модели прорезинена уже вся поверхность руля.

Force Feedback Racing Wheel ($120)

Традиционно, самое «вкусное» – напоследок. Топовый руль в линейке манипуляторов Thrustmaster – Force Feedback Racing Wheel. Из названия понятна его главная особенность – наличие обратной связи. Разумеется, на тестирование этого руля было потрачено столько же времени, сколько на все предыдущие вместе взятые – очень уж хотелось узнать, что же такого «наворотили» разработчики, что стоимость этого руля превышает стоимость младшей модели почти в пять раз.

  • 16 программируемых функций:
    • переключатель 4-в-1 – для уменьшения количества клавиш на панели руля
    • 8-позиционный цифровой переключатель
  • 4 «быстрые» клавиши
  • 4 «шифтера»
  • 27 программируемых эффектов I-Force
  • Автоматическое переключение между ножным и ручным управлением
  • Прорезиненный руль
  • Усиленные педали

Сразу проявились отличия от предыдущих моделей. Система крепления полностью изменена (Force Feedback все-таки!) и представляет собой ряд присосок на нижней стороне основания руля, а также неотделимую (в нормальных условиях) от основного «туловища» скобу, в которую вмонтированы два пластмассовых закручивающихся штифта с резиновой насадкой для обеспечения прижима на одной из них. Дополнительно имеется рычаг фиксации – после прижима штифтами его надо провернуть, что обеспечивает мертвую «хватку».

Несмотря на увеличенный по сравнению с предыдущими моделями вес устройство системы крепления не вызвало никаких нареканий – ни в одной из тестируемых игр мне не удалось оторвать руль от столешницы, хотя предпосылки этого были, и достаточно веские.

Питание подается уже не по USB, а при помощи отдельного выносного блока питания. Конструкция педалей тоже изменена: во-первых, резиновые «пяточки» уже не надо клеить к основанию, они установлены на заводе, а во-вторых, изменена форма и наклон самих педалей. Ход педалей и удобство обращения с ними остались прежними. Трогательная деталь: FFB Racing Wheel – единственный руль, USB-коннектор которого был укомплектован заглушкой. Сообразно достатку клиента и забота о нем.

На руле дополнительно имеется индикатор подачи питания, система же кнопок и шифтов (переключателей) не претерпела существенных изменений по сравнению с моделями 360 Modena и 360 Modena Pro. И тем не менее программное обеспечение под этот руль иное. Инсталляция прошла в лучших традициях USB-устройств – подключил «на лету» руль, вставил CD с ПО, а далее следуешь инструкциям, которые выводятся на экран. Никаких перезагрузок системы не понадобилось, руль мгновенно опознался системой и был готов к работе через несколько секунд.

Великое изобретение человечества – Force Feedback, обратная связь с отдачей в руль соответственно профилю дороги и характеру столкновения – поначалу даже пугает своей реалистичностью. Обладатели мышей Logitech iFeel mouse, к которым я принадлежу, знают, что такое Immersion. Эта корпорация производит ряд решений, позволяющих добиться feedback-эффектов в различных устройствах. Технология называется Immersion TouchSense™, ее поддержка под названием I-Force встроена и в руль FFB Racing Wheel. В драйверах руля выведена специальная закладка, позволяющая управлять эффектами I-Force для демонстрации всей силы технологии Force Feedback. Суть Immersion TouchSense™ состоит в объединении аудио- и визуального ряда в единое целое, с «выводом» эффектов на руль (в данном случае). Закладка I-Force в драйверах как раз и призвана показать, как может быть реализован тот или иной эффект. К примеру, при нажатии на клавишу автомобиль «заводится» – из динамиков льется сочный рык мощного двигателя, а руль вздрагивает, как живой. Еще один эффект демонстрирует занос – руль со страшной силой выворачивает в сторону (при этом он неимоверно вибрирует в руках), и тут же слышен визг тормозов с последующим ударом о препятствие. Ну и так далее по списку.

При нормальной реализации таких технологических изысков «гонщик», попавший на гравийное покрытие где-то на трассах Австралии, запросто отличит его «по отдаче» от чистого полотна асфальтовой дороги трека в Сильверстоуне и уж тем более от жесткого наста заснеженных просторов Швеции. Ощущаются каждая кочка и каждый выступ, не говоря уже о поведении руля «в заносе». Так что единожды попробовав Force Feedback в действии, вряд ли можно отказать себе в повторении этого удовольствия.

Сложно утверждать, что при помощи «компьютерных» рулей можно научиться вождению автомобиля – все-таки Правила Дорожного Движения еще никто не отменял, как и опасность разбить автомобиль в аварии. Но если не ставить перед собой подобных целей, а просто быть ценителем автосимуляторов на PC и Mac'ах, то руль может перевернуть представления об играх, даже старых, заезженных с клавиатуры. Достоверность ощущений многократно усиливает получаемое удовольствие. Что до реализации Force Feedback в играх, то очень многое зависит от самих игр и их разработчиков. Каждая игра по-своему поддерживает данную технологию (некоторые, кстати, и вовсе не поддерживают), и тут ни Thrustmaster, ни кто иной помочь не в силах.

Для дотошных: тестирование проводилось на играх: Colin McRae Rally 2.0 (уууум, австралийская трасса – это фантастика: гравий так и сыплет из-под колес, руль из рук просто вырывает), F1 Racing Simulator от Ubi Soft, а также демо-версиях игр, входящих в поставку руля – Monaco Grand Prix и Speed Busters. Да простят меня фаны Need For Speed всех версий – я понял, что если мне еще попробовать поиграть в NFS, то на работе меня не дождутся – умру у домашнего компа.

Андрей Ищенко (maverick at entry dot kiev dot ua )