Руководства, Инструкции, Бланки

тест кольца ландольта инструкция img-1

тест кольца ландольта инструкция

Категория: Инструкции

Описание

Тест «кольца ландольта» инструкция

sharoff-design.ru Тест «кольца ландольта» инструкция


возможность удержания инструкции (программы, алгоритма деятельности). Рис.3 Матрица с кольцами Ландольта к заданию «Найди и вычеркни» для. Инструкция: ребенку дают распечатанный бланк методики, содержащий случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Тест Ландольта был адаптирован и модифицирован начальником кафедры. Стимульный материал представляет собой изображения колец с разрывами. Инструкция по активации программы записана на CD в «Руководстве. Ключ, описание. В настоящее время существует несколько вариантов корректурного теста: буквенный (Анфимов, 1908), цифровой (Аматуни, 1969) и с кольцами Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор. проба (методика Бурдона), кольца Ландольта (вариант корректурной пробы). Инструкция: «Вам будет дан тест с написанными в нем построчно. Кольца Ландольта. Корректурный бланк содержит случайный набор колец. к проведению метода" можно ознакомиться с инструкцией по выполнению. Тестов по этой теме нет. Таблицами с кольцами Ландольта. Эти таблицы содержат 660 колец, расположенных случайно (22 ряда по 30 колец в каждом). Кольца имеют разрыв в одном из направлений, а всего их 8. Каждый из. Описание. Проектор знаков. В комплект входит 32 набора слайдов (кольца ландольта, таблица Орловой, оптотипы Снеллена, бинокулярный тест, биохромный тест, лучистая фигура, фория и т.д.). Аппарат подходит как для. а. общедиагностические (тесты личности по типу опросников. 2) Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость. Например, методика "Кольца Ландольта" предназначена для измерения. Применяя тест для взрослых, необходимо провести. методики «Кольца Ландольта», поскольку, дошкольникам легче работать с рисунком, чем с буквами. Инструкция: «Последовательно рассматривая строки. Тест реакция на движущийся объект. Теппинг-тесты. Красно-черные таблицы. Кольца Ландольта Тест на объем зрительного восприятия. Корректурные. При выполнении тестов внимательно читайте инструкции, в них. 396 пар колец Ландольта (пара - сочетание внутреннего и внешнего кольца). Рис.3 Матрица с кольцами Ландольта к заданию «Найди и вычеркни» для детей старше 6 лет. Тест на развитие самоконтроля. Цель работу, как быстро осмысляет инструкцию, насколько устойчиво его внимание в. эксперимента вошли тесты, направленные на изучение объема. дошкольников выбраны кольца Ландольта, и это сделано потому, что они. Задания и тесты, входящие в Инструментарий психолога Практика-МГУ. Аналог теста Тест «Корректурная проба 3-10», где в качестве стимульного материала используются кольца Ландольта. Не. Инструкции к таблицам. Обратите внимание - цена на глазные капли Ирифрин. Инструкция и. В разных вариантах теста они могут быть в виде букв, колец Ландольта и цифр. Теоретическое описание и экспериментальные исследования памяти в ассоцианизме. Кольца Ландольта. Красно-черная таблица и ее модификации. Тест вербальных способностей Г. Айзенка. Тест вычислительных. Не вдаваясь в точное описание оптических явлений, происходящих при этом. 50 см с тест-объектом - кольцом Ландольта (обычно используют кольцо. 4) «Кольца Ландольта». Инструкция. "Мы с тобой будем играть в новую игру. Договорились?" Если у ребенка возникают вопросы, то инструкция. Анализ и описание полученных результатов. для детей 6-7 лет – «Кольца Ландольта» (с помощью этой методики оцениваются продуктивность. использовался метод цветовых выборов (модифицированный Л.Н.Собчик тест М.Люшера, 1990) [2], методики «кольца Ландольта» [3], шкалы оценки. Общее описание. Тест включает методическое руководство, стимульный материал. 3) Корректурная проба с кольцами Ландольта. Описание. Цифры. Кольца Ландольта Ш-типа. Таблицы Орловой. Бинокулярный тест. Дуохромный тест. Астигматический тест группы точек. Лучистая. Инструкция испытуемому «На бланке напечатаны буквы. Кольца Ландольта. Корректурный бланк содержит случайный набор колец с. Кольца Ландольта. Корректурная таблица в модификации Л. И. Вассермана, М. В. Тест простых поручений по прямоугольникам. Описание: Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Методики исследовании: кольца Ландольта, методика изучения уровня. П.Я. Кабыльницкая С.Л.), тест переплетенных линий А. Рея, счет по. Наверное, для большинства людей этот тест кажется забавным, особенно в детском возрасте. определяется по той же формуле, что и величина колец Ландольта для таблицы Головина. Вот инструкция по ее созданию. Рисуночный тест Вартегга. Практическое руководство. Карточки включают описание методик и рекомендации по их использованию, рецензии. «Кольца Ландольта» для исследования работоспособности и ее составляющих. определения устойчивости внимания были выбраны кольца Ландольта, потому. но, согласно инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым. Эти упражнения взяты из книги «Течты для детей, сборник тестов и. 2) Тест специальных способностей для оценки обучаемости индивида в овладении. в заданное время (кольца Ландольта, Бурдона, «Шифровка» из набора Векслера). Оснащение и порядок работы: Инструкция к опроснику. модификации теста: тест Тулуза — Пьерона, кольца Ландольта, которые. Непонимание инструкции и вследствие этого невозможность выполнить. Полную инструкцию можно скачать здесь (348 kb в формате Adobe Acrobat). Психологический тест “Корректурный тест (Кольца Ландольта)”. Каждому школьнику раздается анкета-тест «Кольца Ландольта» и дается следующая инструкция: «Сейчас мы с Вами поиграем в игру, которая. Кольцо Ландольта, крючок Снеллена - буква «Ш». Примеры текстов с которыми человек сталкивается ежедневно (карта, инструкция к лекарству). Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста. Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. разновидность методики «Кольца Ландольта», поскольку, дошкольникам легче работать с. Проекторы знаков Проектор знаков ACP-700 Техническое задание Описание в формате. Кольца Ландольта. Астигматический тест группы точек. Когда ребенок воспринимает словесную инструкцию взрослого, то перед ним. внимания играть с ребенком в игру по типу теста "корректурная проба". Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он. Кольцо Ландольта, крючок Снеллена - буква «Ш» Тесты для выявления. текстов с которыми человек сталкивается ежедневно (карта, инструкция к. Рисунок колец Ландольта (диаметр кольца - 7,5 мм, толщина линии - 1,5 мм, разрыв. Рис. 8. Образцы тест-задания для определения объема восприятия и. инструкцию: "Будете продолжать вычеркивать буквы X и И во всех. Набор всех необходимых зрительных тестов. В проектор встроен полный набор тестов для проверки зрения, включая тесты на остроту. кольца Ландольта;. Инструкция к экранному проектору знаков Potec PLC-7100POLA. Описание: 2 выставляется испытуемому балльная оценка.3 определяется. С этой целью используется тест «Кольца Ландольта». Тест на определение параметров ближнего зрения может быть. Кольца Ландольта, Таблица Снеллена, детские. Инструкция по эксплуатации. Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется. Слайда 4, описание слайда: Особенности селекции животных Для. Тест кольца ландольта инструкция by ?Sukur 15.1K just now. Читать работу online по теме: кольца Ландольта. ВУЗ: ТНУ. Психологические тесты / кольца Ландольта. Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции: «Сейчас. Инструкция;; Стимульный материал теста;; Ключи;; Средние нормы;; Интерпретация. Рис. 7. Стимульный материал к методике «Кольца Ландольта». Тест. «Пропускная. способность. зрительного. анализатора». Описание. А. А. Генкина, М. П. Шека с кольцами Ландольта (1963) является идеальной. методики "Кольца Ландольта", посокльку, дошкольникам легче работать с. Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер. Инструкция. "Последовательно рассматривая строки, вычеркивайте. Ландольта кольцо) -- оптотип, представляющий собой кольцо с разрывом. Кольца Ландольта (модификация корректурной пробы) – бланковый тест скорости. Инструкция испытуемым: «Задание требует от вас. Инструкция. «Исследуется ваша способность замечать разрыв в окружности на минимальном расстоянии от неё. Рис.1 Образец кольца Ландольта. Предложенные Ландольтом оптотипы – кольца Ландольта для проверки. Результаты теста оценивают по количеству пропущенных. испытуемый получает инструкцию вычеркивать разные наборы знаков в. Инструкция испытуемому: "Вам будет дан тест с напечатанными в нем построчно символами. Отыщите и зачеркните те кольца, где. Теппинг-тест по И.П. Павлову. Оценка темперамента по методике А. Предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении инструкции»: «Будь. корректурные таблицы разного рода — цифровые, буквенные, с кольцами Ландольта. Бланк содержит 640 колец (32 строки по 20 знаков) с различной. Обследуемым предлагается следующая инструкция; «Постарайтесь. Перед проведением опроса дается инструкция. Кольца Ландольта. Тест Ландольта позволяет оценить общую работоспособность человека и ее. Сущность процедур спецификации теста (определение количества заданий). внимания «Кольца Ландольта» и «Перепутанные линии» (инструкции. Оборудование – бланк с кольцами Ландольта (см. Приложение 3). Инструкция: "Сейчас мы с тобой поиграем в игру на внимание. Оценка результатов теста Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек. расстоянии 2-3 см от глаза так, чтобы тест на-. отдаляют тест-объект от глаза до тех пор, пока. Тест-объект — вращающееся кольцо Ландольта. 1.4), либо бланк колец Ландольта в модификации Глазова (прил. 730 000, Кольца ландольта. бланк теста | Инструкции, руководства. Теппинг-тест или методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по. Оценка работоспособности с помощью теста колец Ландольта. 466. 2.2.6. Инструкция по данному тесту представлена на рисунке 2.7. Рисунок. Психологический тест кольца ландольта, Сборник интерактивных IQ тестов. В разделе Инструкции вы найдете всю необходимую информацию для. Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для. Инструкция ко II части задания (выполнение этой части теста начинается после того. 1 Описание диагностических методик для изучения уровня развития внимания у детей младшего. Методика № 2 Тест Мюнстенберга. Методика «Кольца Ландольта», «Методика изучения уровня внимания у школьников». Психологический тест кольца ландольта, Сборник интерактивных тестов. В разделе Инструкции вы найдете всю необходимую информацию для. При выполнении тестов внимательно читайте инструкции, в них. 396 пар колец Ландольта (пара - сочетание внутреннего и внешнего кольца). Кольца Ландольта • Русские буквы. Тесты для определения астигматизма: лучистая фигура, стрела, крест • Тесты для. Краткое описание страницы. Описание: Данная энциклопедия описывает наиболее известные компьютерные психодиагностические. Тест "Кольца Ландольта". Тест Ландольта. Бланк теста Кольца Ландольта, диагностика. все поисковики обрыла, а бланка не нашла( только описание методики. России”, “Инструкцией о порядке проведения медицинского освидетельствования личного состава. КОРРЕКТУРНЫЙ ТЕСТ (кольца Ландольта). Ландольта кольцо) -- оптотип, представляющий собой кольцо с. Кольца Ландольта (модификация корректурной пробы) – бланковый тест скорости. испытуемый получает инструкцию вычеркивать разные наборы знаков в. Сборник тестов «Диагностика познавательных процессов школьников» представляет собой набор наиболее. Методика «Кольца Ландольта». 4.11. Инструкция испытуемому в первой серии: "Разверните руку ладонью вверх. «Загадки Амтхауэра» (из теста интеллекта);. • создание проекта. внимательно читать инструкцию перед выполнением задания;. Кольца Ландольта. следует отметить, что выполнение методики с кольцами Ландольта в полном объеме. Уточнение критериев оценки предложенного теста в обычных условиях. 2 «Об утверждении Инструкции о порядке медицинского. Детский вариант личностного теста Р. Кеттела. Анкета для родителей. бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции: Описание: Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В основе методики. Тест "Кольца Ландольта". Эдуард, подскажите, есть ли инструкция или рекомендации по использованию теста "Корректурная проба". давайте я вам лучше кольца Ландольта дам. Re: Тесты, материалы и информация по тестированию персонала. ознакомьтесь с данной Инструкцией по эксплуатации и храните ее в удобном и. Тест на совпадение. 13. Т адение. Кольца Ландольта 0.5, 0.6, 0. 6. Психологический тест, инструментальные характеристики, основы. 16 PF Кеттелла, ТОПС, кольца Ландольта,MMPI, Торранса, УСК, рисунка. корректурные пробы Б. Бурдона – тест предназначен для исследование. методики "Кольца Ландольта", поскольку, дошкольникам легче работать с. и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки. Инструкция испытуемым. Инструкция испытуемому. и устойчивости внимания предлагается вариант корректурной пробы с кольцами Ландольта. Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании. Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы. Например, методика "Кольца Ландольта" предназначена для измерения. На первом этапе испытуемому дается инструкция повторить после прослушивания. Обследуемому предлагался бланк с кольцами Ландольта (кольца с. Тест для исследования вегетативного тонуса (вегетативный опросник). Инструкция: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом. Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он. чее расстояние можно уточнить в инструкции к прибору). Автоматический. исследования с помощью колец Ландольта и тестов. «Е» ближе всего. Разновидностью аппаратурных методик являются тесты-тренажеры. 2) Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы. Например, методика "Кольца Ландольта" предназначена для измерения. Тест «Арифметический счет» является методикой определения. в виде словесной инструкции, образца, предъявляемого исследователем. На экран. А. А. Генкина, М. П. Шека с кольцами Ландольта (1963) является идеальной. Откройте тест с кольцами Ландольта (оба глаза должны оставаться открытыми). 4. Письменно. Узнайте, как проверить зрение, из этой инструкции. 1. Большинство специализированных тестов для оценки свойств и качеств внимания. Инструкция в таком случае предпи-. ба с кольцами Ландольта [Бурлачук, 1989] — методика наиболее приемле- мая для.

8 comments

тесты для детей. Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для. ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца.

Описание методик по определению продуктивности и устойчивости внимания, распределения внимания, переключения внимания,.

Диагностика работоспособности с помощью колец Ландольта. вильность работы и продолжает инструкцию: "Через каждые 2 минуты я буду по-. Бланки c результатами теста обрабатываются - экспериментатор помечает на.

тесты для детей. Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для. ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца.

Описание методик по определению продуктивности и устойчивости внимания, распределения внимания, переключения внимания,.

Тесты - Внимание. Автор: Бруннер Евгений Юрьевич. 10.09.2010 22:59. I.3. Кольца Ландольта. Методика «Кольца Ландольта» является универсальным. Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее.

Тесты - Внимание. Автор: Бруннер Евгений Юрьевич. 10.09.2010 22:59. I.3. Кольца Ландольта. Методика «Кольца Ландольта» является универсальным. Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее.

Диагностика работоспособности с помощью колец Ландольта. вильность работы и продолжает инструкцию: "Через каждые 2 минуты я буду по-. Бланки c результатами теста обрабатываются - экспериментатор помечает на.

Добавить комментарий Отменить ответ

Другие статьи

Исследование концентрации и устойчивости внимания с помощью корректурной пробы (кольца Ландольта) - Студопедия

Исследование концентрации и устойчивости внимания с помощью корректурной пробы (кольца Ландольта)

Цель исследования: определить уровень концентрации и устойчивости внимания.

Материал и оборудование: тестовый бланк, карандаш и секундомер.

Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.

Процедура исследования. Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. Экспериментатор читает испытуемому инструкцию, предъявляет тестовый бланк и фиксирует время выполнения задания. Работа проводится в течении 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент испытуемый должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда. После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово "стоп". По этой команде испытуемый должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных испытуемым за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

Инструкция испытуемому: "Вам будет дан тест с напечатанными в нем построчно символами. Отыщите и зачеркните те кольца, где разрыв находится внизу кольца. Старайтесь не пропустить ни одного кольца и работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и нет вопросов, тогда "Начали!"

Обработка и анализ результатов .

Уровень концентрации внимания может быть выражен с помощью индекса точности:

S – число строк, проработанных испытуемым, n – количество пропусков или ошибок

Показатель темпа выполнения (А):

S – число строк, проработанных испытуемым, t – время выполнения

Определение устойчивости внимания (S):

S=0,5N – 2,8n/60, где

N – количество колец, просмотренных испытуемым за минуту, n – количество пропусков или ошибок за это же время

В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S, относящихся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

Игра-диагностика - Обзор литературы по проблеме

Обзор литературы по проблеме


Игра-диагностика:
Игра «Три пункта» стимулирует развитие у ребенка объема внимания. Предложить ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Команда: «Раз, два, три - беги!» - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:
1. Самое простое задание:

- Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;

- Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

Когда ребенок освоится с правилами игры, можно предложить ему усложненный вариант.

2. Усложненное задание:

- Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;

- Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы;

- Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву «С».

Задание можно усложнять, увеличивая количество пунктов до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми. Пригласить в гости друзей -усилия не пройдут даром. Ребенок не только разовьет свое внимание, но и будет учиться общаться со сверстниками.

^ Переключаемостъ внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Это свойство внимания существенно востребуется в обучении, помогает быстро ориентироваться в любой обстановке, в том числе и в ситуации школьного урока. Приемам осознанного переключения внимания ребенка можно специально обучать. Переключение облегчается, если родители расскажут малышу о том, что ему предстоит сделать, от чего следует отвлечься, когда нужно остановиться и начать новый вид деятельности. Очень полезными могут быть придуманные родителями вместе с детьми значки -"переключатели", которые укажут ребенку, что надо сменить вид деятельности. Так, занимаясь дома и сделав небольшой перерыв для отдыха, малыш с трудом возвращается к работе. В подобной ситуации уместно воспользоваться картинкой с изображением светофора с зеленым цветом или звоном колокольчика. Также дошкольнику трудно осознать конец того или иного этапа работы, этот момент тоже можно обозначить каким-нибудь наглядным знаком.

^ Распределение внимания заключается в параллельном выполнении нескольких видов деятельности. Осуществляется за счет способности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Родителям важно помнить, что распределение внимания зависит от физиологического и психологического состояния ребенка. При утомлении, выполнении трудных заданий оно обычно снижается. Особенно это заметно при обучении ребенка письму.
^ Процесс овладения навыком письма существенно зависит от распределения внимания ребенка. Малышу необходимо параллельно выполнять несколько видов деятельности: чтение текста, который надо списать, или прослушивание его, запоминание этого текста, проговаривание вслух или про себя нужных слов, вспоминание необходимых букв и их написания и, наконец, написание, совмещенное с постоянным стремлением вписаться в строку и соответствовать правилам каллиграфии.
Игра-диагностика.
Для развития внимания играть с ребенком в игру по типу теста "корректурная проба". Эта игра поможет развить многие свойства внимания: распределение, переключаемость, объем и устойчивость.
Для игры подойдет любой текст из газеты или старого журнала с крупным шрифтом. Первичное задание звучит так: "По сигналу зачеркни все буквы "о" одной чертой". Хорошо, если и взрослый будет участвовать в игре и тоже займется вычеркиванием букв в своем тексте. Играя первый раз, взрослому необходимо приглядеться, правильно ли движется взглядом по тексту малыш. Правильное движение аналогично перемещению взгляда в процессе чтения: слева - направо, сверху - вниз. Если ребенок вычеркивает буквы хаотично или в любом другом порядке, ему нужно показать, как это делать, и по мере необходимости поправлять в течение игры.
Когда задание будет выполнено, ребенок и взрослый меняются текстами с тем, чтобы проверить работу друг друга. Помните, что развивающий эффект проверки выше простого выполнения задания, но такой вариант работы и более сложен для ребенка. Если малыш с легкостью выполняет и само задание, и проверку, взрослым можно немного схитрить, специально допуская ошибки. Для начала пусть это будет всего лишь одна ошибка. Важно, чтобы ребенок самостоятельно ее нашел. Если же этого не произошло, не стоит спешить с подсказкой. Пусть помощь взрослого будет постепенной. Направляющие фразы могут быть такими: "Посмотри-ка, по-моему, я где-то ошибся". Если поиск опять неудачен, то: "Наверно, ошибка в этой строке", далее: "Посмотри в начале строки", "Посмотри в этом слове". От фразы к фразе увеличивается доза родительской помощи, и, таким образом, ребенок проявляет максимально возможную для себя самостоятельность. Когда первый уровень сложности игры будет ребенком усвоен, можно постепенно усложнять задание по следующей схеме:
- попросите малыша искать две буквы и отмечать их по-разному, например: перечеркивать "о" и подчеркивать "а";

- дайте задание отмечать три буквы;

- сделайте в своем тексте ошибки, пусть ребенок их обнаружит;

- поиграйте с учетом времени, проверьте, кто из вас быстрее выполнит работу.

Необходимо дать ребенку ощущение удачи, победы, тогда он будет знать к чему стремится, и будет уверен, что может быть успешным.

^ Влияние прерывания деятельности на внимание.

Развивая внимание детей, родителям важно помнить о последствиях такого психологического явления, как прерывание деятельности. Это явление можно наблюдать в трех ситуациях.

Во-первых. содержание и смысл деятельности могут резко измениться из-за того, что ребенок вынужден в неотложном порядке реагировать на мощные и, возможно, жизненно важные раздражители. Так, собирающий конструктор малыш резко бросает игрушку, услышав крик сестры из кухни.

Во-вторых. ребенок, осознанно управляя своим вниманием, прерывает одну деятельность ради выполнения другой, как, например, в ситуации, когда он прекращает рисование и включает телевизор, чтобы посмотреть мультики.

В-третьих. деятельность может быть прервана в силу того, что ее невозможно продолжить по каким-либо причинам. Так происходит, когда ребенок перестает читать перед сном книжку, если мама выключает свет.
Явление прерывания деятельности небезразлично для психики, так как истощает психические ресурсы ребенка. Истощающий эффект прерываний наиболее сильно сказывается в результате многократных прерываний, когда требуется вновь и вновь возвращаться к первоначальной деятельности. Подавляющее большинство детей в условиях многократного прерывания деятельности совсем не могут работать.

Пример. Настя П, ученица второго класса, развитая и старательная девочка, часто не полностью выполняет домашнее задание. В разговоре с родителями девочки выясняется, что в семье еще есть трехмесячная Аленка, и мама часто отрывает Настю от занятий, прося подать пеленку, подогреть воду в бутылочке и т п. Отсюда пятый принцип коррекции внимания у детей:

- Берегите внимание детей. Если ребенок занят, не следует его отвлекать, давая новые задания .[72, автор У.Т.Воробьева]


I. 3. Дидактические рекомендации психологам, педагогам и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющим дефицит внимания.


Нередко кажется, что все школьные беды ребенка - от его невнимательности. Попробуем разобраться в причинах этого явления, доставляющего столько хлопот ребенку и родителям. Следует помнить, что дети 3-4 лет - обычно могут заниматься в течение 14-20 минут, дошкольники 5-6 лет - могут заниматься около получаса, школьники - 45 минут.

Психологи различают внимание и внимательность.

- Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-то объекте. Способность к непроизвольному вниманию свойственна всем людям без исключения.

- Внимательность - сложившееся качество личности. Рассеянный школьник, как и все другие дети, способен "обратить внимание" на какой-то объект. Однако он часто не может полностью сосредоточиться на этом объекте: внимательность еще не стала его личным качеством. Понятно, что отсутствие этого важного качества не лучшим образом сказывается на его школьных достижениях.

Рассеянность может быть обусловлена каким-то заболеванием, нарушением мозговой деятельности или, например, воспалением носоглотки, аденоидитом. Однако и здоровые дети часто страдают дефицитом внимания, когда они устали или в данный момент ими руководит желание заниматься другим делом, более интересным, они часто отвлекаются на второстепенные раздражители. Если эти объяснимые временные состояния длятся долго, то постепенно складываются в общий стиль учебной работы, а затем становятся жизненным стилем.

Организация внимания школьника на уроке зависит, прежде всего, от мастерства учителя. Дома же родителям приходится брать эти функции на себя. [45]

^ На что необходимо обратить внимание?

1. Создать ребенку спокойную обстановку для работы, не допускайте перегрузок и утомления. Сделать так, чтобы в учении для него было больше увлечения, чем принуждения. Для таких детей особенно важно всегда начинать приготовление уроков в одно и то же время. Тогда им легче мобилизоваться, настроиться на работу. Установка вырабатывается и на постоянное рабочее место. Достаточно усесться за привычный стол, и приходит рабочее настроение. Причем желательно, чтобы это место было только местом для занятий, а не для игр и дополнительного чтения. Тогда ничто не будет отвлекать ребенка от основного занятия.

2. Все необходимое для работы всегда должно быть у ребенка под рукой. Начиная от ручки, бумаги и до таблиц, схем, словарей и т.п.
3. В перерывах между сложными видами работы использовать приемы расслабления или двигательную разрядку.

4. Развивать у вашего школьника навыки самоконтроля, самопроверки выполненной работы. Можно специально составить текст из 13-14 предложений. В каждое предложение включить одну-две типичные для школьника ошибки. Например: пропуски букв, слов; повторение слогов в слове; замена букв или слов и т.п. Ребенку надо проверить текст, найти и исправить в нем ошибки. Причем проверять можно разными способами:

- самостоятельно, читая про себя;

- читая вслух и отчеркивая слоги вертикальными черточками;

- сравнивать текст с правильным образцом.

Научить ребенка при проверке пользоваться непрозрачной линейкой. С ее помощью слово открывается постепенно, по слогам, без «забегания» вперед. Ведь ошибки часто не замечаются, если ученик забегает вперед и «узнает» слово.

5. Выбрать специальное время для упражнений, развивающих способность к сосредоточению, концентрации, повышающих устойчивость внимания, умение переключаться. Таких упражнений достаточно много, но они должны быть интересными и не восприниматься как продолжение скучных уроков. Например, если первоклассник невнимателен при чтении и письме, следует предложить ему такое задание:

а) «Взять несколько страниц печатного текста из старой книги или журнала (шрифт должен быть достаточно крупным). Инструкция: «Вычеркни все буквы «т», а буквы «д» обведи кружком». А потом вместе с ребенком проверьте, сколько допущено ошибок. Упражнение можно повторять каждый день, меняя инструкцию. Постепенно количество ошибок будет снижаться.
б) Можно найти специальные фигурные таблицы для тренировки способности к переключению внимания. Дается инструкция в каждой фигурке таблицы поставить определенный значок. Например: в квадрате - горизонтальную черточку, в кружке - вертикальную, в треугольнике - точку и т. д. [Приложение 1 «Корректура»]

в) Очень полезны упражнения по расшифровке сообщений, записанных специальными значками (вроде пляшущих человечков из рассказа А. Конан-Дойля). Нужно придумать такой секретный алфавит и составить с его помощью небольшое письмо. Этот вид работы довольно сложный, но очень полезен для тренировки способности к концентрации и распределению внимания.

г) Известное упражнение - отыскивание по порядку чисел, произвольно разбросанных на листе бумаги. Вы можете сами нарисовать такую таблицу.

д) Возможно, что ребенку необходима тренировка специфического вида внимания. Например, он хорошо воспринимает информацию, представленную в зрительном, наглядном виде. И благополучно пропускает то, что предъявляется на слух. Значит, необходимо развивать у такого школьника слуховое внимание, учить его сосредоточиваться на своих слуховых ощущениях.

Нужно попросить ребенка закрыть глаза и прислушаться к окружающим звукам. А затем пускай перечислит то, что услышал (шум льющейся на кухне воды, звуки с улицы, разговор за стеной и т.д.).

е) Или такое упражнение: назвать ребенку в произвольном порядке несколько имен. Каждое должно прозвучать несколько раз. Например: Катя, Антон, Даша, Дима, Антон, Антон, Даша, Катя, Дима, Катя и т.д. При этом отметить для себя, сколько раз назвали то или иное имя. Задача ребенка - сказать, сколько раз прозвучало каждое имя.

ж) Бывает, что ребенок, наоборот, недостаточно внимателен при восприятии зрительной информации. В таком случае стоит тренировать его наблюдательность, умение подмечать детали, сравнивать величину, цвет, положение предметов, другие признаки.

Нужно взять несколько любых мелких предметов, расположить их на столе. Попросить ребенка в течение 30 секунд рассмотреть эту композицию. Затем он отвернется, а в это время что-то необходимо поменять: переставить предметы, добавить такой же, но другого цвета, что-то вовсе убрать. Ребенку нужно сказать, что изменилось. Полезно сравнение двух картинок, похожих на первый взгляд, но различающихся в деталях.

6) Упражнений по развитию внимания в специальной литературе или в детских журналах достаточно много (см. список литературы). Необходимо выбирать те, что интересны ребенку. Главное – заниматься необходимо каждый день, понемногу и обязательно вместе с ребенком фиксировать его успехи.

7) Также следует знать, какие отвлекающие факторы наиболее влияют на ребенка? Для одного ребенка наиболее отвлекающий фактор - звуки, для другого - зрительные раздражители. Один спокойно занимается дома под музыку и не реагирует на звонок телефона, другой отвлекается на любой шорох. И утомление может у детей наступать по-разному. Например, работоспособность резко снижается, но потом уже не восстанавливается. Или колеблется в течение какого-то периода - от полной сосредоточенности до абсолютного «выпадения» из работы. Эти особенности нужно учитывать при организации домашних занятий.

Хорошим средством против рассеянности является любознательность. Нужно приучить ребенка наблюдать и замечать все значительное и ценное из того, что происходит вокруг: на улице, в кино, дома. Замечательно, если у него возникают вопросы: "Что это такое?", "Что это значит?", "Почему так происходит?" Отвечайте, но старайтесь побуждать сына или дочку самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы. И психологи, и родители, уже вырастившие школьников, знают: через год-другой острота проблемы постепенно будет снижаться. Рассеянный первоклассник в конце концов научится сосредоточиваться на задании. Внимание станет более устойчивым, придет и умение переключаться с одной работы на другую.
8) Коррекционная работа с учащимися младших классов может дать хорошие результаты, однако в подростковом возрасте может вернуться прежняя неорганизованность, вновь возникнуть проблемы с вниманием, ухудшится успеваемость. Причины невнимательности и рассеянности подростка объяснимы. Далеко не на последнем плане здесь физиологическая перестройка организма, гормональные изменения. Подростку трудно управлять своими эмоциями. У него новые потребности, интересы, не всегда связанные с учебой, новый круг общения. Кто-то из подростков готов выдвигать новые гипотезы, заниматься теоретическими изысканиями и ставить смелые эксперименты. А в школе приходится заниматься рутинной работой - скучные вычисления, обязательная для чтения литература.

Для правильной коррекции внимания необходимо понять, что для подростка важнее всего познать себя, скорректировать самооценку своих сил и способностей с оценками со стороны значимых для него людей. Если учеба так или иначе помогает в этом, тогда подросток испытывает к ней интерес, внимание вновь становится концентрированным и устойчивым. Следует понять подростка-школьника и не задавать ему бессмысленные вопросы: «О чем ты только думаешь? Как ты можешь делать такие глупые ошибки?», поскольку это снижает самооценку и не помогает улучшить внимание. [72, автор: У.Т. Воробьева]

^ I.4. Упражнения для развития и коррекции внимания в дошкольном возрасте.

Предлагаемые задания для коррекции и развития внимания можно использовать и в качестве диагностических методик для детей 306 лет. В заданиях не приводятся количественные критерии для оценки внимания. В зависимости от того, справляется ребенок или нет с каким-либо типом заданий, надо подбирать ему упражнения подобного типа для развивающих занятий. Задания должны быть яркими, красочными, а занятия по диагностике и тренировке внимания желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день.

1 ^. К первому типу методик относятся всевозможны езадания на нахождение сходства и различий картинок, поиск парных изображений.




2. Ко второй группе относятся задания на определение изменений, перестановок, произошедших на картинке (что-то убрали, добавили, заменили либо поменяли местами - надо указать, что изменилось):


3. Третий тип заданий: нахождение различных геометрических фигурок, "спрятанных" на картинке:


4. Всевозможные лабиринты. Ребятишкам помладше (3-4 годика) разрешается прослеживать путь карандашом либо пальчиком, дети постарше должны стараться следить только глазами:


5. Задания на нахождение нелепиц, несоответствий на картинках ("Что перепутал художник?"). Здесь также развивается мышление ребенка, его знание о мире:


6. Задания на развитие памяти и внимания: ребенку на короткое время (30 секунд) предъявляется либо картинка с изображением различных предметов либо настоящие предметы (какие-то вещи могут быть парными). После этого картинку убирают и ребенок по памяти должен ответить на вопросы, которые касаются показанных ему предметов или их изображений. После этого картинку убирают, и ребенок должен ответить на вопросы:

- Какие предметы нарисованы на картинке?

- Сколько вишен ты видел на картинке?

- Что ты видел, ручку или карандаш?

- Сколько конфет на картинке?



7. Ответы на вопросы по картинке, описание того, что на ней изображено:


Ответь на вопросы:

- Какие животные нарисованы на картинке?

- Какие животные живут у нас, а какие в теплых странах?

- Каких животных на рисунке два?

- Какое животное из тех, которых ты видишь, ходит на двух ногах?

В этом задании (впрочем, как и в большинстве остальных, описанных в данном разделе методик) для более полной характеристики уровня концентрации внимания фиксируется характер процесса рассматривания (целенаправленность, активность, заинтересованность работой и пр.), сосредоточенность и наблюдательность.


8. Задание на развитие избирательности внимания:

[4, с. 7-29, 88 – 139; 72, автор: У.Т. Воробьева]

^ I.5. Использованная литература:

1. Альманах психологических тестов. М. КСП, 1996, с. 7-29, 88 - 139

2. Дошкольная педагогика \Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохина. М. Просвещение, 1986, 415 с.

3. Волков Б.С. Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. М. Просвещение, 1991

4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб. СОЮЗ, 1999, 144 с.

5. Мухина В.С. Детская психология. М. Просвещение, 1985, с.53, с.115.

6. Широкова Г.А. Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005, 314 с.


^ II. Развитие и коррекция внимания в младшем школьном возрасте.

II.1. Характеристика внимания как процесса в младшем школьном возрасте.

Известно, что младшие школьники испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать своими словами свои проблемы. Консультативная и коррекционная работа с такими детьми требует методических приемов, обеспечивающих установление продолжительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможной актуализация и свободное, откровенное осуждение конкретных переживаний ребенка по поводу его затруднений.

^ Дидактические рекомендаци? ? вытекают из особенностей младшего школьного возраста, где на первом месте выступает новый ведущий вид деятельности – учебная деятельность, а приоритетным становится степень развития компетентности школьника. В первую очередь необходимо сформировать у ребенка желание выполнять задания. [59, С.59-68]

^ II.2. Методы коррекции и развития внимания у детей в возрасте от 6 до 10 лет. [4; 59]

Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок, а также для развития объема и концентрации внимания. Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее. Время работы - 5 минут.

Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут". (Рисунок 2)


Рисунок 2. Пример бланка корректурной пробы для младших школьников.


Методика «Корректурная проба Ландольта».

Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для исследования и коррекции произвольного внимания, и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.
Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.

Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном

месте, и зачеркивать их. (Рисунок 3,4)

Работа проводится в течении 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.

После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово "стоп". По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.
^ Уровень концентрации внимания может быть выражен с помощью индекса точности:


Рисунок 3. Бланк для ответов методики «Корректурная проба «Кольца Ландольта»

Рисунок 4. Корректурная проба «Кольца Ландольта».



В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S, относящихся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По полученным результатам строится график работы ребенка над заданием.
Оценка распределения внимания.

Инструкция, которую в этой методике получают дети, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом опыте. Однако в этом случае детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два типа колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.

Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же, как и в предыдущей методике, но результаты интерпретируются как данные, свидетельствующие о распределении внимания.

Замечание. Если говорить строго, то эти данные указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.

Определение объема внимания.

Эта методика используется в том виде, в котором она была представлена ранее. То же самое относится к школьникам более старшего возраста - подросткам и юношам.

Оценивается объем внимания ребенка по десятибалльной шкале. Мы располагаем данными о том, что средний объем внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 единиц. Для детей старшего дошкольного и младшего возрастов нижняя его граница - 3 единицы, вероятно, остается такой же, как и для взрослых людей. Что же касается верхней границы, то она определенно зависит от возраста, т. к. внимание в детстве, в том числе и его объем, развивается. Для старших школьников и младших школьников верхняя граница нормы внимания приблизительно равна возрасту детей, если она не превосходит средний объем внимания взрослого человека. Так, средний объем внимания 3-4-летних детей приблизительно составляет 3-4 единицы, а средний объем внимания 4-5-летних - 4-5 единиц, соответственно 5-6-летних - 5-6 единиц. Примерно на последних из указанных уровней средний объем остается у детей, обучающихся в двух первых классах школы, а затем несколько повышается, достигая к 3-4 классам примерно той величины, которая характерна для взрослых людей.

В соответствии с этим устанавливается следующая шкала перевода экспериментальных показателей объема внимания детей в принятую десятибалльную шкалу:

10 баллов - объем внимания, равный 6 единицам и выше.

8-9 баллов - объем внимания, составляющий 4-5 единиц.

4-7 баллов - объем внимания, равный 2-3 единицам.

0-3 балла - объем внимания меньше 2 единиц.

Дети, получившие 10 баллов, считаются не только полностью готовыми к школе по уровню развития внимания, но и превосходящими в этом отношении многих своих сверстников.

Дети, получившие 8-9 баллов, также считаются вполне готовыми к началу обучения в школе. Однако, если такую оценку получают дети, уже обучающиеся в 3-4 классах, то она рассматривается как находящаяся ниже нормы.
Для детей, поступающих в школу, показатели объема внимания на уровне 4-7 баллов считаются допустимыми, а для детей, уже обучающихся в школе, слишком низкими.

Наконец, если ребенок получает 0-3 балла, то независимо от того, поступает ли он в школу или уже учится в ней, его объем внимания рассматривается как недостаточно высокий. В отношении таких детей делается вывод о том, что они по степени развития своего внимания еще не готовы обучаться в школе.

Методика "Красно-черная таблица".

Методика предназначена для оценки переключения внимания и для развития этого свойства. Обследуемые должны находить на предложенной им таблице красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации, исключающей логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке (время выполнения Т(1) фиксируется). Затем нужно показать красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения Т(2) фиксируется). Затем ученика просят показывать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа - в убывающем (время выполнения Т(3) фиксируется). Показателем переключения внимания является разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: Т(3) - (Т(1)+Т(2)). (рисунок 5)


Рисунок 5. Таблицы Горбова для младшего школьного возраста.

Данная методика используется для исследования и развития скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

Инструкция: "Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь". Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде, рисунки 6; 7)

Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма - 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма - 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.