Руководства, Инструкции, Бланки

образцы заключений эксперта трасолога img-1

образцы заключений эксперта трасолога

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Оценка заключения эксперта-трасолога - Оценка заключения эксперта-трасолога - Студенческая библиотека онлайн

Оценка заключения эксперта-трасолога

Прежде всего, оценивая заключение, следователь (суд) должен обратить внимание на научный и специальный уровни подготовки эксперта-трасолога, производящего экспертизу, которые обеспечивают наличие у него познаний, необходимых для проведения исследований. Следователем (судом) определяется также правильность уяснения экспертных задач и выбор методов для их решения. Анализируется правильность примененной для решения конкретных экспертных задач (подзадач) методики и обоснованность заключения. В этой связи к эксперту-трасологу предъявляется ряд требований.

При исследовании обуви и ее следов эксперт-трасолог должен обладать знаниями в области технологии изготовления обуви; при исследовании изделий массового производства трасолог так же должен знать типовые технологические процессы. Например, проволока, как частый объект исследования, несет на себе большую следовую информацию. Эксперт должен уметь вычленить, провести дифференциацию следов и признаков, возникших в результате производственно-технологических процессов, дополнительной обработки поверхности, эксплуатации, случайного происхождения и других факторов. При исследовании следов зубов эксперт-трасолог должен ориентироваться в анатомии и физиологии человека. Без знания строения зубов, прикуса челюстей, болезней зубов, которые могут отразиться на механизме следообразования (например, при такой болезни, как пародонтоз, т. е. расшатывание зубов, невозможно произвести откус твердой поверхности), и других особенностей, медицинской терминологии нельзя квалифицированно описать следы (повреждения) и, главное, описать выявленные признаки.

Оценивая заключение, следует обращать внимание на то, не вышел ли эксперт-трасолог за пределы своей компетенции, логичны ли его суждения, нет ли противоречий, насколько четки и конкретны выводы, не допускают ли они различные толкования. Тщательному анализу подвергаются и иллюстрации к проведенному исследованию. Насколько они наглядны и убедительны для восприятия другими участниками процесса.

Критерии оценки экспертного трасологического исследования определяются следующими факторами: допустимость, достоверность, обоснованность.

При оценке допустимости заключения эксперта помимо соблюдения процессуального порядка и процессуальной формы экспертизы должно быть проверено также, не подлежит ли эксперт отводу, т.е. достаточно ли он компетентен и не заинтересован ли он в исходе дела. Многие из них имеют низкий уровень профессиональной подготовки, отягощенный поверхностным отношением к изучению и использованию в практической деятельности частных методик раскрытия и расследования преступлений, недостаточным использованием оптимальных форм организации этой работы, ее оперативно-розыскного, а также судебно-экспертного обеспечения. Если экспертиза проводится в экспертном учреждении, то непосредственно эксперта определяет руководитель этого учреждения (структурного подразделения), который хорошо осведомлен о специализации своих работников, и где все эксперты проходят в установленном порядке аттестацию по своей специальности. Поэтому практически основанием для отвода таких экспертов может служить лишь выявившаяся их личная заинтересованность в исходе дела.

Если при оценке заключения эксперта выяснится, что он подлежал отводу, заключение лишается всякого доказательственного значения, и по тем же вопросам должна быть проведена новая экспертиза, поручаемая другому эксперту или экспертам.

Оценивая допустимость заключения, необходимо проверить правильность его оформления, наличие всех необходимых реквизитов, указанных в законе.

Бывают случаи, когда отсутствует вводная или исследовательская часть, нет подписи эксперта или заключение подписано не тем лицом, которое указано в вводной части. Если экспертиза была комплексной, в заключении, как отмечалось выше, должно быть, кроме того, указано, какой эксперт какие исследования проводил и каждая часть исследования подписывается только теми экспертами, которые ее осуществили.

Важное значение для оценки заключения эксперта имеет допустимость объектов, исследовавшихся экспертом.

Недоброкачественность или неполнота фактических материалов, на которые опирается заключение, служит основанием несогласия с заключением. Если эксперт использовал, недостаточные материалы или же опирался на сомнительно установленные факты, а также односторонние сведения, то заключение его делается сомнительным. Поэтому всегда должна быть проверена процессуальная доброкачественность объектов экспертного исследования. Для этого нужно, прежде всего, установить, был ли законным способ их получения. Так, вещественные доказательства могут быть изъяты в ходе какого-то следственного действия (осмотра, обыска, выемки, освидетельствования) либо представлены кем-нибудь из участников процесса или посторонними лицами. Документы могут быть, кроме того, истребованы от учреждений, предприятий, организаций и должностных лиц.

Должен быть соблюден также процессуальный порядок получения следователем (судом) этих объектов. Особенно это относится к получению вещественных доказательств в ходе следственных действий. Если при этом были допущены существенные нарушения, ставящие под сомнение достоверность результатов следственного действия или ущемляющие права граждан, то вещественные доказательства могут быть признаны недопустимыми. А это, в свою очередь, как указывалось, влечет недопустимость и заключения эксперта по исследованию этих объектов.

Заключение эксперта, как и всякий другой источник доказательств, подлежит всестороннему анализу и оценке, не всякое заключение эксперта является достоверным. Прежде чем оценивать заключение эксперта в совокупности с другими доказательствами по делу, необходимо тщательно проанализировать его достоверность.

Достоверное заключение эксперта это значит в объективном смысле истинное заключение, то есть полностью отражающее действительность. После того как заключение признано допустимым, нужно установить, насколько оно соответствует действительности. Это очень сложный момент оценки, во всяком случае, здесь нет таких четких формальных критериев, как при оценке допустимости. дствие закон

А.К. Педенчук вводит понятие разных видов достоверности, отмечая, что механизм достижения знания у всех разный. Относительно заключения эксперта он говорит о трех видах достоверности: полной, научной и конкретной. Полная достоверность базируется на общей культуре, специальных познаниях и личных качествах субъекта познания. Научная достоверность основывается на естественнонаучном, общественно-научном знании, определяющем уровень развития науки к соответствующей предметной деятельности. Конкретная достоверность характеризует отношение субъекта к законченному циклу исследований и выражает уверенность его в истинности знания, полученного в результате решения частной экспертной задачи. Именно этот вид достоверности, интегрирующий все стороны оценки полученного знания, кладется в основу принятия различного рода решений.

Такое понимание достоверности исключительно важно для достижения целей доказывания в уголовном процессе, поскольку позволяет показать, каким образом из первоначальных ненадежных данных формируется надежный результат и каков «механизм» этого перехода.

Прежде всего, должно быть проверено, насколько обоснованы выводы эксперта, достаточно ли они аргументированы, подтверждены проведенными исследованиями. Поэтому сначала нужно проанализировать само заключение эксперта (все связи его с другими доказательствами по делу), его содержание и структуру, внутреннюю логику. Такой анализ должен включать в себя следующее.

Во-первых, насколько надежна примененная экспертом методика. Как правило, эксперты (во всяком случае в экспертных учреждениях) проводят исследования по заранее разработанным методикам, официально апробированным и утвержденным. Надежность их обычно достаточно высока. Тем не менее, в судебной практике бывают случаи, когда научная обоснованность экспертной методики ставится под сомнение кем-нибудь из участников процесса и становится предметом активного обсуждения в судебном заседании. Чаще всего это делается в отношении нетрадиционных, недавно созданных методик, не получивших еще всеобщего признания. В последнее время в связи с отменой в стране единой и общеобязательной идеологии появились различные альтернативные школы (подходы) в судебной психологии и психиатрии, бывшие ранее у нас фактически под запретом, но широко распространенные за рубежом. В связи с этим вполне возможна непривычная для нас ранее картина, когда в суде два эксперта с различными методологическими установками обосновывают прямо противоположные выводы. В таких ситуациях оценка обоснованности заключения эксперта сводится по существу к определению обоснованности примененной экспертом методики. Однако пока что на практике чаще всего ставится под сомнение не научная обоснованность экспертной методики, а правомерность ее применения в данном конкретном случае.

В практике встречаются также случаи использования экспертами (особенно частными) устаревших или нерекомендованных методик, неправильного выбора коэффициентов или иных табличных данных, что необходимо учитывать при оценке достоверности заключения эксперта.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Другие статьи

Что такое трасологическая экспертиза?

Трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза следов представляет собой одну из криминалистических процедур. В следственной практике она применяется для решения идентификационных и розыскных задач. Трасологическая экспертиза осуществляется в ходе досудебных и судебных мероприятий.

Классификация

В зависимости от используемых методик и предметной специфики выделяют 7 видов исследования:

  1. Гомеоскопическое (отпечатки людей).
  2. Механоскопическое.
  3. Экспертиза замков.
  4. Изучение пломб.
  5. Анализ отпечатков производственных механизмов на предметах.
  6. Транспортная экспертиза.
  7. Исследование отпечатков животных.

Предмет исследования

Судебно-трасологическая экспертиза проводится для исследования отпечатков ног, зубов, рук, одежды, обуви, шин, а также состояния механизмов, орудий, запирающих устройств, транспортных средств, пломб, различных частей предметов и так далее. Данный анализ выполняется для частных лиц и правоохранительных органов. В качестве предмета исследования выступает установление фактических сведений в процессе изучения отпечатков для определения механизма их появления и объекта, оставившего их.

В ходе механоскопической экспертизы исследуются механические повреждения на одежде. Их анализ позволяет иногда идентифицировать, но чаще всего установить групповую принадлежность объекта, которым они были нанесены. Обычно при этом возникает необходимость изучить материалы, в которых содержатся описания повреждений, образовавшихся на теле. В некоторых случаях проводится комплексное исследование при участии криминалиста-материаловеда, медика и прочих специалистов. При назначении всех видов анализа (кроме изучения отпечатков животных) в постановлении обязательно указывается, не подвергался ли инструмент, автомобиль, изделие, фрагменты и детали объекта каким-нибудь изменениям с того момента, как было совершено деяние, которое расследуется. Если они имели место, то необходимо указать их характер. Решается данный вопрос путем проведения комплексного исследования совместно техниками и трасологами. При расследовании ДТП посредством такого анализа с привлечением специалистов-материаловедов могут быть решены идентификационные задачи в случае обнаружения на одежде и прочих вещественных доказательствах частиц краски автомобиля, а на самом транспортном средстве – инородных фрагментов, частиц предметов одежды потерпевшего.

Вопросы трасологической экспертизы

Перед специалистами, исследующими отпечатки, стоят идентификационные и диагностические задачи. Назначение трасологической экспертизы состоит в установлении тождества орудий, животных, механизмов и людей или группирование их принадлежности. Кроме этого, в ходе исследования определяется:

  • Пригодность отпечатков для идентификации.
  • Период появления следов.
  • Механизм образования.
  • Последовательность появления.
  • Техническое состояние ТС или предмета.
  • Причинно-следственная связь.

Перечисленные задачи следует считать типовыми. Постановление о трасологической экспертизе должно индивидуализировать объект исследования достаточно четко.

Особенности работы

Эксперты в рамках проведения исследования обнаруживают и фиксируют следы. Это существенно облегчает реализацию всех стадий оперативно-розыскной деятельности. Трасологичекая экспертиза выполняется для идентификации отпечатков в пределах круга подозреваемых лиц, установления орудия, предмета, посредством которых совершено преступление. Для качественного проведения исследования фиксируется множество возможных данных, полученных в процессе обследования места или объекта. Для объективной оценки и составления заключения специалисты учитывают показания свидетелей.

Трасологическая экспертиза по ДТП

Аварии на дорогах – явление достаточно частое. При ДТП автолюбитель имеет возможность обратиться в страховую компанию за возмещением ущерба. Для этого у него должен быть соответствующий договор и полис. Однако не во всех случаях компании сразу осуществляют выплату. Страховщики зачастую требуют доказательства невиновности водителя в аварии. В случае если истекло время для сбора бумаг в ГИБДД и, соответственно, заключения нет, выходом будет трасологическая экспертиза.

Что выявит исследование?

Транспортная трасологическая экспертиза позволит установить направление и время движения участников ДТП. Специалисты, проанализировав отпечатки на проезжей части, не только идентифицируют транспортное средство, но и определят непосредственно механизм аварии. Детальное изучение отпечатков на транспортных средствах, их деталях, отделившихся фрагментах позволяет полностью составить картину происшествия.

Что исследуется при ДТП?
  • Транспортные средства и их детали, прочие предметы обстановки аварии.
  • Отпечатки шин и автомобилей.
  • Царапины, вмятины и прочие следы, возникшие при контактном взаимодействии машин друг с другом, а также с прочими объектами.
  • Материалы дела.
  • Фотографии с места ДТП.
  • Одежду пострадавших.

По завершении исследования составляется заключение. Оно выступает в качестве основания для определения виновности какого-либо участника происшествия, а также необходимого аргумента для страховой компании.

Исковое производство

В ряде случаев автолюбителю приходится доказывать невиновность в судебном порядке. В таких ситуациях важны любые детали, документы, свидетельские показания. Одним из актов, имеющих существенное доказательственное значение, выступает заключение трасологической экспертизы. Специалисты тщательно и последовательно изучают полученные материалы по делу, осматривают автомобили, прочие предметы, участвовавшие в аварии. При анализе решаются такие задачи, как:

  1. Установление, появились ли следы на предоставленном ТС от другого автомобиля.
  2. Определение вида объекта, которым были оставлены следы. Это может быть другая машина (легковая, грузовая), мотоцикл, мопед, столб, дерево и так далее.
  3. Определение модели ТС, оставившего отпечатки.
  4. Установление, какой именно деталью (частью) был оставлен след.
  5. Определение направления перемещения и угла столкновения.
  6. Установление режима движения. Это может быть занос, торможение, пробуксовка и так далее.
  7. Оценка состояния протектора, выявление механизма повреждений.
  8. Идентификация следов, возникших при аварии.
  9. Составление механизма и картины происшествия в общем.

Трасологическая экспертиза, таким образом, способствует выявлению виновных и установлению причин ДТП.

Поделиться в соц. сетях

Судебные авто-технические эксперты, трасологи

Наговицын Сергей Сергеевич

Республика Марий Эл

Инженер по специальности "Машины и оборудование лесного комплекса"; 13.1 «Исследование обстоятельств дорожно-транспортных происшествий»
13.2 «Исследование технического состояния транспортных средств»
13.3 «Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)»
13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости»
13.5 «Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП»
13.6 «Исследование транспортных средств по выявлению дефектов, качеству сборки, ремонта и рекламациям»
19.3 «Исследование транспортных средств, в том числе с целью их оценки»

Нигамедзянов Артем Альбертович

Республика Марий Эл

13.3 «Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)» 13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости»

Новосельский Никита Владимирович

Судебный автотехнический эксперт по специальности 13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости»

Янин Сергей Иванович

Судебный автотехнический эксперт по специальности 13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости»

Котенко Дмитрий Алексеевич

Независимая техническая экспертиза транспортных средств. Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости

Стрига Виктор Васильевич

Судебная автотехническая и стоимостная экспертиза транспортных средств 13.1 «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия»;
13.2 «Исследование технического состояния транспортных средств»;
13.3 «Исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)»;
13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки»;
13.5 «Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП»;
13.6 «Исследование транспортных средств по выявлению дефектов, качеству сборки, ремонта и рекламациям».

Контактное лицо по вопросам обращения к специалистам: Кушнир Ольга, 8 (495) 223 69 50, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза - это один из разделов криминалистики, занимающийся изучением следов, механизмом их образования, причин возникновения и способов для их обнаружения.

Трасологическая экспертиза проводится с целью определения:

  • общей принадлежности и идентификации различных объектов по их отображениям (например, при определении точного места столкновения по следам осыпи грязи и стекол);
  • принадлежности различных частей одному целому (например ,осколков стекла фонаря – фонарю исследуемого автомобиля);
  • отношения следов, имеющихся на объекте ,к происшедшему случаю (например, повреждения той или иной детали автомобиля к заявленному механизму ДТП).

Транспортно-трасологическая экспертиза – вид автотехнической экспертизы, который занимается исследованием после ДТП следов, в том числе на месте аварии и на объектах (транспортное средство, дорожное полотно, ограждения и.т.д.).

Вопросы транспортно-трасологической экспертизы.

Круг вопросов. которые ставятся на разрешение эксперту-трасологу при проведении судебной экспертизы. при консультации специалиста или составлении им письменного заключения в досудебном порядке, достаточно большой:

  • определить механизм столкновения транспортных средств?
  • провести оценку, какие повреждения, имеющихся в материалах дела (в актах осмотра), могли быть получены при ДТП?
  • соответствуют ли имеющиеся на транспортном средстве повреждения заявленному механизму их образования?
  • являются ли повреждения (переднего бампера) на транспортном средстве следствием аварии или противоправных действий третьих лиц?
  • могли ли быть получены имеющиеся на транспортном средстве повреждения в результате противоправных действий третьих лиц/наезде неизвестного транспортного средства?
  • в каком положении статичном или динамичном находилось транспортное средство в момент ДТП?
  • являются ли заявленные повреждения транспортного средства, как полученные в результате аварии на дороге, идентичными заявленным повреждениям этого же транспортного средства в результате другого ДТП?
  • в какой последовательности образовались повреждения на транспортном средстве при наезде на препятствие?
  • Какими пунктами Правил дорожного движения должны были руководствоваться водители автомобилей участников ДТП?
  • Соответствовали ли действия водителей указанным пунктам ПДД?
  • Несоответствия действия кого из водителей находятся в причинной связи с фактом ДТП

Необходимо отметить, что право на проведение трасологической экспертизы по вышеуказанным имеет эксперт, который является компетентным и соответствует требованиям, предъявляемым к государственным или негосударственным судебным экспертам по специальностям:

  • "исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика)";
  • "исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств".
Когда Вы можете обратиться к нам для проведения трасологической экспертизы?
  • страховая компания отказала в выплате или направлении на ремонт по КАСКО или ОСАГО на основании заключения специалиста-трасолога в полном объеме;
  • страховая компания отказала в выплате или направлении на ремонт по КАСКО или ОСАГО на основании заключения специалиста-трасолога в части заявленных повреждений;
  • сотрудники ГИБДД изъяли у Вас прав за оставление места аварии, в котором Вы якобы участвовали или были виновником;
  • хотите оспорить вынесенное постановление ГИБДД о виновности в имевшем место ДТП с Вашим участием;

Как проводится трасологическая экспертиза в Волан М:

Изучение и анализ представленных клиентом документов (можно отправить на e-mail ):

  • схема места происшествия
  • справка о ДТП
  • протокол об административном правонарушении
  • определение о возбуждении дела или об отказе
  • видеоматериалы или фотоснимки с места аварии и поврежденных транспортных средств
  • заключение страховой компании об отказе в осуществлении выплаты
  • объекты с места ДТП

Письменные или устные объяснения клиента и других участников по обстоятельствам ДТП;

Реконструкция механизма ДТП и дорожно-транспортной ситуации – осмотр места ДТП, объектов ДТП;

Подготовка и составление заключения специалиста-трасолога;

Все эксперты нашей компании прошли добровольную сертификацию негосударственных судебных экспертов в «Системе добровольной сертификации негосударственных судебных экспертов», имеют квалификационную аттестацию по специальности «Эксперт-техник по независимой технической экспертизе транспортного средства при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с внесением сведений в Государственный Реестр и с присвоением регистрационного номера. Мы всегда готовы проконсультировать Вас по всем вопросам, связанных с назначением судебной трасологической экспертизы или вопросов судебному эксперту, а также провести досудебное трасологическое исследования и составить письменное заключение специалиста.

Стоимость трасологической экспертизы (исследования) в Москве.