Категория: Бланки/Образцы
В главе рассматриваются сущность и значение делопроизводства в деятельности предприятий; система делопроизводства, состав нормативно-методической базы делопроизводства, понятие и классификации деловых документов
Возникновение термина «делопроизводство» в русском языке относят ко второй половине ХVIII века. При своем возникновении он означал систему «производства дела», при этом имелось в виду широкое понимание слова «дело».
В настоящее время в широком смысле под делопроизводством понимается отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.
Синонимом этого термина можно считать понятие «документационное обеспечение управления». Оно предполагает внедрение в документационную сферу современных информационных технологий и средств организационной и вычислительной техники, что позволяет поднять на качественно новый уровень современную организацию делопроизводства.
В более узком смысле «делопроизводство» можно трактовать как систему документационного обеспечения деятельности любого предприятия.
Нормативно-методическая база делопроизводства представляет собой совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих создание, обработку, хранение и использование документов в деятельности предприятия; а также функционирование службы документационного обеспечения предприятия.
Она включает в себя:
ü законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации;
ü соответствующие указы и распоряжения Президента и Правительства Российской Федерации;
ü правовые акты федеральных органов власти и субъектов Российской Федерации, регламентирующие вопросы документационного обеспечения;
ü правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические документы по делопроизводству предприятий и учреждений;
ü государственные стандарты на документацию;
ü унифицированные системы документации;
ü общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
ü Государственную систему документационного обеспечения управления. Основные требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ);
ü нормативные документы по организации управленческого труда и охране труда;
ü нормативные документы по организации архивного хранения документов.
Понятие «делопроизводство» базируется на понятии документирование, которое представляет собой сам процесс создания документа или запись информации на различных носителях по установленным правилам.
В составе документирования выделяют две составляющие:
документирование по общим вопросам (основной и оперативной деятельности);
документирование специальных сторон управленческой деятельности.
Документирование может осуществляться на естественном языке (текстовые документы, содержащие речевую информацию, закрепленную любым типом письма или звукозаписи) и искусственных языках (документы на машинных носителях, обеспечивающие обработку информации различными типами ЭВМ).
Средствами документирования являются орудия и приспособления, используемые человеком для создания документов (ручки, пишущие машинки, магнитофоны, фото-, кино-, видео- и компьютерная техника и т.п.).
В зависимости от вида используемых средств документирования классифицируются и способы документирования.
Система документирования представляет собой совокупность процессов по созданию и обработке всех документов, создаваемых на предприятии.
Процесс управления включает следующие основные типовые документируемые операции:
сбор и обработку документной информации;
принятие и документирование решения;
доведение решения до исполнителей;
сбор информации об исполнении;
передачу информации по вертикальным и горизонтальным связям;
хранение и поиск информации.
Документирование предполагает соблюдение установленных правил и норм фиксирования информации для каждого конкретного типа документа. Это обеспечивает придание данному документу юридической силы.
Юридическая сила документа представляет собой свойство официального документа, придаваемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего органа и установленным порядком оформления. Она обеспечивается установленным для каждой разновидности документов обязательным комплексом реквизитов.
Если документ не имеет юридической силы, то, следовательно, такой же характер имеет и коммерческая операция, оформленная посредством этого документа.
Дополнительную юридическую силу документам придают с помощью: утверждения; согласования (в соответствии с требованиями нормативных актов и правил оформления); заверения гербовой (фирменной) печатью в установленном порядке.
Документирование управленческого действия начинается с выбора вида документа, соответствующего данной ситуации и компетенции предприятия. Вид документа определяет требования к изложению и форме документа.
Главными требованиями являются:
ü использование официально-делового стиля;
ü соблюдение требований ГОСТ, УСД, нормативных документов;
ü актуальность излагаемой информации. Она складывается из следующих понятий: адресность, тематическая ограниченность, достоверность, объективность, аргументированность, точность, исключение повторов, лаконичность и обстоятельность одновременно;
ü требования по соблюдению грамматических правил используемого языка и стилистических особенностей деловой речи (терминология, использование сокращений, языковых формул; падежи существительных и прилагательных; формы глаголов; виды и построение предложений, формы обращения, использование числительных, синтаксические особенности и др.).
Результатом документирования является документ.
Согласно ГОСТ документ определен как материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве.
Документ может быть создан посредством письма, рисунка, фотографии, кино-, звукозаписи и др. Зафиксировав информацию, документ обеспечивает ее хранение, накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени.
Всякий документ может рассматриваться с точки зрения носителя информации, способа фиксации, выполняемых документом функций и т.д.
Функции документа представляют собой целевое назначение данного документа.
Документ выполняет две группы функций: общих и специальных.
функция исторического источника (12–14% всех создаваемых в обществе документов).
Не существует документов, выполняющих лишь одну строго ограниченную функцию. Любой документ многофункционален, т.е. в одном и том же документе существует переплетение различных функций. Поэтому разграничить документы можно только условно, для удобства их классификации и анализа.
Значение той или иной функции со временем изменяется, так как изменяется и роль самого документа в общественных отношениях, в данной социальной структуре, в процессе управления и т.д. Существуют функции, время действия которых ограничено, и функции, постоянно действующие.
В процессе управления информация, зафиксированная в документе, является не только основанием для принятия решения, но и доказательством его исполнения, источником для анализа и обобщений, материалом для справочно-поисковой работы.
Таким образом, в управленческой деятельности документ выступает как предмет труда и результат труда.
Отнесение документов к той или иной системе начинается с разделения документов на официальные и документы личного характера.
Документ, созданный организацией или должностным лицом и оформленный в установленном порядке, называется официальным.
Под должностным лицом понимают лицо, которое осуществляет функцию представителя власти или занимает должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административных обязанностей.
По стадии создания и оформления деловые документы можно разделить на: подлинник (оригинал), проект, выписку, копию, дубликат.
Подлинник официального документа – первый, или единственный, экземпляр официального документа.
Проект – деловой документ до момента его подписания соответствующим должностным лицом.
Понятие «копия» связано с размножением, повторением документа любого вида. Копия документа – документ, воспроизводящий информацию другого документа и все его внешние признаки или часть их. Развитие средств оргтехники привело к широкой дифференциации понятия «копия» (автоматические, факсимильные и т.д.). Также копии различаются в зависимости от того, каким образом они удостоверены (нотариальные, официально заверенные, простые заверенные, незаверенные, дипломатические).
Особый вид копий – дубликат – копия, имеющая силу подлинника, оформляется на документы, которые выпускаются в единственном экземпляре (аттестат, диплом, свидетельство о рождении и др.).
Выписка – копия части документа, оформленная и заверенная в установленном порядке.
Официальные документы в зависимости от обслуживаемой ими сферы человеческой деятельности подразделяются на:
производственные и т.д.
Управленческие документы и составляют собственно объект делопроизводства.
Документы личного характера включают в свой состав:
ü документы, создаваемые человеком в связи с его профессиональной деятельностью и относящиеся к ее осуществлению (автобиография, резюме, анкета, личное заявление, характеристика, рекомендация, доверенность личного характера, расписка и др.);
ü документы, создаваемые человеком вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей (самая немногочисленная система документов; включает личную переписку, дневники, мемуары, воспоминания и т.д.).
Отдельный документ – это единичный акт документирования. Деятельность любого предприятия отражается совокупностью документов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих, составляющих системы документации.
Система документации определяется ГОСТ как совокупность взаимосвязанных документов, применяемых в определенной сфере деятельности.
Существуют единая и целостная – общегосударственная система документации, которая включает все виды систем документации, возникающие и обращающиеся в стране.
Деление на отдельные системы документов внутри общегосударственной неоднозначно трактуется документированием, однако выделяют ряд классификационных признаков систем:
признак уровня управления и др.
Территориальный признак, например, выделяет территориальную систему документации, которая понимается как совокупность документов, обращающихся на определенной территории и т.д.
Функциональные и отраслевые системы документации, в свою очередь, подразделяются на подсистемы по направлениям деятельности (бухгалтерские, сбыта, МТО и др.).
Между подсистемами и системами не существует четких границ, так как они тесно взаимосвязаны между собой и любой документ одновременно находится минимум в двух системах или подсистемах.
Документы, созданные в разных системах и используемые в управлении на различных уровнях, должны иметь единые формы.
Проблема единообразия документов была решена методом унификации, т.е. установлением состава и форм управленческих документов, создаваемых при решении однотипных управленческих функций и задач. Таким образом, появились унифицированные формы документов (УФД), объединяемые в унифицированные системы документации (УСД).
Унифицированные формы документов (УФД) – совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных на носителе информации в определенном порядке.
Унифицированные системы документации (УСД) – совокупность взаимоувязанных унифицированных форм документов, обеспечивающих документированное представление данных в определенных видах хозяйственной деятельности, средств их ведения, нормативных и методических материалов по их разработке и применению.
Унифицированные формы документов проектируются на основе ГОСТ, где приведены базовые формуляры-образцы документов.
В самом базовом формуляре-образце устанавливаются форматы, размеры полей, требования к построению конструкционной сетки, расположение реквизитов. Формуляр-образец строится для множества документов, объединенных функциональным назначением и уровнем использования.
В настоящее время действует 8 УСД (их определение, назначение и состав устанавливается страндартами, которые издаются на каждую систему):
финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций;
учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятия;
документации по труду;
документации Пенсионного фонда РФ;
Наиболее полным межотраслевым документом по организации документационного обеспечения управления является Государственная система документационного обеспечения управления – ГСДОУ. В данном документе приведена совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами.
Вопросы для самопроверки к главе 11. К какому периоду времени относится появление термина «делопроизводство» и что он означал?
2. Что такое нормативно-методическая база делопроизводства?
3. Какие основные типовые документируемые операции Вы знаете?
4. Какие группы функций выполняют документы?
5. Дайте определение делового, или официального, документа.
Контрольные вопросы к главе 11. Дайте определение делопроизводства.
2. Что такое документирование?
3. Какие реквизиты придают документам дополнительную юридическую силу?
4. Посредством чего создается документ?
Преобразования, начавшиеся в Российской Федерации более десяти лет назад затронули все сферы жизни общества и государства. Экономическая, социальная, политическая составляющая общественной жизни в течение очень короткого периода времени были кардинально преобразованы, начиная с теоретических основ и заканчивая практической реализацией. Особое внимание, как ученых теоретиков, так и практических специалистов вызывал и вызывает вопрос касающейся роли государства, его места и роли в жизни общества, то есть функций государства. Функции государства и порядок их реализации остаются дискуссионной позиции.
Тенденция к снижению роли государства в экономике, обеспечении безопасности, социальной и политической сфере постепенно отходит на второй план.
Однако, несмотря на наметившиеся тенденции, вопрос о функциях государства, до сих пор остается на пике актуальности.
Функция в теории государства и права означает направление, «предмет» деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов. Следовательно, функция государства – это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства и обеспечивающие ее средства и способы.
В рассматриваемой теме курсовой работы будут определены и обоснованы особенности всех видов правовых форм осуществления государственных функций. В работе будет уделено внимание сущности государства, основным видам и формам государства, понятию и значению функций государства. Также, в ней рассматривается классификация функций государства.
Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение главной цели: формирование гражданского общества, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Именно через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений.
Таким образом, из всего изложенного выше, можно сделать вывод, что функции государства - это основные (главные) направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением.
Актуальность заключается в том, что, изучив функции государства можно понять суть государства, его роль и значение в жизни общества.
Цель данной курсовой работы: рассмотреть функции государства.
Дать понятие и рассмотреть признаки государства;
Рассмотреть суть и значение функций государства;
Дать понятие функции государства;
Дать классификацию функций государства
Методологической основой работы послужили такие методы как метод историзма и метод сравнительно - сопоставительный.
Объектом является государство в целом.
Предметом является понятие функций государства.
1.1. Понятие и основные признаки государстваЗа многотысячелетний опыт образования, становления, развития и функционирования государства у разных народов, в различные исторические эпохи сложились многочисленные теории, научные школы, доктрины, концепции, в которых теоретически реконструируется государство в разный его проявлениях - причины происхождения, форма, функции, государственная власть, перспективы и судьбы. Поэтому прежде чем рассматривать вопрос: «функции государства: понятия, виды и формы реализации», необходимо определиться с понятием «государство» и его сущностью.
Государство является разновидностью социальной организации людей и функционирует по типу любой организации, как политической, так и не политической. В политической системе любого общества государство занимает ведущую роль. В то же время, термин «Государство» употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживаемая на определенной территории. Оно тождественно стране и любому политическому организованному народу.
Определение понятия государства имеет большое значение. Оно вооружает такими знаниями, которые облегчают путь к выявлению отличия государства от иных организаций и институтов, действующих в обществе. Общее понятие государства имеет не только познавательное, но и практическое значение, ибо оно дает правильную ориентировку в сложных и порой весьма противоречивых вопросах хозяйственной, политической и культурной жизни, с которыми связано государство и которые в свою очередь связаны с государством.
Примерно до 17 в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались многие конкретные термины: «княжество», «королевство», «империя», «республика», «деспотия» и др. Одним из первых, кто отошел от традиции широкой трактовки понятия государство был итальянский государственный деятель и политический философ Никколо Макиавелли (1467-1527 г.г.). Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин «stati» и занялся исследованием реальной организации государства.
Четкое разграничение государства и общества было основано в контрактных или договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В этих теориях можно найти содержательное и историческое разделение данных понятий. В них утверждается, что первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган – государство.
Особый подход к пониманию природы государства и права предложил марксизм. Согласно марксистскому учению, политические и правовые отношения являются производными от экономических, в том числе отношений собственности. Образующийся на основе экономических отношений раскол общества на антагонистические классы предопределяет сущность государственной власти и реальное состояние правоотношений в обществе. Марксистская концепция, трактующая государство как орган классового господства, средство угнетения одного класса другим, смыкается с более широкой теорией завоевания (насилия). По мнению ее сторонников (Е.Дюринга, Л.Гумпловича), любое государство есть результат насильственной экспроприации власти, прежде всего – в ходе завоевания.
Несмотря на существеннейшие расхождения в основных трактовках происхождения и природы государства, на протяжении XVIII-XIX вв. сложились и некоторые универсальные подходы к определению государственной системы. На основании их государство можно определить как политическую целостность, закрепленную на определенной территории, выступающую одновременно как средство обеспечения интересов национальной или многонациональной общности и как особый механизм управления. Конституирующими элементами государственной системы выступают территория и население (нация, народ). В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, ассоциациями, профсоюзами, др.
Территория является пространственной, материальной основой государства. В отличие от догосударственного периода (эпохи первобытнообщинного строя), когда общественная власть распространялось на людей вне пространственных рамок на основе кровно-родственной общности, власть современного государства действует, прежде всего, на определенной части суши, территориальных вод, недр, воздушного пространства. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности государства является одним из важнейших для международного права.
Человеческое сообщество, проживающее на территории государства и подчиняющееся его власти - есть население. В европейской традиции сложилось представление о едином организме – нации-государстве, основой которого выступает «государствообразующий», или «титульный» народ. Однако, в действительности, народное сообщество в рамках одного государства может быть как моноэтническим, так и полиэтническим. Использование понятия «нация» в данном случае отражает не этнические корни государственности, а ее объединяющий, консолидирующий характер. Население государства образует единую социально-экономическую и политическую общность, связанную с государством особыми правовыми отношениями (гражданством или подданством). В этом смысле понятия «народ» и «нация» синонимичны.
Одним из существенных признаков, отличающим государство от других политических организаций, является его суверенность (фр. «souverainete» - верховная власть). Под государственным суверенитетом принято понимать верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене, так как взаимоотношение государств друг с другом основаны на принципах равенства и невмешательства во внутренние дела.
Лекция 1. Сущность, функции и виды денег.
Как любая экономическая категория, деньги — категория истори ческая. Во-первых, появились они на определенном этапе историче ского развития, когда в них возникла объективная необходимость. Во-вторых, историческая природа денег состоит в том, что они раз виваются по мере разлития общественного производства: меняются их формы и виды, способы выполнения денежных функций.
Объективная необходимость появления денег порождена потреб ностями товарного обмена. Деньги являются необходимым условием и одновременно продуктом развития товарообмена. Поэтому в ис тории человечества «процесс обмена есть. процесс образования денег» (Маркс К. Энгельс Ф.)
Непосредственные предпосылки появления денег связаны с раз витием производительных сил и производственных отношений:
• переход от натурального хозяйства к производству товаров и обмену товарами;
• имущественное обособление производите лей товаров — собственников изготовляемой продукции.
Деньги появились в глубокой древности в ре зультате обмена товарами. Поначалу обмен был случайным. С развитием общественного разделе ния труда, производства и обмена выделился один товар (как всеобщий эквивалент), который и стал играть роль денег. Следовательно, деньги имеют товарное происхождение. В основе обмена товаров с помощью денег лежит стоимость, то есть обще ственный труд, затраченный в процессе производ ства товара и овеществленный в нем.
Роль всеобщего эквивалента долгое время вы полняли благородные металлы, золото и серебро, а со второй половины XIX в. — только золото. В ходе своей исторической эволюции деньги стали выступать в различных формах — металлических, бумажных, кредитных и, наконец, в новой совре менной форме электронных денег.
Бумажные деньги появились в ходе длительно го процесса. Изначально их
выпуск был связан с естественным стиранием металлических монет и преднамеренной их порчей государственной влас тью. Впоследствии бумажные деньги в качестве денежных знаков стали широко использоваться государством для покрытия своих расходов (бюд жетных дефицитов). Причина обесценивания бу мажных денег заключалась в том, что их количе ство не регулировалось и не ограничивалось реаль ными потребностями товарооборота.
Кредитные деньги возникли в период развито го капитализма. Они стали обслуживать не только обмен товаров, но и функционирование (движе ние) капитала.
В современных условиях в повседневной жиз ни людей, в деятельности предприятий, государ ственных и других органов, в различных сферах экономической деятельности деньги используют ся при определении цен и реализации товаров и услуг; определении себестоимости продукции и величины прибыли; оплате труда; составлении и исполнении бюджетов; осуществлении кредитных и расчетных операций; осуществлении операций с ценными бумагами; сбережении и накоплении в качестве средства; оценке объема ресурсов, участвующих в процессе производства (основные и оборотные фонды) и т.п.
Сущность денег проявляется в их функциях, которые отражают возможности и особенности их использования, а также в роли денег, состоящей в достижении с их помощью определенных резуль татов.
Функциям денег присущи устойчивость, ста бильность, они мало подвержены изменениям, в то время как, например, роль денег в различных ус ловиях может меняться. Особенности функций состоят в том, что они в большинстве случаев осуще ствляются лишь деньгами.
Деньги выполняют следующие пять функций:
Выступая мерой стоимости, деньги тем самым измеряют стоимость всех остальных товаров как всеобщий эквивалент. Стоимость товара, выражен ная в деньгах, называется его ценой. На рынке цепы могут отклоняться вверх или вниз от стоимости (в зависимости от соотношения спроса и предложе ния).
В качестве средства обращения (обмена) деньги обслуживают товарный оборот, то есть выступают посредником в актах купли-продажи товаров. Уча стие денег в обмене составляет лишь момент обра щения (оно мимолетно). Поэтому данную функ цию могут выполнять неполноценные бумажные и кредитные деньги.
Функция денег как средства платежа появилась в связи с развитием кредитных отношений, то есть с возможностью отсрочки платежа. Налицо разрыв между продажей (покупкой) товара и его денежной оплатой.
Как средство накопления и сбережения деньги, будучи всеобщим эквивалентом, становятся воплощением общественного накопления. Для этой фун кции деньги должны сохранять свою стоимость хотя бы в течение определенного периода. Накоп ление и сбережение денежных средств как капита ла стало условием расширенного воспроизводства и экономического роста. Накопленную сумму мож но употребить на инвестиции (то есть ее капита лизировать). Предприниматель любой эпохи заин тересован в использовании накопленных средств в качестве капитала, приносящего прибыль. Это же относится и к личным сбережениям. Чтобы деньги не обесценивались, широко практикуется их на копление в виде золота, иностранной валюты, не движимости, ценных бумаг.
В функции мировых денег (то есть в качестве меж дународных платежных средств) они выступают при расчетах по платежным балансам. Как поку пательное средство деньги используются при по купке товаров с их оплатой наличными.
В современной рыночной экономике функции денег претерпели видоизменения. Товарно-денеж ные отношения приобрели всеобщий и глобальный характер. Таким образом, все без исключения то вары, услуги, природные и интеллектуальные ре сурсы, а также труд и способности людей оценива ются сегодня в денежной форме.
Формы и виды денег.
Деньги представляют собой развивающуюся ка тегорию и со времени своего возникновения пре терпели значительные изменения, проявившиеся
в переходе от применения одних видов денег к дру гим, а также в изменении условий их функциони рования и в повышении их роли. Выделяются следующие виды денег:
- металлические (полноценные или действи тельные) деньги;
- бумажные деньги (знаки стоимости, предста вители полноценных денег);
- кредитные деньги (знаки стоимости, заместители действительных
Металлические деньги. Ранней формой металли ческих денег были слитки разной формы (проволоки, пластины и др.). На более высокой ступени общественного разделения труда в результате развития рыночных отношений из металла стали че канить монеты, т. е. денежные знаки, имеющие установленные законом форму и весовое содержа ние. К началу XX века в ведущих промышленно развитых странах мира был установлен золотой монометаллизм, при котором ведущая роль при надлежала золоту.
Особенность металлических денег состоит в том, что они обладают собственной стоимостью и не подвержены обесценению. Это значит, что при наличии полноценных золотых денег в обороте в количестве, превышающем действительную по требность, они уходят из оборота в сокровище. Напротив, при увеличении потребности оборота в наличных деньгах золотые монеты беспрепятствен но возвращаются в оборот из сокровища. Тем са мым золотые монеты способны достаточно гибко приспосабливаться к потребностям оборота без ущерба для владельцев денег. При таких условиях не возникает необходимости в определенных ме рах по регулированию массы денег в обращении в соответствии с потребностями оборота, что харак терно для бумажных денежных знаков.
Однако золотым деньгам присущи немалые не достатки:
• дороговизна использования золотых денег, которые стоят намного больше, чем денежные знаки, изготовляемые из бумаги;
• невозможность обеспечить потребность обо рота золотыми деньгами, поскольку потреб ности в деньгах растут быстрее, чем увеличи вается добыча золота.
Металлические деньги делятся на полноценные и неполноценные.
Полноценные — это деньги, номинальная стои мость которых соответствует стоимости содержаще гося в них благородного металла. Они выполняют все функции денег и являются всеобщим эквива лентом. Неполноценные деньги вначале чеканились как разменная монета полноценных денег, их но минальная стоимость была выше стоимости содер жащегося в них металла. Из-за высокой скорости обращения и стирания неполноценные монеты при золотом стандарте чеканили из серебра и недраго ценных металлов. В настоящее время разменные монеты чеканятся из различных сплавов и алюми ния.
Бумажные деньги являются знаками или предста вителями полноценных денег. Исторически бу мажные деньги возникли в результате металличес кого обращения и появились в обороте, как за местители серебряных или золотых монет. Объективная возможность обращения заместите лей действительных денег возникла из особеннос тей функции денег как средства обращения, по скольку они являются посредником в обмене то варов.
Сущность бумажных денег (казначейских биле тов) заключается в том, что это — денежные знаки, выпускаемые для покрытия бюджетного дефицита и обычно не разменные на металл, но наделенные государством принудительным курсом.
Важнейший недостаток бумажных денег состо ит в том, что они поступают в оборот без необхо димой увязки с потребностями в денежных знаках (для оплаты товаров, услуг и других потребностей). В связи с этим, поскольку выпуск бумажных денег обусловлен потребностью в средствах для покры тия расходов государства (казначейства), становится возможным чрезмерный (по сравнению с потре бностью оборота) выпуск таких денег в обращение, при котором вполне вероятно обесценение денег, уменьшение их покупательской способности.
Кредитные деньги. Расширение коммерческого и банковского кредита в хозяйстве в условиях, когда товарные отношения приобрели всеобъемлющий характер, привело к тому, что всеобщее употреб ление получили кредитные деньги, которые при надлежат к высшей сфере общественно-экономи ческого процесса и управляются совершенно иными законами.
Особенностью кредитных денег является то, что их выпуск в обращение увязывается с действитель ными потребностями оборота. Это предполагает осуществление кредитных операций в связи с ре альными процессами производства и реализации продукции. Ссуда выдается, как правило, под обес печение, которым служат определенные виды запа сов, а погашение ссуд происходит при снижении остатков ценностей. Благодаря этому может дости гаться увязка объема платежных средств, предоставляемых заемщикам, с действительной потреб ностью оборота в деньгах. Такая особенность пред ставляет собой наиболее важное преимущество кредитных денег.
При нарушении связи с потребностями оборо та кредитные деньги утрачивают свои преимуще ства и превращаются в бумажные денежные знаки. Это подтверждается современным опытом денежного обращения в России, где в обращение посту пают (эмитируются) банкноты. Кредитные деньги имеют следующие виды: век сель, банкнота, банковские депозиты, чек, электронные деньги, пластиковые карточки.
Вексель — это письменное обязательство долж ника (простой вексель) или приказ кредитора дол жнику (переводный вексель-тратта) об уплате обо значенной на нем суммы через определенный срок кредитору или третьему лицу.
Банкнота — это долговое обязательство банка. В настоящее время выпускается центральным бан ком путем переучета векселей, кредитования раз личных кредитных организаций и государства. Ра нее банки эмитировали банкноты, разменные на золото. В настоящее время они не размениваются на золото, но сохраняют свою кредитную основу.
Чек — кредитное орудие обращения, которое появилось с созданием коммерческих банков и со средоточением свободных денежных средств на текущих счетах. Чек—это письменный приказ вла дельца текущего счета банку о выплате определен ной суммы денег чекодержателю или о перечисле нии ее на другой текущий счет.
Механизация и автоматизация банковских опе раций, переход к широкому использованию ЭВМ обусловили возникновение новых методов погаше ния или передачи долга с применением электрон ных денег. Электронные деньги — это деньги на сче тах компьютерной памяти банков, распоряжение которыми осуществляется с помощью специально го электронного устройства.
На базе внедрения ЭВМ в банковское дело воз никла возможность замены чеков пластиковыми карточками (дебетовыми и кредитными). Это сред ство расчетов, замещающее наличные деньги и чеки, а также позволяющее владельцу получить в банке краткосрочную ссуду.
Как отмечают Эдвин Дж. Долан. Колин К. Кэмпбелл. «День ги— это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости».
О.И. Лаврушин более глубоко подходит к определению де нег: «Деньги —это экономическая категория, в которой проявля ются и при участии которой строятся общественные отноше ния: деньги выступают и качестве самостоятельной формы меновой стоимости, средства обращения, платежа и накопле ния».