Категория: Инструкции
Организация обращения с медицинскими отходами
Медицинские отходы в Российской Федерации подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учёту и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Они выведены из общей системы регулирования обращения с отходами пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». СанПиН 2.1.7.2790-10 также устанавливает обязательные санитарно-эпидемиологические требования к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
В зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания медицинские отходы подразделяются на пять классов опасности:
Смешение отходов различных классов опасности в общей ёмкости недопустимо!
Проблема обращения с медицинскими отходами поставила важную задачу — обучение обращению с медицинскими отходами. Задача профессионального обучения ответственных специалистов организации правильного обращения с отходами важно не меньше, чем охрана труда на высоте .
К работам по обращению с медицинскими отходами не допускается привлечение лиц, не прошедших предварительный инструктаж по безопасному обращению с ними. Обучение проводится в учебных центрах, имеющих разрешение на данный вид деятельности, например ed-crimea.ru .
Инструкции и схемыРуководители организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность, утверждают инструкции, в которых определяются ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации. Схема обращения с медицинскими отходами разрабатывается и утверждается руководителем.
В схеме указываются:
Производственный контроль за сбором, временным хранением, обезвреживанием медицинских отходов включает в себя:
Персонал, занятый транспортированием медицинских отходов, должен проходить предварительные и периодические медицинские осмотры. подлежит профилактической иммунизации. К работам по обращению с медицинскими отходами классов Б и В не допускаются лица моложе 18 лет и не иммунизированные против гепатита B. Персонал, занятый транспортированием медицинских отходов, обеспечивается комплектами спецодежды и средствами индивидуальной защиты .
Н.В.Еурова
«_____» августа 2010 года
по охране труда
при обращении с опасными отходами производства
Общие требования безопасности.
2. Требования безопасности перед началом работы.
3. Требования безопасности во время работы.
5. Оказание первой помощи пострадавшим.
Процедурные сестры должны проходить обязательный медицинский осмотр. Процедурные сестры, имеющие по роду своей деятельности контакт с кровью и ее компонентами, подлежат обследованию на наличие HBsAg при поступлении на работу, а далее не реже одного раза в год.
Все, вновь поступившие на работу должны пройти вводный инструктаж у инженера по охране труда.
Процедурные медсестры обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режимы труда и отдыха, соблюдать требования личной гигиены, меры инфекционной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами.
Процедурные медсестры обязаны руководствоваться в работе своими должностными инструкциями, выполнять требования настоящей инструкции по охране труда, а также требования заводов-изготовителей по эксплуатации применяемых или в процессе работы оборудования, инструмента.
Процедурные сестры должны владеть приемами оказания первой доврачебной помощи при травмах, ожогах, отравлениях и др. знать место расположения и содержание аптеки, уметь пользоваться находящимися в ней средствами.
Процедурные сестры должны знать и соблюдать правила пожарной безопасности.
О каждом несчастном случае, связанном с производством, пострадавший или очевидец несчастного случая должен немедленно поставить в известность руководителя.
Все манипуляции, при которых возможно загрязнение рук и слизистых кровью или сывороткой, следует производить в резиновых перчатках. При угрозе разбрызгивания крови или сыворотки следует работать в масках и защитных очках.
На руках процедурных сестер не должно быть украшений (колец, браслетов). Ногти должны быть коротко острижены. Все поврежденные участки рук должны быть закрыты пластырем или напальчниками.
Перед выполнением инъекций необходимо:
- уточнить у пациента ФИО и его согласие;
- уточнить записи в журнале назначений;
- внимательно прочесть надпись на флаконе, ампуле;
- проверить срок годности лекарственных средств и др.
При отсутствии на упаковках лекарств перечисленных обозначений хранение и применение лекарств не допускается.
Соблюдать правила асептики антисептики.
Соблюдать профилактику постинъекционных осложнений.
Соблюдать требования охраны труда в аварийных ситуациях.
При обнаружении во время работы неисправностей применяемого оборудования, инструмента, при которых согласно требованиям инструкций заводов-изготовителей запрещается их эксплуатация, процедурные сестры обязаны прекратить работу, отключить оборудование и доложить об этом старшей сестре отделения (руководителю отделения).
Правила обращения с медицинскими отходами утверждены в Санитарные правила и нормы 2.1.7.14-20-2005 «Правила обращения с медицинскими отходами» (далее – Санитарные нормы и правила 2.1.7.14-20-2005)
К медицинским отходам относятся отходы, образующиеся в следующих учреждениях:
Временное хранение медицинских отходов
Стоит разметить, что условия временного хранения медицинских отходов отличаются от условий хранения отходов, образующихся в иных организациях и регламентируется данное требование главой 5 санитарных норм и правил 2.1.7.14-20-2005 «Правила обращения с медицинскими отходами»
Пошаговая инструкция по документальному оформлению обращения с медицинскими отходамиШаг 1. Назначение ответственных лиц
Согласно п.13 Санитарных норм и правил 2.1.7.14-20-2005 и п. 1.2 Статьи 17 Закона РБ «Об обращении с отходами» необходимо назначить ответственных лиц за следующие работы:
- за организацию обращения с отходами;
- за сбор, временное хранение и транспортировку медицинских отходов;
- ведение учета отходов в местах образования, общего учета отходов.
Лицо, ответственное за организацию обращения с отходами, должно пройти обучение по вопросам обращения с отходами на курсах «Республиканского учебного центра подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в области охраны окружающей среды» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или ином учебном учреждении республики.
В случае, когда в организации есть несколько подразделений и назначаются несколько лиц, ответственные за обращение с медицинскими отходами, все должностные лица должны пройти инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами и гигиеническое обучение со сдачей санитарного минимума в территориальных органах и учреждениях, осуществляющих государственный санитарный надзор, не реже 1 раза в год. Инструктаж проводить лицо, прошедшее обучение по вопросам обращения с отходами на курсах «Республиканского учебного центра подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в области охраны окружающей среды» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или ином учебном учреждении республики.
К работам, связанным со сбором, временным хранением и транспортированием медицинских отходов, не допускается привлечение лиц, не прошедших предварительного обучения.
Контроль и обучение на рабочем месте работников правилам безопасного обращения с медицинскими отходами осуществляется ответственным лицом за сбор медицинских отходов в данной организации.
Шаг 2. Проведение инвентаризации отходов производства
Инвентаризация отходов производства проводится согласно постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды 29 февраля 2008 г. № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства» (Далее – постановление 17) с цель выявления количественных и качественных показателей отходов и определения нормативов их образования.
Для целей проведения инвентаризации отходов руководителем предприятия издается приказ в котором указываются:
Инвентаризация отходов проводится не реже одного раза в год в сроки, определяемые организацией, но не ранее 1 июля отчетного года.
Досрочная инвентаризация проводится в случаях:
Результаты инвентаризации отходов производства оформляются согласно приложениям к постановлению 17 и позволяют утвердить нормативы образования отходов производства.
Шаг 3.Утверждение нормативов образования отходов производства
Норматив образования отходов производства 1 - предельно допустимое количество отходов, образуемое при переработке единицы сырья, производстве единицы продукции или энергии, а также при выполнении работы, оказании услуги.
Нормативы образования отходов производства устанавливаются для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, в целях определения количественных показателей образования отходов производства, лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства.
Нормативы утверждает руководитель организации согласно форме, приведенной в приложении 10 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды 22 октября 2010 г. № 44 «О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1104»
Шаг 4. Разработка и согласование инструкции по обращению с отходами производства
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение 2 .
Разработка инструкции по обращению с отходами осуществляется согласно постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды №45 от 22.10.10 г.
Согласование инструкции осуществляется территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по заявительному принципу.
Срок действия согласованной инструкции – 5 лет.
Шаг 5. Получение разрешения на хранение и захоронение отходов производства
Разрешение на хранение и захоронение отходов производства необходимо получать только на отходы, подлежащие хранению на объектах хранения либо захоронению на объектах захоронения отходов.
Для получения разрешения на хранение и захоронение отходов в территориальный орган Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды подаются следующие документы 3 :
Шаг 6. Ведение учета отходов
Более подробно про учет отходов и все формы журналов, сопроводительных паспортов перевозки отходов, годовых отчетов Вам поможет статья «Учет отходов и отчетность »
Успехов Вам в обращении с медицинскими отходами!
1 – п. 11 Статья 1 Закона РБ «Об обращении с отходами» от 20 июля 2007 года №271-З
2 – п. 1.3 Статья 17 Закона РБ «Об обращении с отходами» от 20 июля 2007 года №271-З
3 – согласно п. 6.24 Постановления Совета Министров РБ от 17 февраля 2012 г. № 156 «утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»
4 – форма заявки согласно приложению 2 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды 22 октября 2010 г. № 44 «О некоторых мерах по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2010 г. № 1104»
5 – согласно приложениям к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды 29 февраля 2008 г. № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства»
В соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами». утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 09.12.2010 № 163, руководителем организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, утверждается инструкция, в которой определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации. Сбор, временное хранение и вывоз отходов следует выполнять в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами, принятой в данной организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность.
Данная инструкция со схемой разрабатывается в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.2790-10 и утверждается руководителем организации.
Мы готовы предложить вам услугу по разработке инструкции со схемой обращения с медицинскими отходами для вашей организации за один рабочий день.
Варианты предоставления услуги:
1. Подготовка инструкции со схемой обращения с медицинскими отходами для вашей организациии доставка её к вам на объект.
2.Подготовка инструкции со схемой обращения с медицинскими отходами для вашей организации и доставка её вам по электронной почте.
Оба варианта в итоге имеют одинаковый результат в виде оформленной инструкции со схемой обращения с медицинскими отходами.
Для заказчиков не из Московского региона возможен только второй вариант.
Для оформления необходимо скачать представленную ниже форму, заполнить ее, и отправить по адресу Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript