Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по работе в охранной зоне лэп img-1

инструкция по работе в охранной зоне лэп

Категория: Инструкции

Описание

Работы экскаватора вблизи (под) ЛЭП

Работы экскаватора вблизи (под) ЛЭП

Екатерина Ферару пишет:

В типовой инструкции экскаваторщика есть такие пункты:

- Запрещается выполнять работы под проводами действующих линий электропередачи любого напряжения.
- В охранной зоне воздушных линий электропередачи работу проводить только по согласованию с эксплуатирующей организацией, при непосредственном руководстве ее специалистов и, только в том случае, если расстояние между крайними точками механизма при наибольшем вылете рабочего органа и ближайшим проводом ЛЭП будет при напряжении:

от 1 кВт до 20 кВт - 2 м;

от 21 до 110 кВт - 4 м;

111 - 150 кВт - 5 м;

151 - 330 кВт - 6 м;

331 - 550 кВт - 9 м.
Подскажите пожалуйста, где найти такие пункты в действующей нормативной документации кроме ТИ РО-037-2003?

Таблица 1 ПОТ Р М-016-2001.

Сообщений: 296 Баллов: 302 Регистрация: 16-08-2012

Екатерина Ферару пишет:
В охранной зоне воздушных линий электропередачи работу проводить только

ГОСТ 12.1.051-90 ССБТ. Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 В

Сообщений: 296 Баллов: 302 Регистрация: 16-08-2012

Екатерина Ферару пишет:

В типовой инструкции экскаваторщика есть такие пункты:

- Запрещается выполнять работы под проводами действующих линий электропередачи любого напряжения.
- В охранной зоне воздушных линий электропередачи работу проводить только по согласованию с эксплуатирующей организацией, при непосредственном руководстве ее специалистов и, только в том случае, если расстояние между крайними точками механизма при наибольшем вылете рабочего органа и ближайшим проводом ЛЭП будет при напряжении:

от 1 кВт до 20 кВт - 2 м;

от 21 до 110 кВт - 4 м;

111 - 150 кВт - 5 м;

151 - 330 кВт - 6 м;

331 - 550 кВт - 9 м.
Подскажите пожалуйста, где найти такие пункты в действующей нормативной документации кроме ТИ РО-037-2003?

В данной статье приведена выдержка из Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160 с комментариями автора.

В конце статьи представлены рисунки с отображением охранных зон для наиболее распространенных случаев

Данный вопрос Вы можете обсудить на форуме в соответствующей теме

зарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на Ohranatruda.ru обязательна (для интернет-проектов индексируемая гиперссылка 'hyperlink').

Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только с письменного согласия администрации портала.

Использование Пользователем сервисов и контента сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением .

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив любого рода ошибку, а также информацию, не соответствующую нормам морали, нарушающую права третьих лиц или законодательство РФ, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift+Enter .
Чтобы любую страницу сайта отправить в "Мои закладки" нажмите Ctrl+Z. После этого ссылка на выбранную страницу будет у Вас всегда под рукой в разделе "Мои закладки". Сервис доступен только для авторизованных пользователей.

Другие статьи

Безопасность жизнедеятельности вблизи воздушных ЛЭП

При выполнении сельскохозяйственных работ в охранной зоне ЛЭП на металлических корпусах машин и механизмов, а также металлических трубопроводах, электроизгородях, проволочных заборах и других металлических сооружениях находятся опасные для человека электрические потенциалы. Опасность поражения током может появиться и при искусственном дождевании в охранной зоне ЛЭП, когда сплошная струя дождевальной воды соприкасается с проводами линии или с поверхностью изоляторов. В первом случае опасные потенциалы могут появиться на дождевальной установке, а во втором – может произойти электрический пробой изолятора, обрыв и падение провода на землю, появляется опасность поражения шаговым напряжением.

Отрицательное действие электромагнитного поля проявляется под ЛЭП напряжением 330 кВ и выше. Внешне эти линии от других линий напряжением выше 1000 В легко отличить по расщепленным фазам. Каждая фаза этих линий имеет по два, три и более проводов, отделенных друг от друга распорками и подвешенными на одной гирлянде изоляторов.

Наиболее опасное место на ЛЭП – середина пролета линии под крайним проводом. Под средним проводом при приближении к опорам и удалении от крайнего провода в сторону от линии действие электромагнитного поля линии уменьшается. Напряженность электрического поля в самом опасном месте ЛЭП составляет: для линий напряжением 330 кВ – 6 кВ/м, а для ЛЭП в 500 кВ – 14 кВ,м. Для людей напряженность электрического поля величиной 5 кВ/м является допустимой при длительном воздействии.

Гигиеническими нормами (ГОСТ 12.1.002-72 ССБТ) установлено, что в поле напряженностью от 5 до 10 кВ/м допускается работать в течение не более 3 ч, при напряженности от 10 до 15 кВ/м – не более 1,5 ч в сутки.

В сезон полевых работ пребывание людей вблизи ЛЭП может быть ежедневным и длительным. Поэтому с допустимыми нормами должен быть ознакомлен каждый работник сельского хозяйства.

Особенно опасно соприкосновение машин и механизмов непосредственно с находящимися под напряжением проводами ЛЭП.

В соответствии с Указаниями по обеспечению электробезопасности при выполнении сельскохозяйственных работ вблизи воздушных линий электропередачи запрещается выполнять работу в пролетах, имеющих оборванные провода, и приближаться к ним на расстояние менее 20 м; проводить сельскохозяйственные работы с применением ручного труда на расстоянии 3 м от внешней границы опоры предпринимать самостоятельно какие-либо меры по снятию провода с машины вручную или с помощью каких-либо предметов; прикасаться к опорам, влезать на них или привязывать к ним животных; работать на высокогабаритных машинах под проводами ЛЭП на участках, имеющих резко неровный рельеф (бугры выше 0,5 м); находиться обслуживающему персоналу вне кабины; выполнять какие-либо профилактические работы на машине; работать во время грозы.

В соответствии с требованиями Правил охраны воздушных ЛЭП в охранной зоне линии запрещается ставить скирды, ометы соломы, стога сена, располагать полевые станы, вагоны, коновязи и разводить костер.

В случае падения провода ЛЭП на машину водитель должен немедленно остановить ее, сигналом привлечь внимание водителя ближайшей машины, который, оценив обстановку, должен сообщить о случившемся в энергоснабжающую организацию. До прибытия аварийной бригады ни водитель, ни наблюдающий не должны предпринимать никаких самостоятельных действий. Приближаться к такой машине на расстояние менее 20 м запрещается. Если при этом машина загорелась, то обслуживающий персонал должен немедленно покинуть машину, причем так, чтобы одновременно не касаться машины и земли. Лучше всего спрыгнуть на обе сомкнутые ноги, не держась за машину, и удалиться от нее мелкими шагами (в полступни), чтобы не попасть под действие шагового напряжения. Тушить загоревшуюся машину под напряжением можно только углекислотными огнетушителями ОУ22, ОУ-5, но ни в коем случае не пенными огнетушителями ОХП-10.

Автокранами, стогометателем, дождевальными машинами строго запрещается работать непосредственно под проводами ЛЭП.

К машинам, которые используются для работы в охранной зоне ЛЭП напряжением 300-750 кВ, предъявляются такие требования: они должны быть исправными, полностью заправлены, укомплектованы противопожарным инвентарем, оборудованы заземлителем типа «груша», иметь металлическую застекленную кабину для водителя. Высокогабаритные машины и механизмы обязательно снабжают специальными сигнализаторами опасного приближения к проводам ЛЭП и наносят надпись «При работе в охранной зоне ЛЭП не поднимайся на верх машины».

Машины и механизмы на колесах с пневматическими шинами следует надежно заземлить приваренной к корпусу машины стальной, волочащейся по земле цепью (диаметр кольца – 8 мм, длина соприкосновения с землей 20-30 см). Гусеничные тракторы заземлению не подлежат.

При аварийной остановке в охранной зоне ЛЭП машины и механизмы на колесах с пневматическими шинами необходимо дополнительно заземлить с помощью инвентарного заземлителя типа «груша». Он представляет собой грушевидную гирю со штырем, прикрепленную к машине гибким стальным тросом, сечением не менее 6 мм2. Для заземления машины водитель выбрасывает «грушу» непосредственно из кабины на землю. Только после этого он может покинуть машину. Чтобы обеспечить более надежное заземление машины, нужно воткнуть в ЛЭП землю штырь «груши».

Искусственное дождевание в охранной зоне ЛЭП выполняется только машинами, обеспечивающими прерывистую струю воды. При этом необходимо следить, чтобы последние капли струи воды не пересекли ось трассы ЛЭП напряжением 110 кВ и выше.

Работы в охранной зоне ЛЭП следует выполнять не менее чем двум лицам, один из них – наблюдающий.

В каждом хозяйстве назначают ответственного за обеспечение электробезопасности при выполнении работ вблизи ЛЭП.

Персонал, занятый выполнением сельскохозяйственных работ в охранной зоне ЛЭП, должен пройти соответствующий инструктаж и уметь оказать помощь при поражении электрическим током. О проведении инструктажа делают соответствующую запись в журнал регистрации инструктажей по технике безопасности.

Безопасность жизнедеятельности вблизи воздушных ЛЭП - 3.0 out of 5 based on 2 votes

Работы в охранных зонах линий электропередач

Работы в охранных зонах линий электропередач

Высоковольтная линия электропередач (ВЛ, ЛЭП) – зона повышенной опасности для проведения строительно-монтажных работ.

Охранная зона расположена вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении.

Охранная зона ВЛ ограничена расстоянием от крайних проводов в зависимости от напряжения линии, до 20 кВ - 10 метров, до 35 кВ – 15 метров и т.д. (постановление Правительства РФ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» от 24.02.2009 г. № 160).

В отношении владельца линии ВЛ – это передающая часть действующей электроустановки, для строительно-монтажных организаций ВЛ – зона повышенной опасности поражения электрическим током. Работы необходимо проводить в соответствии с разделом IV. Охрана труда при производстве работ в действующих электроустановках Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 24.07.2013 г. № 328н.

Вдоль воздушных линий, периметр подстанций, вдоль распределительных устройств, находящихся в лесных массивах и зеленых насаждениях, для поддержания установленной ширины просек, должна периодически производиться расчистка от кустарников, обрезка деревьев по согласованию с лесхозами. Просека всегда должна быть расчищенной.

Читайте также наши лучшие статьи:

Таким же образом должны быть вырублены отдельные деревья, растущие вне просеки и угрожающие падением на провода или опоры ЛЭП.

Антикоррозионные покрытия металлических деталей электроустановок должны восстанавливаться по мере необходимости по распоряжению технического руководителя ВЛ.

На ВЛ напряжением выше 1000 В, подверженных интенсивному образованию льда, должна осуществляться плавка гололеда электрическим током.

На участках ЛЭП, подверженных интенсивному загрязнению окружающей средой, должна применяться специальная или усиленная изоляция и выполняться чистка изоляторов.

Смотрите вебинар на тему "Управление охраной труда на предприятии":

В местах пересечения ЛЭП с автодорогами, по которым предусматривается передвижение транспортных средств с высотой более 3 м, должны устанавливаться дорожные знаки, указывающие допустимую высоту движущегося транспорта с грузом.

Организация, эксплуатирующая электрические сети, должна следить за исправностью:

  • дорожных знаков, ограждений, габаритов, устанавливаемых на пересечениях ВЛ с автомобильными дорогами;
  • дорожных знаков, устанавливаемых на пересечениях ВЛ 330 кВ и выше с автомобильными дорогами, запрещающих остановку транспорта в охранных зонах этих ВЛ.

Установка и обслуживание указанных знаков производятся организацией, в ведении которой находятся автомобильные дороги.

Организация работы подрядных организаций в охранной зоне высоковольтных воздушных линий электропередачи

Взаимодействие подрядных организаций по охране труда должны проводиться в соответствие с п. 4.10.5.2 ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования».

Работы строительно-монтажных организаций в охранной зоне ВЛ запрещены, и в необходимых случаях могут выполняться только при получении письменного разрешения на производство работ от предприятия (организации), в ведении которых находятся эти сети. В охранной зоне действующей ВЛ работы проводят в соответствии с разделом IV. Охрана труда при производстве работ в действующих электроустановках Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 24.07.2013 г. № 328н.

Подрядные (СМР и наладочные) работы на территории владельца ВЛ должны производиться в соответствии с договором или иным письменным соглашением строительно-монтажной организации (СМО), в котором должны быть указаны сведения о содержании, объеме и сроках выполнения работ. Перед началом работ СМО должна представить список работников, которые имеют право выдачи нарядов и быть руководителями работ, с указанием фамилии и инициалов, должности, группы по электробезопасности.

Перед началом работ руководитель или уполномоченный представитель организации (обособленного подразделения) совместно с представителем СМО должны составить акт-допуск на производство работ на территории действующего предприятия по форме.

Актом-допуском должны быть определены: места создания видимых разрывов электрической схемы, образованных для отделения выделенного для СМО участка от действующей электроустановки, и места установки защитного заземления; место и вид ограждений, исключающих возможность ошибочного проникновения работников СМО за пределы зоны работ; места входа (выхода) и въезда (выезда) в зону работ; наличие опасных и вредных факторов. В акте-допуске или отдельном распоряжении организации (обособленного подразделения) - владельца электроустановок указываются работники, имеющие право допуска к работе работников СМО и право подписи наряда-допуска. При этом один экземпляр распоряжения выдается представителю СМО.

Ответственность за соблюдение мероприятий, обеспечивающих безопасность производства работ, предусмотренных актом-допуском, несут руководители СМО и организации - владельца электроустановок.

По прибытии на место проведения работ персонал СМО должен пройти вводный и первичный инструктажи по безопасности труда с учетом местных особенностей, имеющихся на выделенном участке опасных факторов, а работники, имеющие право выдачи нарядов и быть руководителями работ, дополнительно должны пройти инструктаж по схемам электроустановок. Инструктаж должен производить руководитель (или уполномоченный им работник) подразделения организации - владельца электроустановок. Проведение инструктажа должно фиксироваться в журналах регистрации инструктажей СМО и подразделения организации - владельца электроустановок.

Подготовка рабочего места для выполнения строительно-монтажных работ выполняется по заявке СМО работниками организации - владельца электроустановок.

Зона работ, выделенная для СМО должна иметь защитное ограждение, препятствующее ошибочному проникновению персонала СМО в действующую часть электроустановки.

Пути прохода и проезда персонала, машин и механизмов СМО в выделенную для выполнения работ огражденную зону, как правило, не должны пересекать территорию или помещения действующей части электроустановок.

Обязанности ответственных лиц за соблюдение правил электробезопасности

Первичный допуск к работам на территории организации должен проводиться допускающим из числа персонала организации - владельца электроустановок. Допускающий расписывается в наряде-допуске, выданном работником СМО, ответственным за выдачу наряда-допуска. После этого руководитель работ СМО разрешает приступить к работе.

В тех случаях, когда зона работ не выгорожена или путь следования работников СМО в выделенную зону проходит по территории или через помещения действующего РУ, ежедневный допуск к работам персонала СМО должен выполнять допускающий, а работы в ней должны проводиться под надзором наблюдающего из числа персонала организации - владельца электроустановок.

Наблюдающий наравне с ответственным руководителем (исполнителем) СМО несет ответственность за соответствие подготовленного рабочего места указаниям, предусмотренным в наряде-допуске, за наличие и сохранность установленных на рабочем месте заземлений, ограждений, плакатов и знаков безопасности, запирающих устройств приводов и за безопасность работников СМО в отношении поражения электрическим током.

Допуск персонала СМО к работам в охранной зоне линии электропередачи, находящейся под напряжением, а также в пролете пересечения с действующей ВЛ, проводят допускающий из числа персонала организации, эксплуатирующей линию электропередачи, и ответственный руководитель работ СМО. При этом допускающий осуществляет допуск ответственного руководителя и исполнителя каждой бригады СМО.К работам в охранной зоне отключенной линии электропередачи и на самой отключенной линии допускающему разрешается допускать только ответственного руководителя работ СМО, который затем должен сам производить допуск остального персонала СМО.

Выполнение работ в охранной зоне линии электропередачи, находящейся под напряжением, проводится с разрешения ответственного руководителя работ СМО и под надзором наблюдающего из персонала организации, эксплуатирующей линию электропередачи. Выполнение работ в охранной зоне отключенной линии электропередачи и на самой отключенной линии проводится с разрешения допускающего организации – владельца ВЛ, эксплуатирующей линию электропередачи, после установки заземлений.

Выполнение работ СМО в охранных зонах ВЛ с использованием подъемных машин и механизмов с выдвижной частью допускается с учетом требований пункта 45.6 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, и только при условии, если расстояние по воздуху от машины (механизма) или от ее выдвижной или подъемной части, от ее рабочего органа или поднимаемого груза в любом положении до ближайшего провода, находящегося под напряжением, будет не менее расстояния, указанного в таблице № 8 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок.

Допустимые расстояния до токоведущих частей, находящихся под напряжением

Для получения письменного решения о согласовании работ в охранной зоне линий электропередачи, строительно-монтажная подрядная организация не позднее чем за 15 рабочих дней до начала работ направляет главному инженеру филиала владельца линии письмо с приложением ПОС или ППР для согласования с представителями владельца ВЛ, имеющими право согласования, при проведении работ автовышками и грузоподъемной техникой в охранной зоне ВЛ.

Сопроводительное письмо должно быть оформлено на фирменном бланке, зарегистрировано, подписано руководителем и заверено печатью. Письмо должно содержать следующую информацию:

  • содержание, объемы и сроки выполнения работ и режим работы персонала подрядной организации (рабочие, выходные дни, количество смен, их продолжительность и т.д.).
  • наименование объекта, на котором планируется выполнение работ с указанием координат (квадратов, и т.д) с привязкой к местности.
  • списки работников, фамилия, имя, отчество, паспортные данные, их квалификационные группы, наименование должностей, в качестве какого персонала работают, указание их прав и обязанностей.
  • списки лиц, ответственных за безопасное проведение работ.

При работе спецтехники в зоне влияния ВЛ обязательным элементом проекта производства работ является типовая технологическая карта. В данной карте подрядная организация регламентирует процесс выполнения работ на территории заказчика.

В соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования» (п. 4.10.5.2), организация, привлекающая для выполнения определенного вида работ подрядчиков, должна обеспечить выполнение подрядчиками мероприятий по охране труда.

Эти мероприятия призваны устанавливать эффективную связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечивать условия передачи информации об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия.

- перечень автотехники и грузоподъемных механизмов, приложение технологических карт на работу СМО в работах в охранной линии ЛЭП, остающейся под напряжением, а также в пролете пересечения с действующей ВЛ.

Установка и работа грузоподъемных механизмов непосредственно под проводами ВЛ напряжением до 35 кВ включительно, находящимися под напряжением, не допускается.

При всех работах в пределах охранной зоны ВЛ без снятия напряжения механизмы и грузоподъемные машины должны заземляться. Грузоподъемные машины на гусеничном ходу при их установке непосредственно на грунте заземлять не требуется.

Границы охранной и опасной зоны устанавливаются в обе стороны от крайних проводов для соответствующего напряжения.

При разработке траншеи (котлована) допускается работа экскаватора непосредственно под проводами воздушной линии электропередачи, находящихся под напряжением 110 кВ и выше. При этом должны быть соблюдены условия, что расстояние от подъемной или выдвижной частей экскаватора, а также от перемещаемого им грунта, находящихся в любом положении, до ближайшего провода должно быть не менее указанного в таблице параметров опасной зоны для соответствующего напряжения So .

Рис. Работа одноковшового экскаватора непосредственно под воздушной линией электропередач

В случае невыполнения вышеизложенных условий разработку траншеи (котлована) по ЛЭП необходимо производить вручную.

Протяженность участка разрабатываемого под ЛЭП вручную определяется по формуле:

При проезде под линией электропередач, находящейся под напряжением, рабочие органы машин должны находиться в транспортном положении (кран-трубоукладчик должен быть с опущенной стрелой).

Передвижение машин вне дорог, под проводами линии электропередач, находящихся под напряжением, следует проводить в месте наименьшего провисания проводов (ближе к опоре), при этом необходимо соблюдать габариты механизмов по высоте. При передвижении и транспортировке строительных грузов и строительных машин по дорогам без покрытия высота верхних выступающих частей не должна превышать 3,5 метров.

При транспортировке строительных грузов и строительных машин по дорогам с твердым покрытием высота верхней выступающей части не должна превышать 5 метров.

Стоянка машин в охранной зоне ЛЭП допускается только по письменному разрешению организации, эксплуатирующей линию передач. Допускается в пределах рабочего места перемещение грузоподъемных машин по ровной местности с поднятым рабочим органом без груза и людей на подъемной или выдвижной части, если такое перемещение разрешается по заводской инструкции и при этом не требуется проезжать под не отключенными шинами и проводами ВЛ.

При переезде строительной техники и автомобильного транспорта под ЛЭП на расстоянии 10 м в обе стороны от ЛЭП установить столбы, вывесить сигнальную ленту и щиты с надписью “Осторожно! ЛЭП - высокое напряжение”.

При передвижении машин под проводами действующих ЛЭП расстояние по вертикали (Н) между самой верхней точкой машины и нижней точкой провисания провода в зависимости от напряжения воздушной линии должно быть не менее указанного в таблице 3.

При установке трубоукладчика на месте работы производителем работ совместно с допускающим должен быть определен необходимый сектор перемещения стрелы. Этот сектор до начала работ должен быть ограничен шестами с флажками, а в ночное время сигнальными огнями.

Устанавливать грузоподъемную машину (механизм) на выносные опоры и переводить ее рабочий орган из транспортного положения в рабочее должен управляющий ею машинист. Не разрешается привлекать для этого других работников.

Складирование материалов и оборудования в охранной зоне запрещается.

Границы охранной и опасной зоны устанавливаются в обе стороны от крайних проводов для соответствующего напряжения.

При приближении грозы, лицо, ответственное за безопасное производство работ, обязано прекратить работы и вывести всех работающих из зоны работ на расстояние не ближе 30 метров от ЛЭП. Во время грозы производство работ и пребывание людей в охранной категорически запрещено. Стрелы крана или подъемного механизма с токоведущими частями, находящимися под напряжением, машинист должен принять меры к быстрейшему разрыву возникшего контакта и отведению подвижной части механизма от токоведущих частей на расстояние не менее 4 метров, предупредив окружающих работников о том, что механизм находится под напряжением.

Категорически запрещается работа грузоподъемных машин при ветре, вызывающем приближение на недопустимое расстояние грузов или свободных от них тросов и канатов, с помощью которых поднимается груз, до находящихся под напряжением токоведущих частей, при работе грузоподъемных машин и механизмов пребывание людей под поднимаемым грузом, а также в непосредственной близости (ближе 5 м) от натягиваемых проводов (тросов), упоров, креплений и работающих механизмов.

При проезде, установке и работе автомобилей, грузоподъемных машин и механизмов расстояния от подъемных и выдвижных частей, стропов, грузозахватных приспособлений, грузов до токоведущих частей, находящихся под напряжением, должны быть не менее 4 м.
Установка и работа кранов-трубоукладчиков на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 42 В осуществляются только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы. Порядок организации производства работ вблизи линии электропередачи, выдачи наряда-допуска и инструктажа устанавливается приказом по организации, производящей погрузочные работы, и производителем работ.

Если в результате соприкосновения или электрического разряда произойдет возгорание строительной машины, не позволяющее оставаться в ней, машинист должен, не держась руками за части машины, спрыгнуть на землю сразу обеими ногами и оставаться на одном месте до снятия напряжения с ЛЭП. Удаляться от машины до снятия напряжения с линии можно прыжками на одной или двух ногах одновременно, или мелкими шагами, не превышающими длину стопы.

При обнаружении на действующей ЛЭП оборвавшегося и лежащего на земле или провисающего провода запрещается приближаться к нему на расстояние менее 8 метров.

Если поставить охрану не представляется возможным, необходимо установить предупредительные знаки и укрепить их на стойках вблизи обрыва по радиусу с четырех сторон, но не ближе 8 метров, то есть за пределами шагового напряжения.

После устройства ограждения для установки предупредительных знаков следует немедленно сообщить в эксплуатирующую организацию о местонахождении обрыва.

Для отделения пострадавшего от токоведущих частей, находящихся под напряжением, следует надеть диэлектрические перчатки и боты и действовать штангой или изолирующими клещами, рассчитанными на соответствующее напряжение.

При этом надо помнить об опасности напряжения шага, если токоведущая часть (провод и т.п.) лежит на земле, и после освобождения пострадавшего от действия тока необходимо вынести его из опасной зоны.

На линиях электропередачи, когда нельзя быстро отключить их из пунктов питания, для освобождения пострадавшего, если он касается проводов, следует произвести замыкание проводов накоротко, набросив на них неизолированный провод.

Провод должен иметь достаточное сечение, чтобы он не перегорел при прохождении через него тока короткого замыкания. Перед тем как произвести наброс, один конец провода надо заземлить (присоединить его к телу металлической опоры, заземляющему спуску и др.). Для удобства наброса на свободный конец проводника желательно прикрепить груз. Набрасывать проводник надо так, чтобы он не коснулся людей, в том числе оказывающего помощь и пострадавшего. Если пострадавший касается одного провода, то часто достаточно заземлить только этот провод.