Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по заполнению гис жкх для управляющей компании img-1

инструкция по заполнению гис жкх для управляющей компании

Категория: Инструкции

Описание

Видеокурс по работе в ГИС ЖКХ

Новые требования к оформлению решений и протоколов.

Изменение порядка расчетов за содержание и ремонт жилищного фонда.

Новый порядок начисления платы за ОДН.

Порядок включения расходов на оплату коммунальных ресурсов в плату за ОДН.

Планируемые изменения в части исключения услуги «сбор и вывоз ТБО» из состава расходов на содержания жилья в связи с введением коммунальной услуги «обращение с ТКО».

Порядок начисления штрафов в пользу потребителей и учет таких штрафов в расчетах между управляющими и РСО.

Контроль правильности начисления платежей за ЖКУ.

Новый порядок расчета размера пени за несвоевременное внесение платы за ЖКУ.

Рекомендации по работе с неплатежами населения и возможности ограничения или приостановления подачи коммунальных ресурсов.

Изменение порядка установления социальных нормативов.

Другие статьи

Интеграция с ГИС ЖКХ (программа на базе 1С)

Преимущества готовой программы, интегрированной с ГИС ЖКХ

Специально для ведения учета в ЖКХ и обмена данными с ГИС ЖКХ мы создали программу «Инфокрафт: Формула ЖКХ».

Эта программа позволяет рассчитывать квартплату, вести бухгалтерский учет (включает все возможности «1С:Бухгалтерии 8») и сдавать электронную отчетность, а также реализует наиболее эффективный и безопасный способ взаимодействия с ГИС ЖКХ .

Вам не нужно тратить деньги и время на интеграцию с ГИС ЖКХ. Все данные, которые необходимо размещать в ГИС ЖКХ, хранятся в вашей учетной системе. Которая, в свою очередь, уже интегрирована с ГИС ЖКХ.

Работайте с ГИС ЖКХ напрямую. Это исключит потерю или искажение ваших данных на серверах третьих лиц.

Какие данные можно выгружать в ГИС ЖКХ из 1С?

В решениях «Инфокрафт: Формула ЖКХ» на платформе «1С:Предприятие 8» уже реализованы следующие возможности обмена:

  • передача информации по жилым домам (информация о зданиях и комнатах);
  • передача информации по многоквартирным домам (информация о зданиях, жилых помещениях, нежилых помещениях, подъездах и комнатах);
  • передача информации по лицевым счетам;
  • передача информации по приборам учета;
  • передача информации по начислениям (платежные документы).

Как работает интеграция 1С и ГИС ЖКХ?

Автоматизированный обмен с ГИС ЖКХ возможен через Excel-файлы (максимальный контроль над передаваемой информацией) и напрямую, через защищенное соединение (максимальная скорость публикации).

Взаимодействие с ГИС ЖКХ через Excel-файлы (шаблоны .xls)

Вопросы и ответы

Что такое ГИС ЖКХ?

Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Какова ответственность за не размещение информации в ГИС ЖКХ?

С 1 января 2017 года в случае, если в ГИС ЖКХ не размещена информация о размере платы, подлежащей внесению потребителем за жилое помещение и коммунальные услуги, то потребитель имеет законное право не оплачивать квитанцию за ЖКУ, даже если она предоставлена в бумажном виде.
Также за несоблюдение требований закона предусмотрены штрафы до 200 тысяч рублей и лишение лицензии на срок до 3-х лет.

Как настроить интеграцию решений Инфокрафт с ГИС ЖКХ?

Воспользуйтесь инструкциями из базы знаний Инфокрафт:

Доступные решения для ЖКХ
2002–2016

Обратитесь к базе знаний или позвоните нам
по бесплатному номеру 8 800 200 7 365

пользователей уже выбрали
решения Инфокрафт

Компания «Инфокрафт» является действующим партнером сети «1С:Аренда ПО». Работая в облачном сервисе, вы гарантированно используете лицензионное программное обеспечение.

Ваш браузер работает с сайтом по защищенному протоколу HTTPS. Все ваши данные передаются в зашифрованном виде. Ваша личная информация под надежной защитой.

Московские управляющие компании могут делегировать ДИТ права на добавление сведений в ГИС ЖКХ

Московские управляющие компании могут делегировать ДИТ права на добавление сведений в ГИС ЖКХ

Все столичные управляющие компании и жилищные объединения должны в соответствии с федеральным законодательством не позднее 1 июля 2016 года зарегистрироваться в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), куда в дальнейшем будут вноситься все сведения об их деятельности. Для выполнения этого требования организациям необходимо получить квалифицированную электронную подпись, зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и на портале ГИС ЖКХ.

После входа в систему управляющие компании должны разместить на портале всю необходимую информацию о своей деятельности — самостоятельно или же делегировать эту функцию Департаменту информационных технологий города Москвы. Основной массив сведений, которые должны быть размещены на федеральном портале ГИС ЖКХ, дублируется в государственной информационной системе «Реестр домовладений», оператором которой является ДИТ, а данные о лицевых счетах, показаниях приборов учета и начислениях за жилищно-коммунальные и прочие услуги по многоквартирным домам рассчитываются в АСУ ЕИРЦ. При делегировании полномочий на внесение сведений департаменту управляющим компаниям не придется дважды вносить одну и ту же информацию в разные системы, при этом все требования законодательства будут соблюдены. Выбрать способ предоставления сведений управляющие организации и жилищные объединения смогут после регистрации в ГИС ЖКХ в своем личном кабинете.

За несоблюдение сроков регистрации и предоставления сведений в ГИС ЖКХ законодательством предусмотрена административная ответственность для управляющих организаций и жилищных объединений.

Портал ГИС ЖКХ создается как централизованный информационный ресурс, который объединит все разрозненные данные о сфере коммунального хозяйства. В частности, жители на портале смогут получить исчерпывающую информацию о работе своей управляющей компании.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Жульё моё: как УК разводят с ГИС ЖКХ

Дорогие коллеги, этот пост мы решили посвятить злободневной теме о том, как некоторые недобросовестные организации наживаются на управляющих компаниях и заставляют их платить за то, что размещать в ГИС ЖКХ не требуется.

Любители эпистолярного жанра

Вот такие письма приходят управляющим компаниям, в которых им пытаются навязать совершенно ненужные услуги и расходы. Ознакомьтесь внимательно с текстом письма, чтобы когда вам придёт подобное или, если такие письма уже приходили, не попасть на крючок к жуликам.

Эти данные вносить управляющие компании не должны! Тем более сейчас! Обязанность для управляющих компаний по размещению информации в полном объёме в ГИС ЖКХ наступает с 1 июля 2016 года, как это указано в п.4 ст.12 ФЗ №209 от 21.07.2014 года. Сейчас вас даже оштрафовать не смогут за неполное размещение сведений в системе, поскольку ст.13.19.2 КоАП РФ начнёт действовать только с 1 июля 2016 года.

Когда нужно размещать информацию в ГИС ЖКХ

Для тех пилотных 76 субъектов РФ, которые заключили соглашение об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ. обязанность по заполнению системы может наступить раньше 1 июля 2016 года. Но это случится только в том случае, если ГИС ЖКХ в одном из этих регионов будет заполнена всеми поставщиками информации на 20%. С этого момента соглашение об опытной эксплуатации вступает в силу. Именно с этого времени даётся 4 месяца на размещение информации в системе (п.5 ст.12 209-ФЗ ).

Для 26 регионов 1 февраля 2016 года вступили в силу соглашения об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ. У этих субъектов РФ к 1 июня 2016 года в системе уже должна быть размещена в полном объёме требуемая по законодательству информация. Но не ранее этого срока.

Давайте обратимся непосредственно к законодательству и процитируем дословно выдержки из 209-ФЗ:

П.4 ст.12 “С 1 июля 2016 года, но не ранее ввода системы в эксплуатацию поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом. В случае, если законодательством Российской Федерации для поставщиков информации установлен более ранний срок размещения информации в системе, поставщики информации обязаны размещать в системе такую информацию в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.”

П.5 ст.12 “При заключении субъектом Российской Федерации с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и оператором системы соглашения об опытной эксплуатации системы на территории субъекта Российской Федерации поставщики информации, осуществляющие деятельность на территории такого субъекта Российской Федерации, за исключением федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, обязаны размещать в системе информацию, подлежащую обязательному размещению в системе в соответствии с настоящим Федеральным законом, по истечении четырех месяцев со дня вступления в силу этого соглашения, но не позднее 1 июля 2016 года.”

Как видите, никаких других сроков в законе не прописано. Поэтому не нужно бить панику и платить непонятным сторонним организациям, лишь бы они внесли все данные, даже те, которые в принципе не требуются от управляющих компаний. Нужно сесть и разобраться, а также внимательно изучить законодательство. Иначе можно легко стать добычей для подобных жуликов.

Что сейчас нужно разместить в ГИС ЖКХ

На сегодняшний день управляющие компании должны зарегистрироваться в ГИС ЖКХ и разместить по управляемым домам следующую информацию:

  • Адрес дома
  • Кадастровый номер дома
  • Общую площадь здания
  • Состояние (исправный/аварийный/ветхий)
  • Серию и тип проекта здания
  • Тип проекта здания (блочный/деревянный/каркасно-щитовой/кирпичный/монолитный/панельный)
  • Год постройки и ввода в эксплуатацию
  • Общий износ здания
  • Площадь застройки
  • Количество этажей
  • Общую площадь жилых и нежилых помещений по паспорту помещения
  • Наличие статуса объекта культурного наследия

Также необходимо прикрепить договор управления как основание на оказание соответствующих услуг управляющей компанией. По договору управления указывается следующая информация:

  • Номер договора
  • Дату заключения договора
  • Дату вступления в силу
  • Планируемую дату окончания
  • Проект договора управления
  • Приложения к договору управления
  • Копия протокола общего собрания собственников, на котором было принято решение о выборе управляющей компании, или копию протокола открытого конкурса по выбору УК

Больше никаких дополнительных сведений типа номера и характеристики помещения, площади квартир и количества комнат указывать управляющим компаниям не нужно! И то после того, какРосРеестр разместит свою часть информации, управляющим компаниям останется еще меньше работы.

Другие поставщики информации в ГИС ЖКХ

Обязанность по размещению этих данных полностью лежит на РосРеестре. Соответствующийсовместный Приказ Минкомсвязи и Минстроя РФ об этом под номером 311/612/пр от 24.08.2015 года регламентирует сроки и перечень информации, подлежащей размещению РосРеестром в ГИС ЖКХ.

В Приказе перечислены данные, подлежащие размещению в системе РосРеестром:

  • вид объекта недвижимости (здание, сооружение, помещение);
  • кадастровый номер;
  • государственный учётный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер);
  • кадастровый номер здания, в котором расположено помещение, номер этажа, на котором оно расположено (при наличии этажности);
  • площадь объекта недвижимости;
  • основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объём, высота, площадь застройки) и её значение;
  • кадастровые номера помещений, расположенных в здании;
  • кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната, если объектом недвижимости является комната.

Описание объекта недвижимости :

  • адрес или описание местоположения;
  • назначение (нежилое здание, жилой дом или МКД);
  • назначение помещения (жилое или нежилое);
  • вид жилого помещения (комната, квартира);
  • в случае если нежилое помещение является общим имуществом собственников помещений в МКД, отметка об этом;
  • назначение сооружения;
  • количество этажей, включая подземные (при наличии этажности);
  • материал наружных стен;
  • год ввода в эксплуатацию;
  • сведения о прекращении существования (дата снятия с кадастрового учёта), если он прекратил существование;
  • наименование здания, сооружения (при наличии);
  • сведения о включении в единый госреестр объектов культурного наследия народов РФ, а также данные об отнесении к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый госреестр объектов культурного наследия народов РФ.

Сведения о вещных правах на объект недвижимости :

  • сведения о правообладателе;
  • вид права;
  • номер и дата госрегистрации права;
  • сведения об ограничении (обременении) права при наличии, срок, на который оно установлено.

РосРеестр должен будет разместить в системе всю информацию из госкадастра недвижимости и ЕГРП. об объектах государственного учёта жилищного фонда вместе с их техническими характеристиками и состоянием, объектах тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения, используемых для предоставления коммунальных услуг в МКД. Некоторые из этих сведений будут доступны только в закрытой части ГИС ЖКХ.

Таким образом, управляющим компаниям не нужно размещать в ГИС ЖКХ информацию о номерах и характеристиках помещений, площади квартир и количестве комнат. Это не их задача! Не попадайтесь на удочку мошенников и не платите им за размещение совершенно ненужной информации!

Откуда у них такие сведения, никому не известно! Поскольку даже в 209-ФЗ нет никаких ссылок или упоминаний об этих данных. Скажем больше, с 1 ноября 2015 года на Федеральном портале нормативно-правовых актов висит на стадии антикоррупционной экспертизы проект совместного Приказа Минкомсвязи и Минстроя РФ. Всю информацию по проекту вы можете посмотреть здесь .

Пока этот проект не одобрен, не принят и не утверждён. И когда он будет принят или появится новый приказ вместо данного проекта, никому не известно. Поэтому на сегодняшний день нет чёткого перечня информации к размещению в ГИС ЖКХ управляющими компаниями.

Доподлинно известен только состав сведений о многоквартирных домах в управлении УК. Перечень закреплён в совместном Приказе Минкомсвязи и Минстроя РФ №368/691/пр от 29.09.2015 года.

Подытоживая всё вышесказанное, еще раз обращаем ваше внимание на то, что управляющая компания на сегодняшний день должна размещать в ГИС ЖКХ только определённый перечень информации. УК не нужно размещать абсолютно все сведения, поскольку информация разделена между всеми поставщиками, к которым относятся и РосРеестр, и Пенсионный Фонд, и Почта России, и РСО, и многие другие организации.

За каждым поставщиком информации закреплён конкретный перечень сведений, подлежащих размещению. Поэтому прежде чем платить сомнительным организациям, пытающимся вытянуть из вас деньги, почитайте законодательство и разберитесь в ситуации.

Представляем вашему вниманию видео-материал по этой теме, который поможет внести ясность по данной проблеме.

Жилищно-коммунальный хаос

Жилищно-коммунальный хаос

Летом, когда совпали сезон отпусков и предвыборная кампания, в России совершенно незамеченной прошла масштабная реформа, притом в такой чувствительной сфере, как ЖКХ. Если быть точным, реформируется система начисления и администрирования коммунальных платежей. Традиционные «жировки» теперь становятся своего рода бумажным приложением к государственной информационной системе (ГИС) ЖКХ. Уже с 1 июля этот сайт считается единственным источником официальной информации о коммунальных счетах россиян. А с 1 января вступит в силу норма, согласно которой россияне смогут и вовсе не оплачивать «жировки», если данные в них не внесены в ГИС ЖКХ. Мы попытались разобраться в том, что из этого выйдет и почему столь важная реформа была проведена в короткие сроки и осталась совершенно незамеченной большинством граждан.

Реформа носит межведомственный статус, однако непосредственно за создание и дальнейшее функционирование ГИС ЖКХ отвечает Министерство связи и массовых коммуникаций. Государственным заказчиком выступал подведомственный Минкомсвязи ФГУП «Почта России» (что стилистически не очень хорошо монтируется с представлениями о скорости и точности работы, которыми, безусловно, должна обладать информационная система). Главный идеолог проекта — ?заместитель министра связи Михаил Евраев. «Новая газета» направила на его имя официальный запрос, но на момент подготовки публикации ответа мы не получили. Поэтому пока будем опираться на публичные высказывания Михаила Евраева, в том числе на интервью «Российской газете», которое он дал по случаю выхода системы «на проектную мощность».

Первое, что обращает на себя внимание: замминистра гордится тем, что ГИС ЖКХ была разработана и запущена всего за два с половиной года, хотя, по его же оценкам, стандартный срок для реализации такого проекта составляет пять — ?семь лет. Сразу же возникает вопрос: а к чему была эта спешка? В системе ЖКХ, безусловно, масса проблем, но администрирование коммунальных платежей россиян явно не входило в их число. Показатель собираемости платежей физлиц очень высокий, то есть управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и другие операторы рынка и без ГИС ЖКХ прекрасно справлялись со своей работой.

Правда, стахановские темпы позволили всего за два с половиной года освоить 2,4 миллиарда рублей. Теперь отступать министерству и «Почте России» действительно некуда. Нужно показать, что система работает, и работает хорошо. Участники рынка уверены, что это не так. Более того, по ряду экспертных оценок, проблема не только в технических недоработках, число которых велико и, очевидно, связано со спешкой разработчиков. Но концептуальные изъяны есть и в самой архитектуре системы. Если коротко, то она должна сделать рынок прозрачным, но в нынешнем виде она будет стремиться его собой заменить.

ГИС ЖКХ — ?огромный информационный хаб, в который должна быть внесена информация обо всем жилом фонде страны, а также о собственниках жилья, эксплуатирующих и ресурсоснабжающих организациях. В ней же должны отражаться все данные о платежах за коммунальные услуги. Делается это для того, чтобы каждый гражданин, зарегистрировавшись на сайте ГИС ЖКХ, мог в любой момент времени оперативно и бесплатно получить информацию о своей недвижимости и счетах. Само по себе это правильно и полезно. Однако участники рынка и эксперты обращают внимание на то, что из информационной система мутировала в платежную. И тут на первый взгляд нет ничего плохого: удобно ведь оплачивать все счета из одного аккаунта. Так оно и было бы, если бы ГИС ЖКХ давала такую возможность в качестве дополнительной к уже существующим на рынке предложениям. Но законодательная база сформирована таким образом, что ГИС ЖКХ становится фактически безальтернативной. А все потому, что в системе предусмотрена функция квитирования.

Подробнее о том, что это такое, можно прочитать в справке «Новой», но попробуем объяснить коротко. Основные показатели — ?это сумма начислений и сумма внесенных платежей, а квитирование — ?это процесс их сопоставления. Если вы заплатили ровно столько, сколько начислено, то по итогам квитирования получается ноль, если больше — ?то переплата, если меньше — ?задолженность.

Совместным приказом Минкомсвязи и Минстроя (в ведении которого находится ЖКХ) установлен порядок, по которому управляющие компании и ресурсоснабжающие организации (например, водоканалы, тепловые и энергетические компании) будут выгружать в ГИС информацию о начисленных платежах, а банки, платежные системы и почтовые отделения — ?информацию об оплате. После этого в недрах ГИС будет происходить таинство автоматического квитирования и на выходе будет получен единственно верный вариант, который каждый гражданин сможет узнать в личном кабинете на сайте системы.

Выглядит так стройно и красиво, что даже дух захватывает. Но в реальности неизбежно возникнет конфликт между ГИС ЖКХ и биллинговыми системами ТСЖ и ресурсоснабжающих организаций. Они, разумеется, тоже производят квитирование, но не в автоматическом режиме, и вовсе не потому, что их софт менее совершенен, чем у «Почты России». Просто есть информация, которую нужно учитывать при начислениях: перерасчеты, пени, взыскания по исполнительным листам. В то же время зачисление денег на счета ресурсоснабжающих организаций происходит не в момент перечисления их плательщиком со счета карты, а с некоторым — ?и порой значительным — ?опозданием. Существующие на рынке биллинговые системы все эти нюансы учитывают, а ГИС ЖКХ — ?нет.

Это значит, что между ГИС ЖКХ и данными участников рынка неизбежно и систематически будут возникать расхождения. В масштабах страны речь будет идти о накоплении миллиардов «условно уплаченных» рублей.

При этом официальными будут считаться только данные ГИС ЖКХ, и с 1 января граждане получат право не оплачивать счета, если они не заведены в систему, независимо от причин, по которым это произошло.

А таких причин масса. Наиболее очевидная из них — ?несовершенная работа самой ГИС ЖКХ. Например, НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» был проведен опрос 500 ТСЖ из разных регионов страны — ?от Центральной России до Камчатки. По данным опроса, в 68,6% случаев у участников опроса возникали трудности с подготовкой к размещению информации в ГИС ЖКХ, в т. ч. участники опроса отмечали:

- отсутствие необходимой техники — ?45%;

- отсутствие квалифицированного персонала — ?48%;

- отсутствие средств на дополнительные расходы (покупка электронных ключей и т. п.) — ?65%.

Расскажем об этих проблемах чуть подробнее, начиная с последней. Если гражданам для регистрации в ГИС ЖКХ достаточно пройти сравнительно легкую процедуру регистрации, то представителям ТСЖ потребуется ключ электронной подписи. Для того чтобы его получить и использовать, нужно иметь соответствующую технику и программное обеспечение, в том числе сертифицируемое ФСБ (речь-то идет о шифровании). Даже если у вас есть современное оборудование и навыки программиста (а такое в реальности встречается редко), потребуется заплатить не менее 10 тысяч рублей. Причем если произойдет любое изменение реквизитов, и платить, и регистрироваться в системе придется по новой.

Граждане могут регистрироваться бесплатно и ничего не платить, но тогда их персональные данные, переданные в систему, не будут защищены — ?на радость мошенникам. Или можно использовать защищенные каналы, но это уже стоит денег.

Совсем другой — ?пугающий — ?масштаб цифр мы получаем, когда заводим речь о внедрении ГИС ЖКХ на уровне не отдельного ТСЖ, а крупной ресурсоснабжающей организации. Например, Мосводоканал уже разместил на «госзакупках» соответствующую заявку. Цена вопроса — ?более 15 миллионов рублей. А за все в системе ЖКХ в конечном итоге платит потребитель.

О проблемах внедрения ГИС ЖКХ говорили и на рабочей группе Российского союза промышленников и предпринимателей, причем в некомплиментарных выражениях: «Система работает нестабильно: ее форматы и интерфейс часто меняются (10 раз за последние четыре месяца) и отсутствует четкое законодательное регулирование между поставщиками информации и оператором («Почта России»). Кроме того, с 1 января 2017 года потребитель может воспользоваться правом не оплачивать услуги ресурсоснабжающих организаций, если в ГИС ЖКХ отсутствует электронный аналог платежного документа. Члены Комиссии РСПП по ЖКХ отмечают, что по состоянию на сегодняшний день недопустимо использовать ГИС ЖКХ в качестве платежной системы и провоцировать неплатежи. ГИС ЖКХ должна быть исключительно информационной системой, содержащей проверенную информацию».

Замминистра Минкомсвязи Михаил Евраев занимает противоположную позицию. По его мнению, безальтернативность ГИС ЖКХ создает «экономические стимулы» для того, чтобы ТСЖ, управляющие компании и ресурсоснабжающие организации не отлынивали от ее использования. При этом Евраев полагает, что такие стимулы будут эффективнее штрафов. Но дело в том, что штрафы законодательство как раз предусматривает, причем не копеечные — ?до 200 тысяч рублей. Да, Минкомсвязи к этому не будет иметь никакого отношения, но есть ведь и жилищная инспекция, и прокуратура, которые получают в распоряжение дополнительный инструмент борьбы за «интересы граждан».

Между тем интересы граждан, вполне возможно, в результате работы ГИС ЖКХ будут как раз нарушаться. Например, корректная информация о платежах за ЖКУ необходима для начисления гражданину субсидий, при проведении перерасчетов и других неавтоматизированных операциях. К тому же никто не может ответить на вопрос: а что, если в систему ГИС ЖКХ закрадется ошибка? Понятно, что идеологи и разработчики системы отрицают саму такую возможность, но ведь объективно она существует. А вот системы арбитража и контроля за правильностью начислений — ?нет. ГИС ЖКХ приобретает черты высшей силы, спорить с которой бесполезно. Интересно, как это соотносится с законодательством о защите прав потребителей?

Одним словом, прогрессивная в принципе идея о создании прозрачной системы контроля над деятельностью управляющих компаний и ТСЖ обернулась принудительным внедрением сырого и недоработанного продукта, который грозит внести еще большую путаницу и спровоцировать рост социальной напряженности. Для того чтобы этого избежать, достаточно убрать избыточное требование об автоматическом квитировании, отказаться от системы штрафов и как минимум перенести введение нормы о приоритете данных ГИС до того момента, как система начнет работать без недоработок и сбоев.

Справка «Новой»

Совместный приказ Минкомсвязи России (№ 589) и Минстроя России (№ 944/пр) «Об утверждении порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней», зарегистрированный в Минюсте России 19 февраля 2016г. № 41149, содержит положения об обязательном осуществлении в системе функции «квитирования», то есть сопоставления информации о начислении платы за ЖКУ и информации об оплате.

Большая часть субъектов рынка ЖКХ в лице управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций обладают собственными биллинговыми системами, при этом информация об оплате у участников рынка обрабатывается в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением правительства РФ от 28.03.2012 г. № 253, которыми установлен четкий порядок учета поступивших платежей граждан как в счет погашения задолженности, так и по их разнесению по видам ресурсов. И этот порядок не предполагает автоматического квитирования информации об оплате с начислениями за расчетный период, поскольку в биллинговых системах используется дополнительная оперативная информация о рассрочках, перерасчетах, начисленных штрафах и пени, исполнительных листах (включая взыскание госпошлины) и т.д. использование которой в ГИС ЖКХ не предусмотрено.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» предусматривает внесение информации о начислении, оплате и задолженности по коммунальным услугам непосредственно управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями, а также информации о внесении платы кредитными организациями, организациями федеральной почтовой связи и платежными агентами, но не предусматривает выполнение системой функции квитирования.

Мнение эксперта

председатель Костромской региональной ассоциации ТСЖ и ЖСК:

— Мне сложно оценивать функционирование Государственной информационной системы ТСЖ, так как по факту у нас она пока не работает в полном смысле этого слова. Она внедрена, она обязательна для заполнения учетных данных, но наполнение ее необходимой информацией пока затруднительно. Объясню: работа в этой системе сопряжена со значительными усилиями, внесением огромного количества документации, ее сверки, даже процесс регистрации ТСЖ связан с получением платного ключа электронной подписи и прочими действиями. Скажу прямо: в нашем регионе только около 6% ТСЖ интегрированы в ГИС ЖКХ.

Простым людям очень сложно вникнуть в эту сложную систему, разобраться в этом проекте, просто понять ее функционал. Это же обычные граждане, выбранные своими соседями для организации управления хозяйственной деятельностью дома, взявшие на себя внушительные обязанности ради общего блага. А теперь, с введением ГИС ЖКХ, их общественная работа превратилась в головную боль. В Facebook создана группа, посвященная ГИС ЖКХ, в дискуссии там участвуют и управляющие компании, и представители ТСЖ, и простые граждане, есть даже разработчики этого проекта. Так даже они не всегда могут помочь с возникающими вопросами и проблемами. Сайт системы часто находится на профилактике, что и без того трудоемкий процесс внесения данных превращает в истерию.

В принципе система создания ГИС ЖКХ мне понятна, в каких-то моментах я ее даже одобряю. Не секрет, что многие управляющие компании, отвечающие, например, за ремонт вашего дома, ведут себя недобросовестно. Средства граждан или субсидии, выделяемые из городской казны на работы по содержанию жилых комплексов, бесследно исчезают, работы не выполняются, а оплата коммунальных услуг неуклонно растет. Контроль за такими участниками рынка необходим, и в этой функции ГИС ЖКХ может стать основным источником раскрытия информации. Полная прозрачность информации о структуре управляющих компаний или товариществ собственников жилья, их бухгалтерская отчетность, акты и выполнении работ и их полная стоимость — все это предусмотрено на новом портале. В остальных аспектах создание этой системы вызывает вопросы.

Я понимаю стремление вывести огромный пласт бумажно-номенклатурной деятельности ЖКХ в электронную форму — все к этому идет. Но мне совсем непонятно, почему эту «сырую» систему навязывают, делают обязательной, не оставляя, по сути, никаких альтернатив. Например, моим родителям, которым 80 лет, трудно объяснить, почему они должны регистрировать личный кабинет и оплачивать платежи не по старинке — в кассах банка, а безналичными платежами, которые, на их взгляд, не дают гарантий успешно проведенной операции. И, поверьте, подобных им пенсионеров, да и просто людей, живущих вдали от цивилизации — в селах, деревнях без интернета и высоких технологий, довольно много. Если ГИС ЖКХ призвана упростить оплату «коммуналки» — зачем в ней столько сложностей? И кому это удобно, когда в регионах и так существуют иные способы безналичной оплаты — через приложения на смартфонах и терминалы оплаты? Насколько безопасна будет система оплаты через единую (ОДНУ!) ГИС ЖКХ? И насколько она будет оперативна и эффективна, учитывая перебои в работе программы и большой поток посетителей со всей страны?

Также пока у меня нет подтвержденных гарантий, что внесенная в ГИС ЖКХ информация для потребителей, оплачивающих коммунальные услуги, будет достоверной. Уже сейчас там много неточностей. Автоматически сверяясь с кадастровой картой или базой Росреестра, ГИС ЖКХ пропускает в свою систему ошибки, допущенные этими организациями. Например, моей квартиры, судя по их данным, вообще не существует в доме, у кого-то неправильно указан метраж. Я принял бы это, если бы проект ГИС ЖКХ находился в разработке, работал в тестовом режиме. Но, по заявленным данным, он с 1 декабря заработает на полную мощность, а неточности и ошибки должны исправлять сами пользователи. Опять же, насколько затянется этот процесс, не нужно объяснять.

Я слышал сообщения о том, что если информации о платежах не будет в ГИС ЖКХ, то и платить по счетам, выставленным управляющими компаниями, будет не нужно. Это миф, придуманный для популяризации этой программы. Платить все равно придется, а за просрочку (не по вашей вине) могут еще и начислить штрафы, в противном случае обратятся в суд. Будьте бдительны! Сверяйте показания приборов учета, данных в платежных документах и данных, внесенных в ГИС ЖКХ. При расхождениях обращайтесь в ТСЖ, ЖСК, УК или ЕИРЦ, имея в виду, что на каком-либо этапе могли произойти ошибки, а виноватыми в них окажемся именно мы — собственники жилья.

И основной момент, наиболее важный для каждого из нас. Учитывая особенности работы с программой ГИС ЖКХ, управляющим компаниям потребуется дополнительный персонал, обладающий необходимыми знаниями и навыками. Оплата их труда ложится и на наши плечи. Также для работы в программе ГИС ЖКХ каждому ТСЖ, ЖСК или УК необходимо приобретение ключа электронной подписи. Его цена около 4000 рублей в год. Это крошечная сумма для ТСЖ, объединяющего несколько многоквартирных домов, но для собственников в домах сельских районов может здорово ударить по бюджету. По подсчитанным нами данным, введение ГИС ЖКХ повысит трудоемкость и оплату содержания дома на 10%.

Картина дня Не урок, а ловушка для государства. Показательный процесс над Карауловой был нужен. Но приговор все обессмыслил Конец эпохи «питерских». В России с надоевшими лицами прощаются не избиратели, а президент, который некогда рекрутировал их Союз земли и моря. Беседа писателя Александра Гениса с кулинарным перфекционистом Владимиром Бородиным Владимир Путин ответил на вопросы журналистов. Трансляция большой пресс-конференции Читайте также

Домовая завеса. Что скрывается за трагедией в Рязани

Штурм карманов. Тарифы ЖКХ вырастут по консервативной схеме, зато государство возьмет свое кадастром и мусором